Научная статья УДК 159.9
ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА МАКАРОВА
Доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры «Общая и консультативная психология», Донской государственный техническийуниверситет, г. Ростов-на-Дону e-mail: [email protected]
МАРИНА БОРИСОВНА ЧИЧКАЛА
Аспирант, ЧОУ ВО «Таганрогский институтуправления и экономики», г. Таганрог
e-mail: [email protected]
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ КАК ПРЕДИКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Аннотация. Цель данного исследования —рассмотреть связь между детско-родительскими отношениями и благополучием детей и подростков. Детско-родительские отношения в настоящее время стали предметом исследования социологов, психологов и педагогов. Фундаментальный вопрос исследования: каковы факторы риска, которые могут повлиять на психологическое благополучие детей и подростков в семье? Семейный раздор является стрессовым опытом для большинства детей, и стресс может иметь неблагоприятные последствия для физического и психического здоровья. Развод рассматривается как форма психоэмоциональной депривации детей и подростков в неблагополучных семьях. Социодемографическая ситуация в мире сделала возможным отказ от института брака в пользу свободного сожительства, увеличив, таким образом, численность детей, рожденных вне брака, в неполных семьях, в однополых семьях или в семьях с приемными родителями, что не всегда способствует психологическому благополучию таких детей. Явление, описанное данным термином, направлено на достижение подвижного равновесия между двумя важными концептами. С одной стороны, позитивные аспекты детско-родительских отношений в семье (доверие, эмоциональная поддержка, общение, экономическая безопасность, здоровый образ жизни) создают основу для психологического благополучия детей и подростков. С другой стороны, благополучие подрастающего поколения можно рассматривать как специфическую форму и как предиктор крепких семейных отношений. Благополучие возникает, когда семейная и социальная стороны существования человека связаны друг с другом. Результатом исследования является анализ отечественной и зарубежной научной литературы по теме.
Ключевые слова: дезадаптация, эмоциональная поддержка, факторы риска, психологическое благополучие, экономическая безопасность, девиантное поведение, аддикции, психоэмоциональная депривация
Тематический рубрикатор e-Library: 15.41.49
ELENA AL. MAKAROVA
Doctor of Psychology, Professor, Professor of General and Consultative Psychology Department, Don State Technical University, Rostov-on-Don
MARINA B. CHICHEALA
Postgraduate student of the Department ofHumanities Taganrog Institute ofManagement and Economics, Taganrog
CHILD-PARENT RELATIONS IN THE FAMILY AS A PREDICTOR OF PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF CHILDREN AND ADOLESCENTS
Abstract. The purpose of this study is to examine the relationship between parent-child relationships and the well-being of children and adolescents. Child-parent relationships have now become the subject of research by sociologists, psychologists and educators. Fundamental research question: what are the riskfactors that can affect thepsychological well-being of children and adolescents in the family? Family discord is a stressful experience for most children, and stress can have adverse effects on physical and mental health. Divorce is considered as a form of psycho-emotional deprivation of children and adolescents in dysfunctional families. The socio-demographic situation in the world has made it possible to abandon the institution of marriage in favor of free cohabitation, thus increasing the number of children born out of wedlock, in single-parent families, in same-sex families or in families with adoptive parents, which does not always contribute to the psychological well-being of such children. This article introduces the term "relationship flourishing," which is new for this type of research. The phenomenon described by this term is aimed at
© E.A. Макарова, 2023 © М.Б. Чичкала, 2023
achieving a fluid balance between two important concepts. On the one hand, the positive aspects of parent-child relationships in the family (trust, emotional support, communication, economic security, healthy lifestyle) create the basis for the psychological well-being of children and adolescents. On the other hand, the well-being of the younger generation can be considered as a specific form and as a predictor of strong family relationships. Well-being arises when the family and social aspects of a person's existence are connected with each other. The result of the study is an analysis of domestic andforeign scientific literature on the topic.
Keywords: maladjustment, emotional support, risk factors, psychological well-being, economic security, deviant behavior, addictions, psycho-emotional deprivation
Введение. Семья в настоящее время является темой многочисленных исследований, что, скорее всего, связано с социально-демографическими изменениями, происходящими во всем мире в XXI веке. В Западной Европе, так же как и в России, в прошлом столетии началось снижение рождаемости, отношение к браку было негативным, в то время как гражданские союзы и другие виды партнерства приветствовались, их количество увеличилось вместе с процентом разводов. Данная тенденция продолжается и в XXI веке. По данным Еигс^а! за 2021 г., на первом месте по количеству разводов стоит Люксембург (на 100 браков приходится 88,9 разводов), далее - Португалия (61,4), на третьем месте - Финляндия (59,9). Россия лидирует в Европе по количеству разводов: на каждые три брака приходится два развода. Кроме того, был замечен рост численности детей, рожденных вне брака, в неполных семьях, воспитанных в приемных семьях и в однополых браках [14]. Несмотря на это, семья по-прежнему рассматривается как чрезвычайно важная часть жизни для отдельных людей и пар с разными жизненными траекториями [1]. Кроме того, снижение рождаемости, которое больше не гарантирует смену поколений, а наоборот, стимулирует старение населения, оказало общее влияние на семейную динамику, что привело к формированию семей, характеризующихся меньшим числом членов семьи из трех и более разных поколений. Если в России проживание под одной крышей трех-четырех поколений в течение многих лет считалось нормой, то сегодня эти тенденции также подтверждаются исследованиями в Европе. Это был исследовательский проект, который, благодаря различным волнам сбора данных, продемонстрировал диверсифицированное распределение семей с тремя или четырьмя поколениями, живущими под одной крышей. Одной из причин такой тенденции называют миграцию населения в Западную Европу, другой причиной может являться финансовая нестабильность [1]. Такие семьи, названные «семьями-полюсами», тем не менее характеризуются относительно малой связью между поколениями. Поэтому семейные отношения в таких семьях парадоксальны. С одной стороны, они более фрагменти-рованы - из-за малого числа членов семьи и наличия разведенных партнеров, в то время как с другой стороны, они показывают больше связей между поколениями, чем в прошлом [2].
Поэтому фундаментальный вопрос заключается в следующем: каковы факторы риска, которые могут повлиять на благополучие семей? Другие вопросы: каковы защитные ресурсы семьи, чтобы реализовать свою фундаментальную роль, то есть воспитать
новое подрастающее поколение и обеспечить благополучие детей и подростков в семье? Как внутрилич-ностные и межличностные отношения в семье влияют на воспитание детей?
Большое количество исследований показывает, что состоящие в браке взрослые получают лучшие результаты по физическим показателям состояния здоровья и психического здоровья подрастающего поколения. Кроме того, детско-родительские отношения связаны с психическим здоровьем и более низким уровнем депрессии, более высоким уровнем самооценки, чувством связи, субъективным благополучием, удовлетворенностью жизнью и целью в жизни в целом [3; 5; 13].
Анализ научной литературы по проблеме. В значительном количестве исследований, сравнивающих счастливые полные семьи и разведенные семьи, сообщается о более низком уровне физического и психического здоровья детей, развод рассматривается как форма психоэмоциональной депривации детей и подростков, в результате чего вхождение ребенка в социальную среду усложняется и деформируется, что также порождает определенные риски. Исследования выявили большее количество симптомов депрессии и тревоги, проблем со здоровьем и употреблением психоактивных веществ наряду с более высоким риском девиаций, аддикций, самоповреждающего поведения и суицида [3]. Часто наблюдаются уход из дома, бродяжничество, воровство. Почему развод должен влиять на психическое и физическое здоровье детей? Семейный раздор является стрессовым опытом для большинства детей, и стресс может иметь неблагоприятные последствия для физического и психического здоровья отчасти из-за того, что полная семья дает преимущества, включая эмоциональную поддержку, общение, экономическую безопасность и более здоровый образ жизни [4].
Дети в неполной семье часто становятся жертвами несчастных случаев и заболеваний, а подростки чаще употребляют алкоголь и табак, психоактивные вещества в качестве компенсации, а также участвуют в рискованном девиантном поведении. Также исследования определили более низкий уровень образования, снижение эффективности и мотивации учения. Некоторые аспекты дезадаптации (касающиеся результатов обучения) имеют тенденцию к частичному затиханию через один-два года, в то время как другие (девиации) появляются позже во времени. Кроме того, социальные, когнитивные, эмоциональные, поведенческие отклонения и последствия для здоровья в хронической форме могут стать последствиями дезадаптации [5].
Исследователи особенно подчеркнули риски, с которыми сталкиваются молодые люди, пережившие развод родителей, в своей взрослой жизни. Когда молодые люди формируют свои собственные семейные отношения, возникают страхи и вновь появляется неуверенность, что может привести к многочисленным недолговечным отношениям или к трудностям с вступлением в серьезные отношения и в брак [6].
Последний фактор, который нужно подчеркнуть, это качество отношений, и он требует более глубокого изучения. В психологической литературе все чаще подчеркивается идея о том, что не только структура семьи влияет на благополучие, но и качество отношений между родителями и детьми. Исследователи обнаружили, что чем выше качество отношений в семье, тем выше личное психологическое благополучие детей и подростков. Было обнаружено, что благополучие ребенка предсказывается качеством воспитания, что справедливо и для разведенных семей [7]. Что именно мы подразумеваем под качеством отношений и качеством воспитания? Хотя качество отношений изучается в различных дисциплинах, ему не хватает концептуальной и эмпирической ясности. Литература переполнена многочисленными теориями и терминами, такими как удовлетворенность, адаптация, счастье и здоровье, которые, как правило, используются взаимозаменяемо. Растет признание двух основных подходов к качеству отношений, которые сосредоточили внимание на внутриличностных и межличностных процессах соответственно. Внутри-личностный подход фокусируется на индивидуальных суждениях членов семьи, а также на субъективной оценке семейных отношений [8]. Напротив, межличностный подход обычно рассматривает модели взаимодействия (то есть воспитания), такие как конфликт, общение и поддержка, и имеет тенденцию отдавать предпочтение использованию таких терминов, как корректировка, удовлетворение, счастье и здоровье. В этом подходе используются различные конструкции для выявления важнейших аспектов качества отношений [9].
В последнее десятилетие замечено, что негативные конструкции в исследованиях используются чаще, чем их позитивные аналоги. Например, в литературе широко исследуется роль конфликта в определении семейного дистресса или детской дезадаптации. Внимание к позитивным конструктам, даже если они менее выражены, безусловно, представляет интерес для изучения семьи, поскольку это ведет к более адекватному пониманию того, что представляет собой качество отношений. На самом деле здоровые отношения в семье - это не просто отсутствие дисфункции отношений или дезадаптации, точно так же, как отсутствие физического заболевания недостаточно для того, чтобы определить физическое здоровье [10].
Один из подходов, использованных для решения этой проблемы, заключался в рассмотрении качества взаимоотношений не как одномерной конструкции -от крайнего недовольства до крайнего удовлетворения, но как конструкции двумерной, состоящей как
из положительных, так и из отрицательных измерений. Другой подход к концептуализации качества отношений заключался в рассмотрении конструктов не как позитивных или негативных самих по себе, а для выявления процессов, которые делают эти конструкты позитивными или негативными. Следовательно, можно обсудить, например, конструктивный и деструктивный конфликт и выявить положительные процессы в конфликте, такие как переговоры, компромисс, решение проблемы, партнерские стили и негативные процессы, такие как вербальная или физическая агрессия, стили принуждения и отстранения. Недавно в литературе также были выявлены некоторые конструкции, такие как диади-ческий копинг, включающий когнитивные и поведенческие усилия в стрессовых ситуациях, направленные на улучшение или усиление функционирования противника, защиту сложившихся между ними взаимоотношений, при этом одинаково описываются позитивный и негативный стили, с помощью которых партнеры справляются с ежедневным стрессом. Среди диадических копинг-стратегий выделяют общие стратегии преодоления трудностей, которые оба партнера применяют совместно. Некоторые из этих конструкций использовались для анализа функционирования семьи как целостные и конкретные диадические отношения [11].
Семья - это система, состоящая из нескольких поколений, в которой существуют взаимозависимые отношения, функционирование всей системы связано с функционированием различных подсистем. Каковы особенности семьи? Чем отношения в семье отличаются от других видов отношений, которые люди культивируют в социуме в течение всей жизни? Прежде всего, в отличие от внесемейных отношений, в семейные отношения вовлечена вся личность, а не только какой-то один ее аспект. Этот аспект раскрывает не только богатство, но и ограничения семейных отношений. Наряду с наблюдаемой стороной, лежащей в основе семейных отношений, существуют и так называемые незаметные отношения. Взаимодействие между членами семьи ориентировано на обмены «здесь и сейчас», тогда как отношения требуют более широкого временного охвата. Отношения проявляются, по сути, в связи между прошлым, настоящим и будущим, и с точки зрения этого отношения по определению имеют межпоколенчес-кий аспект [12; 13].
Члены семьи с течением времени прочно связываются друг с другом, даже если они не подозревают об этом; когда говорится о семейных отношениях, ссылка делается на те отношения, которые были неявно или явно установлены (и продолжают согласовываться) в отношении ценностей, значений, привычек и распределения ролей. Таким образом, можно подтвердить, что семья рассматривается как контекст поколений.
Заключение. С одной стороны, родители склонны гиперзащищать детей и ограничивать их свободу именно потому, что видят своего ребенка, прежде всего, продолжением самих себя. Таким образом, они получают преимущество в продлении процесса воспитания детей (становятся «вечными родителя-
ми»). Но, с другой стороны, дети откладывают важные решения и принятие на себя взрослых обязанностей, оставаясь «вечно молодыми» (инфантилиза-ция, синдром Питера Пэна). Кроме того, родители и дети в таких семьях имеют общие представления о совместном будущем. Их сближает негативное представление о взрослой жизни, характеризующееся неопределенностью и ненадежностью, подвижное равновесие, будь то на социальном уровне (трудность достижения своих карьерных устремлений) или на семейном (трудности с поиском надежного партнера для создания семьи и воспитания детей).
Родители и дети также разделяют идею самореализации, основанную на эмоциональном эгоцентризме. Такая идея оторвана от сопутствующей ей ответственности перед будущей семьей, детьми и будущим общества. Такое представление будущего в терминах беспокойства и тревоги более распространено в семьях, где дети еще учатся, в то время как работающие подростки предпочитают самостоятельность, ответственность за свое будущее и независимость от родителей. Они стремятся начать самостоятельную жизнь отдельно от родителей.
СПИСОК ИСТО ЧНИКОВ
1. Rossi,G. Legami е percorsi di coppia: le trasformazioni della coniugalita in Europa [Couple bonds and paths: Changes in marriage in Europe], In G. Pollini, A. Pretto, & G. Rovati (Eds.), L'ltalia nell'Europa: i valori tra persistenze e trasformazioni. Milan, Italy: Franco Angeli, 2012, pp. 135-166.
2. Шамсутдинова А.З. Разрушение связи поколений в современном российском обществе как духовная проблема и пути ее преодоления / А.З. Шамсутдинова. - Текст : непосредственный // Вестник Башкирск. унта. -2011. -№4.
3. Ооржак А.Ю. Особенности психосоматических расстройств в подростковом возрасте / А.Ю. Ооржак, Ю.О. Юртаева. - Текст : непосредственный // Молодой учёный. - 2019. - №47 (285).
4. Лизунова Д.А. Нарушение детско-родительских отношений как фактор риска формирования наркозависимости / Д.А. Лизунова, О.М. Савинцева. - Текст : непосредственный // Теория и практика социогуманитарных наук. - 2022. - №2 (18).
5. Тудупова Т.Ц. Детско-родительские отношения и негативно окрашенные состояния как факторы суицидального риска в подростковом возрасте / Т.Ц. Тудупова, Н.Г. Батуева, Т.А. Парфентьева. - Текст : непосредственный //Психолог. - 2018. -№6. - С. 32-40. DOI: 10.25136/2409-8701.2018.6.28068.
6. Овсянникова О.А. Межличностные конфликты и процесс социализации студента: аспекты взаимодействия / О.А. Овсянникова, Т.М. Ртищева. - Текст : непосредственный //Наука-2020. - 2019. - №5 (30).
7. Newland, L.A. Supportive family contexts: Promoting child well-being and resilience. Early Child Development and Care, 2014. - 184(9-10), 1336-1346.
8. Newland, L.A. Family well-being, parenting, and child well-being: Pathways to healthy adjustment. Clinical Psychologist. -2015. - № 19(1). -C. 3-14.
9. Солынин Н.Э. Теоретические представления о структуре детско-родительских отношений / Н.Э. Солынин, М.В. Колгушкина. - Текст : непосредственный // Молодой учёный. - 2021. - №6 (348).
Ю.Чернов Д.Н. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей младшего подросткового возраста / Д.Н. Чернов. - Текст : непосредственный // Психология и психотехника. - 2019. -№ 3. - С. 92-107. DOI: 10.7256/2454-0722.2019.3.27003.
П.Лужбина Н.А. Параметры детско-родительских отношений как предикторы развития эмоционального интеллекта подростков / Н.А. Лужбина, Д.Ю. Перова. - Текст : электронный // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. - 2021. - Т.З, №1. - С. 22-32. -URL: http://bppasu.ru/article/view/9339.
12. Кузьмина К.Е. Детско-родительские отношения как фактор развития представлений подростка о самом себе / К.Е. Кузьмина. - Текст : непосредственный // Концепт. -2015. -№ 11. - С. 156-160.
13.Фисенко А.А. Проблемы детско-родительских отношений в кризисный период / А.А. Фисенко, О. Самсонова. - Текст : непосредственный // Вопросы педагогики. - 2020. - № 9-1. - С. 156-160.
14. Sputnik Латвия. - Текст : электронный. - URL: https://lv.sputniknews.ru/20211102/demografiya-razvodov-v-stranakh-evropy-18986177 .html.
REFERENCES
1. Rossi, G. Legami e percorsi di coppia: le trasformazioni della coniugalita in Europa [Couple bonds and paths: Changes in marriage in Europe], In G. Pollini, A. Pretto, & G. Rovati (Eds.), L'ltalia nell'Europa: i valori tra persistenze e trasformazioni. Milan, Italy: Franco Angeli, 2012, pp. 135-166.
2. Shamsutdinova A.Z. Razrushenie svyazi pokolenij v sovremennom rossijskom obshchestve kak duhovnaya problema i puti ее preodoleniya [The destruction of the connection between generations in modern Russian society as a spiritual problem and ways to overcome it], Vestnik Bashkirskogo universiteta = Bulletin of Bashkir University, 2011, no. 4. (InRuss.)
3. Oorzhak A.Yu., Yurtaeva Yu.O. Osobennosti psihosomaticheskih rasstrojstv v podrostkovom vozraste [Features of psychosomatic disorders in adolescence], Molodoj uchyonyj = Young scientist, 2019, no. 47 (285). (In Russ.)
4. Lizunova D.A., Savintseva O.M. Narushenie detsko-roditel'skih otnoshenij kak faktor riska formirovaniya narkozavisimosti [Violation of child-parent relations as a risk factor for drug addiction], Teoriya i praktika sociogumanitarnyh nauk = Theory and practice of socio-humanitarian sciences, 2022, no. 2 (18). (In Russ.)
5. Tudupova T.Ts., Batueva N.G., Parfentyeva T.A. Detsko-roditel'skie otnosheniya i negativno okrashennye sostoyaniya как faktory suicidal'nogo riska v podrostkovom vozraste [Child-parent relationships and negatively colored states as suicidal risk factors in adolescence], Psiholog = Psychologist, 2018, no. 6, pp. 32 - 40. DOI: 10.25136/2409-8701.2018.6.28068. (In Russ.)
6. Ovsyannikova O.A., Rtishcheva T.M. Mezhlichnostnye konflikty i process socializacii studenta: aspekty vzaimodejstviya [Interpersonal conflicts and the process of student socialization: aspects of interaction], Nauka-2020 = Science-2020, 2019, no. 5 (30). (In Russ.)
7. Newland, L.A. Supportive family contexts: Promoting child well-being and resilience. Early Child Development andCare, 2014,no. 184(9-10),pp. 1336-1346.
8. Newland, L.A. Family well-being, parenting, and child well-being: Pathways to healthy adjustment. Clinical Psychologist, 2015, no. 19(1), pp. 3-14.
9. Solynin N.E., Kolgushkina M.V. Teoreticheskie predstavleniya о strukture detsko-roditel'skih otnoshenij [Theoretical ideas about the structure of child-parent relations], Molodoj uchyonyj = Young scientist, 2021, no. 6 (348). (In Russ.)
10. Chernov D.N. Osobennosti detsko-roditel'skih otnoshenij v sem'yah, vospityvayushchih detej mladshego podrostkovogo vozrasta [Features of child-parent relationships in families raising children of early adolescence], Psihologiya i Psihotekhnika = Psychology and Psychotechnics, 2019, no. 3, pp. 92 - 107. DOI: 10.7256/24540722.2019.3.27003. (In Russ.)
11.Luzhbina N.A., Perova D.Yu. Parametry detsko-roditel'skih otnoshenij как prediktory razvitiya emocional'nogo intellekta podrostkov [Parameters of parent-child relationships as predictors of the development of emotional intelligence of adolescents], Vestnikpsihologii i pedagogiki Altajskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of psychology and pedagogy of the Altai State University, 2021, vol. 3, no. 1. pp. 22-32. (In Russ.)
12.Kuzmina K.E. Detsko-roditel'skie otnosheniya как faktor razvitiya predstavlenij podrostka о samom sebe [Child-parent relationships as a factor in the development of a teenager's ideas about himself], Koncept = Concept, 2015, no. ll,pp. 156-160. (InRuss.)
13.Fisenko A.A., Samsonova O. Problemy detsko-roditel'skih otnoshenij v krizisnyj period [Problems of child-parent relations during the crisis period], Voprosy pedagogiki = Issues of pedagogy, 2020, no. 9-1, pp. 156-160. (In Russ.)
14. Sputnik Latviya [Sputnik Latvia], - Available at: https://lv.sputniknews.ru/20211102/demografiya-razvodov-v-stranakh-evropy- 18986177.html.
Статья поступила в редакцию 26.10.2023; одобрена после рецензирования 09.11.2023; принята к публикации
15.12.2023. The article was submitted 26.10..2023; approved after reviewing 09.11.2023; accepted for publication
15.12.2023.