Психологические науки Psychological Sciences
Научная статья
DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-2-77-83 УДК 159.99
ДЕТСКИЕ СТРАХИ И ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Дурасова Елена Алексеевна
Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия ORCID iD: https://orcid.org/0000-0002-9548-2350 [email protected]
Аннотация: тема исследования детских страхов вновь набирает свою актуальность, в связи со значительными изменениями в обществе и мире детства. Статья посвящена изучению психологических особенностей страха в дошкольном возрасте и его специфических проявлений. Рассмотрены как устоявшиеся, так и новые страхи детей, которые появились по причине динамичных изменений общества. Ставятся вопросы, какие из них наиболее распространены, существует ли эволюция страха, и почему дети всегда боятся одного итого же? Показано, что важно осознавать у ребенка наличие новых детских страхов и находить пути их коррекции, чтобы не допускать патологию развития личности. Исследование детских страхов показывает, насколько сильно эмоциональное состояние влияет на протекание психических процессов и развитие личности ребенка.
Ключевые слова: страх, невроз, тревожность, агрессия, психические процессы, формирование личности, ребенок
Для цитирования: Дурасова Е.А. Детские страхи и причины их возникновения в условиях современного российского общества. Педагогика: история, перспективы. 2021. Том. 4. № 2. с. 77-83. DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-2-77-83
Original article
CHILDREN'S FEARS AND THE REASONS OF THEIR OCCURRENCE IN THE CONDITIONS OF MODERN RUSSIAN SOCIETY
Elena A. Durasova
Kuban State University Krasnodar, Russia ORCID iD: https://orcid.org/0000-0002-9548-2350 [email protected]
Abstract: the research on childhood fears is becoming relevant again, as society and the universe of childhood have changed dramatically. This article deals with psychological peculiarities of fear at preschool age and its specific manifestations. It examines both previously known and new childhood fears that emerged due to dynamic changes in society. It poses following questions: which of those fears are the most widespread, does evolution of fear exist, why do children always fear the same things? The article demonstrates how important it is to recognize the child's new fears and to discover ways of mending them so as not to allow any pathology in personality development. The research on childhood fears demonstrates how much emotional condition impacts the course of mental processes and development of the child's personality.
Keywords: fear, nervousness, anxiety, aggression, mental processes, personality formation, child
For citation: Durasova E.A. Children's fears and the reasons of their occurrence
in the conditions of modern Russian society. Pedagogy: history, prospects. 2021. Vol. 4.
no. 2. PP. 77-83. (InRuss.)
DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-2-77-83
В значительном числе научно-исследовательских работ страх рассматривается как причина многих нарушений в психофизиологической сфере, как составная часть неврозов, депрессий (А.И. Захаров; Ю.А. Александровский; К. Хорни; Г.Эберлейн). Проблема детских страхов достаточно изучена в наши дни (А.И. Захаров, В.С. Мухина, М.В. Осорина, А.М. Приожан), но, несмотря на это, в условиях современного российского общества, обостряется, в связи с масштабными изменениями.
Актуальность исследования продиктована тем, что ребенку XXI в. приходится бороться с такими страхами, каких раньше дети не испытывали. Их вызывают изменившиеся содержание многих сказок, рассказов, доступные сюжет фильмов ужасов и компьютерные игры разного характера. Факты свидетельствуют об увеличении числа детей, испытывающих сильные эмоциональные пе-
реживания (А.М. Прихожан; Ю.З. Щербатых, Е.И. Ивлева; Р. Мэй). Страх и другие негативные аффективные тенденции (тревожность, агрессия) часто обусловливают отклоняющиеся формы поведения детей, поэтому этот аспект развития значим в процессе становления личности и индивидуальности ребенка. По мнению ученых Л.И. Божович, В.С. Мухиной, А.И. Захарова, «ребенок как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным воздействиям, и все ежедневные сообщения в средствах массовой информации о терактах, войнах, пожарах, многочисленные сцены насилия и убийства, оказывают определенное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка» [1, 2, 3].
Исследование детских страхов показывает, насколько сильно эмоциональное состояние у детей влияет на протекание психических процессов и развитие личности ребенка. Детские страхи поддаются коррекции и проходят без последствий до десяти лет, поэтому важно своевременно обращаться к специалисту и корректировать их. Пропущенные и не проработанные страхи могут оказывать сильное негативное влияние на учебную деятельность ребенка, детско-родительские отношения, а также на социальную активность и взаимодействия ребенка с окружающими. Как утверждает Ю.З. Щербатых [4]: «Последствия страхов очень разнообразны, и неблагоприятные изменения касаются почти всех психологических сфер».
Важно отметить, что детские страхи имеют возрастной, временный характер. Однако детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребенком, говорят о нервной ослабленности, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия.
В дошкольном возрасте ребенок начинает включаться в общественную жизни и сталкивается с большим количеством неизведанного, что и порождает развитие страхов, которые характеризуются динамичностью, доминированием одного страха над другим в определенный возрастной период.
Перечисленные причины обуславливают необходимость получения современных данных о содержании, форме проявления, возрастной динамике детских страхов.
Детские страхи изменяются в прямой пропорциональности с обществом, так как изменяются подходы к воспитанию, изменяются социальные институты, политическая ситуация и вместе с эти мир детства. Поэтому, говоря о разных исторических периодах, например период послевоенного СССР, эпоха перестройки и распада СССР, общество в условиях современной России (XXI в.), важно понимать, что люди и условия их жизни значительно отличаются.
Люди в период послевоенного СССР столкнулись с голодом, общество было жестко иерархизировано, идеологизировано, а жизнь в нем регламентирована довольно суровыми законами, с самого детства человек был обязан состоять в идеологических организациях, построенных на принципах марксизма, труд был обязательный для всех.
В период распада СССР людям также пришлось не просто, они столкнулись с неопределённостью, страхом за свое будущее и будущее своих детей, что, конечно же, оставило свой отпечаток на подрастающем поколении.
В настоящее время в современной России все более-менее стабилизировалось, у людей открылись многие новые пути и возможности, но, тем не менее, остается также много поводов для беспокойства. Так, например, экономические
кризисы, теракты, крушение самолетов, нестабильная политическая обстановка в мире, военные действия в странах союзниках - все это вселяет новые страхи не только взрослым, но и детям, которые на ментальном уровне чувствуют состояние своих родителей и перенимают страхи на себя, слышат разговоры и видят новости по телевизору.
Напрямую подойдя к нашим страхам, рассмотрим, какие же из них наиболее распространены были в эти периоды, что поможет нам выяснить, существует ли вообще эволюция страха, и почему дети, особенно маленькие, всегда боятся одного итого же? Почему же это так важно?
Детский страх оказывает существенное влияние на устройство взрослой личности и ее реакции на воздействие окружающей среды, что отмечали в своих работах А.И. Захаров, К. Хорни, В.С. Мухина, А.М. Прихожан. Следовательно, можем сделать вывод о том, что если страхи меняются, то каждое поколение имеет индивидуальный базовый «страховитый» опыт, а, следовательно, и реагирует на воздействие окружающей среды несколько по-разному [5].
Стоит сразу отметить, так как мы относимся к одному виду homosapiens, то основные базовые страхи в принципе у нас одинаковые. К ним можно отнести страх темноты, так как с давних времен темнота представляет для человека опасность, поэтому для многих детей это остается одним из главных страхов. Так же к базовым страхам относят страх больших животных, страх смерти, одиночества, чужих людей и т.д.
Теперь рассмотрим страхи, ссылаясь на статью практикующего психолога К. Мурашовой, которая, исходя из своего опыта и многолетнего стажа работы, попыталась показать те самые различия, которые мы ищем. Катерина Мурашева пишет: «люди, пережившие войну, боялись голода, холода и новой войны» [6], что является вполне логичным и объяснимым. Перейдем к тому, чего же люди боялись полвека назад:
- Бабу-ягу;
- иголку, которая потеряется, незаметно воткнется в тело, дойдет по сосудам до сердца, сердце остановится и человек умрет;
- микробов неизвестной, но ужасной болезни, которая живет на кончиках выдернутого из травяной трубки колоска. Эти мягкие кончики мы ужасно любили жевать;
- «конского волоса» - некое полумистическое живое существо, которое живет в водоемах, впивается в тело и там неизвестно что делает, но явно что-то плохое;
- милиционера - им пугали всех и по любому поводу;
- страшных литературных персонажей типа Каменного гостя или чудовища из «Аленького цветочка»;
- ядерной войны» [6].
Страхи детей времен перестройки значительно поменялись. Так, дети уже не особо боялись милиционера и даже войны, их стало тревожить совершенно иное. Они боялись нищеты, маньяков. Так, К. Мурашова в своей работе отмечает, что «дети того времени даже сами себя психотерапевтировали, у них была специальная игра с одноименным названием, когда маньяком назначали какого-нибудь подозрительного прохожего и начинали дружно и несколько истерически-смешно, с явным переигрышем его бояться» [6], что их украдут, смерти, зом-
би-аппокалипсиса, что связанно с просмотром разных фильмов не детского содержания, катастроф, например пожар, землетрясение и т.д.
Страхи детей, рожденных и воспитывающихся в современной России, со времен перестройки значительно изменились и теперь преобладающий характер страхов - социальный. К. Мурашова утверждает [6], что современные дети, в дополнении к базовым страхам боятся:
- разных настоящих, не выдуманных болезней (ипохондрические страхи бывают сегодня даже у пятилетних детей);
- что они никому не нужны;
- что у них никогда ничего не получится, во всяком случае точно не получится, как у других;
- что они не хорошие, поэтому их не будут любить, не примут, отвергнут и так далее (тоже, как ни странно, сегодня встречается даже у пятилеток, раньше это был скорее подростковый страх)».
Как мы видим, эволюция детского страха существует и вносит свои коррективы в развитие и воспитание детей. Последнее, что хотелось бы отметить, ни в коем случае не следует полагать, что нужно воспитывать детей таким образом, чтобы они ничего не боялись. Полное отсутствие страха у ребенка точно не норма и может повлечь за собой последствие.
«Страх является базовой эмоцией человека и выполняет защитную функцию» - считает А.С. Зубкова [7], а также «страх - это важная адапционная реакция». Сталкиваясь со своими и чужими страхами, перебарывая их, ребенок растет и взрослеет, учится наиболее правильно взаимодействовать с этим миром. Не стоит ограждать ребенка от всего страшного, важно просто быть рядом, наблюдать его состояние, поддерживать. В случаях, когда страхи доставляют дискомфорт, лучше обращаться к специалисту.
Страхи и другие негативные аффективные тенденции (тревожность агрессивность) часто обуславливают отклоняющиеся нормы поведения детей, поэтому этот аспект развития значим в процессе становления личности и индивидуальности ребенка. Детские страхи имеют возрастной временный характер. Причин их возникновения достаточно много и все они описаны выше. Наличие страхов у детей является абсолютной нормой, когда их количество не превышает допустимые границы, а вот полное отсутствие страхов у ребенка, причина для беспокойства, так как страх выполняет защитную функцию и может уберечь ребёнка от каких-либо негативных воздействий окружающей среды. Сталкиваясь со страхами и преодолевая их, ребенок взрослеет, растет и учится взаимодействовать с окружающим миром. Однако детские страхи, которые сохраняются длительное время и болезненно переносятся ребенком, являются признакам неблагополучия. Такие страхи могут оказывать сильное негативное влияние на социальную активность ребенка, детско-родительские отношения, учебную деятельность и взаимодействие ребенка с окружающим миром. Последствия страхов очень разнообразны и неблагоприятные изменения касаются почти всех психологически сфер.
Мир не стоит на месте, а очень динамично развивается, и эти изменения затрагивают все сферы жизнедеятельности людей. Мое исследование показало, как с изменением общества изменяются и детские страхи. Так в XXI веке детям приходится сталкиваться с такими страхами, каких раньше дети не испытывали, поэтому очень важно осознавать наличие новых детских страхов и находить пути их коррекции, что бы не допускать патологию развития личности ребенка. Одна-
ко, в данное время это затруднено, так как общество оказалось не готово к воспитанию детей в совершенно новых условиях, резко поменялись детско-родительские отношения, ребенок оказался брошенным в огромном информационном пространстве, где на его сознание давит хаотичный поток информации, идущий прежде всего из средств массовой информации. К тому же сам ребенок, будь то младенец, дошкольник или младший школьник за последнее время сильно изменился и значительно отличается от детей, например 90-х годов, да и не только 90-х. Большое различие можно увидеть у детей начала двухтысячных годов и второго десятилетия двухтысячных, но это не значит, что ребенок стал хуже или лучше, это значит, что он просто стал другим.
Это нужно брать во внимание и учитывать как родителям, так педагогам, которые значительное время проводят с детьми и оказывают на них непосредственное влияние, а также психологам, которые работают с детскими страхами и занимаются их коррекцией.
Первые десятилетия двадцать первого века мы рассматриваем как современный период развития России, это не просто сравнительно недавнее время, но и совершенно другая эпоха. Если же смещать рамки современности к последним пяти годам, то в сравнении дети двухтысячных и две тысячи двадцатых годов значительно отличаются друг от друга, так как общество стало более динамичным и развитым. Следует отметить, что, несмотря на большое внимание специалистов к проблеме детских страхов, исследований в этой области недостаточно. В настоящее время многие исследователи проявляют интерес к работам А.И. Захарова, который совершенно точно определил базовые, можно сказать, вечные страхи детей, хотя он и не прорабатывал страхи в реальных измененных условиях. Но действительно новых исследований страхов, которые бы отражали влияние СМИ, компьютерных игр, гаджетов, быстрой урбанизации, политической обстановки, измененных сказок на развитие детских страхов, очень мало. Поэтому, тема исследования детских страхов вновь набирает свою актуальность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб., 2004. С.21 - 89.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды. М., 1995.
3. Мухина В.С. Детская психология. М., 1985. С. 261 - 272.
4. Щербатых Ю.3. Психология страха: Популярная энциклопедия. М., 2007, С.51.
5. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М., 2000. С. 50.
6. Мурашова К. Страшно не по-детски. М., 2019. С. 1 - 5.
7. Зубкова А.С. Детские страхи: книга для родителей и педагогов. Академия развития. М., 2007. С. 30.
REFERENCES
1. Zakharov A.I. Day and night fears in children. Saint Petersburg, 2004, P. 21 - 89.
2. Bozhovich L.I. Problems of personality formation: selected psychological works.
M., 1995.
3. Mukhina V.S. Child psychology. M., 1985. P. 261 - 272.
4. Shcherbatykh Yu. 3. The Psychology of Fear: A Popular Encyclopedia. M., 2007, p. 51.
5. Prikhozhan A.M. Anxiety in children and adolescents: psychological nature and age of the speaker. M., 2000. P. 50.
6. Murashova K. It is not terribly childish. M., 2019.P. 1 - 5.
7. Zubkova A.S. Children's fears: a book for parents and educators. Development Academy. M., 2007.P. 30.
Информация об авторе: Дурасова Елена Алексеевна, кафедра педагогики и психологии, факультет педагогики, психологии и коммуникативистики, Кубанский государственный университет.
Научный руководитель: С.С. Игнатович, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии
г. Краснодар, Россия
ORCID iD: https://orcid.org/0000-0002-9548-2350 e-mail: [email protected]
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи
Information about the author: Durasova Elena Alekseevna, Department of Pedagogy and Psychology, Faculty of Pedagogy, Psychology and Communication Studies, Kuban State University,
Supervisor: S.S. Ignatovich, associate professor, candidate of pedagogical sciences, assistant professor of the Department of Pedagogy and Psychology, Krasnodar, Russia
ORCID iD: https://orcid.org/0000-0002-9548-2350 e-mail: [email protected]
The author has read and approved the final manuscript.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 26.03.2021 Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and revision: 21.04.2021
Принята к публикации / Accepted for publication: 25.04.2021
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов./ The author declares no conflicts of interests.
©Дурасова Е.А.2021 ©«Педагогика: история, перспективы». 2021