Научная статья на тему 'О ТВОРЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

О ТВОРЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

159
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / РЕБЕНОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондарева Полина Геннадьевна, Игнатович Владлен Константинович, Игнатович Светлана Сергеевна

СТАТЬЯ ПОСВЯЩЕНА ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ СФЕРЫ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА. В КАЧЕСТВЕ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ ОТРАЖЕН ПРОЦЕСС ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА. ПРЕДМЕТОМ ВЫСТУПИЛА РОЛЬ ТВОРЧЕСТВА В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА. ПОКАЗАНА ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - РАСКРЫТЬ ВЕДУЩУЮ РОЛЬ ТВОРЧЕСТВА В ПРОЦЕССЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА. ОТРАЖЕНА ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА ИССЛЕДОВАНИЯ - ОПИСАТЬ МЕХАНИЗМЫ ВЛИЯНИЯ ТВОРЧЕСТВА НА ФИЗИЧЕСКОЕ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. В СТАТЬЕ ОХАРАКТЕРИЗОВАНЫ КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ТВОРЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ДЕТЕЙ. СДЕЛАН ВЫВОД О ТОМ, ЧТО ТВОРЧЕСТВО СПОСОБСТВУЕТ НАЛАЖИВАНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ КОНТАКТОВ И РАЗВИТИЮ ОБЩЕГО ИНТЕЛЛЕКТА. КРАТКО ОПИСАН ПРОЕКТ, НАПРАВЛЕННЫЙ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, КОТОРЫЙ РЕАЛИЗУЕТСЯ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СТУДЕНТОВ И УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бондарева Полина Геннадьевна, Игнатович Владлен Константинович, Игнатович Светлана Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON CREATIVE NATURE OF DEVELOPMENT OF CHILDREN WITH DISABILITIES

This paper deals with theoretical research on the problem of correlation between development of a child's psyche and their creative abilities. The subject of the study is the process of psychophysiological development of a child. The objective of the study is to elaborate on the leading role of creative activities in the process of psychophysiological development of a child. The main goal of the study is to describe the mechanisms of creative activities' influence on physical, emotional and social development of children with disabilities. The study characterizes the key concepts connected to creative development of children. Conclusion is drawn that creative activities facilitates establishing social contacts and developing general intelligence. The study gives a short overview of a project directed at developing creative abilities of disabled children that is implemented through interactions between students of higher education institutions and high school students of general education schools.

Текст научной работы на тему «О ТВОРЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Теория и методика обучения и воспитания Method softraining and education

Научная статья

DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-2-20-27 УДК 37/159.99

О ТВОРЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Бондарева Полина Геннадьевна

Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия ORCID Ш: https://orcid.org/0000-0002-9548-2350 polinabondareva2000@mail.ru

Игнатович Владлен Константинович

доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии

Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия ORCID iD: https://orcid.org/0000-0002-1625-772X vign62@mail.ru

Игнатович Светлана Сергеевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия ORCID iD: https://orcid.org/0000-0003-0479-6117 ssign67@mail.ru

Аннотация: статья посвящена теоретическому изучению проблемы взаимосвязи развития психической сферы и творческих способностей ребенка. В качестве объекта исследования отражен процесс психофизиологического развития ребенка. Предметом выступила роль творчества в развитии ребенка. Показана цель исследования - раскрыть ведущую роль творчества в процессе психофизиологического развития ребенка. Отражена основная задача исследования -описать механизмы влияния творчества на физическое, эмоциональное и социальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. В статье охарактеризованы ключевые понятия, связанные с творческим развитием детей. Сделан вывод о том, что творчество способствует налаживанию социальных контактов и развитию общего интеллекта. Кратко описан проект, направленный на развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья, который реализуется во взаимодействии студентов и учащихся старших классов общеобразовательной школы.

Ключевые слова: творчество, творческий процесс, творческая деятельность, физическое развитие, социальное развитие, эмоциональное развитие, ребенок

Для цитирования: Бондарева П.Г., Игнатович В.К., Игнатович С.С. О творческой природе развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Педагогика: история, перспективы. 2021. Том. 4. № 2. с. 20-27. DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-2-20-27

Original article

ON CREATIVE NATURE OF DEVELOPMENT OF CHILDREN WITH DISABILITIES

Polina G.Bondareva

Kuban State University Krasnodar, Russia ORCID iD: https://orcid.org/0000-0002-9548-2350 polinabondareva2000@mail.ru

Vladlen K. Ignatovich

Kuban State University Krasnodar, Russia ORCID iD: https://orcid.org/0000-0002-1625-772X vign62@mail.ru

Svetlana S. Ignatovich

Kuban State University Krasnodar, Russia ORCID iD: https://orcid.org/0000-0002-1625-772X essign67@mail.ru

Abstract: This paper deals with theoretical research on the problem of correlation between development of a child's psyche and their creative abilities. The subject of the study is the process of psychophysiological development of a child. The objective of the study is to elaborate on the leading role of creative activities in the process of psychophysiological development of a child. The main goal of the study is to describe the mechanisms of creative activities' influence on physical, emotional and social development of children with disabilities. The study characterizes the key concepts connected to creative development of children. Conclusion is drawn that creative activities facilitates establishing social contacts and developing general intelligence. The study gives a short overview of a project directed at developing creative abilities of disabled children that is implemented through interactions between students of higher education institutions and high school students of general education schools.

Keywords: creativity, creative process, creative activity, physical development, social development, emotional development, child

For citation: Bondareva P.G., Ignatovich V.K., Ignatovich S.S. On creative nature of development of children with disabilities. Pedagogy: history, prospects. 2021. Vol. 4. no. 2. PP. 20-27. (InRuss.)

DOI: 10.17748/2686-9969-2021-4-2-20-27

Творческая деятельность занимает особое место среди всех видов деятельности в жизни каждого человека, но особенно её влияние значимо в жизни и развитии ребенка. Творчество позволяет человеку ощутить свою целостность, отражает его внутренний мир, стремления, желания. Через него человек может выразить свои чувства и эмоции, не только передать, но и осознать глубокие переживания и страхи. В момент творчества человек способен наиболее полно ощутить себя как личность, осознать свою идентичность и индивидуальность.

Объект исследования - процесс психофизиологического развития ребенка.

Предмет исследования - роль творчества в развитии ребенка.

Цель исследования - раскрыть ведущую роль творчества в процессе психофизиологического развития ребенка.

Основная задача исследования - описать механизмы влияния творчества на физическое, эмоциональное и социальное развитие детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

Стоит отметить, что творческие задатки особенны для каждого ребенка. Они зависят от свойств нервной системы, ее «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента и во многом определяются наследственностью [1]. Творческий потенциал заложен в ребёнке с рождения и развивается по мере его роста и развития. Однако, возможность реализации творческого потенциала у детей не одинакова, и, как уже отмечалось раннее, это зависит от характера и качества его взаимодействия с взрослым на разных этапах детства.

Творчество буквально пронизывает жизнь маленького члена социума, выражаясь в абсолютно разных формах. Поэтому проблема развития творческих способностей у детей многогранна и непроста. Сложность заключается, прежде всего, в интерпретации понятия «творчество» и раскрытии самой сущности явления. Данная проблема рассматривалась в работах многих отечественных и зарубежных психологов и педагогов [2]: Н.Ф. Вишняковой, Л.С. Выготского,

B.И. Дружинина, Д.Б. Богоявленского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Я.А. Пономарева,

C.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, А. Танненбаум, Г. Айзенак, Дж. Гилфорд, Р. Стерн-берг, и др.

Универсальное определение творчества разработал Яков Александрович Пономарёв. По его мнению, творчество - не что иное, как «взаимодействие, ведущее к развитию». В самом широком смысле творчество он рассматривал как взаимодействие людей. По мнению автора, уникальная творческая деятельность -специфическая форма взаимодействия. Здесь в качестве критерия творчества выступает механизм развития [3]. Таким образом, механизмом развития творческих способностей детей является организация специфических, обогащённых форм взаимодействия ребёнка с взрослым в процессе различных видов деятельности.

Творческая деятельность имеет особое значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья [4]. В процессе такой деятельности у ребенка с

особыми образовательными потребностями формируется и активно развивается ощущение собственной личностной ценности, происходит построение социальных контактов не только со взрослыми людьми, но и со сверстниками, возникает чувство самоконтроля. Кроме этого, творческая деятельность помогает справиться с негативными переживаниями, глубокими эмоциональными трудностями, которые ребёнку кажутся непреодолимыми.

Творчество пронизывает все жизненные процессы, в том числе и сферу физического, психического, социального, интеллектуального здоровья. Через творческую деятельность можно не только повысить уровень социального взаимодействия, но и регулировать эмоциональную, физическую и другие формы развития ребенка. При этом, в зависимости от выбранного направления и стиля творчества, происходит развитие тех или иных компетенций. Так творческий процесс может помочь не только развивать воображение, но и тренирует точность и координацию движений, мышление, внимание. Если говорить о физическом развитии, то такая форма творческой деятельности, как, например, театральная, влияет на преодоление двигательного автоматизма, позволяет овладеть пластикой в движениях, влияет на формирование и поддержание правильной осанки. Несомненным преимуществом является еще и то, что происходит постановка голоса, дикции, активно развивается речь. Во время занятий танцами у ребенка повышается уровень контроля над собой, движения становятся более координированными, укрепляются мышцы. Как ни странно, даже во время занятий внешне нейтральными к физическому развитию видами деятельности, оно не покидает ребенка. Например, при рисовании происходит развитие не только воображения, но и мелкой моторики рук, что способствует развитию мышления, точности движений.

Творчество также оказывает влияние и на социальное развитие (любая творческая работа максимально проявляет личность). Так, во время погружения в коллективный творческий процесс, дети получают новый опыт, развивают такие навыки, как сотрудничество, позитивное партнёрство, активно и ярко взаимодействуют с другими детьми в коллективе. При этом, даже если ребенок скромен или полностью закрыт в себе, при грамотном построении работы взрослым, у него формируется позитивное представление о социуме. Постепенно расширяется сфера межличностного общения, повышается самооценка, ребенок самореализуется и самоутверждается в обществе, формируется отношение к себе как субъекту и объекту социума и культуры.

Творчество порой не подразумевает прямых социальных контактов, однако ребенок в процессе овладевания тем или иным навыком через творческий процесс, так или иначе стремиться поделиться своим открытием сначала с близкими людьми, а затем и с незнакомыми. При этом, если ребенок получает поддержку от значимых взрослых: похвала, признание, повышение мотивации, то постепенно его желание рассказать о себе миру будет становиться ярче и интенсивные, а попытки представления себя все более успешными. В этом плане творчество является своеобразным проводником ребенка в мир больших возможностей. И дело тут не столько в победах, сколько в самом процессе участия, из которого ребенок может почерпнуть даже больше полезного.

Стоит также отметить, что развитие творческого мышления позволяет ребенку во взрослой жизни мыслить не так, как окружающие его люди, искать и видеть выходы из самых трудных ситуаций. Оно помогает не отчаиваться и каждый

раз осуществлять новую попытку, ведь ребенок начинает понимать, что если один раз ему удалось придумать нечто стоящее, получится и еще. Вся жизнь превращается в творческий процесс, где на первый план выходит не столько результат, то есть конечная цель, сколько путь к ней. И тогда мы получаем не просто творческую личность, но личность, готовую к творческому преобразованию своей действительности. То есть, человека, умеющего увидеть плюсы там, где другой будет видеть исключительно минусы.

Но самое большое влияние творчество, несомненно, оказывает на психоэмоциональное развитие. Эмоции и чувства - это определенный способ отношения человека к окружающему миру, другим людям и самому себе, проявляющийся в форме непосредственного переживания, они субъективны, вызывают удовольствие или неудовольствие, спокойствие или возбуждение, отражают характер взаимодействия организма со средой, отличаются большим многообразием.

Эстетические чувства подвержены развитию у детей в процессе творческой деятельности, в частности, общении с искусством. Прекрасные картины, рассказы, стихотворения других авторов помогают ребенку познакомиться с понятиями «красота», «гармония», «вкус», «истинное» или «ложное», «добро» или «зло» и многими другими [4]. Кроме того, ребенок учится не только читать эмоции окружающих, но и выражать свои художественными средствами. Это проявляется в стремлении воображать и фантазировать, ведь фантазия - это особый источник духовности человека. Она помогает ребенку осознать действия, страхи, мысли, понять, что творится в душе.

Проявление эмоций в детском возрасте тесно связано с эмоциональным осознанием себя, других людей, а также причин возникновения того или иного чувства и соответствующей ему эмоции. Главным направлением развития эмоциональной сферы считается проявление способности управлять эмоциями, иными словами, произвольность поведения. Однако следует учитывать, что на каждом возрастном этапе психического развития требования к проявлениям эмоций у детей разные. То есть, каждому возрасту соответствует определенный уровень нравственного развития.

Работа педагога в области накопления опыта ребёнком в эмоциональной сфере предполагает обучение ребенка различению, понимаю и вербальному обозначению всего многообразия и богатства эмоций, а также развитие умения проявлять свои эмоции через невербальные обозначения - выразительные движения, жесты, мимику [5]. Неизменным помощником в освоении чувства самоконтроля на всех этапах возрастного развития является творчество. В раннем детском возрасте эмоции нужно «доращивать» до устойчивых симпатий или антипатий. Через творческую деятельность делать это заметно проще и эффективнее. Включая ее в процесс игры, можно развить такие чувства, как дружба, взаимопонимание, любовь или ненависть [6]. В наши дни правильное эмоциональное развитие ребенка приобретает первостепенную значимость: с экранов телевидения, мобильных телефонов, а иногда и книжных страниц на малыша среди положительного опыта и, казалось бы, «правильных» мультфильмов потоком льются насилие и жестокость.

Так, совместная с другими детьми творческая деятельность учит ребенка понимать других, их состояние, настроение, сочувствовать им. Особенно важно это для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые итак ча-

сто ограничены во взаимодействии с окружающим миром. Совместное творчество помогает им, прежде всего, понять и принять свои чувства, научиться различать эмоции, сформировать положительную установку по отношению к окружающему миру. Она дает ребёнку новые эмоции, такие как сочувствие к другим детям, радость за их или общие успехи. Она позволяет увидеть, что границ не существует. Нет понятия «здоровый» ты или «больной». В творчестве стирается понятие нормы, и ребенок чувствует себя полноценным. Он учится быть сдержанным, стремиться к цели, переживать неудачи с достоинством и всегда искать неординарный выход даже из самой сложной ситуации.

На данный момент совместно с МБОУ СОШ №24, преподавателями Кубанского Государственного Университета и Дербетовским детским домом интернатом [7] реализуется проект по развитию творческих способностей детей с умственной отсталостью [8]. Задумка состоит в том, что дети с ОВЗ в условиях пандемии ограничены в общении и взаимодействии, поэтому необходимо обеспечить взаимодействие всеми доступными способами. Было выбрано два наиболее удобных и эффективных: видео-уроки со вступлением и непосредственно встречи на платформе zoom. В апреле 2021 года проект перешел из теоретического этапа в практическую реализацию: контакт с детьми налажен, первые мастер-классы отсняты и запущены. О результатах проекта говорить рано, но уже на данном этапе можно смело делать вывод о том, что он является местом творческого проявления как для школьников и студентов, так и для детей с особенностями развития.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что творчество развивает умение не только контролировать, но и выражать эмоции, помогает ребёнку научиться приспосабливаться к различным ситуациям, формирует социальное взаимодействие, помогает развиваться ребёнку социально и нравственно. Важно также отметить, что в процессе творческой деятельности, где ребенок выступает ее субъектом, формируется специфическая культура чувств, ребенок учится понимать свой внутренний мир, что позволяет ему обрести общий душевный комфорт. Большое значение здесь приобретают положительные эмоциональные переживания детей, а радость совместного творчества провоцирует ребенка на вступление в микросоциум и общение в нем. Творчество развивает не только эмоциональный интеллект, но и способствует физическому здоровью, налаживанию социальных контактов и развитию общего интеллекта.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. об-ществ.-науч. фонд; председатель научно-ред. совета В. С. Степин. - М.: Мысль, 2000-2001.

2. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. - М.: Олма-Пресс, 2004.

3. Пономарев Я.А, Психология творчества - М.: Наука, 1976.

4. Винокурова, Н.К. Развитие творческих способностей учащихся / Н.К. Винокурова. - М.: Педагогический поиск, 2009. - 144 с.

5. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. Опыт оправдания. - М.: Изд-во «Академический проект», 2015. - 522 с

6. Сиддикова С. Х. Повышение творческой активности у обучающихся // Наука и образование сегодня. 2020. №1 (48). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-tvorcheskoy-aktivnosti-u-

obuchayuschihsya (дата обращения: 02.04.2021).

7. Сайт Дербетовского детского дома-интерната http://derddi.ru/

8. Образовательная самостоятельность старшеклассников: понятие, формирование, оценка: монография / В.К. Игнатович, П.Б. Бондарев, В.М. Гребенникова, С.С. Игнатович, В.Е. Курочкина; под науч. ред. В.К. Игнатовича. - Краснодар: Просвещение-Юг, 2017. 168 с.

REFERENCES

1. New Philosophical Encyclopedia: in 4 volumes. Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences; National Society-Scientific Foundation; Chairman of the scientific-ed. Council V.S. Stepin. M.: Thought, 2000-2001.

2. Meshcheryakov B., Zinchenko V. Big dictionary of psychology. M.: OLMA-Press, 2004.

3. Ponomarev Ya. A, the Psychology of creativity. M.: Nauka, 1976.

4. Vinokurova, N. To. Development of creative abilities of pupils. N. To. Vinokurova. M.: Pedagogical search, 2009. 144 p.

5. Berdyaev N.A. The philosophy of freedom. The meaning of creativity. Experience of justification. M.: Publishing House "Academic project", 2015 522 p.

6. Siddikova S.H. Increasing creative activity in students // Science and education today. 2020. No. 1 (48). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-tvorcheskoy-aktivnosti-u-obuchayuschihsya (accessed: 02.04.2021).

7. Сайт Дербетовского детского дома-интерната http://derddi.ru/

8. Educational independence of high school students: concept, formation, evaluation: monograph. V.K. Ignatovich, P.B. Bondarev, V.M. Grebennikova, S. S. Ignatovich, V.E. Kurochkina; under the scientific editorship of V.K. Ignatovich. Krasnodar: Pros-veshchenie-Yug, 2017. 168 p.

Информация об авторах: Бондарева Полина Геннадьевна, Кафедра педагогики ипсихологии, Факультет педагогики, психологии и коммуникативистики, Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия

ORCID iD: https://orcid.org/0000-0002-9548-2350 e-mail: polinabondareva2000@mail.ru

Игнатович Владлен Константинович - доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия

ORCID iD: https://orcid.org/0000-0002-1625-772X e-mail: vign62@mail.ru

Игнатович Светлана Сергеевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Кубанский государственный университет г. Краснодар, Россия

ORCID iD: https://orcid.org/0000-0002-1625-772X e-mail: ssign67@mail.ru

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи

Information about the authors: Bondareva Polina Gennadievna, Department of Pedagogy and Psychology, Faculty of Pedagogy, Psychology and Communication Studies, Kuban State University, Krasnodar, Russia ORCID iD: https://orcid.org/0000-0002-9548-2350 e-mail: polinabondareva2000@mail.ru

Ignatovich Vladlen K. - Associate Professor, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology Kuban State University , Krasnodar, Russia

ORCID iD: https://orcid.org/0000-0002-1625-772X e-mail: vign62@mail.ru

Ignatovich Svetlana Sergeevna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology Kuban State University , Krasnodar, Russia

ORCID iD: https://orcid.org/0000-0002-1625-772X e-mail: ssign67@mail.ru

The authors has read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 17.03.2021 Одобрена после рецензирования и доработки / Approved after reviewing and revision: 20.04.2021

Принята к публикации / Accepted for publication: 25.04.2021

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов./ The authors declares no conflicts of interests.

© Бондарева П.Г. 2021 © Игнатович В.К. 2021 © Игнатович С.С. 2021

© «Педагогика: история, перспективы». 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.