Научная статья на тему 'Детско-юношеские годы Монгуша Кенин-Лопсана'

Детско-юношеские годы Монгуша Кенин-Лопсана Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кочевое детство / семья / мировоззрение / фольклор / шаманизм / традиционное воспитание / nomadic childhood / family / worldview / folklore / shamanism / traditional upbringing

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кыргыс Кира Амировна

В статье рассматриваются детские и юношеские годы известного шамановеда, ученого историка Монгуша Кенин-Лопсана. Его школьные годы стали началом сбора материалов по тувинскому фольклору в широкой временной перспективе, встреч с информантами, с многими из которых он дружил лично. В результате многие его произведения стали классическими шедеврами народного творчества тувинского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The childhood and teenage years of Mongush Kenin-Lopsan

The article deals with the childhood and youth of the famous shamanologist, scholar and historian Mongush Kenin-Lopsan. His school years were the beginning of collecting folklore in a broad time perspective, meetings with informants, many of whom he befriended personally. As a result, many of his works became classic masterpieces of folk art of the Tuvan people

Текст научной работы на тему «Детско-юношеские годы Монгуша Кенин-Лопсана»

5. Крымскотатарская литература XVI века. Из истории крымских татар, династии Гераев и потомков Джучидов. URL: https://realnoevremya.ru/articles/289604.

6. Омирбаев Е. Исследование письменных памятников времен правления Казахского ханства // Туркология. № 1. 2015. С. 24-34.

7. Прокопьева И. В. Нарративный источник как явление культуры. // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. № 3, 2011 - С. 43-53

8. 8.Фролова Г. «Богдо - наследник Николай» в хвалебных песнях бурят // Восточная коллекция. № 4 (19). 2004. С. 29-33

Информация об авторе:

З. К. Картова, кандидат исторических наук, декан факультета истории, экономики и права Северо-Казахстанского университета им. М. Козыбаева. Information about the authors:

Z. K. Kartova, Candidate of History, Dean of the Faculty of History, Economics and Law, North Kazakhstan University. M. Kozybaeva.

Научная статья УДК 929 : 908

doi 10.24412/cl-37216-2024-6-95-98

Детско-юношеские годы Монгуша Кенин-Лопсана Кира Амировна Кыргыс

Тувинский государственный университет, Кызыл, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются детские и юношеские годы известного шамановеда, ученого историка Монгуша Кенин-Лопсана. Его школьные годы стали началом сбора материалов по тувинскому фольклору в широкой временной перспективе, встреч с информантами, с многими из которых он дружил лично. В результате многие его произведения стали классическими шедеврами народного творчества тувинского народа.

Ключевые слова: кочевое детство, семья, мировоззрение, фольклор, шаманизм, традиционное воспитание

Original article

The childhood and teenage years of Mongush Kenin-Lopsan Kira Amirovna Kyrgys

Tuvan state university, Kyzyl, Russia, kira.a.kyrgys@yandex.ru

Abstract. The article deals with the childhood and youth of the famous shamanologist, scholar and historian Mongush Kenin-Lopsan. His school years were the beginning of collecting folklore in a broad time perspective, meetings with informants, many of whom he befriended personally. As a result, many of his works became classic masterpieces of folk art of the Tuvan people.

Keywords: nomadic childhood, family, worldview, folklore, shamanism, traditional upbringing.

Жизнь ученого-этнографа, писателя и фольклориста Кенин-Лопсана Монгуша Бора-Хооевича (тув. Моцгуш Бора-Хвв оглу Кенин-Лопсац) тесно связана с историей, культурой и бытом тувинского народа. Он родился 10 апреля 1925 г. в местечке Чаш-Тал сумона Хондергей Дзун-Хемчикского хошуна Тувинской Народной Республики в многодетной семье охотника. Рассказывая о своей родословной, Кенин-Лопсан сообщал: «Мой отец Бора-

Хоо вышел из племени Монгуш и моя мама вышла из племени Сат. Отец был метким лучником и быстроногим охотником, стрелявшим из лука. Мать Сат Шиижек уруу Сендинмаа была искуссной мастерицей, любила петь песни и вышивать" [Кенин-Лопсан, 2004, с. 362]. У них было 15 детей, шесть мальчиков и девять девочек, Кенин-Лопсан был шестым ребенком.

Громадная вековая лиственница, под которой он родился во время весенней перекочевки, где закопали его послед сарты, по-тувински подушка, до сих пор стоит посреди таежного леса и хранит историю его долгой жизни. По поверьям тувинцев, малыш до трех лет имел два имени, одно было настоящим, а другое выдуманным, чтобы оградить ребенка от воздействия нечистой силы, его детское имя было Тас. В семье чтили народные традиции, верили, что в предметах может скрываться душа, бережно хранили повседневные символы тувинского традиционного быта. В школьном музее с. Хондергей в коллекции этнографических предметов сохранилась колыбель Кенин-Лопсана М.Б.

Позже во взрослой жизни он будет вспоминать юрту, в которой провел свое детство. В поэме «Последнее кочевье» (в переводе «Последняя ночевка») встает образ бедного аратского жилища, покрытого черной кошмой, сквозь поэтические символы и метафоры просматривается его реальная жизнь [Российский государственный архив литературы и искусства Ф. 1565, Оп. 3, Д. 263, Л. 16]:

«Жили плохо, не придумать хуже -В юрте еле теплился костер, Погибали от дождей и стужи Мы, тринадцать братьев и сестер. Юрта наша - драная, в заплатах. Видели мы всадников богатых Через дыры войлочной стены. Вспоминаю: полночью морозной Будит мать нас, к очагу зовет: «Грейтесь!...»

Искры превращались в звезды, Вылетая в узкий дымоход...»

Таким образом, юрта для будущего поэта и писателя стала символом очага, домашнего уюта и покоя.

У отца было прозвище Тоорулган, он был прекрасным рассказчиком, сказителем, что оказывало разностороннее воздействие на воспитание детей и в дальнейшем сказалось на творчестве Кенин-Лопсана. С отцом он ходил на охоту за белками, лисами и маралами, знал все лесные тропы и охотничьи премудрости. Услышанные старинные предания, приметы, поверья нашли отражение в его книгах, где он непременно записывал имя отца в качестве информанта. Кенин-Лопсан любил признаваться, что отцовские рассказы уносили его в удивительный мир поэзии, как легенды сказителя Сата Конзая, его земляка. Также среди его информантов были Сат Деспен, Сат Шуржужук, Сат Албанкчи. Один из основоположников тувинской литературы Байкара Ховенмей писал о нем: «Исчезал чадящий дым очага; вместе с богатырем Танаа-Херелом он ходил по комнатам стеклянных дворцов, скакал в небеса по семицветной радуге, конь-волшебник доставлял его на морское дно..» [РГАЛИ. Ф. 1565, Оп. 3. Д. 263. Л. 17].

Сохранилась стенограмма обсуждения творчества Кенин-Лопсана М.Б. от 12 марта 1986 г. под председательством Н.К. Доризо, где писатель признается: «Мой отец был охотником, мама - сказительницей. Это моя первая школа и мое первое знакомство с письменной культурой» [Самдан, 2010, с. 105].

Ему было немногим более десяти лет, когда в 1937 г. впервые по-тувински прозвучали стихи А.С. Пушкина. Увлеченный необычной силой стихов, так не похожих на сказки отца, охотника Бора-Хоо, он сам начал сочинять. Его первые стихи, к сожалению, не сохранились, чтобы можно было сравнить поэтический стиль. [РГАЛИ. Ф. 1565. Оп.3. Д. 263. Л. 17].

В детстве он учился выписывать свое имя палочкой на снегу. В 1934 г. впервые знакомится с «деревенской школой» в Красном уголке Улаан булуц, куда его привезли на русских санях из зимовки Кажаалыг, который находился под горою Хараган-Даг, в лесу Борбак-Арыг. В той школе работал Шириндивии О.О. из Шеми, который впервые научил его писать на бумаге, арифметике и выразительно читать газету «Шын». Осенью 1938 г. возле горы Бедик-Тей в сумоне Хондергей открылась летняя двухгодичная начальная школа, известная как Красная юрта или Красный уголок. Первые ученики посещали эту школу, проходя через глухие места реки Аныяк-Хондергей, и острые ветки оставляли следы на одежде [Кенин-Лопсан, 2004, с. 343]. Шли те, кто тянулся к знаниям. Тринадцатилетнего мальчика взяли во второй класс. Учительницей была Дулуш Ойбаа кызы Орланмай из сумона Хайыракан Улуг-Хемского кожууна. В школе не было ни учебников, ни тетрадей. На весь класс был один карандаш, который учитель передавал ученикам по очереди. Учитель сам сочинял и читал вслух. Учились читать по газете. Научившись читать, его приглашали читать свежие номера газеты старым людям. Люди стали называть его маленьким учителем. В сумоне Хондергей также действовала женская организация, возглавляемая председательницей по имени Барыкаан. Она была также заведующей женским отделом в аппарате Центрального комитета Тувинской народно-революционной партии и известной наездницей на коне, которая ездила в командировки на своем лучшем скакуне на расстояния в 250 километров за один день. Она собирала лучших женщин-мастериц, которые помогали шить матрацы и чинить одежды в Кызыл булуц.

Книга «Ойтулааш» посвящена воспоминаниям о первых учителях по тувинской поэзии: летом 1939 г. в сумоне Хондергей проводили слет юных пионеров, где он стал победителем в чтении и письме среди ровесников. Его первые учителя по тувинской поэзии Монгуш Идам -Сюрюн и Сат Чондан-Бурулей дали ему мандат от имени пионерской организации на Второй слет любителей изящной словесности Тувинской Народной Республики [Кенин-Лопсан, 2004, с. 346].

Первая проба пера Кенин-Лопсана состоялась совсем в юном возрасте. Когда тувинцы объявили фашистской Германии войну, отправили много лошадей и провизии на фронт, в 1943 г. в сборнике «Боевой клич» он написал свое стихотворение «Ненависть к Гитлеру», принесшее известность ученику семилетней школы г. Чадан, где он проучился с 3-го по 7-й класс и окончил ее в 1944 г. Далее он учился в общеобразовательной средней школе № 2 г. Кызыла, где стал активным членом литературного кружка и рукописного журнала, которым руководила Регина Рафаиловна Розенберг. Там он знакомится и выучивает наизусть эпос «Слово о полку Игореве» и другие произведения русской литературы.

Весной 1944 г. в Кызыле он занимался в краткосрочном семинаре молодых писателей Тувы по приглашению председателя правления Союза писателей Тувинской Народной Республики Сергея Бакизовича Пюрбю. Лекции по курсу «Теория литературы» читала Александра Федоровна Бобкова, переводил Леонид Чадамба. Он запомнил напутствие Александры Федоровны: «Тувинцы - народ с богатым фольклором. Прошу вас: записывайте шаманские гимны у стариков и народные сказки у сказителей. Устное творчество тувинского народа - это великое сокровище. Собирайте произведения древних жанров тувинского фольклора» [Кенин-Лопсан, 2004, с. 359]. По словам Кенин-Лопсана, первая запись была сделана 14 июля 1944 г. на чайлаге Бестиг-Карак-Аксы, расположенном на левом берегу реки Хондергей. Его дядя, Сотпа Сат, был информатором, певцом шаманских гимнов, записанных в ученическую тетрадь. Также он записывал разнообразные жанры тувинского фольклора, которые найдут отражение в его творчестве.

Таковы детские и юношеские годы будущего студента Ленинградского государственного университета, писателя и фольклориста Кенин-Лопсана М.Б., внесшего значительный вклад в культуру Тувы.

Список источников

1. Кенин-Лопсан М. Б. Последнее кочевье: поэма.

2. Кенин-Лопсан М. Б. Ойтулааш. Ынакшылдьщ кожацнары. Кызыл : Новости Тувы, 2004. 384 с.

3. Самдан З. Б. Духовные зерна десятилетия: о творчестве М. Кенин-Лопсана // Улуг-Хем. 2010. № 3.

4. Урянхайско-Тувинская энциклопедия: (посвящается 100-летию ТНР) в 2 т. Кызыл, 2021. 668 с.

Научный руководитель - Доржу Зоя Юрьевна, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой отечественной истории Тувинского государственного университета. The scientific supervisor - Zoya Yurievna Dorzhu, Doctor of Historical Sciences, Professor, Head of the Department of National History of Tuvan State University. Информация об авторе:

К. А. Кыргыс, студентка магистратуры Тувинского государственного университета. Information about the author:

K. A. Kyrgys, master's degree student at Tuvan State University,.

Научная статья УДК 930:002

doi 10.24412/cl-37216-2024-6-98-101

Путеводитель по фондам Национального архива Республики Тыва - основной информационный источник по изучению истории региона

Мая Салчаковна Маадыр1, Хорагай Хулеровна Монгуш2

1,2 Тувинский государственный университет, Кызыл, Россия,

1maya60.00@mail.ru

2khulerovna@bk.ru

Аннотация. В статье проанализирован «Путеводитель по фондам Государственного архива Республики Тыва за 1715-2011 гг.» 2012 года выпуска. В настоящее время работа является единственным информационным источником в печатном формате для исследователей, разрабатывающим вопросы региональной истории. Подробно рассмотрены структура, количество фондов и единиц хранения, включенных в путеводитель. Фонды распределены в трех разделах, посвященных органам управления Урянхайского края, периоду Тувинской Народной Республики и учреждениям, организациям и предприятиям советской и постсоветской Тувы. Анализ показывает, что в данном информационном источнике отражены сведения о 781 фонде и сотни тысячах единицах хранения.

Ключевые слова: путеводитель, Национальный архив Республики Тыва, разделы, фонды, единицы хранения.

Original article

The guide to the collections of the National Archive of the Republic of Tyva is the main information source for the study of the history of the region

Maja S. Maadyr1, Khoragai Kh. Monguch2

Tuvan State University, Kyzyl, Russia,

1maya60.00@mail.ru

2khulerovna@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.