Научная статья на тему 'Детская тема и ее жестово-пластическое выражение в произведениях Ф.М. Достоевского'

Детская тема и ее жестово-пластическое выражение в произведениях Ф.М. Достоевского Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
768
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
F.D. DOSTOEVSKY / GESTURE HERO'S BEHAVIOR / Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ / ЖЕСТ / ПОЗА / ЖЕСТОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ГЕРОЯ / ПЛАСТИКА / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / GESTURE / POSTURE / PLASTICS / VISUALIZATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Постнова Д. В.

Статья посвящена рассмотрению традиционно выделяемой в связи с творчеством Ф.М. Достоевского детской темы с точки зрения жестово-пластической изобразительности, чему ранее в литературоведении не было уделено должного внимания. Обращение к средствам художественной выразительности, одним из главных в ряду которых становится жест, позволяет по-новому взглянуть не только на проблему библейских источников произведений писателя, но и вскрыть основные принципы поэтики автора пятикнижия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A CHILDREN THEME AND ITS GESTURE-PLASTIC EXPRESSIVENESS IN THE F.D. DOSTOEVSKY'S WORKS

The article is devoted to the children theme elected traditionally in the F.D. Dostoevsky's works in the aspect of the gesture-plastic expressiveness that has not been studied before. Consideration of the means of the artistic expressiveness such as a gesture allows us to offer a new view not only on the problem of the Bible theme in the works of the writer but also to investigate one of the significant principles of the pentateuch author's ethics.

Текст научной работы на тему «Детская тема и ее жестово-пластическое выражение в произведениях Ф.М. Достоевского»

УДК 821.161.1.09

ДЕТСКАЯ ТЕМА И ЕЕ ЖЕСТОВО-ПЛАСТИЧЕСКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО

© Д. В. Постнова

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Фрунзе, 32.

Тел. +7 (347) 273 68 74.

E-mail: [email protected]

Статья посвящена рассмотрению традиционно выделяемой в связи с творчеством Ф. М. Достоевского детской темы с точки зрения жестово-пластической изобразительности, чему ранее в литературоведении не было уделено должного внимания. Обращение к средствам художественной выразительности, одним из главных в ряду которых становится жест, позволяет по-новому взглянуть не только на проблему библейских источников произведений писателя, но и вскрыть основные принципы поэтики автора пятикнижия.

Ключевые слова: Ф. М. Достоевский, жест, поза, жестовое поведение героя, пластика, визуализация.

Т ак называемый «детский вопрос» - особая тема в творчестве Ф. М. Достоевского. С одной стороны, в февральском выпуске «Дневника писателя» за 1876 г. он отмечает: «Слушайте: мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. <...> они нас учат многому и <...> делают нас лучшими уже одним только нашим соприкосновением с ними. Они очеловечивают нашу душу одним только своим появлением между нами. А потому мы их должны уважать и подходить к ним с уважением к их лику ангельскому (хотя бы и имели их научить чему), к их невинности, даже и при порочной какой-нибудь в них привычке, к их безответственности и к трогательной их беззащитности» [1, с. 68-69].

С другой стороны, Ф. М. Достоевский признавал, что «две-три мысли, два-три впечатления поглубже выжитые в детстве, собственным усилием (а если хотите, так и страданием), проведут ребёнка гораздо глубже в жизнь, чем самая облегчённая школа, из которой сплошь и рядом выходит ни то ни сё, ни доброе ни злое, даже и в разврате не развратное, и в добродетели не добродетельное» [1, с. 9].

Добавим, что механизмы «проникновения» писателя в детскую душу исследованы достаточно подробно, однако к анализу изобразительных средств, использованных художником для создания образов детей, литературоведы обращались не так часто. Вместе с тем пластические средства изображения (и главным образом жест) в романах Ф. М. Достоевского приобретают особое значение. Именно с их помощью писатель достигает максимальной полноты зрительного образа, его «визуализации» (термин, предложенный Ингунн Лунде [2]).

Задолго до того, как в уста Ивана Карамазова писатель вложит фразу о том, что вся гармония мира не стоит слезинки ребенка, в произведениях Ф. М. Достоевского рефреном звучит мысль о том, что мир, в котором умирают дети, не заслуживает права на существование.

Уже в первом его романе «Бедные люди» в двух семьях - Покровских и Г оршковых - хоронят сыновей (более подробно эти сцены рассмотрены

нами в предшествующей работе [3]). Возможно, не случайно и совпадение имен героев: Петруша Покровский и Петенька Горшков (художник своеобразно обыгрывает семантику библейского имени героев - «камень»: сын как опора и надежда отца). Однако именно с помощью жеста Ф. М. Достоевский показывает, как по-разному может переживаться человеком смерть близкого.

По контрасту с излишне суетливыми и бесполезными жестами неутешного отца, Покровского-старшего, который никак не может осознать своей утраты, выстроены жесты ребенка - младшей сестры Петеньки Горшкова. Ф. М. Достоевский показывает, как ребенок, переживая смерть близкого, взрослеет. Маленькая дочь Горшковых «стоит, прислонившись к гробу, да такая, бедняжка, скучная, задумчивая! <...> Кукла какая-то из тряпок на полу возле нее лежит,- не играет; на губах пальчик держит; стоит себе - не пошевелится. Ей хозяйка конфетку дала; взяла, а не ела» [4, с. 50].

С помощью жеста писатель обнаруживает удивительное явление: ребенок, переживая смерть, проявляет особую «мудрость». Он осознает бессмысленность любых действий, поэтому его поведение характеризуется полным отсутствием какого бы то ни было жеста. К взрослому человеку, старику, напротив, никак не приходит осознание утраты: он пытается заглушить боль потери с помощью ненужных движений.

В романе «Идиот» Ф. М. Достоевского «детский вопрос» получает евангельско-аллюзивное преломление. Одной из устойчивых библейских ассоциаций в произведении, на наш взгляд, является использование архетипической ситуации Бог-отец и христианин-дитя (т.е. Бог как отец всех христиан и человек как дитя божие) [5]. Мотив детскости как максимальной приближенности к Богу вполне можно назвать лейтмотивом романа «Идиот». В характеристике генеральши Епанчиной и её дочерей князь Мышкин постоянно подчёркивает, что все они «совсем как дети». Евангельская история о блуднице, которая нашла путь к Богу и не

была отвергнута в своей вере, находит конкретное преломление в романе именно через этот мотив. Это история Мари, которую спасли дети: через любовь, которую пробудил в них Лев Николаевич, на неё нисходит Божья благодать и успокоение перед смертью.

Гораздо более многоплановое, многоаспектное преломление библейская традиция находит именно через жест. Настасья Филипповна представляет Христа не в кругу апостолов, а в тот момент, когда рука его покоится на головке ребёнка. Значение картины, которую рисует Настасья Филипповна, трудно переоценить. В подготовительных материалах к выпуску «Дневника писателя» за 1876 г. Ф. М. Достоевский отметил: «Я бы удивился, если б в Евангелии была пропущена встреча Христа с детьми и благословение детей» [1, с. 156]. Образ Христа в кругу детей является одним из ключевых в романе «Идиот». Ведь именно подобным жестом - поглаживанием по голове - князь Мышкин и пытается, сам того не осознавая, спасти и Настасью Филипповну, и Рогожина. Эти эпизоды тем более показательны, что все трое фактически стоят уже на грани безумия, то есть тьмы, ухода от божьего света. После того как Аглая убегает из дома Настасьи Филипповны, а та прогоняет Рогожина в последний раз, «князь... не отрываясь смотрел на неё и гладил её по головке и по лицу обеими руками, как малое дитя. Он хохотал на её хохот и готов был плакать на её слёзы. Он <...> вряд ли понимал что-нибудь, но тихо улыбался, и чуть только ему казалось, что она начинала опять тосковать или плакать <...> тотчас же начинал её опять гладить по головке и нежно водить руками по её щекам, утешая и уговаривая её, как ребёнка» [6, с. 475].

Очень символична и одна из финальных сцен романа, когда два названных брата, оба уже на пороге безумия, лежат рядом с трупом любимой ими (каждым по-своему) женщины, прижавшись друг к другу, словно дети: «Рогожин <...> начинал иногда бормотать, <...> начинал вскрикивать и смеяться; князь протягивал к нему тогда свою дрожащую руку и тихо дотрагивался до его головы, до его волос, гладил их и гладил его щёки <...> больше он ничего уже не мог сделать! Он <...> прижался своим лицом к бледному лицу Рогожина; слёзы текли из его глаз на щёки Рогожина, но, может быть, он <...> уже не знал ничего о них» [6, с. 506-507].

Закономерно обращение к детской теме Ф. М. Достоевского в романе «Подросток». В произведении, главной в котором становится «. идея разложения, ибо все врозь и никаких не остается связей не только в русском семействе, но даже просто между людьми. Даже дети врозь» [7, с. 16], жест героя становится одним из ключевых элементов изображения особой разломанности мира.

Наиболее тяжелым детским впечатлением для Аркадия Долгорукого становится «встреча» с прежним «товарищем» по пансиону Ламбертом,

встреча, оставившая в душе тринадцатилетнего подростка осадок отвращения и «омерзения» на всю жизнь. Купив на Кузнецком «двухствольное ружье, ягдташ, готовых патронов, манежный хлыст и потом еще фунт конфет», Ламберт выпускает из клетки канарейку, зная, что птица далеко не улетит, и стреляет по ней. «Он привязал канарейку ниткой к сучку и из двух стволов, в упор, на вершок расстояния, дал по ней два залпа, и она разлетелась на сто перушков» [8, с. 27].

Однако поводом к рассказу о «товарище» становится желание Подростка объяснить старому князю Сокольскому такое непонятное в его (Аркадия) возрасте «отвращение от женщин». Главный герой продолжает: «Мы заехали в гостиницу, взяли номер, стали есть и пить шампанское; пришла дама <...> в зеленом шелковом платье. Тут я все это и увидел...<...> Потом. он (Ламберт) стал ее дразнить и ругать; она сидела без платья; он отнял платье, и когда она стала браниться и просить платье, чтоб одеться, он начал ее изо всей силы хлестать по голым плечам хлыстом. Я встал, схватил его за волосы, и так ловко, что с одного раза бросил на пол. Он схватил вилку и ткнул меня в ляжку. Тут на крик вбежали люди, а я успел убежать. С тех пор мне мерзко вспоминать о наготе; поверьте, была красавица» [8, с. 27-28].

Жестокость, с которой Ламберт расстреливает птицу, а затем хлещет по голым плечам женщину, пугает не столько тем, что перед нами шестнадцатилетний подросток. Гораздо страшнее то, насколько сознательно он избирает подобную форму мести матери и ее любовнику, вымещая злобу на тех, кто не сможет ответить - двух «птицах в клетке»: канарейке и «даме без платья».

Ключевым элементом построения этой сцены становится жест. Ф. М. Достоевский вступает в спор с французскими просветителями, показывая, что изначально чистое от Бога сердце ребенка, его душа и сознание не всегда такими и остаются. Хотя Ламберт и проговаривается Аркадию о «причине» «кутежа» -«сношениях» его матери с аббатом Риго, который совсем недавно поздравлял Ламберта с первым причастием, «ужасно прижимая к своей груди, с разными жестами», [8, с. 27] по сути - это лишь повод. Ведь замечает же Аркадий, что о ружье Ламберт думал всегда: «Ружье давно хотел купить, еще у Тушара, и мы давно уже о ружье мечтали» [8, с. 27].

Подтверждение тому, что видеть страдания беззащитных для почти еще ребенка есть высшее удовольствие, находим позднее. «Самым большим наслаждением» для шестнадцатилетнего Ламберта «будет кормить хлебом и мясом собак, когда дети бедных будут умирать с голоду; а когда им топить будет нечем, то он купит целый дровяной двор, сложит в поле и вытопит поле, а бедным ни полена не даст» [8, с. 49].

По контрасту с историей Ламберта воспринимаются детские воспоминания Аркадия, связанные

с появлением матери в пансионе Тушара. Мотив становления детского сознания в романе «Подросток» теснейшим образом связан с темой матери и материнского страдания.

Впервые образ матери входит в сознание главного героя в момент первого причастия. На вопрос Софьи Андреевны, запомнил ли ее Аркадий за три ее приезда в раннем его детстве, главный герой отвечает: «Ничего я не помню и не знаю, <...> а вас, мама, помню ясно только в одном мгновении, когда меня в тамошней церкви раз причащали и вы приподняли меня принять дары и поцеловать чашу; это летом было, и голубь пролетел насквозь через купол, из окна в окно.» [8, с. 92].

Во многом Ф. М. Достоевского можно назвать предшественником импрессионистов. В романе «Подросток» художник гениально воссоздает образ матери в сознании ребенка, разлученного с нею, с помощью нескольких красок, деталей, звуков. Одним из ключевых элементов изображения героини как впечатления, воспоминания о ней сына становится жест. Образ матери, носительницы божественной мудрости (на что указывает семантика имени героини - Софья) и голубок, пролетевший под куполом церкви, навсегда останутся в сердце Аркадия. Именно с помощью жеста матери, ее рук, которые поднимают сына, чтобы совершить таинство причастия, Ф. М. Достоевский показывает, как в сознании ребенка формируется идея Бога.

Звон колоколов погружает Аркадия в воспоминание о матери, о ее первом визите в пансион Тушара: « Яркое предвечернее солнце льет косые свои лучи в нашу классную комнату, а у меня, в моей маленькой комнатке налево <.> сидит гостья <...> это была мама. <...> С ней был узелок, и она развязала его: в нем оказалось шесть апельсинов, несколько пряников и два обыкновенных французских хлеба» [8, с. 270]. Приход матери для Аркадия подобен божьей благодати, неожиданен, чудесен. Погружение в воспоминания детства происходит незаметно. Здесь во многом Ф. М. Достоевский предвосхищает один из главных приемов письма М. Пруста: звук, запах или предмет рождает в сознании героя череду воспоминаний, и он уже в полной мере погружается в них, живет ими.

Вся сцена, ключевыми элементами изобразительного ряда в которой становятся жест и поза, выстраивается по принципу контраста. Вначале Аркадий стыдится матери: он сидит, потупив глаза, «но с большим видом собственного достоинства». «Кто знает,- вспоминает герой,- может быть, мне очень хотелось <...> показать ей <...>: «Вот, дескать, ты меня срамишь и даже сама не понимаешь того» [8, с. 270-271].

Аркадий вымещает свою злобу на мать тем, что «исполняет приказание Тушара» - показать тетради, «чтоб она видела, сколько успели вы приобрести в моем заведении» - «в буквальной точно-

сти». «Я с полчаса или больше объяснял ровным, маленьким голоском, благонравно потупив глазки. Я знал, что мама ничего не понимает в науках, может быть, даже писать не умеет, но тут-то моя роль мне и нравилась» [8, с. 271].

С помощью жеста Ф. М. Достоевский показывает, как герои «меняются местами»: сын играет по отношению к матери роль взрослого, образованного человека, который ей «неровня». И эта роль Аркадию очень нравится. Отметим, что эта «смена ролей» отца (или матери) и ребенка - один из устойчивых мотивов метатекста Ф. М. Достоевского. По подобной же схеме выстраиваются отношения Илюши Снегирева с отцом в «Братьях Карамазовых». Николай Ильич Снегирев относится к мальчику как сын к отцу. Неслучайно обращение героя к Илюше: «Батюшка, милый батюшка!» [9, с. 190].

В. А. Михнюкевич [10] справедливо отмечает: «Порой поражает чуть ли не прототипичность образов некоторых детских персонажей Достоевского от Христа-ребенка...». В доказательство автор приводит слова М. Н. Сперанского: Христос из «Евангелия Фомы» - «это мальчик, озлобленный на окружающих его иудеев, к которым он относится не только сурово, но подчас и жестоко; <...> единственно симпатичные ему люди, к которым он относится ласковее,- его родители, да и то не всегда в отношении к ним может он сдержать свой самоуверенный, строптивый характер». По мысли В. А. Михнюкевича, «все это прямо просится в характеристику Нелли, Неточки Незвановой, Аркадия Дологорукого, Илюши Снегирева, Коли Красотки-на» [10].

Действительно, такой жестокий в отношении к матери Аркадий наедине с самим собой лишь в воспоминаниях о ней находит отраду. И ярче всего Ф. М. Достоевский эту раздвоенность детского сознания передает именно с помощью жеста.

Образ матери как божественного света в сознании Подростка формируется постепенно: на смену «лакейского» стыда за мать приходит безграничная любовь. Осознание важности встречи с матерью, формирование истинного сыновнего чувства происходит параллельно освобождению Аркадия от его ориентированности на окружающих.

Гениально этот процесс осознания беззаветного чувства в сердце подростка Ф. М. Достоевский передает с помощью метонимии жеста. Синенький клетчатый платочек с четырьмя двугривенными монетами, которые Софья Андреевна оставляет сыну, становится единственным напоминанием Аркадию о матери. Случайно обнаружив его по прошествии времени, герой, осознав, насколько сильно он любит мать и сколь сильно он обидел ее, жадно целует платок: «Прошли целые полгода. <.> Я про маму совсем забыл. <.> Это было под праздник, и загудел колокол ко всенощной.<.> .я завернулся с головой в одеяло и из-под подушки вытянул синенький платочек <.> Я тотчас прижал его

к моему лицу и вдруг стал его целовать. «Мама, мама», - шептал я, вспоминая, и всю грудь мою сжимало, как в тисках. <.> Покажись ты мне хоть разочек теперь <.> чтоб только я сказал тебе, как люблю тебя, <.> что я совсем тебя уж теперь не стыжусь, и что я тебя и тогда любил, и что сердце мое ныло тогда, а я только сидел как лакей. <.> Мама, мама, а помнишь голубочка в деревне?..» [8, с. 273-274].

Один из главных мотивов романа «Подросток» - мотив мучительных «поисков» Аркадием Долгоруким отца. Литературоведами предложено множество истолкований этой линии романа. Не останавливаясь на рассмотрении вопроса, отметим, что одним из ключевых элементов изображения развития отношений Аркадия и Версилова становится жест.

Ключевую роль в развитии отношений отца и сына играет сцена на лестнице. Аркадий идет провожать Версилова, который впервые после серьезной ссоры приходит в квартиру сына. Примечательно, что все случившееся между героями происходит в темноте. Погасшая свеча высвобождает те чувства, которые невозможно выразить словами, глядя друг другу в глаза. Аркадий вспоминает: «Мы уже дошли до выходной двери, а я все шел за ним. Он отворил дверь; быстро ворвавшийся ветер потушил мою свечу. Тут я вдруг схватил его за руку; была совершенная темнота. Он вздрогнул, но молчал. Я припал к руке его и вдруг жадно стал ее целовать, несколько раз, много раз. «Милый мой мальчик, да за что ты меня так любишь?» - проговорил он, но уже совсем другим голосом. <.> Я хотел было что-то ответить, но не смог и побежал наверх. <.> Я проскользнул в мою комнату, задвинулся на защелку и, не зажигая свечки, бросился на мою кровать, лицом в подушку, и - плакал, плакал. <.>и я был так счастлив... но что описывать!» [8, с. 169].

Именно этот жест Подростка во многом становится ключом к пониманию «природы» отношения Аркадия к отцу: все, что совершает герой, явно и неявно, осознанно или бессознательно, совершается им потому, что ему «нужен», необходим отец, его внимание, дружба, а главное - его любовь. В черновых набросках к роману Ф. М. Достоевский записал: «Подросток потому, имея отца, начал копить и возмечтал о Ротшильде, что ОН (отец) давным-давно относится к нему более чем небрежно, и молодой человек это давным-давно сознал (факты)» [7, с. 44].

Ощущая свою «брошенность» именно потому, что ОН (отец) не уделяет должного ему внимания, Подросток пытается эмоционально отделиться, дистанцироваться от Версилова. Неслучайно свою «исповедь» - рассказ о мучительных годах детства -Аркадий заканчивает обращением к матери: «Мама, если не захотите оставаться с мужем, который завтра женится на другой, то вспомните, что у вас

есть сын, который обещается быть навеки почтительным сыном, вспомните и пойдемте, но только с тем, что «или он, или я»,- хотите?» [8, с. 100].

На самом деле Аркадию мучительно нужна другая формулировка: «и он, и я». И ярче всего Ф. М. Достоевский потребность Аркадия в отце передает именно с помощью жеста Подростка. «И к чему все эти прежние хмурости,- думал» герой «в иные упоительные минуты,- к чему эти старые больные надрывы, мое одинокое и угрюмое детство, мои глупые мечты под одеялом, клятвы, расчеты и даже «идея»? Я все это напредставил и выдумал, а оказывается, что в мире совсем не то; мне вот так радостно и легко: у меня отец - Версилов.» [8, с. 164].

Особое место в романе «Подросток» занимает история с восьмилетним мальчиком-самоубийцей, что подчеркивается «вставной» композицией: она рассказана Макаром Ивановичем, названным отцом Аркадия Долгорукого. Именно здесь излюбленная писателем «детская» тема приобретает столь пронзительное звучание благодаря жестовому построению сцены.

Ф. М. Достоевский не раз обращался к мотиву смерти ребенка. Умирает старший сын Петенька в семье Горшковых в романе «Бедные люди». Умирает маленькая бунтарка Нелли в «Униженных и оскорбленных». «Случайность» - деньги Свидри-гайлова - спасают от нищенского существования и голодной смерти детей Катерины Ивановны в «Преступлении и наказании». В самом мрачном романе Ф. М. Достоевского «Бесах» смерть рожденного от Ставрогина младенца Марьи Шатовой, которого Шатов всей душой принимает как символ новой жизни, как бы замыкает круг безысходности. Лишь в последнем романе писателя «Братья Карамазовы» смерть Илюши Снегирева и речь Алеши Карамазова у камня вносят элемент очищения и примирения.

Исследователи неоднократно отмечали, что картины страдания детей у Ф. М. Достоевского во многом ориентированы на религиозные неканонические источники [10]. Соглашаясь с этим тезисом, добавим, что особого реализма картины страдания детей художник очень часто добивается именно благодаря жестовому построению сцены.

Таким ключевым жестом в изображении маль-чика-самоубийцы в романе «Подросток» становятся прижатые к груди кулачки ребенка. Макар Иванович описывает всю сцену так: «Мальчик, как вспомнил про все, вскрикнул, бросился к воде, прижал себе к обеим грудкам по кулачку, посмотрел на небеса (видели, видели!) - да и бух в воду! <.> И вот на памяти людской еще не было в тех местах, чтобы такой малый робеночек на свою жизнь посягнул! Такой грех! И что может сия малая душка на том свете Господу Богу сказать! Над

тем самым, с тех пор, Максим Иванович и задумался» [8, с. 318].

Прижатые к груди кулачки ребенка и глаза, поднятые к небу перед смертью, приобретают предельно символическое наполнение. Это жестовое выражение детского бунта, смирения и страха перед божественной карой одновременно заставляет задуматься о смысле бытия ни одного только Ското-бойникова, который после смерти ребенка женится на его матери, а затем, отписав ей все свое имущество, отправляется в «скорби и странствиях предстоящих» «душу спасти, пока можно» [8, с. 322].

В заключение отметим, что жестовое решение «детских» сцен и образов в произведениях Ф. М. Достоевского не только создает эффект особой визуализации романов писателя, но и достигает предельной символизации. Жест, выполняя сцено- и сюжетообразующую функцию, обозначая библейские, метатекстуальные и символические константы искусства художника, становится универсальным способом изображения в творчестве Ф. М. Достоевского, особым «сгуст-

ком» смысла, идейного содержания всего

произведения в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. в 30-ти тт. Т. 22. Л.: Наука, 1981. -408с.

2. Лунде И. // Роман Ф. М. Достоевского «Подросток»: возможности прочтения. Режим доступа: http://www.gosha-р.паго^ги/ЬівіЬіт.

3. Постнова Д. В. // Русское слово в Башкортостане. Уфа: РИЦ БашГУ, 2007. С. 238-244.

4. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. в 30-ти тт. Л.: Наука, 1972. Т. 1. С. 13-109.

5. Постнова Д. В. // Проблемы филологии. Уфа: РИЦ БашГУ, 2007. Вып. 3. С. 76-82.

6. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. в 30-ти тт. Т. 8. Л.: Наука, 1973. -512с.

7. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. в 30-ти тт. Т. 16. Л.: Наука, 1976. -440с.

8. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. в 30-ти тт. Т. 13. Л.: Наука, 1975. -456с.

9. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. в 30-ти тт. Т. 15. Л.: Наука, 1976. -624с.

10. Михнюкевич В. А. // Педагогія Достоевского. Режим доступа: http://www.gosha-p.narod.ru/List.htm.

Поступила в редакцию 13.02.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.