Научная статья на тему 'ДЕТСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ КАК КРЕАТИВНЫЙ КЛАСТЕР В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРНЫХ ИНДУСТРИЙ РЕГИОНА'

ДЕТСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ КАК КРЕАТИВНЫЙ КЛАСТЕР В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРНЫХ ИНДУСТРИЙ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
185
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЕ ИНДУСТРИИ / КРЕАТИВНЫЙ КЛАСТЕР / ИСКУССТВО / ДЕТСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Денисова Татьяна Олеговна

Статья посвящена осмыслению модели креативного кластера в системе культурных индустрий региона. Автор обращается к систематизации универсальных параметров изучения кластеров на примере функционирования конкретного учреждения - Детской филармонии города Челябинска. Выделяются ключевые характеристики и признаки, отличающие специфику работы филармонии как креативного кластера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDREN’S PHILHARMONIC AS A CREATIVE CLUSTERIN THE SYSTEM OF CULTURAL INDUSTRIES OF THE REGION

The article is devoted to understanding the model of a creative cluster in the system of cultural industries in the region. The author refers to the systematization of the universal parameters of the study of clusters on the example of the functioning of a particular institution - the Children’s Philharmonic of the city of Chelyabinsk. The key characteristics and features that distinguish the speci cs of the work of the Philharmonic as a creative cluster are highlighted.

Текст научной работы на тему «ДЕТСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ КАК КРЕАТИВНЫЙ КЛАСТЕР В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРНЫХ ИНДУСТРИЙ РЕГИОНА»

Челябинский гуманитарий. 2022. № 2 (59). С. 16-21. ISSN 1999-5407 (print).

Chelyabinskij Gumanitarij. 2022; 2 (59), 16-21. ISSN 1999-5407 (print).

Научная статья УДК 332+78

DOI 10.47475/1999-5407-2022-10203

ДЕТСКАЯ ФИЛАРМОНИЯ КАК КРЕАТИВНЫЙ КЛАСТЕР В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРНЫХ ИНДУСТРИЙ РЕГИОНА

Татьяна Олеговна Денисова

ОГБУК «Челябинская государственная филармония», Челябинск, Россия, denisova_to@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена осмыслению модели креативного кластера в системе культурных индустрий региона. Автор обращается к систематизации универсальных параметров изучения кластеров на примере функционирования конкретного учреждения - Детской филармонии города Челябинска. Выделяются ключевые характеристики и признаки, отличающие специфику работы филармонии как креативного кластера.

Ключевые слова: культурные индустрии, креативный кластер, искусство, детская филармония.

Для цитирования: Денисова Т. О. Детская филармония как креативный кластер в системе культурных индустрий региона // Челябинский гуманитарий. 2022. № 2 (59). С. 16-21. doi: 10.47475/1999-5407-2022-10203.

Original article

CHILDREN'S PHILHARMONIC AS A CREATIVE CLUSTER IN THE SYSTEM OF CULTURAL INDUSTRIES OF THE REGION

Tatyana O. Denisova

Chelyabinsk State Philharmonic, Chelyabinsk, Russia, denisova_to@mail.ru

Abstract. The article is devoted to understanding the model of a creative cluster in the system of cultural industries in the region. The author refers to the systematization of the universal parameters of the study of clusters on the example of the functioning of a particular institution - the Children's Philharmonic of the city of Chelyabinsk. The key characteristics and features that distinguish the specifics of the work of the Philharmonic as a creative cluster are highlighted.

Key words, cultural industries, creative cluster, art, children's philharmonic society.

For citation: Denisova T. O. (2022). Children's philharmonic as a creative cluster in the system of cultural industries of the region. Chelyabinskij Gumanitarij, 2 (59), 16-21, doi, 10.47475/1999-5407-2022-10203.

Введение

В последние годы в среде исследователей актуализировалось обращение к понятию «культурные индустрии» именно в контексте анализа сферы искусства и художественной культуры. На наш взгляд, такая обусловленность «индустриально-технологического» влияния вызвана целым рядом обстоятельств:

- востребованностью создания конкретного творческого «продукта», ориентацией на проектный стиль мышления;

- возрастающей ценностью интеллектуальных технологий, переходом на постиндустриальные сферы производства, где креативность становится одним из значимых конкурентных преимуществ;

- особенностью развития кадрового рынка: возрастающим количеством выпускников, ориентированных на занятость в сфере творческого интеллектуального труда и потребностью в специалистах, имеющих универсальные компетенции и навыки постоянного самообразования, мобильности в освоении актуально требуемых знаний и умений.

При этом, несмотря на актуальность и востребованность перехода в систему функционирования культурных индустрий (понятие «культурные индустрии» закреплено в федеральном документе «Основы государственной культурной политики», стратегических документах Правительства РФ, научной литературе), в непосредственной практике существования учреждений и институций социокультурной

© Денисова Т. О., 2022

сферы - в отношении этого перехода, как и в понимании значения термина и стоящих за ним смыслов, на наш взгляд, сохраняется некоторая неопределенность.

Подчеркнем и то, что в теоретических исследованиях так и не выработалось однозначности трактовок: так, понятия «культурные индустрии», «творческие индустрии», «креативные индустрии» - в некоторых источниках используются как синонимичные и взаимозаменяемые, а в некоторых, напротив, указывается на их различия (порой, по мнению авторов, принципиальные). О. В. Лазарева считает, что можно выделить два укрупненных подхода внутри понимания концепта «культурные индустрии» - культурологический (восходящий к идеям философов Франкфуртской школы и связывающий культуру с процессами массовизации и технологизации духовного производства) и экономический - акцентирующий внимание на новых способах развития сферы культуры в рамках креативной экономики [4].

На наш взгляд, экономический подход в трактовке культурных индустрий (концепции «капитализации культуры» [6]) в большей мере применим к рассмотрению современной сферы культуры, активно развивающейся в режиме производства и распространения творческого «продукта», ориентированного на аудиторию XXI века. При этом, такой продукт не обязательно связан с упрощенной логикой существования массовой индустрии (доступность большинству, тиражируемость, стандартизация), но, напротив, может отождествляться с идеями уникальности и эксклюзивности творческого предложения. Производство таких «креативных предложений» требует и особого пространства, в котором созданы соответствующие условия развития художественной сферы. Все чаще в связи с этим в научных исследованиях, публицистике и публичных дискуссиях акцентируется внимание на креативных кластерах.

Креативные кластеры: отличительные особенности функционирования

Несмотря на то, что понятие «кластер» традиционно отождествляется с экономической отраслью, в современной литературе его все чаще употребляют применительно к объединениям в сфере художественной культуры и искусства. Из многочисленных определений, конкретизирующих понятие «creative cluster», выделим предложенное экспертом ЮНЕСКО по креативным городам Саймоном Эвансом: «сообщество творчески ориентированных предпринимателей, которые взаимодействуют на замкнутой территории» [7. С. 236].

Эванс говорит о кластере, как объединении, сообществе творческих лидеров, предпринимателей, ориентированных на производство совместного творческого продукта, при условии взаимодействия на некой замкнутой (точнее, локализованной в определенных границах) территории. Такие места предназначены не столько для работы, но для общения и в итоге - для генерирования общих идей (сегодня всё чаще креативным кластером называют мастерские художников, дизайнерские студии в сочетании с выставочными, театральными залами и другими публичными пространствами). Креативный кластер -сообщество творческих предприятий, объединенные общей территорией или собранные в одном здании. Чаще всего это комплекс галерей, зрительных залов, мастерских, магазинов, кафе и офисов с удобной инфраструктурой [2]. Важным аргументом для объединения в кластер является деятельность в определенной сфере, это может быть медиа, театр, клубы и т.д., где экономическая прибыль добывается за счет нематериальных активов.

Отличительными особенностями кластеров являются: родство технологий, между сообществами одного типа; максимальная географическая приближенность их друг к другу; активное применение инновационных технологий и участие в их разработке; общие черты в сырьевой базе [2; 7; 8].

Таким образом, креативный кластер (или творческий кластер - определение, подчеркивающее связь со сферой искусства), как считают исследователи, формируется в результате ресурсозависимости всех сторон, в нем производят конкретные творческие услуги и творческие товары как результаты деятельности тех или иных производителей [3. С. 159].

По мнению специалистов, то или иное структурное подразделение может называться кластером, если в своей деятельности ориентируется на следующие идеологические позиции:

- разнообразие: наличие комплементарных друг другу резидентов;

- формирование новых бизнес-связей и цепочек между резидентами;

- свобода творческого самовыражения резидентов и посетителей;

- наличие ядра или ядер (образовательные институты, крупные компании, конгломерат однотипных компаний и др.), вокруг которых начинает происходить процесс кластеризации;

- ориентация на ключевую задачу - привлечение творческого сообщества города и талантливой молодежи на свою территорию, обеспечение среды и условий для зарождения в них бизнес-идей, а также производства, продвижения и продажи их продукта [2].

Авторами подчеркивается необходимость наличия всей системы признаков, поскольку отсутствие любого из перечисленных элементов делает задачу создания кластера трудновыполнимой. Составляющими элементами креативного кластера могут быть, по мнению специалистов [8], несколько организующих пространство элементов:

- Коворкинг - площадка привлечения и концентрации профессионалов креативных профессий;

- Бизнес-инкубатор - база развития перспективных стартапов;

- Офисные и выставочные площади - инфраструктурные элементы, обеспечивающие, буквально, пространственные условия (резиденции) для создания и продвижения продукта;

- Ивент-площадки - образовательные (лектории, тренинги), выставочные и развлекательные пространства;

- Торговые площади и сервисные помещения (кафе, рестораны, отели) - моделирующие полноценную систему «жизненного цикла», привлекательного для резидентов.

Именно с точки зрения пространственных характеристик вводится и понятие «арт-кластера» или «лофта» (по типу объединения различных пространств - промышленных, художественных, торговых и

Несмотря на то, что перечисленные элементы вносят определенную конкретику в представления о креативном кластере, они, на наш взгляд, все же проясняют, скорее его формальную составляющую (именно, инфраструктурный компонент), не в полной мере характеризуя смысловые аспекты работы того или иного учреждения.

Детская филармония Челябинска как креативный кластер: системные признаки

В каких случаях мы можем оценивать деятельность того или иного учреждения, организации, структуры - как осуществляемую по типу креативного кластера? Обозначим ключевые характеристики конкретного учреждения (Детской филармонии города Челябинска), определяющие ее работу по типу креативного кластера.

Как уже подчеркивалось нами ранее, модель креативного кластера традиционно связывается с организациямииинституциями,функционирующими всферекреативнойэкономикиипредпринимательской деятельности. Тем не менее, и Детская филармония, являясь бюджетным учреждением (то есть, учреждением выполняющим заданные учредителем функции и задачи), на наш взгляд, может рассматриваться как креативный кластер в пространстве региональной художественной культуры.

На сегодняшний день Детская филармония, не только приобрела современное, хорошо оборудование здание (напомним, что пространственный аспект организации работы того или иного учреждения выступает в качестве существенной характеристики «креативности» в создании творческого продукта), но и продвигает собственную миссию как своеобразного флагмана в решении новых задач, которые ставит потребитель услуги XXI века. Сложность этой задачи связывается с созданием пространства, в котором учреждение не только осуществляет свою непосредственную работу (формирование и ведение концертного репертуара с участием профессионалов, организация репетиционных процессов, постановка концертных программ и т. д.), но и создает проекты, инициирует новые форматы, привлекает талантливую молодежь через проведение фестивалей, образовательных мероприятий и публичных лекций, выступает продюсерским центром, местом притяжения для общения и совместного досуга городского сообщества. Все эти задачи не являются обязательными, но совершено определенно необходимы для соответствия учреждения актуальным реалиям кадровой и культурной политики в сфере искусства [1,5].

Как уже указывалось ранее, модель кластера исходит из идеологии разнообразия направлений деятельности внутри конкретного образования (в буквальном прочтении «кластер» - от англ. «cluster^» -скопление, кисть, рой, гроздь). Выделим на примере обращения к Детской филармонии, ключевые характеристики, с одной стороны, позволяющие рассматривать ее как креативный кластер, с другой -задающие, на наш взгляд, некие общие системообразующие признаки модели креативного кластера применительно к различным учреждениям сферы художественной культуры.

- Межпрофильная коллаборация - когда учреждение ориентируется, во-первых, на создание гибридного продукта, соединяющего различные направления и сферы деятельности (литература и музыка, театрально-сценическая презентация продукта); во-вторых, соединение специалистов различных профилей, взаимодействующих в рамках единой деятельности.

В качестве примера здесь могут выступать совместные проекты Детской филармонии с областной библиотекой для детей и юношества, специализированной школой для детей с ограничениями по зрению, областным киноцентром, вузами, фондами «Олега Митяева», «Молодежные общественные инициативы», «Волонтеры Урала», лектории с «Центром поддержки семьи» и т. д. Важно подчеркнуть, что речь идет не о спонтанных инициативах или разовом партнерстве, но именно о системном принципе создания совместных творческих проектов. При этом Детская филармония инициирует самостоятельные форматы подобного сотрудничества: например, моно-спектакль «Суламифь», творческая лаборатория «TALK в музыке» (обсуждение актуальных для подростков и молодежи тем в форме дебатов, дискуссий, обсуждений), «Видеть музыку сердцем», создание совместного творческого продукта профессиональными солистами и незрячими детьми.

- Системная творческая агломерация - инновационный принцип работы, обеспечивающий возможности творческого взаимодействия профессиональных артистов и одаренных детей при специально созданных (инициированных и контролируемых) условиях - в формате локальных типов работы. Другими словами, креативный кластер обеспечивает «точки роста», задействованных в нем участников не только по типу горизонтальных (многопрофильная колаборация), но и вертикальных связей: от мастеров - к начинающим.

Наиболеепоказателенвэтомотношениипроект«Школаисполнительскогомастерства»,ориентированный на создание регулярной системы мастер-классов и творческих встреч с профессиональными артистами и преподавательской элитой в области исполнительских искусств. В рамках реализации проекта подписаны Соглашения о сотрудничестве с ГБПОУГ Москвы «Академия Джаза», под руководством народного артиста РФ И. М. Бутмана и народным артистом СССР Ю. А. Башметом с целью реализации проекта «Региональный образовательный центр Юрия Башмета в Челябинске». В проект «Школы исполнительского мастерства» также вошла программа «Новые имена» (региональный этап) под патронатом Дениса Мацуева; в проект приглашены артисты, приезжающие в рамках гастрольных туров в Челябинскую государственную филармонию и в рамках других культурных проектов региона.

Совместно с областным центром поддержки одаренных детей «Курчатов-центр» реализован проект выездной оркестровой сессии, куда попали 180 одаренных детей-воспитанников студий детской филармонии, в течении десяти дней дети смогли побывать на нескольких десятках мастер-классов и существенно улучшить уровень исполнительского мастерства.

Школа исполнительского мастерства призвана консолидировать все возможности для создания условий активного творческого роста одаренных детей, повышение уровня исполнительского мастерства и уровня профессиональной компетенции преподавателей, поддержки и продюсирования талантливых детей региона. Проект позволяет также определить профессиональную перспективу для творческой молодежи и обеспечить кадровую преемственность в профессиональных коллективах Челябинской государственной филармонии.

- Творческая экосистема - деятельность кластера дает возможность поэтапного профессионального восхождения (от воспитанника - к профессионалу), действует налаженная система «творческих лифтов» (от ведения спецкурсов, готовящих воспитанника к профессиональной сценической работе, до включения выступлений воспитанников и коллективов Детской филармонии в репертуар действующих профессиональных коллективов с сольными или совместными номерами). Творческая экосистема создает условия и реальные возможности творческого роста и вхождения в профессиональный мир.

- Биржа возможностей - эта управленческая стратегия, работающая на генерирование идей и извлечение инициатив от специалистов, включенных в кластер, но не обязательно профильно закрепленных за конкретным участком работы, то есть, ориентация на конвергентных специалистов. Например, каждый сотрудник Детской филармонии может выступать с инициативой собственного творческого проекта, который (в случае признания его эффективности) получает поддержку и продвижение и в его реализации участвуют заинтересованные сотрудники. То есть, каждый сотрудник имеет возможность попробовать себя в различных профессиональных ипостасях и развивать дополнительные профессиональные компетенции. Здесь же можно упомянуть проект «Меняемся местами», в рамках которого сотрудники, в буквальном смысле, «меняются» должностями на один рабочий день (таким образом, развиваются профессиональная эмпатия, укрепляется командный дух). Кроме развития взаимоуважения к труду другого, данный проект позволяет стимулировать освоение дополнительных компетенций, создавать перспективу профессионального роста и самореализации.

- Работа в формате проектного офиса - предполагает постоянное развитие предпринимательских стратегий: инициирование проектов, направленных на развитие творческих направлений деятельности с простроенной системой привлечения дополнительных финансовых ресурсов (фандрайзинг). Например, фестиваль молодежных инструментальных групп «Music bend», реализован за счет инициативы сотрудников и возможностей Детской филармонии, без привлечения государственного финансирования, второй фестиваль с привлечением средств Гранта Президента (проект «Путешествие в творческую профессию»).

- Лаборатория инициативного саморазвития - направление, в большей мере «работающее» на переориентацию подходов в отношении воспитанников: рассмотрение их не просто в качестве объекта воздействия (обучения), но и как самостоятельного субъекта творческой деятельности - автора, режиссера и продюсера лично созданного творческого продукта (от стадии инициирования проекта - до возможности его продюсирования и продвижения к зрителю). В рамках данного проекта в Детской филармонии проводятся дополнительные курсы и лекции по авторскому праву, основам продюсирования, режиссуры концертных номеров и т.д.

- Корпоративная философия и айдентика - создание уникального корпоративного бренда, позволяющего наделять его многозначными смыслами (желательна именно неочевидность интерпретации,

дающая возможность игры смыслов). Данное направление работы ориентировано на укрепление внутренней солидарности через внешние аспекты позиционирования. Так, например, в результате бренд-стрима с сотрудниками филармонии была намечена концепция собственного бренда и возможности его сущностной интерпретации (смысловой нагрузки). Также были проработаны ценности и семантика образа; создан мультипликационный фильм, раскрывающий смыслы логотипа и акцентирующий внимание на ценностных основаниях профессиональной идентичности. Логотип лег в основу навигации, сувенирной и рекламной продукции. Он остается открытым для осмысления и дает возможность зрителю, воспитаннику, сотруднику создавать и инициировать новые смыслы и образы бренда.

- Интерактивно-игровые форматы взаимодействия с аудиторией - усиление личной причастности через участие аудитории, например, в формировании персонального репертуара - личного абонемента, участия в совместных акциях, сопричастности «общему делу», в том числе и через привлечение «опытного» зрителя (старшие возрастные группы) к реализации проектов, передаче знаний. Абонементные серии могут создаваться зрителем самостоятельно, по индивидуальному выбору и вкусовым предпочтениям; осуществляются запуск и реализация различных акций, конкурсов, открытых событий: конкурс «Придумай имя главному дирижеру», акция «Елка для друзей», «Ярмарка абонементов» и т.д.

- Расширенная зона влияния - понимается как, буквально, в территориальном смысле (среда вокруг учреждения, близлежащие территории), так и в выстраивании сотрудничества с потенциальными партнерами. Примеры: приведение в порядок заброшенного сквера рядом со зданием Детской филармонии, создание Ледового городка для жителей микрорайона, Открытие летнего музыкального сквера и регулярных концертных программ выходного дня с участием юных воспитанников студий Детской филармонии и профессиональных артистов Челябинской государственной филармонии.

Заключение

Предложенные нами позиции, разумеется, не могут претендовать на исчерпывающий характер систематизации. Тем не менее, нам видится необходимым построение модели креативного кластера в контексте развития учреждений художественной культуры и искусства. Такая модель позволит преодолеть умозрительность подходов и определений. Уместным здесь видится высказывание президента Фонда поддержки современного искусства Rizzordi Art Foundation Анны Шумиловой: «Давать определение, что такое креативное пространство, тема благодарная. Потому что никто не знает, каким конкретно оно должно быть и с чем, в принципе, надо сравнивать, к чему стремиться. К определению «креативное пространство» можно подвязать практически любую организацию, занимающуюся творческой деятельностью. Что и происходит на практике. В России, стране безнадежно отсталой в первую очередь по части культурных пространств, такие центры, как бы они ни назывались, - просто необходимы. Чем больше, тем лучше. Во-первых, это создание территорий, где сосредоточены музеи и галереи, во-вторых - частичное решение проблемы занятости молодежи, в-третьих, ее вовлечение в мировые художественные практики и тенденции. Прекрасно, если к этому добавляются детские программы. Главное - не перейти тонкой грани и не стать организацией, к искусству имеющей отдаленное отношение» [8].

Список источников

1. Бетехтин А. В, Зубанова Л. Б., Цукерман В. С. Человеческий капитал сферы культуры: актуальные ориентиры формирования кадрового потенциала региона // Вестник культуры и искусств. 2018. № 3 (55). С. 102-110.

2. Журавлева Т. А, Токарев И. Г, Яромщук Я. В. Сносить нельзя реватилизировать. Практическое руководство по созданию креативного кластера. Москва : ООО «Флакон Икс», 2019. 111 с.

3. Казакова С. А., Кривошеева Т. М. Концептуальные средства размещения как элементы креативных кластеров // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. № 5 (61). С. 158-172.

4. Лазарева О. В. Культурные индустрии: два аспекта понимания // Обсерватория культуры. 2017. Т. 14. № 6. С. 670-676.

5. Ориентиры культурной политики XXI века: актуальные исследовательские тренды: коллектив. моногр. Челябинск : ЧГИК, 2019. 173 с.

6. Федотова Н. Г. Векторы региональной культурной политики в сфере капитализации культуры // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 199. С. 17-32.

7. Хакимова Е. Р. Креативный кластер в концепции инновационной системы // Теория и практика общественного развития. 2013. № 2. С. 236-238.

8. Что такое креативный кластер и зачем он нужен Петербургу? URL: https://online812. ru/2012/06/08/014/index.html (дата обращения: 10.01.2022).

References

1. Betekhtin, A.V, Zubanova, L. B. & Tsukerman, V. S. (2018). Chelovecheskiy kapital sfery kul'tury: aktual'nye orientiry formirovaniya kadrovogo potentsiala regiona [Human capital in the sphere of culture: current guidelines for the formation of human resources in the region]. Vestnik kul'tury i iskusstv [Culture and Arts Herald], 3 (55), 102-110. (In Russ.).

2. Zhuravleva, T. A, Tokarev, I. G. & Yaromshchuk, Ya. V. (2019). Snosit' nel'zya revatilizirovat'. Prakticheskoe rukovodstvo po sozdaniyu kreativnogo klastera [Demolition cannot be revitalized. A Practical Guide to Creating a Creative Cluster]. Moscow: Flakon Iks Publ., 111 p. (In Russ.).

3. Kazakova, S. A. & Krivosheeva, T. M. (2015). Kontseptual'nye sredstva razmeshcheniya kak elementy kreativnykh klasterov [Conceptual accommodation facilities as elements of creative clusters]. Sovremennyeproblemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 5 (61), 158-172. (In Russ.).

4. Lazareva, O. V. (2017). Kul'turnye industrii: dva aspekta ponimaniya [Cultural industries: two aspects of understanding]. Observatoriya kul'tury [Observatory of Culture], 6, 670-676. (In Russ.).

5. Orientiry kul'turnoy politiki XXI veka: aktual'nye issledovatel'skie trendy (2019) [Landmarks of the cultural policy of the 21st century: current research trends]. Chelyabinsk: ChGIK Publ., 173 p. (In Russ.).

6. Fedotova, N. G. (2013). Vektory regional'noy kul'turnoy politiki v sfere kapitalizatsii kul'tury [Vectors of regional cultural policy in the field of capitalization of culture]. Trudy Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Proceedings of St. Petersburg State University of Culture and Arts], 199, 17-32. (In Russ.).

7. Khakimova, E. R. (2013). Kreativnyy klaster v kontseptsii innovatsionnoy sistemy [Creative cluster in the concept of innovation system]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and Practice of Social Development], 2, 236-238. (In Russ.).

8. Chto takoe kreativnyy klaster i zachem on nuzhen Peterburgu? [What is a creative cluster and why does St. Petersburg need it?]. Available at: https://online812.ru/2012/06/08/014/index.html, accessed 10.01.2022. (In Russ.).

Информация об авторе

Т. О. Денисова - директор Детской филармонии ОГБУК «Челябинская государственная филармония»; аспирант кафедры философии и культурологии Челябинского государственного института культуры.

Information about the author

Tatyana O. Denisova - director of the Children's Philharmonic of the Chelyabinsk State Philharmonic; postgraduate student of the Department of Philosophy and Culturology of the Chelyabinsk State Institute of Culture.

Статья поступила в редакцию 03.05.2022; одобрена после рецензирования 08.07.2022;

принята к публикации 08.07.2022.

The article was submitted 03.05.2022; approved after reviewing 08.07.2022; accepted for publication 08.07.2022.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.