Научная статья на тему 'БУМАЖНЫЕ САМОДЕЛКИ В СОВЕТСКИХ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛАХ И КАЛЕНДАРЯХ (НА МАТЕРИАЛЕ ИЗДАНИЙ «ДЕТСКИЙ КАЛЕНДАРЬ» И «ЗВЕЗДОЧКА»)'

БУМАЖНЫЕ САМОДЕЛКИ В СОВЕТСКИХ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛАХ И КАЛЕНДАРЯХ (НА МАТЕРИАЛЕ ИЗДАНИЙ «ДЕТСКИЙ КАЛЕНДАРЬ» И «ЗВЕЗДОЧКА») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
12
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самоделки / конструирование / техническое творчество / моделирование / советское детство / «Мурзилка» / «Детский календарь» / «Звездочка» / Е. И. Гроздова / hand-made toys / constructing / technical creativity / modeling / soviet childhood / Murzilka / Children’s calendar / Elizaveta Grozdova

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Корвацкая Елена Сергеевна

Предметом данного исследования стали бумажные самоделки, которые предлагались в качестве приложения к советским журналам и календарям для детей. Они рассматриваются в статье как явление советской массовой культуры в контексте развития детского творчества и игровой деятельности. Внимание уделяется конструкторам в периодических изданиях 1920–1960-х гг. («Мурзилка», «Детский календарь», «Звездочка»), их бытование связывается с идеями построения личности советского человека, с его общекультурным развитием, социализацией (в том числе, с приобщением к чтению). Помимо формирования основ художественно-технического творчества и трудовой культуры, бумажные самоделки решали проблему дефицита товаров широкого потребления, в частности игрушек. Подробно рассматривается ежегодное издание «Детский календарь» для младшего и среднего школьного возраста, выходившее под редакцией методиста Елизаветы Ивановны Гроздовой в 1940–1950-е гг. Оно входило в круг чтения советского ребенка и предлагало читателю разнообразные самодельные бумажные модели и конструкции. В «Детском календаре» отразились характерные особенности развития художественного конструирования, а именно переход от создания игрушки по уже имеющейся развертке по аналогии с самоделками дореволюционного периода к изготовлению развертки или собственной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PAPER CRAFTS IN SOVIET CHILDREN’S MAGAZINES AND CALENDARS: ON THE MATERIAL OF DETSKYI KALENDAR (“CHILDREN’S CALENDAR”) AND ZVEZDOCHKA (“STAR”)

The subject of this study is paper handicrafts, which were offered as supplements to Soviet magazines and calendars for children. They are considered in the article as a phenomenon of Soviet mass culture in the context of the development of children’s creativity and play activities. Attention is paid to the constructors in the periodicals of the 1920s-1960s (“Murzilka”, “Detskiy Kalendar” and “Zvezdochka”); their existence is linked to the ideas of personality building of a Soviet man, his general cultural development and socialization (including initiation to reading). In addition to forming the foundations of artistic and technical creativity and work culture, paper handicrafts solved the problem of a shortage of consumer goods, in particular toys. The annual publication Detskyi Kalendar (“Children’s calendar”) for primary and secondary school age which was edited by methodologist Elizaveta Grozdova in the 1940s-1950s is discussed in detail. It was a part of a Soviet child’s reading circle and could offer its readers a variety of self-made paper models and designs. The publication Detskyi Kalendar (“Children’s calendar”) reflects the characteristic features of the development of artistic construction, namely the transition from creating a toy using an already existing blueprint, by analogy with self-made models of the pre-revolutionary period, to making a blueprint or one’s own model.

Текст научной работы на тему «БУМАЖНЫЕ САМОДЕЛКИ В СОВЕТСКИХ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛАХ И КАЛЕНДАРЯХ (НА МАТЕРИАЛЕ ИЗДАНИЙ «ДЕТСКИЙ КАЛЕНДАРЬ» И «ЗВЕЗДОЧКА»)»

Елена Корвацкая

БУМАЖНЫЕ САМОДЕЛКИ В СОВЕТСКИХ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛАХ И КАЛЕНДАРЯХ (НА МАТЕРИАЛЕ ИЗДАНИЙ «ДЕТСКИЙ КАЛЕНДАРЬ» И «ЗВЕЗДОЧКА»)1

Предметом данного исследования стали бумажные самоделки, которые предлагались в качестве приложения к советским журналам и календарям для детей. Они рассматриваются в статье как явление советской массовой культуры в контексте развития детского творчества и игровой деятельности. Внимание уделяется конструкторам в периодических изданиях 1920-1960-х гг. («Мурзилка», «Детский календарь», «Звездочка»), их бытование связывается с идеями построения личности советского человека, с его общекультурным развитием, социализацией (в том числе, с приобщением к чтению). Помимо формирования основ художественно-технического творчества и трудовой культуры, бумажные самоделки решали проблему дефицита товаров широкого потребления, в частности игрушек. Подробно рассматривается ежегодное издание «Детский календарь» для младшего и среднего школьного возраста, выходившее под редакцией методиста Елизаветы Ивановны Гроздовой в 1940-1950-е гг. Оно входило в круг чтения советского ребенка и предлагало читателю разнообразные самодельные бумажные модели и конструкции. В «Детском календаре» отразились характерные особенности развития художественного конструирования, а именно переход от создания игрушки по уже имеющейся развертке по аналогии с самоделками дореволюционного периода к изготовлению развертки или собственной модели.

Ключевые слова: самоделки, конструирование, техническое творчество, моделирование, советское детство, «Мурзилка», «Детский календарь», «Звездочка», Е. И. Гроздова

Елена Сергеевна Корвацкая

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

Санкт-Петербург

sun3109@yandex.ru

БОТ: 10.31860/2304-5817-2023-1-23-214-235

Традиция вырезания фигурных картинок из бумаги сложилась уже в дореволюционной России. Первоначально это были бумажные куклы с клапанами и набором костюмов для обучения детей привилегированных сословий поведению в обществе. В остальных случаях ребенку чаще всего предлагалось своими руками сделать подвижные модели из разных элементов, соединенные нитями [Игрушки-самоделки 1913]. Были популярны немецкие и французские наборы для бумажных диорам различной тематики: там могли быть представлены бытовые сценки, животные или куклы. С началом Первой мировой войны появляются фигуры солдат и военной техники.

Интерес к бумажным самоделкам сохранился и развился в советский период. В изданиях первой половины ХХ в. чаще упоминается термин «самоделки», образованный от слов «сделай сам». По нашему мнению, популярность самоделок связана с идеей трудового детства, выдвинутой советской властью, когда ребенку предлагалось создавать и делать игрушки самому для себя. В широком смысле этот концепт включался в идею конструирования своего собственного мира силами самого гражданина, но при непосредственном контроле государственных органов.

Тип бумажных конструкторов по аналогии с дореволюционными диорамами, снабженными клапанами и многоуровневой плановой системой, можно встретить в методических разработках для воспитателей и педагогов начальной школы и тематических изданиях 1920-х гг. Под термином «бумажное конструирование» чаще понималось складывание и склеивание бумаги по принципу оригами [Бумажное творчество 2022; Трумпа 1960] или изготовление различных абстрактных форм за счет сгибания листов бумаги или картона.

По сравнению с первыми десятилетиями XX в. с 1930-40-х гг. начинает выходить больше тематических сборников по созданию бумажных самоделок-игрушек [Игрушки-самоделки 1937; Кирсанова 1930; Короткова 1940 и др.]. В это время бумажные конструкторы по готовым образцам были востребованы в обучении начальным навыкам макетирования и художественного конструирования. В развитии творческих способностей учащихся готовые развертки моделей выполняют разъясняющую функцию, направленную на формирование навыков конструирования, пространственного мышления, образного и творческого начала. В советской повседневной культуре бумажные конструкторы также решали проблему дефицита товаров широкого потребления, в частности игрушек.

В бумажных конструкторах-самоделках творческий акт реализуется поэтапно: продолжаясь и после сборки модели, в процессе построения взаимодействия ребенка с моделью, в игровой ситуации и/или коммуникации в группе. Дети сами проектируют драматургию игры, распределяют в ней роли, определяют место самоделок в этой игре. Поэтому такие предметы детской повседневности специалисты относят к игровой культуре [Сазоненко 2020].

В своей основе любая игра направлена на получение социального опыта и погружение в мир вымысла, продиктованный спецификой мышления конкретного ребенка. Игра выступает в качестве универсального опыта освоения мира. В ней ребенок должен присвоить себе адаптированную социальную роль взрослого и принять упрощенные социальные отношения. Системно социальная и образовательная роль игры разрабатывалась на страницах журнала «Советская игрушка» в 1930-х гг. в статьях, посвященных разработке новых типов игрушек и анализу существующих.

Бумажные конструкторы могли быть использованы в коллективной игре для выстраивания коммуникации и выработки социального опыта. Связь между игрой и трудовыми практиками в советском обществе отмечает М. А. Сазоненко: «в отношении игровой культуры политика советского государства в этот период (в 19301940-х гг.) была преимущественно ориентирована на то, чтобы играми для ребенка были настоящие инструменты в целях прививания навыков труда, и это было вызвано, в том числе, и малой доступностью игрушек для большей части населения» [Сазоненко 2020]. Советская игровая культура также помогала выстроить «оптимистичное будущее коммунистического общества» [Гаврыш 2018,88].

Игровая деятельность как «идея рациональной организации свободного времени детворы» [Гаврыш 2018, 88] занимала важное место во внеклассной и досуговой работе советских школ. Нужно отметить, что с 1950-х гг., когда в программу общеобразовательных школ был включен новый предмет — трудовое обучение, в методике работы с детьми больше внимания стало уделяться опыту конструирования и создания образа. В этот период было сформировано понятие техническое конструирование (иначе «техническое творчество»), оно рассматривалось как «вид деятельности, в результате которой создаются технические объекты, обладающие признаками полезности и существенной новизны» [Педагогическая энциклопедия 1968].

Одновременно с этим уже в 1920-е гг. педагогов и руководящие органы занимал вопрос организации трудовой деятельности

школьников в сфере детского технического творчества. К концу десятилетия с учетом разнообразных направлений в этой области были организованы первые детские технические станции. 1930-е гг. отмечены проведением первых крупных массовых мероприятий по типу Всероссийского слета юных техников (1932 г.) и чрезвычайных съездов Советов работы юных техников.

В школах вводятся дисциплины, связанные с обучением культуре труда. Учебные программы по этим предметам в течение десятилетий изменялись и корректировались, базовым оставалось привитие общих навыков ручного труда: работа по дому, начальные знания и практические опыт в столярном, швейном деле, приготовлении пищи и др. Занятия носили и профориентационный характер, и могли быть направлены на получение производственных профессий с присвоением низших профессиональных разрядов. Нередко эти уроки проходили на предприятиях.

Понятие «творческий труд» встречалось в публикациях, посвященных культуре труда в условиях социалистического общества [Григорьев 1976] и приобщению ребенка к труду через конструирование бытовых предметов и игрушек из различных материалов [Тарасов 1938; Жилкина 1956; Трумпа 1960]. Познавательно-трудовая деятельность, под которой подразумевалась любая деятельность, направленная на приобретение информации об объектах или явлениях реальной действительности, получение конкретного опыта непосредственного производства объекта или его прототипа ребенком, является основой технического творчества, а игровая деятельность выступала в качестве средства достижения поставленных целей [Анохин 1955].

Параллельно со специализированными изданиями по трудовому воспитанию выходили периодические издания разной тематики для детей с приложениями, состоявшими из настольных игр и бумажных конструкторов. В советской повседневности «детская периодика являлась практически единственным доступным для массового читателя источником удовлетворения своих читательских потребностей» [Мусорина 2022, 251]. Ее роль в процессе социализации ребенка и формировании «нового» человека, изучении детской культуры и моделировании советского общества неоднократно становилось предметом исследования [Колесников 2012; Мусорина 2022; Рыжкова 2018 и др.]. Ярким примером выступают бумажные конструкторы и настольные игры в приложении к ежемесячному журналу «Рабочей газеты» для детей младшего возраста «Мурзилка». Как пишет М. А. Сазоненко, в них отрази-

лись изменения в методической работе Народного комиссариата просвещения, связанные с попыткой увязать обучение с окружающей жизнью, «поощрить познавательную деятельность учащихся путем так называемых активных методов (активно-трудовой, исследовательский, лабораторный, экскурсионный)» [Сазоненко 2020, 388-399]. В приложении «Мурзилки» размещалась одна бумажная самоделка - настольная игра, к которой необходимо было сделать карточки или собрать игральное поле. Бумажные конструкторы «Мурзилки» представляли собой набор героев, с помощью которых можно выстроить сюжетную линию и проиграть конкретное событие. Читатель второй половины 1920-х гг. мог смастерить макет мавзолея (1931. № 04; 05), стать участником Первомайской демонстрации (1925. №05; 06) или парада (1927. №06), выполненного в технике теневого театра.

В послевоенный период выпускались сборники и отдельные издания по созданию самодельных приборов из подручных материалов (дерева, металлов, бумаги, картона) в виде папок с развертками [Михайлов 1969; Садомская 1958; Столяров 1966; Столяров 1981; Чумаченко 1969] или методических рекомендаций по организации технического творчества [Григорьев 1976; Коссаковская 1960], ручного труда [Жилкина 1956]. Мальчикам предлагалось соорудить приборы из дерева, металла и других подручных инструментов, пропагандировались радио и электротехника. Девочкам предлагались пособия по домашнему быту, шитью и иногда рукоделию. В отличие от 1930-1940-х гг., бумажному макетированию уделялось незначительное внимание. В 1956 г. в первом номере журнала «Весёлые картинки» появился герой Самоделкин, созданный художником И. М. Семеновым. В 1964 г. с его иллюстрациями выходит детская повесть «Приключения Карандаша и Самоделкина» Ю. М. Друж-кова. Появление образа Самоделкина наглядно демонстрирует то значение, которое придавалось в этот период развитию трудовой деятельности ребенка в сфере художественного конструирования.

Рассмотрим ежегодное издание «Детский календарь» для младшего и среднего школьного возраста, включавшее большое количество самоделок. Если бумажные конструкторы из приложения «Мурзилка» уже становились предметом исследования [Сазоненко 2020; Рыжкова 2018], то «Детский календарь» еще не попадал в поле зрения исследователей. «Детский календарь» выходил регулярно с 1943 г. по 1957 г. в издательстве Росгизместпром2. В 1940-1950-е гг. издательство систематически выпускало книги-самоделки [см. напр. Калабин 1944].

«Детский календарь» незначительно менял свой внешний вид, в него входили два календаря на один год с разным художественным оформлением и структурой, специальная подставка для размещения календаря на стене, табель-календарь, пояснения к играм и конструкторам, приложения из тонкого картона для изготовления самоделок и игр. В первых номерах конструкторы были вшиты в календарь. Затем они выпускались в формате папки с завязками, а позже все составляющие издания вкладывались в бумажный пакет с обложкой. Главным редактором «Детского календаря» до 1954 г. была Елизавета Ивановна Гроздова3, педагог, методист дошкольного образования и редактор детских литературно-художественных изданий4. С конца 1930-х гг. Е. И. Гроздова занималась разработкой настольных и бумажных игрушек для детей, была редактором детских изданий с вложенными в них конструкторами [Введенский 1944; Знаменская 1945], создавала сюжетные листы к серии диапозитивов, писала пособия для детского сада [Гроздова 1935]. Например, пособие для педагогов и родителей «Игрушка-самоделка из бумаги» состояло из большой папки с бумажными конструкторами и рекомендациями по их сбору [Хлебникова 1938]. В «Настольных играх для дошкольников» педагог объединяет игру и самоделки в единый познавательный процесс, утверждая, что «бумага дает широчайшие возможности для развития творческой конструктивно-художественной детской деятельности, помогает знакомиться с формой и с взаимоотношением отдельных ее частей, толкает его к углубленному наблюдению предметов и т. д.» [Гроздова 1939а, 18-19].

Первым опытом публикации бумажных конструкторов в качестве приложения к ежегодному изданию стал «Детский календарь в играх и занятиях»: на 1-й и 2-й квартал 1939 г. Его авторами-составителями были Е. И. Гроздова и О. А. Дьячкова [Гроздова 1939]. Ими же было выпущено издание «Игры и занятия» (1940) [Гроздова 1940]. По подаче иллюстративного материала, типу переплета и характерному клапану для настенных календарей «Игры и занятия» можно отнести к серии «Детских календарей» с бумажными конструкторами. Следующее издание вышло только на 1943 г. под названием «Детский календарь» [Гроздова 1942]. В предисловии «Как использовать календарь» автор-редактор Е. И. Гроздова упоминает об игрушках-самоделках, об их «сюрпризных листах», которые можно использовать «в воспитательной работе детских садов, детских домов, домов пионеров, детских больниц и в других детских учреждениях».

К приемам создания модели можно отнести развертки с клапанами и подробными указаниями о сборке изделия, заготовки с двумя симметричными элементами, которые необходимо было вырезать по форме и сложить. Последние встречаются в «Детском календаре» при изготовлении масок или елочных игрушек. Но самые распространенные самоделки с клапанами подразумевают последовательное создание сложной конструкции и могут быть отнесены к группе детских игрушек — конструкторам, а не поделкам из бумаги.

В каждый номер «Детского календаря» вкладывалась тетрадка «Пояснения к игре» с подробными описанием сбора бумажных самоделок и их дополнением. Авторы рекомендовали наклеивать выкройки на плотный картон, дополнять на свое усмотрение. Ктворче-скому началу относится не само проектирование бумажной модели, а создание игры или игровых систем с использованием склеенных бумажных моделей. Формат и условия игры дети выбирали сами, поэтому можно говорить об игровом конструировании, которое формирует свободу в творческом акте при использовании данных самоделок. С помощью готового бумажного конструктора выстраивается картина мира, в которой ребенок может организовать свое окружение, предлагаемое авторами конструктора в рамках определенных условий, то есть можно утверждать, что самоделки из ежегодника «Детский календарь» иллюстрируют «поэтапный процесс конструирования культуры советского детства „сверху"» [Сальникова 2013,210]. По этому признаку рядом с «Детским календарем» можно поставить приложения журнала «Мурзилка».

По типам конструирования, тематике и принципу игровых моделей самоделки «Детского календаря» можно классифицировать следующим образом:

1. модели детского театра, в которых явно представлен мотив сцены и зрелищного представления — теневой театр, кинотеатр (так в первоисточниках - Е. К.), пальчиковый театр, маски;

2. модели, связанные с чтением и его популяризацией — подставки, ящички и витрины под маленькие книжки-картинки и сами маленькие книжки-картинки, герои сказок;

3. модели канцелярских принадлежностей и других предметов повседневного быта;

4. модели новогодних украшений;

5. модели подвижных панорам с сюжетами из повседневной жизни советского гражданина;

6. модели техники;

7. модели архитектурных сооружений;

8. бумажные куклы;

9. календари и др.

Приведенная выше типология охватывает почти все группы изделий, предлагаемых советскому ребенку, что подтверждается материалами журнала «Советская игрушка», ведомственного издания органа Комитета по игрушке при Наркомпросе РСФСР [см. Сальникова 2013]. Добавим только однофигурные динамические самоделки с движущимися элементами. Их немного. Они реже встречаются на страницах «Детского календаря» и имеют разный функционал и тематику, например, включено письмо-панорама «Слава Великому Октябрю» с детьми и букетами цветов (худ. А.К.Боровская), сделанная по принципу простой конструкции pop up , или «Веселый пильщик» («Звездочка», 1965). Игрушка-самоделка «Хоровод-березка» (1953) требует от читателя дополнительных навыков по изготовлению механизма вращения.

Над бумажными самоделками в «Детском календаре» работала постоянная группа художников. Наибольшее количество моделей были придуманы, нарисованы и сконструированы художниками Л. В. Чагой (1912-1995), И. Ф. Бек (1909-1963), Н. А. Ушаковой (1899-1990), Г. С. Якубович, И. Д. Кулешовым (1903-1944). В «Детском календаре» рядом с бумажными конструкторами указывались авторы. Их называли «автор рисунков», «художник» и «художник-конструктор».

В каждом номере «Детского календаря» можно было встретить бумажные самоделки Лидии Васильевны Чаги (Харджиевой), скульптора, автора предметов декоративно-прикладного искусства, родственницы художника Д. И. Митрохина, жены литературоведа и собирателя русского авангарда Н. И. Харджиева. Модели художницы отличались разнообразием конструкций, тематики и стилистики. В «Детский календарь» за 1957 г. вложена отдельная книжка О. И. Высотской «Театр сказок» с картинками, оформленной Л. В. Чагой. В книжке подробно рассказывается, как можно смастерить свой домашний театр по мотивам русских народных сказок, сделав короб со сменными декорациями, красочным занавесом и движущими по оси действующими героями. Здесь Л. В. Чага высту-

пает в качестве художника-иллюстратора, представляющего эскизы театрального действия. Сотрудничал с этим изданием и иллюстратор В. В. Любимов, создавший сложные технические модели поездов, самолетов, танков, кораблей с большим количеством деталей. Изредка печатались более известные в книжном искусстве художники. В первый номер 1946 г. включены «Головоломки-игрушки без клея» Е.В.Сафоновой (1902-1980). Фигуры пеликана, индюка и гуся (названия птиц необходимо было установить) собирались по принципу перпендикулярных форм. Она же придумала карманную вертушку «Бабочки. Самоделка на трех листах» для издания 1954 г. и игрушки-самоделки по русской народной сказке «Кот и петух» (1956). В 1946 г. в «Детском календаре» можно видеть импровизированный объемный натюрморт из вазы с грибами и фруктами, работы Т. А. Мавриной (1902-1996), а в 1957 г. — рисунки Ф.В. Лемкуля (1914-1995). В первом номере журнала участвовал известных художник-анималист А. Н. Комаров (1879-1977). В качестве иллюстраторов в «Детском календаре» принимали участие В. В. Лебедев (1943-1967), В. Ф. Матюх (р. 1945), В. С. Алфеевский (р. 1940) и др.

Тематика самоделок «Детского календаря» была очень разнообразна. Особенности советской действительности проявляются в первые годы издания и находят отражение в предисловиях авторов-составителей, портретах руководителей страны (И. Сталина (1947), И. Сталина и В. Ленина (1953), И. Сталина и В. Молотова (1946)) и в литературных произведениях с ярко выраженной идеологическим тематикой. Самая большая фигура, которая встречается в самоделках «Детского календаря»,—это кремлевская звезда на елку (1953, худ. Ю. А. Бугельский).

Исторические события отражены в изданиях конца 1930-х -середины 1940-х гг. В «Детском календаре» 1939 г. предлагалось сделать киноигрушку — «фильм, посвященный освобождению Западной Белоруссии и Западной Украины», панораму «У озера Хасан» — о вторжении японских войск на территорию советской страны в 1938 г., «Отважные летчики» — о полете на Дальний Восток группы летчиков, путешествие по каналу Волга - Москва и др. В 1945 г. были помещены подвижные игрушки-самоделки о том, как «фашист убегает под героическим натиском Красной армии» и «Гитлер за решеткой» И. Д. Кулешова, «Подарок в День Красной армии» (папка под роспись «палех», Г. С. Якубович).

Тематика игр и конструкторов была связана с темами и сюжетами художественных произведений «Детского календаря», пре-

имущественно поэтических. Например, в издании 1957 г. один календарь состоял из набора литературных произведений, связанных с важными датами месяца. Второй календарь был составлен из писем школьников-читателей из разных регионов страны. Каждый номер, за исключением нескольких последних, начинался с сообщения о годовщине смерти В. И. Ленина, затем отмечались памятные и юбилейные даты (день рождения Н. С. Хрущева, юбилей В.В.Маяковского, смерть М.И.Кутузова и т.д.), праздники, дни рождения и смерти знаменитых личностей. В самом тексте календаря превалировало две темы — восхваление вождей и памятных событий политического характера и времен года, которые раскрывались через природные процессы и трудовую деятельность.

Начиная с 1947 г. параллельно выходило два издания под заглавием «Детский календарь». Одно выходило в издательстве «Детская литература», другое - в издательстве «Детгиз». Последнее представляло собой папку, в которой была книга «Круглый год: книга-календарь для детей» (альманах для старшего дошкольного и младшего школьного возраста), табель-календаря, календаря и приложения с играми и самоделками, но с меньшим количеством конструкторов и игр. В эту же папку издатели вкладывали книжку с картинками стандартного размера, например, «Подарок» В. Г. Сутеева (1903-1993) в изданиях 1951 г. и 1953 г. По своей стилистике и сюжетным мизансценам, присущим знаменитому аниматору, издание сильно контрастирует с содержанием папки. Авторскую книгу «Веселые картинки» художника А. М. Лаптева (1905-1965) можно было получить на Новый год 1956 г.

«Детский календарь» получил свое продолжение в издании «Звездочка. Календарь для октябрят», выходившем в 1960-1970-х гг. при участии тех же художников-конструкторов. Изменился внешний вид ежегодников — стало больше рисунков на развороте, небольших графических композиций, иллюстрирующих каждое произведение.

С каждым годом стилистика изданий менялась в сторону облегчения визуального ряда, и с 1962 г., когда вышел первый номер «Звездочки», в журнале отчетливо ощущается эстетика «оттепели». Папка с приложениями была заменена выпуском многостраничного издания, как это было в первые годы «Детского календаря». Круг специалистов, создававших иллюстрации и самоделки, остался прежним, но пришли и новые художники и разработчики конструкторов. Новыми иллюстраторами книги-календаря в разные годы стали молодые на то время художники, а сейчас при-

знанные мастера книжного искусства второй половины ХХ в. — М.Майофис (р. 1939), Е.Монин (1931-2002), М.Митурич (19252008), Л. Токмаков (1928-2010), В. Лосин (1931-2012), В. Чижиков (1935-2020), Э.Булатов (р. 1933), В.Перцов (1933-2017) и др. Художественное оформление «Детского календаря» и «Звёздочки» требует отдельного исследования. Здесь отметим замечательную обложку Е. Монина и шмуцтитулы, созданные в соавторстве с В. Лосиным к «Звездочке - 1964». Над самоделками и конструкторами работали некоторые авторы «Детского календаря» — Н. А. Обухов, Л. Н. Чага и др.

Если для иллюстраций книги-календаря было характерно упрощение форм в сторону детскости, то бумажные самоделки по своей конструкции и прорисовке не претерпели значительных изменений за все годы издания. В какой-то момент стали появлялись модели с подробной детализацией (головные уборы для девочек с цветами «Детский мир», 1956, худ. О. В.Эйгес), натуралистичностью и упоминанием названий цветов и видов птиц, с которыми читатель должен был познакомиться («Звёздочка», 1962).

Бумажные конструкторы 1920-1930-х гг. не имели ярко выраженной гендерной адресации, так как их авторы «ставили перед собой скорее дидактические и идеологические задачи», «отражая эксперименты того времени в области школьного образования, введение в практику активных методов обучения», «актуализация образа женщины-матери, хранительницы домашнего очага» в периодических изданиях для детей характерна для послевоенного периода [Сазоненко 2020, 399, 408]. В первом номере «Детского календаря» 1946 г. появляется кукла-малышка Т. А. Мавриной и Е. А. Афанасьевой (1900-1998), а также кроватка для куклы в прорисовке Т. А. Мавриной. В дальнейшем в журнале можно увидеть «куклу Светлану» с «нарядным платьем и бантом, шляпой и игрушкой» (1947) и «куклу Олю» (1952). В случае «куклы Оли» её создательница Л. В. Чага предлагает для неё четыре национальных костюма (венгерский, албанский, румынский и болгарский) с национальными головными уборами, а также ковер и посуду, выкройки мебели — кроватки и буфета.

Средства передвижения и машины как яркие примеры технического прогресса советского строя стали одной из главных тем для бумажных самоделок. Это могли быть модели кораблей и речных шлюзов (1955), «Паровоз „Победа"» (худ. В. В. Любимов, 1947), «Вертолет» (худ. М. Я. Салахетдинов, 1962). Номер «Звездочки» 1967 г. был полностью посвящен историческим событиям и фактам,

связанным с юбилеем Октябрьской революции. Прилагался большой макет крейсера «Аврора». Каждой технической модели была свойственна подробная детализация в прорисовке и в количестве отдельных элементов. Фигурками людей модели техники не сопровождались. Предполагалось, что ребенок мог сам смастерить героев для своей игры. Только в модели «Игрушка-панорама Станция метро „Серпуховская"» (худ. И. Ф.Бек, А. А. Яроцкий, 1947) были представлены фигурки пассажиров, которые садятся в поезд, идущий по туннелю московского метро.

Предметы повседневного быта в бумажных моделях могли быть просто детскими игрушками, например, в номере для 1952 г. это круглая подставка с бумажными цветами в горшочках (худ. Ю. А. Бугельский), барометр в виде древнерусской башни, полочка для зубного порошка и стаканчика с щеткой (худ. А. А. Яроцкая), футляр для одежной щетки (худ. Е. М. Эндриксон, 1947) или кармашки для ножниц, расчесок или писем. Но чаще всего встречаются предметы, связанные с обучением: например, пенал с мотивами народной росписи (1952, худ. А. А. Ягроцкая). В обобщенной стилистике «под хохлому» украшены часики (1946), имеющие узнаваемую форму в стиле ар-деко. К ним прилагалась игра с карточками в виде циферблатов. В этом же номере предлагался футляр для ножниц (худ. И. Ф. Бек) и для расчески. Тему народных бытовых предметов продолжает коробочка-ковш для пуговиц в виде деревянного ковша-индюка (худ. Г. С. Якубович). Бумажные самоделки такого плана были украшены орнаментальными цветочным мотивами.

Бумажные конструкторы решали одну из главных задач «Детского календаря» — популяризацию чтения. Если тематика чтения затрагивалась в самоделках, предлагаемых в других изданиях (например, в «Мурзилке»), только отчасти, то в «Детском календаре» персонажи и сюжеты из литературных произведений являлись основными для бумажных конструкторов. Большая часть была создана по мотивам литературных произведений для детей. Уже в издании «Игрушка-самоделка из бумаги» 1938 г. читателю предлагалось сделать макет книги в коробке к юбилею А.С.Пушкина. В 1945 г. Г.С.Якубович предлагает читателям собрать объемную игрушку по народной сказке «Теремок». В «Детский календарь» 1946 г. включены изысканные — в три цвета, требующие многослойных сложений, —елочные игрушки, созданные М.И.Ивашинцевой (1882-1957) по сказкам А.С.Пушкина. Они изображали царя Салтана, Жар-птицу, Царевну-Лебедь.

Также почти в каждом номере «Детского календаря» были книжки-малышки, размером приблизительно 5x7 см. То есть вкладывались отдельно обложки с указанием художника-иллюстратора и набор листов с текстовыми блоками к конкретной книжечке. Их тематика была чаще всего связана с пропагандой советской идеологии: например, книжки без указания авторства — «Сталин думает о нас», «Чапаев», «О Ленине», «Как банки стали народными»), или «В музее Ленина» С. Михалкова. Иногда встречались тексты классиков и детских писателей, не связанные с политической темой — народные сказки, «Басни» И. А. Крылова, «Белый домик» Б. Житкова и др.). В первых изданиях художники не упоминались, затем встречаются малоизвестные авторы — С. И. Соколов, Л. В. Елисеевнина.

В «Звездочке» (1962) появляются книжки-малышки с форзацами и иллюстрациями в тексте, в оформлении известных художни-ков—М. Митурича, В.Дувидова, расширяется тематика книжек. Научно-популярные издания из «Библиотечки „Умелые руки"» (1956 и 1957) — «Гербарий», «Аттракицоны», «Шары и подвески», «Гирлянды» и др. — подчеркивают направленность «Детского календаря» на творческий и досуговый труд. Встречались конструкции типа книжки-вертушки по изучению времен года (худ. Н. А. Ушакова, 1952) и книжки-ширмы с видами Москвы «Наша столица» (1953) с обложкой в форме одной из башен Кремля.

Подобные миниатюрные книжки с картинками по замыслу авторов должны были складываться в личную библиотеку, для которой читатель мог сделать витрину или раму для хранения. Модель самого большого шкафа для книжек-малюток «Наша библиотека» с корзиной и цветами, рассчитанная на 48 книжечек, была вложена в «Детский календарь» 1952 г. В пояснении предлагалось после сборки при желании взять данную модель с собой в пионерский лагерь. В 1953 г. художницей Н.Д.Воробьевой был придуман бумажный конструктор — полочка для хранения книжек-малышек, «расписанная под старину» с разверткой и общим видом склеенной конструкции. Многие модели «Детского календарь» за 1954 г. были посвящены практикам чтения: в папке были собраны книжки-малютки и модель открытой витрины-библиотеки для этих книжек. В этом же номере предлагалось склеить книжку-панораму «Девочка и грибы» (худ. В. С.Кизивальтер) и книжку-ширму «Наша столица» (худ. В. В. Любимов).

Рядом с бумажными конструкторами, связанными с художественной литературой, можно поставить предметы, символизиру-

ющие просвещение и образование: подставки под канцелярские принадлежности (с цветами, 1947). Из предметов повседневности с сюжетами из литературных произведений встречались настенный бумажник, например, с портретом А. С. Пушкина и иллюстрациями к «Руслану и Людмиле» (1947).

В «Детском календаре» 1957 г. и уже упомянутой «Звездочке» 1960 г. впервые появляется новая тема — картинная галерея с репродукциями картин Государственной Третьяковской Галереи, сопровожденными пояснениями. Необходимо было вырезать изображения и познакомиться с историей картины. Модели елочных игрушек встречаются в каждом номере «Детского календаря» и «Звездочки» как неотъемлемая составляющая культуры послевоенного советского детства. В «Звездочке» были предложены модели игрушек «Конек-горбунок» с подвижными элементами (худ. Н.А.Обухов, 1960, 1962).

Литературные герои безымянных сказок становились персонажами динамических игрушек (например, «Мишка-прыгун» или игрушка, изображающая по принципу качелей семью медведей в народных костюмах) или «передвижных» календарей. Тип передвижных настольных календарей уже встречался в «Мурзилке». Календари «Школа лягушат» (1925. №02), «Заяц» (1926. №02), «Медвежата» (1927. № 02) имеют единую композицию и конструкцию. Их авторы не указаны, но стилистика рисунка с лягушатами напоминает манеру В. Г. Сутеева. Сложная конструкция «подвижного» календаря строится из основы, кармашка с отдельными карточками по месяцам, двумя циферблатами для минут и часов и доской с днями недели. В «Детском календаре» под передвижным календарем понимался плакат с кармашком для недели и месяцев. В издании 1949 г. девочка со своими игрушкам держит в руках листы с цифрами года. В «Звездочке» эта тема встречается уже редко (Кукла-подставка-календарь, 1965).

Еще одна важная тема бумажных конструкторов разных лет — театр. В постреволюционный период, например, в приложениях к «Мурзилке» читателям часто предлагается сделать свой «кинотеатр „Мурзилка"» (орфография сохранена - Е.К.) для просмотра кинолент (1926. № 9; 1927. № 3) или фильмоскоп-самоделку (1939. № 4). Встречается и теневой театр — уже упомянутый «Парад» (1927. № 6) и «Театр. Китайские подвижные тени» (1927. № 1).

В «Детском календаре» можно встретить самоделки на театральную тему, иногда с приложением текста пьес. В 1956 г. предлагаются большие конструкторы с подвижными деталями —

классический теневой театр. Сюжеты — «Дон Кихот» с многочисленными персонажами и «Цирк» с усложненными конструкциями на нитках и грузах. Цирковое представление разворачивается на страницах издания, приуроченного к новому 1954 г. Одна самоделка состоит из импровизированной сцены с фокусниками, наездниками и клоунами (худ. Л. В. Чага), другая игра также связана с цирком — «Веселый карнавал» (худ. А. К. Боровская). Тематически этот конструктор пересекается с приложением «Мурзилки» «Движущийся хоровод» (1926. № 04). Дети в карнавальных костюмах разных национальностей движутся по сцене в виде большой звезды, а задник представляет собой поле с заводами. Тема дружбы народов представлена в каждом номере в иллюстрациях и моделях других конструкций. Набор «16 народных костюмов. Игрушки-самоделки на 6 листах» (худ. Е. Н. Бриллинг, 1947) — это бумажные куклы разной конструкции с клапанами и без, в национальных костюмах, которые можно было собрать в гирлянду и украсить окна в дни праздников. В настольных играх «Сказки братских республик» (худ. Л. В. Елисеевнина, 1953) ребенок должен был вырезать и склеить вертушку и фигурки в национальных костюмах; в «В царстве сказок» (худ. Г.С.Якубович, 1945) собрать игровое поле.

В последних номерах «Детского календаря» и «Звездочки» появляются технические модели с механизмами — основные объекты детского художественного творчества в педагогической и научно-популярной литературе середины ХХ в. Например, короб сигнального прожектора («Звездочка», 1962), предлагалось собрать из бумажной развёртки и смастерить двигатель самостоятельно. Игрушку-самоделку «Огород» (худ. В.М.Якобсон, «Звездочка», 1964) необходимо было соорудить из короба и фанеры. Чертежи ракеты в честь 50-летия Октября («Звездочка» 1967) нужны для сборки полноценной электротехнической модели.

Как и в отдельных специализированных изданиях, в некоторых последних номерах «Детского календаря» бумажные конструкторы публиковались не в качестве приложения, а в основном тетрадном блоке журнала. Читателю предлагается самому по сетке и образцу нарисовать развертку броневика или составить композицию из отдельных персонажей народной сказки и фона.

После 1960-х гг. к бумажным конструкторам в периодических изданиях интерес сохраняется: журнал «Моделист-конструктор» (ранее «Юный моделист-конструктор», 1962-1991), современные отечественные и иностранные журналы «Ма1у ММе1ак»,

«W. M. C. Models», «Бумажное моделирование». Их роль в истории издания самоделок требует отдельного исследования.

Бумажные конструкторы 1920-1960-х. гг. по готовым разверткам в периодических изданиях способствовали формированию основ художественно-технического творчества и трудовой культуры детей. С их помощью решалась важная задача построения «нового» советского человека в части его общекультурного развития, социализации, формирования идеологической позиции, а также приобщения к чтению. Эти конструкторы можно рассматривать как феномен советской массовой культуры в развитии детского творчества и игровой деятельности.

Исследуемые самоделки и конструкторы, выходившие под редакцией Е. И. Гроздовой, сопровождали советского ребенка на протяжении продолжительного периода взросления и выступали в качестве регулярной составляющей повседневного быта ребенка и элементов игрового творчества исследуемого периода. В издании «Детский календарь» отразились характерные особенности развития художественного конструирования, а именно переход от создания игрушки по уже имеющейся развертке к изготовлению развертки или собственной модели.

Примечания

1 Исследование выполнено за счет внутреннего гранта РГПУ им. А. И. Герцена (проект № 4ВГ).

2 За свою историю издательство имело разные названия: издательство «Полиграфическая фабрика Треста местной промышленности Москворецкого района», фабрика Треста местной промышленности Москворецкого района, Московский комбинат бумажных изделий Российского государственного промышленного хозрасчетного объединения по производству игрушек и др.

3 Даты жизни Е. И. Гроздовой на сегодняшний день не установлены.

4 Под ее редакцией выходили «Сказка о глупом мышонке» (1945) С. Я. Маршака, «Медведь и девочка» (1945) и др.

Литература Источники

Анохин 1955 — Анохин П. Л. Бумажные летающие модели. М.: Изд-во ДОСААФ, 1955.

Введенский 1944 — Введенский А. И. А ты? М.: Полигр. ф-ка Москворец. Райпромтреста, [1944].

Бумажное творчество 2022 — Бумажное творчество: увлекательно и просто. М.: Советские учебники, 2022.

Григорьев 1976 — Григорьев В. И. Детское техническое творчество как средство коммунистического воспитания и всестороннего развития учащихся: Метод. пособие для внеклассной и внешкольной работы. Фрунзе: Мектеп, 1976.

Гроздова 1935 — Сюжетный лист к серии диапозитивов «На чем люди ездят» / сост. е. И. Гроздова, Е. Ю. Шабад. [М.]: тип. ф-ки 7 «Диафото», [1935].

Гроздова 1939 —Детский календарь в играх «Детский календарь в играх и занятиях»: на 1-й квартал 1939 г. / [авторы-составители: Е. И. Гроздова, О. А. Дьячкова]. Л.: Гос. изд-во местной промышленности РСФСР, 1939.

Гроздова 1939а — Гроздова Е. И. Настольные игры для дошкольников. М.: Учпедгиз, 1939.

Гроздова 1940 — Гроздова Е. И., Дьячкова О. А. Игры и занятия: [альбом для вырезывания]. М.: Детиздат, 1940.

Гроздова 1942 — Гроздова Е. И. Детский календарь. 1943 / [Ил. В. В. Лебедев]. М.: Б. и., [1942].

Гроздова 1944 — Гроздова Е. И. Детский календарь. 1944 / Ил. Е. А. Афанасьева, Д. В. Горлов, И. Д. Кулешов и др. М.: Б. и., 1944.

Гроздова 1945 —Гроздова Е. И. Детский календарь. 1946: [Для дошк. и мл. возраста] / Ил. Е. А. Афанасьева, В. С. Баюскин, К. Н. Берман и др. М.: Б. и., [1945].

Гроздова 1946 —Гроздова Е. И. Детский календарь. 1947: [Для дошк. и мл. возраста / Ил.: Е. А. Афанасьева, К. Н. Берман, И. Ф. Бек и др. М.: Полигр. ф-ка Треста местной пром-сти Москворец. р-на], [1946].

Гроздова 1948 — Гроздова Е. И. Детский календарь. 1949: [Для дошк. и мл. возраста / Ил.: Е. А. Афанасьева, К. Н. Берман, И. Ф. Бек и др. М.: Полигр. ф-ка Треста местной пром-сти Москворец. р-на], [1948].

Гроздова 1949 — Гроздова Е. И. Детский календарь. 1950 / [Ил.: М. В. Артемьев и др. М.: Полигр. ф-ка Треста местной пром-сти Москворец. района Центр. хромограверная ф-ка МООМП, [1949].

Гроздова 1950 — Гроздова Е. И. Детский календарь. 1951 [М.: Полигр. ф-ка Треста местной пром-сти Москворец. района, 1950].

Гроздова 1951 — Гроздова Е. И. Детский календарь на 1952 год. М.: Росгиз-местпром, 1951.

Гроздова 1952 — Гроздова Е. И. Детский календарь на 1953 год. М.: Росгиз-местпром, 1952.

Гроздова 1954 — Гроздова Е. И. Детский календарь на 1954 г. М.: Росгиз-местпром, 1954.

Жилкина 1956 — Жилкина А. Д., Жилкин В. Ф. Ручной труд в начальной школе. М.: Учпедгиз, 1956.

Звездочка 1960-1970 — Звездочка. Календарь для октябрят. М.: Детский мир, 1960-1970.

Игрушки-самоделки 1913 — Игрушки-самоделки: Забав. дет. сб. СПб.: тип. «Т-ваХудож. Печати», 1913.

Кирсанова 1930 — Кирсанова В. Игрушки-самоделки / Сост. В. Кирсанова; Рис. М. Д. М.: Изд-во ЦКВКП(б) «Правда», 1930.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Знаменская 1945 — Веселая елка: Сборник / Н. И. Знаменская, А. В. Немоляев; под ред. Е. И. Гроздовой. М.: Наркомместпром РСФСР, 1945.

Игрушки-самоделки 1937 — Игрушки-самоделки. Украсим елку / Разработано Центральным домом Художественного воспитания детей [РСФСР имени А. С. Бубнова]. М., [1937].

Калабин 1944 — Калабин С. В. Мы воюем: [Игра-самоделка]. [М.]: [Полиграф. ф-ка Москворец. райпромтреста], [1944].

Короткова 1940 — Короткова Е. Е., Михайлов Д. М. Они стоят!: Самоделки из бумаги. М.: Труд и знание, 1940.

Коссаковская 1960 — Коссаковская Е. А. Альбом по конструированию игрушки-самоделки из бумаги: Пособие для дет. садов. М.: Учпедгиз, 1960.

Круглый год 1945-1968 — Круглый год: книга-календарь для детей: [альманах: для старшего дошкольного и младшего школьного возраста]. М.; Л.: Государственное изд-во детской литературы Министерства просвещения РСФСР, 1945-1968.

Михайлов 1969 — Стахурский А. Е., Махлинский В. П., Михайлов А. А. Техническое творчество школьников. М.: Просвещение, 1969.

Мурзилка 1924-1939 — Мурзилка: Ежемесячный детский журнал «Рабочей газеты» для детей младшего возраста. М.: Рабочая газета, 1924-1939.

Носова 1954 — Детский календарь на 1955 г. / Редколлегия: Т. А. Носова (отв. ред.) и др. М.: Росгизместпром, 1954.

Носова 1955 — Детский календарь на 1956 г. / Редколлегия: Т. А. Носова (отв. ред.) и др. М.: Росгизместпром, 1955.

Носова 1956 — Детский календарь на 1957 г. / Редколлегия: Т. А. Носова (отв. ред.) и др. М.: Росгизместпром, 1956.

Носова 1958 — Детский мир: Календарь [в играх и занятиях] на 1959 г. / [Редколлегия: О. А. Дьячкова, Т. А. Носова (отв. ред.) и др. М.: Дет. мир, 1958]

Носова 1959 — Детский мир: Календарь в играх и занятиях на 1960 год: [Для школьников 9-12 лет] / Ред. Т. Носова, В. Рубин. М.: Дет. мир, 1959.

Педагогическая энциклопедия 1968 — Педагогическая энциклопедия: [В 4т.] Т.4: Си — Я / Гл. ред.: И. А. Каиров [идр.]. М.: Сов. энциклопедия, 1968.

Перевертень 1983 — Перевертень Г. И. Самоделки из бумаги: Пособие для учителей нач. кл. по внеклас. работе. М.: Просвещение, 1983.

Перлин 1936 — Сборник стихов: Для дошкольного возраста / Г. И. Перлин, Е. И. Гроздова М.: Учпедгиз, 1936.

Садомская 1958 — Веселая мастерская: Книга для мальчиков и девочек о том, как сделать 1000 забавных игрушек из ореховой скорлупы, спичек, речной глины, древесных корней, обыкновенной бумаги, фасоли, пробки, лоскутков, макарон, репейника, яичной скорлупы и многого, многого другого: [Сборник] / сост. С. Н. Садомская. М.: Детгиз, 1958.

Столяров 1966 — Столяров Ю. С. Юные конструкторы и техническое творчество. М.: Изд-во ДОСААФ, 1966.

Столяров 1981 —Столяров Ю. С. Уроки творчества. М.: Педагогика, 1981.

Тарасов 1938 — Тарасов Б. В. Самоделки юного техника. М.; Л.: Коиз, 1938.

Трумпа 1960 — Трумпа Э. А. Самоделки из бумаги: (Складывание и сгибание). М.: Учпедгиз, 1960.

Чумаченко 1969 — Чумаченко А. П. Творчество — источник развития потребности школьника в знаниях. Ростов-на-Дону: Б. и., 1969.

Хлебникова 1938 — Хлебникова М. П. Игрушка-самоделка из бумаги: [Альбом]: Пособие для педагогов и родителей / Под ред. Е. И. Гроздовой; Худож. игрушек В. Б. Зворыкин. М.: Учпедгиз, 1938.

Исследования

Гаврыш 2018 — Гаврыш О. В. Детская игровая повседневность в послевоенные годы (на материале УССР) // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2018. №2. С. 87-92.

Колесников 2012 — Колесников Н. С. Журналы «Пионер» и «Костер» как инструменты формирования и трансформации ценностей советского пионера (1964-1987 гг.) // Вестник экономической интеграции. 2012. №4. С. 207-212.

Мусорина 2022 — Мусорина О. А. Советская детская печать как средство медиатизации советских образцов культуры: аналитический обзор // Вопросы теории и практики журналистики. 2022. Т. 11. №2. С. 249-263. Б01: 10.17150/2308-6203.2022.11(2).249-263.

Рыжкова 2018 — Рыжкова О. В. Визуальные образы «советскости» в детском журнале «Мурзилка» 1920-1930-х годов // Советский проект. 19171930-е гг.: этапы и механизмы реализации: сборник научных трудов / [под ред. О. В. Горбачева]. Екатеринбург: Изд-во Уральского федерального университета, 2018. С. 98-103.

Сазоненко 2020 — Сазоненко М. А. Тендерный аспект в детской игровой культуре советской эпохи на примере детских журналов (19201980 годы) // Художественная культура. 2020. № 1 (32). С. 393-412. DOI: 10.24411/2226-0072-2020-00019.

Сазоненко 2021 — Сазоненко М. А. Атрибуты советского детства: история трансформации (на примере иллюстративного материала детских журналов 1920-1990-х годов) // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2021. №20 (6). С. 85-95. DOI: 10.25205/1818-7919-2021-20-6-85-95.

Сальникова 2013 — Сальникова А. А., Хамитова Ж. А. Журнал «Советская игрушка» как источник по истории советского детства 30-х годов XX в. // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2013. Т. 155, кн. 3, ч. 1. С. 200-211.

References

Gavrysh 2018 — Gavrysh, O. V. (2018). Detskaja igrovaja povsednevnost' v poslevoennye gody (na materiale USSR) [Children's daily life play in the postwar years (Based on the material of the Ukrainian SSR)] Vestnik Baltijskogo federal'nogo universiteta im. I. Kanta. Serija: Gumanitarnye i obshhestvennye nauki, 2, 87-92.

Kolesnikov 2012 — Kolesnikov, N. S. (2012). Zhurnaly "Pioner" i "Koster" kak instrumenty formirovanija i transformacii cennostej sovetskogo pionera (1964-1987 gg.) [Pioneer and Koster magazines as tools for the formation and transformation of the values of the Soviet pioneer (1964-1987)]. Vestnik ekonomicheskoy integratsii, 4, 207-212.

Musorina 2022 — Musorina, O. A. (2022). Sovetskaja detskaja pechat' kak sredstvo mediatizacii sovetskih obrazcov kul'tury: analiticheskij obzor [Me-diatization of Soviet Cultural Patterns in Soviet Print Media for Children: Analytical Review]. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki, 11 (2), 249-263. DOI: 10.17150/2308-6203.2022.11(2).249-263.

Ryzhkova 2018 — Ryzhkova, O. V. (2018). Vizual'nye obrazy "sovetskosti" v detskom zhurnale "Murzilka" 1920-1930-h godov [Visual Representations of 'Sovietness' in 'Murzilka' in the 1920s and 1930s]. In O. V. Gorbachev (Ed), Sovetskij proekt. 1917-1930-egg.: jetapy imehanizmy realizacii: sb. nauch. tr. [The Soviet project. 1917-1930s: stages and mechanisms of implementation:

a collection of scientific papers] (pp. 98-103). Ekaterinburg: Ural Federal University Press.

Sal'nikova 2013 — Sal'nikova, A. A., Khamitova, Zh. A. (2013). Zhurnal "Sovetskaja igrushka" kak istochnik po istorii sovetskogo detstva 30-h godov XX veka ["Sovetskaya Igrushka" Magazine as a Source on the History of Soviet Childhood of the 1930s.]. Uchenye zapiski Kazanskogo Universiteta. T. 155, 3 (1), 200-211.

Sazonenko 2020 — Sazonenko, M. A. (2020). Gendernyj aspekt v detskoj igrovoj kul'ture sovetskoj jepohi naprimere detskih zhurnalov (1920-1980 gody) [The Gender Aspect of Children's Play Culture in the Soviet Union Using an Example of Children's Magazines (1920-1980s)]. Hudozhestvennaja kul'tura, 1 (32), 393-412. DOI: 10.24411/2226-0072-2020-00019.

Sazonenko 2021 — Sazonenko, M. A. (2021). Atributy sovetskogo detstva: istorija transformacii (na primere illjustrativnogo materiala detskih zhurnalov 1920-1990-h godov) [Attributes of Soviet Childhood: History of Transformation (On the Example of Illustrative Material Children's Magazines 1920-1990s)]. Vestnik NSU. Series: History and Philology, 20 (6), 85-95. DOI: 10.25205/1818-7919-2021-20-6-85-95.

Elena Korvackaya

The Herzen State Pedagogical University of Russia; ORCID: 0000-0003-2502-8643

PAPER CRAFTS IN SOVIET CHILDREN'S MAGAZINES AND CALENDARS: ON THE MATERIAL OF DETSKYI KALENDAR ("CHILDREN'S CALENDAR") AND ZVEZDOCHKA ("STAR")

The subject of this study is paper handicrafts, which were offered as supplements to Soviet magazines and calendars for children. They are considered in the article as a phenomenon of Soviet mass culture in the context of the development of children's creativity and play activities. Attention is paid to the constructors in the periodicals of the 1920s-1960s ("Murzilka", "Det-skiy Kalendar" and "Zvezdochka"); their existence is linked to the ideas of personality building of a Soviet man, his general cultural development and socialization (including initiation to reading). In addition to forming the foundations of artistic and technical creativity and work culture, paper handicrafts solved the problem of a shortage of consumer goods, in particular toys.

The annual publication Detskyi Kalendar ("Children's calendar") for primary and secondary school age which was edited by methodologist Elizaveta Grozdova in the 1940s-1950s is discussed in detail. It was a part of a Soviet child's reading circle and could offer its readers a variety of self-made paper models and designs. The publication Detskyi Kalendar ("Children's calendar") reflects the characteristic features of the development of artistic construction, namely the transition from creating a toy using an already existing blueprint, by analogy with self-made models of the pre-revolutionary period, to making a blueprint or one's own model.

Keywords: hand-made toys, constructing, technical creativity, modeling, soviet childhood, Murzilka, Children's calendar, Elizaveta Grozdova

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.