ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И РЕФОРМИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ fjT
Детский травматизм в Республике Беларусь: стратегия профилактики и пути ее реализации на 2013-2015 годы
Белецкий А.В., Ломать Л.Н.
РНПЦ травматологии и ортопедии, Минск_
Beletsky A.V., Lomat L.N.
Republic Scientific-Practical Center of Traumatology and Orthopedics, Minsk, Belarus
Child injuries in Belarus: prevention strategy and the ways of its implementation in 2013-2015
Резюме. Актуальность профилактики травматизма определяется как медицинскими, так и социально-экономическими аспектами, которые обусловлены высоким уровнем травм и других несчастных случаев, нередко приводящих к инвалидности и смертности. Приведен анализ детского травматизма в Республике Беларусь, предложены стратегия профилактики, основные направления и мероприятия ее реализации. Ключевые слова: детский травматизм, дети, подростки, смертность, заболеваемость, инвалидность, профилактика. Summary. The relevance of injury prevention is determined by the medical and socio-economic aspects. They are caused by a high incidence of injuries and other accidents. They often lead to disability and death. The article presents the analysis of child traumatism in the Repubiic of Belarus. The authors proposed strategy for the prevention of injuries, the main directions and measures of its implementation. Keywords: child injuries, children, adolescents, mortality, morbidity disability, prevention.
Травматизм и насилие являются главными причинами гибели детей во всем мире. Ежегодно от них погибает около миллиона детей в возрасте до 18 лет, в результате травм десятки миллионов нуждаются в специализированной помощи и больничном уходе, нередки случаи инвалидности с последствиями на всю жизнь. Травматизм - причина больших расходов ресурсов не только систем здравоохранения, но и всего общества [1, 2]. Успехи отдельных государств в снижении детской смертности от травм показывают, что многие причины травм и случаи смерти можно предотвратить. Если бы все страны Европейского региона имели показатели, которых достигли передовые страны, то можно было бы предотвратить почти 3 из 4 случаев смерти, а также многие травмы с нелетальным исходом и случаи инвалидности [3-5].
Детский травматизм может быть снижен благодаря организованным совместным усилиям общества, а для этого требуется постоянная поддержка на всех уровнях государственного управления и общества, выделение ресурсов, создание организационно-кадрового потенциала и формирование системы программных целей и принципов, к реализации которых необходимо привлечение многих заинтересованных партнеров. Существует множество фактических данных, свидетельствующих о том, что путь вперед лежит через принятие комплекса различных подходов и конкретных мер: изменение и проектирование окружающей среды, производство безопасной про-
дукции, принятие законодательства, требующего осуществлять эти изменения, просвещение, в котором упор делается на безопасное поведение и важность использования средств и оборудования для его обеспечения, и др.
Травматизм - важная социально-экономическая проблема в связи с его высоким уровнем (большой удельный вес в структуре «груза болезней) и медико-социальными последствиями (инвалидность и смертность). Ежегодно в Республике Беларусь получают травмы более 750 тыс. жителей, из них около 150 тыс., или 20%, - это дети в возрасте до 18 лет [6, 7]. За период с 2001 г. показатели заболеваемости травмами, отравлениями и другими воздействиями внешних причин значительно выросли, одновременно отмечается снижение инвалидности и смертности по этому классу болезней (табл. 1).
Заболеваемость. На протяжении 1990-х гг. и первой половины нынешнего десятилетия показатели детского травматизма имели устойчивую тенденцию роста и наибольшего уровня достигли в 2007 г. - 8719,5 на 100 тыс. детского населения. За период 2001-2011 гг. первичная заболеваемость травмами, отравлениями и другими воздействиями внешних причин выросла на 20,4%, а среднегодовой темп прироста/убыли (СрТ) составил 1,7%.
В структуре первичной заболеваемости травмы, отравления и другие последствия воздействия внешних причин устойчиво занимают второе место: от 5-6% в возрасте от 0 до 18 лет (2011 г. - 4,6%) до
9% в возрасте 10-14 лет и до 10% и более у подростков 15-17 лет.
В течение последнего десятилетия наметились изменения в структуре травматизма по видам (место и обстоятельство травмы), а также по механизмам возникновения, характеру и степени повреждения. Удельный вес дорожно-транспортного травматизма вырос с 1,0 до 1,5%, школьного - с 4,5 до 6,0%, спортивного - с 4,0 до 6,0%. Частота отравлений токсическими веществами, травмами головы и шеи увеличилась более чем в 1,5 раза, число травм живота, нижней части спины, поясничного отдела позвоночника, таза - на 30%, переломов конечностей - на 15% и более.
Самые высокие уровни заболеваемости регистрируются в г. Минске и Моги-левской области. В других регионах показатели ниже республиканского уровня (табл. 2).
В структуре травм, отравлений и других несчастных случаев в детском возрасте 1-е место занимают травмы конечностей (до 70%), из них до 30% составляют переломы костей. На травмы головы и шеи приходится 10-15%, ожоги - 4%, травмы в области живота и спины - 3%, травмы в области грудной клетки - 2%, последствия проникновения инородного тела - 1,5%; отравления и токсические действия других веществ - до 1,0%, травмы, захватывающие несколько областей тела - 0,7%; последствия травм - до 0,5% и др.
По характеру повреждений наиболее частыми являются раны, поверхностные травмы, повреждения сосудов, ушибы
Таблица 1 Показатели травматизма (смертность, заболеваемость, инвалидность) детей и подростков в Республике Беларусь
Год Заболеваемость (на 100 тыс.) Инвалидность (на 10 тыс.), 0-17 лет Смертность (на 100 тыс.)
дети, 0-14 лет подростки, 15-17 лет 0-17 лет дети, 0-14 лет подростки, 15-19 лет 0-17 лет
2001 6958,3 7702,3 7122,6 0,80 23,3 61,3 23,3
2002 7289,5 7327,1 7298,1 0,63 22,1 58,4 22,1
2003 7591,5 8707,2 7853,0 0,80 18,3 52,9 18,3
2004 8066,5 9504,3 8402,3 0,71 19,5 52,2 19,5
2005 8408,9 9059,8 8563,1 0,57 18,7 53,0 23,2
2006 7762,0 9694,7 8209,7 0,78 17,6 53,6 23,4
2007 8104,1 10864,0 8719,5 0,55 16,4 52,1 20,9
2008 7956,3 10738,3 8549,0 0,51 14,4 47,9 18,4
2009 8097,1 10331,4 8573,4 0,46 15,4 42,6 18,0
2010 8184,4 9717,0 8626,2 0,48 14,9 53,2 20,3
2011 8254,4 9960,7 8572,8 0,50 12,2 42,0 15,2
СрТ (%) 1,3% 3,0% 1,7% -5,2% -5,5% -2,8% -2,4%
2011/2001 *100% 118,6% 129,3% 120,4% 62,5% 52,4% 68,5% 65,2%
Таблица 2 Первичная заболеваемость детей (0-17 лет) по классу «Тр последствия воздействия внешних причин» (2001-2011 гг.' )авмы, отравления и некоторые другие I, на 100 тыс. населения
Год Республика Беларусь Брестская область Витебская область Гомельская область Гродненская область Минская область Могилевская область г. Минск
2001 7122,6 4275,2 6296,0 5369,0 7329,7 5669,9 8540,4 13279,5
2002 7298,1 4464,7 5887,5 5616,9 6807,2 5435,8 8940,0 14047,4
2003 7853,0 4917,1 5825,0 6273,2 7012,5 5984,7 9383,1 15230,0
2004 8402,3 5513,9 6063,3 6560,1 7168,8 7047,9 9620,6 16246,9
2005 8563,1 5291,2 6329,9 6825,1 7211,7 7428,7 9117,9 16867,9
2006 8209,7 5166,5 6034,5 6255,4 7234,1 7417,8 9263,5 15446,0
2007 8719,5 6449,4 5993,1 6312,1 7613,3 7552,5 9800,8 16490,0
2008 8549,0 6120,7 5456,0 6882,5 7254,1 7542,1 9262,4 16101,2
2009 8573,4 6009,0 5171,6 6666,5 7711,1 7573,8 8963,9 16134,0
2010 8626,2 5936,5 5050,2 6714,2 8261,6 7483,9 9103,4 16046,4
2011 8572,8 6139,9 4777,2 6847,1 8442,3 7072,2 9202,8 15756,5
СрТ (в %) 1,7 3,5 -2,3 1,9 1,7 2,8 0,3 1,3
2010/2001 *100% 120,4 143,6 75,9 127,5 115,2 124,7 107,8 118,7
Регион/Республика Беларусь *100% 71,6 55,7 79,9 98,5 82,5 107,3 183,8
и размозжения - 50% и более; переломы костей конечностей - 20%; вывихи и растяжения - 10-15%. Реже встречаются внутричерепные травмы - 2-3%; переломы позвоночника и костей черепа - до 1,0%, множественные и сочетанные травмы - до 3,0%, но последние имеют высокий смертельный риск.
По данным ведомственной статистической отчетности, основными видами,
определяющими механизм получения и характер травм, являются бытовые травмы - 50-б0% и уличные травмы - 20-30%, в меньшей степени школьные и спортивные травмы - по 5-6% (уровень которых явно занижен, так как эти травмы неохотно регистрируются учителями и тренерами), транспортные - до 1,5% и прочие - до 5%.
Особенно высокие уровни травм отмечаются среди юношей-подростков
(15-17 лет). Из всех впервые зарегистрированных травм, отравлений и других несчастных случаев почти 70% регистрируются у юношей и только 30% у девушек. В 2011 г. показатель травматизма у девушек (6550,0 на 100 тыс.) был в 2 раза ниже, чем у юношей (13168,5 на 100 тыс.). По всем видам травм показатели были ниже у девушек, за исключением отравлений лекарственными средствами,
Таблица з| Инвалидность детей от последствий травм, отравлений и других воздействий внешних причин в возрасте до 18 лет в Республике Беларусь (2010-2011 гг.), на 10 тыс. населения
Показатель Республика Беларусь Брестская область Витебская область Гомельская область Гродненская область Минская область Моги-левская область г. Минск
2010 г.
Число случаев 85 11 5 20 13 13 10 13
Показатель 0,48 0,38 0,23 0,72 0,62 0,49 0,48 0,43
Удельный вес в структуре, % 2,2 2,3 1,4 4,5 3,6 2,9 3,3 2,2
2011 г.
Число случаев 87 12 9 14 12 18 10 12
Показатель 0,50 0,42 0,43 0,51 0,59 0,69 0,50 0,32
Удельный вес в структуре,% 1,9 2,5 2,9 3,1 3,9 3,6 3,1 1,9
медикаментами и биологическим веществами - 54,7 на 100 тыс. населения, у юношей - 14,4 на 100 тыс. населения.
Инвалидность. Последствия травм и других внешних воздействий в детском возрасте нередко приводят к инвалидности на всю жизнь. В структуре первичной инвалидности в возрасте до 18 лет на последствия травм и других несчастных случаев приходится 2-5% (2011 г. -1,9%). С 2001 по 2011 г. инвалидность снизилась с 0,80 до 0,50 на 10 тыс. детского населения, СрТ составил 5,2% (см. табл. 1).
В 2011 г. самый высокий уровень детской инвалидности в результате травм и внешних воздействий зарегистрирован в Минской области (0,69 на 10 тыс.), а самый низкий - в г. Минске (0,32 на 10 тыс.). Выше республиканского уровня были показатели в Гродненской (0,59) и Гомельской областях (0,51). При высоком уровне детской инвалидности по всем классам болезней в г. Минске регистрируется самый низкий уровень инвалидности в результате последствий травм и других несчастных случаев. Удельный вес этого класса в структуре детской инвалидности колебался от 1,9% в г. Минске до 3,9% в Гродненской области, по республике этот показатель составил 1,9% (табл. 3).
Анализируя уровни инвалидности, наступившей в результате последствий травм, отравлений и других воздействий внешних причин, в зависимости от пола, установлено, что среди мальчиков и юношей ее уровни были в 2 и более раз выше, чем среди девочек и девушек. В течение 2001-2010 гг. уровень инвалидности в результате травм у мальчиков снизился с 1,12 до 0,63 на 10 тыс., а у девочек - с 0,46 до 0,32 на 10 тыс.
На протяжении 2001-2010 гг. детская инвалидность в результате травматизма у городских детей снизилась с 0,74 до 0,45 на 10 тыс., а среди сельских жителей - с 0,95 до 0,58 на 10 тыс. соответствующего детского населения. Кроме того, выявлено, что если уровни детской инвалидности в целом от всех причин не имели больших различий в зависимости от местности проживания (до 2006 г. они были выше у сельских детей, а с 2007 г. наоборот, городские дети чаще становились инвалидами), то динамика показателей детской инвалидности в результате травм была более устойчивой. Дети в сельской местности значительно чаще становились инвалидами, чем городские жители: разница показателей составляла от 26% (2005 г.) до превышения в 2 раза (2008 г.).
Смертность от внешних причин (травм, отравлений и других внешних воздействий) в отличие от других классов болезней характеризуется внезапностью и часто наступает на фоне полного здоровья, что надо учитывать при проведении профилактических мероприятий. В структуре детской смертности травмы занимают ведущее место и составляют более 30% от всех случаев смерти в возрасте до 18 лет, а в возрасте 15-19 лет -76-79%, из которых до 75% приходится на случаи гибели юношей.
В 2001 г. уровень смертности детей (0-17 лет) от внешних причин составлял 23,3 на 100 тыс. Высокие показатели регистрировались до 2005-2006 гг., затем наметилось их снижение во всех возрастных группах, но в 2010 г. за счет числа утонувших показатель снова вырос и составил 20,3 на 100 тыс. В 2011 г. уровень смертности детей от внешних причин сни-
зился и составил 15,2 на 100 тыс. детского населения.
В 2011 г. основными внешними причинами смерти детей и подростков были транспортные травмы - 24,8%, утопления - 16,8%, самоубийства - 12,6%, механические удушения - 12,6%, отравления- 8,0% (в т.ч. алкоголем - 1 случай), падения - 5,7%, вызванные действием дыма и огня - 1,1% и др.
По характеру повреждения основными причинами смерти детей и подростков в 2011 г. были неблагоприятные реакции на химические и биологические вещества -11%, перелом свода и основания черепа -11%, множественные раны и травмы - 9%, внутричерепные травмы - 7%, инородное тело в дыхательных путях - 5%, травмы внутренних органов - 4%, повреждения позвоночника - 2% и др.
По данным Доклада о профилактике детского травматизма в Европе (ВОЗ, 2009) и Европейской базы детализированных данных о смертности (DMDB) [8] Беларусь по уровню смертности (из 47 стран Европейского региона) занимает:
- от отравлений - 2-е место (3,0 на 100 тыс. детей; в странах с высоким уровнем доходов (СВД) этот показатель составляет - 0,2 на 100 тыс. детей);
- в результате падения - 3-е место (1,5 на 100 тыс., в СВД - 0,3 на 100 тыс. детей);
- в результате пожаров (смерть от ожогов) - 3-е место (2,15 на 100 тыс., в СВД - 0,2 на 100 тыс.);
- по причине утопления - 8-е место (4,7 на 100 тыс., в СВД - 0,6 на 100 тыс.);
- в результате ДТП - 9-е место (5,24 на 100 тыс., в СВД - ниже 3,0 на 100 тыс.).
За последние годы в Республике Беларусь значительно изменилось от-
ношение к детскому травматизму и его профилактике. Данная проблема признается чрезвычайно актуальной и воспринимается как обязанность общества. Не вызывает сомнения, что системная профилактика на доказательной основе является более эффективной мерой, чем трактовка травматизма как случайных и неизбежных несчастных случаев, которые можно смягчить только посредством просвещения. При этом сектор здравоохранения играет центральную координирующую роль, осуществляя мониторинг травматизма и его анализ, изучая его причины и механизмы, устанавливая приоритеты и привлекая к участию для выработки планов по профилактике другие секторы.
Однако следует отметить, что до настоящего времени в Беларуси не было четко сформированной стратегии в области профилактики детского травматизма, отсутствовала координация работы в этом направлении среди различных министерств, ведомств и общественных объединений, отсутствовал четко разработанный план мероприятий, направленных на снижение показателей травматизма и совершенствование профилактической работы среди населения по повышению уровня ответственности и информированности родителей по вопросам обеспечения условий для безопасной жизнедеятельности детей.
По инициативе Министерства здравоохранения был разработан проект Стратегии профилактики детского травматизма в Республике Беларусь на 2013-2015 гг., а в соответствии с рекомендациями ВОЗ и при поддержке Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в РНПЦ травматологии и ортопедии подготовлен проект для получения международной технической помощи по профилактике детского травматизма в Республике Беларусь на 2013-2015 гг.
Общая цель Стратегии состоит в снижении уровня детского травматизма, минимизации его последствий и предупреждении осложнений путем выработки долгосрочного приоритетного курса профилактических мероприятий государственного масштаба. Конкретные цели заключаются в развитии в Республике Беларусь действенной специализированной травматологической помощи детям, кадровом обеспечении службы детскими травматологами-ортопедами, разработке и внедрении современных малотравматичных и малоинвазивных технологий лечения детей, разработке стандартов лечения и диагностики травм у детей (клинических протоколов), разработке
металлоконструкций с учетом особенностей детского возраста, а также проведение мероприятий первичной, вторичной и третичной профилактики травматизма, что будет способствовать снижению как уровня травматизма, так и его последствий и осложнений (инвалидности и смертности).
Задачи Стратегии:
- организация и проведение мониторинга показателей детского травматизма в Республике Беларусь (создание автоматизированной базы данных детского травматизма);
- анализ причин детского травматизма, оценка их значимости, изучение опыта европейских стран, добившихся наилучших результатов в борьбе с травматизмом;
- выбор приоритетных направлений и разработка наиболее перспективных профилактических мероприятий с учетом специфики Республики Беларусь и с предварительной оценкой возможных результатов их внедрения;
- разработка и внедрение малотравматичных и малоинвазивных технологий лечения травм у детей;
- создание металлоконструкций с учетом особенностей детского возраста.
- разработка стандартов диагностики, лечения и реабилитации травматических повреждений у детей (клинические и реабилитационные протоколы);
- совершенствование системы обучения детей и лиц молодого возраста основам безопасной жизнедеятельности (школы, училища, колледжи, вузы);
- разработка мер первичной и вторичной профилактики, направленных как на предотвращение самого эпизода травмы, так и на снижение риска травматизма после того, как эпизод произошел;
- реализация профилактических мероприятий через все возможные средства массовой информации и каналы связи (телевидение, радио, печатные СМИ, Интернет и др.).
Приоритетные направления профилактики детского травматизма в Республике Беларусь. В «Европейском докладе о предупреждении детского травматизма» (European report on child injury prevention. - Copenhagen, WHO Regional Office for Europe, 2008) подчеркивается, какой огромный ущерб наносит обществу детский травматизм в Европейском регионе ВОЗ и какой значительный потенциал имеется для предупреждения травм - путем контроля соответствующих факторов риска и снижения уровней их воздействия.
Ведущими причинами смертельных травм как в Европейском регионе, так и в Республике Беларусь являются дорожно-транспортные происшествия, утопления, отравления, падения и пожары.
Дорожно-транспортный травматизм (ДТТ) - это ведущая причина смерти в возрастной группе от 5 до 18 лет, ежегодно в Европейском регионе погибает 15-16 тыс. детей и подростков. В 2011 г. в Беларуси было зарегистрировано 65 случаев смерти детей на дорогах (в 2010 г. - 111).
Повреждения головного мозга и конечностей, обусловленные ДТТ, - нередкая причина инвалидности на всю жизнь. Дети являются наиболее уязвимыми и неопытными участниками дорожного движения. Основные факторы риска - несоблюдение Правил дорожного движения (ПДД), требований безопасности в конструкции дорог, высокая скорость движения, злоупотребление алкоголем и неиспользование индивидуальных средств безопасности.
Эффективные профилактические меры включают соблюдение требований безопасности при строительстве дорог, контроль скорости движения транспорта и борьбу против вождения в нетрезвом виде, использование ремней, шлемов и детских кресел безопасности, устройство велосипедных дорожек и пешеходных зон, над- и подземных переходов.
Утопление - вторая по значимости причина насильственной смерти среди детей в возрасте от 1 до 4 лет и старше в Европейском регионе. В 2011 г. Беларуси зарегистрировано 44 случая (в 2010 г. - 114).
Дети, выжившие после такого несчастного случая, нередко становятся инвалидами в результате повреждения головного мозга, что требует пожизненного обеспечения финансовой поддержки и специального ухода.
Меры с доказанной эффективностью по предупреждению утоплений среди детей включают ликвидацию опасных резервуаров или их оборудование защитными покрытиями, устройство четырехсторонних ограждений вокруг плавательных бассейнов, использование индивидуальных плавательных средств и обучение детей плаванию, экстренное применение реанимационных мероприятий. Для нашей страны по-прежнему актуальным остается оборудование мест купания для населения в летнее время и наличие спасательных пунктов, недопустимость купания в неустановленных местах, ныряние на мелководье.
Отравления. Ежегодно от этой причины в Беларуси погибали от 20 до 70 детей (в 2011 г. - 20). Особую тревогу вызывает тот факт, что в нашей стране регистрируются смерти детей и подростков от употребления алкоголя: до 2006 г. ежегодно регистрировалось от 9 до 16 таких случаев. В последние годы они встречают редко (в 2011 г. - 1 случай).
Отравления детей чаще всего случаются в домашних условиях, и дети особенно подвержены риску, когда опасные вещества хранятся в легко открываемых емкостях или в легко доступных для детей местах. Наиболее частой причиной смертельных отравлений являются лекарства, предметы бытовой химии, пестициды и ядовитые растения.
К эффективным мерам предупреждения отравлений относятся обеспечение безопасных условий окружающей среды и средств защиты, например, использование упаковок, которые детям трудно открыть, безопасное хранение и ограничение доступа к токсическим веществам; аптечный отпуск лекарственных препаратов в количествах, не достигающих смертельных доз, профилактика употребления алкоголя в детском и подростковом возрасте, а также создание центров по борьбе с отравлениями.
Падения также являются довольно частой причиной гибели детей. В Европе в результате падений ежегодно погибают свыше 1500 детей и подростков в возрасте до 20 лет. Еще более распространены случаи несмертельных травм в результате падений, которые нередко являются причиной инвалидности. Как и с остальными типами травм, дети из малообеспеченных семей подвержены более высокому риску.
Эффективными мерами по предупреждению падений с тяжелыми последствиями являются соблюдение техники безопасности при ведении строительства (недопустимость попадания на строительные площадки детей), принятие законов, предусматривающих установку защитных приспособлений на окнах и лестничных проемах, закрытие чердачных помещений, соблюдение стандартов при устройстве игровых площадок, а также осуществление комплексных профилактических программ на местных уровнях.
Ожоги - еще одна нередкая причина гибели детей, часто она связана с безответственным поведением взрослых. В Европейском регионе в 2004 г. было зарегистрировано 1700 случаев смерти детей и подростков в возрасте до 20 лет;
выжившие после ожогов нередко страдают от рубцовых поражений или становятся инвалидами. Ежегодно в Беларуси регистрируется до 10 случаев гибели детей (в 2011 г. - 3 случая).
Смерть и повреждения от ожогов связаны с небезопасными условиями окружающей среды и применением пожароопасных предметов и веществ, особенно дома. Для профилактики ожоговых травм необходимы законы, предусматривающие установку детекторов дыма, ограничение максимальной температуры горячего водоснабжения и соблюдение стандартов для сигаретных зажигалок. Оказание первой помощи и адекватное высококачественное лечение ожогов обеспечивает оптимальные результаты в плане физического и психологического восстановления.
Таким образом, можно отметить, основной причиной травм в детском возрасте в Беларуси, как и в большинстве других стран с высокими показателями травматизма, является отсутствие должного надзора за детьми всех возрастных групп, а также недостаточный и неэффективный уровень профилактической работы среди населения.
Среди причин, способствующих травматизму, можно выделить следующие: гололедица, листопад, неудовлетворительное и травмоопасное асфальтовое покрытие пешеходных территорий, проведение ремонтных работ без достаточных ограждений, нехватка парковочных мест на внутридворовых территориях и, как результат, захламленность дворов, неисправность электропроводки и недостаточная освещенность территорий (дворов, улиц, подъездов, подсобных помещений), плохое состояние лестниц, полов, низкое санитарное состояние квартир, неисправность бытовой техники, отсутствие сноровки в домашней работе и неосторожность, ходьба в местах, не предназначенных для прохода (пустыри, переход дороги в неустановленном месте), хулиганские действия, недостаточный надзор за животными, нарушение ПДД водителями и пешеходами.
Связь стратегии с приоритетными направлениями ВОЗ в области профилактики детского травматизма. Конвенция о правах ребенка, ратифицированная почти всеми правительствами мира, утверждает, что все дети имеют право на безопасные условия жизни и на защиту от травм и насилия [9].
В Конвенции говорится, что институты, службы и учреждения, ответственные за уход за детьми или их защиту, должны
соответствовать установленным нормам, особенно в области безопасности и здравоохранения. Гарантировать обеспечение этих прав повсеместно нелегко, но этого можно добиться согласованными действиями. Дети везде подвержены опасностям и рискам повседневной жизни и уязвимы в отношении травм одних и тех же типов. Однако физическое, социальное, культурное, политическое и экономическое окружение, в котором они живут, сильно варьируется. Таким образом, очень важно их конкретное окружение.
Сохранение жизни детей описывают как «самую неотложную моральную дилемму нового тысячелетия», а в принятой в ноябре 1989 г. Конвенции о правах ребенка утверждается, что каждый ребенок имеет право на наивысший достижимый уровень здоровья и безопасную окружающую среду. Все страны должны принять надлежащие законодательные, административные, социальные и образовательные меры для защиты детей от всех форм травматизма. Конвенция представляет собой мощное выражение коллективной точки зрения на обязанности по отношению к детям, но одной лишь декларации недостаточно - необходимы действия.
Во многих странах доля смертельных случаев из-за травм среди детей от 1 года до 4 лет настолько велика, что если не решить проблему травматизма одновременно с решением проблемы инфекционных заболеваний, то это воспрепятствует достижению четвертой из целей развития тысячелетия - уменьшению детской смертности. Потенциально проблему могут усугубить такие факторы, как глобализация, урбанизация, автомобилизация и экологические изменения (Доклад о профилактике детского травматизма. - ВОЗ, ЮНИСЕФ, 2008).
Проблемой детского травматизма пренебрегали много лет, она и теперь в значительной степени отсутствует во многих проектах по охране здоровья. Всемирная организация здравоохранения, Детский фонд ООН и многие общественные организации намерены повысить статус проблемы детского травматизма и сделать ее приоритетной задачей для здравоохранения и всего сообщества, занимающегося вопросами развития [10-17].
Степень зрелости, интересы и потребности у детей иные, чем у взрослых. В возрасте до 4 лет дети получают травмы, познавая окружающий мир. В возрасте от 5 до 10 лет травмы получают вследствие шалости, неосторожности, в возрасте от 10 до 14 лет - вследствие
борьбы за лидерство. Поэтому стратегии простого воспроизведения профилактики травматизма, которые подходят для взрослых, недостаточны для защиты детей. Как только дети достигают пятилетнего возраста, неумышленные травмы становятся самой большой угрозой их жизни. Травмы являются также основной причиной инвалидности, которая может надолго повлиять на все аспекты детской жизни: отношения с другими людьми, учебу и игры. Доля таких травм наиболее высока среди детей, живущих в бедности, поскольку они в значительно меньшей степени защищены профилактическими мерами, которые доступны другим детям.
В Европейском регионе на преодоление последствий травм ежегодно расходуется огромный объем медико-санитарных и других общественных ресурсов, включая около 5 млн случаев госпитализаций и 70 млн обращений в отделения экстренной медицинской помощи. Мероприятия, направленные на спасение жизней, дают значительный экономический эффект. Так, например, 1 евро, вложенный в различные профилактические меры (детекторы дыма, детские автомобильные кресла безопасности, велосипедные шлемы, организация центров по лечению острых отравлений и ожогов), позволит обществу сэкономить от 7 до 70 и более евро.
Если бы удалось уменьшить смертность во всех странах до уровня стран, имеющих сегодня самые низкие показатели, то это позволило бы предотвратить три из четырех случаев смерти от травматизма в масштабах Европы, в том числе это дало бы возможность сократить вдвое число смертей от дорожно-транспортных происшествий и, возможно, предотвращать девять из десяти смертельных исходов в результате утоплений, отравлений, ожогов и падений.
Центральную роль в профилактике, содействии и исследованиях, а также в уходе за детьми-инвалидами и их реабилитации должны играть министерства здравоохранения. В число других ключевых секторов входят: Министерство образования, Министерство транспорта и коммуникаций, Министерство внутренних дел, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство связи и информатизации и др.
Пути реализации стратегии профилактики детского травматизма в Республике Беларусь. Деятельность по реализации стратегии профилактики травматизма включает три направления:
- научно-исследовательская работа, направленная на совершенствование знаний о детском травматизме, разработка новых медицинских технологий диагностики, лечения и реабилитации детей с травмами и их последствиями;
- практическая деятельность, направленная на развитие в Республике Беларусь специализированной травматологической помощи детям; внедрение новых диагностических, лечебных и реабилитационных технологий; проведение мероприятий первичной, вторичной и третичной профилактики травматизма среди детей и предупреждение его осложнений и последствий;
- распространение соответствующих знаний и информации среди населения, пациентов, обратившихся за помощью (детей и их родителей), медицинского персонала.
Перечень и объем конкретных мероприятий может быть скорректирован в ходе реализации стратегии в целях обеспечения оперативного реагирования на наиболее актуальные проблемы пациентов, удовлетворения информационных потребностей медицинского персонала и минимизации негативных последствий в случае возникновения препятствий для реализации.
Научно-исследовательская деятельность направлена на совершенствование знаний о причинах детского травматизма и смертности от него с анализом основных причин детского травматизма, смертности и инвалидности с целью улучшения исходов лечения пострадавших детей, разработку современных лечебно-диагностических технологий, малоинвазивных и менее травматичных способов лечения и устройств для их осуществления. Наиболее перспективные мероприятия и задания:
- совершенствование системы сбора и учета данных о детском травматизме (создание банка данных), проведение анализа основных внешних причин смерти с целью выработки конкретных рекомендаций по их профилактике, предупреждению осложнений и минимизации последствий;
- разработка и внедрение малоин-вазивных и малотравматичных способов лечения переломов длинных трубчатых костей у детей и металлоконструкций для их осуществления;
- разработка и внедрение способов лечения посттравматических деформаций нижних конечностей у детей и металлоконструкций для их осуществления;
- изучение социально-медицинских аспектов и разработка организационных, профилактических и реабилитационных
мероприятий при вертеброспинальной травме у детей и подростков;
- разработка проекта, направленного на развитие телемедицины в области травматологии и ортопедии, с целью оказания высококвалифицированной помощи специалистам в отдаленных регионах и существенного снижения затрат на ее оказание;
- разработка научно обоснованных предложений по оптимизации специализированной медицинской помощи при деформациях позвоночника у детей (в т.ч. травматического генеза) и прогнозирование потребности в корсетном и оперативном лечении на основании изучения распространенности данной патологии в Республике Беларусь.
Практическая деятельность состоит в дальнейшем развитии в Республике Беларусь специализированной травматологической помощи детям; подготовке высокоспециализированных кадров и обеспечении организаций здравоохранения детскими травматологами-ортопедами, внедрении новых диагностических, лечебных и реабилитационных технологий, а также в проведении мероприятий первичной, вторичной и третичной профилактики травматизма среди детей, предупреждении его осложнений и минимизации последствий, создании республиканской, областных и районных межведомственных комиссий, осуществляющих координацию мероприятий по профилактике травматизма среди детей.
Мероприятия первичной профилактики направлены на предотвращение эпизода травмы. Их необходимо проводить с участием и широкой поддержкой различных министерств и ведомств, средств массовой информации и общественности. Координирующую роль выполняет Министерство здравоохранения. Мероприятия должны включать широкий спектр действий, начиная от законодательных актов и заканчивая пропагандой профилактики травматизма на разных уровнях и разными средствами. Для их действенности и снижения материальных затрат необходимо изучение опыта тех стран ЕС, которые добились наилучших результатов в борьбе с детским травматизмом и его последствиями. Для Беларуси наряду с ДТТ наиболее актуальны:
- снижение смертности и инвалидности от отравлений, падений (кататравма) и термических поражений;
- принятие закона об усилении ответственности за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения;
- обязательное нанесение световоз-вращающих элементов на одежду, кроссовки, ранцы, портфели;
- обустройство улично-дорожной сети: строительство пешеходных и велосипедных дорожек, тротуаров, подземных (надземных) пешеходных переходов, строительство «карманов» автобусных остановок, освещение проезжей части в местах движения несовершеннолетних, установка средств принудительного снижения скорости («лежащий полицейский»), в первую очередь возле учреждений образования, здравоохранения, учреждений спорта и досуга;
- ограждение опасных мест (лестницы, мосты и др.) с целью предупреждения падений;
- исключение проникновения детей на чердаки и крыши зданий;
- ограждение бассейнов;
- создание безопасной упаковки для ядовитых и сильнодействующих веществ, препятствующих их открытию детьми;
- на основе паспортизации разработка и осуществление мер по приведению спортивных сооружений и помещений в соответствие с требованиями их безопасной эксплуатации, укомплектование их необходимым сертифицированным спортивным инвентарем.
Мероприятия вторичной профилактики направлены на сохранение жизни и здоровья травмированных детей, они подразумевают создание системы условий для предоставления высококачественной экстренной травматологической помощи пострадавшим на всей территории Республики Беларусь независимо от места их проживания. Необходима система преемственности, включающая догоспитальное жизнеобеспечение и высококачественную неотложную госпитальную помощь с использованием с специального предназначенного для детей оборудования и медикаментов. Важной составляющей является внедрение современных лечебно-диагностических технологий, малоинвазивных и менее травматичных способов лечения и устройств для их осуществления, а так же разработка протоколов лечения пострадавших. Широкое внедрение детских пассажирских кресел при перевозке детей в автомобилях, внедрение шлемов для велосипедистов и скутеристов, обязательное использование ремней безопасности. Соблюдение ограничений скорости в населенных пунктах. Устройство дымовой пожарной сигнализации и обеспечение огнетушителями многодетных семей и неблагополучных, особенно в частном секторе.
Обеспечение купания детей только в обустроенных водоемах.
Мероприятия третичной профилактики заключаются в реабилитации пострадавших с целью возвращения их к полноценной жизни либо сведению к минимуму инвалидизирующих последствий травмы. На этом этапе необходимо привлечение как реабилитологов, так и целого ряда узких специалистов и в первую очередь психологов. Для улучшения результатов физических и психологических долговременных последствий травм целесообразно создание протоколов (программ) реабилитации. В ряде случаев необходима координация действий со смежными ведомствами по обеспечению долгосрочного ухода.
Информационная работа, обмен опытом и знаниями заключается в распространении соответствующих знаний и информации среди населения, пациентов, обратившихся за помощью (детей и их родителей), медицинского персонала:
- разработка и публикация методических и информационных материалов и брошюр, предназначенных для населения, пациентов и медицинских работников;
- выступление в СМИ (печать, радио, телевидение), создание видеороликов по профилактике детского травматизма у детей и демонстрация их по каналам белорусского телевидения;
- проведение массовых информационно-пропагандистских кампаний по повышению безопасности детей с учетом психофизиологических особенностей различных возрастных групп, включая организацию радио- и телепередач, выпуск целевой литературы и другой печатной продукции по обучению и пропаганде безопасного поведения населения на дорогах, профилактике бытового и спортивного травматизма, безопасного поведения на воде и др.;
- разработка и производство ученических принадлежностей (закладки, расписания уроков, тетради, альбомы для рисования, блокноты и т.д.) на тему безопасного участия детей в дорожном движении и безопасного поведения в быту совместно с министерствами торговли, образования, внутренних дел);
- разработка новых программ (учебников) по основам безопасной жизнедеятельности и внедрение их в учебных заведениях республики;
- принятие мер по повышению качества обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах (начиная с детских дошкольных учреждений). Пересмотреть выделенное в школьной про-
грамме число часов, отведенных на изучение основ безопасного поведения на дороге в сторону его увеличения, вплоть до выделения отдельного предмета. Принять меры по обеспечению учебного процесса справочными и учебными пособиями. Обеспечить развитие и поддержку в каждой школе движения юных инспекторов;
- привлечение администраций местного управления для участия в проводимых кампаниях по профилактике детского травматизма (особенно в летнее и зимнее время, а также во время каникул);
- включение в программы научно-практических конференций и рабочих семинаров для практических врачей вопросов по детскому травматизму;
- подключение местных больниц к сети Интернет. Развитие телемедицины по оказанию консультативной помощи в случаях травм у детей;
- организация обмена информацией и опытом белорусских и зарубежных специалистов, а также проведение стажировок врачей детских травматологов-ортопедов на рабочих местах в ведущих клиниках ближнего и дальнего зарубежья;
- проведение обучающих семинаров по программам, разработанным ВОЗ, -ТЕАОН^Р (Обучение, просвещение и расширение сотрудничества для предупреждения насилия и травматизма в целях сохранения здоровья), с получением сертификата;
- участие белорусских специалистов в международных конференциях, совещаниях, рабочих семинарах, обучающих курсах по вопросам профилактики травматизма.
Ожидаемые результаты и оценка эффективности мероприятий по профилактике детского травматизма в Республике Беларусь. В результате реализации Стратегии профилактики детского травматизма в Республике Беларусь ожидается уменьшение уровня детского травматизма в течение 2012-2015 гг. на 10-15%, смертности от внешних причин - на 10%, выхода на инвалидность -на 5-10%. Будут существенно улучшены эффективность лечения и качество жизни пациентов, снижены финансовые затраты. Достижение поставленной цели будет обеспечиваться путем реализации задач проекта по каждому направлению деятельности:
1. В области научно-исследовательской работы:
- создание базы данных о детском травматизме и совершенствование си-
стемы сбора и учета информации о детском травматизме позволит обеспечить проведение мониторинга и оценку ситуации, выявление приоритетных направлений и разработку наиболее перспективных профилактических мероприятий с учетом особенностей и конкретной специфики регионов Республики Беларусь;
- разработка и внедрение современных малоинвазивных и малотравматичных способов лечения переломов длинных трубчатых костей у детей и металлоконструкций для их осуществления позволит снизить длительность стационарного лечения на 10-15% и уменьшить число нежелательных осложнений в 1,5-2 раза;
- разработка и внедрение способов лечения посттравматических деформаций нижних конечностей у детей и металлоконструкций для их осуществления позволит снизить длительность стационарного лечения на 20-30%, а инвалидность - на 5-10%;
- изучение социально-медицинских аспектов вертеброспинальной травмы у детей и подростков позволит разработать организационные, профилактические и реабилитационные мероприятия при данной патологии, снизить смертность и инвалидность у этой категории пациентов;
- развитие телемедицины в области травматологии и ортопедии позволит обеспечить проведение консультирования высококвалифицированными специалистами в отдаленных регионах в экстренных случаях, что позволит существенно снизить затраты на ее оказание, а также снизить показатели смертности и инвалидности;
- разработка предложений по оптимизации специализированной медицинской помощи при деформациях позвоночника у детей (в т.ч. травматического генеза) позволит значительно улучшить качество жизни этой категории пациентов и снизить инвалидность на 10%.
2. В области практической деятельности:
- развитие и дальнейшая оптимизация деятельности специализированной травматологической помощи детям будут направлены на усиление кадрового потенциала (подготовка высокоспециализированных кадров и обеспечение организаций здравоохранения детскими травматологами-ортопедами);
- развитие материально-технической базы детских травматолого-ортопеди-ческих отделений и обеспечение этих отделений и отделений реанимации и интенсивной терапии необходимым современным медицинским оборудованием,
предназначенным для детей (ИВЛ высокого класса для детей);
- внедрение во всех стационарах, оказывающих хирургическую помощь детям, клинических протоколов диагностики и лечения травм у детей, что позволит сократить длительность стационарного лечения на 20% и уменьшить число нежелательных осложнений в 1,5-2 раза;
- открытие во всех областях реабилитационных коек для лечения детей с последствиями травм, что позволит снизить инвалидность на 5-10%;
- создание республиканской, областных и районных межведомственных комиссий, осуществляющих координацию и контроль проведения мероприятий первичной, вторичной и третичной профилактики травматизма среди детей, предупреждение его осложнений и минимизации последствий.
3. В области информационной работы, обмена опытом и знаниями:
- увеличение числа публикаций и выступлений в СМИ по вопросам профилактики детского травматизма, с учетом психофизиологических особенностей различных возрастных групп, включая организацию радио- и телепередач, выпуск целевой литературы и другой печатной продукции по обучению и пропаганде безопасного поведения на дорогах, профилактике бытового и спортивного травматизма, безопасного поведения на воде и др.;
- проведение 2-3 раза в год массовых информационно-пропагандистских кампаний по повышению безопасности детей и профилактике детского травматизма;
- разработка до 2015 г. новых программ по предмету «Основы безопасной жизнедеятельности» и в 2015 г. выпуск учебников;
- разработка программы по изучению ПДД для различных возрастных групп детей (начиная с дошкольного возраста);
- расширение возможности получения информации медицинскими работниками и обмена опытом работы, включая Интернет, конференции, семинары, стажировки;
- развитие телемедицины: ежегодно с 2013 г. по 2015 г. в каждой области обеспечить подключение к сети не менее 10 районных больниц;
- обеспечение возможности и организация поездок специалистов, занимающихся проблемами профилактики детского травматизма, в ведущие центры ближнего и дальнего зарубежья;
- создание группы заинтересованных медицинских специалистов и партнеров
в области профилактики детского травматизма.
Гарантия и устойчивость проводимых мероприятий будут обеспечены за счет:
- интеграции соответствующих мероприятий в государственную систему здравоохранения Республики Беларусь для построения комплексной системы мониторинга и профилактики детского травматизма на основе деятельности, инициированной в рамках межведомственного взаимодействия;
- взаимодействия и сотрудничества с Представительством Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) и Страновым Бюро ВОЗ в Республике Беларусь;
- распространения знаний о современных методах диагностики, лечения, реабилитации и профилактики травматизма среди медицинских работников, что позволит повысить профессиональную подготовку специалистов и будет способствовать повышению общих стандартов медицинского обслуживания;
- активизации профилактической деятельности: пропаганда здорового образа жизни и безопасного поведения, увеличение публикаций в СМИ, выступлений по радио и на телевидении, проведение информационно-пропагандистских кампаний по повышению безопасности детей и профилактике детского травматизма и др.;
- включения полученных результатов в национальные и международные банки данных и, таким образом, создание основы для продолжения исследовательской работы и сотрудничества с учеными и медицинскими работниками разных стран.
В ходе реализации проекта будет создана рабочая группа в составе национальных экспертов, обеспечивающая консультативную и методическую помощь, а также Наблюдательный совет, в который войдут представители заинтересованных министерств и ведомств, ЮНИСЕФ, ВОЗ, общественных и иных международных организаций. Заседания Совета будут проводиться не реже одного раза в год с целью согласования и своевременного внесения изменений в годовые рабочие планы проекта, мониторинга за ходом его реализации и оценке достигнутых результатов.
Реализация конкретных мероприятий проекта позволит снизить уровень травматизма, инвалидности и смертности вследствие травм у детей в Республике Беларусь, будет способствовать расширению партнерских связей и сотрудничества с Европейским союзом и другими международными организациями, налаживанию обмена опытом и информацией
между странами в рамках резолюции Европейского регионального комитета «Предупреждение травматизма в Европейском регионе».
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Доклад о профилактике детского травматизма в Европе. - Копенгаген: ВОЗ, 2009. - 98 с.
2. Всемирный доклад о профилактике детского травматизма. - ВОЗ, ЮНИСЕФ, 2008. - 40 с.
3. Европейский план действий «Окружающая среда и здоровье детей (ЕОСЗД)» [Электронный ресурс]. - 2002. - Режим доступа: http://www.euro.who.
4. Европейская стратегия «Здоровье и развитие детей и подростков» [Электронный ресурс]. - 2005. -Режим доступа: http://www.euro.who.
5. Прогресс в области предупреждения травматиз-
ма в Европейсоки регионе ВОЗ. - ВОЗ, 2010. - 49 с.
6. Здравоохранение в Республике Беларусь: офиц. стат. сб. за 2011 г. - Минск: ГУ РНМБ, 2012. - 308 с.
7. Смертность населения Республики Беларусь по отдельным нозологиям: офиц. стат. сб. за 20102011 гг. - Минск: ГУ РНМБ, 2012. - 232 с.
8. Европейская база детализированных данных о смертности [Электронный ресурс]. - 2008. -Режим доступа: http://www.euro.who.
9. Конвенция о правах ребенка. - Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1989 г. (A/RES/44/25) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: un.org/russian/documen/convents/childcon.htm.
10. Здоровье для всех в 21-м столетии. Европейская серия по достижению здоровья для всех ,№ 6. - Копенгаген: Европейское региональное бюро ВОЗ, 1998. - 310 с.
11. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций. - Нью-Йорк: ООН, 2000.
12. Европейская стратегия «Здоровье и развитие де-
тей и подростков». - Копенгаген: Европейское региональное бюро ВОЗ, 2005.
13. Резолюция Всемирной ассамблеи здравоохранения ВАЗ49.25 о предупреждении насилия: приоритет для общественного здравоохранения. - Женева: ВОЗ, 1996.
14. Резолюция Всемирной ассамблеи здравоохранения ВАЗ50.19 о предупреждении насилия. - Женева: ВОЗ, 1997.
15. Резолюция Всемирной ассамблеи здравоохранения ВАЗ56.24 «Выполнение рекомендаций, содержащихся в Докладе о насилии и здоровье в мире». - Женева: ВОЗ, 2003.
16. Резолюция Всемирной ассамблеи здравоохранения ВАЗ57.10 «Дорожная безопасность и здоровье». - Женева: ВОЗ, 2004.
17. Резолюция Европейского регионального комитета ВОЗ EUR/RC55/R9 «Предупреждение травматизма в Европейском регионе ВОЗ». - Копенгаген: Европейское региональное бюро ВОЗ, 2005.
Поступила 01.04.2013 г.
ВНИМАНИЮ АВТОРОВ!
Многие даже хорошие идеи и технологии остаются незамеченными и невостребованными научным сообществом и здравоохранением, если не приложить усилий к их продвижению.
Издательство «ЮпокомИнфоМед» в дополнение к публикации в журнале «Медицинские новости» (издается с 1995 г.) теперь имеет возможность, используя широкий круг самых современных внутренних и внешних информационных ресурсов, предложить Вам комплексную и многоступенчатую услугу по продвижению Ваших идей, технологий, клинического опыта, и наконец, себя как ученого или практика.
1-й этап. Публикация Вашей статьи в рецензируемом журнале «Медицинские новости», который входит в перечень научных периодических изданий, утвержденный ВАК Беларуси (в течение 2-4 мес. со дня поступления статьи в редакцию).
2-й этап. Публикация этой же статьи в электронном журнале «Международные обзоры: клиническая практика и здоровье» (при этом предоставляется возможность дополнительного размещения мультимедийных материалов: цветных иллюстраций, слайд-шоу, видеоматериалов, звука).
3-й этап. Размещение полного текста опубликованной статьи на сайте mednovosti.by в разделе «Архив МН» и (или) с анонсом в рубрике «Новости» на главной странице сайта (посещаемость сайта - более 190000 в месяц из 114 стран мира).
4-й этап. Опубликованная в МН статья размещается в базе данных Научной электронной библиотеки eLIBRARY.ru (Москва), что способствует повышению Вашей цитируемости.
5-й этап. Размещение краткой информации об авторе(ах) и их фото рядом с публикуемой статьей и (или) на сайте mednovosti.by в рубрике «Наши авторы».
6-й этап. Размещение расширенной информации (презентации) об авторе (д.м.н., профессоре, заведующем кафедрой, руководителе учреждения здравоохранения) в рубриках «Наши постоянные авторы» (после 3 публикаций в журнале) и «Юбилеи».
7-й этап. Электронная рассылка pdf-версии статьи, опубликованной в наших журналах, согласно реестру адресов, предоставленному заказчиком.
8-й этап. Изготовление необходимого тиража репринта статьи, опубликованной в наших журналах.
Воспользуйтесь возможностями наших информационных технологий и информационных ресурсов -
и Вы обеспечите себе повышение цитируемости, «узнаваемость» у зарубежных и отечественных коллег «заметность» в интернете!
Подробнее о возможностях и стоимости услуг по продвижению - на сайте www. mednovosti.by.
Внимание! При заключении долгосрочных договоров с научными учреждениями предоставляются существенные скидки.
Справки по тел.: (+375) 327-07-54; 226-03-95.