Ю. М. Сидоркин
Децентрализация управления— возможность развития
1. Исторические предпосылки
Начало процессу децентрализации положила реформа высшего образования 1987 года, отменившая государственное распределение и освободившая вузы от унизительной борьбы за успеваемость и сохранность контингента, на что, кстати сказать, и уходило основное время управленческого аппарата.
Освобождение вузов от функции распределения выпускников облегчило им работу, воспринималось в вузах положительно, но таило в себе опасность потери потребителя, налаженных связей вуза с производством. Отказ от этой функции сказывается до сих пор.
Те факультеты, которые не потеряли связь со своими отраслями, впоследствии оказались в более выгодном положении.
Вот он, первый шаг к децентрализации — факультеты самостоятельно решали оставлять или нет распределение, естественно, по желанию студента, ища партнеров и заключая с ними договора о целевой подготовке.
А далее начались 90-е годы, самые трудные в истории высшего образования в России. Прекратилось государственное финансирование по всем статьям, кроме зарплаты и стипендий, еще не было контрактных студентов и нужно было самим искать способы выживания и, главное, пути дальнейшего развития.
Вузы были в тяжелом положении, уходили преподавательские кадры. Отдельные факультеты стали сами искать пути выживания, зачастую помогая своему вузу выйти из этого критического состояния.
Сложившаяся сложная ситуация с дефицитом бюджетного финансирования создала в определенном смысле предпосылку для активизации и развития процессов децентрализации.
Однако выбор этого пути оставался за вузами, так как оставалась альтернатива — централизация.
Вузы, выбравшие децентрализацию, возвели ее в ранг политики, стратегии развития вуза.
Этот путь выбрал и наш университет.
2. Шаги децентрализации в НГТУ
Предоставляя самостоятельность факультетам, ректорат расширял круг управленцев, ответственных за настоящее и будущее вуза, так как факультеты, решая задачу своего сохранения и развития, решали и судьбу университета.
Хотя, конечно, элементы централизации остались. Например, заочное отделение. Оно стало невыгодным со всех точек зрения, и большинство факультетов стали отказываться от студентов-заочников. Так появилось общее для всего университета заочное отделение. Сейчас это — институт дистанционного образования — структурное подразделение университета. Правда, на некоторых факультетах заочное отделение сохранили, в том числе, и на факультете энергетики.
С начала 90-х годов ректорат НГТУ начинает активно проводить политику децентрализации.
Первым шагом стало решение об укрупнении факультетов. Объединяются факультеты близкие по профилю подготовки. Так, в 1993 г. появился факультет энергетики, объединивший электроэнергетический и электротехнический факультеты. Объединению факультетов способствовала политика Министерства РФ образования по сокращению наборов студентов на технические специальности.
Затем осуществляется передислокация кафедр университета с целью расположения каждого факультета в одном корпусе. Это дает возможность передачи части хозяйственных функций на факультеты. У декана появляется ответственность за состояние помещений корпуса. В планировании ремонтов в корпусах принимают участие деканаты факультетов.
Управление госбюджетными средствами осталось за ректоратом. Но в пределах выделенных госбюджетных средств получили самостоятельность заведующие кафедрами. Они стали определять штатный состав, часть средств отдана в управление заведующих кафедрами для стимулирования необходимых для развития видов деятельности.
Заработанные факультетами внебюджетные средства, за исключением отчислений в централизованный фонд (30%), отдали в распоряжение деканов факультетов. У факультетов появились лицевые счета и самостоятельность в расходовании этой части средств (70%).
Факультеты были наделены и другими полномочиями. Сами стали решать вопрос открытия новых специальностей, лабораторий, центров, кафедр и т. д.
В настоящее время администрация вуза на уровне факультетов передала следующие функции управления образовательным процессом и персоналом.
1. Формирование учебных планов в рамках стандарта вуза, разработка графиков учебного процесса, правил приема на факультет, формирование номенклатуры специальностей факультета, текущий контроль за реализацией учебного процесса.
2. Подбор преподавательского состава кафедр факультета, кадровая политика факультета, развитие магистратуры и аспирантуры на факультете.
3. Организация научно-исследовательских работ (хоздоговорных и госбюджетных) на факультете, развитие научной работы студентов.
4. Развитие материально-технической базы факультета, оснащение лабораторий, внедрение новых технологий.
5. Управление бюджетом факультета, который формируется из собственных заработных средств и централизованных, выделенных администрацией вуза.
6. Политика в области оплаты труда сотрудников факультета, определение персонального уровня оплаты труда сотрудников деканата, техническое оформление приказов на оплату труда.
Реализация всех указанных функций на факультетах обеспечена соответствующими внутривузовскими нормативными документами, которые утверждены ученым советом университета.
В рамках переданных на факультет функций управления декан, совет факультета принимают управленческие решения как оперативные, так и перспективные. По содержанию эти решения касаются учебно-научного процесса, технического обеспечения, социальных и экономических вопросов.
Отчитывается декан по результатам своей работы перед советом факультета и его трудовым коллективом. Контроль за деятельностью декана осуществляет ректор.
3. Реализация политики децентрализации
Политика децентрализации, проводимая ректоратом, стимулировала развитие факультетов, что можно проследить на примере факультета энергетики.
Факультет никогда не терял отношения с отраслью. Но после начала реформ мы поняли, что эти отношения должны стать качественно другими, и начали строить развитие факультета в соответствии с нуждами отрасли и нашими представлениями об ее развитии. В итоге мы перешли на целевую (адресную) подготовку специалистов для энергетических предприятий.
Это потребовало введения специализаций в рамках учебных специальностей. Мы изучали типы инженерной деятельности на предприятиях и с учетом этого разрабатывали учебные планы инженерных специализаций. Уже на 4 курсе студент выбирает кафедру, специальность и специализацию, причем с расчетом на конкретное предприятие. С восьмого семестра специализация проходит в привязке к конкретному функциональному месту.
Более того, мы перешли к формированию новых функциональных рабочих мест в энергосистеме. Этот процесс тесно связан с научно-исследовательскими работами. Наши научно-практические работы, направленные на разработку новых технологий эксплуатации энергопредприятий, новых принципов технического и организационного управления, при внедрении требуют специалистов для их поддержки и эксплуатации. Мы включаем студентов в эти работы и предлагаем их предприятиям. Эта схема вот уже более десяти лет успешно работает при подготовке специалистов для предприятий ОАО «Новосибирск-энерго».
Возникает неразрывная цепь: образование—наука—производство. Такой подход особенно актуален сегодня в связи с принятием решения о реорганизации энергетической отрасли.
Второе важнейшее решение, которое мы приняли в конце 80-х — это перепрофилизация факультета. Она была продиктована нуждами региональной энергетики и изменениями, начавшимися в отрасли.
Ранее факультет назывался электроэнергетическим. Мы готовили специалистов по пяти специальностям этого направления. Перепрофилизация началась с 1989 года, когда была открыта подготовка специалистов по новому для нас направлению — теплоэнергетическому. Тогда Новосибирская энергосистема очень нуждалась в специалистах-теплоэнергетиках. Сегодня можно констатировать, проблема дефицита теплоэнергетиков в Новосибирске решена.
С 1991 года началась приватизация энергетики. А специалистов для работы в новых условиях не было. И мы опять повторяем старые ошибки, забывая, что кратчайший путь проведения преобразований лежит через подготовку специалистов. Из-за этого энергетика очень много потеряла. Понимая важность подготовки новых управленцев для отрасли, мы в 1992 году открыли подготовку кадров по специальности «Экономика и управление на предприятии в отраслях топливно-энергетического комплекса».
В 1998 году мы открываем подготовку по специальности «Безопасность жизнедеятельности в техносфере». Одна из специализаций этой специальности — электробезопасность также ориентирована на отрасль.
Решив проблему дефицита теплоэнергетиков, мы в 2000 году открываем еще одну специальность — «Автоматизация технологических процессов и производств в теплоэнергетике». Задача автоматизации теплоэнергетических процессов для российских электростанций очень актуальна. И, наконец, в 2002 году мы дополнили направление «Электроэнергетика» шестой специальностью — «Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии».
Факультет сохранил свое заочное отделение, но функции его были расширены. С 1992 года мы предложили работникам энергосистем, имеющим средне-техническое образование, получить высшее образование. Сначала по специальностям направления «Электроэнергетика», а впоследствии и по другим специальностям факультета. А с 1995 года предложили руководящему составу энергосистем получить второе высшее образование по специальности «Экономика и управление на предприятии топливно-энергетического комплекса».
Следующий наш шаг в отношениях с отраслью заключался в организации переподготовки и повышения квалификации. РАО «ЕЭС России» поручило нам вести подготовку руководителей и членов рабочих групп, созданных в энергокомпаниях Сибирского региона для проведения их реформирования. Для этой цели на факультете в 2001 году создан учебно-консультационный центр «Энергетика Сибири».
Научную работу кафедр факультета мы тоже сориентировали на проблемы предприятий отрасли. Упор делается на проведение научно-практических работ, заканчивающихся внедрением наших разработок. Для проведения научных работ на факультете созданы три лаборатории — учебно-научная лаборатория электротехнического материаловедения, научные лаборатории теплоэнергетики и электроэнергетики.
Заключение
Ориентация на отрасль дала нам возможность не только почувствовать свою необходимость работать на отрасль, но и на развитие энергетического образования в НГТУ. Имея договорные отношения с энергосистемами по разным направлениям деятельности, нам удалось существенно укрепить материальную базу и сохранить преподавательский состав.
За последние десять лет за счет своей внебюджетной деятельности нам удалось создать восемь современных терминальных классов, обновить оборудование учебных лабораторий, создать две мультимедийные аудитории, что позволило внедрить новые образовательные технологии. Нам удалось улучшить условия жизни и учебы студентов, условия работы преподавателей — отремонтированы 9-ти этажное общежитие факультета, учебные аудитории и лаборатории факультетского корпуса, помещения кафедр. С 1992 по 1999 год построено 17 квартир для преподавателей факультета. Жилищная программа факультета продолжается. С 2000 года по настоящее время три молодых преподавателя факультета получили однокомнатные квартиры на беспроцентной кредитной основе.
Таким образом, проводимая ректоратом НГТУ политика децентрализации повысила ответственность факультетского и кафедрального управленческого звена за судьбу своих подразделений.
Со своей стороны, ректорат поддерживал факультетские инициативы и помогал в реализации наших проектов.
В это тяжелое для высшей школы время нам удалось не только сохраниться, но и существенно развиться и по сути создать факультет с новыми возможностями.
Думаю, на этом этапе созданы условия и для будущего развития факультета.
© Ю. М. Сидоркин, 2003
Сидоркин Ю. М. Децентрализация управления— возможность развития / Ю. М. Сидоркин // Университетское управление: практика и анализ. - 2003. - № 4(27). С. 25-28.