Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СМАРТФОНА: СВЯЗИ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ, УВЕРЕННОСТЬЮ В СЕБЕ И ПОВЕДЕНИЕМ В КОНФЛИКТАХ У БЕЛОРУСОВ И РОССИЯН'

ПРОБЛЕМНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СМАРТФОНА: СВЯЗИ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ, УВЕРЕННОСТЬЮ В СЕБЕ И ПОВЕДЕНИЕМ В КОНФЛИКТАХ У БЕЛОРУСОВ И РОССИЯН Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
152
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
зависимость / интеллект / поведение в конфликте / социальные сети / белорусы / россияне / addiction / intellect / behavior in conflict / social networks / Belorussians / Russians

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шейнов Виктор Павлович, Низовских Нина Аркадьевна

Смартфоны стали одним из самых значимых в жизни современного человека цифровых устройств, поскольку могут выполнять множество функций, обеспе-чивая постоянный доступ в Интернет, поддержание социальных связей, быстрое получе-ние информации. Смартфоны используются в обучении и профессиональной деятель-ности, поставляют разнообразные развлечения, помогают в навигации и т.д. Благодаря своим возможностям смартфон выступает не просто как инструмент, а как часть «я» личности. Проблематизация. Как показывают исследования, чрезмерное использова-ние смартфонов может быть связано с негативными эмоциональными состояниями и другими психологическими проблемами. В научный обиход входят понятия «проблем-ное использование смартфона», «зависимость от смартфона», «смартфон-аддикция», предпочтительность использования которых дискутируется. Цель исследования: вы-явить у белорусских и российских респондентов возможные связи проблемного исполь-зования смартфона с эмоциональным интеллектом, низкой уверенностью в себе, типами поведения в конфликтах и зависимостью от социальных сетей; а также обнаружить общее и различия в этих связях у двух указанных выборок. Методы. В онлайн-опросе приняли участие 1 448 респондентов, из них 66,3% женщин. Выборку белорусских ре-спондентов составили 726 человек, из них 59,6% женщин, российских респондентов – 722, из них 72,9% женщин. Были применены методики: краткая версия опросника зависи-мости от смартфона (автор В.П. Шейнов); тест эмоционального интеллекта Н. Холла; тест уверенности в себе В.Г. Ромека; тест «Стратегии поведения в конфликте» К. Тома-са – Р. Килманна (адаптация Н.В. Гришиной); «Опросник зависимости от социальных сетей» ЗСС-15 (авторы В.П. Шейнов, А.С. Девицын). Результаты исследования. По-казано: 1) проблемное использование смартфона отрицательно связано с эмоциональ-ным интеллектом и уверенностью в себе в выборках как белорусских, так и российских респондентов; 2) стратегии поведения в конфликте слабо связаны с проблемным ис-пользованием смартфона (на уровень статистически значимых выходят только отрицательная связь проблемного использования смартфона с сотрудничеством у российских женщин и положительная связь со стратегией избегания в белорусской выборке в целом и у белорусских мужчин); 3) у белорусов и россиян выявлены статистически значимые корреляции между всеми факторами проблемного использования смартфона («потеря контроля над собой», «страх отказа использовать смартфон», «эйфория от пользования смартфоном») и всеми факторами зависимости от социальных сетей («психологическое состояние пользователя», «коммуникация пользователя сети», «получение информа-ции»). Общий вывод: все факторы проблемного использования смартфона имеют са-мостоятельную значимость, обусловливая проблемы, создаваемые чрезмерным исполь-зованием смартфона. Полученные данные могут быть применены в профилактической и коррекционно-развивающей работе по предотвращению проблемного использования смартфона в молодежной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шейнов Виктор Павлович, Низовских Нина Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems from smartphone usage: relationships with emotional intelligence, self-confidence and conflict behavior in Belarus and Russia

Relevance. Smartphones have become one of the most significant digital devices in the life of a modern person, since they can perform many functions, providing constant access to the Internet, maintaining social connections, and quickly obtaining information. Smartphones are used in education and professional activities, provide a variety of entertainment, help with navigation, etc. Thanks to its capabilities, the smartphone acts not just as a tool, but as part of the "I" of the individual. Problem statement. Studies show that excessive use of smartphones can be associated with negative emotional states and other psychological problems. The con-cepts of “problematic smartphone use” and “smartphone addiction”, are included in scientific use, the preference for using which is discussed. The purpose of the study: to identify possible links between problematic smartphone use and emotional intelligence, low self esteem, types of behavior in conflicts and dependence on social networks among Belorussian and Russian respondents; as well as to find common and differences in these relationships in the two indi-cated samples. Methods. 1448 respondents took part in the online survey, of which 66.3% were women. The sample of Belorussian respondents consisted of 726 people, of which 59.6% were women, Russian respondents 722, of which 72.9% were women. Methods: a short version of the smartphone addiction questionnaire (author V.P. Sheinov); emotional intelligence test by N. Hall; self-confidence test by V. G. Romek; test "Strategies of behavior in conflict" by K. Thomas R. Kilmann (adaptation by N. V. Grishina); "Questionnaire of dependence on social networks" ZSS-15 (authors V.P. Sheinov, A.S. Devitsyn). Results: 1) problematic smartphone use is negatively associated with emotional intelligence and self-confidence in samples of both Belorussian and Russian respondents; 2) strategies of behavior in conflict are weakly associated with problematic smartphone use (only a negative relation-ship between problematic smartphone use and cooperation among Russian women, and a positive relationship with the avoidance strategy in the Belorussian sample as a whole and in Belorussian men reached the level of statistically significant); 3) Belorussians and Russians showed statistically significant correlations between all factors of problematic smartphone use (“loss of self-control”, “fear of refusal to use a smartphone”, “euphoria from using a smartphone”) and all factors of dependence on social networks (“psychological state user”, “network user communication”, “receiving information”). General conclusion: all factors of problematic smartphone use are significant, caused by excessive use of the smartphone. The data obtained can be used in preventive and corrective developmental work to prevent the problematic use of a smartphone among young people.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СМАРТФОНА: СВЯЗИ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ, УВЕРЕННОСТЬЮ В СЕБЕ И ПОВЕДЕНИЕМ В КОНФЛИКТАХ У БЕЛОРУСОВ И РОССИЯН»

Сибирский психологический журнал.

2023. № 89. С. 86-104. DOI: 10.17223/17267080/89/5

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.9.072.59

ПРОБЛЕМНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СМАРТФОНА: СВЯЗИ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ, УВЕРЕННОСТЬЮ В СЕБЕ И ПОВЕДЕНИЕМ В КОНФЛИКТАХ У БЕЛОРУСОВ И РОССИЯН

В.П. Шейнов1, Н.А. Низовских2, А.С. Девицын3

1 Республиканский институт высшей школы, Республика Беларусь, 220001, Минск, ул. Московская, 15

2Вятский государственный университет, Россия, 610000, Киров, ул. Московская, д. 36 3Белорусский государственный университет, Республика Беларусь, 220030, пр. Независимости, 4

Резюме

Актуальность. Смартфоны стали одним из самых значимых в жизни современного человека цифровых устройств, поскольку могут выполнять множество функций, обеспечивая постоянный доступ в Интернет, поддержание социальных связей, быстрое получение информации. Смартфоны используются в обучении и профессиональной деятельности, поставляют разнообразные развлечения, помогают в навигации и т.д. Благодаря своим возможностям смартфон выступает не просто как инструмент, а как часть «я» личности. Проблематизация. Как показывают исследования, чрезмерное использование смартфонов может быть связано с негативными эмоциональными состояниями и другими психологическими проблемами. В научный обиход входят понятия «проблемное использование смартфона», «зависимость от смартфона», «смартфон-аддикция», предпочтительность использования которых дискутируется. Цель исследования: выявить у белорусских и российских респондентов возможные связи проблемного использования смартфона с эмоциональным интеллектом, низкой уверенностью в себе, типами поведения в конфликтах и зависимостью от социальных сетей; а также обнаружить общее и различия в этих связях у двух указанных выборок. Методы. В онлайн-опросе приняли участие 1 448 респондентов, из них 66,3% женщин. Выборку белорусских респондентов составили 726 человек, из них 59,6% женщин, российских респондентов - 722, из них 72,9% женщин. Были применены методики: краткая версия опросника зависимости от смартфона (автор В.П. Шейнов); тест эмоционального интеллекта Н. Холла; тест уверенности в себе В.Г. Ромека; тест «Стратегии поведения в конфликте» К. Томаса - Р. Килманна (адаптация Н.В. Гришиной); «Опросник зависимости от социальных сетей» ЗСС-15 (авторы В.П. Шейнов, А.С. Девицын). Результаты исследования. Показано: 1) проблемное использование смартфона отрицательно связано с эмоциональным интеллектом и уверенностью в себе в выборках как белорусских, так и российских респондентов; 2) стратегии поведения в конфликте слабо связаны с проблемным использованием смартфона (на уровень статистически значимых выходят только отрица-

тельная связь проблемного использования смартфона с сотрудничеством у российских женщин и положительная связь со стратегией избегания в белорусской выборке в целом и у белорусских мужчин); 3) у белорусов и россиян выявлены статистически значимые корреляции между всеми факторами проблемного использования смартфона («потеря контроля над собой», «страх отказа использовать смартфон», «эйфория от пользования смартфоном») и всеми факторами зависимости от социальных сетей («психологическое состояние пользователя», «коммуникация пользователя сети», «получение информации»). Общий вывод: все факторы проблемного использования смартфона имеют самостоятельную значимость, обусловливая проблемы, создаваемые чрезмерным использованием смартфона. Полученные данные могут быть применены в профилактической и коррекционно-развивающей работе по предотвращению проблемного использования смартфона в молодежной среде.

Ключевые слова: зависимость; интеллект; поведение в конфликте; социальные сети; белорусы, россияне

Введение

Смартфоны стали одним из самых значимых в жизни современного человека цифровых устройств. Это связано с тем, что данные устройства могут выполнять множество функций, обеспечивая своим владельцам постоянный доступ в Интернет, поддержание социальных связей, быстрое получение любой информации. Смартфоны используются в профессиональной деятельности, поставляют пользователям разнообразные развлечения и удовольствия, помогают в навигации и др. Преимущества данного устройства очевидны: смартфоны портативны, удобны, персонализированы, всегда под рукой. Подавляющее большинство подростков (82%) для выхода в Интернет предпочитают именно смартфон (Солдатова, Чигарькова, Кошевая, Никоно-ва, 2022, с. 24-25). Благодаря своим возможностям смартфон сегодня выступает не просто как инструмент, а как часть «я» личности (Nijssen, Schaap, Verheijen, 2018). Гаджеты «превращаются в своеобразные "психологические орудия", изменяя качественные характеристики психических явлений и процессов» (Регуш, Алексеева, Веретина, Орлова, Пежемская, 2019, с. 20). Неслучайно смартфоны все чаще используются в учебном процессе (Бабак, 2021; Меньшиков, Сутягин, Лисун, 2022; Старун, Воистинова, 2021 и др.).

Однако, как показывают исследования, чрезмерное использование смартфонов может приводить к социальной изоляции, вызывать негативные эмоциональные состояния и другие психологические проблемы. Ведутся дискуссии о том, могут ли цифровые технологии снижать когнитивные функции, приводить к «цифровому слабоумию». В научной литературе возник специальный термин - «проблемное использование смартфона». При этом некоторые авторы полагают, что чрезмерное использование смартфона является формой психологической или поведенческой зависимости, связанной с другими формами чрезмерного использования цифровых медиа, такими как зависимость от социальных сетей или интернет-зависимость, тогда как другие исследователи считают, что терминология, относящаяся к зависимостям в отношении использования смартфонов, не

вполне корректна и может вызвать трудности как в исследованиях, так и в стигматизации пользователей, предлагая заменить термин «зависимость от смартфонов» на термин «проблемное использование смартфонов» (Peraman, Parasuraman, 2016).

Термины «проблемное использование смартфона» и «зависимость от смартфона», на наш взгляд, могут применяться как синонимичные, взаимозаменяемые, но вместе с тем имеющие свою специфику.

Проблемное использование смартфона включает в себя озабоченность мобильной связью, чрезмерную трату денег или времени, а также пользование смартфоном в социально или физически неуместных ситуациях, таких, например, как вождение автомобиля. Слишком частое использование смартфона может приводить к неблагоприятным последствиям в социальных отношениях, психическом или физическом здоровье, вызвать тревожность, если исключается возможность использовать смартфон (Csibi, Griffiths, Demetrovics, Szabo, 2021). В специальном исследовании, в котором изучался вопрос, является ли расстройством зависимость от смартфонов, удовлетворяет ли она в достаточной мере принятым критериям зависимости, был сделан вывод, что предпочтительнее все же использовать понятие «проблемное использование смартфонов», поскольку поведение людей, «зависимых от смартфонов», несопоставимо с химическими и другими зависимостями. Люди становятся зависимыми не от смартфонов, а от предоставляемых смартфоном возможностей: участия в социальных сетях, азартных игр, просмотра порно и т.д. (Panova, Carbonell, 2018).

Модель немедицинской зависимости от смартфона, выстроенная посредством факторного анализа большого эмпирического материала (Шей-нов, Девицын, 2021в, с. 174), кардинально отличается от структуры зависимости от социальных сетей, повторяя структуру медицинских зависимостей (Шейнов, Девицын, 2021в, с. 192).

Симптоматично, что подобные научные дискуссии ведутся и в отношении интернет-среды. Так, в научный дискурс вводится понятие «погруженность в интернет-среду», которую предлагается «рассматривать как новое психологическое явление, имеющее собственный психологический контент, отличающийся от таких явлений, как интернет-зависимость, проблемное использование Интернета и др.» (Регуш и др., 2021, с. 107). Введение понятия «погруженность в интернет-среду» как широкого и свободного от негативной и клинической коннотации и характеризующего активность человека в интернет-среде, представляется целесообразным, поскольку «позволяет обозначить взаимодействие современного человека с интернет-средой» (Регуш и др., 2021, с. 110).

Исследователей заботит проблема гиперподключенности человека к цифровым устройствам, которая, в частности, выражена в количестве часов, проведенных у экранов мониторов и смартфонов. Под гиперподключенно-стью понимается уровень пользовательской активности, характеризующийся таким взаимодействием с цифровыми устройствами, «когда в период бодрствования время в сети начинает соответствовать времени без экранов

компьютеров» (Солдатова, Чигарькова, Кошевая, Никонова, 2022, с. 21). Но, как отмечают авторы, понимание феномена гиперподключенности «не должно ограничиваться количеством часов, проведенных за гаджетами», и характеризуют его как «одно из ключевых измерений цифровой социализации, которое отражает также качественные изменения, определяемые возникновением особых отношений между подростками и их персонализированными цифровыми устройствами» (Солдатова, Чигарькова, Кошевая, Никонова, 2022, с. 38-39). Смартфон становится главным инструментом, расширяющим возможности ребенка и позволяющим ему осуществлять самые различные виды деятельности, которые были недоступны его сверстникам пару десятков лет назад. Неслучайно смартфоны практически круглые сутки находятся в зоне ближайшего доступа, превращаясь в неотъемлемых спутников детей, часть их личности, высокофункциональную технологическую достройку, которой современные дети учатся самостоятельно управлять (Солдатова, Чигарькова, Кошевая, Никонова, 2022, с. 38-39).

Значимость смартфона в жизни человека не снижает опасностей гиперподключенности к нему. Так, утверждая, что мы зависимы не от смартфонов, а от нормальной и здоровой потребности в социальном взаимодействии, удовлетворение которой реализуется посредством смартфона, S. Veissiere и M. Stendel проводят мысль, что здоровые потребности могут стать нездоровыми зависимостями, чрезмерное использование смартфона может наносить вред психическому здоровью человека, поскольку, в частности, использование смартфона связано с «дофаминовыми вознаграждениями», по схемам своих действий схожими с употреблением наркотиков и другими зависимостями (Veissiere, Stendel, 2018, p. 4).

Наибольшему риску проблемного использования смартфона подвергаются дети дошкольного возраста и молодые люди (Csibi, Griffiths, Demetrovics, Szabo, 2021). Проблемное использование детьми и молодежью смартфонов и возникающая зависимость от них вызывают растущую озабоченность психологов, родителей, педагогов, широкой общественности. Для этого имеются серьезные причины.

Установлено, что зависимость от смартфона положительно связана с депрессией, тревожностью, стрессом, неудовлетворенностью жизнью, и отрицательно — с самоконтролем (Шейнов, 2021, с. 97). Зависимость от смартфона, кроме того, сопряжена и со многими другими негативными состояниями. При этом выявлено, что конфликтный компонент в возрастной группе 20-34 лет ниже, чем в возрастных группах 3-11 и 12-19 лет, где этот компонент достоверно выше, чем в старших возрастных группах. Данные результаты, как отмечают авторы, могут отражать ослабление родительского контроля, показывая, что партнеры, работодатели и / или друзья могут противостоять лицам этой возрастной группы, заметив преувеличенное использование человеком своего смартфона. Такие выводы согласуются с результаты других исследований, в которых сообщается, что положительный родительский контроль может предотвратить чрезмерное использование смартфона (Csibi, Griffiths, Demetrovics, Szabo, 2021).

Зарубежными авторами выявлены связи зависимости от смартфона с эмоциональным интеллектом, неуверенностью в себе, конфликтами, заслуживающие исследовательского внимания.

Эмоциональный интеллект (ЭИ) определяется в современной психологии как способность понимать свои и чужие эмоции и управлять ими (Лю-син, 2004), как точное их восприятие и использование (Mayer, Roberts, Ba-rasade, 2008). Появляется все больше доказательств того, что ЭИ играет значимую роль в развитии как употребления психоактивных веществ, так и поведенческих зависимостей. В обзоре C. Henning и соавт. исследований о значимости ЭИ и связанных с ним зависимостей показано, что накоплены существенные эмпирические данные, свидетельствующие о том, что низкий ЭИ является важным фактором риска развития зависимостей. Это указывает на необходимость уделять больше внимания исследованиям механизмов, связывающих ЭИ с зависимостями, а также потенциальной полезности обучения ЭИ в лечении зависимостей (Henning et. al, 2021).

В другом исследовании установлено, что более высокий уровень зависимости от смартфона соответствует более низкому эмоциональному интеллекту испытуемых (R = -0,418, p <0,001). Кроме того, в данном исследовании показано: когда эмоциональный интеллект респондентов был выше, их самоконтроль также был выше (R = 0,502, p < 0,001) (Choi, Seo, Lee, Yoo, 2014).

Обнаружена обратная связь между зависимостью от смартфона и показателем эмоционального интеллекта по субшкале «эмоциональная осведомленность» (Morales, Lozano, Linares, Pérez-Mármol, 2020). Субшкалы эмоционального интеллекта показали отрицательную корреляцию зависимости от смартфона у студентов-медсестер: чем выше уровень использования эмоций и регуляция эмоций, тем ниже зависимость респондентов от смартфона (Lee, Gu, 2018). Зависимость от смартфона отрицательно коррелирует у студентов-медсестер не только с эмоциональным интеллектом, но и со склонностью к критическому мышлению: более высокая зависимость от смартфона свидетельствует о более низком уровне эмоционального интеллекта и более низкой склонности к критическому мышлению (Lee, Kim, 2017).

Еще одно исследование подтверждает положение о том, что показатели эмоционального интеллекта отрицательно связаны с проблемным использованием Интернета и смартфонов (Arrivillaga, Rey, Extremera, 2020). В целом наблюдалась отрицательная корреляция между ориентацией на виртуальный мир и осознанием и выражением собственных эмоций через субфакторы эмоционального интеллекта (Yoo, Kim, Hwang, 2017).

Неуверенность в себе. Предпочтение виртуальному миру - одна из основных характеристик зависимости от смартфонов. Пользователи смартфона, попадающие в зависимость от него, теряют уверенность в себе в отношениях с другими (Shim, 2019). С другой стороны, зависимость от смартфона чаще встречается у индивидов с низкой самооценкой; смартфоны используется ими с целью сблизиться в виртуальном мире и повысить

уверенность в себе (Lee et al., 2018). M.S. Alotaibi и соавт. установили, что потенциальные факторы, приводящие к чрезмерному использованию смартфонов, включают личные факторы (длительное свободное время и низкая уверенность в себе) и социальные факторы (социальное давление и страх потерять «друзей»). Чрезмерное использование мобильных телефонов может вызвать снижение уверенности в себе, зависимость от смартфонов (Peraman, Parasuraman, 2016).

Конфликты. Исследование S. Mahapatra (2019) выявило, что к неблагоприятным последствиям зависимости от смартфона относятся низкая успеваемость, личные и семейные конфликты. Y.-R. Lee, J.-S. Park (2018) было подтверждено, что стратегии преодоления стресса и зависимость от смартфона имеют статистически значимую прямую связь. В ходе исследования R. Alan, H. S. Guzel (2020) участники, не обладающие уверенным в себе стилем совладания со стрессом, проявили более высокую степень зависимости от смартфона, чем те, кто выбрал другие методы разрешения конфликта.

Эти результаты получены в зарубежных исследованиях. Естествен вопрос: будут ли подобные связи иметь место, а также совпадать или различаться у белорусов и россиян? Важность перечисленных связей определяет актуальность подобного исследования.

Цель данного исследования - выявить у белорусских и российских респондентов возможные связи проблемного использования смартфона с эмоциональным интеллектом, низкой уверенностью в себе, типами поведения в конфликтах и зависимостью от социальных сетей, а также обнаружить общее и различия в этих связях для белорусской и российской выборок.

Проведение исследования на белорусско-российской выборке обусловлено рядом причин. Молодые поколения двух соседних стран, входивших до 1990 г. в состав СССР, «выросли в совершенно разных социально-политических, экономических и культурных реалиях» (Одинцова, Радчи-кова, Козырева, 2021, с. 169). Исследования проблематики личностных ресурсов наиболее близких по духу народов «крайне немногочисленны и сосредоточенны на этнических группах в целом» (Одинцова, Радчико-ва, Козырева, 2021, с. 169). Цитированная нами статья не затрагивает изучение особенностей цифрового поведения населения двух стран. Представляется актуальной задача сравнительного анализа связей зависимости от смартфона с личностными качествами на белорусско -российской выборке.

Методы

Выборка. В онлайн-опросе приняли участие 1 448 респондентов, из них 66,3% женщин. Выборка белорусских респондентов составила 726 человек, из них женщин 59,6%. Выборка российских респондентов - 722 респондента, из них женщин 72,9%. Средний возраст белорусских респон-

дентов - 22,8 лет (min = 15, max = 63. SD = 7,18); средний возраст российских респондентов - 21, 8 (min = 15, max = 69. SD = 7,78).

Методики

Зависимость от смартфона оценивалась краткой версией опросника зависимости от смартфона (Шейнов, 2021). В исследовании использована факторная модель зависимости от смартфона, включающая три фактора: «страх отказа» использовать смартфон, «потеря контроля» над собой, «эйфория» от использования смартфона (Шейнов, Девицын 2021в, с. 174).

Зависимость от социальных сетей диагностировалась опросником ЗСС-15 (Шейнов, Девицын 2021a). В исследовании использована трех-факторная модель зависимости от социальных сетей. Модель включает три фактора: «коммуникация» пользователя сети, его «психологическое состояние» и «информация» (получение информации) (Шейнов, Девицын 20216).

Уверенность в себе оценивалась методикой В.Г. Ромека (Ромек, 1998), включающей следующие компоненты уверенности в себе: общую уверенность, социальную смелость, инициативу в социальных контактах.

Диагностика эмоционального интеллекта осуществлялась по методике Н. Холла (Фетискин, Козлов, Мануйлов, 2002, с. 57-59), в которой оценивается пять компонентов: эмоциональная осведомленность; управление своими эмоциями; самомотивация; эмпатия; распознавание эмоций других людей. На основании оценок этих компонентов вычисляется интегратив-ный показатель эмоционального интеллекта.

Тест К. Томаса - Р. Килманна (Thomas, Kilmann, 2007), в адаптации Н.В. Гришиной (Гребень, 2007, с. 381-388) определяет стили поведения в конфликтах: соревнование; приспособление; компромисс; избегание; сотрудничество.

Процедура. Исследование на выборке белорусских и российских мужчин и женщин осуществлялось с применением метода опроса, который происходил анонимно, добровольно, дистанционно, с применением Google Forms. Сбор данных проводился одновременно на российской и белорусской выборках в 2022 г. Индивидуальные результаты в течение часа автоматически пересылались всем респондентам.

Статистический анализ в исследовании производился программами пакета SPSS-22.

Результаты исследования

Проверка показала, что эмпирическое распределение всех выборок, представляющих изучаемые качества, отлично от нормального. В связи с этим все корреляции были вычислены по непараметрическому критерию Кендалла. Выбор корреляций по Кендаллу удобен тем, что он фиксирует как линейные, так и нелинейные связи.

Далее представим результаты вычисления корреляций в выборках респондентов из Беларуси и России.

Сравнение характера связей проблемного использования смартфона с зависимостью от социальных сетей, уверенностью в себе, стратегиями поведения в конфликте и возрастом

Таблица 1

Корреляции проблемного использования смартфона с зависимостью от социальных сетей, уверенностью в себе, стратегиями поведения в конфликте и возрастом белорусов и россиян

ь) Уверенность в себе Стратегии поведения в конфликте

Группы респондентов Зависимость от социальных сетей (интегральный показател Уверенность в себе (интегральный показатель) Социальная смелость Инициатива в социальных контактах Сопротивление Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление Возраст

Беларусь (вся выборка) 0,480** -0,194** -0,254** -0,043 -0,026 -0,006 -0,024 0,065* 0,017 -0,053*

Беларусь (мужчины) 0,448** -0,220** -0,312** -0,083* -0,038 0,018 -0,060 0,100* 0,022 0,003

Беларусь (женщины) 0,491** -0,180** -0,206** -0,029 0,010 -0,038 -0,029 0,029 0,020 -0,125**

Россия (вся выборка) 0,494** -0,252** -0,214** -0,056* -0,015 -0,029 0,003 0,021 0,000 -0,125**

Россия (мужчины) 0,517** -0,335** -0,245** -0,103* 0,009 -0,011 0,015 -0,008 0,006 -0,087

Россия (женщины) 0,466** -0,208** -0,169** -0,032 0,021 -0,064* -0,017 0,008 0,004 -0,153**

Примечание. В табл. 1-4 полужирным шрифтом выделены статистически значимые числовые значения корреляций; * р < 0,05, ** р < 0,01.

Данные, приведенные в табл. 1, свидетельствуют, что проблемное использование смартфона значимо коррелирует с зависимостью от социальных сетей у белорусских и российских респондентов, причем наиболее тесной такая связь является у российских мужчин.

Корреляционная связь проблемного использования смартфона с уверенностью в себе является отрицательной в выборках как белорусских, так и российских респондентов. Числовые значения, отражающие данную связь, несколько выше у россиян. Социальная смелость в большей степени, чем инициатива в социальных контактах, если судить по величине числовых значений, коррелирует с проблемным использованием смартфона, снижая ее.

Стратегии поведения в конфликте мало связаны с проблемным использованием смартфона. На уровень статистически значимых выходит только отрицательная связь с сотрудничеством у российских женщин и положительная связь шкалы избегания в белорусской выборке в целом и у белорусских мужчин.

Выявлена отрицательная связь проблемного использования смартфона с возрастом у белорусских и российских респондентов. В большей степени, как показывают числовые значения, такая связь обнаруживается у белорусских и российских женщин.

Сравнение характера связей зависимости от смартфона с уровнем эмоционального интеллекта

Таблица 2

Корреляции зависимости от смартфона с эмоциональным интеллектом белорусов и россиян

Группы респондентов Интегральный показатель ЭИ Эмоциональная осведомленность Управление собственными эмоциями Самомотивация Эмпа-тия Распознавание эмоций других людей

Беларусь (вся выборка) -0,148** -0,058* -0,193** -0,182** -0,052* -0,074**

Беларусь (мужчины) -0,196** -0,117** -0,203** -0,213** -0,135** -0,126**

Беларусь (женщины) -0,098** -0,018 -0,148** -0,134** -0,006 -0,045

Россия (вся выборка) -0,144** -0,022 -0,207** -0,164** -0,053* -0,097**

Россия (мужчины) -0,235** -0,089 -0,255** -0,206** -0,169** -0,219**

Россия (женщины) -0,106** -0,013 -0,151** -0,133** -0,043 -0,077*

Как показывают данные, приведенные в табл. 2, проблемное использование смартфона отрицательно коррелирует с эмоциональным интеллектом как в белорусской, так и в российской общих выборках, равно как и в подвыборках белорусских и российских мужчин и женщин. Наиболее тесной данная связь является у российских мужчин.

Анализ корреляций проблемного использования смартфона с отдельными составляющими эмоционального интеллекта выявил, что с проблемным использованием смартфона наиболее тесно отрицательно коррелируют управление собственными эмоциями и самомотивация.

Менее тесно, но также отрицательно, с проблемным использованием смартфона связаны распознавание эмоций других людей и эмпатия. До уровня статистически значимых такие связи не «дотягивают» в распознавании эмоций у белорусских женщин, а со шкалой эмпатии - у белорусских и российских женщин.

В меньшей степени проблемное использование смартфона отрицательно связано с эмоциональной осведомленностью. Статистической достоверности данная связь достигает только в общей выборке белорусов и в подвыборке белорусских мужчин.

Таким образом, несмотря на то что средние значения показателей зависимости от смартфона у белорусов (13,65) и россиян (14,82) статистически не различаются (р = 0,130), имеют место как сходства, так и определенные различия в связях данной зависимости с зависимостью от социальных сетей, уверенностью в себе и уровнем эмоционального интеллекта белорусов и россиян.

Сравнение характера связей компонентов проблемного использования смартфона с компонентами зависимости от социальных сетей и интегральными личностными качествами респондентов

Представим результаты корреляционного анализа связей факторов зависимости от смартфона с факторами зависимости от социальных сетей и интегральными показателями личностных качеств белорусских и российских респондентов (табл. 3 и 4).

Таблица 3

Корреляции компонентов проблемного использования смартфона с компонентами зависимости от социальных сетей и интегральными показателями личностных характеристик белорусов

Факторы зависимости от смартфона Зависимость от социальных сетей (интегральный показатель и факторы) Уверенность в себе Эмоциональный интеллект

Интегральный показатель Психологическое состояние пользователя Коммуникация пользователя сети Получение информации

Вся выборка

Потеря контроля над собой 0,404** 0,426** 0,261** 0,293** -0,189** -0,132**

Страх отказа использовать смартфон 0,380** 0,393** 0,253** 0,280** -0,142** -0,140**

Эйфория от пользования смартфоном 0,427** 0,432** 0,284** 0,318** -0,144** -0,116**

Мужчины

Потеря контроля над собой 0,370** 0,393** 0,247** 0,271** -0,199** -0,139**

Страх отказа использовать смартфон 0,339** 0,332** 0,239** 0,286** -0,117** -0,154**

Эйфория от пользования смартфоном 0,395** 0,393** 0,272** 0,317** -0,192** -0,217**

Женщины

Потеря контроля над собой 0,414** 0,441** 0,234** 0,300* -0,181** -0,110**

Страх отказа использовать смартфон 0,386** 0,414** 0,221** 0,270** -0,156** -0,121**

Эйфория от пользования смартфоном 0,438** 0,450** 0,263** 0,313** -0,111** -0,042

Таблица 4

Корреляции компонентов проблемного использования смартфона с компонентами зависимости от социальных сетей и интегральными показателями личностных характеристик россиян

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Факторы зависимости от смартфона Зависимость от социальных сетей (интегральный показатель и факторы) Уверенность в себе Эмоциональный интеллект

Интегральный показатель Психологическое состояние пользователя сети Коммуникация пользователя сети Получение информации

Вся выборка

Потеря контроля над собой 0,410** 0,440** 0,252** 0,300** -0,244** -0,130**

Страх отказа использовать смартфон 0,426** 0,449** 0,297** 0,313** -0,204** -0,148**

Эйфория от пользования смартфоном 0,450** 0,461** 0,304** 0,341** -0,191** -0,104**

Мужчины

Потеря контроля над собой 0,446** 0,468** 0,277** 0,334** -0,318** -0,220**

Страх отказа использовать смартфон 0,449** 0,447** 0,394** 0,321** -0,247* -0,206**

Эйфория от пользования смартфоном 0,465** 0,459** 0,361** 0,361** -0,273** -0,176**

Женщины

Потеря контроля над собой 0,378** 0,412** 0,214** 0,266** -0,205** -0,089**

Страх отказа использовать смартфон 0,397** 0,433** 0,241** 0,287** -0,175** -0,119**

Эйфория от пользования смартфоном 0,421** 0,441** 0,257** 0,312** -0,147** -0,072*

Как свидетельствуют данные, приведенные в табл. 3, 4, существуют статистически значимые положительные корреляции между всеми факторами проблемного использования смартфона и всеми факторами зависимости от социальных сетей как у белорусов, так и у россиян. Наиболее тесными оказались связи между факторами «эйфория от пользования смартфоном», «страх отказа использовать смартфон» и «потеря контроля над собой» проблемного использования смартфона с фактором «психологическое состояние» пользователя социальной сети. Данные также показывают, что все три фактора зависимости от смартфона тесно коррелируют с факторами «получение информации» и «коммуникация пользователя сети» как в белорусской, так и в российской выборке.

И у белорусов, и у россиян обнаружены статистически значимые отрицательные связи всех трех факторов зависимости от смартфона с уверенностью в себе и эмоциональным интеллектом респондентов мужского и женского пола.

Обсуждение результатов исследования

Результаты исследования подтверждают полученные ранее данные об отрицательной связи зависимости от смартфона с возрастом у женщин (см.: Шейнов, Девицын, 2021г, с. 315). Данный факт заслуживает исследовательского внимания и осмысления. Чем старше белоруски и россиянки, тем в меньшей степени они подвержены опасности зависимого поведения от смартфона. Возможно, отчасти это объясняется расширением с возрастом спектра обязанностей женщин, включая обязанности, связанные с материнством, уходом за детьми: на смартфон остается меньше времени, он все чаще по необходимости «выпадает» из поля зрения.

Связь с эмоциональным интеллектом. Проблемное использование смартфона, как показало исследование, отрицательно связано с эмоциональным интеллектом и его компонентами: управлением собственными эмоциями, эмпатией, самомотивацией, распознаванием эмоций других людей. Данный факт соотносится с результатами зарубежных исследований, которые показывают, что «из-за чрезмерного общения через смартфон люди становятся менее чуткими друг к другу, что приводит к потере способности к эмпатии и ухудшению эмоциональной связи с окружающими» (цит. по: Шейнов, Девицын, 2021г, с. 315). Проведенное исследование подтверждает полученные ранее данные о том, что чем выше уровень проблемного использования смартфона, тем ниже показатели эмоционального интеллекта, и наоборот, чем выше уровень эмоционального интеллекта, тем ниже зависимость от смартфона (Choi, Seo, Lee, Yoo, 2014, 2014; Lee, Kim, 2017; Yoo, Kim, Hwang, 2017; Morales, Lozano, Linares, Pérez-Mármol, 2020).

Получено, таким образом, еще одно доказательство того, что эмоциональный интеллект играет значимую роль в развитии и проявлениях проблемного использования смартфона. Это в очередной раз указывает на полезность развития эмоционального интеллекта в профилактике и корректировках данного вида зависимости.

Результаты нашего исследования согласуются с положением о том, что «.. .при цифровом взаимодействии превалирует когнитивная составляющая эмоционального интеллекта (Минюрова и др., 2021, с. 163). Распознавание эмоций других людей и способность воздействовать на эмоции других, как показывает проведенное исследование, в меньшей степени коррелируют с проблемным использованием смартфона. Еще меньше проблемное использование смартфона коррелирует с эмоциональной осведомленностью респондентов.

Отрицательная связь проблемного использования смартфона с уверенностью в себе была выявлена ранее в ряде исследований (Lee et al., 2018; Shim, 2019; Peraman, Parasuraman, 2016). Представленные в данной статье результаты подтверждают положение о том, что позитивная оценка себя и собственных навыков снижает показатели проблемного использования смартфона. Вместе с тем пользователи смартфона, попавшие в зависи-

мость от него, со временем могут терять уверенность в себе, утрачивать социальную смелость.

Связь с типами поведения в конфликте. Проведенное исследование не выявило, за редкими исключениями, статистически значимых связей проблемного использования смартфона с показателями стратегий поведения в конфликт, как у белорусов, так и у россиян (см. табл. 1). Исключение составляет положительная связь со стратегией избегания в белорусской выборке и у белорусских мужчин. Такая связь представляется достаточно логичной: избегание в реальных конфликтных ситуациях может потенциально повышать стремление к взаимодействию с гаджетами. Однако у россиян такая связь не выявлена. Еще одним исключением является наличие отрицательной связи проблемного использования смартфона со стратегией сотрудничества у российских женщин. Несомненно, данная связь выглядит также вполне логично: если избегание в реальных конфликтных ситуациях может потенциально повышать стремление к взаимодействию с гаджета-ми, то стремление к сотрудничеству в реальных конфликтных ситуациях будет снижать стремление к «бегству в смартфон».

Тесная связь проблемного использования смартфона с зависимостью от социальных сетей, выявленная в данном исследовании, выглядит вполне логично. Авторы ранее проведенного исследования (Veissiëre, Stendel, 2018) утверждают, что зависимость от смартфона вызвана стремлением человека к общению с другими людьми и необходимостью быть увиденным, услышанным, направляться и контролироваться другими, что глубоко коренится в нашем эволюционном прошлом. Тесные статистически значимые связи между всеми факторами проблемного использования смартфона и всеми факторами зависимости от социальных сетей и в белорусской, и в российской выборке респондентов служат еще одним доказательством того, что все факторы проблемного использования смартфона («страх отказа» использовать смартфон, «потеря контроля» над собой, «эйфория» от использования смартфона) имеют самостоятельную значимость, обусловливая проблему чрезмерного использования смартфона. Подтверждением данной мысли является и тот факт, что и у белорусов, и у россиян обнаружены статистически значимые отрицательные связи всех трех факторов зависимости от смартфона с уверенностью в себе и эмоциональным интеллектом респондентов мужского и женского пола. Чем выше показатели уверенности в себе и эмоционального интеллекта, тем, соответственно, ниже показатели потери контроля над собой при пользовании смартфоном, а также в меньшей степени выражены страх отказа использовать смартфон и эйфория от его пользования.

Выводы

В ходе предпринятого исследования было выявлено, что средние значения показателей зависимости от смартфона у белорусов и россиян статистически не различаются (р = 0,130). Обнаружено значительное сходство

связей проблемного использования смартфона с зависимостью от социальных сетей и личностными характеристиками белорусских и российских мужчин и женщин.

Анализ результатов исследования позволил сделать следующие выводы:

1. Проблемное использование смартфона может проявляться как психологическая зависимость от смартфона, или смартфон-аддикция, и в этом своем качестве оно связано с рядом личностных качеств и зависимостью от социальных сетей как у белорусов, так и россиян.

2. Проблемное использование смартфона отрицательно связано с эмоциональным интеллектом и его компонентами: самомотивацией, управлением собственными эмоциями, эмпатией, распознаванием эмоций других людей. В меньшей степени зависимость от смартфона отрицательно коррелирует со шкалой эмоциональной осведомленности, достигая статистической достоверности только в общей выборке белорусов и в подвыборке белорусских мужчин.

3. Проблемное использование смартфона отрицательно коррелирует с уверенностью в себе в выборках как белорусских, так и российских респондентов. Социальная смелость в большей степени, чем инициатива в социальных контактах, коррелирует с зависимостью от смартфона.

4. На уровень статистически значимых выходят отрицательная связь проблемного использования смартфона с сотрудничеством у российских женщин и положительная связь зависимости от смартфона со стратегией избегания конфликта в белорусской выборке в целом и у белорусских мужчин.

5. Тесные статистически значимые связи существуют между всеми факторами проблемного использования смартфона («страх отказа» использовать смартфон, «потеря контроля» над собой, «эйфория» от использования смартфона) и всеми факторами зависимости от социальных сетей («коммуникация» пользователя сети, его «психологическое состояние», «получение информации») как у белорусов, так и у россиян.

Таким образом, все факторы проблемного использования смартфона имеют самостоятельную значимость, обусловливая проблемы, создаваемые чрезмерным использованием смартфона. Полученные данные могут быть полезными в профилактической и коррекционно-развивающей работе по предотвращению проблемного использования смартфона в молодежной среде белорусов и россиян.

Литература

Бабак, М. В. (2021). Исследование опыта применения смартфонов в учебном процессе.

Специфика педагогического образования в регионах России, 1 (14), 10-12. Гребень, Н. Ф. (2007). Психологические тесты для профессионалов. Минск: Современная школа.

Люсин, Д. В. (2004). Современные представления об эмоциональном интеллекте.

Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. М.: Ин-т психологии

РАН.

Меньшиков, В. В., Сутягин, А. А., Лисун, Н. М. (2022). Возможности применения смартфона в учебном химическом эксперименте. Учебный эксперимент в образовании, 1, 81-89. doi: 10.51609/2079-875Х_2022_1_81 Минюрова, С. А., Басюк, В. С., Брель, Е. Ю., Воробьева, И. В., Кружкова, О. В., Матвеева, А.И. (2021). Эмоциональный интеллект субъектов образовательной среды в условиях цифровизации: обзор исследований. Сибирский психологический журнал, 82, 153-173. doi: 10.17223/17267080/82/9 Одинцова, М. А., Радчикова, Н. П., Козырева, Н. В. (2021). Жизнестойкость и самоактивация молодежи России и Беларуси в транзитивном обществе. Сибирский психологический журнал, 79, 168-188. doi: 10.17223/17267080/79/10 Регуш, Л. А., Алексеева, Е. В., Веретина, О. Р., Орлова, А. В., Пежемская, Ю. С. (2019). Особенности мышления подростков, имеющих разную степень погруженности в интернет-среду. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 194, 19-29. Регуш, Л. А., Орлова, А. В., Алексеева, Е. В., Веретина, О. В., Пежемская, Ю. С., Лактионова, Е. Б. (2021). Феномен погруженности в интернет-среду: определение и диагностика. Сибирский психологический журнал, 81, 107-125. doi: 10.17223/17267081/81/5 Ромек, В. Г. (1998). Тесты уверенности в себе. Практическая психодиагностика и психологическое консультирование. Ростов н/Д: Ирбис, 87-108 Солдатова, Г. У., Чигарькова, С. В., Кошевая, А. Г., Никонова, Е. Ю. (2022). Повседневная деятельность подростков в смешанной реальности: пользовательская активность и многозадачность. Сибирский психологический журнал, 83, 20-45. doi: 10.17223/17267080/83/2 Старун, А. Р., Воистинова, Г. Х. (2021). Использование смартфона как средство повышения интереса к урокам математики. Modern Science, 12-4, 192-197. Фетискин, Н. П., Козлов, В. В., Мануйлов, Г. М. (2002). Социально-психологическая

диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Ин-та психотерапии. Шейнов, В. П. (2021). Короткая версия опросника «Шкала зависимости от смартфона». Организационная психология и психология труда, 6(1), 97-115. doi: 10.38098/ipran. opwp.2021.18.1.005

Шейнов, В. П., Девицын, А. С. (2021a). Разработка надежного и валидного опросника зависимости от социальных сетей. Системная психология и социология, 2(38), 4155. doi: 10.25688/2223-6872.2021.38.2.04 Шейнов, В. П., Девицын, А. С. (2021б). Трехфакторная модель зависимости от социальных сетей. Российский психологический журнал, 3, 145-158. doi: 10.21702/rpj.2021.3.10

Шейнов, В. П., Девицын, А. С. (2021в). Факторная структура модели зависимости от смартфона. Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология, 6 (3 (23)), 174-197. doi: 10.38098/ipran.sep_2021_23_3_07 Шейнов, В. П., Девицын, А. С. (2021г). Личностные корреляты зависимости от смартфона женщин и мужчин. Психология человека в образовании, 3(3), 313-328.

Ссылки на зарубежные источники см. в разделе References после англоязычного блока.

Поступила в редакцию 01.12.2022 г.; повторно 11.07.2023 г.;

принята 18.08.2023 г.

Шейнов Виктор Павлович - профессор кафедры психологии и педагогического мастерства Республиканского института высшей школы, доктор социологических наук, профессор.

E-mail: sheinov1@mail. ru

Низовских Нина Аркадьевна - доцент кафедры психологии Вятского государственного университета, доктор психологических наук, доцент. E-mail: [email protected]

Девицын Антон Сергеевич - старший преподаватель кафедры веб-технологии и компьютерного моделирования Белорусского государственного университета. E-mail: [email protected]

For citation: Sheinov, V. P., Nizovskikh, N. A., Devitsyn, A. S. (2023). Problems from Smartphone Usage: Relationships with Emotional Intelligence, Self-Confidence and Conflict Behavior in Belarus and Russia. Sibirskiy Psikhologicheskiy Zhurnal - Siberian journal of psychology, 89, 86-104. In Russian. English Summary. doi: 10.17223/17267080/89/5

Problems from smartphone usage: relationships with emotional intelligence, self-confidence and conflict behavior in Belarus and Russia

V.P. Sheinov1, N.A. Nizovskikh2, A.S. Devitsyn3

1 Republican Institute of Higher Education, 15, Moscow St.., Minsk, 220001, Republic of Belarus

2 Vyatka State University, 36, St., Kirov, 610000, Russian Federation

3Belarusian State University, 4, Independence Ave, Minsk, 220030, Republic of Belarus

Abstract

Relevance. Smartphones have become one of the most significant digital devices in the life of a modern person, since they can perform many functions, providing constant access to the Internet, maintaining social connections, and quickly obtaining information. Smartphones are used in education and professional activities, provide a variety of entertainment, help with navigation, etc. Thanks to its capabilities, the smartphone acts not just as a tool, but as part of the "I" of the individual. Problem statement. Studies show that excessive use of smartphones can be associated with negative emotional states and other psychological problems. The concepts of "problematic smartphone use" and "smartphone addiction", are included in scientific use, the preference for using which is discussed. The purpose of the study: to identify possible links between problematic smartphone use and emotional intelligence, low self esteem, types of behavior in conflicts and dependence on social networks among Belorussian and Russian respondents; as well as to find common and differences in these relationships in the two indicated samples. Methods. 1448 respondents took part in the online survey, of which 66.3% were women. The sample of Belorussian respondents consisted of 726 people, of which 59.6% were women, Russian respondents - 722, of which 72.9% were women. Methods: a short version of the smartphone addiction questionnaire (author V.P. Sheinov); emotional intelligence test by N. Hall; self-confidence test by V. G. Romek; test "Strategies of behavior in conflict" by K. Thomas - R. Kilmann (adaptation by N. V. Grishina); "Questionnaire of dependence on social networks" ZSS-15 (authors V.P. Sheinov, A.S. Devitsyn). Results: 1) problematic smartphone use is negatively associated with emotional intelligence and self-confidence in samples of both Belorussian and Russian respondents; 2) strategies of behavior in conflict are weakly associated with problematic smartphone use (only a negative relationship between problematic smartphone use and cooperation among Russian women, and a positive relationship with the avoidance strategy in the Belorussian sample as a whole and in Belorussian men reached the level of statistically significant); 3) Belorussians and Russians showed statistically significant correlations between all factors of problematic smartphone use ("loss of self-control", "fear of refusal to use a smartphone", "euphoria from using a smartphone") and all factors of dependence on social networks ("psychological state user", "network user communication", "receiving information"). General conclusion: all factors of problematic smartphone use are significant, caused by excessive use of the smartphone. The

data obtained can be used in preventive and corrective developmental work to prevent the problematic use of a smartphone among young people.

Keywords: addiction; intellect; behavior in conflict; social networks; Belorussians; Russians

References

Alan, R., & Guzel, H. S. (2020). The investigation of the relationship between smartphone addiction, and problem-solving skills and ways of coping with stress. Journal of Psychiatry and Neurological Sciences, 33, 244-253. doi: 10.14744/DAJPNS.2020.00088 Alotaibi, M. S., Fox, M., Coman, R., & Ratan, Z.A. (2022). Perspectives and Experiences of Smartphone Overuse among University Students in Umm Al-Qura University (UQU), Saudi Arabia: A Qualitative Analysis. International Journal of Environ. Res. Public Health, 19(7), 4397. doi: 10.3390/ijerph19074397 Arrivillaga, C., Rey, L., & Extremera, N. (2020). Adolescents' problematic internet and smartphone use is related to suicide ideation: Does emotional intelligence make a difference? Computers in Human Behavior, 110, 106375. doi: 10.1016/j.chb.2020.106375 Babak, M. V. (2021). Issledovanie opyta primeneniya smartfonov v uchebnom protsesse [Study of the experience of using smartphones in the educational process]. Spetsifika ped-agogicheskogo obrazovaniya v regionakh Rossii, 1(14), 10-12. Csibi, S., Griffiths, M. D., Demetrovics, Z., & Szabo, A. (2021). Analysis of Problematic Smartphone Use Across Different Age Groups within the 'Components Model of Addiction. International Journal of Mental Health and Addiction, 19(3), 616-631. doi: 10.1007/s11469-019-00095-0 Choi, J. E., Seo, E. J., Lee, E. H., & Yoo, M. S. (2014). Addiction, Emotional Intelligence, and Self-control in College Students. Journal of Korean Academic Society of Home Health Care Nursing, 21 (1), 44-51. Fetiskin, N. P., Kozlov, V. V., & Manuylov, G. M. (2002). Sotsial'no-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp [Socio-psychological diagnostics of personality development and small groups]. Moscow: Institute of Psychotherapy. Greben, N. F. (2007). Psikhologicheskie testy dlya professionalov [Psychological tests for

professionals]. Minsk: Sovremennaya shkola. Henning, C., Crane, A. G., Taylor, R. N. et al. (2021). Emotional Intelligence: Relevance and Implications for Addiction. Current Addiction Reports, 8, 28-34. doi: 10.1007/s40429-021-00356-w

Lee, J., Sung, M., Song, S. H. et al. (2018). Psychological factors associated with smartphone addiction in South Korean adolescents. Journal of Early Adolescent, 38(3), 288-302. doi: 10.1177/0272431616670751 Lee, O. S., & Kim, M. J. (2017). The relationship among Smartphone addiction, Emotional intelligence, Critical thinking disposition and Communication skill for nursing students. Journal of Digital Convergence, 15(7), 319-328. doi: 10.14400/JDC.2017.15.7.319. Lee, O. S., & Gu, H. J. (2018). Differences in Smartphone Addiction and Communication Ability according to Emotional Intelligence in Nursing Students. Journal of Digital Convergence, 16(3), 375-383. doi: 10.14400/JDC.2018.16.3.375 Lee, Y.-R., & Park, J.-S. (2018). A study on the Mediating Effect of Stress Coping Strategies in the Relationship between Emotional Empathy and Smartphone Addiction of University Students. Journal of the Korea Convergence Society, 9(2), 323-329. doi: 10.15207/JKCS.2018.9.2.323 Lyusin, D. V. (2004). Sovremennye predstavleniya ob emotsional'nom intellekte [Modern ideas about emotional intelligence]. In D. V. Luisin (Ed.) Sotsial'nyy intellekt: Teoriya, izmerenie, issledovaniya [Social intelligence: Theory, measurement, research]. Moscow: RAS.

Mahapatra, S. (2019). Smartphone addiction and associated consequences: Role of loneliness and self-regulation. Behaviour & Information Technology, 38, 833-844. doi: 10.1080/0144929X.2018.1560499 Mayer, J. D., Roberts, R. D., & Barasade, S. G. (2008). Human abilities: Emotional intelligence. Annual Review of Psychology, 59, 507-536. Menshikov, V. V., Sutyagin, A. A., & Lisun, N. M. (2022). Vozmozhnosti primeneniya smartfona v uchebnom khimicheskom eksperimente [Possibility of using a smartphone in a teaching chemistry experiment]. Uchebnyy eksperiment v obrazovanii, 1, 81-89. doi: 10.51609/2079-875Kh_2022_1_81 Minyurova, S. A., Basyuk, V. S., Brel, E. Yu., Vorobieva, I. V., Kruzhkova, O. V., & Mat-veeva, A.I. (2021). Emotional Intelligence of Subjects of the Educational Environment amidst Digitalization: Review of Studies. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal - Siberian Journal of Psychology, 82, 153-173. (In Russian). doi: 10.17223/17267080/82/9 Morales, R. F. M., Lozano, J. M. G., Linares, M. P., & Pérez-Mármol, J. M. (2020). Influence of Smartphone Use on Emotional. Cognitive and Educational Dimensions in University Students. Sustainability, 12, 6646. doi: 10.3390/su12166646 Nijssen, S., Schaap, G. J., & Verheijen, G. P. (2018). Has your smartphone replaced your brain? Construction and validation of the Extended Mind Questionnaire (XMQ). PLoS ONE, 13(8): e0202188. doi: 10.1371/ journalpone.0202188 Odintsova, M. A., Radchikova, N. P., & Kozyreva, N. V. (2021). Hardiness and Self-activation of Russian and Belarusian Youth in Transitive Society. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal - Siberian Journal of Psychology, 79, 168-188. (In Russian). doi: 10.17223/17267080/79/10 Panova, T., & Carbonell, X. (2018). Is smartphone addiction really an addiction? Journal of

Behavioral Addictions, 7(2), 252-259. doi: 10.1556/2006.7.2018.49 Peraman, R., & Parasuraman, S. (2016). Mobile phone mania: Arising global threat in public

health. Journal ofNatural Science, Biology andMedicine, 7, 198-200. Regush, L. A., Alekseeva, E. V., Veretina, O. R., Orlova, A. V., & Pezhemskaya, Yu. S. (2019). Osobennosti myshleniya podrostkov, imeyushchikh raznuyu stepen' pogruzhennosti v internet-sredu [Peculiarities of thinking of adolescents with different degrees of absorption into the Internet environment]. Izvestiya Rossiyskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena, 194, 19-29. Regush, L. A., Orlova, A. V., Alekseeva, E. V., Veretina, O. V., Pezhemskaya, Yu. S., & Lak-tionova, E. B. (2021). Phenomenon of the Internet Immersion: Definition and Measurement. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal - Siberian Journal of Psychology, 81, 107-125. (In Russian). doi: 10.17223/17267081/81/5 Romek, V. G. (1998). Testy uverennosti v sebe. Prakticheskaya psikhodiagnostika i psikho-logicheskoe konsul'tirovanie [Self-confidence tests. Practical psychodiagnostics and psychological counseling] (pp. 87-108). Rostov-on-Don: Irbis. Sheinov, V. P. (2021). Korotkaya versiya oprosnika "Shkala zavisimosti ot smartfona" [Short version of the "Smartphone Addiction Scale" questionnaire]. Organizatsionnaya psikhologiya ipsikhologiya truda, 6(1), 97-115. doi: 10.38098/ipran.opwp.2021.18.1.005 Sheinov, V. P., & Devitsyn, A. S. (2021a). Razrabotka nadezhnogo i validnogo oprosnika zavisimosti ot sotsial'nykh setey [Development of a reliable and valid social media addiction questionnaire]. Sistemnaya psikhologiya i sotsiologiya, 2(38), 41-55. doi: 10.25688/2223-6872.2021.38.2.04 Sheinov, V. P., Devitsyn, A. S. (2021b). Trekhfaktornaya model' zavisimosti ot sotsial'nykh setey [Three-factor model of social network addiction]. Rossiyskiy psikhologicheskiy zhurnal, 3, 145-158. doi: 10.21702/rpj.2021.3.10 Sheinov, V. P., & Devitsyn, A. S. (2021v). Faktornaya struktura modeli zavisimosti ot smartfona. Institut psikhologii Rossiyskoy akademii nauk [Factor structure of a model of smartphone addiction]. Sotsial'naya i ekonomicheskaya psikhologiya, 6-3(23), 174-197. doi: 10.38098/ipran.sep_2021_23_3_07

B.n. №eüHoe, H.A. HusoecKux, A.C. ffeeu^m

Sheinov, V. P., & Devitsyn, A. S. (2021g). Lichnostnye korrelyaty zavisimosti ot smartfona zhenshchin i muzhchin [Personality correlates of smartphone addiction in women and men]. Psikhologiya cheloveka v obrazovanii, 3(3), 313-328. Shim, J. Y. (2019). Christian Spirituality and Smartphone Addiction in Adolescents: A Comparison of High-Risk, Potential-Risk, and Normal Control Groups. Journal of Religion and Health, 58, 1272-1285. doi: 10.1007/s10943-018-00751-0 Soldatova, G. U., Chigarkova, S. V., Koshevaya, A. G., & Nikonova, E. Yu. (2022). Daily Activities of Adolescents in Mixed Reality: User Activity and Multitasking. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal - Siberian Journal of Psychology, 83, 20-45. (In Russian). doi: 10.17223/17267080/83/2 Starun, A. R., & Voistinova, G. Kh. (2021). Ispol'zovanie smartfona kak sredstvo po-vysheniya interesa k urokam matematiki [Using a smartphone as a means of increasing interest in mathematics lessons]. Modern Science, 12(4), 192-197. Thomas, K. W., & Kilmann, R. H. (2007). Thomas-Kilmann Conflict Mode Instrument.

Mountain View, CA: Xicom. Veissiere, S. P. L., & Stendel, M. (2018). Hypernatural Monitoring: A Social Rehearsal Account

of Smartphone Addiction. Frontiers in Psychology, 9. doi: 10.3389/fpsyg.2018.00141 Yoo, Ji-Eun, Kim, Sung-Jae, & Hwang, Ji-Ae. (2017). The effect of smartphone usage habits of mothers on aggression and emotional intelligence of young children. Journal of the Korea Academia-Industrial Cooperation Society, 18(1), 325-335. doi: 10.5762/KAIS. 2017.18.1.325

Received 01.12.2022; Revised 11.07.2023;

Accepted 18.08.2023

Viktor P. Sheinov - Professor of the Department of Psychology and Pedagogical Skills, Republican Institute of Higher Education. D. Sc. (Sociol.), Professor. E-mail: [email protected]

Nina A. Nizovskikh - Associate Professor Department of Psychology, Faculty of Pedagogy and Psychology, Vyatka State University. D. Sc. (Psychol.). E-mail: [email protected]

Anton S. Devitsyn - Senior Lecturer of the Web-technologies and computer simulation department, Mechanics and Mathematics Faculty. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.