Научная статья на тему 'ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ЮЖНОЙ ЯКУТИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ И ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ'

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ЮЖНОЙ ЯКУТИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ И ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
региональная детская литература / Южная Якутия / Людмила Носкова / Татьяна Демина / children's literature of Southern Yakutia / genre / thematic / motiffigurative features / Noskova / Demina

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Н. В. Чаунина

Цель данной статьи — выявление жанровых, тематических и мотивно-образных особенностей современной детской литературы Южно-Якутского региона. Для анализа выбраны наиболее популярные в регионе авторы — Людмила Носкова и Татьяна Демина, не являющиеся профессиональными писателями, но активно участвующие в культурной жизни района. Материалом исследования послужили драматические, стихотворные и прозаические произведения указанных авторов. В результате проведенного жанрового, тематического, мотивно-образного анализа произведений убедительно доказана их ценность как средства формирования устойчивого интереса к чтению у юных читателей, расширения представлений о родном крае, а также осознания значимости вклада в общее культурное наследие страны мастеров слова, являющихся современниками и соотечественниками. Необходимость включения произведений писателей-регионалистов в российский литературный процесс обусловлена самобытностью их творчества, сочетающего в себе местный колорит, традиции русской литературы и фольклора и оригинальное авторское мироощущение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The purpose of this article is to identify genre, thematic and motif-shaped features of modern children's literature in the South Yakut region. The most popular authors in the region were selected for analysis — amateur writers Lyudmila Noskova and Tatyana Demina, who actively participated in the cultural life of the region. The material under study is the dramatic, poetic and prose works of these authors. As a result of the genre, thematic, motif-figurative analysis of the works, their value has been convincingly proven as a means of developing a sustainable interest in reading among young people, expanding ideas about their native land, as well as realizing the significance of the contribution to the general cultural heritage of the country by wordsmiths who are contemporaries and fellow citizens. The necessity to include the works of regional writers in the Russian literary process is due to the originality of their work, which combines local touch, traditions of the Russian literature and folklore, and the original author's worldview.

Текст научной работы на тему «ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ЮЖНОЙ ЯКУТИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ И ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ»

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ЮЖНОЙ ЯКУТИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ И ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Н. В. Чаунина

Ключевые слова: региональная детская литература, Южная Якутия, Людмила Носкова, Татьяна Демина.

Keywords: children's literature of Southern Yakutia, genre, thematic, motif-figurative features, Noskova, Demina.

DOI 10.14258/filichel(2024)2-05

Региональная литература находится на периферии литературного процесса. Литературное доминирование столицы над провинцией всегда отчетливо проявлялось. Это связано с рядом факторов. Во-первых, удаленность от культурного центра — столицы и крупных городов-миллион-ников. Во-вторых, ограниченность возможностей выстроить эффективные контакты с единомышленниками, собратьями по перу, издательствами. Например, попасть на книжную ярмарку, презентацию новой книги, литературную встречу, заседание конкурсной комиссии и др. не всегда возможно. В-третьих, публикации требуют значительных финансовых вложений, которыми не всегда располагают авторы. Отсюда ограниченный тираж изданий и малый охват читателей. Большую роль здесь играют реклама, пиар-акции, наличие хороших литературных агентов. В-четвертых, региональные авторы зачастую не являются профессиональными писателями, малоизвестны в писательских и издательских кругах. Это касается и мастеров, создающих произведения для детского чтения.

Тем не менее региональная литература обладает и рядом преимуществ. Основное — максимальная близость к читательскому менталитету по факту нахождения в одной местности, на одной территории, сходный культурологический кругозор. Для детей и подростков литература родного края особенно важна, поскольку знакомит с историей, природой, традициями, приобщает к культуре родного края, формирует любовь к Родине.

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена все возрастающим интересом к наследию национальных, в том числе региональных, литератур [Алиева, 2023; Ашуров, 2022; Фролкина, 2021; Гаврилов, 2021; Альшевская, 2020; Беженару, 2018; Бритаева, 2018; Зозуля, 2018;

Козина, 2017; Карпухина, 2015; Хомич, 2014; Региональная литература, 2011; Сибирский текст в русской культуре, 2003; Алтайский текст в русской культуре, 2021, 2023 и др.].

В термине «региональная литература» в первую очередь заложена характеристика литературы с позиции локализации, местоположения в географическом пространстве: с одной стороны, это место, где создавалось произведение, с другой стороны — место рождения, нахождения и смерти автора. Существует и другой подход к определению этого феномена как категории духовной жизни, продукта художественной мысли. «Это и совокупность мнений об определенном месте, ... литературный миф, это модель мира, отмеченная региональной топонимикой, это и региональное самосознание себя как сына своей „малой родины", ее представителя и выразителя» [Региональная литература, 2011, с. 9].

Следуя обозначенной концепции, в рамках данной статьи мы представим анализ жанровых, тематических и «идейных» особенностей произведений для детей, созданных поэтами и писателями Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия). Материалом исследования стали книги Людмилы Носковой («В краю ручьев и бабочек», «Таежная сказка») и Татьяны Деминой («Ивашка — на голове кудряшка», «Волшебный поросенок и золотые бусинки», «Чудесная страна Мармеландия», «Девочка Леночка и Новогоднее чудо», «Рыжий котик»).

Цель исследования — выявление региональных и типологических особенностей литературы Южно-Якутского региона, развивающейся в контексте современной русской литературы для детей.

Специфика культурной жизни региона напрямую зависит от его становления и развития. Считаем необходимым включить небольшую ис-торико-географическую справку об одном из обширных районов Южно-Якутского региона — Нерюнгринском районе.

Нерюнгринский район расположен на юге Якутии и по размерам сопоставим со средней европейской страной. Граничит с Амурской областью и Хабаровским краем. В состав района входит пять поселков (Чуль-ман, Беркакит, Серебряный бор, Золотинка, Хани) и одно село (Иенгра). Районный центр — город Нерюнгри.

История города и района напрямую связана с освоением угольного месторождения данного региона (1950-1960-е гг.). В 1972 г. Указом Президиума Верховного Совета ЯАССР был образован поселковый совет с центром в поселке Нерюнгри, а в 1975 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок Нерюнгри был преобразован в город республиканского подчинения [Историко-географическая справка, 2024].

На строительство промышленных объектов, транспортных систем (авто-, авиа- и железнодорожного сообщения), городской инфраструктуры приехали специалисты из разных уголков нашей необъятной Родины. После введения в эксплуатацию угольного разреза, обогатительной фабрики, ГРЭС и комплекса предприятий районного значения городское население пополнилось специалистами инженерных профессий. Многие остались здесь, обзавелись семьями и даже увлеклись литературным творчеством.

Ключевая особенность местных авторов — они все приезжие, носители самобытного культурного локуса, взращенные иной, несеверной, малой родиной. Этот «привезенный» культурный опыт претерпел значительные трансформации при соприкосновении с самобытной культурой разных народов, проживающих на территории Нерюнгринского района, в том числе коренного населения — эвенков и якутов.

Объединяющим центром для самобытных писателей стали местное литературное объединение «Пульс», клуб «Встреча», инициирующие различные культурно-массовые мероприятия для горожан (литературные гостиные, конкурсы и др.).

Эту особенность провинциальной литературы подчеркивал еще исследователь Ю. С. Постнов: «...литература области или края — это часть общенациональной литературы, представленная художниками, которые тесно связаны с общественной и культурной жизнью данной области и участвуют в местном литературном движении» [История русской литературной критики Сибири, 1989, с. 170].

Одной из самых ярких фигур на местном литературном Олимпе является Людмила Носкова1. Уроженка Пермской области, после окончания Пермского пединститута приехала в Нерюнгри. Преподавала русский язык и литературу в образовательных учреждениях района. Организовала литературный клуб для школьников. В настоящее время на пенсии, но продолжает делиться опытом с начинающими авторами. О своем творчестве говорит так: «Это мой поплавок в омуте жизни. Стало привычным для сохранения душевной гармонии выплескивать избыток эмоций на бумагу» (Людмила Носкова. Таежная сказка. 2021. С. 3].

Значительную часть творческого наследия Л. Носковой составляют произведения для детского чтения: стихи, пьесы, рассказы. Рассмотрим наиболее показательные примеры.

Сборник стихотворений «В краю ручьев и бабочек» (Людмила Носкова. 2015) условно можно разделить на два основных блока: собственно

1 Носкова Л. МБУ «Нерюнгринская городская библиотека». 2013. URL: https://nergb.ru/ wp-content/uploads/2013/06/Noskova.pdf

пейзажная лирика и «природоведческие» стихи (сюда мы отнесем произведения о погодных явлениях, диких животных тайги, лекарственных растениях и их применении).

Уже первое стихотворение сборника представляет собой яркий пример пейзажной лирики, раскрывающей красоту суровой северной природы в простых узнаваемых образах:

В царстве Снежной королевы Обжились давным-давно, Под метельные напевы Смотрим снежное кино <...>

Девять месяцев хрустальных Лишь морозы да пурга... Наконец, снега растают, Оживет моя тайга! <...>

Наше северное лето Словно краткий, сладкий сон! Ах, закаты! Ах,рассветы! Всюду птичий перезвон! Наберешь маслят корзину, Да брусники бы набрать — Будешь ты потом всю зиму

Щедрость лета вспоминать (Людмила Носкова. В краю ручьев и бабочек. 2015. С. 3-4).

С первых строк читатель погружается в настоящую зимнюю сказку: вся природа засыпает, убаюканная метельными напевами и укутанная пушистыми снегами. Природная стихия живет по своим законам, человек здесь только наблюдатель, ему остается лишь терпеливо ждать завершения «снежного кино», чтобы насладиться богатством таежных даров.

Все стихотворение пронизано любовью к родному краю, радостным принятием его противоречий и крайностей. Автор учит юного читателя подмечать прекрасное («узоры на окне», «в синем небе — облака»), слышать («метельные напевы», «ветры дико завывают», «птичий перезвон»), чувствовать («Все по сердцу, все по нраву, /Жизнь прекрасна и легка!»), с благодарностью относиться к родной природе («Будешь ты потом всю зиму / Щедрость лета вспоминать») (там же).

Людмила Носкова говорит со своим читателем легко и непринужденно, словно мягко берет за руку и ведет к новым открытиям. И вот уже мы оказываемся в жаркий летний день на лесной тропинке, где ручеек подставляет прохладные струйки бабочкам (с. 52), любуемся тополем, который «макушкой гладит тучи» (там же), собираем голубику — «якутский виноград» (с. 13).

В «природоведческих» стихотворениях автор знакомит детей с лечебными свойствами диких растений и ягод («Розовый ландыш», «Тысячелистник», «Курильский чай», «Полынь», «Можжевельник», «Донник», «Малина», «Смородина» и др.). Дается не только описание лекарственного растения с акцентированием внимания на характерных признаках (размер, цвет, место произрастания и др.), но и даже способ приготовления и применения. На место созерцанию приходит активное изучение природы. Например, одни ингредиенты подходят для витаминных чаев, другие — для настоев, третьи — полезны своим целебным ароматом, поэтому используются для окуривания местности:

Там, где сосны, там, где ельник,

Вырос кустик можжевельник.

Ты его не трогай лучше,

Потому что он колючий.

Кустик этот необычен.

У эвенков есть обычай

Можжевеловым дымком

Все окуривать кругом.

Дым микробов убивает,

Быть здоровым помогает (Людмила Носкова. В краю ручьев и бабочек. 2015. С. 25).

Таким образом, юные читатели не только пополняют знания об известных природных объектах, но и знакомятся с традициями коренного народа, проживающего на территории Нерюнгринского района.

Стихи Л. Носковой учат подмечать природные «предсказания» («Перед грозой», «Дачные приметы»), учат быть чуткими и наблюдательными, заботиться о братьях наших меньших:

Ну и жарища вторую неделю!

Высохли лужи, ручьи обмелели.

2 Здесь и далее ссылки на страницы даны по изданию: Людмила Носкова. В краю ручьев и бабочек. 2015.

Бедной лягушке нельзя без воды,

Выжить не может без влажной среды.

<...>

Ее повстречали мы возле опушки

Решили помочь бедолаге лягушке.

Мы в дачный ее отнесли водоем,

Лягушке понравилось, видимо, в нем (Людмила Носкова. В краю ручьев и бабочек. 2015. С. 10).

В целом можно сказать, что стихотворения сборника «В краю ручьев и бабочек» продолжают традиции русской классической поэзии, вошедшей в круг детского чтения. Идиллические картины природы, созданные Л. Носковой, напоминают тексты А. К. Толстого, Ф. Тютчева, А. Фета, С. Есенина. А манера написания, доверительный тон лирического повествования в «природоведческих» текстах роднит с творчеством Е. Благининой и И. Токмаковой.

Значительное влияние на творчество Л. Носковой оказало знакомство с эвенкийской культурой. Несколько лет Людмила Максимовна преподавала в экспериментальной школе-интернате «Арктика», где обучаются дети представителей малочисленных народов Севера — эвенов, эвенков, чукчей, долган, юкагиров. На территории Нерюнгринского района расположено село Иенгра, основное население которого составляют эвенки-оленеводы.

Результатом знакомства с эвенкийскими легендами стала пьеса для детей «Таежная сказка» (Людмила Носкова. 2021), написанная по рассказам одного из старейших жителей села, каюра-проводника Филиппа Ле-ханова. Основная тема пьесы-сказки — борьба с нечистой силой, олицетворением которой выступает Болотная Баба (чудовище из Нижнего мира, которое охраняет подземные клады). Сюжет истории разворачивается вокруг семьи охотника-эвенка, которая жила в чуме на берегу реки и не боялась Болотной Бабы, чем и навлекла на себя беду. Охотнику, его жене и сыну не по силам справиться с нечистью, единственный выход — просить помощи у Хозяина тайги — бурого медведя. Для этого охотник совершает священный ритуал и готовит угощение великому гостю. В итоге нечисть повержена, то болото, в котором она обитала, высохло, там вырос лес, где стали люди добывать «горючий камень», «чтобы он дарил людям свет, тепло и радость». А на месте охотничьего чума люди построили красивый город Нерюнгри (Людмила Носко-ва. Таежная сказка. 2021. С. 17).

Пьеса-сказка Л. Носковой представляет собой сложный синтез народного сказания (с характерным представлением о трехчастной структуре мира, обитателями каждого их миров, тотемным родовым животным, магическими ритуалами и др.), исторического экскурса (упомянуты реальные факты, связанные с открытием угольного месторождения) и современной действительности (строительство города чуть более сорока лет назад).

Чтение подобных произведений позволяет глубже прочувствовать и осознать культурную и историческую ценность родного края, освоение которого шло в тяжелейших природно-климатических условиях. Кроме того, установка на поликультурное общение, популяризующееся в современном социуме, требует от ребенка посильного освоения регионального культурного опыта, в том числе в рамках образовательных программ школ, ссузов и вузов.

Творчество Татьяны Деминой, еще одного талантливого автора Южно-Якутского региона, также многогранно и разнообразно3. Уроженка г. Иваново, с 1984 г. она проживает в Нерюнгри, работает эмульсоваром на ремонтно-механическом заводе, где, в том числе, возглавляла театральную студию. Татьяна — член Нерюнгринского литературного объединения «Встреча». Пишет стихи, сочиняет романсы и песни, рассказы и пьесы, детские сказки, которые издаются как отдельными книгами, так и публикуются на страницах периодической печати. Является лауреатом и дипломантом республиканских и российских фестивалей и конкурсов.

Татьяна Демина известна и как автор детских книг («Волшебный поросенок и золотые бусинки», «Ивашка — на голове кудряшка», «Девочка Леночка и Новогоднее чудо», «Рыжий котик» и др.), написанных в рамках благотворительных акций в пользу детских домов г. Алдана (Якутия) и Санкт-Петербурга.

Демина-сказочница, с одной стороны, продолжает традиции русских народных сказок, с другой стороны, значительно «осовременивает» их содержание. Так, например, в сказке «Волшебный поросенок и золотые бусинки» (Татьяна Демина. 2013а) соединились элементы бытовой и волшебной сказки. Вместо привычного зачина («жили-были») автор сразу вводит читателя в обстановку заурядной деревенской жизни: «Жила в маленькой деревушке Агафья. Никого у нее не было: ни родни, ни детей, ни мужа. <...> Дом ее был ветхим, и стоял он на окраине деревни, возле старой заброшенной мельницы» (с. 3). Далее идет вполне реалистичное повествование: жизнь Агафьи в семье, отношения с роди-

3 Носкова Л. МБУ «Нерюнгринская городская библиотека». 2013. URL: https://nergb.ru/ wp-content/uploads/2013/06/Noskova.pdf

телями, любимое хобби — выращивание цветов и т. д. Особый акцент на воспитании любви к труду, заботе о ближнем, соблюдении семейных традиций. Детство героини показано как идеальное, счастливое время, о котором она очень часто вспоминает. Из детства приходит воспоминание о золотистой бусинке, которая, с одной стороны, символизирует связь с любимой мамой, с другой стороны — праздник, радость и веселье. Именно бусинки становятся своеобразной платой за спасение поросенка, который оказался волшебным. Интересно, что автор называет бусинки золотистыми, подчеркивая тем самым не их материальную ценность, а ту красоту, которая радует людей и делает их счастливыми. Агафья щедро делится этим богатством с людьми: «Пусть эти бусинки украсят ваши дома и согреют ваши сердца. Пусть они принесут вам счастье и много-много радости» (с. 28).

Таким образом, основная идея сказки прочитывается как приоритет духовного над материальным, воспевание труда и традиционных семейных ценностей. Несмотря на то что героиня небогата и одинока, она сохранила чуткое любящее сердце и готова броситься на помощь любому, кто в этом нуждается, не думая о награде.

Такими же добрыми и отзывчивыми показаны герои сказок «Ивашка — на голове кудряшка» (Татьяна Демина. 2013б) и «Чудесная страна Мармеландия» (Татьяна Демина. 2015). Это волшебные сказки о простых людях, которым приходится много трудиться, претерпевать жизненные трудности. На пути им встречаются испытания, справиться с которыми помогают волшебные помощники. Интересно, что переход из реального мира в сказочный показан как нечто естественное и привычное. Так, например, Ивашке из одноименной сказки снится сон, предвещающий ему обретение счастья, если отправится он в путь-дороженьку. Проснувшись, герой выполняет предначертанное.

Одна из особенностей сказок Деминой — частотность включения в сюжет описания сна героя. Так, в сказке про волшебного поросенка Агафья во сне получает указание отправиться на речку, сделать особенный гребень, благодаря которому впоследствии будут появляться золотистые бусинки.

В сказке про Ивашку сон-предсказание также выполняет функцию завязки: герой отправляется в путь, где его ждут приключения. Устав от долгой дороги, он засыпает в дремучем лесу, а проснувшись, встречается с говорящим медведем, который гостеприимно приглашает в свою избу поесть и отдохнуть (аналог Бабы-Яги). Здесь сон становится своего рода проводником из мира реального в волшебный. Все, что происходит потом (помощь медведю, спасение ежика, дятла, возвращение

на небо упавшей звездочки), прочитывается как обязательные и все более усложняющиеся испытания для получения великой награды — любимой Варварушки.

С жителями мармеладной страны пастух из сказки «Волшебная страна Мармеландия» тоже знакомится, внезапно пробудившись после долгих поисков пропавшего стада. Герой даже больно щиплет себя за ногу, чтобы убедиться в реальности происходящего. В противовес фольклорной традиции сон воспринимается не как враждебное препятствие, помеха на пути к достижению цели, а как возможность отпустить ситуацию, отдохнуть и набраться сил для встречи с волшебством (про функции сна в народных сказках см. [Добровольская, 2021]).

Интересно, что у героев нет намерения попасть за тридевять земель в тридевятое королевство, волшебный мир сам идет навстречу, вовлекая в новые приключения.

В ряду сказок Деминой особняком стоит книга «Девочка Леночка и Новогоднее чудо» (Татьяна Демина. 2021). Здесь обнаруживаются явные черты святочного рассказа (жанровые признаки рождественского и святочного рассказа обстоятельно рассмотрены в работе Т. Н. Козиной [Козина, 2017, с. 137-144]). События происходят в праздничные новогодние дни в обычной семье, где растет очень капризная девочка, которую родители прозвали «Хочухой» за ее постоянные требования: «С самого раннего утра до поздней ночи она кричала: „Хочу шоколадку, хочу мармеладку, хочу мороженое, хочу пирожное!" Родители говорили ей о том, что нельзя так громко кричать, что слово „хочу" — это плохое слово, но девочка не обращала на них никакого внимания, наоборот, она кричала еще громче: „Хочу, хочу, хочу."» (Татьяна Демина. Девочка Леночка и Новогоднее чудо. 2021. С. 5).

История капризной девочки стремительно развивается: от истерик героиня переходит к активным вредоносным действиям (разбрасывает и ломает игрушки, портит вещи, даже игрушечного Деда Мороза в гневе забрасывает в угол, потому что он не дал ей подарков). И тут происходит чудо (обозначим его как чудо-наказание): привлеченная необычным ярким светом, Леночка пытается рассмотреть через стекло его источник, видит играющего на улице мальчика, дразнится, высунув язык, и тот, наконец, намертво прилипает к холодному стеклу. Наказанная девочка страдает, мучается, зовет на помощь и вдруг видит через окно настоящего Деда Мороза! В эту минуту к Леночке приходит осознание того, что это происшествие — наказание за ее плохие поступки. Она раскаивается, ей стыдно, хочется все скорее исправить. И тут происходит второе чудо (чудо-спасение): Дед Мороз освобождает героиню, но берет

с нее обещание измениться. С той самой минуты «Хочуха» превращается в девочку Леночку.

Произведение имеет явную дидактическую направленность. Благодаря простоте сюжета, узнаваемости образа главной героини юный читатель легко улавливает этот посыл. Нравственный урок преподнесен твердо и безапелляционно. Встав на путь исправления, героиня получает заслуженную награду — огромный Новогодний подарок от Деда Мороза.

«Разоблачает» зло чудо, а победа добра возможна только при обязательной работе человека над своими пороками. Леночка не стала хорошей по мановению посоха Деда Мороза, она сама захотела стать другой: аккуратной, заботливой, внимательной к своим родным — и стала такой. А это большой труд. Так прочитывается ключевая идея произведения.

Стихи Татьяны Деминой по оригинальности не уступают ее прозе. Автор тонко чувствует детскую душу, говорит с читателем на его языке, видит мир его глазами. Например, в стихотворении «Я рисую» мы видим, как маленький герой берет в руки краски и начинает выражать на бумаге свою богатую фантазию:

Светлый дом я нарисую,

В доме дверцу расписную.

Золотое в небе солнце.

И открытое оконце.

Паучка и паутинку,

И крыжовник, и малинку.

<...>

В речке рыбку золотую.

И лягушку непростую.

Птичек разных нарисую.

Все рисую и рисую...

<...>

Появились в небе звезды,

Рисовать уже так поздно.

Мне пора ложиться спать.

Завтра буду рисовать... (Татьяна Демина. Рыжий котик. Стихи для детей. 2020. С. 3).

Персонажи стихотворений Деминой — живые, активные, любознательные дети. Они подмечают то, что взрослые упускают из виду, фантазируют («Самолетик»), рисуют, бегают под летним дождиком («Дождик»), играют с друзьями («Эй, мальчишка, оглянись»), отмечают

праздники («День Рождения»), любят природу («В глуши»), засыпают под мамины сказки («Буду сладко, сладко спать») и др. Живут своей детской жизнью, в которой царят любовь и гармония.

В жанровом отношении стихи Деминой напоминают произведения детского фольклора — заклички, дразнилки, колыбельные. Например, в стихотворении «Солнце» соединились черты заклички, считалки и потешки:

Солнце, солнце, солнце, солнце!

Раз, два, три и раз, два, три!

Посмотри в мое оконце,

Ну-ка, ну-ка посмотри.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вместе сделаем зарядку:

Раз, два, три, четыре, пять,

Поиграем вместе в прятки

И пойдем с тобой гулять... (там же, с. 12).

Связь с фольклорной традицией прослеживается на уровне тематики (темы природы, детских игр), ритма, лексики. Прочитывается установка на двигательную активность под счет. Маленький читатель легко вовлекается в эту веселую игру, ведь и его приглашают присоединиться к ней. Подобные произведения чрезвычайно ценны. Они развивают воображение, речь, память, учат чувству ритма, прививают любовь к родному слову, привлекают интерес к чтению и др.

Стихи Татьяны Деминой продолжают традиции лучших образцов детской лирики С. Михалкова, А. Барто, С. Маршака и др.

Поводя итог проведенному анализу, можно сделать следующие выводы.

Детская литература Южно-Якутского региона представляет собой оригинальный сплав русских фольклорных традиций, наследия русской классической литературы, в том числе входящей в круг детского чтения, и самобытной интерпретации этого грандиозного культурного массива сквозь призму авторского мироощущения.

Наиболее популярными жанрами для авторов Нерюнгринского района являются сказки, пьесы, лирические стихотворения, рассказы.

Преобладают темы, связанные с миром детства, с его радостями и печалями (темы дружбы, детского творчества, страхов, взросления и др.). Кроме того, присутствуют темы, касающиеся таких сложных аспектов, как жизнь человека (его добрые и злые поступки, образ мысли и действия, нравственные уроки, воспитание и др.), темы семьи, взаи-

моотношений между людьми, бережного и чуткого отношения к природе и др.

Одни авторы гармонично вплетают в повествование региональные элементы (например, Л. Носкова много пишет о родной якутской природе, подвергает литературной обработке национальные легенды и сказания малочисленных народов Севера). Другие авторы не делают строгой привязки к месту, опираясь на духовный, культурный и литературный опыт русского народа, складывающийся на протяжении многих веков. Примером служат сказки Т. Деминой.

Проведенный анализ продемонстрировал наличие преемственных связей произведений региональных авторов с базовыми тенденциями русской классической детской литературы, что свидетельствует о высоком художественном качестве созданных произведений, достойных внимания критики и читательского интереса. К сожалению, современная детская литература не всегда может похвастаться качеством ввиду частотности коммерческих издательских проектов.

На наш взгляд, произведения упомянутых авторов можно продуктивно использовать в образовательных учреждениях разного уровня не только для привития любви к чтению, расширения представлений о родном крае, но и для понимания значимости вклада в общее культурное наследие страны мастеров слова, являющихся соотечественниками.

Библиографический список

Алиева Т. С. Детская литература и фольклор // СоПодшит-ригпаЬ 2023. № 29 (188).

Алтайский текст в русской культуре : сб. ст. / под ред. М. П. Гребневой. Барнаул, 2021. Вып. 9.

Алтайский текст в русской культуре : сб. ст. / под ред. М. П. Гребневой. Барнаул. ю 2023. Вып. 10.

Альшевская О. Н. Новые практики распространения литературы для детей и юношества в Сибири и на Дальнем Востоке // Библиосфера. 2020. № 4.

Ашуров Б. Ш. Основные тенденции развития узбекской детской литературы // Вопросы науки и образования. 2022. № 6 (162).

Беженару Л. Е. Художественное освоение действительности через призму регионально-национального // Брестчина и соседи. Брест, 2018.

Бритаева А. Б. Традиции В. В. Бианки в творчестве осетинских детских писателей // Известия Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева. 2018. № 30 (69).

Гаврилов В. В. «Югорский текст» как культурный феномен: к постановке проблемы // Филология: научные исследования. 2021. № 11.

Добровольская В. Спящие герои и сны в русской волшебной сказке // Антропология сновидений. М., 2021.

Зозуля Е. А. Формирование патриотизма посредством изучения региональной литературы // Наука и образование: новое время. 2018. № 1 (24).

История русской литературной критики Сибири: проспект. Новосибирск, 1989.

Карпухина В. Н. Дискурс детской художественной литературы в процессах институализации общества // Сибирский филологический журнал. 2015. № 2.

Козина Т. Н. Жанровое своеобразие рождественского и святочного рассказов // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2017. Т. 23. № 4 (168).

Региональная литература: хрестоматия научно-критических материалов. Вып. 1. Барнаул, 2011.

Сибирский текст в русской культуре. Томск, 2003.

Фролкина Д. И. Русскоязычные произведения для детей в литературе коренных народов Якутии : автореф. дисс. ... канд. филол. наук. М., 2021.

Хомич Э. П. Скромное обаяние детской книги Алтая // Филология и человек. 2014. № 1.

Список источников

Демина Т. МБУ «Нерюнгринская городская библиотека». 2013. URL: https://nergb.ru/wp-content/uploads/2013/06/Demina.pdf

Демина Т. Волшебный поросенок и золотые бусинки. Нерюнгри, 2013а.

Демина Т. Девочка Леночка и Новогоднее чудо. СПб., 2021.

Демина Т. Ивашка — на голове кудряшка. Нерюнгри, 2013б.

Демина Т. Рыжий котик. Стихи для детей. СПб., 2020.

Демина Т. Чудесная страна Мармеландия. Нерюнгри, 2015.

Историко-географическая справка. Нерюнгринский район // Муниципальное образование «Нерюнгринский район». 2024. URL: http://www. neruadmin.ru/neryungrinskiy-rayon/istoriko-geograficheskaya-spravka/

Носкова Л. МБУ «Нерюнгринская городская библиотека». 2013. URL: https://nergb.ru/wp-content/uploads/2013/06/Noskova.pdf

Носкова Л. В краю ручьев и бабочек. Стихи для детей. Нерюнгри, 2015.

Носкова Л. Таежная сказка: пьеса для детей. Нерюнгри, 2021.

References

Alieva T. S. Detskaya literature ifol'klor. [Children's literature and folklore]. In: Colloquium-journal. 2023. No. 29 (188).

Al'shevskaya O. N. Novye praktiki rasprostraneniya literatury dlya detey i yunoshestva v Cibiri i na Dal'nem Vostoke. [New practices for distributing literature for children and youth in Siberia and the Far East]. In: Bibliosfera. [Bibliosphere]. 2020. No. 4.

Altayskiy tekst v russkoy kul'ture. [Altai text in Russian culture]. Ed. by M. P. Grebneva. Barnaul. 2022. Iss. 9.

Altayskiy tekst v russkoy kul'ture. [Altai text in Russian culture]. Ed. by M. P. Grebneva. Barnaul. 2023. Iss. 10.

Ashurov B. Sh. Osnovnye tendentsii razvitiya uzbekskoy detskoy literatury. [Main trends in the development of Uzbek children's literature]. In: Voprosy nauki i obrazovaniya. [Issues of science and education]. 2022. No. 6 (162).

Bezhenaru L. E. Khudozhestvennoe osvoenie deystvitel'nosti cherez prizmu regional'no-natsional'nogo. [Artistic exploration of reality through the prism of regional-national]. In: Brestchina i sosedi. [Brest region and neighbors]. Brest, 2018.

Britaeva A. B. Traditsii V. V. Bianki v tvorchestve osetinskikh detskikh pisateley. [Traditions of V. V. Bianki in the works of Ossetian children's writers]. In: Izvestiya Severo-Osetinskogo instituta gumanitarnykh i sotsial'nykh issledovaniy im. V.I. Abayeva. [News of the North Ossetian Institute of Humanitarian and Social Research named after V. I. Abaeva]. 2018. No. 30 (69).

Gavrilov V. V. "Yugorskiy tekst" kak kul'turnyy fenomen: kpostanovke problemy. ["Ugra text" as a cultural phenomenon: towards the formulation of the problem]. In: Philology: scientific researches. [Philology: scientific research]. 2021. No. 11.

Dobrovol'skaya V. Spyashchiegeroiisny v russkoy volshebnoy skazke. [Sleeping heroes and dreams in a Russian fairy tale]. In: Antropolog i yasnovideniy. [Anthropology of Dreams]. Moscow, 2021.

Zozulya E. A. Formirovanie patriotzma posredstvom izucheniya regional'noy literatury. [Formation of patriotism through the study of regional literature].In: Nauka i obrazovanie: novoevremya. [Science and education: new times]. 2018. No. 1 (24).

Istoriya russkoy literaturnoy kritiki Sibiri. [History of Russian literary criticism of Siberia: prospekt]. Novosibirsk, 1989.

Karpukhina V. N. Diskurs detskoy khudozhestvennoy literatury v protsessakh institualizatsii obshchestva. [Discourse of children's fiction in the processes of institutionalization of society]. In: Siberian Journal of Philology. [Siberian Philological Journal]. 2015. No. 2.

Kozina T. N. Zhanrovoe svoeobrazie rozhdestvenskogo i svyatochnogo rasskazov. [Genre originality of Christmas and Yuletide stories].In: Izvestiya Ural'skogo Federal'nogo universiteta. [News of theUral Federal University]. Iss. 1. 2017. Vol. 23. No. 4 (168).

Regional'naya literatura: khrestomatiy anauchno-kriticheskikh materialov. [Regional literature: a reader of scientific and critical materials]. Iss. 1. Barnaul, 2011.

Sibirskiy tekstv russkoy kul'ture. [Siberian text in Russian culture]. Tomsk, 2003.

Frolkina D. I. Russkoyazychnyeproizvedeniya dlya detey v literature korennykh narodov Yakutii. [Russian-language works for children in the literature of the indigenous peoples of Yakutia]. Abstract of Philol. Cand. Diss. Moscow, 2021.

Khomich E. P. Skromnoe obayanie detskoy knigi Altaya. [The modest charm of Altai children's books]. In: Filologiya I chelovek. [Philology &Human],2014. No. 1.

List of Sources

Demina T. Munitsipal'noye byudzhetnoye uchrezhdeniye "Neryungrinskaya gorodskay abiblioteka". [Municipal budgetary institution "Neryungri City Library"]. 2013. URL: https://nergb.ru/wp-content/uploads/2013/06/Demina.pdf

Demina T. Volshebnyy porosenok i zolotye businki. [Magic pig and golden beads]. Neryungri, 2013a.

Demina T. Devochka Lenochka i Novogodnee chudo. [Girl Lenochka and the NewYear'smiracle]. St. Petersburg, 2021.

Demina T. Ivashka — na golove kudryashka. [Ivashka — a curl on the head]. Neryungri, 20136.

Demina T. Ryzhiy kotik. Stikhi dlya detey. [Redcat. Poems for children]. St. Petersburg, 2020.

Demina T. Chudesnaya strana Marmelandiya. [The wonderful country of Marmelandia]. Neryungri, 2015.

Istoriko-geograficheskaya spravka. Neryungrinskiy rayon. [Historical and geographical information. Neryungri district]. In: Munitsipal'noe obrazovanie "Neryungrinskiy rayon". [Municipal entity "Neryungri district"]. 2024. URL: http:// www.neruadmin.ru/neryungrinskiy-rayon/istoriko-geograficheskaya-spravka/

Noskova L. Munitsipal'noye byudzhetnoye uchrezhdeniye "Neryungrinskaya gorodskaya biblioteka". [Municipal budgetary institution "Neryungri City Library"]. 2013. URL: https://nergb.ru/wp-content/uploads/2013/06/Noskova.pdf

Noskova L. Vkrayuruch'ev i babochek. Stikhi dlya detey. [Inthel and ofstream sand butterflies. Poems for children]. Neryungri, 2015.

Noskova L. Taezhnaya skazka: p'esa dlya detey. [Taiga fairy tale: a play for children]. Neryungri, 2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.