УДК: 94 (470.67) «1941/1945» -05
ДЕТСКИЕ БУДНИ ТЫЛОВОГО РЕГИОНА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (на материалах Дагестанской автономной республики)
И. А. Эмирханов
Дагестанский государственный университет, Махачкала E-mail: [email protected]
В статье на основе опубликованных воспоминаний и архивных документов сделана попытка рассмотреть некоторые аспекты повседневной жизни детей в Дагестане в годы Великой Отечественной войны. Анализируется роль партийно-государственных организаций в улучшении условий жизни подрастающего поколения в военное лихолетье. Особое внимание уделяется трудовым будням, образованию и продовольственному обеспечению детей Дагестана в сложных условиях.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, детство, продовольственное обеспечение, партийно-государственные структуры, условия жизни, помощь фронту и народному хозяйству.
Children's Daily Routine in the Rear Region During the Great Patriotic War (Based on the Material of the Dagestan Autonomous Republic)
I. A. Emirhanov
On the basis of published memoirs and archival documents, the author makes an attempt to examine some aspects of daily life of children in Dagestan in the years of the Great Patriotic War. The role of the party and government organizations in improving the living conditions of the younger generation in the war years is analyzed. Particular attention is paid to working life, education and food security of Dagestan children in severe conditions.
Key words: Great Patriotic War, childhood, food security, partystate structures, living conditions, assistance to the front and national economy.
DOI: 10.18500/1819-4907-2017-17-2-187-191
В процессе переосмысления событий прошлого исследование вопросов охраны детства и условий жизни детей в кризисные периоды истории страны представляется нам актуальным. Обоснованность в разработке данного вопроса продиктована возрастанием роли и места молодежи в обществе как основного потенциала нашей страны. Перспективы развития России зависят от того, насколько своевременно и результативно государственные структуры смогут создать подрастающему поколению условия, защищающие от социальных катаклизмов и потрясений, а также крепкую материальную и духовную базу для формирования личности. Исследование условий жизни детей в тяжелое военное время дает нам возможность выявить исторический опыт деятельности правительства в этой важнейшей сфере государственной политики.
Великая Отечественная война, которая привела к огромному напряжению материальных,
моральных и людских ресурсов страны, относится к числу наиболее сложных периодов в российской истории. Для современной российской молодежи события того периода постепенно приобретают либо отрицательный, либо романтический оттенок. Молодые люди плохо ориентируются в оценках и итогах войны, имеют слабое представление о жизни и быте той эпохи. Воспоминания современников Великой Отечественной войны представляют большой историко-культурный интерес, так как являются существенным источником развития исторического сознания, исторической памяти советского народа о ключевых событиях того времени. Исследование героических страниц прошлого в истории нашей страны должны стать одним из главных средств патриотического воспитания российской молодежи в духе признательности взрослому поколению, ценой своих жизней и здоровья отстоявших независимость Родины. Знакомство с участниками этих событий поможет подрастающему поколению «составить собственное мнение о событиях Великой Отечественной войны, понять и оценить величие подвига советского народа»1.
С первых дней Великой Отечественной войны произошла кардинальная трансформация жизни и быта советских граждан. В условиях преимущественного снабжения армии и фронта в военное время государство оказалось не в состоянии полностью удовлетворять потребности населения в продовольствии и товарах повседневного спроса, что привело к значительному ухудшению социально-бытового положения народа. Самой незащищенной категорией населения в условиях войны оказались дети, лишившиеся привычной семейной атмосферы тепла, заботы и уюта. Им пришлось переносить все тяготы военного времени - нехватку продовольствия, одежды и обуви, учебных материалов, а также помогать взрослым в обеспечении фронта всем необходимым. Практически вся домашняя работа легла на плечи несовершеннолетних, потому что матери с утра до поздней ночи были вынуждены работать на промышленных предприятиях и в колхозах.
Война привела к существенным изменениям в организации учебного процесса в стране в целом и к Дагестанской республике в частности. Из-за наплыва большого количества больных и раненых бойцов Красной армии в города и рабочие посёлки Дагестана пришлось освободить большинство школьных зданий под эвакогоспитали. В результате дети учились в неприспособленных
© Эмирханов И. А., 2017
помещениях, в три-четыре смены, была сокращена продолжительность уроков (35-40 минут) и перемен, которые длились всего пять минут2. Вдобавок сократилось количество учеников в школах, так как часть старшеклассников ушла на фронт, другим же пришлось прервать учебу из-за участия в сельскохозяйственном и промышленном производстве республики.
После мобилизации в армию мужчин, бывших основными кормильцами в дагестанских семьях, их женам пришлось искать дополнительный заработок, что сказалось на досуге детей, которые оказались предоставленными самим себе, либо же их воспитанием занимались престарелые люди, в силу своих физических возможностей не способные к тяжелому труду. «Мама во время войны работала в ремесленном училище № 3... В перерыв прибежит, посмотрит все ли у нас в порядке, и опять на работу», - делится воспоминаниями Шамсудин Асельдеров3. Естественно, что это приводило к отсутствию должного контроля за детьми на улице. В результате с началом военных действий республиканским властным структурам пришлось решать новую проблему: часть детей стала пропускать уроки в школах или вообще бросила школу. «Война шла, отцы у всех на фронте, матери на работе, так что за пацанами присматривать было некому», - вспоминает житель Махачкалы Николай Рахманинов4.
В сложных военных условиях общеобразовательным учреждениям пришлось усилить работу по охвату всех детей школьного возраста учебой и обеспечить необходимую физическую подготовку школьников. Кроме того, советская школа развернула массовую оборонную и политико-просветительную работу среди детей и подростков, а также направила школьников на заводы, фабрики и в колхозы5.
В сентябре 1941 г. Центральным комитетом ВКП (б) и СНК СССР было принято постановление об обучении сельскохозяйственным работам школьников старших классов6. Полученные на занятиях знания и приобретенные навыки находили применение на практике в ходе обязательного привлечения старшеклассников к сельскохозяйственным работам. В военный период дети изо всех сил старались помочь взрослым, выполняя самые различные поручения: участвовали в противовоздушной обороне - дежурили на крышах домов во время вражеских авианалетов, строили оборонительные укрепления, собирали металлолом, лекарственные растения, теплые вещи для Красной армии, выходили на воскресники. Многие из них сутками работали на заводах, фабриках и производствах, встав за станки вместо ушедших на фронт отцов и старших братьев.
В сельской местности дети трудились на колхозных полях, принимали участие в уборке зерновых культур. Весной они пололи, пахали, сеяли, в летний период собирали пшеницу, ячмень, овес; работали на обмолоте хлебов, а осенью уча-
ствовали в уборке подсолнуха, кукурузы. «Дети, как могли, помогали взрослым. Мы на колхозных полях собирали колосья, пасли быков, приносили воду женщинам, жавшим колосья серпами и выполнявшим другую тяжелую мужскую работу в поле... Все дети уже с шести - семи лет работали вместе с взрослыми, помогали им в силу своих возможностей», - пишет Дадаев Абдулхалик, проживавший в годы войны в селении Каякент Каякентского района7.
В школах республики была развернута широкая общественно-полезная работа. Например, летом 1943 г., пятиклассник Пилигской средней школы Табасаранского района в одиночку собрал 870 килограмм колосьев и выработал 58 трудодней8. Дагестанские школьники во всем старались показать себя отличными помощниками колхозникам и своим добросовестным отношением к труду заслужили уважение со стороны взрослых.
Учебный процесс в школах республики был затруднен нехваткой учебников, письменных принадлежностей и канцелярских товаров. «Тетрадей у нас не было, - делится воспоминаниями уроженец села Гергебиль Гунибского района Аб-дулмеджидов Магомед, - не было и чернил, их мы делали сами, сжигая собачью шерсть, кукурузу и из образовавшегося пепла изготавливали черни-ла»9. В качестве тетрадей учащимся приходилось использовать обрывки газет, куски материи или старые книги.
В ряде районов республики учебный процесс был затруднен отсутствием в отдаленных аулах школ или их расположением на окраине населенного пункта, поэтому в зимние месяцы детям, чтобы не замерзнуть, приходилось всю дорогу до школы бежать. Вспоминает Гаджиев Абдулхаким из Хунзаха: «В первом классе, как и у большинства детей, у меня не было обуви и в школу приходилось ходить босиком. Зимой я старался быстро добежать до школы, думал, что таким образом ноги не успеют замерзнуть»10. Отсутствие теплой одежды и обуви нередко становилось причиной вспышек различных заболеваний и ухудшения здоровья.
Ко всем имеющимся трудностям прибавились и огромные материальные проблемы, в результате чего у многих родителей не получалось должным образом обеспечить своих детей нормальным питанием. Ощущалась нехватка не только продуктов питания - постоянно не хватало и промышленных товаров. Поэтому не все дети могли посещать школу - у одних не было одежды и обуви, чтобы ходить в школу, другим приходилось помогать родным, зарабатывать, чтобы прокормить младших членов семьи. Чаще всего дети донашивали то, что родители успели приобрести еще до войны. «Помню, нам, как семье фронтовика, выделили пару ботинок. Одну пару на троих детей. У сестры была какая-то обувь, а мы с братом носили эти ботинки по очереди. С утра я их надевал и шел в школу, брат ждал пока вернусь, разуюсь, надевал
эти ботинки и сам отправлялся на уроки», - пишет Шамсудин Асельдеров11.
Республиканские власти Дагестана стремились уделять больше внимания улучшению материально-бытовых условий учащихся. Многим школьникам оказывалась материальная помощь. Во многих городских общеобразовательных заведениях было налажено питание, детям выделяли одежду и обувь. При многих школах республики открывались интернаты, куда принимались нуждающиеся дети, преимущественно из семей фронтовиков. К концу войны в таких интернатах находилось более 5 тыс. воспитанников12. Колхозы, совхозы и промышленные предприятия республики осуществляли шефство над детскими домами. Это частично решало ситуацию с организацией детского питания и их снабжением одеждой и обувью.
Партийно - го сударственные организации старались создать условия для работающей части молодежи, бросившей школу и занятой в промышленности или в сельском хозяйстве. Так, решением правительства с 1943 г. для них открывались школы рабочей и сельской молодежи.
Исключительное значение придавалось патриотическому воспитанию школьников, которых старались активно задействовать в помощи фронту. Кроме работы на предприятиях и уборке урожая, учащиеся школ принимали активное участие в различных патриотических починах по оказанию помощи фронту: сборе теплых вещей и подарков для воинов, уходе за ранеными, тимуровском движении и других. Особенно широкий размах в Дагестане в годы войны получило тимуровское движение. Учащиеся школ оказывали шефскую помощь семьям погибших фронтовиков, поддерживали инвалидов и стариков, ухаживали за детьми, давая тем самым возможность матерям трудиться на производстве, собирали металлолом, лекарственные растения, шиповник, теплые вещи и белье для воюющей армии, отправляли бойцам Советской армии теплые вещи и подарки.
Учащиеся выполняли различные работы, а полученные деньги перечисляли в Фонд обороны. Школьные коллективы выступали с концертами в госпиталях для больных и раненых солдат и офицеров, помогали им писать письма своим родственникам. «Нам было по 9-10 лет, - вспоминает Маргарита Асратянц, - и мы ходили по квартирам: собирали для посылок на фронт носки, платки, пачки табака. Сами вышивали кисеты... Давали концерты для раненых»13. Работа тимуровских команд получила горячую поддержку со стороны общественности и правительства Дагестана, об их делах рассказывали по радио, писали в газетах и журналах, тимуровцы получали сердечную благодарность от десятков тысяч красноармейцев и членов их семей.
Ключевой проблемой партийно-государ -ственных структур республики в годы войны было обеспечение людей продуктами питания. Жители
городов и рабочих поселков получали продовольственные карточки на хлеб, сахар и крупу. Необходимо отметить, что городское население было поделено на несколько групп, которые в зависимости от возраста, характера и значения выполняемой работы снабжались неодинаковым количеством продовольственных товаров. Так, дети до 12 лет получали согласно норме ежедневно по 400 грамм хлеба, сахара и мяса, 300 грамм жиров, а также 800 грамм крупы и макарон14. Однако этих норм для полноценного питания детей не хватало, и детям приходилось выкручиваться. Они уходили после занятий в ближайшие горы, леса и поля, собирали ягоды, фрукты, грибы, съедобные травы. Даже в городах для того, чтобы выжить, людям приходилось держать скот и сажать огороды, используя для этого любую пустошь.
Гораздо хуже обстояло дело с питанием детей, проживавших в сельской местности. Абдулаев Магомед из селения Батлаич Хунзахского района вспоминает: «Один раз в сутки ели хлеб или хин-кал (сваренные в бульоне кусочки теста. — И. Э.), кашу. И то не досыта. Иногда, даже скорее редко, готовили мясо. Мука была из ячменя, пшеницы. В огородах сажали только картошку. Кто мог, держал корову, овец и это спасало от голода ... Было время, когда ложились спать голодными. Были дни, когда во рту не было ни крошки еды, от голодной смерти спасала картошка, крапива»15. «Помню, как ходил в лес и собирал сухие ветки, - пишет Арсланбеков Арсланали из селения Кадар Буйнакского района, - продавал их и на эти деньги покупал банку кукурузной муки. Поев, от усталости я сразу засыпал. Мечты у меня тогда были простые - поесть досыта и выспаться»16.
Дагестанские властные структуры старались больше уделять внимания улучшению здоровья подрастающего поколения, прилагая все усилия для обеспечения хотя бы их минимальных потребностей. В школах городов и рабочих поселков республики для учеников были введены завтраки, дети до одного года снабжались через систему молочных кухонь, где им выделяли специальное питание с повышенным содержанием жиров, а также молоко, крупы, муку, сахар. Для детей, особо нуждавшихся в усиленном и диетическом питании, практически во всех городах Дагестана были организованы специальные столовые, где кормили два раза в день. Многие дети, учившиеся в школах городов и рабочих поселков, пережили голодные военные годы именно благодаря организованному бесплатному питанию.
В связи с гибелью родителей в стране появилось много беспризорных и безнадзорных детей. Несмотря на трудное военное время, республиканские государственные организации стремились выполнять свои обязательства перед ними. Так, для борьбы с этим явлением в городах Дагестана были открыты детские приемники и дополнительные детские дома, предпринимались меры для трудоустройства подростков. Если в довоенное
время число детских домов в Дагестане составляло семь с контингентом в 608 воспитанников, то в 1944 г. их уже было 17 с охватом 2479 детей. К 1945 г. в республике функционировало 28 детских дома с охватом 3510 воспитанников17. Кроме того, во многих районах организовывались детские дома, находившиеся на балансе колхозов. Например, только в 1943 г. в республике по инициативе колхозников в сельской местности было открыто 30 детдомов18.
Бывший воспитанник нескольких интернатов и детских домов в годы войны Багомед Гадаевич Алиев вспоминает: «. меня определили в интернат в Леваши. Жилось там трудно. Питание было довольно скудным: на день выдавался кусок хлеба - 400 грамм, а также, да и то не всегда, давали кашу. После уроков многие дети ходили по полям (дело было осенью) и собирали остатки картошки и капусты, чтобы подкормиться». Однако в другом детском доме он отмечает неплохое снабжение. Он пишет, что в детдоме села Усиша Акушинского района «зимой выдавали теплую одежду, летом -легкую, летнюю, получали и обувь. Кормили . тоже хорошо, особенно в дни праздников (1 мая, 7 ноября, Новый год), когда устраивали праздничные обеды»19.
Республиканские власти предпринимали меры по охране и восстановлению здоровья несовершеннолетних. Несмотря на существовавшие финансовые и материальные проблемы, партийно-государственные органы Дагестана стремились использовать различные методы и средства для организации отдыха и укрепления здоровья подрастающего поколения. Так, с 1943 г. на территории республики стали открываться санатории, где большое внимание уделялось укреплению здоровья детей и подростков. Практически во всех районах Дагестана во время летних каникул были развернуты пионерские лагеря и детские площадки, куда направлялись в первую очередь дети военнослужащих, инвалидов отечественной войны, рабочих и служащих. Например, постановлением СНК ДАССР и Бюро Дагобкома ВКП (б) от 29 мая 1943 г. на летний период был организован вывоз из городов в пионерские лагеря, а также устройство на летние площадки 4920 детей20.
Помощь детям оказывалась и со стороны простых жителей республики, которые безвозмездно стремились их поддержать, помогая преодолевать тяготы и невзгоды, вызванные войной. Так, на средства колхозов и общественности во многих районах Дагестана были выстроены и расширены школьные здания, выделено большое количество продуктов для организации в школах горячих завтраков, а также оказывалась помощь одеждой и обувью.
Таким образом, в годы Великой Отечественной войны произошло резкое ухудшение положения подрастающего поколения, которое в силу своего возраста и физических возможностей не могло себя самостоятельно обеспечить. В
годы военного лихолетья дети помогали фронту, принимая самое деятельное участие в решении совсем недетских проблем. Воспитанные трудом и доблестью, они рано взрослели, заменяя погибших родителей своим младшим братьям и сестрам. Многие, помимо учебы, стали работать в промышленности и сельском хозяйстве, а также участвовать в сборе средств для оказания помощи фронту и народному хозяйству.
Условия жизни детей в годы войны в Дагестане зависели от эффективности политики советских и партийных организаций, которые для улучшения их материально-бытового положения организовывали дополнительное снабжение продовольственными и промышленными товарами, содействовали трудоустройству, а также устраивали им отдых и лечение в лечебно-оздоровительных учреждениях. «Мы постоянно ощущали заботу со стороны государства, со стороны районного и сельского руководства», - пишет воспитанник интерната и детского дома в годы войны Алиев Магомед Гадаевич21.
По-разному сложилась судьба детей в годы Великой Отечественной войны, однако общими для всех ребят были беспокойство и переживания за свою родню и друзей, нелегкие условия жизни, тяжелый труд, учеба в экстремальных условиях при отсутствии необходимой одежды, обуви и школьных принадлежностей. Читая воспоминания детей военных лет, не покидает ощущение, что их не оставляла вера в Великую Победу и в безоблачное будущее. Они всегда чувствовали поддержку взрослых, причем необязательно со стороны близких, но и совершенно незнакомых людей, ощущали помощь со стороны партийно-государственных структур и общественных организаций. Все это способствовало их выживанию в военные годы, а после окончания войны - поиску своего места в жизни.
Примечания
1 Васенин Д. В., Мокроусова Л. Г., Павлова А. Н. Тыловые будни периода Великой Отечественной войны по детским воспоминаниям // Изв. высш. учеб. заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2012. № 2 (22). С. 27
2 См.: Малхасян Н. В. Политика советского правительства в области народного образования в годы Великой Отечественной войны // Ярослав. пед. вестн. 2011. Т. I (Гуманитарные науки). № 3. С. 55.
3 Анохина С., Санаева П. Был такой город. Махачкала : Воспоминания. Махачкала : Изд. дом «Эпоха», 2013. С. 29.
4 Там же. С. 95.
5 См.: Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабае-ваМ. Ф. История педагогики. М : Просвещение, 1982. С. 403-404.
6 См.: Куманев В. А. Советская школа в годы великих испытаний // Народное образование. 2010. № 4. С. 101.
7 Детство, опаленное войной. Дагестан 1941-1945 гг. Воспоминания / Ин-т истории, археологии и этнографии Дагестан. науч. центра Рос. академии наук (ИИАЭ ДНЦ РАН). Махачкала : Изд. дом «Мавраевъ», 2015. С. 131.
8 См.: КаймаразоваЛ. Г. Общеобразовательная школа и учительство Дагестана в годы Великой Отечественной войны // Изв. Алтайск. гос. ун-та. 2009. Т. 3, № 4. С. 75.
9 Детство, опаленное войной. С. 30.
10 ГаджиевА. Честь имею! Записки дипломата и разведчика : часть первая. Махачкала : Изд. дом «Юпитер», 2003. С. 16.
11 Анохина С., Санаева П. Указ. соч. С. 30.
12 См.: Каймаразова Л. Г. Указ. соч. С. 77.
13 Анохина С., Санаева П. Указ. соч. С. 42.
14 См.: Кузнецова О. Д., Аверченко М. А. Организация продовольственного снабжения в годы Великой Оте-
чественной войны // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер. История и политические науки. 2015. № 3. С. 54.
15 Детство, опаленное войной. С. 24, 28.
16 Там же. С. 76.
17 См.: Народы Дагестана в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (Документы и материалы). Испр. и доп. изд. Махачкала, 2005. С. 297.
18 Центральный Государственный архив Республики Дагестан. Ф. П-1 (Дагестанский Обком КПСС). О. 1. Д. 5892. Л. 62.
19 Рагимханова К. Детские дома и интернаты в Дагестане в годы Великой Отечественной войны // РИА Дагестан. URL: http://www.riadagestan.ru/mobile/news/science/ detskie_doma_i_internaty_v_dagestane_v_gody_velikoy_ otechestvennoy_voyny/ (дата обращения: 12.07.2016).
20 См.: Народы Дагестана в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. С. 444-446.
21 Детство, опаленное войной. С. 41.
Образец для цитирования:
Эмирханов И. А. Детские будни тылового региона в годы Великой Отечественной войны (на материалах Дагестанской автономной республики) // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. 2017. Т. 17, вып. 2. С. 187-191. DOI: 10.18500/1819-4907-2017-17-2-187-191.
Cite this article as:
Emirhanov I. A. Children's daily routine in the Rear Region during the Great Patriotic War (based on the material of the Dagestan autonomous Republic). Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. History. International Relations, 2017, vol. 17, iss. 2, рр. 187-191 (in Russian). DOI: 10.18500/1819-4907-2017-17-2-187-191.