Научная статья на тему 'Детское и школьное кино первого десятилетия советской власти как инструмент духовно-нравственного воспитания'

Детское и школьное кино первого десятилетия советской власти как инструмент духовно-нравственного воспитания Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
13
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Народный комиссариат просвещения / государственная корпорация «Совкино» / со-ветский кинематограф / детское кино / школьное кино / Н.К. Крупская / педагогическая цензура / паспорт фильма / People’s Commissariat of Education / “Sovkino” State Corporation / Soviet cinema / children’s cin-ema / school cinema / N.K. Krupskaya / pedagogical censorship / film passport

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Елена Алексеевна Ялозина

Статья посвящена проблемам советского детского и школьного кино на этапе его станов-ления в 1920-е гг. Охарактеризованы типы и особенности первых кинолент, которые демонстрировались в со-ветском прокате. На примере материалов совещаний по вопросам кино, заметок в центральной и региональной периодической печати, посвященных состоянию киноотрасли, показаны художественно-нравственные органи-зационно-технические трудности создания нового советского детского кино, с которыми столкнулось ведомство Народного комиссариата просвещения. Рассмотрены основные направления работы по контролю и улучшению идейно-нравственного состояния детского и школьного кино. В этом контексте отражена роль госкорпорации «Совкино». Сделаны выводы о том, что период становления советского детского и школьного кинематографа в 1920-е годы сопровождался сложностями творческого, материально-технического, финансового свойства. Вместе с тем, преодолевалось влияние буржуазной и дореволюционной системы нравственных ценностей, но не игнорировались и заимствовались передовые технологии и методический опыт Запада использования кино в обучении. В целях эффективного развития детской киноотрасли был активно задействован административ-ный ресурс. В целом, для руководства и педагогической общественности первого десятилетия советской власти было свойственно пристальное внимание к воспитательной и обучающей роли кино в формировании «нового человека» советского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Children’s and School Cinema of the First Decade of Soviet Power as a Tool of Spiritual and Moral Education

The article scrutinizes the role of Soviet children’s and school cinema at the stage of its formation in the 1920s. It characterizes the types and peculiarities of the first films that were shown in Soviet film distribution. Using the example of the materials of meetings on cinema, notes in the central and regional periodicals, devoted to the state of the film industry, shows the artistic and moral organizational and technical difficulties of creating a new Soviet chil-dren’s cinema, which faced the department of the People’s Commissariat of Education. The main directions of work on the control and improvement of the ideological and moral state of children’s and school cinema are considered. Partic-ularly in this context, the role of the state corporation “Sovkino” is reflected. Conclusions dwells upon the fact that the period of formation of the Soviet children’s and school cinematography in the 1920s was accompanied by difficulties of creative, logistical, financial nature. At the same time, the influence of the bourgeois and pre-revolutionary system of moral values was overcome, but advanced technologies and methodological experience of the West of using cinema in education were not ignored and borrowed. In order to effectively develop the children’s film industry, an administrative resource was actively involved. In general, the leadership and the pedagogical community of the first decade of Soviet power were characterized by a close attention to the educational and educational role of cinema in the formation of the “new man” of Soviet society.

Текст научной работы на тему «Детское и школьное кино первого десятилетия советской власти как инструмент духовно-нравственного воспитания»

ИСТОРИЯ HISTORY

Научная статья УДК 930.85:791

https://doi.org/10.24158/fik.2023.10.18

Детское и школьное кино первого десятилетия советской власти как инструмент духовно-нравственного воспитания

Елена Алексеевна Ялозина

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, eayalozina@fa.ru, https://orcid.org/0000-0002-3459-0008

Аннотация. Статья посвящена проблемам советского детского и школьного кино на этапе его становления в 1920-е гг. Охарактеризованы типы и особенности первых кинолент, которые демонстрировались в советском прокате. На примере материалов совещаний по вопросам кино, заметок в центральной и региональной периодической печати, посвященных состоянию киноотрасли, показаны художественно-нравственные организационно-технические трудности создания нового советского детского кино, с которыми столкнулось ведомство Народного комиссариата просвещения. Рассмотрены основные направления работы по контролю и улучшению идейно-нравственного состояния детского и школьного кино. В этом контексте отражена роль госкорпорации «Совкино». Сделаны выводы о том, что период становления советского детского и школьного кинематографа в 1920-е годы сопровождался сложностями творческого, материально-технического, финансового свойства. Вместе с тем, преодолевалось влияние буржуазной и дореволюционной системы нравственных ценностей, но не игнорировались и заимствовались передовые технологии и методический опыт Запада использования кино в обучении. В целях эффективного развития детской киноотрасли был активно задействован административный ресурс. В целом, для руководства и педагогической общественности первого десятилетия советской власти было свойственно пристальное внимание к воспитательной и обучающей роли кино в формировании «нового человека» советского общества.

Ключевые слова: Народный комиссариат просвещения, государственная корпорация «Совкино», советский кинематограф, детское кино, школьное кино, Н.К. Крупская, педагогическая цензура, паспорт фильма

Финансирование: статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заказу Финансового университета при Правительстве Российской Федерации на 2023 год.

Для цитирования: Ялозина Е.А. Детское и школьное кино первого десятилетия советской власти как инструмент духовно-нравственного воспитания // Общество: философия, история, культура. 2023. № 10. С. 133-138. https://doi.org/10.24158/fik.2023.10.18.

Original article

Children's and School Cinema of the First Decade of Soviet Power as a Tool of Spiritual and Moral Education

Elena A. Yalozina

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, eayalozina@fa.ru, https://orcid.org/0000-0002-3459-0008

Abstract. The article scrutinizes the role of Soviet children's and school cinema at the stage of its formation in the 1920s. It characterizes the types and peculiarities of the first films that were shown in Soviet film distribution. Using the example of the materials of meetings on cinema, notes in the central and regional periodicals, devoted to the state of the film industry, shows the artistic and moral organizational and technical difficulties of creating a new Soviet children's cinema, which faced the department of the People's Commissariat of Education. The main directions of work on the control and improvement of the ideological and moral state of children's and school cinema are considered. Particularly in this context, the role of the state corporation "Sovkino" is reflected. Conclusions dwells upon the fact that the period of formation of the Soviet children's and school cinematography in the 1920s was accompanied by difficulties of creative, logistical, financial nature. At the same time, the influence of the bourgeois and pre-revolutionary system of moral values was overcome, but advanced technologies and methodological experience of the West of using cinema in education were not ignored and borrowed. In order to effectively develop the children's film industry, an administrative resource was actively involved. In general, the leadership and the pedagogical community of the first decade of Soviet power were characterized by a close attention to the educational and educational role of cinema in the formation of the "new man" of Soviet society.

Keywords: People's Commissariat of Education, "Sovkino" State Corporation, Soviet cinema, children's cinema, school cinema, N.K. Krupskaya, pedagogical censorship, film passport

© Ялозина Е.А., 2023

Funding: The article was prepared based on the results of research carried out at the expense of budgetary funds under the state order of the Financial University under the Government of the Russian Federation for 2023.

For citation: Yalozina, E.A. (2023) Children's and School Cinema of the First Decade of Soviet Power as a Tool of Spiritual and Moral Education. Society: Philosophy, History, Culture. (10), 133-138. Available from: doi:10.24158/fik.2023.10.18 (In Russian).

Мировоззрение и гражданскую позицию человека в определяющей степени формирует система образования, духовно-нравственные принципы воспитания, которые составляют ее инвариант. В этой связи изучение педагогического арсенала возможностей совершенствования личности имеет непреходящее значение, а потому является актуальной темой для многих поколений исследователей истории образования. В современных условиях информационной парадигмы развития общества одним из ключевых инструментов воспитания остается кинематографическое искусство. Историко-педагогическое изучение генезиса и эволюции этого феномена является важным междисциплинарным исследовательским направлением практически на протяжении столетия12 (Разлогов, 2011; Пензин, 1973) и, вместе с тем, продолжает прирастать и обогащаться новым знанием3. Предметом данного исследования являются проблемы становления советского детского и школьного кино, состояние его воспитательных и обучающих функций, мероприятия власти по развитию отрасли. Новизна исследования состоит в активном анализе такого исторического источника, как материалы центральной и региональной периодической печати 1920-х гг. Публикации газет и журналов того периода дают большой пласт фактологического материала, позволяющего полнее и нагляднее реконструировать события.

Детский кинематограф в России зарождался еще в дореволюционный период. Этот процесс идейно и финансово поддерживали передовые педагоги, общественные, родительские организации. Отечественная киноиндустрия была сосредоточена в столичных и крупных городах, поэтому проживавшие там дети имели счастливую возможность смотреть немые картины иностранного и отечественного производства. Их привлекали трюки, феерия волшебных кадров в зарубежных фильмах. Неподдельный интерес вызывали мини-фильмы по мотивам русских сказок, классических художественных и исторических произведений: «Дедушка Мороз», «Царевна-лягушка», «Демьянова уха», «Песнь о вещем Олеге», «Петр Первый», «Ермак Тимофеевич». Первая мультипликационная картина носила познавательный характер и представляла кукольные истории. В их основе лежал занимательный показ рыцарских турниров в исполнении игрушечных жуков, а также сюжеты из жизни обитателей леса, опечаленных осенними заморозками или, напротив, веселых насекомых, встречавших Рождество. Педагогическая общественность стремилась популяризировать среди детей видовые и историко-хроникальные фильмы, посвященные русской культуре: «Московский Кремль», «Петергоф», «Виды города Ярославля», «Восьмидесятилетие графа Л.Н. Толстого (Люблинский, 1925).

Социально-экономический кризис периода Великой российской революции 1917-1922 гг. разрушительно сказался на молодой отрасли отечественной киноиндустрии. Наработанный прежде в этой сфере опыт и созданная материально-техническая база были во многом потеряны. По мере расширения фронтов Гражданской войны многие деятели киноискусства покидали Россию или пытались продолжать свою творческую работу на территориях, удерживаемых белогвардейцами. В Одессе, Ялте, Киеве частные кинокомпании выпускали фильмы антибольшевистской направленности или коммерчески прибыльные - бульварного содержания, на потребу мещанского вкуса.

Между тем, в декабре 1917 г. по решению Совета народных комиссаров в Петрограде, а в начале следующего года - в Москве, были созданы государственные кинокомитеты по управлению прокатом. С весны 1918 г. на территориях, подконтрольных местным советам, проводились мероприятия по реквизиции кинотеатров и овладению кинопроизводством. После переезда советского правительства в Москву и завершения организационно-структурного оформления Народного комиссариата просвещения (Наркомпрос) в его ведение с мая 1918 г. перешли Московский и Петроградский кинокомитеты. На них было возложено создание советского, в том числе и детского кинопроизводства, контроль над частными кинопредприятиями и цензура проката. Дальнейшие шаги власти были направлены на национализацию кинематографической промышленности4. В последующие годы этот процесс осложнялся хозяйственной разрухой, отсутствием достаточного числа квалифи-

1 Мировая художественная культура. ХХ век. Кино, театр, музыка : учеб. для сред. спец. уч. завед. / Л. М. Баженова [и др.]. СПб., 2008. 425 с.

2 История Отечественного кино : учеб. для вузов / отв. ред. Л.В. Будяк. М., 2005. 504 с.

3 Актуальные ресурсы кинопедагогики: воспитание и образование : мат. Всерос. круглого стола (с международ. уч.) / под науч. ред. Н.А. Симбирцевой, А.К. Бернатоните. Екатеринбург, 2022. 175 с.

4 Парамонова К.К. Рождение фильма для детей: (Некоторые вопросы истории дет. кинематографа 1918-1926 гг.) : лекция. М., 1962. 37 с.

ИСТОРИЯ ЫЭТОРУ

цированных творческих кадров. В восстановительный период права на импорт, производство, прокат фильмов получило Всероссийское фотокинопромышленное общество «Советское кино» (Сов-кино). С 1924 и до 1930 г. оно входило с систему Наркомпроса. Данная структура объединяла существовавшие государственные киноорганизации, наделялась широкими полномочиями по цензурированию сценариев и стояла таким образом на страже государственной идеологии в киноиндустрии, реализуя партийно-правительственные директивные установки по формированию новой советской системы киноискусства (Парамонова, 1976).

Производство собственных фильмов в советской стране начиналось с хроникальной съемки событий, кинодокументалистики, сопровождавшихся публицистичным и лозунговым комментированием. В киновыпусках отражалась текущая жизнь первого социалистического государства. Кино становилось художественно-политическим средством пропаганды диктатуры пролетариата и воспитания подрастающего поколения, создания «нового человека» социалистического общества. В русле общей кинематографической политики советского государства шло становление советского детского и школьного кино, которое рассматривалось как важная часть общекультурного развития подрастающего поколения, духовно-нравственный инструмент его коммунистического воспитания. В первое пятилетие советской власти снимались короткометражные научно-популярные фильмы, посвященные, к примеру, выполнению плана электрификации, съездам советов, денежной реформе. Короткометражные немые художественные фильмы этого периода представляли собой экранизацию произведения русской и зарубежной литературной классики. К просмотру кинолент коллективно привлекали юную аудиторию из учебных заведений (Гельмонт, 1927; Кандырин, 1929).

На этом фоне ярким культурным событием 1923 г. стал приключенческий фильм «Красные дьяволята» (автор повести - П. Бляхин, режиссер - И. Перестиани). Эту двухсерийную ленту творческий коллектив создал за полгода. События фильма были художественно придуманы и «вписаны» в историю Гражданской войны. Роли трех юных разведчиков, помогавших войскам Буденного, и сложные трюки органично и самоотверженно исполнили молодые артисты цирка. Захватывающие сюжеты демонстрировали яркие примеры героического подвига, борьбы за правое дело, товарищеской взаимовыручки, дружбы. Юные зрители смотрели фильм по несколько раз, бурно и эмоционально реагируя на происходившее на экране. В дальнейшем фильм демонстрировался в сокращенном односерийном варианте, но по-прежнему оставался аншлаговым и пользовался особой любовью среди детворы.

Интерес детской аудитории вызывали и другие картины, рассказывающие о жизни их сверстников. В 1924-1925 гг. в кинотеатрах демонстрировались детские фильмы «Как Петюнька ездил к Ильичу», «Ванька - юный пионер», «Мишка Звонов», «Кирильчо», которые показывали жизнь, общественные и школьные дела пионеров, их участие в перевоспитании беспризорников. Важно было на положительных и понятных художественных примерах показывать подрастающему поколению формы и методы советского образа жизни, воспитывать такими педагогическими приемами «нового человека». В 1926-1929 гг. было выпущено около 25 детских фильмов. Сценаристы и режиссеры постепенно расширяли тематические и жанровые границы детского кино, которое знакомило, к примеру, с современными профессиями, востребованными в период социально-индустриальных преобразований. Советские кинофильмы постепенно становились влиятельным инструментом в деле воспитания подрастающего поколения, формируя, в зависимости от характера и идеологической ценности кинокартины, его мировоззрение (Менжинская, 1927а; 1927б).

Однако не стоит идеализировать роль раннесоветского детского кино в духовно-нравственном воспитании и перевоспитании, одномерно фиксируя внимание только на его положительном воздействии. Годовщина десятилетия власти большевиков подвигло советско-партийные руководящие органы провести серьезный анализ развития и состояния детского и школьного кино. В 19271928 гг. с этой целью был проведен ряд значимых мероприятий, в том числе: заседание Коллегии Наркомпроса с участием Главполитпросвета и Главсоцвоса; Совещание по вопросам детского и школьного кино под председательством Н.К. Крупской с участием Агитпропа ЦК ВКП(б). Завершало цикл мероприятий Всесоюзное партийное совещание по вопросам кино1.

Наркомпрос располагал довольно полной картиной состояния кинематографической отрасли с точки зрения ее идеологической и материально-технической характеристики. Вместе с этим в период проведения совещаний большое количество статей и заметок, отражавших проблемы дет-ско-школьного кино, было опубликовано в центральных («Правда», «Вечерняя Москва», «Комсомольская правда», «Учительская газета», «Кино-Москва», «Ленинградское кино», «Ленинградская правда», «Жизнь и искусство») и региональных («Красноярский рабочий», «Новороссийское красное побережье», «Иркутская власть труда», «Красная Татария», «Калужская коммуна», «Советская Сибирь», «Северный рабочий», «Советский юг», «Уральский рабочий», «Красный Уральск») газетах и журналах (Менжинская, 1928). Общий тон представленных материалов был тревожным. Озабоченность вызывали случаи негативного влияния кино для взрослых на психику и поведение ребенка.

1 РГАЛИ. Ф. 2495. ОП. 1. Д. 6. Л. 2-13.

Аморальные жизненные установки героев фильмов порой толкали детей на преступления. Авторы публикаций приводили примеры реальных трагедий, случившихся под влиянием просмотренной картины. Так, в Красноярской и Ульяновской губерниях летом 1927 г. произошли случаи убийства и удушения, совершенные учащимися школы, заимствованными из фильма «Когда растает снег». В Новороссийске милиция пресекла попытку ограбления магазина группой ребят, которые увидели в кино, как можно проникнуть туда через крышу. Картина «Приключения бандита Мортимера» подвигла компанию мальчиков украсть деньги, устроить «кутеж» в лучшей гостинице города и устроить допрос с пристрастием «бандита», чья доля выпала на котенка. В Новгородской и Иркутской губерниях, подражая герою фильма про Гарри Пиля, дети чуть не утонули в реке, пытаясь перейти ее по перилам моста без страховки. В печати описывались случаи, когда после просмотра фильмов детективного или авантюристического характера, дети в поисках приключений и романтики уходили из дома путешествовать с товарищами или присоединялись к компании беспризорников. Разлагающе действовали на психику детей картины, отражавшие мораль и быт американцев периода «просперити» с их культурой потребительского отношения к жизни, фокстротами, чарльстонами и фужерами спиртного в качестве обязательного «аксессуара».

Выступавшие на совещаниях по кинофикации делегаты критиковали фильмы, которые популяризировали буржуазную идеологию и разлагающим образом действовали на юную аудиторию. Раздавались призывы срочно создавать новый тип советского детского фильма, который показывал бы примеры ребят, увлекающихся коллективным трудом, общественно полезной работой, который показывал бы, что такое повседневная борьба за порядок в школе и в стране. Задачи советской системы образования декларировались с точки зрения воспитания молодого поколения для борьбы, чтобы оно в идеологическом и культурном отношении было достаточно вооружено и подковано. Поэтому считалось недопустимым подвергать детей разлагающему влиянию вредных для них фильмов, важно было отвлекать их от «всякого рода «мордобойных фильмов» для взрослых, создавать и демонстрировать картины, которые нравились бы ребятам и воспитывали их на положительных примерах. Член коллегии Наркомпроса Н.К. Крупская, выступая на совещаниях, призывала тружеников советского кинематографического фронта нетерпимо относиться к пропаганде царизма, религии, шовизнизма, антисемитизма, буржуазного и мещанского образа жизни.

Советскую педагогическую общественность волновали и вопросы школьного кино, которое рассматривалось не только в качестве влиятельного инструмента воспитания, но и как фактор обучения, как специальное методическое пособие в школьных учебных дисциплинах. Прежде всего, отмечалось, что зрительное восприятие кинообразов позволяет лучше усваивать материал, исключает необходимость «зубрежки», минимизирует физическую усталость учащихся на уроках, повышает их интерес к предметам школьной программы. С другой стороны, подчеркивалось, что методика использования фильмов позволит отчасти разрешить проблему нехватки учебников, исключить необходимость приобретения ненужной или некачественной литературы (Лебедева, 1928). Однако реализация методики школьного кино упиралась в системную проблему остаточного финансирования культуры и образования в целом и кинопроизводства в частности. По данным Наркомпроса, к 1928 г. киноуроками было охвачено около 35 тыс. школьников, однако эта цифра характеризовала состояние дел в основном в столичных городах - Москве и Петрограде (Кандырин, 1929: 57), между тем как большинство советских детей, обучавшихся в многочисленных сельских начальных школах, были лишены подобных образовательных технических новаций. Для массовой кинофикации советских школ (приобретение киноаппаратуры, фильмов научно-педагогического характера, подготовку киноработников из среды педагогов) нужны были значительные финансовые средства. Помимо этого, в стране остро стоял вопрос о кинопленке: она приобреталась за границей, на валюту, советская промышленность ее не производила, а старого запаса было недостаточно для развития нового сектора прокатного кинорынка. Отделы Главполитпросвета и Главсоцвоса комиссариата просвещения вышли с предложением оперативно решать возникшие проблемы. Для этого правительственным постановлением создать фонд по кинофикации школ и организации детских кинотеатров, а ведомственными инструкциями установить регулируемый процент отчислений от сбора с кинотеатров.

Еще одним направлением на пути развития школьного кино было заимствование прогрессивного методического зарубежного опыта. Наркомпрос обращался к существующей практике во Франции, Германии, Норвегии, США (Крупская, 1927). В этих странах была создана методическая литература по вопросам профессиональной подготовки учителей и использованию кино в учебном процессе, умели снимать учебные фильмы, агитационное кино, органы самоуправления вводили в школах преподавание биологии, географии, истории и ряда других предметов при помощи учебных фильмов. Проведенные там исследования показали, что фильмы заинтересовывают ребят и повышают усвоение материала.

По результатам обсуждения проблемы детского и школьного кино Наркомпросом были сделаны соответствующие выводы и разработаны приоритетные направления дальнейшей работы. Отмечалось, что в области развития детско-школьного кино на текущий момент еще слишком мало

ИСТОРИЯ HISTORY

сделано. В этой связи перед «Совкино» и его организациями выдвигались масштабные задачи: взять твердый курс на действительное руководство репертуаром детско-юношеского кино, поставить свою работу во главу своей общественно-культурной деятельности путем выделения для этой цели максимума сил и средств. В целях эффективного развития детско-школьного кино планировалось в аппарате «Совкино» выделить специальных работников, руководящих созданием прокатного фонда учебных детско-юношеских картин, распространением школьной киноаппаратуры, тарификацией проката, созданием специальной детской кинорекламы. Дальнейшее усиление финансового учета и контроля кинопроизводства для детей было продиктовано тем, что кино являлось источником получения постоянных и легких коммерческих доходов. Необходимо было остановить наживу на этом заинтересованных лиц и организаций, которые противодействовали культурным и духовно-нравственным целям советской системы воспитания.

На 1928-1929 учебный год «Совкино» выделило и забронировало по производственно-финансовому плану специальную сумму на создание детско-юношеских картин. В импортный план были включены закупки зарубежных фильмов учебного характера, их содержание согласовывалось с Наркомпросом.

Коллегия Наркомпроса признала необходимым сосредоточить в Главсоцвосе руководство по вопросам детско-школьного кино и организовать в ее структуре специальную комиссию по педагогической цензуре. Первостепенное внимание эта комиссия уделила вопросу регулирования посещения детьми киносеансов для взрослых. На этапе дефицита достаточного количества детских картин было решено пополнить репертуар для юных зрителей картинами для взрослых, но на определенных условиях. Необходимо было предварительно оценить фильм с педагогической точки зрения; отредактировать сопроводительный текст; изъять кадры, недопустимые для демонстрации детям. Комиссия выдавала «паспорт» кинолентам, выпускаемым на рынок, с указанием возраста детей (8-12 лет) и подростков (13-17 лет), для которых предназначался фильм. Кинотеатры, не считавшиеся с этой регламентацией и пропускавшие детей на неразрешенные картины, штрафовались. На местах, на уровне ведомственных отделов народного образования были сформированы специальные цензурные комитеты и школьно-контрольные комиссии из педагогов, которые на основе «паспорта» киноленты составляли репертуар на ближайшие месяцы, определяли возрастную доступность детей на просмотр фильмов, согласовывали льготный тариф, содействовавший развитию детского и школьного кинодела. Все эти мероприятия в целом были направлены на то, чтобы вывести детско-школьное кино из тупика, в котором оно находилось в 1920-е гг. (Эпштейн, 1928).

Таким образом, в течение первых десяти лет советской власти шел организационный и содержательный поиск модели детского и школьного кино, конкретизировалась и формировалась его воспитательная и методическая функция. Одновременно шла работа по пресечению негативного влияния фильмов для взрослых на психологию и поведение детей. Роль кино в нравственном воспитании детей и учебно-методической деятельности привлекала внимание партийно-правительственных властей, педагогической общественности, средств массовой информации. Обсуждение проблем детской и школьной киноотрасли в конце 1920-х гг. получило широкий резонанс. Ведомство Наркомпроса и структуры «Совкино» разработали планы по координации деятельности и контролю за выполнением идеологически заданных директив качественного улучшения работы. Серьезной проблемой оставалось остаточное финансирование и материально-техническое обеспечение отечественного кинопроизводства. Важной составляющей дальнейшего развития детского кино было усиление управленческого административного ресурса и цезуры.

Список источников:

Гельмонт А.М. Кино как фактор воспитания // Вестник просвещения. 1927. № 5. С. 9-21.

Кандырин Б.Н. Детское и учебное кино // Искусство в школе. 1929. № 2-3. С. 57-58.

Крупская Н.К. Доклад на совещании при научно-педагогической секции ГУСа по вопросу школьного и детского кино // На путях к новой школе. 1927. № 3. С. 3-7.

Лебедева И.В. Дети и школьное кино // Народное просвещение. 1928. № 8-9. С. 51 -52.

Люблинский П.И. Кинематограф и дети. М., 1925. 122 с.

Менжинская Ю.И. Задача массовой работы с детьми в кино // Искусство в школе. 1927а. № 1. С. 18-20.

Менжинская Ю.И. Ближайшие задачи в области кино для детей // На путях к новой школе. 1927б. № 3. С. 5-14.

Менжинская Ю.И. О кино для детей // Народное просвещение. 1928. № 8-9. С. 114-119.

Парамонова К.К. Фильм и дети. М., 1976. 48 с.

Пензин С. Кино - как средство воспитания. Воронеж, 1973. 152 с.

Разлогов К.Э. Мировое кино: история искусства экрана. М., 2011. 688 с.

Эпштейн М.С. Детско-школьное кино // Народное просвещение. 1928. № 4-6. С. 161-163.

References:

Epstein, M.S. (1928) Detsko-shkol'noe kino [Children's school movie]. Narodnoe prosveshchenie. (4-6), 161-163. (In Russian).

Helmont, A.M. (1927) Kino kak faktor vospitaniya [Cinema as a factor of education]. Vestnikprosveshcheniya. (5), 9-21. (In Russian).

Kandyrin, B.N. (1929) Detskoe i uchebnoe kino [Children's and educational cinema]. Iskusstvo vshkole. (2-3), 57-58. (In Russian). Krupskaya, N.K. (1927) Doklad na soveshchanii pri nauchno-pedagogicheskoy sektsii GUSa po voprosu shkol'nogo i detskogo kino [Report at the meeting at the scientific and pedagogical section of the HSU on the issue of school and children's cinema]. Na putyakh k novoy shkole. (3), 3-7. (In Russian).

Lebedeva, I.V. (1928) Deti i shkol'noe kino [Children's and school cinema]. Narodnoe prosveshchenie. (8-9), 51-52. (In Russian). Lublinsky, P.I. (1925) Kinematograf i deti [Cinematography and children]. Moscow. 122 p. (In Russian). Menzhinskaya, Yu.I. (1927) Zadacha massovoy raboty s det'mi v kino [The task of mass work with children in cinema]. Iskusstvo v shkole. (1), 18-20. (In Russian).

Menzhinskaya, Yu.I. (1927) Blizhayshie zadachi v oblasti kino dlya detey [Immediate challenges in the field of cinema for children]. Na putyakh k novoy shkole. (3), 5-14. (In Russian).

Menzhinskaya, Yu.I. (1928) About cinema for children. Narodnoe prosveshchenie. (8-9), 114-119. (In Russian). Paramonova, K.K. (1976) Fil'm i deti [Film and children]. Moscow. 48 p. (In Russian).

Penzin, S. (1973) Kino - kak sredstvo vospitaniya [Cinema as a means of education]. Voronezh. 152 p. (In Russian). Razlogov, K.E. (2011) Mirovoe kino: istoriya iskusstva ekrana [World cinema: the history of screen art]. Moscow. 688 p. (In Russian).

Информация об авторе Е.А. Ялозина - кандидат исторических наук, доцент, младший научный сотрудник Института гуманитарных технологий и социального инжиниринга Факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ, Москва, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=691579

Конфликт интересов:

автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author E.A. Yalozina - PhD in History, Associate Professor, Junior Research Fellow at the Institute of Humanitarian Technologies and Social Engineering, Faculty of Social Sciences and Mass Communications, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=691579

Conflicts of interests:

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 29.08.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 26.09.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 17.10.2023.

Автором окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.