Научная статья на тему 'Детский литературно-художественный журнал «Мурзилка» как феномен отечественной культуры (к 1003летию создания «Мурзилки»)'

Детский литературно-художественный журнал «Мурзилка» как феномен отечественной культуры (к 1003летию создания «Мурзилки») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
целевая аудитория / информационное сопровождение / скауты / пионерская организация / октябрята / социализация / инкультурация / идеология / военно-патриотическое воспитание / ценности / target audience / information support / scouts / pioneer organization / Little Octobrists / socialization / enculturation / ideology / military-patriotic education / values

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Коханая Ольга Евгеньевна

Автором выделены основные этапы становления, развития и функционирования журнала «Мурзилка» как феномена отечественной детской периодики на протяжении 100 лет в тесной его взаимосвязи с развитием детско-юношеских общественных движений в России. Автор определил момент зарождения идеи журнала с появлением в 1887 г. в отечественной детской периодике сказочного персонажа по имени Мурзилка. Рассмотрено воздействие идей и концепции, модели функционирования скаутского движения до Октябрьской революции на становление системы информационного сопровождения посредством детской литературы и периодики пионерской организации В. И. Ленина в советский период, появление журнала «Мурзилка» в мае 1924 г. Выявлены основные функциональные потребности в воспитании советских детей от 6 до 12 лет: патриотическое воспитание и ценностное становление творческой, активной жизненной позиции юных читателей во имя построения социализма, победы нашей страны в Великой Отечественной войне. Следом за 30-летием «золотого века» журнала «Мурзилка» с его самыми большими тиражами в мире с развалом СССР в 1991 г. выделен постсоветский период существования и «выживания» журнала «Мурзилка» и, наконец, новейший этап функционирования (2000-е гг. — по настоящее время). В XXI в. кроме традиционных печатных изданий определился переход на электронные носители и интернет-версии. В современной отечественной детской журналистике журнал «Мурзилка» исполняет воспитательные, познавательные, ценностные, эстетические, коммуникативные функции. Сделан вывод, что при недостаточном количестве качественных по наполнению детских периодических изданий особое внимание и поддержку государство должно уделять отечественным периодическим изданиям, имеющим традиции по приобщению детей к культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Коханая Ольга Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDREN’S LITERARY AND ARTISTIC MAGAZINE “MURZILKA” AS A PHENOMENON OF NATIONAL CULTURE (ON THE CENTENIAL OF THE CREATION OF “MURZILKA”)

The author highlights the main stages of the formation, development and functioning of the magazine “Murzilka” as a phenomenon of domestic children’s periodicals for a hundred years in its close relationship with the development of children’s and youth social movements in Russia. The author identified the moment of the origin of the idea of the magazine with the appearance of the fairy/tale character Murzilka in the national children’s periodicals in 1887. The author con/ siders the influence of ideas, concepts, and the model of functioning of the scout movement before the October Revolution on the formation of an information support system through children’s li/ terature and periodicals of the V.I. Lenin Pioneer Organization in the Soviet period, and also on the appearance of the magazine “Murzilka” in May 1924. The main functional needs in the upbrin/ ging of Soviet children from 6 to 12 are identified: patriotic education and the development of val/ ues of a creative, active life position of young readers in the name of building socialism, the victo/ ry of our country in the Great Patriotic War. Following the thirtieth anniversary of the “golden age” of the Murzilka magazine, with its largest circulation in the world, after the collapse of the USSR in 1991, the author highlights the post/Soviet period of existence and “survival” of the Murzilka magazine and, finally, the newest stage of functioning (2000s — to the present). In the 21st century, in addition to traditional prin/ ted publications, there has been a transition to electronic media and Internet versions. In modern national children’s journalism, the magazine “Murzilka” performs educational, cognitive, value, aesthetic, and communicative functions. It is concluded that, given the insufficient number of high/ quality children’s periodicals, the state should pay special attention and support to national pe/ riodicals that have traditions of introducing children to culture.

Текст научной работы на тему «Детский литературно-художественный журнал «Мурзилка» как феномен отечественной культуры (к 1003летию создания «Мурзилки»)»

КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО

йО!: 10.17805^ри.2024.1.15

Детский литературно-художественный журнал «Мурзилка» как феномен отечественной культуры (к 100-летию создания «Мурзилки»)

О. Е. Коханая

Московский гуманитарный университет

Автором выделены основные этапы становления, развития и функционирования журнала «Мурзилка» как феномена отечественной детской периодики на протяжении 100 лет в тесной его взаимосвязи с развитием детско-юношеских общественных движений в России.

Автор определил момент зарождения идеи журнала с появлением в 1887 г. в отечественной детской периодике сказочного персонажа по имени Мурзилка. Рассмотрено воздействие идей и концепции, модели функционирования скаутского движения до Октябрьской революции на становление системы информационного сопровождения посредством детской литературы и периодики пионерской организации В. И. Ленина в советский период, появление журнала «Мурзилка» в мае 1924 г. Выявлены основные функциональные потребности в воспитании советских детей от 6 до 12 лет: патриотическое воспитание и ценностное становление творческой, активной жизненной позиции юных читателей во имя построения социализма, победы нашей страны в Великой Отечественной войне.

Следом за 30-летием «золотого века» журнала «Мурзилка» с его самыми большими тиражами в мире с развалом СССР в 1991 г. выделен постсоветский период существования и «выживания» журнала «Мурзилка» и, наконец, новейший этап функционирования (2000-е гг. — по настоящее время). В XXI в. кроме традиционных печатных изданий определился переход на электронные носители и интернет-версии. В современной отечественной детской журналистике журнал «Мурзилка» исполняет воспитательные, познавательные, ценностные, эстетические, коммуникативные функции. Сделан вывод, что при недостаточном количестве качественных по наполнению детских периодических изданий особое внимание и поддержку государство должно уделять отечественным периодическим изданиям, имеющим традиции по приобщению детей к культуре.

Ключевые слова: целевая аудитория; информационное сопровождение; скауты; пионерская организация; октябрята; социализация; инкультурация; идеология; военно-патриотическое воспитание; ценности

ВВЕДЕНИЕ

В истории культуры, истории страны проходят годы, десятилетия, века. Созданные поколениями наших соотечественников традиции, ценности на каких-то этапах жизнедеятельности, жизнетворчества вдруг обесцениваются, затем так же неожиданно становятся особенно значимыми, важными, доминирующими. К ним

с удивлением и даже растерянностью поворачиваются вновь лицом новые поколения: так все это у нас уже было?! Как же возродить, воскресить утраченное родное? Наверное, прежде всего сохраняя коллективную память, восстанавливая культурную самоидентичность, бережно анализируя открытия и достижения, которые приводили нашу страну к самым неожиданным для друзей и врагов, да и подчас и для самих себя, победам.

Одна из этих побед — создание на заре советской власти на руинах погрязшей в революциях и Гражданской войне еще недавно великой Российской империи системного, планомерного, массового воспитания человека новой формации, детей Октябрьской революции, несшей «справедливость, равенство, братство» на просторы нашей необъятной, многонациональной Родины, создание на уровне государства педагогической программы воспитания новых поколений средствами литературы, искусства, журналистики. Система была выстроена с учетом всех возрастных категорий детей, подростков и юношества посредством эффективного функционирования дошкольных, школьных, внешкольных учреждений образования, очагов культуры и искусства, средств массовой информации под эгидой государства, являлась фактором воспитания, формирования ценностных ориентиров подрастающих поколений в СССР (Коханая, 2009: 109).

Одному из таких механизмов социализации, инкультурации и ценностного становления личности советского, затем российского ребенка от 6 до 12 лет 16 мая 2024 г. исполняется 100 лет! А он все так же жив, молод и прекрасен и идет в ногу со временем! Это популярный детский литературно-художественный журнал «Мурзилка», который уже в 2012 г. попал в Книгу рекордов Гиннесса как журнал для детей с самым длительным сроком издания.

ЖУРНАЛ «МУРЗИЛКА»: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И СПЕЦИФИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Надо отметить, что начало отечественным изданиям для юного читателя положил русский просветитель Николай Иванович Новиков, создав в 1785 г. журнал «Детское чтение для сердца и разума». По мнению Новикова, детский журнал «должен был служить сердцу и разуму, воспитывать добрых граждан. Издание носило энциклопедический характер: печатались научные статьи, авторы рассказывали о явлениях природы. Просветительские функции определили характер издания» (Булгакова, Гаврин, 2010: 55).

Чтение, способное воздействовать на формирование художественного и литературного вкуса юного читателя, имеет огромное значение в жизни детей, гораздо большее, чем в жизни взрослых. Знания, полученные в детстве, остаются в памяти надолго, влияют на дальнейшее развитие личности, формируют ее мировоззрение, интересы и потребности. Детские журналы предлагают не только разнообразное чтение, но и активно используют игровые формы подачи информации; определенная нравственная концепция журнала закрепляет у читателя комплекс взглядов, вкусов, пристрастий. Ребенок, привыкший с детства получать и читать свой журнал, став взрослым, обретает потребность регулярно иметь пищу «для сердца и разума», что во многом определяет его гражданское лицо.

Отечественный журнал «Мурзилка» является долгожителем и вот уже 100 лет воспитывает детей. «Мурзилка» прошел не один исторический этап: от советского общесоюзного массового ежемесячного русскоязычного литературно-художест-

венного журнала для «октябрят» до российского ежемесячного популярного литературно-художественного журнала для детей 6-12 лет. На разных исторических этапах не раз менялись его функциональные приоритеты, но важно то, что редакции удалось сохранить журнал на целый век!

Рассматривая длительную историю становления детского журнала «Мурзилка», можно обнаружить много занимательного и поучительного, но чтобы узнать о создании его, придется перенестись в XIX в. и вообще, как ни странно, — в Америку.

Такой непопулярный жанр в России, как комиксы, веселые рисованные истории, рассказы в картинках, стал набирать популярность в Америке во второй половине XIX в. Журнал «The San Francisco Examiner» опубликовал первый американский комикс под названием «Медвежонок и тигр». Следом за ним стал пользоваться популярностью комикс «Yellowkid» про маленького мальчика из Китая, который прибыл в Америку в поисках приключений.

Канадский художник Палмер Кокс был одним из тех, кто поддерживал эти новации: он придумал серии рисунков, героями которых стали крохотные сказочные домовые, они всегда попадали в необыкновенные приключения. Домовые Кокса были мужчинами маленького роста, которые вместе совершали свои проделки. Каждый герой имел свой особый внешний вид: например, домовой Чолли Бутонни-ер носил цилиндр и монокль, другой домовой был одет как классический китайский крестьянин, еще один представал перед читателями как вождь индейского племени в боевом облачении. Тексты Кокса к иллюстрациям (Палмер Кокс ... : Электронный ресурс) были непрофессиональными, так как художник сочинял их сам. Палмер Кокс в своих комиксах называл лесной народ — брауни. Брауни — это ближайшие родственники домовых. Они с коричневыми волосами и ярко-голубыми глазами. Благодаря детской писательнице Анне Хвольсон в 1887 г. на страницах российского детского журнала «Задушевное слово» появились маленькие лесные человечки и новый текст Анны Хвольсон к картинкам Кокса. Анна Хвольсон по-своему интерпретировала идею Кокса о лесных человечках и превратила их в эльфов. Эльфы ведут подвижный образ жизни: всегда путешествуют не только по суше, но и по морю. Но, несмотря на их активный образ жизни, заметить эльфов невооруженным глазом невозможно.

Среди лесного народа у Анны Хвольсон попадаются такие персонажи, как доктор Мазь-Перемазь, Шиворот-Навыворот, Незнайка, Знайка и Мурзилка. Мур-зилка оказался самым обаятельным героем. Он всегда хвастается своими приключениями. Так Чолли Бутонниер, которого придумал Кокс, в России превратился в обаятельного Мурзилку. Внешность самого первого Мурзилки от Мурзилки современного отличалась кардинально. Палмер Кокс нарисовал его одетого во фрак, на голове его был цилиндр, в руках трость, а в глазу монокль. Через два года появилась уже отдельная книга «Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных человечков в 27 рассказах А. Хвольсон с 182 рисунками Кокса». Сказки о Мурзилке снискали такую популярность у детворы, что публиковались в журнале «Задушевное слово» (Курий, 2015: Электронный ресурс) до 1915 г., сочиняемые уже не А. Хвольсон, а новым литератором, работавшим в журнале на постоянной основе, Сигизмундом Феликсовичем Либровичем.

К 1917 г. в Российской империи существовала централизованная и широко разветвленная сеть детских скаутских организаций, деятельность которых, кстати,

поддерживал сам император Николай II. У скаутов были свои печатные издания, призванные обслуживать не отдельных читателей, а целую организацию. Предназначенные юным читателям газеты, журналы, книги, брошюры, будучи неотъемлемой частью детского общественного движения скаутов, имели точную идейную и военно-патриотическую направленность. Естественно, после революции советской властью в 1919 г. было принято решение о роспуске скаутских отрядов. Уже тогда стала ощущаться необходимость в централизованной организации для работы с детьми нового идеологического толка. Идею создать детскую организацию на основе скаутских методов работы выдвинула Надежда Константиновна Крупская. Так возникла Всесоюзная пионерская организация В. И. Ленина, и очевидно, истоки пионерского движения лежат в скаутской детской организации, исторический опыт функционирования скаутских СМИ был проанализирован и использован при формировании информационного сопровождения единого детского общественного движения молодой страны победившего пролетариата.

Централизованная сеть детских средств массовой информации в советскую эпоху сопровождает деятельность Всесоюзной пионерской организации В. И. Ленина, которая является массовой самодеятельной коммунистической организацией детей и подростков в возрасте 10-15 лет. Коммунистическое воспитание пионеров комсомол проводит в тесном единстве со школой, в содружестве с семьей, совместно с профсоюзными, творческими, спортивно-оборонными и другими общественными организациями и государственными учреждениями (Ващенко, 2007).

Центральными органами Всесоюзной пионерской организации становятся литературные журналы: для подростков — «Пионер» и «Костер», для дошкольников и младших школьников — «Мурзилка», методический журнал «Вожатый», журналы по интересам «Юный художник», «Юный техник», «Юный натуралист». Каждая союзная республика имела свою печать для детей наряду с центральными периодическими изданиями (Головин, Коханая, 2018: 138-139). Так был дан старт новой молодой ветви советской журналистики, которая со временем стала мощным источником информирования, воспитания и организации коллективной общественно полезной деятельности ее самых юных граждан (там же: 133).

Вместо дореволюционного журнала для маленьких «Задушевное слово» появилась «Рабочая газета» и детское приложение к ней — журнал «Мурзилка»: 16 мая 1924 г. считается Днем рождения этого замечательного детского периодического издания.

Характерной особенностью детских СМИ Страны Советов сразу стало доминирование среди прочих идеологической функции, которая, с одной стороны, была объективно обусловлена исторической ситуацией, изменением читательских запросов, а с другой — задана требованием ленинской концепции партийности литературы. Детская литература и журналистика для детей теперь воспринимались как механизм внедрения в сознание юного гражданина советской страны партийно-государственных ценностей, как средство по воспитанию «нового» человека. (Коханая, 2009: 109). Советские детские СМИ по-прежнему учитывали психологию возраста своих читателей, слушателей, зрителей, искали свой новационный стиль, оригинальные формы подачи материалов, психологические подходы к детям новой страны, при этом детские СМИ являлись важнейшим звеном в системе всей партийно-комсомольской печати и должны были отвечать целям и задачам коммунистического воспитания. Заметим — не просто нравственного воспитания «добрых

граждан», как это формулировал прародитель отечественной журналистики для детей Н. И. Новиков, а воспитания граждан с коммунистическим мировоззрением, готовых с детских лет участвовать — по мере сил — в строительстве социализма. На смену «деток с бантами» пришел новый, до сих пор неизвестный, пролетарский ребенок-читатель, устремленный в будущее, осуществляющий под эгидой созданной в 1922 г. пионерской организации строительство будущего Страны Советов (там же: 121).

Делать журнал «Мурзилка» продолжили те же люди, что и до революции. Они любили свою работу, хотели и умели писать для детей, но именно в период появления журнала советские ученые-педологи объявили один из главных жанров общения с детьми — сказку — буржуазным пережитком (Яновская, 1923). В изданной в 1925 г. книге Эсфири Владимировны Яновской «Нужна ли сказка пролетарскому ребенку?» сказки были признаны «идеологической диверсией», якобы они уводили ребенка из мира тяжелых будней, а его необходимо погрузить в эти будни, в сложности переживаемого периода, например в жизнь беспризорников, затем — детей и подростков, помогающих взрослым восстанавливать страну. Был брошен призыв заменить эту «примитивную форму искусства произведениями с реальной фабулой, облеченной в форму красной романтики» (Яновская, 1925: 14). Повсеместная опала на сказку длилась до середины 1930-х гг.

Многим детским авторам пришлось трудно в ту пору. Чтобы продолжить писать для детей после революции, они писали в других жанрах или переключались на другие темы. Так, например, Алексею Федорову-Давыдову, прежде писавшему поэтические сказания на основании сюжетов народных сказок, пришлось перейти к жанру рассказа, построенного на бытовом эпизоде. Писательница Ал. Алтаев (литературный псевдоним Маргариты Владимировны Ямщиковой) стала писать биографии деятелей русской культуры.

Детская литература способна своими специфическими средствами влиять на формирование и углубление ценностного отношения к уникальности человеческой личности, к природе, культуре, обществу. Мы выделяем четыре вида ценностей, значимых при становлении индивида, а затем и его самоопределении: социальные, духовные, эстетические, этические (Коханая, 2008: 70). Так вот на данном этапе рождения нового государства социальные ценности были превыше всего: строилось новое, невиданное ранее социальное устройство общества. И здесь без творческих взлетов и креативных решений никак!

С появлением пионерской организации дети сразу стали принимать активное участие в деятельности детских журналов в качестве авторов, рассказы, стихотворения, песни которых появлялись на страницах журналов. И «Мурзилка» не стал исключением. Так журнал смело взял на себя и коммуникативно-творческую функцию, функцию творческого освоения действительности пролетарскими детьми.

В 1920-1930-е гг. перед редакцией журнала стояли три главные задачи.

1. «Мурзилка» отразит в себе ребячье житье-бытье и природу.

2. «Мурзилка» покажет, как ребята должны работать сообща, чтобы им весело было от работы.

3. «Мурзилка дает ребятам много таких картин в красках, которые можно будет резать в полное их удовольствие, а потом нарезанное склеивать, чтобы у ребят получились всякие вещи (Петрушкова, Малышенко, 2020: Электронный ресурс).

Из-за перманентных изменений во власти и в связи с различными запретами, в том числе запретом на сказки и на сказочных героев, как, впрочем, и на исторический жанр, и на зарубежную литературу, естественно, появились проблемы с образом Мурзилки. Оставить его сказочным персонажем во фраке и с моноклем было нельзя: как мы помним, он еще и родом из Америки. Идея спасения героя Мурзилки пришла в голову сотруднику редакции, уже вышеупомянутому писателю Алексею Федорову-Давыдову. Он предложил трансформировать Мур-зилку, а именно превратить его в безродную белую дворнягу, «лохматую и шершавую».

Художник Константин Ротов осуществил задумку Федорова-Давыдова и нарисовал нового героя: Мурзилку-дворнягу. Никакого фрака и цилиндра, а просто крестьянский беспородный пес, у которого одно ухо висело, другое — стояло торчком: так выглядел Мурзилка на обложке первого номера 1924 г. Так до 1937 г. большой лохматый пес Мурзилка вместе со своим другом, мальчиком Петей, встречался с беспризорниками, с пионерами, спал в клетке с белым медведем, чуть не погиб под ножом профессора медицины и проч. И только в 1937 г. произошел ребрендинг (как бы мы сказали сейчас) данного художественного образа, и он, благодаря талантливейшему художнику Аминадаву Каневскому, превратился вновь в сказочное существо, мягкое, желтое и пушистое, с фотоаппаратом наперевес, в красном берете и полосатом шарфике. В июльском номере вышло «Экстренное сообщение»: «Наконец-то нашелся Мурзилка! Его поймал художник Каневский и притащил в редакцию. Посмотри на обложку — там ты увидишь Мур-зилкин портрет. Мурзилка ничего не успел еще рассказать о себе, он очень устал с дороги. Но в следующих номерах ты увидишь разные приключения удивительного существа — Мурзилки» (Экстренное ... , 1937: 2). Наконец, Мурзилка перестал быть животным, но и очеловечился не полностью. Теперь он представал перед читателями пушистым желтым сказочным героем, и в этом образе Мурзилка дошел и до наших дней1.

В 1930-е гг. с укреплением позиций пионерского движения отпала необходимость «увлекать» неорганизованных детей в ряды пионерской организации (Леонтьева, 2006: 63), детская пресса стала развиваться по двум основным гносеологическим и идеологическим направлениям, имеющим воспитательную сущность. С одной стороны, это художественные тексты, отражающие современную жизнь советских детей, где главные герои явно или по сути являлись пионерами. Другая ветвь развития детской прессы советского периода — это литература, адресованная пионерской организации, в ней аккумулировалась пионерская тематика в узком смысле слова (атрибутика, символика, ритуалистика), а также идеологические ценности пионерской организации. Иначе говоря, презентативные составляющие организации реализовались через пионерскую периодику (там же: 68), в «Мурзил-ке» детей младших классов, октябрят, готовили к вступлению в пионеры. Также одной из отличительных особенностей журнала в советский период являлись многочисленные публикации литераторов различных национальностей нашей страны, представителей союзных и автономных республик СССР. Интернациональное единство, как и любовь к нашей огромной многонациональной стране (вспомним, основной девиз пионерии: «Моя Родина СССР»), представлялись детям как неоспоримые ценности и, естественно, несли на себе воспитательную нагрузку. Не только в советский период, но и позднее в журнале ярко прорисовывалась воспи-

тательная функция, реализуемая, впрочем, без навязчивой назидательности и морализаторства, в основном через образность художественной литературы и художественной иллюстрации, т. е. эстетическая функция искусства была тесно переплетена с функцией воспитательной, несомненно, доминирующей в деятельности «Мурзилки», как и всех традиционных отечественных средств массовой информации для детей, подростков и юношества.

Самым удивительным было то, что в очевидно политизированном издании его сказочный герой Мурзилка оказался единственным далеким от политики элементом. Среди рассказов о Ленине, об отрядах юных ленинцев, портретов вождей Мурзилка встречал Ивана Дмитриевича Папанина, известного советского исследователя Арктики, а в новогодних номерах — стоял под елкой. Правда, надо подметить, в 1939 г., когда редакция половину одного номера посвятила главе партии И. В. Сталину по случаю его 60-летия, Мурзилки на страницах журнала не было.

В 1941 г. мирное время закончилось, началась война. Объявление о войне было опубликовано в июльском номере, его написал генерал-лейтенант Г. Ф. Морозов: «22 июня фашистская Германия напала на священные границы нашей Родины... Нападая из-за угла, без объявления войны, кровавый правитель Германии Гитлер захотел попробовать свою силу на нас. Пусть пробует. У нас сила большая!» (Морозов, 1941: 3).

Как и всей стране, редакции журнала было нелегко в военное время, но все же она не прекратила свою работу и продолжала издавать журнал. Некоторые изменения все же были. Так, в 1941 г. после седьмого номера вышел всего один номер, сдвоенный, №8-9: больше в этот год «Мурзилка» не выходил. В 1942 г. все выпуски журнала были сдвоенные. В военные годы «Мурзилка» выходил по мере возможностей, то сдвоенными, то одинарными номерами. Тираж журнала упал с 250 тыс. до 100 тыс. экземпляров. Нетрудно представить, с какой отдачей работала редакция.

С 1941 по 1945 г. журнал функционировал как площадка для поднятия патриотического духа детей, мотивировал к труду. В годы войны «Мурзилка» призывал «октябрят» убирать вместе с взрослыми урожай, становиться связистами, выполнять домашние обязанности наряду с матерями, ухаживать за младшими братьями и сестренками и проч. На протяжении всей войны редакция опубликовывала письма детей, новости с фронта и даже просила помощи у ребят для Красной армии. Все призывы о помощи работали, и дети помогали чем могли, не раз появлялись заметки о том, что дети собрали или заработали в колхозе деньги, зерно и различное продовольствие. Самым ярким был материал о собранных 300 тыс. рублей учащимися трех школ Муравлянского района Рязанской области.

Ключевым событием для юных читателей в 1945 г. стала Победа нашей страны в Великой Отечественной войне: 9 мая был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. Со стороны Советского Союза этот документ подписал Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков. С этой подписью в стране началась эпоха послевоенного строительства. Восстанавливали и отстраивали города еще долго, но самое главное, что наступил мир. И долго на обложках и страницах журнала «Мурзилка» появлялись герои нашей страны и рассказы о них.

«Золотой век» Мурзилки наступил спустя десятилетие. В 1961 г. тираж «Мурзилки» составил 1 млн экземпляров. Но тираж нарочно сдерживали, потому что

типография «Молодая гвардия» не справлялась с таким объемом работы. Подписка на журнал была ограничена, так как на всех желающих «Мурзилки» не хватало. Когда проблема с типографией была решена, тираж вырос, и в 1965 г. получилась цифра в 2 800000 экземпляров. А в 1969 г. тираж составил немыслимое количество экземпляров, а именно 5 700000 штук.

Такая популярность журнала была не случайна. В советское время в «Мурзил-ке» публиковались такие талантливые авторы, как Чингиз Айтматов, Агния Барто, Виталий Бианки, Елена Благинина, Александр Блок, Любовь Воронкова, Аркадий Гайдар, Расул Гамзатов, Виктор Драгунский, Борис Житков, Борис Заходер, Михаил Зощенко, Юрий Казаков, Лев Кассиль, Самуил Маршак, Сергей Михалков, Анатолий Некрасов, Григорий Остер, Константин Паустовский, Михаил Пришвин, Корней Чуковский, Эдуард Успенский, Даниил Хармс, Евгений Шварц и многие другие. Великие и посвятившие всю жизнь детской литературе, гонимые и обласканные советской властью, но все они яркие, одаренные личности, великолепные литераторы! Сотрудничали с журналом, работали в нем такие художники, как Илья Кабаков, Аминадав Каневский, Владимир Конашевич, Юрий Васнецов, Татьяна Маврина, Юрий Молоканов, Евгений Монин, Юрий Пименов, Лев Токмаков, Лев Фаворский, Евгений Чарушин, Виктор Чижиков и др. «В журнале были опубликованы "Доктор Айболит", "Дядя Степа", "Человек рассеянный" и много стихов, сказок, рассказов, ставших классикой нашей отечественной детской литературы» (Богданов, Засурский, 2007: 233-234). Главным редактором журнала с 1961 по 1974 г. был известный писатель Анатолий Васильевич Митяев. Для всех авторов и иллюстраторов все же существовали условия написания текста: содержание, стиль и политкорректное. «Мурзилка», как журнал ЦК ВЛКСМ, был на виду, и комсомол следил за тем, чтобы даже сказочные персонажи соответствовали моральному облику строителя коммунизма.

Надо сказать, что должность главного редактора «Мурзилки», похоже, не была столь заманчивой. За 100 лет поменялось 17 главных редакторов. Для «чистоты эксперимента» нынешнего главреда Ирину Алексеевну Антонову (она на посту с 2021 г.) мы, по понятным причинам, не будем включать в наши расчеты. Из 16 главных редакторов (строго говоря, 14, так как Лев Кассиль и Владимир Семенов дважды с перерывом в несколько лет возглавляли редакцию) 12 работали в этой должности не более одного-двух лет. В 1937 г. Лев Абрамович Кассиль вообще руководил редакцией всего шесть месяцев, с июля по декабрь (Главные редакторы: Электронный ресурс).

С 1924 г., повторимся, «Мурзилка» был приложением «Рабочей газеты», с 1932 г. стал подчиняться «Комсомольской правде». С 1934 г. журнал находился в ведении Детиздата ЦК ВЛКСМ, с 1944 г. — это журнал ЦК ВЛКСМ. Штормило!.. Но корабль плыл!..

После грандиозного исторического успеха детский журнал, к сожалению, ждали трудности. В начале 1990-х гг., после развала Советского Союза, «Мурзилке», как и многим периодическим изданиям, ранее поддерживаемым государством, грозило закрытие. Не могла оставить журнал в тяжелейшие для всей страны времена главный редактор «Мурзилки» Татьяна Филипповна Андросенко, которая возглавляла его 36 лет: с 1985 по 2021 г.! Это жизненный подвиг!

«Мурзилка» практически с самого начала выпускался по воле высшего руководства страны. И с развалом великой советской империи журнал тоже стал ру-

шиться. Все деньги от прибыли журнала находились на счету ЦК ВЛКСМ, но и комсомол перестал существовать. Собственных накоплений у редакции журнала не было. Сразу же возникли проблемы с помещением — за аренду нужно было платить. Издательство «Молодая гвардия» отказалось печатать журнал; проблемы поиска бумаги, типографии, доставки, распространения и рекламы теперь легли целиком на плечи редакции. А скоро весь этот процесс стал просто убыточным: основная масса граждан нашей страны, попав в лапы дикого капитализма, резко потеряла доходы, журнал потерял тираж.

В связи с различными динамическими (позитивными, негативными) процессами в социуме, политике и других сферах видоизменяются (расширяются или сужаются) и функции детской журналистики. В «Мурзилке» по-прежнему преобладала воспитательная функция. Хоть и стала бумага низкого качества, а изображения не такие красочные и яркие, как раньше, творческая жизнь не покидала страницы журнала. Авторы и художники откликались на все просьбы редакции. Журнал оставался «с веком наравне». Это был пусть и сложный, но все же этап выживания, модификации и развития детского журнала «Мурзилка».

«В "Мурзилке" печатаются сказки, сказочные повести, рассказы, пьесы, стихи. Живым, легким и понятным детям языком рассказывается об истории, достижениях науки и техники, спорте и важнейших событиях нашей жизни» (Богданов, Засурский, 2007: 234). Постоянные рубрики журнала насыщены интересными, познавательными материалами, есть игры, головоломки, ребусы, кроссворды, раскраска и самоделка. Многим детям, особенно живущим на периферии, журнал и сейчас служит дополнением к учебникам по литературе и другим школьным предметам.

ВЫДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ

В ДЕТСКОМ ЖЖУРНАЛЕ «МУРЗИЛКА»

Отличие детских журналов как литературно-художественных от других (специализированных журналов узкой направленности, научно-популярных, экологических и др.) в том, что для детей пишут именно писатели, а не журналисты. Свое небесспорное мнение высказывает Марина Толстунова: «Однако интересный литературно-художественный журнал в чистом виде, в котором публикуется качественная проза и поэзия классиков и современников, достойно оформленный талантливыми художниками, среди множества пестрых журналов — редкая рыбка. Советские бренды "Мурзилка"2 и "Веселые картинки"3, строго говоря, не являются литературно-художественными в чистом виде (включают, помимо стихов и малой прозы для детей, познавательный и развлекательный компоненты). Их объем и принципы подбора материалов не позволяют охватить разнообразные веяния в современной детской литературе и в достаточном объеме работать с новыми авторами» (Толстунова, 2012: Электронный ресурс).

Любой литературно-художественный журнал существует благодаря незаурядным литераторам — его авторам, а детский — еще и благодаря талантливым художникам-иллюстраторам. В «Мурзилке» работали и работают немало выдающихся писателей, поэтов, художников. Невозможно подсчитать, сколько их было за 100-летнюю историю существования журнала. Но есть такие выдающиеся личности, жизнь и творчество которых невозможно обойти стороной. Одной из ярчайших детских поэтесс, которая сотрудничала с журналом «Мурзилка» и стихи

которой знают все поколения граждан нашей страны на протяжении последних ста лет, была Агния Львовна Барто (1906-1981).

Родилась она в 1906 г. в Москве, в семье ветеринарного врача. В юности занималась в хореографическом училище, и именно благодаря балету Агния попала в писательские круги. В училище после экзаменационных выступлений показывали концертную программу, где Агния Барто прочитала свои стихи. Присутствовавший на концерте нарком просвещения молодой советской страны Анатолий Васильевич Луначарский посоветовал ей продолжать писать. Через несколько дней он пригласил девушку в Наркомпрос и сказал, что она рождена писать стихи.

В 1925 г. в возрасте 19 лет начинающая поэтесса выпустила свое первое стихотворение «Китайчонок Ван Ли». Уже тогда стало понятно, что основные герои ее творчества — дети. Когда Барто начала издавать свои стихи, перед нею появилась возможность общаться с поэтами Серебряного века. Агния была очень застенчивым человеком, слава, пришедшая к ней достаточно быстро, не добавила ей смелости. Однажды Барто, прочитав свое стихотворение Корнею Чуковскому, от стеснения приписала авторство пятилетнему мальчику. И, наверное, из-за ее застенчивости у Агнии Барто практически не было врагов.

Именно в журнале «Мурзилка» напечатали впервые 20-летнюю Барто. В №6 за 1926 г. в «Мурзилке» первый раз опубликовали стихотворение Агнии под названием «Воробей»:

Воробей по лужице Прыгает и кружится, Перышки взъерошил, Хвостик распустил. Погода хорошая, — Чил-чив-чил!.

С тех пор сотрудничество с журналом было постоянным.

Стихотворения детской поэтессы знакомы всем: все когда-то были детьми и всем читали стихи Барто. «Наша Таня громко плачет...», «Идет бычок, качается, вздыхает на ходу.», «Уронили мишку на пол.», «Зайку бросила хозяйка.» — кто не знает эти строки наизусть?!

После публикации ее стихотворения «Братишки» в 1928 г. Корней Иванович Чуковский отметил незаурядный талант Барто как детского поэта. Уже в 1936 г. публикуется ее поистине легендарная книжечка для малышей-дошкольников «Игрушки». Удивительные ее стишки-малышки легко запоминались, образы их были просты и понятны: миллионы советских детей знали их наизусть. Соответственно, и тиражи любимой всеми советскими детьми поэтессы были многомиллионные. Барто почти всегда в своих стихах говорит от лица ребенка, при чтении этих стихов чувствуется, что автор находится не где-то рядом, а вместе с детьми, слышит не только их разговоры, но и мысли. Барто искала вдохновение в общении с детьми, после чего писала об этих детках. Можно сказать, что стихи Барто — это страницы советского детства.

Но Агния Барто писала не только стихи. В послевоенные годы она опубликовала поэму «Звенигород» — написала она ее после посещения детского дома в Зве-

нигороде, в котором находились в основном дети, потерявшие родителей во время войны. Эта поэма послужила толчком для создания радиопередачи. И в 1965 г. радиостанция «Маяк» начала транслировать передачу «Ищу человека». Уникальность передачи заключалась в том, что в основу поиска ложились детские воспоминания. Девять лет А. Барто вела эту передачу, ей удалось соединить сотни разрушенных войной семей.

Советское правительство высоко оценило поэтический труд Агнии Барто: она лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, награждена орденами Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, медалями. Эти награды и есть выражение того широкого признания, каким удостоила ее советская страна.

Совершенно противоположна судьба другого талантливейшего советского детского литератора, фамилию которого также знают все наши соотечественники, — поэта Даниила Хармса (1905-1942). Он один из тех, кто пострадал и безвременно ушел из жизни за свое удивительное творчество. Хармс — это псевдоним, настоящая его фамилия Ювачев. Родился поэт 30 декабря 1905 г.

Его стремление выделиться внешне и авангардистские пристрастия стали заметны уже во время учебы в трудовой школе в Детском Селе (так было переименовано Царское Село: с 1918 по 1937 г.), директором которой была Наталья Ивановна Колюбакина, родная сестра его матери Надежды Ивановны, они происходили из старинного дворянского рода. Представить, как выглядел Хармс весной 1923 г., можно по воспоминаниям Л. А. Барановой, сестры его одноклассницы: «На нем все было выдержано в бело-коричневых тонах — клетчатый пиджак, рубашка с галстуком, брюки гольф (по колено), длинные клетчатые носки и желтые туфли на толстой подошве. Во рту Даня обычно держал небольшую трубку, видимо, для оригинальности, т.к. я не помню, чтобы из нее шел дым» (Юность . , 2024: Электронный ресурс). Именно во время учебы в школе Даниил начал сочинять стихи. И сразу стало понятно, что он совсем не ориентировался на традиции классической русской поэзии, а больше склонялся к авангарду.

В 1925 г. Даниил Хармс вступил в Ленинградское отделение Всероссийского союза поэтов. Именно там он обрел настоящих друзей, которые были с ним до конца его жизни: А. И. Введенский, Я. С. Друскин, А. С. Липовский. В 1927 г. Н. П. Баскаков (директор Ленинградского дома печати, который находился на Фонтанке в Шуваловском дворце) предложил Хармсу и его товарищам официально войти в состав Дома печати в качестве одной из его секций. Для этой секции друзья придумали название ОБЭРИУ, что расшифровывается как «Объединение реального искусства» (там же).

По задумке, в ОБЭРИУ должно было входить пять видов искусства: литература, изобразительное искусство, театр, кино и музыка. Основной их задачей было сконцентрировать вокруг себя ленинградское левое искусство. В 1928 г. в февральском номере «афиши дома печати» Николай Заболоцкий объявляет ОБЭРИУ «новым отрядом левого революционного искусства».

В те годы рассчитывать на постоянный заработок обэриутам не приходилось. А детские книги печатались большими тиражами, да и детские журналы платили неплохие гонорары. Это и послужило толчком для того, что Даниил и его друзья начали работать в детской литературе. Вскоре о Хармсе узнали как о детском писателе.

Самуил Маршак помог Даниилу Хармсу заключить договоры на три детские книжки, которые вышли в свет под названиями «О том, как Колька Панкин летал в Бразилию, а Петька Ершов ничему не верил», «Озорная пробка», «Театр». Позже вышли еще четыре книжки. Помимо этого, появились переиздания. Это был успех!

В 1927 г. создали в Ленинграде детский журнал «Ёж» (ежемесячный журнал), ориентирован он был на средних школьников. Журнал относился к Центральному бюро юных пионеров СССР. Также стал выходить журнал для младших школьников под названием «Чиж» (чрезвычайно интересный журнал). В самых первых номерах «Ежа» и «Чижа» появляются детские произведения Хармса (там же). Сотрудничал он с журналами вплоть до закрытия «Ежа» и «Чижа». Хармс был одним из самых известных авторов этих журналов.

В начале 1930 г. вечера обэриутов еще продолжались. Один из таких вечеров был 1 апреля. На этом вечере выступали Хармс, Левин, Владимиров. Но пролетарское студенчество встретило их враждебно. Желая положить конец выступлениям обэриутов, молодежная газета «Смена» опубликовала статью под заголовком «Об одной вылазке литературных хулиганов». В статье открыто заявляли, что обэриу-ты ничем не отличаются от классового врага.

С начала идеологической травли обэриуты выступали только с детскими текстами, и то очень редко. Однако и это продлилось недолго. Свободное мироощущение обэриутов не умещалось в контролируемые рамки и вызывало недовольство властей. Вслед за Хармсом и его товарищами критике подверглись К. Чуковский и С. Маршак. Секция ОБЭРИУ перестала существовать, а в 1931 г. Даниил Хармс был арестован как «член антисоветской группы писателей». Присужденные ему три года концлагеря (ст. 58-2 УК РСФСР) хлопотами его отца, имевшего заслуги перед советской властью, заменили ссылкой.

После освобождения Хармс понял, что кроме детских произведений ему не удастся что-либо еще опубликовать. Но он не перестает писать. Ему пришлось зарабатывать выступлениями в школах и домах культуры. Денег все равно не хватало, и ему часто приходилось голодать. Были случаи, когда он отказывался встречаться со своими друзьями, так как ему было стыдно, что он нищий.

23 августа 1941 г., после начала Великой Отечественной войны, за Хармсом пришли, ему вновь было предъявлено обвинение в антисоветской деятельности: в военное время за это грозил расстрел. От высшей меры наказания его спасла справка о психическом заболевании, которую он получил еще в 1939 г., после начала Второй мировой войны, имитируя психически больного человека, чтобы не служить в армии. Вместо тюрьмы Хармса поместили в тюремную больницу при «Крестах», в психиатрическое отделение. 2 февраля 1942 г. во время блокады Ленинграда в психиатрической больнице в «Крестах» Даниил Хармс умер. Еще долгое время его произведения не издавались.

В 1960 г. по ходатайству сестры Хармса Елизаветы Ивановны Грицыной постановлением прокуратуры Ленинграда Хармс был реабилитирован, его дело было закрыто за отсутствием состава преступления. В 1960-е гг. его вновь стали печатать, в том числе и в журнале «Мурзилка». Например, его стихотворение «Бульдог и таксик» мы находим в №11 за 1989 г. Сейчас, воспевая советский период истории нашей страны, мы должны помнить жесткую диалектику бытия в те 70 лет, которые прошли катком по судьбам граждан СССР, и хотя бы таким способом отдать дань памяти безвременно ушедшим из жизни.

Литературный текст безусловно самая важная часть детского журнала, но просто текст не вызовет особого интереса у ребенка, тем более когда тот еще не умеет или только начинает читать, и поэтому без художественных иллюстраций не обойтись. Благодаря многим художникам, которые работали в журнале на протяжении его 100-летней истории, текст оживает.

Мы уже упоминали такого известного художника, как Аминадав Каневский. Он не только создал образ Мурзилки (обложка журнала №7, 1937 г.), каким мы знаем его сейчас, но нарисовал много замечательных рисунков к произведениям А. Барто, С. Маршака, К. Чуковского. Аминадав Моисеевич Каневский прожил долгую жизнь (1898-1976), в которой творчество сопровождало его везде. Надо сказать, что Каневский воевал в Первую мировую войну, а в 1920-е гг. ушел добровольцем в Красную армию. И всегда, и везде рисовал.

Его талант оценили в воинской части, где служил Каневский, и в 1921 г. оттуда его отправили в Москву для обучения в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС). Это были уникальные мастерские, так как именно там опыт русского беспредметного искусства авангарда перерабатывался для нужд промышленности. Из-за любви к свободному рисунку у А. Каневского сложились близкие отношения с преподавателем Дмитрием Стахиевичем Моором (автор плакатов «Помоги» и «Ты записался добровольцем?»). Аминадав стал одним из его любимых учеников, под его руководством выполнил дипломную работу и по его рекомендациям стал работать в журналах.

В самых первых зарисовках можно было обнаружить его наблюдательность и способность воспроизвести характерные особенности человека, зверя, пейзажа. Каневский с достоверной точностью сумел запечатлеть и специфику своего времени. Его зарисовки 1930-х гг.: «Девочка с собакой» (1930), «Ремонт электросетей» (1934), «Московский троллейбус» (1934), обложка «Мурзилки» №12, 1938 г. — можно сравнить с документальными фотографиями жизни тех лет. Аминадав Каневский долгие годы сотрудничал с журналом «Мурзилка» и нарисовал множество сопровождающих иллюстраций к стихотворениям и рассказам. Без него не было бы и «Мурзилки» в таком виде, какой есть сейчас. За иллюстрации к сказке А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» он был удостоен Государственной премии СССР.

Рассмотрим также творчество выдающейся художницы Татьяны Мавриной (1900 (или 1902) — 1996): по уровню ее рисунки искусствоведы считают равными художественным творениям Виктора Васнецова, Ивана Билибина и Елены Поленовой. Она родилась в Нижнем Новгороде в семье литератора Алексея Лебедева и потомственной дворянки Анастасии Мавриной. После революции они переехали в Москву, где Татьяна окончила ВХУТЕМАС в мастерских авангардистов Николая Синезубова и Роберта Фалька, но уже в 1930-е гг. стала работать в лубочном, сказочном народном стиле, похожем на яркие, радостные детские рисунки, полные оптимизма и веры в чудеса. Тогда же она стала пользоваться в качестве псевдонима девичьей фамилией матери — Маврина. Художница не побоялась взять дворянскую фамилию в годы жесткой борьбы с инакомыслием, тем самым не только бросив вызов системе, но и выразив протест соцреализму своим неординарным творчеством (Главный художник нашего детства ... : Электронный ресурс).

Ее манеру письма, близкую к примитивизму и одновременно к древнерусскому искусству, к фольклору, часто критиковали за «инаковость». Главные художники

государственных издательств с большой неохотой подписывали книги Т. Маври-ной в печать. Ее практически всегда отделяла незримая стена от официального советского искусства. Несмотря на это, оптимизма, яркости ее творчество не теряло: все сказки А. С. Пушкина, многие русские народные сказки, как правило, мы помним по ее иллюстрациям. Все рисунки, лукавые и озорные, добрые и сердечные, которые она рисовала для журнала «Мурзилка», были яркими, сказочными. Не только ей, но и детям и взрослым нравилось такое оформление.

Со временем чаще ее иллюстрации стали украшать даже обложку «Мурзилки», например, №3 1967 г., №3 1973 г., №11 1974 г. И в 1975 г. она получила Государственную премию СССР: за серию иллюстраций к книгам «Русские сказки», «Сказочная азбука», «Лукоморье», «За тридевять земель», «Ветер по полю гуляет.», «А. С. Пушкин. Сказки» и станковую графическую серию «Сказка, Родина, Красота». А в 1976 г. именно за эту ее «инаковость» в творчестве Т. А. Мавриной, единственной из советских художников детской иллюстрации, была присуждена Международная премия имени Г.-Х. Андерсена. Надо сказать, что для художника — не реалиста в Советском Союзе у Татьяны Мавриной была невероятно счастливая судьба, наверное, потому, что все свое яркое сказочное узорочье, если так можно определить ее творчество, она посвятила детям, будущему родной страны.

Мы остановились только на некоторых творческих личностях, которые верно служили делу под названием журнал «Мурзилка». Придет ли время, когда вклад сотен людей будет по достоинству оценен, будут изучены их сложные судьбы, ведь именно благодаря их самоотверженному труду и творчеству были воспитаны целые поколения советских и постсоветских детей, смело, с азартом и оптимизмом смотрящих в будущее?!

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЖУРНАЛА «МУРЗИЛКА»

Обобщив все изложенное, можно выделить основные этапы исторической динамики развития детского литературно-художественного журнала «Мурзилка» как совершенно оригинального феномена отечественной культуры.

Первый этап можно назвать «Мурзилка до журнала». Это тот исторический период, когда рассказы о Мурзилке А. Б. Хвольсон, затем С. Ф. Либровича выходили в детском литературно-художественном журнале «Задушевное слово», т. е. с 1887 до 1915 г. Как такового журнала «Мурзилка» в то время не существовало, но персонаж уже был.

Второй этап — это советский период в истории «Мурзилки». Этот этап можно разделить на две части:

— период с момента возникновения журнала в 1924 г. и до «хрущевской оттепели» (1924-1960). Это период жесткой регламентации журнальной деятельности, когда в содержании детских журналов перешли от абстрактных размышлений о добре и зле к проблемам общества, которые нужно не скрывать от детей, а приобщать к ним: в таких условиях и создали журнал «Мурзилка»;

— «золотой век» «Мурзилки» (1960-1991). Начиная с 1960-х гг. для журнала начался «золотой век». Тираж журнала достиг немыслимых цифр. Во всем Советском Союзе не было детского журнала с большим тиражом. К сожалению, с развалом СССР в 1991 г. и закончился «золотой век».

Третий этап начинается после развала Советского Союза (1991-2000), его можно назвать как постсоветский период существования и «выживания» журнала «Мурзилка». Многие не знали, как жить после развала Союза Советских Социалистических Республик: денег не было не только у «Мурзилки», но и у многих других периодических изданий. Издания, не сумевшие приспособиться к новому времени, к сожалению, закрылись.

Четвертый этап — это новейший этап функционирования (2000 г. — по настоящее время). В XXI в. кроме традиционных печатных изданий определился переход на электронные носители, появляются и интернет-версии. В электронном виде может дублироваться печатный журнал, также может существовать издание только в интернет-версии. На данный момент «Мурзилка» существует не только в виде печатного ежемесячного издания с тиражом в несколько десятков тысяч, функционирует увлекательнейший сайт журнала «Мурзилка» при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России, где выкладываются анонсы номеров журнала, есть возможность их приобретения через сайт или по подписке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Известный исследователь в сфере медиакоммуникаций В. В. Смеюха в научной статье «Возможности развития образовательных процессов: от чтения книг к общению в социальных медиа» делает вывод: «В дальнейшем именно интернет-среда станет наиболее популярной информационной сферой, и именно в ней будут строиться основные информационно-коммуникативные процессы» (Смеюха, 2015: 104), и с ним нельзя не согласиться. Большинство детей предпочитают «сидеть в га-джетах» либо читают журналы развлекательного характера, но детям в возрасте 6-12 лет необходима для становления личности «пища» для ума и сердца. Если ребенка и в интернет-среде только развлекать, то неизбежны проблемы недостаточной социализации, интернет-зависимости, поверхностное отношение к учебе, угроза психоэмоциональному развитию. Очевидно, что детям необходимы ощущение стабильности, доброжелательности окружающего мира для чувства уверенности в завтрашнем дне, для оптимистического восприятия действительности, для пробуждения и развития уверенности в себе, активности, творческого потенциала (Коханая, 2013: 129). Сайт «Мурзилки» сейчас — это как раз уголок защищенности, безопасности для ребенка, где, с использованием новейших технологий, с любовью, добротой и открытостью, как прежде, осуществляется субъект-субъектное общение с юным собеседником. Конечно, современному ребенку неинтересно узнавать что-то новое в устаревшем формате, поэтому издателям журнала необходимо постоянно находить новые подходы для привлечения и удержания внимания новых и новых поколений детской аудитории, что у них, как нам видится, успешно получается.

История и теория детских СМИ остается слабо разработанной в целом и особенно в части базовых понятий, среди которых чрезвычайно важно осмысление функций и ценностных приоритетов. Острота проблемы объясняется тем, что, выйдя из-под контроля государственных и общественных институтов, освободившись от определенных установок в области образования и воспитания, большинство СМИ для детей и подростков освободились и от моральной ответственности перед самими детьми и их родителями за содержание и качество периодических изданий, за их гносеологический, аксиологический, нравственно-этический, эстетический и креативно-коммуникативный уровень.

Рассматривая непростой эволюционный путь журнала «Мурзилка», понимаешь, что функционировать в условиях жесткой идеологической пропаганды, запрета сказок и сказочных персонажей, исторических сюжетов и зарубежной литературы, во времена запрета писателей-обэриутов, да и всех проявлявших «инако-вость», было крайне сложно, и не все, даже детские, издания смогли с этим справиться. Но «Мурзилка» прошел через все трудности, и на его страницах пусть позже, но появились произведения когда-то запрещенных, талантливых писателей. Без самобытных, ярких, образованных авторов детские журналы становятся не интересны. «Мурзилка» на каждом этапе развития поддерживал дружеские отношения не только с выдающимися детскими авторами, но и с выдающимися художниками. Публиковаться в данном издании являлось честью для любого художника, работающего для детской аудитории. Более того, «Мурзилка» часто сотрудничал и продолжает сотрудничать с начинающими авторами. Редакция журнала учит и всячески помогает молодым, включая юнкоров, писать достойные материалы.

В младшем школьном возрасте ребенок начинает познавать окружающую действительность, затем учиться в школе. Поэтому журналы для этой возрастной группы должны не только привлекать внимание, но и способствовать учебному процессу, помогать в игровой форме усваивать сложные материалы. Что уж говорить о силе воздействия «Мурзилки», если даже во время Великой Отечественной войны журнал продолжал издаваться и вместе с детьми прошел сквозь военные годы, успешно поддерживая и призывая ребят действовать, трудиться во имя будущей Победы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тираж «Мурзилки» в 1969 г. составлял 5 млн 700 тыс. экземпляров, сегодня тираж измеряется в десятках тысяч. Это связано с большой конкуренцией на рынке детских СМИ и быстро изменяющимся миром, где молниеносно меняются и интересы детей, порой поспевать за ними не просто. Но редакция не покладая рук совершенствует свою творческую деятельность, и в целом «Мурзилка», будучи уникальным культурным феноменом мирового уровня, продолжает активно развиваться и выходить в традиционном, печатном виде, успешно осваивает просторы интернета, учится работать с рекламой, а при производстве контента для своих любимых маленьких читателей стремится использовать новейшие технологии. В современной отечественной детской журналистике журнал «Мурзилка» — одно из немногих детских изданий наращивает художественный потенциал, в привычной для него игровой форме, без назойливости и морализаторства, исполняет воспитательные, познавательные, ценностные, эстетические, коммуникативные функции.

Сегодня в стране, переставшей быть литературоцентричной и самой читающей, при безусловном прогрессе развития новейших технологий в журналистике наблюдается парадоксальное снижение качества наполнения детских журналов. Около 70% всех детских изданий (западные аналоги, комиксы) направлены в основном на развлечение ребенка. При недостаточном количестве качественных по наполнению детских периодических изданий особое внимание и поддержку государство должно уделять именно качественным, имеющим славные традиции периодическим изданиям, среди которых популярный детский литературно-художественный журнал «Мурзилка».

примечания

1 URL: http://www.murzilka.org

2 URL: http://www.murzilka.org

3 URL: http://www.merrypictures.ru

список литературы

Богданов, В., Засурский, Я. (2007) «АЗ, БУКИ, ВЕДИ...» Энциклопедия жизни современной российской журналистики : в 2 т. Т. 1. М. : Издание Союза журналистов России. 375 с.

Булгакова, С. А., Гаврин, Д. Л. (2010) Становление детской журналистики и влияние ее на психологию ребенка // Язык и социальная динамика. №10-2. 108 с. С. 54-58.

Ващенко, А. А. (2007) Образование и человеческие ресурсы России в ХХ веке : монография. Волгоград : ПринТерра. 330 с.

Главные редакторы [Электронный ресурс] // Мурзилка. URL: https://murzilka.org/glav-nye-redaktory (дата обращения: 14.01.2024).

Главный художник нашего детства: Почему иллюстрации Татьяны Мавриной долгие годы не брали в печать [Электронный ресурс] // Культурология.рф. URL: https://kulturologia.ru/ blogs/050720/46883/ (дата обращения: 14.01.2024).

Головин, Ю. А., Коханая, О. Е. (2018) Детско-юношеские общественные движения и отечественная детская периодика как факторы ценностного самоопределения личности // Знание. Понимание. Умение. №2. 238 с. С. 132-148. DOI: 10.17805/zpu.2018.2.13

Коханая, О. Е. (2008) Аксиологическая функция театра для детей и молодежи // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. №1. С. 66-70.

Коханая, О. Е. (2009) Социокультурные функции детского театра : дис. ... д-ра культурологии: 24.00.01. М. : Московский государственный университет культуры и искусств. 296 с.

Коханая, О. Е. (2013) Детская журналистика как творческий процесс // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. №2 (52). С. 126-130.

Курий, С. (2015) Сколько лиц у Мурзилки? Часть 1: Брауни-песик-мальчик-мутант [Электронный ресурс] // Школа Жизни.ру: познавательный журнал. Культура. URL: https:// www.shkolazhizni.ru/archive/0/n-49729/ (дата обращения: 14.01.2024).

Леонтьева, С. Г. (2006) Литература пионерской организации: идеология и поэтика : дис... канд. филол. наук: 10.01.08. Тверь : Тверской государственный университет. 291 с.

Морозов, Г. (1941) Весь советский народ встал на защиту Родины. Фашисты будут разгромлены! Победа будет за нами! // Мурзилка. №7. 19 с. С. 3.

Палмер Кокс: Биография [Электронный ресурс] // People.su. URL: http://people.su/54900 (дата обращения: 14.01.2024).

Петрушкова, О. П. Малышенко, А. А. (2020) Внеклассное чтение: В гостях у «Мурзилки» [Электронный ресурс] // ПЕДПОРТАЛ. URL: https://pedportal.net/po-zadache/vneklassnaya-rabota/vneklassnoe-meropriyatie-quot-v-gostyah-u-murzilki-quot-757683 (дата обращения: 14.01.2024).

Смеюха, В. В. (2015) Возможности развития образовательных процессов: от чтения книг к общению в социальных медиа // Высшее образование для XXI века : XII Международная научная конференция. Москва, 3-5 декабря 2015 г. Доклады и материалы. Круглый стол «Современные тенденции медиаобразования» / отв. ред. О. Е. Коханая. М. : Московский гуманитарный университет. 114 с. С. 101-106.

Толстунова, М. (2012) Детские литературно-художественные журналы в Рунете [Электронный ресурс] // Релга. №16 [254]. 05.11.2012. URL: http://www.relga.ru/Environ/Web Objects/tguwww.woa/wa/Main?level1=main&level2=articles&textid=3346 (дата обращения: 14.01.2024).

Экстренное сообщение (1937) // Мурзилка. №7. 24 с. С. 2.

Юность и первые поэтические опыты (2024) [Электронный ресурс] // Даниил Хармс: Биография: 1905-1942. URL: https://www.d-harms.ru/bio/yunost.html (дата обращения: 14.01.2024).

Яновская, Э. В. (1923) Сказка как фактор классового воспитания // Путь просвещения. Библиотека журнала. Харьков. 44 с.

Яновская, Э. В. (1925) Нужна ли сказка пролетарскому ребенку. 2-е перераб. и доп. изд. Харьков : Книгоспилка. 118 с.

Дата поступления: 16.01.2024 г.

children's literary and artistic magazine "murzilka" AS A phenomenon of national culture (on the centenial of the creation of "murzilka") O. Е. Kokhanaya Moscow University for the Humanities

The author highlights the main stages of the formation, development and functioning of the magazine "Murzilka" as a phenomenon of domestic children's periodicals for a hundred years in its close relationship with the development of children's and youth social movements in Russia.

The author identified the moment of the origin of the idea of the magazine with the appearance of the fairy-tale character Murzilka in the national children's periodicals in 1887. The author considers the influence of ideas, concepts, and the model of functioning of the scout movement before the October Revolution on the formation of an information support system through children's literature and periodicals of the V.I. Lenin Pioneer Organization in the Soviet period, and also on the appearance of the magazine "Murzilka" in May 1924. The main functional needs in the upbringing of Soviet children from 6 to 12 are identified: patriotic education and the development of values of a creative, active life position of young readers in the name of building socialism, the victory of our country in the Great Patriotic War.

Following the thirtieth anniversary of the "golden age" of the Murzilka magazine, with its largest circulation in the world, after the collapse of the USSR in 1991, the author highlights the post-Soviet period of existence and "survival" of the Murzilka magazine and, finally, the newest stage of functioning (2000s — to the present). In the 21st century, in addition to traditional printed publications, there has been a transition to electronic media and Internet versions. In modern national children's journalism, the magazine "Murzilka" performs educational, cognitive, value, aesthetic, and communicative functions. It is concluded that, given the insufficient number of high-quality children's periodicals, the state should pay special attention and support to national periodicals that have traditions of introducing children to culture.

Keywords: target audience; information support; scouts; pioneer organization; Little Octobrists; socialization; enculturation; ideology; military-patriotic education; values

references

Bogdanov, V. and Zasursky, Y. (2007) «AZ, BUKI, VEDI...» Entsiklopediya zhizni sovremennoy rossiyskoy zhurnalistiki: in 2 vols. Vol. 1. Moscow, Publication of the Union of Journalists of Russia. 375 р. (In Russ.).

Bulgakova, S. A. and Gavrin, D. L. (2010) Stanovleniye detskoy zhurnalistiki i vliyaniye yeye na psikhologiyu rebenka. Yazyk i sotsial'naya dinamika, no. 10-2, pр. 54-58. (In Russ.).

Vashchenko, A. A. (2007) Obrazovaniye i chelovecheskiye resursy Rossii v ХХ veke. Volgograd, PrintTerra. 330 р. (In Russ.).

Glavnye redaktory. Murzilka [online] Available at: https://murzilka.org/glavnye-redaktory (accessed: 14.01.2024). (In Russ.).

Glavnyi khudozhnik nashego detstva: Pochemu illiustratsii Tat'iany Mavrinoi dolgie gody ne brali v pechat'. Kul'turologiia.rf. [online] Available at: https://kulturologia.ru/blogs/050720/ 46883/ (accessed: 14.01.2024). (In Russ.).

Golovin, Yu. A. and Kokhanaya, O. E. (2018) Detsko-yunosheskiye obshchestvennyye dvi-zheniya i otechestvennaya detskaya periodika kak faktory tsennostnogo samoopredeleniya lich-nosti. Znaniye. Ponimaniye. Umeniye, no. 2, pp. 132-148. DOI: 10.17805/zpu.2018.2.13. (In Russ.).

Kokhanaya, O. E. (2008) Axiological function of theater for children and youth. Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts, no. 1, pp. 66-70. (In Russ.).

Kokhanaya, O. E. (2009) Sociocultural functions of children's theater. Diss. ... Dr. of Cultural Studies. Moscow, Moscow State University of Culture and Arts. 296 p. (In Russ.).

Kokhanaya, O. E. (2013) Detskaya zhurnalistika kak tvorcheskiy protsess. Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts, no. 2 (52), pp. 126-130. (In Russ.).

Kurii, S. (2015) Skol'ko lits u Murzilki? Chast' 1, brauni-pesik-mal'chik-mutant. Shkola Zhizni.ru, poznavatel'nyy zhurnal. Kul'tura [online]. Available at: https://www.shkolazhizni.ru/ archive/0/n-49729/ (accessed: 22.01.2024). (In Russ.).

Leontieva, S. G. (2006) Literatura pionerskoy organizatsii: ideologiya i poetika. Dis. ... Cand. of Philology. Tver, Tver State University. 291 p. (In Russ.).

Morozov, G. (1941) Ves' sovetskiy narod vstal na zashchitu Rodiny. Fashisty budut razgromle-ny! Pobeda budet za nami! Murzilka, no. 7, p. 3. (In Russ.).

Palmer Koks: Biografiia. People.su [online] Available at: http://people.su/54900 (accessed: 14.01.2024). (In Russ.).

Petrushkova, O. P. and Malyshenko, A. A. (2020) Vneklassnoye chteniye: V gostyakh u «Murzilki». PEDPORTAL [online]. Available at: URL: http://pedportal.net (accessed: 23.01.2024). (In Russ.).

Smeyukha, V. V. (2015) Vozmozhnosti razvitiya obrazovatel'nykh protsessov: ot chteniya knig k obshcheniyu v sotsial'nykh media. In: Vyssheye obrazovaniye dlya XXI veka. XII International Scientific Conference. Moscow, December 3-5, 2015. Reports and materials. Round table "Modern trends in media education" / ed. by O. E. Kokhanaya. Moscow, Moscow Univ. for the Humanities. 114 p. Pp. 101-106. (In Russ.).

Tolstunova, M. (2012) Detskiye literaturno-khudozhestvennyye zhurnaly v Runete. Relga. №16 [254] [online] Available at: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tguwww.woa/wa/ Main?level1=main&level2=articles&textid=3346 (accessed: 23.01.2024). (In Russ.).

Ekstrennoye soobshcheniye (1937). Murzilka, no. 7, p. 2. (In Russ.).

Yunost' i pervyye poeticheskiye opyty (2024). Daniil Kharms: Biografiya: 1905-1942 [online] Available at: https://www.d-harms.ru/bio/yunost.html (accessed: 23.01.2024). (In Russ.).

Yanovskaya, E. V. (1923) Skazka kak faktor klassovogo vospitaniya. In: Put' prosveshcheniya. Biblioteka zhurnala. Kharkiv. 44 p. (In Russ.).

Yanovskaya, E. V. (1925) Nuzhna li skazka proletarskomu rebenku. 2nd ed., rev. and suppl. Kharkov, Knigospilka. 118 p. (In Russ.).

Submission date: 16.01.2024.

Коханая Ольга Евгеньевна — доктор культурологии, профессор, заместитель заведующего кафедрой журналистики Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, 5. Тел.: +7 (499) 374-60-91. Эл. адрес: okokhanaya@mosgu.ru

Kohanaya Olga Evgenievna, Doctor ofCultural Studies, Professor, Deputy Head, Department of Journalism, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5, Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (499) 374-60-91. E-mail: okokhanaya@mosgu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.