ИССКУСТВОВЕДЕНИЕ
ДЕТСКАЯ ФОРТЕПИАННАЯ МУЗЫКА А. ГРЕЧАНИНОВА: ОБРАЗ МАТЕРИ
КАК СИМВОЛ СВЕТА
Шефова Елена Александровна,
кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры музыкальной подготовки и социокультурных проектов,
Института культуры и искусства, Липецкого государственного педагогического университета 398020, Липецкая область, г. Липецк, ул. Ленина, д. 42
CHILDREN'S PIANO MUSIC by A. GRECHANINOV: THE IMAGE OF THE MOTHER AS A SYMBOL OF LIGHT
Shefova Elena Alexandrovna
Аннотация
Главным персонажем в жизни и творчестве Гречанинова была мать. Нередко в названиях фортепианных пьес композитор применял обращения к ней, принятые в патриархальных семьях конца XIX века: «Мама любимая!», «Материнские ласки», «Всегда с мамой!». Подобные эпитеты открыли совершенно новый ракурс в детской музыке, который выразился в смещении акцента с вида «изнутри» на вид «снаружи».
Ключевые слова: мама, детский фортепианный альбом, православие, свет, символ.
Abstract
The main character in the life and work was Gretchaninoff mother. Quite often in the names of piano pieces he used to handling it adopted in patriarchal families of the late XIX century: «Mom's favorite!», «Mothering», «Always with my mother!». Such epithets opened a completely new perspective in the children's music, which is expressed in a shift from the type «from within» by sight «outside».
Key words: mammy, children's piano album, orthodoxy, shine, symbol.
Неисчерпаемостью духовного содержания и универсальностью общечеловеческого смысла можно объяснить частое присутствие материнских образов в детских фортепианных альбомах Александра Тихоновича Гречанинова (1864-1956). Как и большинство его предшественников, композитор мыслили категориями православия. В пьесах фортепианных альбомов для детей, например, А. Копылова, Ц. Кюи, С. Ляпунова или П. Чайковского находили воплощение вечные темы, где жизнь маленького героя открывалась взглядом «вовнутрь» - слушатель при этом невольно поддавался эмоциональному фону ребёнка, сопереживал ему, и границы личного никогда не нарушались. Достаточно вспомнить пьесу «Мама» из «Детского альбома» ор. 39 П. Чайковского. Музыковедами нередко подчеркивается взволнованный характер персонажа: группировка мотивов «далека от симметрии, количество мотивов во фразах неодинаково -ещё больше усиливает беспокойство» [1, с. 42].
С «приходом» в жанр Гречанинова направление изменилось, и способы воплощения сместились на второй план. Светоносное начало, характерное для творчества композитора в целом, и для детского, в частности, открыло совершенно иной ракурс образа, который выразился в смещении акцента с вида «изнутри» на вид «снаружи». Взгляд «снаружи» выражается в постоянстве мелодии (мягкие контуры), динамики (пределы mf), формы (период), штриха (legato, мягкое portamento). При этом характер матери, становится аксиомой, потому что, по сути, в произведениях Гречанинова существует в соответствии с Евангельскими представлениями о нём. Принимая её христианскую строгость, бесстрастность, справедливость, несомненно, сопровождаемую заботливым и тёплым взором, по словам протоиерея А. Владимирова «и мама, и дети удостоятся от 152
Бога венца любви. Этот венец составлен из драгоценных камней: рубина сострадания, изумруда радости, сапфира чистоты и нежности, жемчуга домашней тихой молитвы» [3, с. 27].
До сих пор в отечественной музыкальной науке предпринимались шаги в изучении лишь отдельных произведений Гречанинова из циклов «Детский альбом» ор. 98, «Бусинки» ор. 123, «День ребёнка» ор. 109 и в поле зрения исследователей попадали совершенно разные стороны вопроса. Так, Ю. Паисов [5] и О. Томпакова [7], внёсшие значительный вклад в изучение творчества Гречанинова, по разным причинам не уделили в своих монографиях специального внимания образному анализу детских фортепианных альбомов композитора. В монографии Е. Сорокиной [6] затрагивается вопрос эволюции детской темы в русском музыкальном искусстве с эскизным разбором некоторых пьес композитора. В диссертационной работе Д. Баязитовой [2] исследовательским аспектом стала область изучения интонационной лексики.
Аналогичная ситуация сложилась и в зарубежном музыковедении. Количество фортепианных пьес сборника «The Gretchaninoff Collection. 20 Piano Works by Alexander Gretchaninoff Selected and Introduced by Maurice Hinson» (Собрание произведений Гречанинова. 20 фортепианных пьес Гречанинова в редакции Мориса Хинсона») [8], вышедшего в 1992 году в США, несколько расширилась. Американский пианист и педагог доктор Хинсон расположил пьесы из разных альбомов Гречанинова по принципу возрастающей трудности, предварив каждую исполнительским комментарием. Однако при этом оставив в стороне вопрос о природе и специфике художественного образа.
В статье впервые в музыкознании будут рассмотрены качества образа матери на примере пьес из детских фортепианных альбомов Гречанинова, к сожалению, до сегодняшнего времени не известных в исполнительской и педагогической практике.
Тема материнства занимает особое место в творчестве Гречанинова. Привлекая к ней внимание, композитор продолжил линию, намеченную ещё П. Чайковским, и тем самым воздал всем матерям «горящую свечу её любви, пронесённую чрез все годы её жизни ...» [1, с. 21].
К персонажу матери, повторяя и варьируя его, Гречанинов возвращался на протяжении всего эмигрантского периода творчества. Песенные и танцевальные ритмы стали ключевыми в характеристике материнского портрета. Так, в пьесах «Мама любимая!» («Дедушкин альбом» ор. 119 № 1), «Материнские ласки» («Бусинки» ор. 123 № 11) и «Ласки» («Листки из альбома» ор. 139 № 9) проявляются черты мазурки и вальса. Развитие в них происходит преимущественно секвентным путём. Направление мелодической линии, расстановка пауз, фразовых приоритетных интонаций, темповых ускорений и замедлений способствуют наиболее точной передаче портретного характера. Применив специфические выразительные средства, композитор тем самым передал не только красоту и изящество материнского облика, но и удивительно дополнил и разнообразил его (примеры №№ 1-3).
№ 1
В другом образе матери высвечивается свойственная композитору манера задушевного тона его песенной лирики, в которой нередко слышен налёт светлой грусти. «Песня мамы» («На зелёном лугу» ор. 99 № 2) - одна из выразительных и глубоких миниатюр. В ней представлена многоголосная хоровая фактура. Широта и напевность мелодической линии, сердечность лирического высказывания, свободно организованная ритмика, преобладание секундовых интонаций, кружение вокруг основного тона обнаруживают в ней ярко выраженную народную основу (пример № 4).
№ 4
В пьесе «Всегда с мамой» («Прогулка в лесу» ор. 143 № 2) композитор изобразил небольшую сценку, в которой ввиду особенностей строения тематизма весёлость и детская беззаботность, заложенная в ритмическом рисунке (пунктир), меняется на ровные восьмые ноты, смягчённые секундовыми и секстовыми интонациями, характеризующими материнские ласки. Вкрапление в партитуру коротких форшлагов придало изящество её образу.
Галерею персонажей композитора можно дополнить ещё одной разновидностью семейного портрета, на котором изображены двое родителей - папа и мама. Именно так называется миниатюра из детского фортепианного альбома «День ребёнка» (ор. 109). В мировой музыкальной литературе можно отметить существование единственно похожей по содержанию пьесы с чудным названием - «Petit Mari, Petit Femme» («Маленький муж, малышка жена») из цикла Ж. Бизе «Jeux d"enfants» («Детские игры»). Простота и наивность мелодической линии изображает незамысловатый диалог, по-детски интерпретирующий отношения взрослых.
Разумеется, пьеса Гречанинова отнюдь не имитирует полоролевую игру детей. Но если учесть тот факт, что пьеса входит в программный цикл «День ребёнка» и написана для непосредственного исполнения её маленьким пианистом, это не что иное, как авторская проекция детского впечатления. Так, музыкальный «голос» папы, помещённый во второй раздел формы, решителен, размашист и тверд. Широкие восходящие интервалы мелодии контрастируют с мягкими, даже где-то «уступчивыми» мелодическими секундами, характеризующими образ матери. Жанрово обе темы достаточно близки к колыбельной - мелодические подъёмы и спады, спокойный темп на фоне слегка покачивающегося аккомпанемента.
В целом, персонаж матери выражает идеал православного художника. Жизненные испытания, выпавшие на долю композитора, не изменили светозарного и просветлён-154
ного отношения к её образу. Передавая музыкальными средствами лучезарность материнского характера, Гречанинов прикоснулся к струнам детской души, бережно поддерживая многовековой опыт предков.
Список литературы:
1. Айзенштадт С. А. Детский альбом П.И.Чайковского. - М.: Классика-XXI век,
2003. - 75 с.
2. Баязитова Д.И. Интонационная лексика в содержании пьес детского фортепианного репертуара: дис. ... канд. искусствоведения. - Уфа, 2008. - 308 с.
3. Владимиров А. В. Учебник жизни: Книга для чтения в семье и школе. - М.: Дрофа-Плюс, 2008. - 224 с., ил.
4. Кураев А. В. Школьное богословие. - СПб.: Светлояр, 2000. - 370 с.
5. Паисов Ю.И. Александр Гречанинов. Жизнь и творчество. - М.: Композитор,
2004, - 600 с.
6. Сорокина Е.А. Мир детства в русской музыке XIX века. - Тамбов.: Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. С.В. Рахманинова, 2012. - 182 с.
7. Томпакова О.М. Певец русской темы. Александр Тихонович Гречанинов. -СПб.: Композитор, 2007. - 188 с.
8. Piano Works by Alexander Gretchaninoff Selected and Introduced by Maurice Hin-son. - New York.: Scott Music Corporation, 1992. - 40 p.
циклшшсть моди в хх СТОЛ1ТТ1
Шевченко Олена Володимир1вна
Викладач кафедри ¡ндустри моди Кигвського нацюнального утверситету культуры i мистецтв, Украгна, Кигв
CYCLICAL FASHION IN THE TWENTIETH CENTURY
Shevchenko Olena
University professor of Kyiv national University of culture and arts, Ukraine, Kiev
У статп систематизоваш науковi дослщження еволюцшних особливостей моди ХХ ст., зокрема стильових елементсв зачюки та костюму, акцентовано увагу на ци^ч-ност та складових прогнозування за певними законами.
Ключов1 слова: мода, стиль, костюм, еволющя, ци^чнють.
In the article the scientific studies of the evolutionary peculiarities of fashion of the twentieth century, particularly the style elements of haircut and costume, the attention is focused on the cycle and components forecasting according to certain laws.
Keywords: fashion, style, suit, evolution, cyclicity.
Мода як глобалiзований процес найтюшшим чином пов'язана з економiчною гло-балiзацiею, в першу чергу з тим ii сегментом, який утворюе мехашзми ii споживання. Впродовж плинносп юторичного часу вщбувалися змши в економщ та суспшьсга, i це прямим чином вщзначалося i на розвитку та поширенш моди ХХ ст.
Актуальшсть теми дослщження обумовлена переходом моди з буденного явища в розряд структурно! iндустрiалiзацii i нерозривно пов'язана з розширенням меж й впли-ву на вс сфери дiяльностi людини i розумшням ii екзистенщальних щнностей. Даний перехщ наочно простежуеться при аналiзi еволюцп моди, починаючи вщ появи ii прае-лемешив в дошдус^альному суспшьсга i закшчуючи перетворенням в систему, з еле-ментами самооргашзацп, в епоху постiндустрiалiзму. Поступово мода стае чинником, що дае щннюнотворш параметри суспiльству.