Научная статья на тему 'ДЕТЕРМИНИРОВАНИЕ ПРИНУЖДЕНИЯ К ИЗЪЯТИЮ ОРГАНОВ ИЛИ ТКАНЕЙ ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ ТРАНСПЛАНТАЦИИ'

ДЕТЕРМИНИРОВАНИЕ ПРИНУЖДЕНИЯ К ИЗЪЯТИЮ ОРГАНОВ ИЛИ ТКАНЕЙ ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ ТРАНСПЛАНТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
149
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНУЖДЕНИЕ / ОРГАНЫ / ТКАНИ / ОТСУТСТВИЕ ДОБРОВОЛЬНОСТИ / ПРИЗНАКИ / ТРАНСПЛАНТАЦИЯ / COMPULSION / ORGANS / TISSUES / LACK OF VOLUNTARINESS / SIGNS / TRANSPLANTATION

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Гокунь Юлия Сергеевна

Статья посвящена изучению детерминирования такого преступления как принуждение к изъятию органов и тканей человека для трансплантации. В статье выяснены особенности принуждения к становлению прижизненным донором. Дан анализ признакам принуждения как уголовно-правового явления. Установлено, что ключевым элементом состава рассматриваемого преступления является отсутствие добровольности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINATION OF FORCED REMOVAL OF HUMAN ORGANS OR TISSUES FOR TRANSPLANTATION

The article is devoted to the study of the determination of such a crime as coercion to remove human organs and tissues for transplantation. The article clarifies the features of coercion to become an intravital donor. The analysis of the signs of coercion as a criminal law phenomenon is given. It has been established that the key element of the crime in question is the lack of voluntariness.

Текст научной работы на тему «ДЕТЕРМИНИРОВАНИЕ ПРИНУЖДЕНИЯ К ИЗЪЯТИЮ ОРГАНОВ ИЛИ ТКАНЕЙ ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ ТРАНСПЛАНТАЦИИ»

УДК 343.2/.7

Гокунь Юлия Сергеевна Донецкий национальный университет Юридический факультет Донецкая Народная Республика, Донецк

yulya.gokun@mail .ru Gokun Julia Donetsk National University Faculty of Law Donetsk People's Republic, Donetsk

ДЕТЕРМИНИРОВАНИЕ ПРИНУЖДЕНИЯ К ИЗЪЯТИЮ ОРГАНОВ ИЛИ ТКАНЕЙ ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ ТРАНСПЛАНТАЦИИ Аннотация: статья посвящена изучению детерминирования такого преступления как принуждение к изъятию органов и тканей человека для трансплантации. В статье выяснены особенности принуждения к становлению прижизненным донором. Дан анализ признакам принуждения как уголовно -правового явления. Установлено, что ключевым элементом состава рассматриваемого преступления является отсутствие добровольности. Ключевые слова: принуждение, органы, ткани, отсутствие добровольности, признаки, трансплантация.

DETERMINATION OF FORCED REMOVAL OF HUMAN ORGANS OR

TISSUES FOR TRANSPLANTATION

Annotation: the article is devoted to the study of the determination of such a crime as coercion to remove human organs and tissues for transplantation. The article clarifies the features of coercion to become an intravital donor. The analysis of the signs of coercion as a criminal law phenomenon is given. It has been established that the key element of the crime in question is the lack of voluntariness.

Key words: compulsion, organs, tissues, lack of voluntariness, signs, transplantation.

853

Трансплантация органов и тканей ежегодно спасает тысячи жизней по всему миру. В некоторых случаях только проведение пересадки определённого органа либо фрагмента кожи может стать билетом в жизнь.

В настоящий момент по всему миру существует острый дефицит донорских органов и тканей, который повлёк за собой появление преступления нового вида, заключающегося в принуждении человека к изъятию у него органов или тканей в целях их дальнейшей пересадки другому лицу [1].

Ключевым моментом в таком преступлении как принуждении к изъятию органов или тканей человека для трансплантации, является принуждение, что логически вытекает как из названия рассматриваемого противоправного деяния, так и из его состава. В связи с этим возникает необходимость в определении уголовно-правовой сущности принуждения.

В соответствии с ч.4 ст.47 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», изъятие органов и тканей для трансплантации возможно только у живого донора при наличии его информированного добровольного согласия [2]. При этом изъять органы и ткани для пересадки возможно лишь у совершеннолетнего лица (в виде исключения рассматривается трансплантация костного мозга несовершеннолетнего), которое должно быть дееспособным. Исходя из этого, принуждение в рассматриваемом преступлении имеет место в случае отсутствия одного из вышеуказанных пунктов, а именно при: отсутствии получения от живого донора добровольного информированного согласия на изъятие; при изъятии органа либо фрагмента ткани у несовершеннолетнего; при изъятии органа или фрагмента ткани у недееспособного лица.

Руководящий принцип 4 ВОЗ по трансплантации человеческих клеток, тканей и органов устанавливает невозможность забора у несовершеннолетних лиц клеток, тканей и органов для пересадки их другому лицу, однако и здесь имеются свои исключения [3]. Данное положение распространяется и на недееспособных лиц. Значит, несовершеннолетние и недееспособные лица могут

854

Ш

быть жертвами преступления, предусмотренного ст.120 УК РФ, т.е. и в отношении них может применяться принуждение.

Крайне важным моментом необходимо признать наличие именно добровольного согласия на изъятие органов и тканей всех типов у совершеннолетних лиц и на изъятие костного мозга у несовершеннолетнего. Добровольность подразумевает под собой свободу волеизъявления, совершение определённых действий исключительно по своему желанию, а также полное отсутствие применения насилия к лицу. Из смысла ст.120 УК РФ вытекает, что при изъявлении желания лицом на изъятие у него органа либо ткани по отношению к нему не только не должно быть проявлено насилие, но также не может допускаться и существование угрозы его применения. Недопустимо применение и физического, и психологического насилия или угрозы их применения. Физическое насилие зачастую имеет форму побоев, истязаний [4, с.118], ожогов, травм либо заключается в причинении лицу иного вида вреда.

Физическое насилие, применяемое к жертве рассматриваемого преступления, не должно повлечь её смерть, причинить тяжкий вред её здоровью либо существенным образом повлиять на её самочувствие, т.к. это сделает невозможным проведение изъятия и пересадку органов и тканей. Смерть жертвы не обязательно будет означать, что необходимый для пересадки орган будет изъят и пересажен лицу, заинтересованному в совершении преступления. Убитая жертва может и вовсе не стать донором биологических материалов для кого-либо. Причинение тяжкого вреда здоровью жертвы и совершение действий, значительно ухудшающих её состояние, способно вызвать необходимость в обращении в больницу и проведении соответствующих медицинских процедур, направленных на улучшение самочувствия жертвы. В больнице медицинский персонал может поинтересоваться о том, что произошло с поступившим пациентом, и таким образом остановить завершение преступного умысла, направленного на принуждение к изъятию органов и тканей для трансплантации.

Следует отметить, что лицо, принуждающее к изъятию органов и тканей,

не заинтересовано в том, чтобы сохранить жизнь жертве. Принуждая лицо к 855

Ш

изъятию органов и тканей при нелегальной трансплантации, жертв бьют по голове, связывают, привязывают к кушеткам, делают уколы со снотворным и т.д., подавляя их волю. Как известно, после принуждения изъятие органов и тканей происходит в местах, специально непредназначенных для этого. В таких местах зачастую практически отсутствует медицинское оборудование, необходимое для проведения изъятия органов и тканей из тела, имеются в лучшем случае только специальные хирургические режущие инструменты, хирургическое кресло, хирургические (операционные) светильники, однако чаще всего их заменяют обыкновенные лампочки, любые режущие предметы, кушетки либо вообще простые кровати. При этом могут быть изъяты как все органы, так часть из них. Для лиц, осуществляющих незаконное изъятие, удаление части органов экономически невыгодно. Удалив лишь несколько органов, нелегальные трансплантологи теряют прибыль. Из-за этого они до проведения операции по извлечению органов ведут поиск потенциальных реципиентов либо лица, нуждающиеся в пересадке органа или ткани, сами находят тех, кто готов найти биологические материалы и провести операцию. Нуждающиеся в пересадке органа или ткани лица, нежелающие годами стоять в очереди за органами, и готовые заплатить за спасение своего здоровья и жизни большую сумму, тратят тысячи и даже сотни тысяч долларов и евро ради спасения своей жизни. По подсчётам экспертов, человеческое тело стоит приблизительно сорок пять миллионов евро, при условии, что будут проданы все составляющие тела, начиная от глаз и заканчивая костями. Желающие «купить» себе орган, а вместе с ним и жизнь, платят значительные суммы денег и за услуги медиков, которые оказывают услуги по изъятию и пересадке. Искушённые огромными деньгами, медики соглашаются на принуждение к изъятию органов и тканей и на нелегальное изъятие и пересадку.

Однако в нелегальной трансплантологии не только врачи принуждают

людей к изъятию, но и другие лица, задействованные в ней. Главной их задачей

является принудить человека к изъятию у него органов и тканей, что может

реализовываться, например, посредством похищения или обманным путём. 856

Ш

Исходя из этого, при незаконной трансплантации принуждение к изъятию органов и тканей осуществляется как медицинским персоналом, так и лицами, не имеющими медицинского образования.

Запугивание, шантаж, оскорбление, совершение действий, направленных на вызывание чувства стыда или вины у жертвы, манипулирование, унижение, высмеивание жертвы и т.д. следует относить к психологическому насилию. Принуждение к изъятию органов и тканей для пересадки посредством использования психологического насилия определить сложнее чем совершение такового, но сопряжённого с физическим насилием. К тому же, если физическое насилие воспринимается многими людьми почти одинаково (в зависимости от болевого порога жертвы), то на психологическое насилие каждый человек реагирует по-разному, а значит, то, что один человек может принять «близко к сердцу», второй способен даже проигнорировать. Конечно, к психологическому принуждению к извлечению из тела органов и тканей невозможно отнестись безразлично, но, тем не менее, жертва может оказаться обладателем высокой стрессоустойчивости либо мало восприимчивой к психологическому насилию, что затруднит выполнение цели преступника по принуждению к изъятию биоматериалов.

Необходимо учитывать и эмоциональное состояние жертвы, в котором она

находится на момент совершения преступления и находилась до этого. На

эмоционально неустойчивого человека легче оказать психологическое

воздействие, сделать его подконтрольным себе и использовать в преступных

целях. Преступники, составив психологический портрет жертвы, могут начать

воздействовать на ею психику ещё до начала непосредственного принуждения к

изъятию. Принуждающее лицо, детально изучив быт, связанные с ним

проблемы, и особенности эмоционального состояния жертвы, может разработать

индивидуальный подход к ней для постепенного принуждения к изъятию

органов и тканей. Очень легко этого способно добиться лицо, по отношению к

которому жертва преступления находится в материальной и служебной

зависимости, а также из зависимости, возникающей из отношений между 857

супругами и родственниками. Невозможно сделать принуждение к изъятию органов или тканей способом погашения долговых обязательств, т.е. данное преступление не может совершаться в отношении лица, находящегося в зависимости, основанной на договоре. Иными словами, один контрагент договора не может принудить другого к становлению донором против воли последнего.

Как психологическое воздействие на потенциального донора целесообразно рассматривать насилие и угрозы, поступающие в сторону его родственников, близких и друзей [5, с.203-208]. У каждого человека есть свои рычаги давления, воздействуя на которые его можно заставить решиться на любое действие. Жизнь родных и близких, а в некоторых случаях и жизнь друзей, является универсальным рычагом давления, способным полностью контролировать принуждаемого к изъятию органов и тканей. Преступник, применяя к родным, близким и друзьям жертвы насилие либо угрожая его применением, подчиняет себе волю жертвы и влияют на неё [6, с. 139-141].

Применение к лицу насилия и угроза его применения направлены на подавление воли жертвы. Они делают жертву рассматриваемого преступления уязвимой как физически, так и психологически, лишают её возможности контролировать сложившуюся ситуацию и по сути не дают ей выбора.

Отсутствие у принуждаемого лица выбора в случае с угрозой применения насилия можно рассматривать двояко. С одной стороны, преступник, возможно, лишь запугивает принуждаемое лицо [7, с.522-534] и только угрожает применением насилия, т.е. непосредственного применения насилия нет. Это указывает на наличия у жертвы выбора в виде согласия либо несогласия на изъятие у неё органов. С другой стороны, угрозу применения насилия можно расценивать как психологическое насилие, которое уже имеет место, а значит у жертвы преступления всё-таки не остаётся другого выбора кроме как дать согласие на проведение операции по изъятию органов или тканей. На наш взгляд, вторая точка зрения более верна, поскольку угрозы на большинство людей оказывают неблагоприятное эмоциональное воздействие, сравнимое с

858

Ш

психологическим насилием, в процессе которого лицо способно потерять контроль и согласиться на многое.

При детерминировании принуждения лица к изъятию у него органов или тканей в целях трансплантации кроме признаков, указанных в ст.120 УК РФ и в ФЗ №323, необходимо обозначить и проанализировать также важные с точки зрения уголовного права черты данного преступления, вытекающие из ст. 11 Закона РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека», среди которых:

1) предупреждение донора о возможных осложнениях его здоровья, которые способно повлечь за собой оперативное вмешательство в целях изъятия органов и (или) тканей;

2) наличие согласия лица на изъятие его органов и (или) тканей, свободно и сознательно выраженного в письменной форме.

3) прохождение донором всестороннего медицинского обследования и наличие у донора заключения консилиума врачей-специалистов о возможности изъятия у него органов и (или) тканей в целях их пересадки другому лицу [8].

Лицо, принуждающее жертву преступления к изъятию у последнего органов или тканей, не интересует и не беспокоит то, какие осложнения повлечёт за собой извлечение биологического материала из тела донора. В интересах преступника находится только изъятие органов или тканей, а донора он рассматривает как расходный материал, непригодный ни для чего-либо кроме как для извлечения у него необходимого биологического материала. Поэтому принуждающее лицо использует любые методы для достижения поставленной цели, начиная от угроз и заканчивая реальным применением насилия.

Наличие согласия лица на изъятие его органов и (или) тканей подразумевает под собой добровольность, а свобода выражения - отсутствие всякого насилия. П.2 ч.2 ст.11 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» вводит новое условие для выражения согласия на изъятие - согласие должно быть выражено сознательно. Именно по этой причине донором органов и тканей не может быть недееспособное лицо, т.к. оно не осознаёт либо не осознаёт в полной мере происходящего. Недееспособное лицо легко принудить

859

I-

к даче согласия на изъятие у него органа или ткани, ему просто внушить идею о необходимости проведения данной процедуры.

За недееспособное лицо его опекун не вправе давать согласие на изъятие органа или ткани, т.к. по своей природе дача согласия на изъятие тканей и органов является волевым актом, который должен выражаться лично вменяемым лицом, достигшим совершеннолетнего возраста. Если же согласие на изъятие даст опекун, то эти действия необходимо признать противоправными, а данное согласие - недействительным.

Считаем, что прохождение донором всестороннего медицинского обследования необходимо рассматривать не только как гарант наличия хорошего здоровья у пациента (отсутствия различных заболеваний, препятствующих становлению донором), но и придать ему уголовно-правовое значение в виде обстоятельства, препятствующего проведению операции по незаконному изъятию органов и тканей у человека. Наличие у донора заключения консилиума врачей-специалистов о возможности изъятия у него органов и (или) тканей в целях их пересадки другому лицу указывает на то, что человек добровольно идёт на изъятие у него органов и тканей. Отсутствие прохождения всестороннего медицинского обследования говорит о принуждении к изъятию.

Принуждение к изъятию органов и тканей у человека с целью их дальнейшей трансплантации направлено на получение согласия жертвы на их изъятие у него. В целом, ч.2 ст.11 Закона РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» устанавливает для изъятия биоматериалов признаки, схожие с предусмотренными в ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Особое место в двух нормативных правовых актах по отношению к изъятию органов или тканей из тела человека занимает указание на добровольность (свободу выражения воли) дачи согласия на изъятие.

Таким образом, принуждение лица к изъятию у него органов или тканей

для дальнейшей их пересадки другому человеку основано на наличии ряда

условий, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации,

Законом РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека», устанавливает 860

г

для изъятия биоматериалов признаки, ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ключевым из которых является отсутствие добровольного согласия на проведение оперативного вмешательства и на извлечение органов и тканей из его организма.

Список литературы:

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-Ф3 // СПС «Консультант Плюс»

2. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс»

3. Руководящие принципы ВОЗ по трансплантации человеческих клеток, тканей и органов, утверждены на Шестьдесят третьей сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения в мае 2010 г., резолюция WHA63.22 // СПС «Консультант Плюс»

4. Алиев В. М. Преступления против личности. Научно-практический комментарий / В. М. Алиев, В. И. Гладких, В. Г. Степанов-Егиянц. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 241 с.

5. Герасимова Е.В. Принуждение к изъятию органов или тканей человека // Lex Russica. - 2017. - № 3. - С. 203-208.

6. Черепенин В.А. К вопросу об объективной стороне принуждения к изъятию органов или тканей человека для трансплантации // Инновационное развитие науки и образования. - Ч.2. - 2019. - С. 139-141.

7. Безверхов А.Г., Норвартян Ю.С. Соотношение категорий "насилие" и "угроза" в современном уголовном праве России // Вестник Санкт-Петербургского университета. - Т.9, №4. - 2018. - С.522-534.

8. Закон РФ от 22 декабря 1992 г. N 4180-I «О трансплантации органов и (или) тканей человека» // СПС «Консультант Плюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.