Научная статья на тему 'Детерминация межличностного общения: потребностно-мотивационный аспект'

Детерминация межличностного общения: потребностно-мотивационный аспект Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
926
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Васильева Т.В.

Представленное исследование посвящено изучению особенностей человеческого общения и его психологических детерминант. Выявлено, что внутренняя потребность в общении, мотивы аффилиации (стремление к принятию и страх отвержения), психологические защиты определяют специфику межличностного общения. Все эти явления взаимосвязаны, имеют тендерную детерминацию и с возрастом динамически изменяются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The determination of interpersonal communication: requirements and motives

The present research is devoted to the study of features of interpersonal communication and its psychological determinants. It was discovered that specificity of the interpersonal attitudes was conditioned by inner intercourse requirements, motives of affiliation (urge towards acceptance and fear of rejection), psychological Ego-defenses. All of these phenomena are interrelated; also there are gender determination and age dynamics of these characterizations.

Текст научной работы на тему «Детерминация межличностного общения: потребностно-мотивационный аспект»

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 6. 2007. Вып. 4

Т. В. Васильева

ДЕТЕРМИНАЦИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ: ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ

Общение - одна из основных сфер человеческой жизни. В ней возникают, проявляются и реализуются межличностные отношения, складываются необходимые условия как для развития ребенка, так и для формирования и развития личности взрослого, его сознания и самосознания. Качество жизни человека в большой мере зависит от того, как он общается с другими людьми: позитивное общение ведет к приносящим удовлетворение, продуктивным отношениям с коллегами, друзьями, любимыми, родственниками; прямым следствием нарушений взаимодействия оказывается снижение эффективности саморегуляции, неумение правильно организовывать диалог с окружающими.

Общение - обмен информацией, взаимовосприятие и взаимодействие людей. Это открытая и подвижная система, обеспечивающая возможность распределения и перераспределения функций между его участниками, смены ролей по ходу решения задачи, взаимной коррекции, контроля, компенсации. Данная сфера в последнее время привлекает пристальное внимание исследователей. Природа общения, его индивидуальные и возрастные особенности, механизмы протекания и изменения стали предметом изучения философов и социологов (Б. Д. Парыгин, И. С. Кон), психолингвистов (А. А. Леонтьев), специалистов по социальной психологии (Б. Ф. Поршнев, Г. М. Андреева), детской и возрастной психологии (В. С. Мухина, Я. Л. Коломинский)1.

Как человек ведет себя во взаимодействии с другими людьми, что он чувствует при этом, что определяет своеобразие и непохожесть общающихся? Здесь можно говорить о психологических детерминантах общения.

Психологические детерминанты общения -это те явления психологической реальности индивида, которые определяют особенности коммуникативной сферы человека, характеризуют его восприятие и оценку происходящего в процессе общения, обусловливают поведение в ситуациях взаимодействия с окружающими людьми.

Разнообразие видов подобных детерминант очень велико. В данной работе делается акцент на изучении потребностно-мотивационного компонента коммуникативной сферы человека. Можно выделить следующие три основные категории, которые стали предметом нашего исследования:

1) потребность в общении как изначальный пусковой механизм, который вызывает желание общаться или не общаться;

2) социальные мотивы аффилиации - стремление к принятию и чувствительность к отвержению - под их воздействием желание общаться может усиливаться, приобретая цель, а может ослабевать или вовсе исчезнуть;

3) психологические барьеры общения - защитные механизмы личности, фильтр, проходя сквозь который первоначальные импульсы становятся такими, какими мы их наблюдаем.

Также учитывались индивидуально-психологические особенности личности.

© Т. В. Васильева, 2007

Потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью - к самопознанию и самооценке. Потребность общаться есть внутренняя причина того, почему человек идет на контакт с другими людьми, стремится взаимодействовать с ними, а коммуникативные мотивы - ради чего предпринимается общение - его г/еть2. Внутриличностная потребность человека общаться определяется уровнем стремления презентировать свой внутренний мир, а раскрытие или утаивание своего внутреннего мира напрямую связаны с аффилиацией3.

Аффилиация - стремление человека к принятию, психологической близости с другими людьми, к установлению эмоциональных контактов. Еще в 1938 г. Г. Мюррей определил мотив аффилиации следующим образом: «Заводить дружбу и испытывать привязанность. Радоваться другим людям и вместе с ними. Сотрудничать и общаться с ними. Любить. Присоединяться к группе»4.

Существует две формы аффилиативного мотива - стремление к принятию (человек хочет быть принятым в группе, ему важно «быть своим», он активно будет этого добиваться) и боязнь отвержения (человек болезненно воспринимает критику и негативное отношение к себе со стороны окружающих, будет прикладывать усилия, чтобы этого избежать). В сфере личностных особенностей наряду с внутренними потребностями в общении и взаимодействии, способностями к самораскрытию значительную роль играют психологические защиты личности.

Впервые термин психологическая защита употребил Зигмунд Фрейд в своей работе в 1926 г. Психологическая защита по Фрейду - необходимое условие сохранения стабильности личностной структуры в условиях внутреннего конфликта между Эго, СуперЭго и Ид5. В настоящее время психологической защитой считаются любые реакции, которым человек научился и которые использует осознанно или неосознанно, чтобы защитить свою внутреннюю психическую структуру, свое «Я» от чувств тревоги, стыда, вины, гнева, а также от конфликта, фрустрации и других ситуаций, переживаемых как опасные6.

Главными отличительными признаками, общими для разных видов защитных механизмов, являются следующие особенности:

а) защитные механизмы имеют в основном бессознательный характер: т. е. человек не осознает ни причин и мотивов, ни целей, ни самого факта своего защитного поведения по отношению к определенному явлению, объекту или другому человеку;

б) результатом работы защитных механизмов является то, что они искажают, подменяют или фальсифицируют реальность, с которой имеет дело субъект.

Чрезмерное развитие психологической защиты препятствует нормальному человеческому общению, воздвигает психологические барьеры между людьми. С другой стороны, у защитных механизмов имеется и положительная сторона - в ряде случаев они являются средством приспособления человека к требованиям реальности (или к завышенным внутренним требованиям к самому себе), способом адаптации в посттравматических состояниях.

Описание исследования

В нашей работе мы обратились к изучению приведенных психологических детерминант и их возможных взаимосвязей в потребностно-мотивационной структуре личности. Было опрошено 120 человек в возрасте от 18 до 60 лет, итоговая выборка состояла из четырех групп: группа зрелого возраста (40-60 лет), группа среднего возраста (25-40 лет), группа студентов технических и гуманитарных специальностей (18-25 лет), группа

студентов-психологов (18-25 лет). Все полученные в ходе исследования данные изучались как в рамках всей выборки, так и в рамках конкретных возрастных групп.

Применялись следующие методики: опросник Ю. М. Орлова «Потребность в общении», опросник «Мотивы аффилиации» А. Меграбяна в модификации М. Ш. Магомед-Эминова, методика LSI - «Тест-опросник механизмов психологической защиты {Life Style Index)» Келлермана-Плутчика, авторская методика - опросник аффективных и поведенческих реакций в эмоционально значимых ситуациях общения (АиПР), 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла (16PF, форма С). При обработке результатов использовались качественные методы анализа данных, методы описательной статистики с последующим корреляционным и факторным анализом. Значимость различий проверялась с помощью статистических критериев Пирсона и yl.

Анализ результатов исследования позволил сделать следующие выводы.

В целом по выборке наблюдается преобладание высоких значений уровня потребности в общении. Это свидетельствует о внутренней склонности и желании испытуемых общаться; женщины демонстрируют уровень потребности в общении несколько выше среднего, а мужчины - несколько ниже среднего, однако статистически эти различия незначимы.

Самые высокие показатели потребности в общении среди всех поло-возрастных групп наблюдаются в группе мужчин среднего возраста. Минимальные средние значения демонстрируют мужчины зрелого возраста. И в целом наибольший разброс в результатах наблюдается именно среди испытуемых-мужчин, данные испытуемых-женщин более однородны, без «всплесков», что свидетельствует о том, что женщины всех возрастов более схожи по выраженности потребности в общении, а среди мужчин наблюдаются наибольшие вариации по данному показателю. Это согласуется с гипотезой В. А. Геодакяна о дифференциации полов, которую он доказал в своей эволюционной теории пола7.

Потребность в общении с возрастом видоизменяется: сужается круг общения, но у-величивается его глубина. Может создаться впечатление, что количественно потребность в общении уменьшается, однако это не вполне соответствует истине - удовлетворение потребности происходит качественно на другом уровне.

Коммуникативное поведение определяется выраженностью у человека таких мотивов аффилиации, как стремление к принятию и чувствитепьность к отвержению (боязнь отвержения). Показатели стремления к принятию и чувствительности к отвержению не коррелируют друг с другом в исследовании и независимо друг от друга определяют специфику общения испытуемых.

У женщин наблюдается тенденция преобладания более высоких значений стремления к принятию; среди всех поло-возрастных групп самые высокие показатели принадлежат женщинам-психологам, самые низкие - мужчинам зрелого возраста.

Чувствительность к отвержению по выборке в целом ниже среднего. Максимальные значения по выборке были выявлены в группе зрелого возраста, минимальные - в группе студентов-психологов.

Наличие определенных видов психологических защит и их развитие также определяют паттерны коммуникативного поведения человека.

Общий уровень защиты у мужчин выше, чем у женщин. Минимальные значения выявлены в группе студентов-психологов, максимальные - в группе мужчин зрелого возраста.

На основе полученных первичных данных с помощью корреляционного анализа были выявлены следующие закономерности взаимосвязей исследуемых величин (ниже представлены только значимые взаимосвязи, а< 0,01).

При высоком уровне развития внутриличностной потребности в общении человек будет стремиться к принятию - эти два параметра очень тесно взаимосвязаны между собой. Также будет наблюдаться выраженность таких индивидуально-психологических черт, как общительность, беззаботность, чувствительность, социальная смелость, экстраверсия, и защитных механизмов отрицания негативных переживаний, регрессии и компенсации.

Формирование у человека психологических механизмов вытеснения, проекции и рационализации, склонности к нонконформизму связаны с низким уровнем потребности в общении, поскольку подавление своих истинных чувств и эмоций, замена их «сухой» логикой, приписывание другим своих негативных устремлений, невозможность гармоничного вхождения в группу не способствуют установлению и поддержанию эмоциональных контактов, формированию и проявлению аффилиации.

Выраженная чувствительность к отвержению связана с преобладанием защитных механизмов проекции, гиперкомпенсации, регрессии и такими личностными чертами, как ответственность, тревожность и фрустрированность. Накопление психологических защит как таковых связано со страхом отвержения, и основным параметром, определяющим развитие и проявление страха отвержения, является личностная тревожность. Эмоциональная устойчивость, смелость и доминантность вкупе с психологическим механизмом отрицания («выбрасывание из головы» тревожащих событий или явлений) связаны с понижением чувствительности к отвержению.

Все личностные факторы по опроснику Кеттелла (кроме фактора интеллекта) имеют множественные корреляции с теми или иными видами психологических защит. Это свидетельствует о том, что защитные механизмы в большей мере, чем мотивационные компоненты, связаны с индивидуально-психологическими особенностями личности.

Наблюдается взаимосвязь между уровнем развития личностных психологических защит и количеством защитных реакций, демонстрируемых в актуальном поведении. Однако осознание своих психологических защит не приводит к соответствующей корректировке собственного поведения.

Для жешцин свойственно преобладание психологической защиты гиперкомпенсации (возможно, это следствие действия стереотипов «как должны вести себя хорошие девочки», закладывающихся в ходе социализации), а также отмечается более высокая выраженность таких черт, как общительность, женственность и тревожность. Для мужчин более характерен высокий уровень психологических защит вытеснения и замещения, а также доминантности как личностного качества. Это, возможно, связано с тем, что в представлениях обыденного сознания успешный мужчина должен быть лидером (быть доминантным), а для этого он не имеет права на открытое демонстрирование своих эмоций (отсюда - развитие психологических защитных механизмов вытеснения) и вынужден перенаправлять их на какой-нибудь другой, более доступный объект (через механизмы замещения).

С возрастом увеличивается уровень проекции, рационализации и гиперкомпенсации, наблюдается общий рост психологической защиты. Для людей более зрелого возраста характерна яркость проявлений ответственности и конформизма. Чем человек моложе, тем более сильны у него аффилиативная тенденция стремления к принятию, психологические защитные механизмы отрицания и компенсации, а также черты общительности, мягкости, социальной смелости, радикализма, экстраверсии. Это может свидетельствовать о том, что для молодых людей более важны широкие (направленные не на углубление, а на широту охвата) эмоциональные контакты с окружающими, а с возрастом направленность личности

вовне сменяется направленностью на собственный внутренний мир, уровень экстраверсии и стремление к принятию снижаются, и потребность в общении с большим количеством людей сменяется на предпочтение более близких, но немногочисленных контактов,

С помощью факторного анализа были получены следующие факторы, обусловливающие особенности коммуникативного поведения человека.

Реакция «взрослого ребенка» состоит из общего уровня психологической защиты и психологических защит регрессии и гиперкомпенсации. Это значит, в мышлении и поведении человека одновременно сосуществуют две противонаправленные установки: в сложных ситуациях вести себя то как ребенок (согласно механизму регрессии), то как гипертрофированный взрослый (согласно механизму гиперкомпенсации). Возможно, это связано с подсознательным желанием найти универсальную формулу ухода от трудностей в любой ситуации - то превращаясь в ребенка, который не несет никакой ответственности, то становясь взрослым, который может поучать и решать за других.

Реакция вымещения складывается посредством механизмов регрессии и замещения, а также общего уровня психологической защиты и экстраверсии. Данный фактор описывает характерное поведение защитного типа - сочетание ухода от ответственности (регрессия) и выброс негатива на безобидный объект рядом с собой (замещение).

Реакция гиперкомпенсации складывается из общего уровня психологической защиты и реактивных образований - механизма защиты, посредством которого с неприемлемыми импульсами справляются путем преувеличения противоположного стремления. Использование одного из компонентов амбивалентного конфликта - обычное явление при подавлении другого компонента.

Оба фактора (реакция вымещения и реакция гиперкомпенсации) были выделены для групп с максимально высокими показателями выраженности стремления к принятию и чувствительности к отвержению. Исследователями проблем аффилиации было показано, что сочетание высокой надежды на аффилиацию и высокой чувствительности к отвержению часто приводит к сильным внутренним конфликтам: человек стремится к общению и в то же время избегает его8. Реакция вымещения позволяет выплеснуть эмоции в общении, используя фактор экстраверсии - свою направленность вовне, на окружающий мир и людей - и уйти от ответственности. А реакция гиперкомпенсации позволяет еще избавиться при этом от моральных угрызений при общении и взаимодействии с другими, что немаловажно для социально-ориентированных людей.

Защитная реакция компенсации включает психологический механизм компенсации и общий уровень защиты и защитного поведения.

Данный фактор выделяется для группы с минимальной чувствительностью к отвержению. Возможно, это связано с тем, что если у человека очень слаба чувствительность к отвержению, то при возникновении проблемной ситуации он спокойно перейдет из зоны сложностей в более доступную для него сферу и попытается реализоваться там, если желаемая область недоступна.

В ходе факторного анализа не было обнаружено значимого влияния переменных пола и возраста. Также нигде не фигурируют показатели потребности в общении и выраженности мотивов аффилиации. Среди личностных черт только экстраверсия вошла в ряд факторов.

Содержание факторов оказалось представленным такими механизмами психологической защиты, как регрессия, замещение и реактивные образования для всех групп, кроме группы с низкой чувствительностью к отвержению - там включена компенсация.

О чем может свидетельствовать подобное единообразие факторов, выделяемых для различных групп? Возможно, это связано с тем, что в условиях сложных обстоятельств люди склонны реагировать сходным образом. Как только возникает угроза столкновения с проблемой, активизируются защитные шаблоны поведения, и совершенно различные люди начинают реагировать схожим образом, а именно с использованием психологических Эго-защитных механизмов, поскольку это один из самых простых и надежных способов защиты своего «Я» в любых сложных ситуациях.

Заключение

В ходе анализа результатов подтвердились гипотезы о том, что специфику межличностного общения определяют такие психологические явления, как внутриличностная коммуникативная потребность, мотивы аффилиации, психологические защиты, которые тесно взаимосвязаны, и что данные характеристики имеют тендерную детерминацию и возрастную динамику.

Тема психологических детерминант и их особенностей сложна и разнообразна; она не теряет актуальности, наполняясь новым содержанием сообразно изменениям внешней среды. Все больше проявляется ее связь с практикой, где общение может служить не только целью, но и средством - управления, коррекции, терапии, - и возникают перспективы для дальнейшего изучения.

Чем большими знаниями и возможностями мы будем обладать в сфере межличностных коммуникаций, тем полнее будет научное представление данной позиции, тем эффективнее мы сможем строить наши отношения с людьми на практике, выше будет наша компетентность в данной области. А компетентность в общении является одним из важнейших умений в рамках реальной ситуации сегодняшнего дня, поскольку взаимодействие с окружающими в тех или иных своих проявлениях становится основной ценностью современного мира.

' Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. М., 2001.

2 Там же.

3 Бобнева М. И. Нормы общения и внутренний мир личности // Социальная психология в трудах отечественных психологов / Сост. и общ. ред. А. Л. Свенцицкого. СПб., 2000. С. 339-362.

4 Хекхаузен X. Мотивация и деятельность; В 2 т. СПб., 2003. Т. 1.

5 Фрейд А. Эго и механизмы защиты. М., 2003.

6 Грановская Р. М., НикопьскаяИ. М. Защита личности: психологические механизмы. СПб., 2001; Романова Е. С., Гребенников Л. Р. Механизмы психологической защиты. Мытищи, 1996.

7 Искрин В. И. Диалектика полов. СПб., 2001.

8 КуницынаВ. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. СПб.; М.; Харьков; Минск, 2002.

С.татъя ппиията к печати 24 декабтя 2006 2-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.