ДЕТСКИЙ ЖУРНАЛ 20-Х ГГ. - СОЦЗАКАЗ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?
© Белкина Л.Р.*
Снежинский физико-технический институт - Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Снежинск
В настоящей статье рассмотрена проблема раннего этапа становления детской журналистики. Двадцатые годы двадцатого века явились началом становления нового типа детской литературы. Противоречие детского журнала состояло в том, что с одной стороны он явился переделанным с учетом детской психологии подобием литературы для взрослых, с другой, - открыл новую страницу в истории гуманистической детской литературы.
Детский журнал - как часть всей детской литературы - играет значительную роль в жизни каждого ребенка. Он формирует детскую психологию, наполняет сознание образами и мыслями.
Необходимо понять, насколько детский журнал отвечал морально-целевым установкам рассматриваемого периода, был ли он частью соцзака-за или попыткой создания отдельного типа гуманистической литературы?
Для того, чтобы ответить на эти вопросы, мы разберем структуру нескольких детских журналов 20-х гг.: тематику, форму подачи материала, художественное оформление, целевую направленность.
Перед советской детской периодикой была поставлена социальная задача - создать новый тип детских изданий и «оградить детей от тлетворного влияния старой детской книги [4, с. 2].
Две противоположные тенденции детской журналистики на долгие годы определили судьбу многих изданий.
Первая тенденция выражалась в необходимости детской педагогики выполнять социальный заказ - адаптировать применительно к возрасту систему классовых ценностей, опираясь на сформированные В.И. Лениным направления деятельности советской прессы. Воспитательная система, соответствующая организационной структуре детской педагогики, была создана с рождением пионерской организации, которая на многие годы определяла политику государства в отношении детства. Пионерская организация, вплоть до 80-х годов определяла политическую линию в детской журналистике. Эта тенденция наиболее ярко проявилась в московских изданиях 20-х годов: «Юные товарищи», «Юные строители», «Барабан», «Пионер» и ленинградский «Костер».
* Старший преподаватель кафедры Экономики и управления.
Другая тенденция отражала гуманистические традиции русской периодики, ориентацию на интересы детей, их потребности в саморазвитии, самопознании и самовыражении и вызывала у теоретиков коммунистического воспитания большие опасения.
При всей бедности печатного материала, детские журналы поражают блестящим содержанием. Оно кажется очень интересным даже с позиции современного читателя. Исследуя журналы, можно выделить несколько общих составляющих, характеризующих советские детские журналы 20-х гг.
Для начала поговорим о тематике журналов.
Идеологизация - основная черта, определявшая тематику журналов и дававшая общее настроение. Партия и правительство активно управляли сознанием подрастающего поколения, воплощая идеи марксистской теории воспитания нового типа человека. Политика была стилем жизни послереволюционного поколения. На улице, в школе, в магазине ребенок встречался с определенным набором символов и понятий, изменявших его сознание. Вполне естественно, что читая детский журнал, ребенок узнавал эти понятия и усваивал определенные модели поведения. На страницах создавался образ идеального ребенка, юного ленинца и пионера.
Душа ребенка, пережившего на ранних этапах своей жизни, войну, революцию, голод, оказавшегося в среде взрослых проблем и бытовой неустроенности очень ранима. Противоречивость его натуры выражается в том, что частью он остается в своем детском мире со своими детскими наивными понятиями и интересами, а частью живет миром взрослых, по-своему воспринимая его и в нем участвуя.
Зрелость ребенка 20-х гг. прослеживается в специфичности тем и вопросов, задаваемых на страницах детских журналов. В рассказе «Мальчик и Ленин» мы читаем о детях, которые затеяли игру в политическое собрание:
«Скучно без Ленина. Умер. Больше нет Ленина. Придумали в такую игру играть: Лёня будет Ленин, Витя будет Троцкий, а Клава будет Надежда Константиновна. Сперва устроили будто бы собрание. Сели вокруг стола. Остальные ребята слушают. Лёня-Ленин говорит Вите-Троцкому: «Ты первый речь будешь рассказывать». Витя встал, а Клава-Надежда Константиновна спрашивает: «О чем будешь рассказывать?». Троцкий-Витя подумал и говорит: «Буду речь рассказывать про Красную Армию». Тут Клава спрашивает: «А много у Красной Армии оружия?». «Очень много. И пушки есть, и пулеметы, и винтовки». «А кормят хорошо Красную Армию?» - Клава спрашивает. Витя стал рассказывать: «Хорошо кормят, хлебец беленький дают, котлетки тоже бывают и кисели с орешками». «Все, значит, есть у Красной Армии?». «Все. Только вот пальтов нету». Только про пальто заговорили, как Нюша подумала, подумала, и говорит: «Нельзя Лёньке Лениным быть». «Почему это нельзя?». А Нюша свое: «Нельзя ему Лениным быть: он изюминку из каши вытащил». Все дети закричали: «Правда, правда, он
изюмину вытащил!». Лёня красный стал, объясняет: «Вовсе не вытащил, а только попробовал». А Нюша ему: «А Ленин и не пробовал, - все другим отдавал». Все закричали: «Нельзя, нельзя быть Лениным!». Лёня подумал, посидел, вздохнул и сам сказал: «Нет, нельзя мне Лениным быть». Тем игра и кончилась» [3, с. 3].
Политическая направленность проявлялась в структуре журнала. Как известно, первая страница - самая главная в периодическом издании. Что мы видим на первой, следующей после обложки, странице? Обращение редактора, рубрикатор? Нет, чаще всего это политический обзор по внутреннему или внешнему состоянию страны либо статья, посвященная юбилею одного из вождей партии.
В самом журнале поднимались вопросы истории октябрьской революции, гражданской войны и пр. Печатались жизнеописания вождей революции и партийных деятелей: В.И. Ленина, Буденного, К. Ворошилова и пр., позднее - И.В. Сталина. Активно использовались советские лозунги.
Приметы времени отчетливо проступают на страницах детской литературы. Бытовизм - характерная черта журналов 20х гг. Складывается впечатление, что те дети были совсем не беспомощны в хозяйственном плане. Авторы журналов стремились не только развлекать ребенка, но и научить его полезным навыкам. В журналах часто можно встретить очерки о том, как правильно мыть полы, как, не проливая, налить молоко из кувшина в стакан, как безопасно перейти полосу движения автомобилей, как узнавать время по часам, как убирать комнату, как правильно переходить улицу.
Журналы развивали не только умственные способности ребенка, но и его производственные навыки. Умение мастерить, возможность в условиях нищеты и тотального дефицита проявить смекалку и, к примеру, выстругать лыжи - полезные навыки, которых современные дети, к сожалению лишены.
Всевозможные приложения учили делать простейшие поделки из подручных средств: из картошки и веточек - фигурки птиц, из тростинок -лошадок; в рубрике «Сделай сам» в журнале «Чиж» мы встречаем макет воздушного змея; модели для «вырезывания и склеивания» предлагали склеить «Панораму Октябрьской революции», «Дом в горках, где умер Ленин», «Новую деревню», «Мавзолей».
Журналы развивали детское воображение, заставляли ребенка мыслить логически. Постоянные разделы шарад, загадок, ребусов - были популярны и во взрослых изданиях.
Много печаталось рассказов и стихов на тему труда и профессий: о металлургах, машинистах и пр. Государству нужна была рабочая сила. Детей приучали к труду, труд считался почетным, ценились представители физического труда.
Двадцатые - период катастрофического уровня беспризорности и детской смертности. Детские дома, трудовые коммуны и колонии характерная
черта того времени. В одном рассказе мы читаем о том, как школьник отдает беспризорному босому мальчику свои единственные хорошие ботинки. Проникновенный рассказ, далекий от сентиментальностей Лидии Чар-ской, напоминает нам, что есть на свете сострадание, жалость и жертвенность, - хорошие свойства человеческой натуры.
Животный мир - вечная детская тема. В журнале «Воробей» долгое время печатался раздел Виталия Бианки «Лесная газета», позднее определившийся в отдельное издание, великолепное произведение с тонким юмором и вниманием к детскому миру:
«Редакция просит домашних животных и птиц писать о своих делах и нуждах. Если они писать не умеют, пусть диктуют своим хозяевам. Собаки, конечно, будут писать сущую правду. А кошек мы просим по возможности не лгать и не лукавить» [2, с. 31].
Важным инструментом в формировании журнала является художественное оформление журнала. Преодолевая несовершенные полиграфические возможности книгоиздательств, советские художники создавали подлинные шедевры, которые по силе воздействия превосходили порой литературный материал.
Рис. 1
Над созданием неповторимого облика журналов трудились лучшие художники того времени: Б. Антоновский (образ Макара Свирепого), Б. Малаховский (Умная Маша), Н. Радлов (первые отечественные комиксы), Е. Чарушина и В. Курдова (рисунки животных), В. Конашевич и Ю. Васнецов (сказочные персонажи), А. Пахомов, В. Лебедев, Н. Тырса, Б. Семенов, А. Порет, В. Ермолаева, Н. Лапшин, П. Соколов, Л. Юдин, В. Стерлигов и Е. Сафонова и многие другие.
Исследуя журналы, можно выделить набор нескольких визуальных образов, которые переходили из журнала в журнал: советско-пионерская атрибутика (знамя, барабан, звезда, галстук, герб и пр.), изображения техники (самолет, машина, стратостат и т.д.), изображения животных, рабоче-крестьянская тематика (трактор, крестьянин, фабрика, рабочий и т.д.).
Итак, можно с уверенностью говорить о том, что 20-е гг. дали начало развитию гуманистического типа советского детского журнала. Он был, конечно, выразителем эпохи, и более того, мысленным воплощением взрослого человека, однако, журнал печатался искренним вниманием к ребенку, и стремился воспитать и развить в ребенке гражданственность, пусть и с идеологической окраской.
При всей своей перенасыщенности советской идеологией, детская журналистика 20-х гг. явилась образцом гуманизма и сыграла, несомненно, значительную роль в истории детской литературы. Можно по-разному относиться к советской культуре, однако нельзя не признать тот факт, что советский детский журнал развивал в детях умение мыслить, переживать, развивал в них лучшие душевные качества. Почему сейчас при всем изобилии печатных возможностей нет таких же интересных затейливых журналов? Возможно, это связано с тем, что дети стали меньше читать? В таком случае, необходимо привлечь усилия педагогов и психологов к созданию нового детского журнала, с учетом традиций детской литературы, а так же дать возможность этому журналу развиваться, выходить большим тиражом и быть доступным.
Список литературы:
1. Барабан. - 1926. - № 1-3.
2. Воробей. - 1923. - № 1. - С. 31.
3. Искорка. - 1924. - № 3. - С. 4.
4. Красные зори. - 1919. - № 1. - С. 2.
5. Новый Робинзон. - 1925. - № 1, 2.
6. Пионер. - 1924-26. - № 1, 2, 3.
7. Бианки В.В. Очерки, рассказы, статьи, дневники, письма. - Л., 1975.
- Т. 4. - С. 400.
8. Волотова Н. Как создавался «Робинзон» // Жизнь и творчество С.Я. Маршака. - М., 1975. - С. 34-39.
9. Детская журналистика СССР. - Л., 1974. - С. 432.
10. Радлов Н.Э. Рисунок в детском журнале // Детская литература. -1940. - № 4. - С. 18-22.
11. Рахтанов И. «Еж» и «Чиж» // Детская литература. - 1962. - Вып. 2.
- С. 14-18.
12. Холмов М.И. Русская детская журналистика. - Л., 1978. - С. 64.