УДК 37.037.1
Л.А. Ситак, Е.Г. Ларионова
Филиал Ставропольского государственного педагогического института
в г. Железноводске, Россия
Дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и их социально-педагогическая характеристика
Аннотация: В статье рассматриваются некоторые аспекты воспитания детей, относящихся к группе риска. Описываются наиболее значимые факторы, влияющие на семейное благополучие и факторы, приводящие ребенка к трудной жизненной ситуации
Ключевые слова: трудная жизненная ситуация, условия жизни, дети группы риска, благополучие семьи.
В современной России в связи с повышением числа семей, находящихся в кризисном социально-экономическом положении, всё чаще в педагогике и психологии стало применяться такое понятие, как дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию. На настоящий момент проблема социально-педагогического сопровождения детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации чрезвычайно актуальна. Она определена, в первую очередь, социально-экономическим кризисом последних десятилетий, ощутительно воздействовавшим на состояние растущего поколения и вызвавшим отрицательные явления в таких важных для развития школьников сферах, как семья, образование, досуг, здоровье. Сущность понятия «дети, очутившиеся в трудной жизненной ситуации», имеет довольно много составляющих. На данный момент к категории попавших в трудную жизненную ситуацию относят детей из социально незащищенных и неблагополучных семей, оставшихся без попечения родителей, детей с инвалидностью и нарушениями развития, оказавшихся в экстремальных условиях, жертв насилия и других, чья жизнедеятельность была нарушена в результате сложившихся обстоятельств, которые они не могут преодолеть самостоятельно или с помощью семьи. Вследствие этого нужно дать описание понятию детей, в трудной жизненной ситуации и их социально-педагогическую характеристику.
Ребёнок - это постоянно растущий и формирующийся организм, на каждом возрастном этапе обладающий определёнными морфологическими, физиологическими и психологическими особенностями [1].
Любой ребенок в различные периоды своей жизни, а также в зависимости от социальных условий, в которые он может попасть по независимым от него факторам может попасть в трудную жизненную ситуацию, и в соответствии с этим будет нуждаться в помощи и защите в разной степени.
Проанализировав данные подходы к определению трудной жизненной ситуации, и подчеркнув её общие черты, можно сконструировать следующую формулировку: трудная жизненная ситуация - это ситуация, обозначающая тревогу человека, попавшего в положении, которое всерьез сказывается на его
благополучии, безопасности жизнедеятельности и из которого он не всегда может выйти при помощи собственных сил[2, 359с.]. В этом случае ему требуется помощь. Особенно нуждаются в помощи дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Им сложнее самостоятельно найти приемлемый выход из создавшегося положения. Принимая во внимание этот факт, в социально-педагогическом сопровождении необходимо предсказывать и определять наиболее подходящие пути оказания помощи ребенку, попавшему в трудную жизненную ситуацию. Ключевая цель такого сопровождения это создать в наибольшей степени оптимальные условия для жизни ребенка и его воспитания.
У нынешних детей имеются две основные сферы деятельности, они же и представляются основными институтами влияния на его воспитание это сфера семьи и система образования. Усмиряющее большинство проблем ребенка появляется именно благодаря влиянию этих двух институтов.
Для ребёнка семья это среда, в которой формируются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Беспомощность семьи как социального института гарантировать воспитание и содержание детей является одним из первостепеннейших факторов возникновения категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Выделим в наибольшей степени важные факторы, воздействующие на семейное благополучие, благодаря которым у детей может возникнуть трудная жизненная ситуация.
Первоначальным фактором считаются плохие материальные условия жизни семьи. Важными признаками материальных условий жизни семьи являются уровень материального благосостояния. Семьи, живущие в нехороших жилищных условиях и не располагающие достаточным числом денежных средств, имеют низкие шансы выбраться из бедности, поэтому на них должно быть обращено особое внимание специалистов служб по профилактике семейного неблагополучия и сиротства.
Второй фактор, влияющий на благополучие - это потеря связи с рынком труда. Семьи с детьми представляют высокую степень финансовой активности, и загруженности чаще становятся в числе бедных. Повышенный риск бедности и как следствие семейного неблагополучия испытывают полные семьи с детьми, в которых мужчина экономически неактивен. Семьи, которых затронула долгая безработица, неполные семьи с детьми, в которых родитель не имеет работы, так же оказываются в числе малоимущих. [3, с.35-37].
Третий фактор - это внутрисемейные конфликты, неблагополучная психологическая атмосфера в семье Детей пребывающих в критическом положении, в обстановке жестких конфликтов, имеющих под собой много причин можно считать детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Эти дети, несомненно, нуждаются в помощи, и их семьи безусловно должны попасть в целевую группу программ по профилактике социального сиротства [4, с.158].
Ещё одним не маловажным фактором, воздействующим на семейное благосостояние, является бессердечное обращение в семье. Большой проблемой в работе по раскрытию и профилактике семей, где практикуется жестокое обращение с детьми, является то, что сами семьи, как родители, так и дети скрывают этот факт: родители - потому что боятся наказания и осуждения, дети - потому что стыдятся своего положения и испытывают страх.
Последующий фактор - это алкоголизм и наркомания в семье. Алкоголизм и наркомания - это те проблемы, которые, если не являются причинами семейного неблагополучия, то зачастую ему сопутствуют. [5, с.103-106]
Присутствует ещё такой фактор как неблагополучное семейное окружение детей, риски развода, недовыполнение обязанностей по уходу за детьми. Родители, считающие, что забота о детях должна быть отдана обществу, не хотят брать на себя обязательство за воспитание детей, а значит, не в полной мере осуществляют свои родительские обязанности.
Есть основания предполагать, что самыми болезненными проблемами для семей являются критично плохие жилищные условия и острый дефицит дохода, за ними следует высокий уровень конфликтности в семье и только потом все остальные виды неблагополучия. В большинстве случаев критическое положение сопряжено с комбинацией проявлений неблагополучия.
В Федеральном законе Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» сформулированы типичные трудные жизненные ситуации для ребенка связанные с семьёй [6]:
Такие как: смерть родителей, отказ родителей от детей, прекращение родителями исполнения их прямых обязанностей, длятельное отсутствие родителей и т.д.
В описанных случаях ребенок определяется в органы опеки и попечительства - это органы местного самоуправления, на которые возложены прямые обязанности по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Органы опеки и попечительства обязаны: выявлять детей, оставшихся без попечения родителей; брать таких детей на учет; подбирать формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Ещё одной важной сферой деятельности ребёнка является образовательная сфера. Так как она одна из основных в деятельности детей, то возможность возникновения трудной жизненной ситуации у ребёнка именно здесь повышена [7, с.98].
Одной из проблем ребенка, оказавшегося в трудной ситуации, является низкий уровень социализации, то есть ограничение мобильности, бедность контактов со сверстниками и взрослыми, ограниченность общения с природой и доступа к культурным ценностям и т.п. Вследствие этого у детей возникают проблемы разной направленности, связанные с дезодаптацией в социальных отношениях в школе. Эти проблемы в совокупности могут привести к возникновению трудной ситуации у ребёнка.
Разберем главные категории детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и определим их социально-педагогическую характеристику.
В настоящее время в России очень актуальна проблема детского социального сиротства. На сегодняшний день большенство детей находятся в детских домах по причине сиротства при живых родителях. Следует уделить большое внимание детям, которые попали в трудную жизненную ситуацию. В первую очередь это дети - инвалиды или дети с ограниченными возможностями здоровья. Они лишены доступных их здоровым сверстникам каналов получения информации: ограниченные в передвижении и использовании сенсорных каналов восприятия, такие ребята не могут усвоить все многообразие человеческого опыта. Они лишаются и способности предметно-практической деятельности, ограничены в игровой деятельности, что отрицательно отпечатывается на развитии высших психических функций.
К следующей категории относятся дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий (дети, находящиеся в экстремальной ситуации) - это дети, нуждающиеся в заботе и помощи. Им должна быть предоставлена возможность учиться, включая религиозное и нравственное воспитание, согласно пожеланиям их родителей или, в случае отсутствия родителей, тех лиц, которые несут ответственность за попечение над ними. Должны приниматься все необходимые меры для содействия воссоединению временно разъединенных семей.
Изменение общей геополитической картины мира, обострение экологических, демографических и социальных проблем, всё это обуславливает появление такой категории детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, как дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев. Статья 1 Федерального Закона «О беженцах» дает следующее определение: «беженец -это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений» [8]. Значимость проблем семей беженцев и вынужденных переселенцев в современном российском обществе актуализируется в самых различных аспектах жизнедеятельности индивида в системе личностно-средовых отношений. Дети являются наиболее внушаемыми и ведомыми в отличие от взрослых, и часто становятся жертвами в различных ситуациях. Они могут оказываться жертвами домашнего или школьного насилия, стать жертвами насилия на улице.
В последнее время постоянно подчёркивается увеличение преступности несовершеннолетних, отмечается всё большая жестокость и изощренность содеянного подростками, значительное омоложение преступности. Одной из
мер применяемой в качестве наказания ребёнка за совершение преступления является лишение его свободы. Дети, приговорённые судом к наказанию в виде лишения свободы, направляются в воспитательные колонии для исправления и перевоспитания. Однако согласно статистическим данным многие из отбывших наказание, повторно совершают преступление. Все несовершеннолетние, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях так же представляют категорию детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Адаптация это один из важных аспектов, возникающих при лишении свободы ребёнка. В условиях воспитательной колонии понятие адаптации следует рассматривать в широком аспекте. Поскольку именно от условий отбывания наказания: строгих, обычных, облегченных или льготных будет зависеть суть проблемы, так как при переходе из одних условий в другие, пусть даже в пределах одной колонии, меняются социальная среда, распорядок дня, трудовая и учебная деятельность, оценка перспектив, стремления воспитанника. Практически у каждого осужденного подростка отмечаются в той или иной степени эмоциональная напряженность, неудовлетворенность жизненной ситуацией, сниженный эмоциональный фон, а также какие-либо расстройства. Попадая в воспитательную колонию, подросток узнает, что такое распорядок дня, правила поведения. Именно поэтому возможны расстройства сна, вялость, пассивность, быстрая утомляемость. Большое место в общей тревожности подростка занимают всевозможные страхи, ощущение непонятной угрозы, связанная с этим неуверенность в себе. Основная цель социально-педагогического сопровождения это помощь в адаптации ребёнка в воспитательной колонии, а его конечный результат это благополучное вхождение в коллектив, появление чувства уверенности в отношениях с членами коллектива, удовлетворенность своим положением в этой системе взаимоотношений.
Таким образом, из всего вышеизложенного мы понимаем, что проблема детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, стоит на данный момент довольно остро. Поэтому присутствует необходимость особого отношения к таким детям, то есть необходимость социально-педагогического сопровождения. В зависимости от причин возникновения трудной жизненной ситуации у ребёнка, и его социально-педагогических особенностей, возникает необходимость выбора индивидуальной технологии работы. На сегодняшний день существует множество исследований направленных на то, чтобы как можно более эффективно подойти к составлению и применению технологий социально-педагогического сопровождения детей, которые оказались в трудной для них жизненной ситуации.
Библиографический список
1. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - http://wikipedia.org. -(дата обращения: 14.03.2015)
2. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений - Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2008, - 544с.
3. Ядов, В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе / В.А. Ядов // Социол. журнал. 1994. - № 1. - 70 с.
4. Анисимов, С.Ф. Мораль и поведение. / С.Ф. Анисимов. -2-е изд. доп. М.: «Мысль», 1985. - 158 с.
5. Харчев, А.Г. Социология воспитания. / А.Г. Харчев. - М.: Политиздат, 1990 г.
6. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 20.07.2000 N 103-Ф3, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 21.12.2004 N 170-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 30.06.2007 N 120-ФЗ), глава 1,статья 1.
7. Торохтий В. С. Технологии психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьёй. М., 2000. Ч.1 238 с.
8. Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-I "О беженцах" (с изменениями) гарант: http://base.garant.ru/10105682/#ixzz3ZLkxKZax
L.A. Sitak, E.G. Larionova
CHILDREN WHO ARE IN DIFFICULT LIFE SITUATIONS AND THEIR SOCIALLY-PEDAGOGICAL CHARACTERISTIC
Abstract: the article discusses some aspects of education of children belonging to the risk group. The most significant factors influencing family well-being and the factors that lead the child to a difficult life situation
Keywords: difficult life situation, living conditions, children at risk, welfare of the family