Научная статья на тему 'Детское лицо войны'

Детское лицо войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
394
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
НАЦИЗМ / КОНЦЕНТРАЦИОННЫЙ ЛАГЕРЬ / ФАШИСТСКИЙ РЕЖИМ / КРЕМАТОРИЙ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Коленкина Анна Александровна, Смольяков Даниил Михайлович

В данной статье раскрываются условия жизни детей, будущих ачинцев, заключенных в нацистские концентрационные лагеря, на основе изучения их воспоминаний. Анализ эпистолярных источников позволил сделать вывод о том, что дети находились в лагерях в тяжелых условиях, однако, существование в лагерях подпольных антифашистских организаций создавали условия для возвращения их на родину. Дети вызывали гуманное отношение к себе среди членов этих объединений, которые помогли спасти их жизнь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Коленкина Анна Александровна, Смольяков Даниил Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Детское лицо войны»

УДК 93 / 94

ДЕТСКОЕ ЛИЦО ВОЙНЫ

Коленкина Анна Александровна Смольяков Даниил Михайлович Ачинский филиал Красноярского государственного аграрного университета, Россия, город Ачинск ahha.ko@mail.ru 662262 г.Ачинск, мкр.9, д.29, кв.14

8-923-571-16-05

Аннотация: в данной статье раскрываются условия жизни детей, будущих ачинцев, заключенных в нацистские концентрационные лагеря, на основе изучения их воспоминаний. Анализ эпистолярных источников позволил сделать вывод о том, что дети находились в лагерях в тяжелых условиях, однако, существование в лагерях подпольных антифашистских организаций создавали условия для возвращения их на родину. Дети вызывали гуманное отношение к себе среди членов этих объединений, которые помогли спасти их жизнь.

Ключевые слова: нацизм, концентрационный лагерь, фашистский режим, крематорий.

BABY FACE OF WAR

Kolenkina Anna Aleksandrovna, Smolyakov Daniil Mihailovich Achinsk branch of Krasnoyarsk State Agrarian University, Russia, city Achinsk

ahha. ko@mail.ru 662262 Achinsk, 9-29-14

8-923-571-16-05

Brief abstract: in this article reveals the living conditions of children, the future achintsev, prisoners of Nazi concentration camps on the basis of study of their

memories. Analysis of the epistolary sources led to the conclusion that children in the camps were held in harsh conditions, however, the existence of camps inside underground anti-fascist organizations created conditions for runaways and their return to their homeland. Children are of particular humane attitude to itself among the members of these associations, which helped save their lives.

Keywords: Nazi Concentration Camp, the Nazi regime, the crematorium.

Тема Великой Отечественной войны всегда представляла огромный научный интерес. В преддверии приближающегося 70-летия великой победы изучение войны приобретает наибольшую актуальность. Исследователи, в основном, изучают историю военных действий, героический подвиг советского народа, цену великой победы, обходя вниманием важную, на наш взгляд, тему об участии детей в Великой Отечественной войне. Их роль в этом событии огромна: дети трудились на производстве наравне со взрослыми, были участниками партизанских отрядов, разведчиками, держали советский тыл и так же, как и взрослые, попадали в немецкий плен. Более 5 миллионов детей стали узниками концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, организованных по всей оккупированной Европе.

Нами были обнаружены уникальные исторические источники, которые еще не стали достоянием широкого круга общественности - это воспоминания детей -узников немецких концлагерей, живших после войны в г. Ачинске. Это определило выбор направления исследовательской деятельности - изучение организации концлагерей в Германии и условий содержания там детей.

Понятие «концлагерь» изначально означало специально оборудованное место массового содержания заключенных и военнопленных, в основном, в военное время. С приходом к власти нацистов в 1933 году, лагеря были организованы, с целью изоляции лиц, подозреваемых в оппозиции нацистскому режиму. А уже в 1938 году в концлагеря стали направлять уголовных преступников и так

называемый асоциальный элемент. В то же самое время германские евреи впервые стали подвергаться заключению в концлагеря лишь в связи со своей национальностью. Однако вторая мировая война навсегда изменила мнение человечества по поводу подобных учреждений.

С началом войны лагеря стали работать по двум основным направлениям: ликвидировать расово низшие субъекты и организовывать трудовую деятельность пленных. В лагерях люди умирали от истощения, побоев, болезней, экспериментов. У здоровых заключенных, в основном детей, брали кровь для немецкой армии. Условия содержания там пленных были тяжелыми.

Вот так вспоминает время, проведенное в концлагере наша землячка Валентина Васильевна Лященко: "Я попала в лагерь Аушвиц-Биркенау (более известный, как Освенцим-авт.), близ города Брилонвальд. Там был коксовый завод, где я проработала три с половиной года. У каждого подневольного работника был номер, мой номер 55. Это был непосильный труд, дети 12-13 лет разгружали вагоны с коксом. Перчаток не было, пальцы стирались в кровь, от угольной пыли не было спасения, как и от вшей. Трудились впроголодь: утром давали 200 граммов смешанного со свеклой хлеба и суррогатный кофе. На обед горячая баланда, ее разбавляли водой из-под крана и пили. На ужин лишь кофе"

А вот таким помнит лагерь Захарьящева Вера Ивановна: "Сначала я попала в Равенсбрюк, мне присвоили номер 37360. Жили в бараках, в которых лежали и больные, умиравшие медленной смертью. Был крематорий. Людей вызывали из строя, уводили, обратно никто не возвращался. Гоняли на работу, почти не кормили, когда место в лагере закончилось, нас перевели в большой лагерь Нойбранденбург. Там я работала на авиационном заводе, возила тачки с железом. Помимо этого, когда шли на работу и обратно, мы были обязаны носить с собой 5 кирпичей для тяжести".

Фашистские концлагеря предназначалась для физического уничтожения целых народов, в первую очередь славянских; тотального истребления евреев,

цыган. Для этого они оснащались душегубками, газовыми камерами и др. средствами массового истребления людей.

Примером такого лагеря являлся лагерь Дахау, в котором провела четыре года будущая ачинка Булкина Мария Леонтьевна, вот как она описывала это место: "Лагерь Дахау был оборудован всем для уничтожения людей: газовая камера, крематорий, все необходимое для медицинских опытов над взрослыми и детьми. По приезду мне сразу поставили номер. Питались очень скудно. В этом отделении лагеря было около пяти тысяч детей, половина их которых умерли от голода. Держали их для того, чтобы брать кровь для немецких солдат. Тех, кто умирал, сжигали в печах".

В концентрационных лагерях находились и уголовные преступники, которых администрация использовала в качестве надсмотрщиков за политическими заключенными. Общее количество концентрационных лагерей, их филиалов, тюрем, гетто в оккупированных странах Европы и в самой Германии составило более 14 тысяч. Из 18 млн. граждан стран Европы и СССР, прошедших через концлагеря, из которых 5 млн. - дети, было уничтожено более 11 млн. человек. Статистика погибших там детей не известна. Анализируя воспоминания малолетних узников концлагерей, будущих ачинцев, мы пришли к выводу, что в лагерях к детям не всегда относились жестоко, о чем свидетельствуют разовые акты гуманного к ним отношения.

Так, например, вспоминает Вера Ивановна Захарьящева: "В лагере Нойбрандербург в одном из цехов работал мастер Ганс Фрид, который жалел девушек, иногда он брал их якобы на работы по дому, а девушки мылись, стирали белье, так как в лагере это было запрещено. Был момент, когда я заболела, больных никто не лечил, их сжигали, если узнавали о недуге, т.к. работать такие в полную силу не могли. Но и тут помог Ганс, он не выдал меня, и помог вылечиться, нося мне лекарства».

Находясь под угрозой смерти, в лагерях создавались подпольные антифашистские организации, которые организовывали побеги, совершали диверсии. Борьба советских людей с гитлеровцами в их стране подрывала силы фашизма и способствовала успехам Красной Армии.

Примером антифашисткой деятельности на территории лагерей служат воспоминания, записанные со слов Булкиной Марии Леонтьевны: «В Дахау, рассказывает Мария, у них была воспитательница Эльза. Она жалела детей и помогала как могла. Она приносила кусочки хлеба, сахара, других продуктов. Над лагерем часто пролетали советские самолеты, но лагерь не бомбили. В 1945 их освободили американские войска. Перед этим немцы хотели сжечь лагерь вместе с людьми, но незадолго до этого Эльза вывела детей в лес, где они провели четыре дня, питались кореньями и листьями. После Эльза вывела их на берег реки Эльба, а сама поплыла через реку к союзным войскам, больше ее не видели". После окончания войны рухнула и система фашистских лагерей.

Таким образом, анализ эпистолярных источников позволил сделать вывод о том, что дети в лагерях содержались в жестких условиях, однако, существование внутри лагерей подпольных антифашистских организаций создавало условия для побегов и возвращения их на Родину. Дети вызывали особое, гуманное к себе отношение среди членов этих объединений, что способствовало спасению их жизней.

Список литературы

1. Красноперов В. Подпольщики Бухенвальда [Электронный ресурс] В. Красноперов - Точка доступа: http://leftinmsu.narod.ru/polit_files/books/Buchenwald.html (дата обращения: 12.03.2015)

2. Нацистские концлагеря в годы Второй мировой войны. Историческая справка [Электронный ресурс] Нацистские концлагеря - Точка доступа: http://ria.ru/spravka/20100427/227000409.html (дата обращения: 12.03.2015)

3. Фондохранилище МБУК «Ачинского краеведческого музея имени Д. С. Каргаполова». Воспоминания детей - узников немецких концлагерей В. В. Лященко, В. И. Захарьящевой, М. Л. Булкиной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.