Научная статья на тему 'ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: ОСОБЕННОСТИ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: ОСОБЕННОСТИ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕКСТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / УРОВНИ РАЗВИТИЯ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михеева С.С.

В статье рассмотрен вопрос об особенностях текстовой деятельности детей с ЗПР. Автором представлены результаты изучения текстовой деятельности младших школьников с ЗПР. На основании полученных данных разработано примерное содержание коррекционной работы по формированию текстовой деятельности с использованием рабочей тетради.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михеева С.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILDREN WITH DELAYED MENTAL DEVELOPMENT: FEATURES OF TEXT ACTIVITIES

The article deals with the issue of the peculiarities of the textual activity of children with mental retardation. The author presents the results of studying the textual activity of younger schoolchildren with mental retardation. Based on the data obtained, an approximate content of correctional work on the formation of textual activity using a workbook has been developed.

Текст научной работы на тему «ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: ОСОБЕННОСТИ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 371.921

Михеева С. С. студент магистратуры Научный руководитель: Поникарова В.Н., к. психол. н.

Череповецкий государственный университет

ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: ОСОБЕННОСТИ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация: в статье рассмотрен вопрос об особенностях текстовой деятельности детей с ЗПР. Автором представлены результаты изучения текстовой деятельности младших школьников с ЗПР. На основании полученных данных разработано примерное содержание коррекционной работы по формированию текстовой деятельности с использованием рабочей тетради.

Ключевые слова: текстовая деятельность, задержка психического развития, уровни развития текстовой деятельности, рабочая тетрадь.

Mikheeva S.S. graduate student Scientific adviser: Ponikarova V.N., Ph.D. n.

Cherepovets State University

CHILDREN WITH DELAYED MENTAL DEVELOPMENT: FEATURES OF TEXT ACTIVITIES

Abstract: the article deals with the issue of the peculiarities of the textual activity of children with mental retardation. The author presents the results of studying the textual activity of younger schoolchildren with mental retardation. Based on the data obtained, an approximate content of correctional work on the formation of textual activity using a workbook has been developed.

Key words: textual activity, mental retardation, levels of development of textual activity, workbook.

В настоящее время задержка психического развития (ЗПР) рассматривается как сложное полиморфное нарушение, при котором страдают разные компоненты психической, психологической и физической деятельности [4].

При ЗПР речь идет о замедлении темпа развития, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладание игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности. В одних случаях у детей с ЗПР на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (разные виды

инфантилизма), а в других будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы.

Уровень развития речи детей с ЗПР удовлетворяет потребностям повседневного бытового общения: ребенок понимает обращенную к нему речь и его речь понятна окружающим.

Умение работать с текстом - важное умение младшего школьника, которое характеризует не только уровень общей грамотности, но и уровень культуры человека в целом [1].

Однако у детей с ЗПР запаздывает развитие письменной речи, как письма, так и чтения. Младшие школьники с ЗПР испытывают выраженные трудности при работе с текстом: чтение, понимание, создание текста, составление плана, пересказ, работа с деформированным текстом.

Исходя из этого, целью нашей работы является: изучение текстовой деятельности о тексте у детей младшего школьного возраста с ЗПР, а также разработка и апробация коррекционно -педагогической работы, направленной на формирование текстовой деятельности у детей изучаемой группы.

Для изучения текстовой деятельности нами был использован специально разработанный тест, который включал ряд заданий, например, найти текст и группу предложений, подобрать заголовок, определить тему текста, главную мысль, создать свой текст.

На основании полученных данных можно условно выделить следующие уровни текстовой деятельности у детей изучаемой группы:

Высокий уровень характеризуется тем, что задания выполняются в целом правильно; рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, оформлен грамматически правильно, с адекватным использованием лексических средств, количество предложений в рассказе составляет более 10; не менее половины из них - сложные; простые предложения - по преимуществу распространенные;

Уровень выше среднего характеризуется тем, что задания выполняются с незначительной помощью педагога; в рассказе имеется незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей; рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления, не точное словоупотребление, количество предложений в тексте составляет не менее 10, не менее половины из них - сложные; простые предложения - в основном распространенные, допускается преимущественно жесткий тип связи;

Средний уровень характеризуется тем, что при выполнении заданий оказывается обучающая помощь; в тексте отмечается выпадение смысловых звеньев, искажение смысла, встречаются аграмматизмы, неадекватное использование лексических средств, количество предложений в рассказе составляет менее 10, менее половины из них - сложные;

Уровень ниже среднего - характеризуется тем, что при выполнении заданий оказывается обучающая помощь; встречаются аграмматизмы, неадекватное использование лексических средств, в тексте отмечается

выпадение смысловых звеньев, искажение смысла, количество предложений в рассказе составляет менее 10, все предложения - простые, большинство из них нераспространенные;

Низкий уровень характеризуется тем, что задание практически не выполняется.

Исследование проводилось на базе МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Череповца. В исследовании приняли 12 детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР), а также 12 детей с нормотипическим развитием речи.

Анализ полученных данных позволил выделить ряд особенностей текстовой деятельности, а также конкретизировать ее уровень у детей изучаемой группы. Нами было отмечено, что у школьников с ЗПР страдают все компоненты текстовой деятельности: мотивационный, операционный, регуляторный, рефлексивный. Особенно нарушены два последних компонента: дети не строят предварительного плана деятельности, не могут дать отчет о своих действиях, самостоятельно найти и исправить ошибки. При этом они с интересом выполняют задания, проявляют внимание к оценке педагога, принимают помощь. Можно отметить трудности переноса навыков в новые условия.

Более половины детей с ЗПР показали низкий уровень развития текстовой деятельности. Данный уровень характеризуются тем, что при выполнении теста им оказывается обучающая помощь; дети допускает 3 - 4 ошибки. При составлении текста отмечается выпадение смысловых звеньев, искажение смысла текста. Встречаются структурные и морфемные аграмматизмы, неадекватное использование языковых средств, составление текста по наводящим вопросам. Количество предложений в тексте школьника составляет менее 10, большинство из них - простые.

Средний балл по тесту у школьников с ЗПР составляет 9,5 балла, тогда как у детей с нормотипическим развитием - 14 баллов.

По результатам проведенной диагностики можно сделать вывод о том, что у младших школьников с ЗПР текстовая деятельность сформирована на низком уровне, тогда как у младших школьников с нормотипическим развитием - на среднем уровне.

В процессе работы с текстом у детей с ЗПР отмечаются такие трудности, как:

• обучающиеся не могут найти необходимую информацию, проанализировать и обобщить неупорядоченные сведения;

• не умеют использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;

• не обладают навыком преобразования информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма);

• не могут извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (философских, научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам [4].

Цель формирования текстовой деятельности - максимально точно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Необходимо помнить, что выбор стратегии и технологии обучения текстовой деятельности зависит от поставленных целей.

Главная цель формирования текстовой деятельности у детей с ЗПР - это умение работать с различными видами текстовой информации и использовать чтение для самообразования и саморазвития. В работе с детьми с ЗПР учителю необходимо подбирать методы и приемы работы в соответствии с возможностями детей, чтобы максимально способствовать развитию текстовой деятельности [1].

Наиболее эффективными являются следующие приемы:

1. Работа с ключевыми словами.

2. Составление вопросного плана - еще один из эффективных приёмов работы с текстом, направленный на формирование умения выделять логическую и последовательную структуру текста.

3. Прием «Верные и неверные утверждения». Учащимся предлагается ряд утверждений по еще не изученной теме, из которых они должны выбрать те, которые, по их мнению, соответствуют действительности. Затем учащиеся обосновывают свое мнение. После знакомства с основной информацией возвращаемся к данным утверждениям, и школьники оценивают их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

4. Чтение с остановками. В начале занятия, учащиеся по названию текста определяют, о чем пойдет речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки.

5. Составление словарей на предложенные темы.

6. Приём «Логические цепочки». После чтения текста учащимся предлагается выстроить события в логической последовательности. Данный прием помогает при пересказе текстов.

7. Приём «Написание синквейна». В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определённым правилам и др.

Наиболее востребованными методами и приемами обучения являются практический метод и игровой.

Эффективным средством формирования текстовой деятельности может являться рабочая тетрадь.

Рабочая тетрадь - инновационное полифункциональное дидактическое пособие, которое мобильно способствует развитию самостоятельности учащихся, их творческих возможностей [2,3].

Работа по формированию текстовой деятельности учащихся начальной школы многогранна. Учить может не только педагог, но и сами школьники друг друга. Рекомендуется применять совместные формы работы, работы в парах: при выявлении ошибок, проверке текста, при этом ученики могут

посоветоваться друг с другом, высказать свое аргументированное лингвистическое убеждение [5].

Трудные вопросы обсуждаются всеми учащимися. Учитель принимает участие в обсуждении, если у школьников не получилось достичь правильного решения самостоятельно.

Таким образом, умение работать с текстом - важное умение младшего школьника, которое характеризует не только уровень общей грамотности, но и уровень культуры человека в целом.

Использованные источники:

1. Ладыженская, Т. А. Текстовые умения. Как им учить? (Тема номера) / Т. А. Ладыженская, Н. В. Ладыженская // Начальная школа: плюс До и После. - 2005. - № 5. - С. 3-8.

2. Младковская, Е.А. Дидактические условия конструирования рабочей тетради для младших школьников: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01/Младковская Екатерина Александровна. - М., 2003. - 129 с.

3. Привалова, Е.А. Рабочие тетради как средство повышения эффективности учебного процесса (На материале истории): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01/Елена Анатольевна Привалова. - Кемерово, 2002. - 179 с.

4. Трофимова, Н.М. Основы специальной педагогики и психологии / Н.М. Трофимова [и др.]. - СПб.: Питер, 2005. - с.154-160

5. Хромцова, Д.В. Модель формирования текстовой деятельности у детей среднего школьного возраста с нарушениями интеллекта: автореф. магистр. дис. / Д.В. Хромцова - Череповец, ЧГУ, 2021 - 16 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.