EDN: https://elibrary.ru/VARBEA DOI: https://doi.org/10.33408/2519-237X.2024.8-3.353
УДК 159.99
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ О БЕЗОПАСНОСТИ В ЦИФРОВОМ МИРЕ
Шейнов В.П., Карпиевич В.А.
Цель. Выявить взаимосвязи между детско-родительскими отношениями и формированием представления детей о безопасности в цифровом мире.
Методы. В исследоваии использовались: короткая версия опросника зависимости от смартфона САС-16 (автор В.П. Шейнов), опросник зависимости от социальных сетей ЗСС-15 (авторы В.П. Шейнов, А.С. Девицын), разработанный авторами опросник изучения детско-родительских отношений, анкета представлений о психологической безопасности Н.Е. Харламенковой. Для получения результатов использовались количественный и качественный методы исследования. Основой эмпирического исследования послужили результаты тестирования 1323 респондентов.
Результаты. Показано, что плохие отношения детей с родителями имеют связь с развитием зависимости от смартфонов и социальных сетей. Это негативно сказывается на формировании представлений о безопасности в детском возрасте. Зависимость детей от смартфона имеет связь с плохим отношением с отцами. Для представителей поколения Z выявлена положительная связь между зависимостью от смартфона и тем, как часто их ругали в детстве. Выявлено, что зависимость от социальных сетей напрямую связана с плохим взаимоотношением женщин всех возрастов со своими матерями. Для поколения Х и Z установлена отрицательная взаимосвязь между зависимостью от социальных сетей и хорошими отношениями с их отцами. У молодых людей такие понятия, как «родители» и «отношения с родителями» не ассоциируются с понятием «безопасность».
Область применения исследований. Результаты исследования могут быть использованы специалистами, занимающимися формированием культуры безопасности жизнедеятельности, а также педагогами в разъяснительной работе с родителями по профилактике возникновения зависимости от смартфонов и от социальных сетей, а также по гармонизации детско-родительских взаимоотношений. Этому может способствовать проведение семейных праздников и других мероприятий, направленных на формирование позитивных семейных отношений и на обучение детей цифровой грамотности.
Ключевые слова: безопасность детей, детско-родительские отношения, зависимость от смартфона, зависимость от социальных сетей, поколение.
(Поступила в редакцию 12 июня 2024 г.)
Введение
Вопросы, связанные с представлениями о безопасности, формируются в детском возрасте. Значительная роль в этом процессе принадлежит родителям. При этом важна роль как родителей в целом, так и отца и матери в отдельности. Доброжелательная атмосфера в семье, хорошие взаимоотношения с каждым из родителей позволяют наилучшим образом сформировать общее представление о безопасности. А это весьма актуально в современном цифровом мире, поскольку и взрослые, и дети в наше время сталкиваются с негативными явлениями в новой реальности. В свою очередь, негативные взаимоотношения в семье и с каждым из родителей могут усилить опасные тенденции. В последнее время исследователи отмечают и среди детей, и среди взрослых нарастание такой отрицательной тенденции, как проблемное использование смартфонов и социальных сетей. Это, в свою очередь, может оказывать отрицательное воздействие на состояние безопасности жизнедеятельности.
Цифровизация кардинально изменила жизнь детей в современном мире. Теперь многое в их повседневности происходит вне поля зрения родителей, в их цифровом пространстве. Если раньше родители знали об опасностях, подстерегающих детей, поскольку сталкивались с ними в своем детстве и имели личный опыт в борьбе с этими угрозами, то сейчас
дети остаются один на один с опасностями без должного родительского контроля, поддержки и помощи.
К проблемам цифрового пространства следует отнести участие в опасной и преступной деятельности, вербовку в культы и террористические организации, мошенничество, порнографию, проституцию, киберзапугивание и т.д. Кибербуллинг - это мощная атака, осуществляемая через смартфоны и социальные сети [1, с. 521].
Проблема возникает, когда подростки и молодежь, вместо непосредственного общения «глаза - в глаза» отдают предпочтение общению в социальных сетях. Опасность усиливается, когда у пользователей возникает зависимость от смартфонов, социальных сетей и видеоигр. Существующие исследования выявили, что зависимость от смартфона положительно коррелирует с одиночеством, но в то же время - отрицательно с самоконтролем, саморегуляцией, настойчивостью, здоровьем и привычкой к чтению [2, с. 171].
Родители играют важную роль в жизни детей. Во многом они ответственны за психоэмоциональное состояние своих детей. При этом детям всех без исключения возрастов необходимо внимание со стороны родителей и взаимодействие с ними. Стоит отметить, что особенно это актуально для подросткового возраста, когда потребность в таких взаимоотношениях возрастает. Когда в реальной жизни подростки не могут удовлетворять свои социально-психологические потребности, то они уходят в социальные сети, просматривают видеоролики, погружаются в компьютерные игры, т.е. уходят в виртуальный мир Интернета. Избыточное общение с помощью смартфона приводит к снижению эмпатии в межличностных отношениях [1, с. 120]. Это оказывает влияние и на взаимоотношения между детьми и их родителями.
Часто родители не только не могут помочь детям избавиться от цифровых зависимостей, но и способствуют собственной увлеченностью смартфонами и социальными сетями формированию данных зависимостей у своих детей. Это происходит из-за того, что родители дают детям смартфон, чтобы выиграть время для себя. Также следует учесть и тот факт, что ребенок подвергается давлению сверстников, и, чтобы не выпасть из круга общения и подтвердить свою «крутость», требует от родителей более сложные и дорогие девайсы. Это способствует все большему погружению в цифровую среду и формированию зависимости от нее.
Основная часть
Взаимосвязь зависимости от смартфона и отношений с родителями. Многочисленные зарубежные исследования выявили наличие связи зависимостей от смартфона с отношениями детей с родителями.
Показано, что негативные отношения с родителями могут усилить у детей зависимость от смартфона [3; 4]. Этому также способствует плохое воспитание и проблемы в семейных отношениях, т.к. отрицательные отношения с родителями могут вызывать у подростков чувство неприятия в реальном мире, что повышает фактор риска зависимости от смартфона [5-7]. На зависимость от смартфона могут повлиять и семейные дисфункции [7].
Исследования индонезийских школьников, проведенные M.Х. Супрарто, С. Сетяши и И.Б. Сяпутра, показали, что различия в отношениях отца и ребенка и матери и ребенка по-разному оказывают влияние на возникновение зависимости от смартфона. Установлено, что отношения отца и ребенка играют большую роль, чем отношения матери и ребенка в предупреждении возникновения зависимости от смартфона. Отцы, как правило, меньше озабочены контролем поведения подростков, чем матери. Следовательно, отцы оказывают меньшее влияние на личность и жизнь подростков в отношении самоконтроля и зависимости от смартфонов. Но в тех семьях, где были негативные отношения между подростками и отцами, выявлено, что отношения между отцами и детьми отрицательно связаны с зависимостью от смартфона [8, р. 173]. В этом исследовании также отмечено, что матери контролируют поведение подростков больше, чем отцы. И эти отношения в значительной степени влияли на
возникновении зависимости от смартфона. В целом результаты показали, что теплые отношения с отцами и матерями могут повысить самоконтроль и, следовательно, позволяют контролировать использование смартфонов [8, р. 193].
Выявлено, что отношения детей с их матерями и отцами оказывают влияние на зависимость от смартфона с возрастом по-разному. Хорошие отношения с матерями могут существенно снизить риск зависимости от смартфона, но в большей степени это свойственно учащимся начальной школы и младшим подросткам. Для подростков и старшеклассников защитным фактором выступали только хорошие отношения с отцом [9].
Другие исследования показали, что если между родителями и детьми имелись хорошие отношения, то наблюдалась меньшая степень зависимости от смартфона [10-12]. В то же время не только пренебрежение со стороны родителей положительно коррелирует у подростков с зависимостью от смартфонов, на это влияют и плохие отношения с друзьями [13].
В исследовании Л.К. Викорд и К. Квайзер-Поль изучаются психопатологические симптомы и черты личности «Большой пятерки» как предикторы «проблемного использования смартфона» в разных группах поколений. Разбивка респондентов на группы по поколениям позволила детальнее проанализировать, как проблемное использование смартфонов изменяется с возрастом. Авторы выделили такие группы, как цифровые иммигранты и цифровые аборигены (понятия были введены в научный оборот М. Пренски) [14]. Также в группе цифровых аборигенов были выделены 2 подгруппы - поколения У и Z. В ходе анализа были выявлены различия между цифровыми иммигрантами и цифровыми аборигенами в проявлении проблемного использования смартфона, а также нейротизма, добросовестности, депрессии, тревоги и компульсивности. Авторы выявили, что в разных поколениях различные факторы оказывают влияние на формирование и поддержание проблемного использования смартфона [15].
Взаимосвязь зависимости от социальных сетей и отношений с родителями. Анализ публикаций зарубежных исследователей показывает, что существует связь между зависимостью пользователей от социальных сетей и качеством их отношений с родителями.
Так, существует положительная связь между проблемным использованием социальных сетей и Интернета и снижением привязанности детей к своим родителям. При этом по мере возрастания проблемного использования социальных сетей происходит еще большее снижение привязанности. Поэтому проблемное использование социальных сетей и Интернета часто заменяют отсутствующую привязанность в отношениях с другими людьми (семья и друзья) и компенсирует это отсутствие [16].
Возрастание зависимости от социальных сетей может привести к усилению конфликтности и снижает удовлетворенность отношениями с родителями [17].
Также зависимость подростка от социальных сетей может привести к усилению дистресса в семье. Исследования показывают, что это приводит к возрастанию конфликтных взаимоотношений подростка с матерью из-за школы, особенно по мере попыток родителей усилить контроль [18].
Н. Альбелади выявлена значимая отрицательная связь между чрезмерным использованием социальных сетей и некоторыми компонентами семейных отношений (сплоченностью и выразительностью). Данные показывают, что более низкий уровень семейной экспрессивности и более высокий уровень семейных конфликтов были связаны с зависимостью от социальных сетей [19].
Ежедневное использование социальных сетей более 2 ч было связано с большей вероятностью негативных отношений между матерью и дочерью, отцом и дочерью, отцом и сыном. В отношениях между матерью и сыном эта связь была незначимой. Это свидетельствует, что интенсивное использование социальных сетей связано с негативными отношениями между родителями и детьми [20].
Выявлена связь между стилем воспитания отцов и зависимостью подростков от социальных сетей. Позитивные отношения с родителями являются для подростков защитными
факторами возникновения зависимости от социальных сетей, а также предупреждают возможность возникновения синдрома упущенной возможности. Наибольшую роль в этом играет высокий уровень поддержки и контроля со стороны отца [21].
Б. Мартинез-Феррер с коллегами выявила, что высокий уровень конфликтности между детьми и родителями связан с высоким уровнем зависимости от социальных сетей, алекситимией и склонностью к нарушению социальных норм. При этом девочки имели по всем перечисленным связям более высокие показатели, чем мальчики. В то же время у подростков из семей с позитивным стилем взаимоотношений выявлены самые низкие показатели негативных связей [22].
Исследования показывают, что негативные отношения между родителями и детьми, демонстрирующие между ними слабую привязанность, с большей вероятностью делают подростков зависимыми от смартфона. В свою очередь, хорошие отношения между родителями и детьми полезны для подростков, поскольку снижают склонность к использованию социальных сетей [23]. А индифферентное отношение родителей к детям приводит к возникновению положительной связи с поведением подростков и проблемным использованием ими социальных сетей [24].
Цель данного исследования - выявить взаимосвязи между детско-родительскими отношениями и формированием представления детей о безопасности в цифровом мире.
Выборка и методы исследования. Участники исследования и сбор данных. В он-лайн-опросе приняло участие 1323 респондента в возрасте от 17 до 62 лет, в том числе 958 испытуемых 17-24 лет, 198 респондентов 25-36 лет, 86 испытуемых 37-48 лет и 81 респондент 49-62 лет. Среди них женщины составили 50,7 %, мужчины - 49,3 % (исследования 1 и 2).
Методы. Уровень зависимости от смартфона изучался с помощью короткой версии опросника САС-16 зависимости от смартфона [25], исследование зависимости от социальных сетей осуществлялось с помощью опросника ЗСС-15 [26].
Для изучения детско-родительских отношений предлагалось ответить на следующие вопросы:
- Как часто Вас в детстве хвалили/ругали? Возможные ответы 1 - часто, 2 - иногда, 3 - никогда.
- Ваши отношения с отцом и с матерью. Возможные ответы 1 - плохие, 2 - хорошие, 3 - отличные.
В исследовании 3 приняли участие 293 молодых мужчин и 311 женщин в возрасте от 18 до 31 года.
Для исследования представлений о психологической безопасности использовалась анкета, разработанная под руководством профессора Института психологии РАН Н.Е. Хар-ламенковой [27].
Анкета представляет собой 60 понятий-дескрипторов, которые могут ассоциироваться у опрашиваемых с безопасностью. Например, такие как «здоровье», «контроль ситуации.», «надежность», «уверенность в себе», «мир в стране», «равновесие, стабильность», «отсутствие тревоги, страха», «поддержка отца», «поддержка матери», «родители», «воспоминание о детстве», «мудрость», «радость», «избегание опасных ситуаций» и др. Респондентам предлагалось оценить степень соответствия каждого дескриптора их представлению о психологической безопасности по шкале от +2 - абсолютно соответствует до —2 - совершенно не соответствует.
Статистический анализ проводился с помощью пакета SPSS-22. Уровень статистической значимости составил р < 0,05.
Результаты исследования и их обсуждение. С помощью критерия Колмогорова -Смирнова было установлено, что распределения всех изучаемых выборок значительно отличаются от нормального. Поэтому для анализа ответов респондентов использована непараметрическая ранговая корреляция Кендалла.
Исследование 1. Анализ данных, полученных с помощью корреляции Кендалла, выявил связи между показателями отношений респондентов с их родителями (табл. 1).
Таблица 1. - Корреляции Кендалла зависимости от смартфона с показателями отношения с родителями
Выборка Корреляции Отношения с отцом Отношения с матерью Родители часто хвалили Родители часто ругали
Женская N = 672 т -0,048 -0,022 0,016 0,067*
Р 0,226 0,547 0,806 0,031
Мужская N = 651 т -0,069* -0,096** 0,017 0,053
р 0,019 0,002 0,448 0,336
Общая N = 1323 т -0,080** -0,054* 0,021 0,045*
р 0,000 0,015 0,656 0,046
Примечание: * - р < 0,05; ** - р < 0,01.
Данные таблицы 1 показывают, что между проблемным использованием смартфона и тем, как часто респондента ругали в детстве, существует положительная связь. То есть проблемы в отношениях между детьми и родителями, приводящие к ситуации, когда последние ругали своих детей, способствуют возникновению у тех зависимости от смартфона. Больше всего это обнаружено у девушек и женщин. При этом у респондентов не была выявлена никакая связь между зависимостью от смартфона и тем, как часто их в детстве хвалили. Таким образом, негативные взаимодействия детей с их родителями побуждает их «уходить» в смартфоны (и через них - в Интернет). А это приводит к возрастанию угроз, с которыми они сталкиваются в цифровом мире, и снижает безопасность детей.
В ходе исследования в общей выборке было выявлено, что зависимость от смартфонов отрицательно коррелирует с хорошими отношениями с отцом и матерью. Отсюда следует вывод, что плохие отношения в детстве с родителями могут способствовать в дальнейшем нарастанию зависимости от смартфона. Особенно это выражено у мужчин. У женщин такая связь не обнаружена. Это может свидетельствовать о том, что мальчики более чувствительны в отношениях с родителями. Эти результаты в полной мере соответствуют данным, полученным рядом зарубежных исследователей [4-9; 13].
Не менее интересные результаты были получены при разбивке испытуемых на возрастные группы, что позволило детальнее исследовать связи зависимости от смартфона с показателями отношений с родителями. В данном исследовании использованы два разных подхода к возрастной периодизации респондентов.
Первый подход основан на предложенной российским исследователем Б.Н. Рыжовым периодизации возрастного развития. Автор выделяет так называемые эры жизни - становления, расцвета, сохранения и возврата, в свою очередь, разбитые еще на две эпохи. Основанием для такого деления послужили полученные в ходе исследования значения индексов доминирующих видов мотивации. Было установлено, что они с возрастом изменяются. Для анализа полученных результатов в нашем исследовании были использованы следующие возрастные группы: юность - 17-24 года, молодость - 25-36 лет, взрослость - 37-48 лет и средний возраст - 49-62 года [28]. Выявленные Б.Н. Рыжовым доминирующие виды мотивации более точно соответствуют распределению возрастных категорий, особенно в отношении 37-48 лет. Эта возрастная группа включает в себя как часть поколения X, так и У. Также для сравнения был использован второй подход, который базируется на теории поколений X, У, Z. В данном исследовании анализировались 3 группы: поколение Z - 24-17 лет, поколение У -42-25 года и поколение X - 62-43 года [29]. Нижняя граница возраста опрашиваемых составила 17 лет.
Результаты анализа связей зависимости от смартфона с детско-родительскими отношениями представлены в таблице 2.
Таблица 2. - Корреляции Кендалла зависимости от смартфона с показателями отношений с родителями в возрастном аспекте
Выборки Отношения с отцом Отношения с матерью Родители часто хвалили Родители часто ругали
Выборки по возрасту 17-24 -0,078** -0,062* 0,053 0,074**
25-36 -0,080* -0,117* 0,086 0,009
37-48 -0,226** -0,119* 0,064 0,012
49-60 -0,130* -0,052 0,112 0,085
Поколения Z -0,078** -0,062* -0,053 0,074**
Y -0,099* -0,125* -0,058 -0,042
X -0,199** -0,056 -0,084 0,045
Общая -0,080** -0,054* 0,011 0,045*
Примечание: * - р < 0,05; ** - р < 0,01.
Как видно из таблицы 2, плохие взаимоотношения с отцом способствуют возникновению зависимости от смартфона. И это выявлено для всех возрастных категорий. При этом с возрастом такая связь нарастает. Похожие результаты выявлены практически во всех группах в отношениях респондентов с матерью, кроме самой взрослой женской группы, где связь не коррелирует. Это является существенным результатом, т.к. подтверждает, насколько сильно влияют родители на дальнейшее поведение своих детей.
Результаты таблицы 2 свидетельствуют, что в общей выборке существует положительная корреляция между тем, что родители часто ругали респондентов в детстве, и зависимостью от смартфона. Но среди возрастных категорий эта связь значима только для поколения Z (17-24 лет). Это также подтверждает, что выявленные на больших возрастных отрезках связи могут быть статистически незначимыми для небольших возрастных групп.
Таким образом, полученные нами результаты показывают, что позитивные отношения между родителями и детьми (часто хвалили) никоим образом не связаны с проблемным использованием смартфона. Это отмечается во всех группах и в общей выборке.
Исследование 2. На данном этапе осуществлялся анализ связей между зависимостью от социальных сетей и взаимоотношениями с родителями. Полученные данные представлены в таблице 3.
Таблица 3. - Корреляции Кендалла зависимости от социальных сетей с показателями отношений с родителями _____
Выборка Корреляции Отношения с отцом Отношения с матерью Родители часто хвалили Родители часто ругали
Женская N = 672 т -0,010 -0,073* 0,046 0,044
р 0,882 0,022 0,198 0,222
Мужская N = 651 т 0,036 0,008 0,042 0,018
р 0,781 0,952 0,592 0,853
Общая N = 1323 т -0,052 0,023 0,047 0,025
р 0,186 0,566 0,104 0,505
Примечание: * - р < 0,05.
Полученные в ходе исследования данные не выявили наличия статистически значимых связей между зависимостью от социальных сетей и отношениями респондентов с их родителями (табл. 3). Обнаружена только одна связь в женской выборке (отрицательная) с взаимоотношениями с их матерями. Это указывает на то, что негативное взаимодействие между дочками и матерями способствует возникновению у женщин проблемного использования социальных сетей.
По природе девочки чувствуют себя ближе к матери, чем к отцу, именно поэтому для них важны отношения с матерью. Неудивительно, что одной из самых обсуждаемых тем на женских форумах являются отношения с матерью: как с собственной, так и с матерью мужа (на первом месте тема - мужчины). А негативный опыт взаимоотношений с матерями можно выделить в качестве одной из главных причин «зависания» женщин в социальных сетях.
Данные таблицы 4 указывают на то, что зависимость от социальных сетей не связана ни с положительными, ни с негативными взаимоотношениями респондентов в детстве. Здесь отсутствуют статистически значимые связи, за исключением возрастной категории 37-48 лет.
Таблица 4. - Корреляции Кендалла зависимости от социальных сетей с показателями отношений с родителями в возрастном аспекте
Выборки Отношения с отцом Отношения с матерью Родители часто хвалили Родители часто ругали
Выборки по возрасту 17-24 -0,058* -0,031 0,033 -0,064
25-36 0,019 -0,032 0,064 -0,012
37-48 -0,213* -0,136 0,202* -0,061
49-60 -0,126 0,054 -0,064 -0,096
Поколения Z -0,058* -0,031 0,033 -0,064
Y -0,034 -0,046 0,065 -0,011
X -0,167* -0,008 0,067 -0,097
Общая -0,042 0,010 -0,046 -0,017
Примечание: * - р < 0,05.
Полученные результаты указывают на наличие отрицательной связи между зависимостью от социальных сетей и отношениями с отцом. Она значима для поколения 2 и Х. Также это свойственно и для возрастных категорий 17-24 и 37-48 лет (табл. 4).
Полученные результаты подтверждают сделанный ранее вывод, что между дочерями и их матерями существует более тесная связь. Это также может свидетельствовать и о более длительном влиянии матерей на дочерей. Эта связь со временем так быстро не ослабевает, как это проявляется в ситуации с отцами.
Полученные данные подтверждают, что в целом существует связь между зависимостью от социальных сетей и негативными отношениями с родителями, что соответствует результатам зарубежных исследований [16; 18; 24]. Однако полученные нами результаты уточняют эти взаимосвязи с точки зрения возраста.
Исследование 3. В то же время проведенное нами исследование 3 (с целью выявления у юношей и девушек наиболее частых ассоциаций со словом «безопасность») показало, что отношения с родителями не относятся к таковым. В верхний квартиль наибольших предпочтений попали большей частью те ассоциации с безопасностью, которые относятся к личностным качествам: «контроль ситуации», «надежность», «уверенность в себе», «самосохранение», а также ориентированные на внешние факторы: «уверенность в окружении», «поддержка, помощь», «владение информацией» [30, с. 463]. Такие дескрипторы, как «поддержка матери», «поддержка отца», «родители», «воспоминание о детстве» оказались внизу рангов предпочтения (табл. 5).
Таблица 5. - Предпочтения в выборе дескрипторов, баллы
Дескрипторы Мужчины Девушки
Поддержка матери 264 370
Поддержка отца 299 294
Родители 295 361
Воспоминание о детстве 79 131
Медиана 320,5 366,5
Данные таблицы 5 показывают, что такие дескрипторы, как «поддержка отца», «родители» и «воспоминание о детстве» в ранге предпочтений находятся ниже медианы, т.е. они не попали даже в первую тридцатку дескрипторов из 60. Только у девушек «поддержка матери» оказалась выше медианы.
Результаты проведенных нами трех исследований выявили определенные закономерности. Зависимость от смартфона имеет отрицательную связь с отношениями с родителями, а также положительную с тем, что детей часто ругали. В свою очередь, для молодых людей взаимоотношения с родителями не ассоциируются с безопасностью. Поэтому работа по формированию культуры безопасности должна быть направлена в первую очередь на работу
с родителями, т.к. именно они несут главную ответственность за безопасность своих детей. Доброжелательное отношение родителей к детям должно стать одним из важнейших предикторов безопасности. В связи с этим необходимо проводить мероприятия по профилактике проблемного использования смартфонов. В некоторой степени это относится к проблемному использованию социальных сетей. Важную роль может оказать организация и проведение семейных праздников, в которых активное участие примут не только дети, но и оба родителя (или лица, их заменяющие). В рамках таких мероприятий в доступной детям соответствующего возраста форме, а также их родителям следует разъяснить, какую опасность таит в себе проблемное использование смартфонов и социальных сетей. Педагогам и специалистам соответствующих структур важно разработать комплекс мероприятий по овладению цифровой грамотностью.
Заключение
Роль родителей в формировании безопасного поведения ребенка огромна, поэтому отношения, которые складываются между родителями и детьми, крайне важны и в долгосрочном плане. Роль родителей также велика и в формировании навыков правильного поведения в опасной ситуации. Здесь важны доверительные отношения между родителями и детьми как в детстве, юности, так и во взрослой жизни.
Результаты исследования указывают на возможность возникновения зависимости от смартфонов из-за плохих отношений с родителями. Особенно это наблюдается у мальчиков/мужчин.
Зависимость от смартфона тесно связана с плохими отношениями с отцами, и эта связь усиливается с возрастом. Аналогичная ассоциация возникала и в отношениях с матерью (до 49 лет, после чего ассоциация ослабла).
Для представителей поколения 2 было установлено наличие положительной корреляции между зависимостью от смартфонов и тем, как часто пользователей ругали в детстве. Для остальных возрастных категорий эти связи не значимы, хотя в общей выборке сохраняется значимая положительная связь. Также во всех возрастных группах не была выявлена связь между зависимостью от смартфона и частотой позитивной оценки респондентов (как часто хвалили в детстве).
Исследование выявило в общей женской выборке наличие отрицательной корреляции между зависимостью от социальных сетей и отношениями со своими матерями. Результаты показывают, что плохие отношения между дочерями и матерями ведут к усилению зависимости от социальных сетей.
Отрицательная связь между зависимостью от социальных сетей и отношениями с отцами выявлена у поколений Х и 2. В то же время практически не выявлена связь между зависимостью от социальных сетей и тем, как часто пользователей в детстве хвалили и (или) ругали. Это показательно для представителей обоих полов и типично для всех возрастов, за исключением группы 37-48 лет, где обнаружена положительная связь с тем, что их в детстве хвалили.
В целом результаты проведенного исследования соответствуют некоторым исследованиям зарубежных авторов. В частности, взаимоотношения в семье между родителями и детьми могут повлиять на возникновение зависимостей от смартфона и социальных сетей, а также стать фактором, снижающим данную зависимость. На возникновение зависимостей от смартфона и социальных сетей отношения между детьми и отцами влияют не таким образом, как отношения между матерями и детьми.
Увеличение зависимости от смартфонов и социальных сетей и связь этих показателей с отношениями с родителями в детстве закономерно связаны с тем, что у молодых людей такие понятия, как «родители» и «отношения с родителями» не ассоциируются с понятием «безопасность».
Работникам, занимающимся формированием культуры безопасности жизнедеятельности, необходимо учитывать в организации и проведении соответствующих мероприятий выявленные в настоящем исследовании негативные тенденции. Рекомендуется при работе с родителями обращать их внимание на необходимость уделять больше внимания детям, не поощрять их чрезмерное увлечение смартфонами и социальными сетями, больше совместно проводить со своими детьми досуг, оказывать всестороннюю поддержку в сложных жизненных ситуациях. Также следует обращать внимание на то, что отцы могут играть важную роль в снижении зависимостей от смартфона и социальных сетей, если они будут создавать благоприятную атмосферу в семье. Все это может способствовать формированию культуры безопасного поведения в цифровой среде, а следовательно, и повышать общий уровень безопасности детей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шейнов, В.П. Связи зависимости от смартфона с состояниями и свойствами личности / В.П. Шейнов // Журнал Белорусского государственного университета. Социология. - 2020. -№ 4. - С. 120-127. - DOI: 10.33581/2521-6821-2020-4-120-127. - EDN: UDLLVC.
2. Шейнов, В.П. Личностные свойства и состояние здоровья у страдающих зависимостью от смартфона / В.П. Шейнов, А.С. Девицын // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. - 2021. - Т. 6, № 1 (21). - С. 171-191. - DOI: 10.38098/ipran. sep.2021.21.1.007. - EDN: VWBFNO.
3. Cheng, Y.-C. The relationship between smartphone addiction, parent-child relationship, loneliness and self-efficacy among senior high school students in Taiwan / Y.-C. Cheng, T.-A. Yang, J.-C. Lee // Sus-tainability. - 2021. - Vol. 13, No. 16. - Article 9475. - DOI: 10.3390/su13169475.
4. Wang, Z. Influence of parental neglect on cyberbullying perpetration: Moderated mediation model of smartphone addiction and self-regulation / Z. Wang, S. Jiang // Health & Social Care in the Community. -2022. - Vol. 30, No. 6. - P. 2372-2382. DOI: 10.1111/hsc.13787.
5. Hawi, N.S. Relationships among smartphone addiction, anxiety, and family relations / N.S. Hawi, M. Samaha // Behaviour& Information Technology. - 2017. - Vol. 36, No. 10. - P. 1046-1052. DOI: 10.1080/0144929x.2017.1336254.
6. Gong, J. How parental smartphone addiction affects adolescent smartphone addiction: The effect of the parent-child relationship and parental bonding / J. Gong, Y. Zhou, Y. Wang [et al.] // Journal of Affective Disorders. - 2022. - Vol. 307. - P. 271-277. - DOI: 10.1016/j.jad.2022.04.014.
7. Kim, H.-J. Relationship among family environment, self-control, friendship quality, and adolescents' smartphone addiction in South Korea: Findings from nationwide data / H.-J. Kim, J.-Y. Min, K.-B. Min [et al.] // PLOS ONE. - 2018. - Vol. 13, No. 2. - Article 0190896. - DOI: 10.1371/journal.pone.0190896.
8. Suprapto, M.H. Parent-child relationship and smartphone addiction: The role of self-control and fear of missing out as mediators / M.H. Suprapto, S. Setiasih, I.B. Siaputra // Journal of Educational, Health, and Community Psychology. - 2024. - Vol. 13, No. 1. - P. 170-200. - DOI: 10.12928/jehcp.v13i1.28244.
9. Song, I. The effects of adolescents' relationships with parents and school/institute teachers as protective factors on smartphone addiction: Comparative analysis of elementary, middle, and high school levels in South Korea / I. Song // Asian Journal for Public Opinion Research. - 2021. - Vol. 9, No. 2. -P. 106-141. - DOI: 10.15206/ajpor.2021.9.2.106.
10. Gao, Q. Parent-child relationship and smartphone use disorder among Chinese adolescents: The mediating role of quality of life and the moderating role of educational level / Q. Gao, R. Sun, E. Fu [et al.] // Addictive Behaviors. - 2020. - Vol. 101. - Article 106065. - DOI: 10.1016/j.addbeh.2019.106065.
11. Sun, R. Parent-child relationships and mobile phone addiction tendency among Chinese adolescents: The mediating role of psychological needs satisfaction and the moderating role of peer relationships / R. Sun, Q. Gao, Y. Xiang [et al.] // Children and Youth Services Review. - 2020. - Vol. 116. - Article 105113. - DOI: 10.1016/j .childyouth.2020.105113.
12. £i?ek, I. Parental attitudes and socio-demographic factors as predictors of smartphone addiction in university students / I. Cifek, S. Tanriverdi, M.E. §anli [et al.] // International Journal of Psychology and Educational Studies. - 2021. - Vol. 8, No. 2. - P. 158-169. - DOI: 10.52380/ijpes.2021.8.2.430.
13. Kwak, J.Y. Effect of parental neglect on smartphone addiction in adolescents in South Korea / J.Y Kwak., J.Y. Kim, Y.W. Yoon // Child Abuse & Neglect. - 2018. - Vol. 77. - P. 75-84. - DOI: 10.1016/j.chiabu.2017.12.008.
14. Prensky, M. Digital natives, digital immigrants. Part 1 / M. Prensky // On the Horizon. - 2001. - Vol. 9, No. 5. - P. 1-6. - DOI: 10.1108/10748120110424816.
15. Wickord, L.C. Psychopathological symptoms and personality traits as predictors of problematic smartphone use in different age groups / L.C. Wickord, C. Quaiser-Pohl // Behavioral Sciences. - 2022. -Vol. 12, No. 2. - Article 20. - DOI: 10.3390/bs12020020.
16. D'Arienzo, M.C. Addiction to social media and attachment styles: a systematic literature review / M.C. D'Arienzo, V. Boursier, M.D. Griffiths // International Journal of Mental Health and Addiction. -2019. - Vol. 17. - P. 1094-1118. DOI: 10.1007/s11469-019-00082-5.
17. White-Gosselin, C.-E. Associations between young adults' social media addiction, relationship quality with parents, and internalizing problems: A path analysis model / C.-E. White-Gosselin, F. Poulin // Canadian Journal of Behavioural Science/Revue canadienne des sciences du comportement. - 2022. -Vol. 56(1). - P. 61-69. - DOI: 10.1037/cbs0000326.
18. Bilgin, M. Social media addiction in adolescents and parent-adolescent relationship / M. Bilgin, i. §ahin,
A. Togay // Education and Science. - 2020. - Vol. 45, No. 202. - P. 263-281. - DOI: 10.15390/EB. 2020.8202.
19. Albeladi, N. The role of parental mediation in the relationship between Adolescents' use of social media and family relationships in Saudi Arabia / N. Albeladi, E. Palmer // Journal of Information Technology Management. - 2020. - Vol. 12, No. 2. - P. 163-183. - DOI: 10.22059/jitm.2020.75799.
20. Sampasa-Kanyinga, H. Social media use and parent-child relationship: A cross-sectional study of adolescents / H. Sampasa-Kanyinga, G.G. Goldfield, M. Kingsbury [et al.] // Journal of Community Psychology. - 2020. - Vol. 48, No. 3. - P. 793-803. - DOI: 10.1002/jcop.22293.
21. Bloemen, N. Social media and fear of missing out in adolescents: The role of family characteristics / N. Bloemen, D. De Coninck // Social Media+ Society. - 2020. - Vol. 6, No. 4. - Article 2056305120965517. DOI: 10.1177/2056305120965517.
22. Martinez-Ferrer, B. Child-to-parent violence and parenting styles: Its relations to problematic use of social networking sites, alexithymia, and attitude towards institutional authority in adolescence /
B. Martinez-Ferrer [et al.] // Psychosocial Intervention. - 2018. - Vol. 27, No. 3. - P. 163-171. - DOI: 10.5093/pi2018a24.
23. Yue, Y. The interconnections among the intensity of social network use, anxiety, smartphone addiction and the parent-child relationship of adolescents: A moderated mediation effect / Y. Yue, Z. Aibao, T. TingHao // Acta Psychologica. - 2022. - Vol. 231. - Article 103796. - DOI: 10.1016/j.actpsy.2022.103796.
24. Bashir, R. A quantitative correlational study of parental neglect, conduct problems and social media addiction among adolescents / R. Bashir [et al.] // Palarch's Journal of Archaeology of Egypt / Egyptology. - 2021. - Vol. 18, No.7. - P. 2600-2609. - Url: https://archives.palarch.nl/index.php/jae/article/ view/8552.
25. Шейнов, В.П. Короткая версия опросника «Шкала зависимости от смартфона» / В.П. Шейнов // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. - 2021. - Т. 6, № 1. - С. 97-115. - DOI: 10.38098/ipran.opwp.2021.18.1.005. - EDN: NXKRXQ.
26. Шейнов, В.П. Разработка надежного и валидного опросника зависимости от социальных сетей /
B.П. Шейнов, А.С. Девицын // Системная психология и социология. - 2021. - № 2 (38). - С. 41-55. -DOI: 10.25688/2223-6872.2021.38.2.04. - EDN: HWKGVM.
27. Харламенкова, Н.Е. Представление о психологической безопасности: возрастной и личностный компоненты / Н.Е. Харламенкова // Современная личность: Психологические исследования / Отв. ред. М.И. Воловикова, Н.Е. Харламенкова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. -
C. 141-160. - EDN: RELDQD.
28. Рыжов, Б.Н. Системная периодизация развития / Б.Н. Рыжов // Системная психология и социология. - 2012. - № 5. - С. 5-24. - EDN: PABYSB.
29. Никиточкина, Ю.В. Особенности управления человеческим капиталом корпорации в контексте теории поколений / Ю.В. Никиточкина // Terra Economicus. - 2021. - Т. 19, № 1. - С. 138-151. -DOI: 10.18522/2073-6606-2021-19-1-138-151. - EDN: HOCOWS.
30. Голякова, И.В. Половозрастные различия в представлениях о психологической безопасности / И.В. Голякова, В.А. Карпиевич // Вестник Университета гражданской защиты МЧС Беларуси. -2022. - Т. 6, № 4. - С. 460-471. - DOI: 10.33408/2519-237X.2022.6-4.460. - EDN: GRLDMG.
Детско-родительские отношения и формирование представления детей о безопасности в цифровом мире
Children-parent relations and formation of children's views about safety in the digital world
Шейнов Виктор Павлович
доктор социологических наук, профессор
Государственное учреждение образования «Республиканский институт высшей школы», кафедра психологии и педагогического мастерства, профессор
Адрес: ул. Московская, 15,
220007, г. Минск, Беларусь Email: [email protected] SPIN-код: 7605-9100
Карпиевич Виктор Александрович
кандидат исторических наук, доцент
Учреждение образования «Белорусский государственный технологический университет», кафедра философии и права, доцент
Адрес: ул. Свердлова, 13а,
220006, г. Минск, Беларусь Email: [email protected] SPIN-код: 9276-3330
Viktor P. Sheinov
Grand PhD in Sociological Sciences, Professor
National Institute for Higher Education, Chair of Psychology and Pedagogical Excellence, Professor
Address: Moskovskaya str., 15,
220007, Minsk, Belarus Email: [email protected] ORCID: 0000-0002-2191-646X
Viktor А. Karpievich
PhD in Historical Sciences, Associate Professor
Belarusian State Technological University, Chair of Philosophy and Law, Associate Professor
Address: Sverdlova str., 13a,
220006, Minsk, Belarus Email: [email protected] ORCID: 0000-0002-6198-618X
DOI: https://doi.org/10.33408/2519-237X.2024.8-3.353 EDN: https://elibrary.ru/VARBEA
CHILDREN-PARENT RELATIONS AND FORMATION OF CHILDREN'S VIEWS ABOUT SAFETY IN THE DIGITAL WORLD
Sheinov V.P., Karpievich V.A.
Purpose. To identify the relationship between parent-child relationships and the formation of children's ideas about safety in the digital world.
Methods. Short version of the smartphone addiction questionnaire SAS-16 (by V.P. Sheinov), social network addiction questionnaire ZSS-15 (by V.P. Sheinov, A.S. Devitsyn), a questionnaire for studying child-parent relationships developed by the authors of the article, questionnaire of ideas about psychological safety by N.E. Kharlamenkova have been used. To obtain the results, quantitative and qualitative research methods were used. The basis of the empirical study were the results of testing of 1323 respondents.
Findings. It is shown that poor relationships between children and parents are associated with the development of addiction to smartphones and social networks, and this negatively affects the formation of ideas about safety in childhood. Children's smartphone addiction is linked to poor relationships with their fathers. For members of Generation Z, a positive relationship was found between smartphone addiction and how often they were scolded as children. It has been revealed that addiction to social networks is directly related to the poor relationship that women of all ages have with their mothers. For Generations X and Z, a negative relationship has been established between social media addiction and positive relationships with their fathers. Young people do not associate such concepts as "parents" and "relationships with parents" with the concept of safety.
Application field of research. The results of the study can be used by specialists involved in the development of a culture of life safety, as well as by teachers in explanatory work with parents on the prevention of addiction to smartphones and social networks and on the harmonization of parent-child relationships. This can be facilitated by holding family holidays and other events aimed at creating positive family relationships, as well as teaching children digital literacy.
Keywords: child safety, parent-child relationships, smartphone addiction, social network addiction, generation.
(The date of submitting: June 12, 2024) REFERENCES
1. Sheinov V.P. Svyazi zavisimosti ot smartfona s sostoyaniyami i svoystvami lichnosti [Relationship of smartphone dependence with personal states and properties]. Journal of the Belarusian State University. Sociology, 2020. Vol. 4. Pp. 120-127. (rus). DOI: 10.33581/2521-6821-2020-4-120-127. EDN: UDLLVC.
2. Sheinov V.P., Devitsyn A.S. Lichnostnye svoystva i sostoyanie zdorov'ya u stradayushchikh zavisi-most'yu ot smartfona [Personal properties and health state of victims of dependence on the smartphone]. Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Social and Economic Psychology, 2021. Vol. 6, No. 1 (21). Pp. 171-191. (rus). DOI: 10.38098/ipran.sep.2021.21.1.007. EDN: VWBFNO.
3. Cheng Y.-C., Yang T.-A., Lee J.-C. The relationship between smartphone addiction, parent-child relationship, loneliness and self-efficacy among senior high school students in Taiwan. Sustainability, 2021. Vol. 13, No. 16. Article 9475. DOI: 10.3390/su13169475.
4. Wang Z., Jiang S. Influence of parental neglect on cyberbullying perpetration: Moderated mediation model of smartphone addiction and self-regulation. Health & Social Care in the Community, 2022. Vol. 30, No. 6. Pp. 2372-2382. DOI: 10.1111/hsc.13787.
5. Hawi N.S., Samaha M. Relationships among smartphone addiction, anxiety, and family relations. Behaviour & Information Technology, 2017. Vol. 36. No. 10. Pp. 1046-1052. DOI: 10.1080/0144929x. 2017.1336254.
6. Gong J., Zhou Y., Wang Y., Liang Z., Hao J., Su L., Wang T., Du X., Zhou Y., Wang Y. How parental smartphone addiction affects adolescent smartphone addiction: The effect of the parent-child relationship and parental bonding. Journal of Affective Disorders, 2022. Vol. 307. Pp. 271-277. DOI: 10.1016/ j.jad.2022.04.014.
7. Kim H.-J., Min J.-Y., Min K.-B., Lee T.-J., Yoo S. Relationship among family environment, self-control, friendship quality, and adolescents' smartphone addiction in South Korea: Findings from nationwide data. PLOS ONE, 2018. Vol. 13, No. 2. Article 0190896. DOI: 10.1371/journal.pone.0190896.
8. Suprapto M.H., Setiasih S., Siaputra I.B. Parent-child relationship and smartphone addiction: The role of self-control and fear of missing out as mediators. Journal of Educational, Health, and Community Psychology, 2024. Vol. 13, No. 1. Pp. 170-200. DOI: 10.12928/jehcp.v13i1.28244.
9. Song I. The effects of adolescents' relationships with parents and school/institute teachers as protective factors on smartphone addiction: Comparative analysis of elementary, middle, and high school levels in South Korea. Asian Journal for Public Opinion Research, 2021. Vol. 9, No. 2. Pp. 106-141. DOI: 10.15206/ajpor.2021.9.2.106.
10. Gao Q., Sun R., Fu E., Jia G., Xiang Y. Parent-child relationship and smartphone use disorder among Chinese adolescents: The mediating role of quality of life and the moderating role of educational level. Addictive Behaviors, 2020. Vol. 101. Article 106065. DOI: 10.1016/j.addbeh.2019.106065.
11. Sun R., Gao Q., Xiang Y., Chen T., Liu T., Chen Q. Parent-child relationships and mobile phone addiction tendency among Chinese adolescents: The mediating role of psychological needs satisfaction and the moderating role of peer relationships. Children and Youth Services Review, 2020. Vol. 116. Article 105113. DOI: 10.1016/j.childyouth.2020.105113.
12. Çiçek I., Tanriverdi S., §anli M.E., Buluç M. Parental attitudes and socio-demographic factors as predictors of smartphone addiction in university students. International Journal of Psychology and Educational Studies, 2021. Vol. 8, No. 2. Pp. 158-169. DOI: 10.52380/ijpes.2021.8.2.430.
13. Kwak J.Y., Kim J.Y., Yoon Y.W. Effect of parental neglect on smartphone addiction in adolescents in South Korea. Child Abuse & Neglect, 2018. Vol. 77. Pp. 75-84. DOI: 10.1016/j.chiabu.2017.12.008.
14. Prensky M. Digital natives, digital immigrants. Part 1. On the Horizon, 2001. Vol. 9, No. 5. Pp. 1-6. DOI: 10.1108/10748120110424816.
15. Wickord L.C., Quaiser-Pohl C. Psychopathological symptoms and personality traits as predictors of problematic smartphone use in different age groups. Behavioral Sciences, 2022. Vol. 12, No. 2. Article 20. DOI: 10.3390/bs12020020.
16. D'Arienzo M.C., Boursier V., Griffiths M.D. Addiction to social media and attachment styles: a systematic literature review. International Journal of Mental Health and Addiction, 2019. Vol. 17. Pp. 1094-1118. DOI: 10.1007/s11469-019-00082-5.
17. White-Gosselin C.-É, Poulin F. Associations between young adults' social media addiction, relationship quality with parents, and internalizing problems: A path analysis model. Canadian Journal of Behavioural Science/Revue canadienne des sciences du comportement, 2022. Vol. 56(1). Pp. 61-69. DOI: 10.1037/cbs0000326.
18. Bilgin M., §ahin i., Togay A. Social media addiction in adolescents and parent-adolescent relationship. Education and Science, 2020. Vol. 45, No. 202. Pp. 263-281. DOI: 10.15390/EB.2020.8202.
19. Albeladi N., Palmer E. The role of parental mediation in the relationship between Adolescents' use of social media and family relationships in Saudi Arabia. Journal of Information Technology Management, 2020. Vol. 12, No. 2. Pp. 163-183. DOI: 10.22059/jitm.2020.75799.
20. Sampasa-Kanyinga H., Goldfield G.G., Kingsbury M., Clayborne Z., Colman I. Social media use and parent-child relationship: A cross-sectional study of adolescents. Journal of Community Psychology, 2020. Vol. 48, No. 3. Pp. 793-803. DOI: 10.1002/jcop.22293.
21. Bloemen N., De Coninck D. Social media and fear of missing out in adolescents: The role of family characteristics. SocialMedia+ Society, 2020. Vol. 6, No. 4. Article 2056305120965517. DOI: 10.1177/ 2056305120965517.
22. Martinez-Ferrer B., Romero-Abrio A., Moreno-Ruiz D., Musitu G. Child-to-parent violence and parenting styles: Its relations to problematic use of social networking sites, alexithymia, and attitude towards institutional authority in adolescence. Psychosocial Intervention, 2018. Vol. 27, No. 3. Pp. 163-171. DOI: 10.5093/pi2018a24.
23. Yue Y., Aibao Z., TingHao T. The interconnections among the intensity of social network use, anxiety, smartphone addiction and the parent-child relationship of adolescents: A moderated mediation effect. Acta Psychologica, 2022. Vol. 231. Article 103796. DOI: 10.1016/j.actpsy.2022.103796.
24. Bashir R., Kazmi F., Khan S., Shams S. A quantitative correlational study of parental neglect, conduct problems and social media addiction among adolescents. Palarch's journal of archaeology of Egypt /
Egyptology, 2021. Vol. 18, No. 7. Pp. 2600-2609. Url: https://archives.palarch.nl/index.php/jae/article/ view/8552.
25. Sheinov V.P. Korotkaya versiya oprosnika «Shkala zavisimosti ot smartfona» [Short version of the questionnaire «Scale of dependence on the smartphone»]. [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Labor Psychology, 2021. Vol. 6, No. 1. Pp. 97-115. (rus). DOI: 10.38098/ipran.opwp.2021.18.1.005. EDN: NXKRXQ.
26. Sheinov V.P., Devitsyn A.S. Razrabotka nadezhnogo i validnogo oprosnika zavisimosti ot sotsial'nykh setey [The development of a reliable and valid social media dependence questionnaire]. Systems Psychology and Sociology, 2021. Vol. 2. Pp. 41-55. (rus). DOI: 10.25688/2223-6872.2021.38.2.04. EDN: HWKGVM.
27. Kharlamenkova N.E. Predstavlenie o psikhologicheskoy bezopasnosti: vozrastnoy i lichnostnyy kom-ponenty [The concept of psychological safety: age and personality components]. In book: Sovremennaya lichnost': Psikhologicheskie issledovaniya [Modern Personality: Psychological Research]. Ed. by Vo-lovikova M.I., Kharlamenkova N.E. Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, 2012. Pp. 141-160. (rus). EDN: RELDQD.
28. Ryzhov B.N. Sistemnaya periodizaciya razvitiya [Systemic periodization of the development]. Systems psychology and sociology, 2012. No. 5. Pp. 5-24. (rus). EDN: PABYSB.
29. Nikitochkina Yu.V. Osobennosti upravleniya chelovecheskim kapitalom korporatsii v kontekste teorii pokoleniy [Corporate human capital management in the context of generational theory]. Terra Economics, 2021. Vol. 19, No. 1. Pp. 138-151. (rus). DOI: 10.18522/2073-6606-2021-19-1-138-151. EDN: HOCOWS.
30. Golyakova I.V., Karpievich V.A. Polovozrastnye razlichiya v predstavleniyakh o psikhologicheskoy bezopasnosti [Gender and age differences in representations about psychological safety]. Journal of Civil Protection, 2022. Vol. 6, No. 4. Рр. 460-471. (rus). DOI: 10.33408/2519-237X.2022.6-4.460. EDN: GRLDMG.