Научная статья на тему 'ДЕТЕРМИНАНТЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ'

ДЕТЕРМИНАНТЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
27
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ / СТУДЕНЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКАЯ СРЕДА / ПРОТИВОПРАВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ / СТУДЕНЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зорина Н.С.

В данной статье рассмотрены детерминанты студенческой преступности. Выявлены причины и условия, способствующие совершению преступлений студентами. Изменение ценностных ориентиров современного студенчества в совокупности с неблагоприятными условиями становления и развития их личности способствуют совершению преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINANTS OF STUDENT CRIME

This article examines the determinants of student crime. The causes and conditions contributing to the commission of crimes by students are revealed. Changes in the value orientations of modern students in combination with unfavorable conditions for the formation and development of their personality contribute to the commission of crimes.

Текст научной работы на тему «ДЕТЕРМИНАНТЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ»

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2023. № 5(221)

DOI 10.47643/1815-1329_2023_5_158 УДК 343.8

ДЕТЕРМИНАНТЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ DETERMINANTS OF STUDENT CRIME

ЗОРИНА Наталья Сергеевна,

старший научный сотрудник отдела по совершенствованию нормативно-правового регулирования деятельности уголовно-исполнительной системы центра изучения проблем управления и организации исполнения наказаний в уголовно-исполнительной системе ФКУ НИИ ФСИН России. 125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15А, стр. 1. E-mail: Natalya. natka2010@yandex. ru;

ZORINA Natalia Sergeevna,

senior Researcher of the Department for Improving Legal Regulation of the Penitentiary System

of the Center for the Study of Problems of Management and Organization of the Execution of Sentences

in the Penitentiary System of the Federal State Institution «Research Institute of the Federal Penitentiary Service».

125130, Russia, Moscow, Narvskaya str., 15A, p. 1.

E-mail: Natalya.natka2010@yandex.ru

Краткая аннотация: в данной статье рассмотрены детерминанты студенческой преступности. Выявлены причины и условия, способствующие совершению преступлений студентами. Изменение ценностных ориентиров современного студенчества в совокупности с неблагоприятными условиями становления и развития их личности способствуют совершению преступлений.

Abstract: this article examines the determinants of student crime. The causes and conditions contributing to the commission of crimes by students are revealed. Changes in the value orientations of modern students in combination with unfavorable conditions for the formation and development of their personality contribute to the commission of crimes.

Ключевые слова: детерминанты преступного поведения, студенческая преступность, студенческая среда, противоправное поведение, преступления, студенчество.

Keywords: determinants of criminal behavior, student crime, student environment, illegal behavior, crimes, students.

Для цитирования: Зорина Н.С. Детерминанты студенческой преступности // Аграрное и земельное право. 2023. № 5(221). С. 158-159. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_5_158.

For citation: Zorina N.S. Determinants of student crime // Agrarian and Land Law. 2023. No. 5(221). pp. 158-159. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_5_158.

Статья поступила в редакцию: 27.04.2023

Задачи стабильного социально-экономического развития, повышения уровня жизни населения страны, создания комфортных условий для его проживания, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», определяют вектор развития государства и общества, составной частью которого выступает обеспечение возможностей для самореализации детей, молодежи и студентов [1]. Несмотря на то, что студенческая среда по возрастным критериям входит в состав молодежи, она является отдельной социальной группой, имеющей собственное положение в обществе, играет особенные, присущие только ей социальные роли, а также проходящей особую фазу социализации - студенчество.

Феномен студенческой преступности является актуальной проблемой в современном обществе и поэтому необходимо рассмотреть детерминанты преступного поведения студентов. Стоит отметить, что различные факторы способствуют вовлечению студентов в незаконную деятельность. Индивидуальные детерминанты включают психологические расстройства, злоупотребление психоактивными веществами, плохую успеваемость и влияние сверстников. С другой стороны, детерминанты включают социально-экономические факторы, семейную динамику, образовательный процесс и плохую социализацию.

В последние десятилетия распространенность студенческой преступности возросла, значительное число студентов вовлечено в широкий спектр преступной деятельности, такой как злоупотребление наркотиками, воровство, физическое насилие и сексуальные преступления. Следовательно, этот вопрос стал актуальным во всем мире, и политики, образовательные учреждения и другие заинтересованные стороны ищут способы корректировать ситуацию. Для достижения этой цели важно иметь всестороннее представление о детерминантах преступного поведения учащихся. Выявление этих детерминант может помочь в разработке профилактических мер, направленных на устранение коренных причин студенческой преступности.

Различные психологические расстройства способствуют студенческой преступности. Студенты с проблемами психического здоровья, такими как депрессия, тревога, биполярные расстройства и синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ), подвергаются более высокому риску вовлечения в преступную деятельность. Депрессия и тревожные расстройства могут способствовать злоупотреблению психоактивными веществами, что, в свою очередь, может привести к преступному поведению. Учащиеся с биполярными расстройствами и СДВГ могут испытывать трудности с регулированием своих эмоций и импульсов, что делает их более восприимчивыми к преступным наклонностям.

Злоупотребление психоактивными веществами является еще одним индивидуальным фактором, определяющим студенческую преступность. Употребление наркотиков и алкоголя может привести к нарушению суждений и процессов принятия решений, что приводит к преступной деятельности и соответствующей реакции государства [2]. Кроме того, студенты, которые занимаются незаконным оборотом наркотиков и их распространением, часто вовлечены в другие преступные действия, такие как воровство и физическое насилие.

Плохая успеваемость является еще одним индивидуальным фактором, определяющим студенческую преступность. Студенты, кото-

Уголовно-правовые науки

рые имеют слабую успеваемость в ВУЗе, могут искать другие способы добиться признания среди своих сверстников, которые могут выражаться в участие в противопровных действиях. Кроме того, учащиеся с проблемами в учебе могут иметь низкую самооценку, что делает их более восприимчивыми к влиянию сверстников и преступной деятельности.

Еще одним индивидуальным фактором, определяющим студенческую преступность, является влияние сверстников. Окружение, действительно, может значительным образом повлиять на учебную деятельность студента и на его интересы, что вызывает впоследствии множество проблем: хулиганство, пьянство и др. Учащиеся могут заниматься преступной деятельностью, чтобы добиться одобрения и признания со стороны своих сверстников. Давление со стороны сверстников может заставить некоторых учащихся заниматься преступной деятельностью, которой они в противном случае не стали бы заниматься.

Социально-экономические факторы, такие как бедность, безработица и социальное неравенство, являются детерминантами студенческой преступности. Студенты из семей с низким доходом могут заниматься преступной деятельностью в качестве средства выживания. Кроме того, учащиеся из неблагополучных семей могут не иметь доступа к социальным удобствам и ресурсам, что делает их уязвимыми и подвигает к криминальной деятельности.

Негативная социализация является еще одной причиной студенческой преступности. Учащиеся, которые растут в среде, где преступное поведение является нормальным, могут воспринимать такие действия как приемлемые, что побуждает их заниматься ими.

Средством, позволяющим молодежи идти в ногу со временем и пользоваться информацией, является Интернет [3]. С использованием инновационных технологий можно осуществлять различные действия, такие как совершение покупок, не выходя из дома, проходить обучение любой сложности в дистанционном режиме, получать практически любую информацию и при этом экономить время. Но также стоит учитывать, что существуют и определенные риски в использовании информационных технологий [4]. С развитием информационных технологий, зарождается новый вид преступлений - компьютерная преступность, которая совершается в киберпространстве представителями молодого поколения. С уверенностью можно констатировать тот факт, что, совершая компьютерные преступления, молодежь прежде всего рассчитывают на получение высокого дохода [5] с минимальными вложениями и совершения действий.

Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р утверждена Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, где приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины. Определены меры, направленные на развитие, воспитание и социализацию молодежи. Данный перечень содержит в себе некую реконструкцию способов, методов борьбы с подростковой беспризорностью, алкоголизмом, наркоманией, проституцией, преступностью; а также предполагает проведение комплексной профилактики негативных явлений в молодежной среде и разработку эффективных механизмов профилактики девиантного поведения молодежи [6].

Студенческая преступность - это сложная проблема, для смягчения которой требуется многогранный подход. В статье были описаны различные детерминанты преступного поведения студентов. Индивидуальные детерминанты, такие как психологические расстройства, злоупотребление психоактивными веществами, плохая успеваемость и влияние сверстников, способствуют студенческой преступности. С другой стороны, детерминанты, такие как социально-экономические факторы, семейная динамика, и плохая социализация, также являются факторами, способствующими преступному поведению учащихся. Чтобы смягчить эту проблему, необходимо разработать профилактические меры, направленные на устранение коренных причин преступности среди учащихся. Некоторые из рекомендуемых мер включают улучшение услуг психологической помощи, улучшение школьной обстановки и оказание поддержки семье.

Библиогра фия:

1. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (в ред. Указа Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 20. Ст. 2817.

2. Оленев М.Г., Калмурзаева Д.Б. Вопросы профилактики подросткового алкоголизма и наркомании в УИС // Вестник общественной научно-исследовательской лаборатории «Взаимодействие уголовно-исполнительной системы с институтами гражданского общества: историко-правовые и теоретико-методологические аспекты». 2020. № 19. С. 124-127.

3. Лелеков В.А., Буслов М.М. Молодежная преступность: криминологическая характеристика краж и грабежей // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. Т. 84. № 4. С. 351.

4. Зорина Н.С. Информационная безопасность подростков в Интернете как средство предупреждения преступности среди несовершеннолетних // Закон и право. - 2022. - № 2. - С. 152-155.

5. Зорин Д. Н., Зорина Н.С. К вопросу о понятии и общественной опасности киберпреступлений // Антропогогика. - 2022. - № 1(5). - С. 78-81.

6. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» //«КонсультантПлюс».

References:

1. Decree of the President of the Russian Federation dated May 7, 2018 No. 204 "On National goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024" (as amended. Decree of the President of the Russian Federation No. 474 of July 21, 2020) // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2018. No. 20, article 2817.

2. Olenev M.G., Kalmurzayeva D.B. Issues of prevention of adolescent alcoholism and drug addiction in the UIS // Bulletin of the Public research Laboratory "Interaction of the penal enforcement system with civil society institutions: historical, legal and theoretical and methodological aspects". 2020. No. 19. pp. 124-127.

3. Lelekov V.A., Buslov M.M. Youth crime: criminological characteristics of thefts and robberies // Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities. 2010. Vol. 84.

No. 4. p. 351.

4. Zorina N.S. Information security of adolescents on the Internet as a means of preventing juvenile delinquency // Law and Law. - 2022. - No. 2. - pp. 152-155.

5. Zorin D. N., Zorina N.S. On the question of the concept and social danger of cybercrimes // Anthropogogika. - 2022. - № 1 (5). - Pp. 78-81.

6. Decree of the Government of the Russian Federation dated 29.05.2015 No. 996-r "On approval of the Strategy for the Development of education in the Russian Federation for the period up to 2025". Access from help.- the legal system "ConsultantPlus".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.