Научная статья на тему 'ДЕТЕРМИНАНТЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ'

ДЕТЕРМИНАНТЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
118
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / УРОВЕНЬ КОНФЛИКТНОСТИ / ТИП ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ / ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петухова Лариса Петровна, Киютина Ирина Ивановна, Елисеева Елена Владимировна, Красоткина Ирина Николаевна, Шадоба Елена Михайловна

В статье представлены результаты изучения особенностей формирования толерантности студентов университета и ее детерминант: этнической идентичности, уровня конфликтности как черты личности и стратегии поведения в конфликтной ситуации. В исследовании были использованы тесты и методики по определению индекса толерантности, типа этнической идентичности, уровня конфликтности личности. Проведенное авторами теоретическое и эмпирическое исследование указанной проблемы, а также статистический анализ полученных результатов позволили установить значимые связи между уровнем толерантности студента и уровнем выраженности его этнической идентичности, а также между уровнем толерантности личности и уровнем ее конфликтности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Петухова Лариса Петровна, Киютина Ирина Ивановна, Елисеева Елена Владимировна, Красоткина Ирина Николаевна, Шадоба Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINANTS OF TOLERANCE OF MODERN STUDENTS

The article presents the results of studying the peculiarities of the formation of tolerance of university students and its determinants: the ethnic identity, the level of conflict as a personality trait and behavior strategies in a conflict situation. The study used tests and methods to determine the tolerance index, the type of ethnic identity, the level of personality conflict. The theoretical and empirical study of this problem carried out by the authors, as well as the statistical analysis of the results obtained, allowed us to establish significant links between the level of tolerance of the student and the level of expression of his ethnic identity, as well as between the level of tolerance of a person and the level of his conflict.

Текст научной работы на тему «ДЕТЕРМИНАНТЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ»

2. Semenova L.M. (2021), "Technological support of professionally oriented training of communication specialists", Russian PR: trends and drivers, Collection of scientific works in honor of Professor A.D. Krivonosov, St. Petersburg, pp. 90-96.

3. Hardt M., Hosseini H. and Mostafapur M. (2020), "Game on: Studying the effectiveness of learning based on games", Practice of planning and research, Vol.35, No. 5, pp. 589-604.

Контактная информация: volkovalm@bk.ru

Статья поступила в редакцию 04.10.2021

УДК 378:159.9

ДЕТЕРМИНАНТЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

Лариса Петровна Петухова, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Ивановна

Киютина, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Владимировна Елисеева, кандидат педагогических наук, профессор, Ирина Николаевна Красоткина, кандидат педагогических наук, доцент, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, Елена Михайловна Шадоба, доцент, Институт повышения квалификации, Брянск

Аннотация

В статье представлены результаты изучения особенностей формирования толерантности студентов университета и ее детерминант: этнической идентичности, уровня конфликтности как черты личности и стратегии поведения в конфликтной ситуации. В исследовании были использованы тесты и методики по определению индекса толерантности, типа этнической идентичности, уровня конфликтности личности. Проведенное авторами теоретическое и эмпирическое исследование указанной проблемы, а также статистический анализ полученных результатов позволили установить значимые связи между уровнем толерантности студента и уровнем выраженности его этнической идентичности, а также между уровнем толерантности личности и уровнем ее конфликтности.

Ключевые слова: толерантность, идентичность, уровень конфликтности, тип поведения в конфликтной ситуации, этническое самосознание.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p274-280

DETERMINANTS OF TOLERANCE OF MODERN STUDENTS

Larisa Petrovna Petukhova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irina Ivanovna Kiyutina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Elena Vladimi-rovna Eliseeva, the candidate of pedagogical sciences, professor, Irina Nikolaevna Krasotki-na, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Bryansk State University named after Academician I.G. Petrovsky; Elena Mikhaylovna Shadoba, the senior lecturer, Institute for

Advanced Training, Bryansk

Abstract

The article presents the results of studying the peculiarities of the formation of tolerance of university students and its determinants: the ethnic identity, the level of conflict as a personality trait and behavior strategies in a conflict situation. The study used tests and methods to determine the tolerance index, the type of ethnic identity, the level of personality conflict. The theoretical and empirical study of this problem carried out by the authors, as well as the statistical analysis of the results obtained, allowed us to establish significant links between the level of tolerance of the student and the level of expression of his ethnic identity, as well as between the level of tolerance of a person and the level of his conflict.

Keywords: tolerance, identity, level of conflict, type of behavior in a conflict situation, ethnic self-awareness.

ВВЕДЕНИЕ

Для современного высшего образования характерен переход от формирования «жестких» (hard skills) навыков к «мягким» (soft skills), предполагающим развитие креативного мышления, желания развиваться, способность к самоорганизации и эффективному взаимодействию с окружающими людьми, работа в команде, умение вести переговоры. По нашему мнению, формирование указанных выше умений и навыков во многом определяется таким качеством личности как толерантность.

Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью, проявлением терпимости к различиям среди людей, умением жить, не мешая другим, способностью иметь права и свободы, не нарушая права и свобод других.

До настоящего времени нет единого мнения в отношения определения феномена «толерантности». Так, С.Ю. Головин, Д. Г. Арсеньев, А.В. Зинковский и М.А. Иванова понимают толерантность как отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию [1]. М.Ю. Кондратьев и В. А. Ильин рассматривают ее, как «абсолютную нечувствительность или существенное уменьшение остроты реагирования на какой-либо социальный раздражитель как результат падения его значимости для субъекта» [6]. По мнению П. А. Кинга -«толерантность заключается в реакции сдерживания неприязни в сочетании с отложенной негативной реакцией или с заменой ее на более позитивное реагирование» [1, 6].

Несколько иной подход к определению толерантности предлагает М.С. Мацокин. Он определяет толерантность как «определенное качество взаимодействия между субъектом и объектом толерантности, характеризуемое готовностью субъекта принимать социокультурные отличия объекта, включающие в себя внешние признаки, высказывания, особенности поведения и т.д.» [2, 7].

Г.У Солдатова рассматривает толерантность, как «личностное образование, как интегральную характеристику индивида, способного в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно-психического равновесия и развития позитивных отношений с окружающим миром» [8]. Данное определение позволяет нам выделить следующие свойства толерантность: адекватную самооценку, знание себя, ответственность за свои поступки, расположенность к другим, высокий уровень общительности и низкий уровень конфликтности адекватный уровень тревожности, умения выбирать оптимальный способ взаимодействие с окружающими, отсутствие стереотипов и предрассудков.

Толерантность имеет трехкомпонентную структуру: когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты.

Когнитивный компонент толерантности предполагает знание индивидом этнодиф-ференцирующих признаков, опираясь на которые он формирует свое представление об этносах, относит себя к одному из них [5].

Аффективный компонент - состоит в способности человека регулировать свое эмоциональное состояние, терпимо относиться к эмоциональным проявлениям других людей, способность выражать эмпатию по отношению к ним, преодолевать раздражительность и невыдержанность [3].

Поведенческий компонент толерантности проявляется в стремлении человека к общению с другими людьми независимо от их индивидуальных особенностей, способность идти на компромисс и согласовывать интересы, стремление и готовность проявить толерантность не только в обычных, но и в напряженных ситуациях [3].

Данная структура толерантности позволяет нам рассмотреть в качестве детерминант толерантности такие личностные характеристик как этническую идентичности, уровень конфликтности, стратегию, выбираемую личностью в конфликтной ситуации.

Исследователи отмечают, что «толерантность отражается в типе этнической идентичности, только позитивная этническая идентичность является необходимым условием

толерантного отношения к представителям собственной и других этнических групп» [4].

Конфликтность, по мнению большинства исследователей, является чертой личности, определяется природными задатками и социальным опытом личности и включает в себя такие качества как обидчивость, вспыльчивость, подозрительность. Толерантность личности предполагает готовность взаимодействовать с людьми, а, следовательно, низкий уровень конфликтности определяет более высокий уровень толерантности. Поэтому в качестве детерминант толерантность личности в данной работе мы рассмотрели также уровень конфликтности личности и стратегию, выбираемую личностью в конфликтной ситуации. Проблема формирования толерантности в студенческом возрасте и психолого-педагогическое сопровождение данного процесса пока остается нерешенной.

Студенчество приходится на период юношеского возраста, который завершает детство и является началом взрослости. Юность - это особый, очень уязвимый период развития личности. С одной стороны, юноши демонстрируют готовность к новым контактам, а с другой стороны - избирательность контактов. Основная цель общения в юношеском возрасте - поделиться своими мыслями, переживаниями, ощущениями, поэтому проблемы, в основном, возникают в ситуациях общения, связанных с необходимостью оказать моральную поддержку, сочувствие или же высказать критическое мнение по обсуждаемому вопросу. Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена потребностью формирования толерантного поведения студенческой молодёжи.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель: изучение зависимости толерантности личности студента вуза, от его этнической идентичности, уровня конфликтности как черты личности и стратегии поведения в конфликтной ситуации.

Объект: студенты вузов славянского приграничья в возрасте от 17 до 22 лет.

Предмет: особенности толерантности личности студента с различным уровнем этнического самосознания и уровнем конфликтности.

Гипотеза: мы предполагаем, что, между толерантностью и этнической идентичностью студента существует корреляционная зависимость; на уровень толерантности личности оказывает влияние такая характеристика личности, как уровень конфликтности.

Задачи исследования: изучить имеющиеся теоретические и экспериментальные исследования по проблеме толерантности; провести исследования, направленные на выявление взаимосвязи толерантности личности в юношеском возрасте с ее этнической идентичностью, уровнем конфликтности и стратегией поведения в конфликтной.

Методики исследования. Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г. У Солда-това, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова); методика «Типы этнической идентичности» (Г.У Солдатова, С.В. Рыжова), Тест В.Ф. Ряховского «Самооценка конфликтности», методика «Поведение в конфликтной ситуации, ТК1»., коэффициент корреляции Пирсона.

В качестве респондентов в исследовании были участники Международного студенческого Интернет фестиваля «Поколение.Яи - в единстве сила», который проводился на базе Брянского государственного университета им. акад. И. Г. Петровского в 2019 году. В исследовании приняло участие135 студентов в возрасте от 17 до 22 лет.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Уровень толерантности личности мы изучали с помощью экспресс-опросника «Индекс толерантности». Установлено, что большинство студентов (68%) имеют средний уровень толерантности, то есть они обладают, с одной стороны, такими характеристиками как снисходительность терпение, расположенность к другим людям, но, в то же время, готовы к выделению своей этнической общности из других, для них характерно чувство гордости, патриотизма за свой народ. 32% испытуемых студентов имеют высокий уро-

вень толерантности. Их отношение к другим людям характеризуется высоким уровнем социальной желательности, они демонстрируют мягкосердечность, инфантильность. Студентов с низким уровнем толерантности в экспериментальной группе не выявлено.

Далее мы выполнили анализ результатов по отдельным субшкалам данной методики. По шкале «Этническая толерантность среди студентов экспериментальной группы для 65 испытуемых (48%) имеют средний уровень этнической толерантности, 57 (42%) высокий уровень. У 13студентов (10%) отмечен низкий уровень этнической толерантности. То есть, можно отметить, что большинство студентов исследуемой выборки положительно относятся представителям других этнических групп, признают их культурные особенности, но в то же время ограничивают их нахождения в своём ближайшем окружении.

По шакале «Социальная толерантность» получены следующие результаты: 35 студентов (26%) - высокий уровень, 96 студентов (71%) - средний уровень, 4 студента (3%) - низкий уровень. Данные результаты позволяют нам отметить, что большинство студентов не всегда готовы позитивно воспринимать и взаимодействовать с представителями других социальных групп и меньшинств.

Показатель по шакале «Толерантность как черта личности» позволяет характеризовать личностные черты, установки, убеждения человека по отношению к окружающему миру. По данной шкале получены следующие результаты: 53 студента (39%) имеют высокий уровень - для них характерно уважительное отношение к другим, готовность к конструктивному взаимодействию, у 82 студентов (61%) средний уровень. То есть, в одних ситуациях взаимодействия они демонстрирует стратегию «Сотрудничество», а в других ситуациях - конфликтное, нетерпимое отношение к окружающим.

На следующем этапе исследования мы изучали особенности этнического самосознания с помощью методики «Типы этнической идентичности».

Анализ полученных результатов показал, что большинство студентов экспериментальной группы обладают нормальным типом этнической идентичности (73,3% имеют средний уровень выраженности позитивной этнической идентичности, 23,4% повышенный уровень). То есть мы можем отметить, что современные студенты положительно относятся как к собственному народу, так и другим этническим группам. В современном поликультурном пространстве позитивная этническая идентичность является нормой, а, следовательно, мы можем говорить о бесконфликтном, межкультурном взаимодействии.

В то же время следует отметить, что у 43,3% студентов экспериментальной группы выражена этническая индифферентность, что говорит о неактуальности для них этнической принадлежности, принижении влияния этнических особенностей на процесс межличностного взаимодействия и коммуникации, стремление создать общие для всех этнических групп критерии, терпение по отношении друг к другу.

У 20% студентов на среднем уровне представлен - «этнонигилизм». Данный тип характеризуется отрицанием этничности, национальных ценностей и традиций. Демонстрируется независимость от всего того, что связано с национальными особенностями.

Для 18 студентов (13,4%) характерен средний уровень выраженности такого типа этнического самосознания как «этноэгоизм» - на вербальном уровне они демонстрируют раздражение в общении с представителя других национальностей, считают, что могут решать проблемы своего народа за «чужой» счет.

Для отдельных студентов характерно проявление «этноизоляционизма» на среднем уровне (32 студента). То есть они уверенны что их народ лучшей, считают, что необходимо очищение национальных культур, отрицательно относятся к межнациональным бракам. Так же для 32 студентов характерен - «этнофанатизм». Это говорит о том, что они готовы идти на любые жертвы, любые действия ради защиты этнических интересов своего народа. Не отрицают возможность этнических чисток, считают возможным отказать другим народам в праве пользоваться экономическими ресурсами, социальными приви-

легиями. Главное для них благополучие собственного народа.

С целью изучения уровня конфликтности, как детерминанты толерантности мы использовали методику «Самооценка конфликтности» В.Ф. Ряховского.

Высокий уровень конфликтности характерен для 12 студентов (8,6%) - они сами ищут поводы для конфликтов, споров, зачастую обижаются без причины. О таких людях говорят, что они любят поскандалить, хотя чаще всего за таким поведением скрывается низкая самооценка, неуверенность в себе.

Выраженная степень конфликтности характерна для 29 человек (21,4%). Они всегда стараются отстоять свое мнения, даже в тех случаях, когда это может повлиять на отношения с окружающими. Поэтому к ним не всегда относятся хорошо, зато уважают за честность и открытость. У 29 испытуемых (21,7%) конфликтность выражена слабо. Они стараются сгладить любую конфликтную ситуацию, и по возможности вообще их избегать. В то же время, если понадобиться, они могут аргументированно отстоять свою точку зрения.

В экспериментальной группе больше всего студентов с невыраженной конфликтностью - 42 человека (31,4%). Для таких людей характерно тактичное поведение, в любом конфликте они стараются всегда учитывать, как он отразиться на их отношениях с окружающими людьми. Также среди участников исследования есть испытуемые, которые в конфликтной ситуации демонстрируют стремление избегать ее в ущерб собственным интересам, только бы не было напряжённости в отношениях. Такое поведение зачастую приводит к потере уважения к таким людям.

Для изучения стратегии поведения студентов в конфликтной ситуации мы использовали методику «Поведение в конфликтной ситуации, TKI».

Анализ результатов проведенного исследования показал, что 37 студентов (27%) выбирают в конфликтной ситуации стратегию «Соперничество», то есть они стремятся добиться удовлетворения своих интересов любым путем, даже путем открытой конфронтации, занимают жесткую, непреклонную позицию в случае сопротивления. 31 испытуемый (23%) в конфликтной ситуации придерживается стратегии сотрудничества. Такие студенты готовы найти решение проблемы с учётом интересов всех участников взаимодействия, готовы к открытому обсуждению, анализу разногласии для выработки совместного решения. Для 40 (30%) студентов характерно стремление к компромиссу, они готовы уступить в чем-то в обмен на уступки другого, стремятся найти решение, в котором «много не потеряешь, но много и не выиграешь».

Следует отметить, что, несмотря на присущее студенческому возрасту стремление к максимализму, среди испытуемых есть студенты, которые выбирают стратегию «Приспособления». Стратегия «Избегание» является ведущий у 10 студентов (7%) экспериментальной выборки. В конфликтной ситуации они не стремятся брать ответственность за решение проблемы на себя, стараются отрицать наличие конфликта, не настаивают на своем, избегают споров, дискуссии, открытого возражения оппонентам и высказывания собственного мнения на проблему. Для проверки выдвинутой в исследовании гипотезы о том, что между толерантностью личности и уровнем выраженности этнической идентичности, и уровнем конфликтности личности существует корреляционная зависимость, мы применили коэффициент корреляции Пирсона. Для статистической обработки экспериментальных данных нами была использована программа SPSS.

Результаты корреляционного анализа установили положительную корреляционную связь между: индексом толерантности и позитивной этнической идентичностью (r=0.222, p=0,05), этнической индифферентностью (r=0,333, p=0,01); этнической толерантностью и позитивной этнической идентичностью(г=0,368, p=0,01), этнической индифферентностью (r=0.351, p=0,01); социальной толерантностью и этнической индифферентностью (r=0, 236, p=0,05), толерантностью как чертой личности и позитивной этнической идентичностью (r=- 0,370, p=0,01). Студенты с высоким индексом толерантности более терпимы к

особенностям других людей, в конфликтной ситуации готовы найти решение проблемы с учётом интересов всех участников взаимодействия, готовы к открытому обсуждению, анализу разногласии для выработки совместного решения.

Установлена отрицательная корреляционная связь между: индексом толерантности и этноэгоизмом (г= -0,266, р=0,01), этноизоляцией (г=- 0,408, р=0,01), этнофанатизмом (г= -0,236, р=0,01); этнической толерантностью и этноэгоизмом (г= -0,438, р=0,01), этноизоляцией (г=- 0,461, р=0,01), этнофанатизмом (г= -0,326, р=0,01); толерантностью как чертой личности и этноизоляцией (г= 0,254, р=0,01). Данный результат говорит о том, что что проявления негативной этнической идентичности являются препятствием на пути формирования толерантности у студенческой молодежи.

Установлена отрицательная корреляционная связь между: индексом толерантности и уровнем конфликтности личности (г= -0,43, р=0,01), стратегией «Соперничество» (г= -0,54, р=0,01); уровнем этнической толерантности и уровнем конфликтности личности (г= -0,17, р=0,05), стратегией «Соперничество» (г= -0,33, р=0,01); уровнем социальной толерантности и уровнем конфликтности личности (г= -0,49, р=0,01), то есть, чем выше уровень конфликтности у студентов, тем менее они терпимы к проявлениям индивидуальности друзей, сверстников, окружающих, традициями и обычаем других народов и социальных групп, внешности и языку представителей других народов, в целом они менее сдержанны, но более критичны., стратегией «Соперничество» (г= -0,44, р=0,01); уровнем толерантности как черты личности и уровнем конфликтности личности (г= -0,3, р=0,01), стратегией «Соперничество» (г=- 0,46, р=0,01). Склонность испытуемых к стратегии «Соперничество» в конфликтной ситуации отрицательно влияет на развитие толерантности у студенческой молодежи, такие студенты эгоистичны, не считаются с интересами окружающих, а, следовательно, им сложно принять проявления индивидуальности других людей

Установлена положительная корреляционная связь между: индексом толерантности и стратегией «Сотрудничество» (г= 0,3, р=0,05); уровнем социальной толерантности и стратегией «Сотрудничество» (г= 0,25, р=0,05); уровнем толерантности как черты личности и стратегией «Сотрудничество» (г=0,34, р=0,01). Следовательно, чем более студенты, стремятся в конфликтной ситуации найти удовлетворяющее все стороны решение, тем более они толерантны, тем терпимее они к окружающим, тем чаще признают право других на наличие отличных мыслей, взглядов, поведенческих реакций. Стратегия поведения в конфликте «Сотрудничество» требует способности понять потребности другого человека, встать на его место, развития гуманности, терпимости, эмпатии - то есть тем качествам, которые и характеризуют толерантную личность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ полученных в исследовании результатов подтвердил выдвинутую нами гипотезу о том, что между толерантностью личности, ее составляющими, уровнем выраженности этнической идентичности, уровнем конфликтности и стратегией поведения в конфликтной ситуации существует корреляционная зависимость.

Студенты с нормальным (позитивным) типом этнической идентичности более толерантны, чем студенты с такими типами этнической идентичности, как «этноэгоизм», «этноизоляционизм», «этнофанатизм». Личностная толерантность зависит от уровня конфликтности личности: чем выше уровень конфликтности, тем менее толерантна личность. Студенты, выбирающие стратегию «конкуренция» менее толерантны, чем студенты, ориентированные на сотрудничество.

ЛИТЕРАТУРА

1. Верещагина М.В. Этническая идентичность и этническая толерантность русских и осетинских студентов : автореф. дис. ... канд. психол. наук // Верещагина, Марина Владимировна. -Санкт-Петербург, 2005. - 22 с.

2. Зинурова Р.И. Этнос и личность: психология и педагогика. Учебное пособие /, Р.И. Зи-нурова. - Казань : Казанский социально-юридический институт, 2005. -190 с.

3. Истомина О.Б. О типах этнической идентичности / О.Б. Истомина // Социологические исследования. - 2011. - № 11. - С. 61-65.

4. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности : учебное пособие для слушателей системы дополнительного профессионального педагогического образования. / Е.Ю. Клепцова. - Москва : Академический Проект, 2020. - 176 с.

5. Кристал Г. Аффективная толерантность /. Г Кристал // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2001. - № 3. - URL: https://studylib.rU/doc/193317/affektivnaya-tolerantnost._ (дата обращения: 01.09.2021).

6. Петухова, Л.П. Проблема толерантности в современной науке и образовании / Е.В. Елисеева, С.Г. Малинников, Г.В. Серая // Развитие современного высшего образования в России и зарубежных странах: коллективная монография / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. - Ульяновск : Зебра. - С. 78-79.

7. Поколение.Яи - в единстве сила : Учебно-методические материалы Интернет-фестиваля. / Л.А. Зятева, И. Киютина, Е.В. Елисеева [и др.]. - Брянск : Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2019. - 300 с.

8. Солдатова, Г.У Психология межэтнической напряженности / Г.У. Солдатова - Москва : Смысл, 1998. - 389 с.

REFERENCES

1. Vereshchagina, M.V. (2005), Ethnic identity and ethnic tolerance of Russian and Ossetian students, dissertation, St. Petersburg.

2. Zinurova, R.I. (2005), Ethnos and personality: psychology and pedagogy. Training manual, Kazan Social and Legal Institute, Kazan.

3. Istomina, O.B. (2011), "About the types of ethnic identity", Sociological Research, No. 11, pp. 61-65.

4. Kleptsova, E.Yu. (2020), Psychology and pedagogy of tolerance: textbook for students of the system of additional professional pedagogical education, Academic Project, Moscow.

5. Kristall, G. (2001), "Affective Tolerance", Journal of Practical Psychology and Psychoanalysis, No. 3, available at: https://studylib.ru/doc/193317/affektivnaya-tolerantnost._ (data accessed: 01.09.2021).

6. Petukhova, L.P. Eliseeva, E.V., Malinnikov, S.G., Seraya, G.V. (2020), "The problem of tolerance in modern science and education", Development of modern higher education in Russia and foreign countries: collective monograph, Zebra, Ulyanovsk, pp. 78-79.

7. Zyateva L.A., Kiyutina, I.I., Eliseeva, E.V. et al. (2019), Generation.RU - strength in unity : Educational and methodical materials of the Internet festival, Bryansk State University named after Academician I. G. Petrovsky, Bryansk.

8. Soldatova, G.U. (1998), Psychology of interethnic tension, Smysl, Moscow.

Контактная информация: emsh2007@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.10.2021

УДК 378

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ ЦИФРОВОЙ ЭПОХИ

Лариса Петровна Петухова, кандидат педагогических наук, доцент, Ирина Ивановна

Киютина, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Владимировна Елисеева, кандидат педагогических наук, профессор, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, Брянск; Елена Михайловна Шадоба, доцент, Институт повышения квалификации, Брянск; Марина Игоревна Мацуй, магистрант Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, Брянск

Аннотация

В статье представлены результаты исследования уровня развития конкурентоспособности студентов университета и ее личностных характеристик: компонентов профессиональной готовно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.