УДК 1174
Н. В. Румянцева
ДЕТСКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
В статье обосновывается развитие у детей эстетического отношения к действительности как стратегическая педагогическая цель в детском театральном объединении. На основе обобщения педагогического опыта представлены средства и условия развития эстетического отношения, а также образовательные результаты в детском театральном объединении.
In the article the process of aesthetic attitude development is observed as main goal of pedagogical activity in children's theatre group. On the basis of pedagogical experience generalization the pedagogical means of aesthetic attitude development are confirmed and a methods, forms and results of application of these in educational practice are pointed.
Ключевые слова: эстетическое отношение к действительности, детское театральное объединение, художественные результаты, педагогические результаты, авторская позиция.
Keywords: aesthetic attitude, children's theatre group, art result, pedagogical result, the author's position.
В настоящее время, в связи с введением в практику ФГОС 2-го поколения, особую актуальность приобрели различные виды внеурочной деятельности, в том числе и театральная деятельность. Поэтому в школах не только организуются временные творческие объединения детей, призванные подготовить то или иное мероприятие или выступление, но и создаются театральные объединения (студии, кружки), в которых реализуются дополнительные образовательные программы на протяжении нескольких лет. Каковы могут быть цель и содержание этих программ? Как определить качество организации и результатов театральной деятельности? Каков вклад театральной деятельности в достижение личностного результата образования? Вопросы, казалось бы, разные, однако, на наш взгляд, существует возможность найти на них некий универсальный ответ. Представим нашу точку зрения.
Детское театральное объединение представляет собой особую воспитывающую среду, в которой педагоги и дети вовлечены в процесс театральной деятельности. Поскольку театр является видом искусства, то, соответственно, театральная деятельность — это вид художественного творчества. Поэтому логично, что качество орга-
© Румянцева Н. В., 2013
низации театральной деятельности в детском коллективе определяется через оценку художественных результатов: спектаклей, показов, концертных номеров. Эта оценка осуществляется как собственной зрительской аудиторией, состоящей из родителей, одноклассников, друзей, коллег, администрации учреждения, так и экспертами, входящими в состав жюри на театральных фестивалях. Положительные отзывы, награды на фестивалях и конкурсах формируют привлекательный образ детского коллектива в общественном сознании, укрепляют мотивацию детей, способствуют привлечению в объединение новых участников, расширяют возможности для дальнейшего развития.
В настоящее время по совокупности наград и дипломов, полученных на фестивалях и конкурсах областного, регионального, всероссийского и международного уровней, коллективам присваиваются звания «Образцовый», а отдельным его представителям — государственные стипендии и премии в соответствии с федеральной программой по поддержке талантливой молодежи «Одаренные дети» и национальным проектом «Образование». Поэтому потребность педагогов и детей театрального объединения в признании плодов своего творчества естественна, а стремление к высокой внешней оценке результатов своей деятельности закономерно.
Однако очевидно, что достижение признания и высоких внешних оценок не может быть главной и единственной целью деятельности детского театрального объединения.
В соответствии со сложившейся системой образования деятельность детского театрального объединения, как в учреждениях культуры, так и в учреждениях общего или дополнительного образования, должна регламентироваться образовательной программой. В свою очередь, образовательные программы отвечают требованиям, предъявляемым им существующим законодательством, в котором цели и задачи деятельности определяются как формирование общей культуры личности, адаптация личности к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
Таким образом, говоря о тех или иных достижениях детского театрального объединения, следует соизмерять их значимость со степенью влияния на развитие каждого его участника. Другими словами, результатами деятельности детского театрального объединения должны являться не только художественные достижения, но и педагогические.
В связи с этим возникает необходимость найти такой подход к организации деятельности в детском театральном объединении, который оп-
ределяет условия как для личностного роста детей, так и для развития специальных способностей в сфере театрального искусства; такой подход, который обеспечит ситуацию успеха вне зависимости от внешней оценки и сформирует у детей и педагога отношение к творчеству как самодостаточной ценности.
Таким подходом представляется возможным считать развитие у детей эстетического отношения к действительности.
В соответствии с концепцией художественного развития (А. А. Мелик-Пашаев, 3. Н. Нов-лянская) эстетическое отношение к действительности является необходимым условием художественного творчества, так как предполагает способность субъекта воспринимать неутилитарную ценность окружающей его действительности, ощущать сопричастность к этой жизни и потребность в выражении своего отношения на языке художественных образов [1]. Эстетическое отношение к действительности позволяет ребёнку становиться автором — создателем собственной художественной реальности, даёт способ выражения субъективно значимого содержания. Таким образом, развитие эстетического отношения к действительности является средством воспитания Художника в ребёнке, что соответствует задачам развития творческих способностей детей.
Однако наиболее существенным аргументом мы считаем то, что эстетическое отношение к миру — это целостная характеристика личности, определяющая многообразие отношений с миром, аспекты и способы реализации себя в процессе жизнедеятельности. Это связано с тем, что, развивая в ребёнке позицию автора в художественном творчестве, педагог даёт не только опыт творческого самовыражения, но и актуализирует ответственность за выбор тех или иных выразительных средств. Ответственность предполагает осознание того, как мир воспринял то или иное действие или проявление ребёнка, соизмерение этого восприятия с изначальным замыслом и понимание степени личной ответственности за последствия тех или иных действий. Осознаваемая ответственность позволяет ребёнку ощутить степень своего влияния на окружающий мир, что способствует формированию в нем позиции активного преобразователя окружающей действительности.
Таким образом, воспитывая отношение к творчеству как возможности объективировать субъектную позицию, тем самым развиваем в детях способность к рефлексивному диалогу с окружающим миром, формируем потребность в творческом его преобразовании, гармонизации, приближении к эстетическому идеалу.
В более широком понимании благодаря развитию эстетического отношения к действительности ребёнок способен стать не только Худож-
ником, но Автором собственной жизни, самоактуализированной личностью, способной к самостоятельному жизненному выбору и принимающей ответственность за этот выбор.
При этом особенно важно, что чувство сопричастности миру, онтологическое единство с ним, потребность в его творческом преобразовании создают социоцентричную направленность мотивационно-потребностной сферы, побуждают молодого человека не столько к эгоцентричной самореализации, поиску успеха, признания, славы, сколько к самоотдаче во благо общества.
Таким образом, развитие эстетического отношения к действительности определяет следующие векторы личностного роста детей:
1) побуждает ребёнка к самостоятельной авторской активности, формирует в нем авторскую позицию, потребность к её выражению художественными средствами;
2) расширяет поле восприятия окружающей действительности, формирует наблюдательность, чувствительность к проблемам, эмпатию, децен-трацию, художественное восприятие;
3) развивает рефлексивные навыки, критичность мышления; укрепляет коммуникативные связи с окружающим миром, развивает чувство сопричастности с ним;
4) актуализирует развитие ценностной сферы ребёнка;
5) формирует авторскую позицию не только в творчестве, но и по отношению к собственной жизни, даёт стимул для становления гражданской позиции.
Особенно важно, что все вышеперечисленные качества личности можно одновременно рассматривать и как личностный результат, и как необходимые условия для достижения художественных результатов в театральной деятельности.
Однако следует подчеркнуть, что при всем богатстве воспитательного потенциала театральной деятельности развитие у детей эстетического отношения к действительности не происходит само по себе, а требует создания ряда условий.
На основе обобщения педагогического опыта организации театральной деятельности в детском объединении «Луч» Государственного образовательного автономного учреждения дополнительного образования детей Ярославской области «Центр детей и юношества» мы можем выделить педагогические условия развития эстетического отношения к действительности.
Театр «Луч» — это коллектив с 40-летней историей, с устоявшимися традициями и педагогическими принципами. В объединении занимаются дети от 7 до 18 лет и старше. Некоторые продолжают оставаться актёрами театра «Луч», закончив вузы или став родителями. Театр «Луч» прежде всего уникален тем, что его педагогами
становятся выпускники театра — молодые люди, воспитанные на традициях «Луча», но вносящие нечто новое, созвучное своему поколению. На протяжении сорока лет 9 выпускников театра «Луч» разных поколений входили в педагогический состав театра.
Опыт этого коллектива интересен с точки зрения развития эстетического отношения к действительности, так как подкреплен реальными педагогическими и художественными результатами. Приведем лишь некоторые факты: театр «Луч» — лауреат всероссийских фестивалей («Русская драма», «Брянцевский», «Театральная юность России», «В добрый час!», «Мой Пушкин», Дельфийские игры и др.), 2 воспитанника — лауреаты губернаторской и 3 президентской премии; выпускники «Луча» были или являются педагогами театра, 3 выпускника создали свои собственные театральные объединения, 7 стали профессиональными актерами и режиссерами. Среди выпускников театра — журналисты, специалисты по рекламе, культурологи, филологи, художники. В 2007 г. театр «Луч» получил звание «Образцовый детский коллектив».
Итак, каковы же педагогические условия развития у детей эстетического отношения к действительности в театральном объединении?
1. Условие «круга» предполагает, что театральная сфера — это сфера диалога, равноправия мнений, людей, систем в процессе общения, бесконечное развитие идей и взглядов, и потому не предъявляет конечной жесткой оценки по отношению к чему бы то ни было. Это создает комфортные психологические условия для проявления личной авторской позиции, для творческого эксперимента, дает право на ошибку.
В театральном коллективе «Луч» диалог происходит между педагогом и группой, между членами группы, между участниками творческого проекта (спектакля, этюда) и зрителями. При этом качество диалога, вовлеченность в него детей зависит даже от того, как стоят стулья, на которые садятся дети: в ряд, в шахматном порядке, в полукруг или в круг. Очевидно, круг — это самая активизирующая диалог «мизансцена».
Не менее значимо количество времени, уделяемое личным высказываниям детей о том, как они восприняли сегодняшнее занятие, вчерашний показ, увиденный спектакль, этюд и пр. Для поддержания равноправия каждого мнения педагог и дети принимают «Правило короля» — один говорит, все слушают.
В театре «Луч» на занятиях дети получают возможность побывать и в позиции актеров, и в позиции авторов этюдов, и в позиции зрителей-критиков. Как правило, группа делится на две или три подгруппы, дается творческое задание, например придумать и сделать этюд «На-
ходка», отводится 10 минут на подготовку. Затем все собираются в классе и представляют друг другу то, что получилось. После просмотра — обсуждение.
Для развития и укрепления авторской позиции, для поддержания комфортной творческой атмосферы с самых первых занятий с детьми принимается формула обсуждения творческих работ: «Что удалось? Что могло быть лучше?» Важно отделить высказывания об этюде от личностной характеристики его участников. Каждый из детей всегда больше, чем любое его проявление. Порой обсуждение длится дольше, чем сам этюд, но именно в этой ситуации активны большинство детей и у каждого есть возможность высказать свою точку зрения.
Благодаря этим обсуждениям формируется и такое важное качество, как уважение к мнению и взгляду других людей, понимание и принятие того, что другой человек может воспринять ситуацию или действие совсем иначе, чем задумывал его автор. Формируется спокойное и доброжелательное отношение к обратной связи, потребность в объективной оценке плодов творческих усилий. С другой стороны, обсуждения развивают в детях рефлексивные навыки, учат дифференцировать свои впечатления, объяснять самим себе свои эмоциональные реакции, что способствует осознанию собственного «Я».
Интерес к миру собственных ощущений, впечатлений, мыслей детям прививает такая форма, как «творческий дневник». Это индивидуальное общение педагога и ребенка через письменное слово, своего рода переписка на определенную тему, например: « Это меня волнует», «Человек, который меня удивил», «Магазин "Все для счастья"», «Настоящий мальчик/девочка».
Таким образом, условие «круга» обеспечивает, с одной стороны, развитие и проявление субъектности детей, а с другой стороны, формирует в них эмпатию и децентрацию, что является компонентами эстетического отношения к действительности.
2. Условие «родственного внимания». Онтологическое единство с миром, расширение круга личностно значимых явлений невозможно без развития наблюдательности, внимания, качеств восприятия, что можно определить как условие развития «родственного внимания». В процессе театральной деятельности важно учить детей смотреть и видеть, слушать и слышать, осознанно воспринимать явления окружающего мира, то есть видеть внутреннюю, скрытую под материальной оболочкой жизнь предметов, зверей, людей, явлений природы. Обогащая внутренний мир детей впечатлениями, на занятиях в театральном объединении важно предоставлять детям возможность выразить свое индивидуальное авторское
отношение к миру через художественные образы. При этом развитие эстетического отношения к действительности будет осуществляться, если педагог будет поддерживать самые невыразительные с точки зрения постановочного результата попытки, обсуждать не столько то, что получилось, сколько то, что задумывалось, «замысли-валось». В этих целях в театре «Луч» детям даются этюды на одушевление предметов, этюды «Животные», «Подгляды», сочинение сказок, рисование, пластические импровизации под музыку или на темы природных явлений, цветов, эмоций и прочее, придумывание собственных персонажей и историй про них.
Таким образом, развивая в детях «родственное внимание», педагог формирует у детей отношение к театральному творчеству как к возможности говорить с миром на языке театра, с помощью художественных образов раскрывать нечто важное, что открылось каждому из них как самостоятельному художнику в процессе постижения жизни во всех её проявлениях.
3. Условие «сверхзадачи». Развитие у детей отношения к театральной деятельности как к возможности самоотдачи, способу влияния на окружающую действительность, служения обществу возможно при условии определении сверхзадачи творческой деятельности. Вопрос «Ради чего мы ставим это?» является режиссерским вопросом. Вовлечение детей в поиск ответа на него возводит их на уровень соавтора спектакля, расширяя понимание материала, укрепляя чувство присвоенности и делая театральную деятельность личностно значимой для каждого, независимо от объема роли. Условие «сверхзадачи» подразумевает активное участие детей в процессе создания замысла спектакля, выступления, показа. Благодаря такому отношению детское объединение становится командой, устремленной к общей цели. Через подобный опыт у детей происходит осознание значения творчества не только как языка общения с миром, но и появляется понимание актерского творчества как способа служения обществу, возможности отдать, подарить миру, зрителям свою энергию, что соответствует проявлению эстетического отношения к действительности. В театре «Луч» поиск ответа на вопрос «Ради чего мы это ставим?» является первым и заключительным этапом постановки любого драматического произведения.
4. Условие авторского опыта. Развитие эстетического отношения к действительности неразрывно связано с опытом самостоятельной творческой деятельности — авторской активностью. В основе приобретения детьми авторского опыта лежит поддержка и поощрение педагогом проявлений авторства в области поэзии, музыки, живописи, театра. В связи с этим с самых пер-
вых занятий в театре «Луч» детям предоставляется возможность самостоятельно создавать этюды в мини-группах, в процессе чего развивается способность генерировать, дорабатывать и принимать идею всеми участниками мини-группы, сотрудничать в ее реализации. Следующий уровень сложности представляет собой самостоятельная групповая работа над творческим заданием в рамках творческой игры по истории театра или в ходе подготовки к празднику в детском объединении. В практике театра «Луч» была реализована программа летнего городского оздоровительного лагеря, в рамках которой дети в парах придумывали самостоятельные творческие проекты по выбору: игровая программа, игра-путешествие, спектакль. На этом этапе дети выбирали конкретные миссии: режиссера, актеров, костюмеров, реквизиторов, звукорежиссеров, ведущих. За три недели детьми было поставлено четыре самостоятельных проекта, среди которых спектакль «Алые паруса», который был представлен широкому зрителю.
Поддержка авторской позиции предполагает уважение к творческому замыслу и доверие со стороны педагога к детям, к их внутренним личностным ресурсам в деле осуществления этого замысла. Поэтому педагоги театра «Луч» создают условия для самостоятельной творческой деятельности детей, принимают ответственность за процесс без стремления вмешаться в него.
В итоге позитивный опыт подобной самостоятельной творческой работы развивает у детей интерес к режиссерской профессии, побуждает к созданию авторских пьес. Их постановка самими детьми становится опытом выражения на языке театра внутренней индивидуальной позиции по отношению к явлениям окружающей действительности, что, несомненно, является актом художественного творчества. При этом качество и удовлетворение от конечного результата зависит от ответственного отношения каждого, что формирует волевые качества, дисциплину, организованность.
Таким образом, благодаря реализации вышеперечисленных педагогических условий в участниках театральной деятельности развивается базовое качество творческой личности: эстетическое отношение к действительности, позволяющее детям действовать в команде, увлекать окружающих своими идеями, самостоятельно организовывать творческий процесс, выражать художественный замысел на языке театра, воспринимать и анализировать авторский замысел. Но самое главное, в детях формируется потребность в творчестве и отношение к творчеству как к личност-но значимой ценности, находящейся вне зависимости от внешней оценки. Подобное состояние можно соотнести с самоактуализацией личности
Е. В. Аобзова. «Портфолио» как технология оценивания в контексте гуманитарного образования
в понимании А. Маслоу, а в контексте развития эстетического отношения к действительности с сформированностью такового [2].
Конечно, развитие у детей эстетического отношения к действительности — это кропотливый, протяженный во времени процесс. Любое форсирование, «натаскивание на результат», стремление к ярким постановкам, к «победам» на фестивалях и конкурсах снижает эффективность этого процесса. Дети становятся в позицию «исполнителей ролей», их лишают возможности собственного художественного поиска и выражения личностно значимой позиции. Если рождению спектакля не предшествует этап личностного и актёрского развития детей, если замысел рождается только в голове педагога, а дети реализуют его замыслы, то можно ли вообще говорить о творческом развитии в таком театральном объединении? И какова будет ценность постановки с точки зрения личностного роста её участников?
Таким образом, создавая театральный коллектив в школе, стоит определиться с приоритетами в его деятельности. И если главным будет личностный и творческий рост его участников, то развитие эстетического отношения к действительности в этом случае целесообразно принять как стратегическую педагогическую цель, определяющую содержание образовательной программы в детском объединении, а уровень развития этого отношения считать критерием эффективности его деятельности.
Примечания
1. Кудина Г. Н, Новлянская 3. Н. Психолого-педагогические принципы преподавания литературы в начальной школе // Вопросы психологии. 1989. № 4. С. 59-65; Мелик-Пашаев А. А. Мир художника. М.: Прогресс-Традиция, 2000; Мелик-Пашаев А. А. Психологические основы художественного творчества // Основные современные концепции творчества и одаренности: сб. ст. / под ред. Д. Б. Богоявленской. М., 1997. С. 349-361; Мелик-Пашаев А. А., Новлянска-я3.Н. Художник в каждом ребенке. М.: Просвещение, 2008.
2. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Гуманистическая трансперсональная и экзистенциальная психология. СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. С. 117.
УДК 820
Е. В. Аобзова
«ПОРТФОЛИО» КАК ТЕХНОЛОГИЯ
ОЦЕНИВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье затрагивается вопрос о необходимости нового подхода к оцениванию результатов учебной деятельности школьников в контексте изменившейся парадигмы образования. Автор на основе сравнения пятибалльной шкалы оценивания и технологии оценивания «Портфолио» доказывает преимущество последней как наиболее отвечающей новым тенденциям модернизации российского образования.
In article the question of need of a new approach to estimation of results of educational activity of school students in a context of the changed paradigm of education is mentioned. The author on the basis of comparison of a five-point scale of estimation and technology of estimation of «Portfolio» proves advantage of the last as to the modernization of Russian education most answering to new tendencies.
Ключевые слова: ключевые компетенции, технология «Портфолио», отметка, оценка, рефлексивная деятельность.
Keywords: key competences, "Portfolio" technology, mark, assessment, reflective activity.
Изменение парадигмы образования по-новому определило статус образовательного учреждения XXI в. Школа должна стать профильной, личнос-тно ориентированной, формировать у учащихся «ключевые компетентности». С того момента, как «компетентность» и «компетенция» стали базовыми категориями российского образования, утверждает И. А. Зимняя в статье «Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования», формируется «новая парадигма результата образования» [1]. Целью образования становятся не просто знания, умения и навыки, но определенные качества личности, формирование ключевых компетенций, которые должны способствовать социальной адаптации выпускника. Под «ключевыми компетенциями » понимается «вошедшая в субъективный опыт система знаний, умений и навыков, имеющая универсальное значение, т. е. которая может быть использована в различных видах деятельности при решении множества жизненно важных проблем» [2].
Смена парадигмы образования напрямую связана с вопросом о новых подходах к оцениванию образовательных результатов выпускников, которые четко сформулированы в государственных образовательных стандартах второго поколения по всем учебным дисциплинам. Зарубежный опыт и российская практика показали, что технология «Портфолио» может стать эффек-
© Лобзова Е. В., 2013