Научная статья на тему 'Детерминанты спроса на въездной туризм (на примере стран Европы и СНГ)'

Детерминанты спроса на въездной туризм (на примере стран Европы и СНГ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
722
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / въездной туризм / спрос на туризм / факторы туристского спроса / tourism / inbound tourism / demand for tourism / tourism demand factors

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Николаева Татьяна Павловна, Орешкина Екатерина Сергеевна

В работе анализируются факторы формирования спроса на въездной туризм. В качестве меры спроса берутся данные о туристских прибытиях. Объектом исследования являются страны Европы и СНГ, анализируется временной срез за 2013 год. Исследование базируется преимущественно на данных Всемирного банка и ЮНЕСКО. Для регрессионного анализа используется метод наименьших квадратов. Согласно полученным результатам, в целом на уровень въездного туризма в стране оказывает значимое отрицательное влияние средняя стоимость турпродукта и значимое положительное – уровень ВВП на душу населения, количество объектов культурноисторического наследия и наличие возможностей для различных видов туризма. Выявлено, что для стран, располагающих такими возможностями туристы формируют свои предпочтения иначе, чем для стран, в которых развивается преимущественно один вид туризма: число туристских прибытий для первой группы стран является более эластичным по цене турпродукта, чем для второй. Фактор, характеризующий потенциальную угрозу терроризма, не оказывает статистически значимого влияния на число туристских прибытий ни для всей выборки в целом, ни для рассматриваемых групп стран. Дальнейшее развитие исследования может состоять в анализе соответствующих данных для стран другого региона, увеличении объёма выборки и распространении методики на большее число стран, а также применении техник анализа панельных данных. Это позволит учесть динамику используемых показателей и может способствовать выявлению дополнительных детерминант туристского спроса. Полученные результаты могут быть полезны для планирования развития въездного туризма в странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINANTS OF DEMAND FOR INBOUND TOURISM (BASED ON THE EXPERIENCE OF EUROPE AND THE CIS)

The article analyzes the factors of demand for inbound tourism. The information about tourist arrivals is taken as a measure of demand. The article is focused on the European countries and the CIS for 2013. The study is based mainly on the information of World Bank and UNESCO. For regression analysis the authors use the method of least squares. According to the results, the average cost of tourism products has a significant negative impact on the level of inbound tourism in the country in general. Alternatively, the level of GDP per capita, the number of objects of cultural and historical heritage and the availability of opportunities for different kinds of tourism have a significant positive influence on the inbound tourism industry. The authors have revealed that tourists have different preferences for countries with such capabilities and for the states developing mainly one type of tourism: the number of tourist arrivals for the first group of countries is more price elastic in tourism products than for the second. The factor that characterizes the potential threat of terrorism has statistically significant impact on the number of tourist arrivals neither for the whole sample nor for groups of countries under consideration. Further development of research may consist in the analysis of the relevant data for countries in other regions, increasing the volume of sample and using the methods for more countries, as well as the applying panel data analysis techniques. This will allow to take into account dynamics of the indicators and can help to identify additional determinants of tourist demand. The results will be useful for planning the inbound tourism development in the countries.

Текст научной работы на тему «Детерминанты спроса на въездной туризм (на примере стран Европы и СНГ)»

НИКОЛАЕВА Татьяна Павловна

УДК 338.484 РО!: 10.22412/1995-042Х-10-8-2

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Нижний Новгород, РФ); старший преподаватель; tnikolaeva@hse.ru

ОРЕШКИНА Екатерина Сергеевна

магистрант; esoreshkina@edu. hse.ru

Детерминанты спроса на въездной туризм (на примере стран Европы и СНГ)

В работе анализируются факторы формирования спроса на въездной туризм. В качестве меры спроса берутся данные о туристских прибытиях. Объектом исследования являются страны Европы и СНГ, анализируется временной срез за 2013 год. Исследование базируется преимущественно на данных Всемирного банка и ЮНЕСКО. Для регрессионного анализа используется метод наименьших квадратов. Согласно полученным результатам, в целом на уровень въездного туризма в стране оказывает значимое отрицательное влияние средняя стоимость турпродукта и значимое положительное - уровень ВВП на душу населения, количество объектов культурно-исторического наследия и наличие возможностей для различных видов туризма. Выявлено, что для стран, располагающих такими возможностями туристы формируют свои предпочтения иначе, чем для стран, в которых развивается преимущественно один вид туризма: число туристских прибытий для первой группы стран является более эластичным по цене турпродукта, чем для второй. Фактор, характеризующий потенциальную угрозу терроризма, не оказывает статистически значимого влияния на число туристских прибытий ни для всей выборки в целом, ни для рассматриваемых групп стран. Дальнейшее развитие исследования может состоять в анализе соответствующих данных для стран другого региона, увеличении объёма выборки и распространении методики на большее число стран, а также применении техник анализа панельных данных. Это позволит учесть динамику используемых показателей и может способствовать выявлению дополнительных детерминант туристского спроса. Полученные результаты могут быть полезны для планирования развития въездного туризма в странах.

Ключевые слова:

туризм, въездной туризм, спрос на туризм, факторы туристского спроса

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

Введение. В настоящее время сфера туристских услуг является одним из наиболее развитых секторов экономики и важной частью внешнеэкономической деятельности каждого государства. Внимание и интерес к такому виду деятельности, как туризм, возрастают с каждым годом, вовлекая все больше и больше стран и увеличивая спрос на туристские услуги. Однако, несмотря на благоприятные условия для развития, сфера туризма сталкивается с внешними проблемами, такими как угроза террористических атак, природные факторы и др.

В связи с феноменальным ростом спроса на туризм в последнее время наблюдается повышенный интерес к исследованию проблем, возникающих в туристской сфере. Формирование туристского спроса, выявление его факторов и прогнозирование являются наиболее важными вопросами, рассматриваемыми в данной области, привлекая внимание практиков и теоретиков по всему миру.

Целью данной работы является исследование детерминант спроса на въездной туризм. Для анализа взята группа стран, включающая страны Европы и СНГ. Исследование базируется преимущественно на данных Всемирного банка1 (туристские прибытия, туристские расходы и ВВП на душу населения), ЮНЕСКО2 (количество объектов всемирного наследия), а также отдельных показателях, рассчитанных авторами самостоятельно на основе данных из других доступных источников, таких как, например, сайты туроператоров и национальные туристические порталы рассматриваемых стран.

Для выявления факторов спроса на въездной туризм проводится регрессионный анализ методом наименьших квадратов при помощи эконометрического пакета Eviews.

1 The World Bank. URL: http://data.worldbank.org/ (Дата обращения: 25.04.2016)

2 UNESCO World Heritage Centre - World Heritage List. URL: http://whc.unesco.org/en/list/ (Дата обращения: 17.04.2016)

Обзор исследований

Изучение туристского спроса и его факторов является одним из основных направлений исследований в экономике туризма, наряду с прогнозированием, ценообразованием и анализом вклада данной отрасли в макроэкономические показатели [1]. Одним из ключевых инструментов выявления детерминант туристского спроса является эконометриче-ский анализ, использующий различные типы данных, множество функциональных форм моделей и методик исследования. Так, анализ временных рядов позволяет учитывать не только уже существующие взаимосвязи, но и отследить их динамику [2; 3; 4]. Распространенной моделью исследования временных рядов является модель общей авторегрессионной условной гетероскедастичности (GARCH), главное преимущество которой -возможность всестороннего анализа влияния на туризм экзогенных шоков, таких как, например, колебания обменных курсов [3]. Также для изучения природы туристского спроса используют анализ панельных данных, позволяющий учитывать не только динамику, но и индивидуальные эффекты отдельных стран или регионов [5; 6].

В настоящее время большинство работ сфокусировано на использовании различных техник изучения спроса и на включении в модели новых переменных, как количественных, так и качественных. Так, например, М. Вгакке [7] предлагает модель туристского спроса для 85 стран, при этом не только включая новые регрессоры, но и поднимая ранее незатронутые вопросы. В работе рассматривается проблема природы туризма: поскольку данный вид деятельности находится в тесной связи с другими сферами, довольно сложно выяснить, какое влияние на экономические показатели оказывает туризм в отдельности. В ходе исследования было выявлено, что туризм, в отличие от других отраслей, подвержен сильной волатильности из-за внешних изменений. В результате экзогенных шоков или

под влиянием ряда других показателей некоторые переменные теряют свою значимость: например, количество туристских поездок уменьшается под влиянием такого фактора, как «политическая борьба».

Более подробное внимание факторам, влияющим на поведение потребителей, и, как следствие, на формирование модели туристского спроса уделено в статье D. Fratu [8]. В своей работе автор группирует все возможные факторы на личностные, социальные и ситуативные, утверждая при этом, что знание таких факторов приводит к пониманию туристских потребностей. К личностным факторам автор относит собственные представления и предпочтения потребителей, уровень мотивации и туристской активности, возраст, стиль жизни, профессию. Социальные факторы - это прежде всего принадлежность к социальному слою, культурная осведомленность индивида, уровень благосостояния. В группы ситуативных факторов, по мнению автора, входят такие, как время, финансовые кризисы, угроза террористической атаки, физические, социальные возможности, настроение. Кроме того, в работе представлен анализ изменений туристских предпочтений в странах Европы за последние двадцать лет. Автор приходит к выводу, что за рассматриваемый период, туристы сократили бюджет и стали более тщательно подходить к выбору путешествия, поскольку пришло понимание, что эти деньги они могли бы потратить на что-то ещё. Поэтому задача туристских компаний состоит в том, чтобы заинтересовать туристов в поездке, в т.ч. и посредством снижения цены.

В работе 0^. Gomezelj [9] также анализируются факторы, оказывающие влияние на туристский спрос, но уже с точки зрения владельцев туристских предприятий. В ходе работы автор, как и D. Fratu, классифицировал рассмотренные факторы, однако не для того, чтобы выявить туристские потребности, а для того, чтобы расширить спектр туристского предложения. В статье отмечаются такие элементы туристского предложения, как качество

обслуживания, образовательные программы, человеческие ресурсы, креативность и инновации. В работе показано, что именно эти направления стоит развивать компаниям, продающим туристский продукт, с целью получения большей прибыли.

Однако не всегда спрос на турпродукты зависит только от степени эффективности функционирования туристских компаний. Низкая заинтересованность в приобретении турпродукта может быть связана с пробелами в правовой сфере государства. Работы Е.А. Зориной [10] и Е.А. Батищева [11] посвящены анализу проблемных зон правовой обеспеченности туризма в России. В своих исследованиях авторы оценивали степень зависимости спроса на туризм от правовой сферы. В настоящий момент в туристской индустрии действует значительное количество нормативно-правовых актов, но в силу довольно высокого уровня динамичности и сложного уровня взаимоотношений законодательство, регулирующее деятельность в этой сфере, нуждается в постоянном развитии и совершенствовании, на что и обращают внимания авторы.

Безусловно, одним из ключевых факторов, оказывающих влияние на формирование туристского спроса и его прогнозирование, является сезонность, подробному изучению которой посвящена работа N. Dritsakis и K. Gialetaki [12]. Цель данного исследования состояла в анализе влияния, оказываемого на туризм экономическими факторами, с учетом сезонности. В ходе работы были проанализированы квартальные временные ряды с 1960 по 2000 год, и выявлено, что относительные цены и уровень развития инфраструктуры не являются постоянно значимыми, в то время как уровень политической стабильности положительно влияет на туристскую активность.

При анализе факторов формирования туристского спроса нельзя не учитывать интернет-услуги, которые с каждым днём становятся всё популярнее. Как правило, возможность приобретения турпродукта on-line привлекает большее число потребителей, по-

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

скольку облегчает процедуру приобретения тура. Ряд авторов обращаются в своих работах к вопросам эффективности on-line рынка. К.В. Белоградская [13], выступая за эффективность on-line ресурсов, отмечает, что информационные технологии предоставляют сфере туризма новые возможности для развития отрасли в целом и привлечения большего числа туристов. Благодаря инновационному прогрессу изменяется не только форма обслуживания клиентов, но и форма ведения туристского бизнеса в целом, а следовательно, и модель формирования спроса на турпродук-ты. М. Diksit [14] в своей работе исследовал ряд интернет форумов и конференций, посвященных проблемам on-line приобретения туров. Было выявлено, что с помощью интернет-продаж многие компании смогли снизить свои издержки и приобрели большее число клиентов, в т.ч. и за пределами страны. Это свидетельствует о том, что возможность приобретения туров on-line была оценена туристами по достоинству и увеличила их приток в соответствующие страны.

При анализе спроса на туризм в меж-страновом разрезе могут быть использованы различные переменные как в качестве меры спроса, так и в качестве его детерминант.

Наиболее распространенной мерой туристского спроса является количество туристских прибытий в страну назначения, которое в зависимости от спецификации модели, может подразделяться на поездки с целью отдыха, оздоровительные и бизнес-поездки. Также в качестве исследуемой переменной используются потребительские расходы на туризм, которые впоследствии могут классифицироваться на транспортные, расходы на еду и проживание, экскурсионные расходы, шоппинг. В некоторых исследованиях в качестве меры измерения спроса на туризм могут выступать доходы от туризма, уровень туристской занятости, экспорт и импорт туризма [5].

Среди различных факторов, влияющих на уровень туристского спроса, наиболее часто встречаются детерминанты, перечислен-

ные далее.

Численность населения. Уровень международного туризма часто связывают с численностью населения в других странах. Как правило, эта переменная не берётся в качестве самостоятельной в анализируемой модели, с помощью неё рассчитывается количество выездов или въездов на душу населения. Однако в ряде случаев влияние данного показателя игнорируется, т.к. количество въездов на душу населения вызывает проблему мульти-коллинеарности с другими факторами: например, возможна высокая корреляция с доходом [2, р. 3].

Уровень дохода. Данный показатель является одним из определяющих и включается в модель в относительном выражении, в расчёте на душу населения. Обычно такой тип переменной включается в модели, имеющие определяющее значение для бизнес-решений. В случае же построения модели потребительского спроса принято использовать уровень ВВП в расчёте на душу населения [2].

Цена турпродукта. Как правило, данный показатель включает две основных составляющих - транспортные расходы и стоимость проживания в стране назначения. Его использование может быть сопряжено с рядом проблем, связанных с выделением туристской составляющей данных расходов, разницей обменных курсов в отдельных странах и др. [15].

Цена на турпродукт-субститут. Такая переменная включается в модель, поскольку возможности международного туризма могут быть ограничены стоимостью жизни в стране. Эти цены могут влиять на туризм двумя способами: когда берётся отношение цен на международный туризм к ценам на внутренний, что является главным субститутом, и, если уровень цен на турпродукт-субститут включается в функцию, как средние цены на туризм [16].

Предпочтения. Они могут быть выражены такими социоэкономическими факторами, как пол, возраст, семейное положение. Данная переменная используется, как правило,

при наличии временных рядов: если, например, в ходе анализа выясняется, что уровень популярности той или иной страны снизился, то возможно это произошло из-за изменения вкусов потенциальных посетителей. Проблема включения данной переменной состоит в высокой корреляции с доходом, и поэтому в ряде случаев этот показатель не включают в модель [2, p. 6].

Маркетинг. Обычно зарубежный туризм пользуется более высоким спросом, в отличие от внутреннего, поэтому в модели формирования спроса на внутренний туризм включается и переменная расходов на рекламу туризма [3, p. 84].

Качественные эффекты. К ним относятся фиктивные переменные, которые включаются в модель, чтобы показать, оказывают ли они эффект на международный туризм [3]. Например, в случае, когда правительство одной страны вводит валютные ограничения, интерес может представлять проверка того, повлияет ли это на уровень туристского спроса.

Таким образом, с целью конкретизации туристских предпочтений и выявления факторов, влияющих на поведение потребителей турпродукта, приводятся различные классификации показателей, формирующих туристский спрос, используются различные методы анализа, исключаются одни детерминанты и добавляются другие. При этом исследования факторов туристского спроса могут проводиться на уровне отдельных индивидов, определённых турпродуктов и видов туризма, для отдельных стран назначения или происхождения туристов, а также в межстрановом разрезе.

Данные и методы

В рамках данного исследования рассматривается спрос на въездной туризм в странах Европы и СНГ, как зависимость числа посещающих эти страны туристов (без учёта их страны происхождения) от ряда характеризующих эти страны факторов. Выявление таких факторов и составляет основную цель данного исследования.

П V w

В качестве зависимой переменной взято число туристских прибытий, являющееся одной из самых популярных мер измерения спроса на туризм.

Число туристских прибытий - это количество въездных туристских поездок, т.е. поездок лиц, путешествующих за пределы среды их обычного пребывания, в течение периода, не превышающего 12 месяцев, с любой основной целью, за исключением трудо-

w W 3 n w

устройства в посещаемой стране . В данной работе в качестве меры туристского спроса берётся число туристских прибытий без дальнейшей классификации по целям поездок.

Выбор возможных детерминант спроса был сделан на основе анализа существующих работ в области международного туризма и ряда предположений с учётом доступности данных. Некоторые, довольно часто встречающиеся факторы, такие как уровень численности населения страны, маркетинговая политика туристских компаний и цена товара-субститута, по ряду причин не включены в модель. Уровень численности населения в данном анализе не является существенным, т.к. исследуется въездной туризм. Маркетинговая политика, проводимая турфирмами, как правило, включается в модели исследования внутреннего туризма, поэтому исключение данного фактора также не является критичным. Включение в модель стоимости турпро-дукта-субститута не представляется возможным, поскольку для анализа используются агрегированные показатели.

В качестве объясняющих переменных для данного исследования были выбраны следующие.

Цена турпродукта - агрегированная мера измерения стоимости турпродукта, представляющая собой расходы, осуществляемые внутри страны нерезидентами, въезжающими из-за рубежа, включая расходы на транспорт, в расчете на одного посетителя.

3 Международные рекомендации по статистике туризма, 2008 год. URL: http://unstats.un.org/ (Дата обращения: 18.03.2013).

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

Показатель рассчитан авторами для каждой страны как расходы зарубежных посетителей, делённые на число туристских прибытий. Ожидается, что более высокий уровень цен на турпродукт по сравнению с другими странами вызывает меньший приток иностранных посетителей в страну.

Уровень ВВП на душу населения - наиболее распространенный макроэкономический показатель, используемый для характеристики уровня жизни населения страны. Вероятно, что страны с более высоким уровнем жизни могут являться более привлекательными для туристов, чем страны с низким. Включение данного показателя в модель позволит подтвердить или опровергнуть данную гипотезу.

Количество объектов ЮНЕСКО - данная переменная показывает, какое количество объектов всемирного наследия имеется в каждой стране. Ожидается, что данный показатель будет влиять на вероятность возникновения спроса на экскурсионный вид туризма, т.е. чем больше в стране объектов ЮНЕСКО, тем больше вероятность, что туристы заинтересуются поездкой в эту страну.

Далее перечислены фиктивные переменные, которые включены в модель спроса на въездной туризм для подтверждения или опровержения влияния одной из характеристик. Переменные принимают значение 1, если эта характеристика применима к стране, и 0 - если нет.

Терроризм - наличие в рассматриваемой стране терактов за последние 5 лет. Данный показатель характеризует анализируемые страны с точки зрения возникновения террористической угрозы. Возможно, наличие терактов вызывает снижение туристского спроса по сравнению с другими странами.

Наличие пляжного вида отдыха, наличие экскурсионного вида отдыха, наличие горнолыжного курорта - бинарные переменные, показывающие возможность какого вида отдыха туристы могут реализовать в той или иной стране.

Для анализа факторов спроса на въездной туризм была использована выборка, включающая 51 страну (страны Европы и СНГ). Список стран, вошедших в выборку, представлен в табл. 1.

Таблица 1 - Структура выборки стран мира для анализа факторов спроса на въездной туризм

Страны мира

1. Австрия 27. Мальта

2. Азербайджан 28. Молдавия

3. Албания 29. Монако

4. Андорра 30. Нидерланды

5. Армения 31. Норвегия

6. Белоруссия 32. Польша

7. Бельгия 33. Португалия

8. Болгария 34. Россия

9. Босния и Герцеговина 35. Румыния

10. Великобритания 36. Сан-Марино

11. Венгрия 37. Сербия

12. Германия 38. Словакия

13. Греция 39. Словения

14. Грузия 40. Таджикистан

15. Дания 41. Туркменистан

16. Ирландия 42. Узбекистан

17. Исландия 43. Украина

18. Испания 44. Финляндия

19. Италия 45. Франция

20. Казахстан 46. Хорватия

21. Киргизия 47. Черногория

22. Латвия 48. Чехия

23. Литва 49. Швейцария

24. Лихтенштейн 50. Швеция

25. Люксембург 51. Эстония

26. Македония 1

В качестве меры спроса на въездной туризм для указанной выборки стран были использованы данные о числе туристских прибытий за 2013 г. (последние доступные данные на момент проведения исследования). Данные о ВВП, численности населения и туристских расходах, используемых для расчёта значений объясняющих переменных, также взяты за 2013 г. Полное описание использованных переменных приведено в табл. 2.

Детерминанты спроса на въездной туризм С|ТА\/ии1 1М

(на примере стран Европы и СНГ) х1х\/пиУпНЫ

ЖУРНАЛ

Таблица 2 - Описание переменных и описательная статистика

Описание переменных Описательная статистика

Название Обозна- Среднее Стандартное

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Описание min max

чение значение отклонение

Туристские прибытия ARR Число туристских прибытий, млн. чел. 0.008 83.63 10.39 16.33

Туристские расходы EXP Расходы зарубежных посетителей, млн. $ 15 67608 10652 16929

ВВП GDP ВВП на душу населения, $ 872 163028 31380 35113

Объекты ЮНЕСКО UNS Количество объектов ЮНЕСКО в стране, ед. 0.00 50.00 9.33 11.71

Фиктивные переменные (1 - да, 0 - нет)

Терроризм TER ш я, терактов за последние 5 лет 0.00 1.00 0.37 0.49

Пляжный отдых BCH | го пляжного отдыха 0.00 1.00 0.43 0.50

Экскурсионный отдых EXC ^ и экскурсионного вида 0.00 1.00 0.67 0.48

Горнолыжный отдых SKI X ш горнолыжного курорта 0.00 1.00 0.69 0.47

Наибольшее число туристских прибытий (84,7 млн.) в 2013 г. зафиксировано во Франции, что не удивительно, поскольку эта страна является общемировым лидером по данному показателю на протяжении многих лет. Меньше всех туристов приняли Молдавия (около 11,5 тыс.) и Туркменистан (вероятно, около 8 тыс.4). Описательная статистика всех переменных приведена в табл. 2.

Наивысший уровень ВВП на душу населения на 2013 г. составляет немногим более 163 тыс. долл. и зафиксирован в Монако, минимальный - 872 долл. - в Таджикистане. Максимальные расходы туристов составляют 67,6 млрд. долл. - именно такой объём зафиксирован в Испании в 2013 г. В среднем по выборке туристские расходы составляют 10,65 млрд. долл. Максимальное количество объектов ЮНЕСКО находится в Италии и составляет 50, в среднем по выборке в странах имеется 9 объектов ЮНЕСКО. В таких государствах, как Лихтенштейн и Монако, объекты всемирного наследия отсутствуют.

В описательной статистике фиктивных переменных, принимающих лишь значения 0 или 1, интерес представляют их средние значения, показывающие в выборке долю стран, для которых присутствует соответствующий признак. Так, на территории более трети стран

Данные о прибытиях за 2013 г. для Туркменистана на момент проведения исследования отсутствовали, поэтому были взяты данные за последний доступный год

выборки в последние годы имели место террористические акты. Большая часть включенных в исследование стран располагает возможностями для экскурсионного или горнолыжного туризма, в то время как лишь одна треть содержит на своей территории пляжные курорты.

Предположим, что функция спроса на въездной туризм в общем виде может быть записана следующим образом:

ARRt = f(EXPvGDPvUNSvTERvBCHvEXCvSKIJ

где i = 1,... ,51.

Обозначения всех переменных приведены в табл. 2.

Были рассмотрены различные функциональные формы модели, в результате была выбрана модель вида:

ln ARRj = ß0 + ß ■ ln P + ß2 ■ ln GDPt + + ß3 ■ UNS, + ß4 ■ TERi + ß5 ■ TWO, + s, '

FXP

где i = 1,...,51 ; Pt = EXP ;

' ' ' г ARRt

\1, (BCH + EXC + SKI, ) > 2

[0, (BCH, + EXC + SKI, ) < 2 '

si - случайная ошибка.

Переменная P в данной модели представляет собой средний уровень туристских расходов для каждой страны в расчёте на одного посетителя и используется в качестве показателя цены турпродукта. Фиктивная переменная TWO характеризует наличие в стране нескольких развитых видов туризма и прини-

TWO =

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

мает значение 1 в случае, если в стране имеется два или три из ранее перечисленных видов отдыха (пляжный, экскурсионный и горнолыжный), и значение 0 - в противном случае. Включение в модель такой переменной обусловлено тем, что в процессе исследования не было выявлено статистически значимой связи между количеством туристских прибытий и наличием каждого из этих видов отдыха по отдельности, и, по мнению авторов, должно позволить учесть совместное влияние этих факторов.

Оценки коэффициентов р0 - Р5 и соответствующие стандартные ошибки представлены в табл. 3 (Модель 1).

Результаты и их интерпретация

При анализе всей выборки в целом (Модель 1) значимыми оказались коэффициенты при всех переменных, за исключением количества терактов. При этом, как и ожидалось, число туристских прибытий имеет отрицательную зависимость от показателя цены тур-продукта и положительную - от остальных значимых факторов: ВВП на душу населения, количества объектов ЮНЕСКО и показателя наличия двух и более видов отдыха. Поскольку для цены турпродукта выбранная модель имеет двойную логарифмическую форму, коэффициент Рг можно рассматривать как эластичность числа туристских прибытий по цене турпродукта. Таким образом, согласно резуль-

Проверка гипотезы о том, что модель формирования спроса на поездки в страны, где есть два различных вида отдыха, такая же, как и для стран с одним видом отдыха (тест Чоу) показала, что туристы формируют модель спроса на турпродукты данных стран по-разному. Поэтому для дальнейшего анализа спроса в этих двух группах стран были построены различные регрессии. Результаты анализа для стран, где есть два и более различных вида активности (всего 30 стран) и для стран лишь с одним видом отдыха (21 стран) -Модели 2 и 3, соответственно, представлены в табл. 3.

татам регрессии, повышение стоимости тур-продукта на 1% (по сравнению с другими странами) вызывает снижение числа туристских прибытий приблизительно на 0.7%. Аналогичным образом можно заключить, что больший на 1% объём ВВП на душу населения вызывает рост числа туристских прибытий на 0.38%. Кроме того, исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что наличие дополнительного объекта ЮНЕСКО увеличивает количество туристских прибытий в страну приблизительно на 8%, а переход страны из категории стран с одним видом отдыха в категорию с двумя и более видами ведёт к практически двукратному росту числа въездных туристских поездок.

Таблица 3 - Результаты регрессионного анализа

Модель 1 (все страны) Модель 2 (страны с двумя и более Модель 3 (страны с одним

Объясняющие переменные видами отдыха) видом отдыха)

коэффициент станд. ошибка коэффициент станд. ошибка коэффициент станд. ошибка

Логарифм цены турпродукта -0.713522*** 0.178863 -1.302518*** 0.305431 -0.675943** 0.231824

Логарифм ВВП на душу населения 0.377155** 0.165238 0.749348*** 0.212197 0.315986 0.236843

Объекты ЮНЕСКО 0.084373*** 0.018867 0.063935*** 0.011819 0.457646*** 0.125174

Терроризм 0.375818 0.405265 0.258293 0.267429 -0.196586 0.890083

Два вида отдыха 1.191419*** 0.423131 - - - -

Константа 0.627760 1.700561 2.575451 1.500463 -0.258523 2.575240

^ 0.619024 0.792299 0.598371

Количество наблюдений 51 30 21

Примечания: *, **, *** - 10%-й, 5%-й, 1%-й уровень значимости соответственно

В регрессии, построенной отдельно для стран с двумя и более видами отдыха (Модель 2), значимость всех коэффициентов сохраняется. Кроме того, повышаются значения коэффициентов при логарифме ВВП на душу населения и логарифме цены турпродукта, что означает более сильную реакцию числа туристских прибытий на процентное изменение соответствующих показателей для данной группы стран по сравнению со всей выборкой в целом.

Что касается регрессии для стран с одним видом отдыха (Модель 3), коэффициент при логарифме ВВП на душу населения становится незначимым, однако сохраняется значимость коэффициентов при логарифме цены турпродукта и переменной, характеризующей количество объектов ЮНЕСКО. При этом следует отметить, что значение коэффициента при логарифме цены турпродукта несколько ниже, чем в Модели 2, и существенно ниже по сравнению с Моделью 1. Это означает более низкую эластичность числа туристских прибытий по цене турпродукта для этой группы стран по сравнению, прежде всего, со странами, в которых присутствует несколько видов туристской активности.

Таким образом, для всех анализируемых моделей фактором, оказывающим статистически значимое влияние на число туристских прибытий в страну, является цена турпродукта, повышение которой по сравнению с другими странами, при прочих равных условиях, закономерно вызывает снижение притока туристов. Количество объектов ЮНЕСКО в стране также статистически значимо для всех моделей и оказывает положительное влияние на число посетителей. Это позволяет сделать вывод, что сегодня посещение объектов культурно-исторического наследия, несмотря на наличие широкого спектра развлекательных программ, по-прежнему пользуется популярностью.

Коэффициент при показателе ВВП на душу населения является значимым в общей модели и в модели для стран с различными видами туристской активности: увеличение

данного показателя означает больший приток туристов в страну. Вероятно, это связано с тем, что более развитые страны, как правило, обладают более развитой инфраструктурой, более высоким уровнем сервиса и могут обеспечивать лучшее качество турпродукта.

Следует отметить тот факт, что, согласно результатам исследования, больший приток туристов в страну обусловлен возможностью реализации различных видов отдыха - экскурсионного, пляжного, горнолыжного и, вероятно, других. Однако для тех стран, в которых имеется такая возможность, число туристских прибытий более существенно реагирует на изменение средней цены турпродукта, чем для стран, располагающих ресурсами только для одного из перечисленных видов туризма. Вероятно, это можно объяснить тем, что в первом случае туристы осуществляют свой выбор из большего числа сходных, но не идентичных альтернатив, и не нацелены на поездку в определённую страну. Посещение же стран с одним видом туристской активности может означать, что туристы хотят поехать именно туда, и это делает их менее чувствительными к цене. Кроме того, в качестве меры цены турпродукта в исследовании был использован показатель, представляющий собой средние расходы на одного зарубежного туриста, и рост этого показателя в стране с несколькими видами туризма может означать ещё более существенный рост цен на турпро-дукт, являющийся для этой страны основным. Это, в свою очередь, может являться причиной существенного сокращения числа потребителей данного турпродукта, а значит, и общего числа въездов в страну.

Исследование не выявило статистически значимой связи между числом туристских прибытий и фактором, характеризующим потенциальную угрозу терроризма (количество терактов за 5 лет, предшествующих поездке). По мнению авторов, это можно объяснить тем, что терроризм становится все более распространённым явлением, и тот факт, что в последние годы в стране не было терактов, к

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

сожалению, не гарантирует их дальнейшего отсутствия. Также может представлять интерес исследование влияния данного фактора в моделях временных рядов.

Вероятно, в качестве детерминант спроса на въездной туризм могут выступать факторы, не учтённые в данном исследовании по тем или иным причинам. Прежде всего, к таким факторам следует отнести параметры, характеризующие туристские ресурсы страны (в более полной мере, чем количество объектов всемирного наследия), а также показатели имиджа страны и её населения, распространённости информации о стране и т.п. Однако учёт факторов такого рода представляет определенную проблему в силу сложности их количественной оценки.

В заключение необходимо отметить, что данное исследование проводилось для сравнительно небольшой выборки стран, поэтому включение в модели дополнительных переменных могло бы привести к снижению достоверности результатов анализа. В особенности это касается отдельного исследования каждой группы стран - с несколькими развитыми видами туризма и преимущественно с одним. Тем не менее результаты свидетельствуют о целесообразности раздельного анализа этих двух групп стран. Направлениями для дальнейших исследований могут стать выбор в качестве объекта анализа другого мирового региона или увеличение объёма выборки, поиск новых факторов и функциональных форм моделей, а также анализ панельных данных, позволяющий учесть как динамику используемых показателей, так и специфику отдельных стран.

Заключение

В работе проведено исследование детерминант спроса на въездной туризм для стран Европы и СНГ. Проанализированы данные за 2013 год для выборки, включающей 51 страну. Для анализа использован метод наименьших квадратов.

Согласно результатам исследования к факторам, оказывающим значимое влияние на формирование спроса на въездной туризм, следует отнести стоимость турпродукта, ВВП на душу населения в принимающей стране, количество объектов всемирного наследия, имеющихся в стране, и наличие возможностей для различных видов отдыха. В процессе анализа выявлено, что модель спроса различается для двух групп стран - с развитыми возможностями для различных видов отдыха и преимущественно с одним видом туризма. Для последних спрос является менее эластичным по цене турпродукта, а также, в отличие от стран первой группы и всей выборки в целом, не имеет статистически значимой взаимосвязи с показателем ВВП на душу населения.

Кроме того, в работе показано, что фактор, характеризующий потенциальную угрозу терроризма, не оказывает статистически значимого влияния на число туристских прибытий ни для одной из анализируемых групп стран.

Дальнейшее исследование может развиваться в направлении выбора других регионов в качестве объекта анализа или увеличения объёма выборки, расширения набора детерминант спроса и использования панельных данных, что позволило бы учесть не только особенности отдельных стран, но и динамику соответствующих параметров.

Список источников:

1. Экономика туризма / М.А. Морозов, Н.С. Морозова, Г.А. Карпова, Л.В. Хорева. М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. 320 с.

2. Song H., Witt S.F., Li G. The Advanced Econometrics of Tourism Demand. Taylor & Francis, 2009.

3. Saayman М., Saayman A. The determinants of inbound tourism to South Africa // Tourism Economics. 2008. Vol. 14. №1. P. 81-96.

4. Tang J., Sriboonchitta S., Ramos V., Wong W. Modelling dependence between tourism demand and exchange rate using the copula-based GARCH model // Current Issues in Tourism, 2016. Vol. 19. No.9. P. 876-894.

5. Беднова М.А., Ратникова Т.А. Эконометрический анализ спроса на въездной туризм в России // Прикладная эконометрика. 2011. №1. С. 97-113.

6. Su Y.-W., Lin H.-L. Analysis of international tourist arrivals worldwide: The role of world heritage sites // Tourism Management, 2014. Vol.40. P. 46-58.

7. Brakke M. International Tourism, Demand, and GDP Implications: A Background and Empirical Analysis // Undergraduate Economic Review, 2005. Vol. 1, Iss. 1, Art. 2.

8. Fratu D. Factors of influence and changes in the tourism consumer behavior // Bulletin of the Transilvania University of Bra§ov. 2011. Vol. 4 (53). No.1. P. 119-126.

9. Gomezelj O.D. Stakeholders' understanding of factors influencing tourism demand conditions: The case of Slovenia // Tourism and Hospitality Management. 2011.Vol. 17. No. 1. P. 1-17.

10. Зорина Е.А. Безопасность туризма. Правовой аспект // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. №89. C. 300-302.

11. Батищев Е.А. Ответственность субъектов туристской деятельности. Пробелы в российском законодательстве // Юридический журнал. 2012. №2. С. 57-58.

12. Dritsakis N., Gialetaki K. Cointegration Analysis of Tourism Revenues by the Member Countries of European Union to Greece // Tourism Analysis. 2004. Vol. 9. No. 3. P. 179-186.

13. Белоградская К.В. Турфирма в условиях современной экономики // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №117. С. 100-105.

14. Dixit M., Belwal R., Singh G. Online tourism and travel (analyzing trends from marketing perspective) // Skyline Business School Journal. 2006. Vol. 3. P. 89-99.

15. Song H., Li G., Witt S.F. Tourism demand modelling and forecasting: how should demand be measured? // Tourism Economics. 2010. Vol. 16(1). P. 63-81.

16. Divisekera S. A model of demand for international tourism // Annals of Tourism Research, 2003. Vol. 30. No. 1. P. 31-49.

Tat'jana NIKOLAEVA a, Ekaterina ORESHKINA 1

a

b

a

National Research University Higher School of Economics (Nizhny Novgorod, Russia);

Senior Lecturer; e-mail: tnikolaeva@hse.ru

DETERMINANTS OF DEMAND FOR INBOUND TOURISM (BASED ON THE EXPERIENCE OF EUROPE AND THE CIS)

Master's Degree student; e-mail: esoreshkina@edu.hse.ru

b

Keywords:

tourism, inbound tourism, demand for tourism, tourism demand factors

The article analyzes the factors of demand for inbound tourism. The information about tourist arrivals is taken as a measure of demand. The article is focused on the European countries and the CIS for 2013. The study is based mainly on the information of World Bank and UNESCO. For regression analysis the authors use the method of least squares. According to the results, the average cost of tourism products has a significant negative impact on the level of inbound tourism in the country in general. Alternatively, the level of GDP per capita, the number of objects of cultural and historical heritage and the availability of opportunities for different kinds of tourism have a significant positive influence on the inbound tourism industry. The authors have revealed that tourists have different preferences for countries with such capabilities and for the states developing mainly one type of tourism: the number of tourist arrivals for the first group of countries is more price elastic in

СЕРВИС

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

tourism products than for the second. The factor that characterizes the potential threat of terrorism has statistically significant impact on the number of tourist arrivals neither for the whole sample nor for groups of countries under consideration. Further development of research may consist in the analysis of the relevant data for countries in other regions, increasing the volume of sample and using the methods for more countries, as well as the applying panel data analysis techniques. This will allow to take into account dynamics of the indicators and can help to identify additional determinants of tourist demand. The results will be useful for planning the inbound tourism development in the countries.

References

1. Economics of Tourism: a textbook / M.A. Morozov, N.S. Morozova, G.A. Karpova, L.V. Horeva. Moscow: Federal Agency for Tourism, 2014. 320 pp.

2. Song, H., Witt, S.F., Li, G. (2009). The Advanced Econometrics of Tourism Demand. Taylor & Francis.

3. Saayman, M., Saayman, A. (2008). The determinants of inbound tourism to South Africa. Tourism Economics, 14 (1), p. 81-96.

4. Tang, J., Sriboonchitta, S., Ramos, V., Wong, W. (2016). Modelling dependence between tourism demand and exchange rate using the copula-based GARCH model. Current Issues in Tourism, 19:9, p. 876-894.

5. Bednova, M.A., Ratnikova, T.A. Econometric analysis of the demand for inbound tourism in Russia // Prikladnaja ekonometrika [Journal of Applied Econometrics]. 2011. №1. Pp. 97-113.

6. Su, Y.-W., Lin, H.-L. (2014). Analysis of international tourist arrivals worldwide: The role of world heritage sites. Tourism Management, 40, p. 46-58.

7. Brakke, M. (2005). International Tourism, Demand, and GDP Implications: A Background and Empirical Analysis. Undergraduate Economic Review, Vol. 1, Iss. 1, Art. 2.

8. Fratu, D. (2011). Factors of influence and changes in the tourism consumer behavior. Bulletin of the Transilvania University of Brajov, Vol. 4 (53), No. 1, p. 119-126.

9. Gomezelj, O.D. (2011). Stakeholders' understanding of factors influencing tourism demand conditions: The case of Slovenia. Tourism and Hospitality Management, Vol. 17, No. 1, p. 1-17.

10. Zorina, E.A. Tourism Security. Legal aspect // Izvestija Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena [Izvestia: Herzen University Journal of Humanities and Science]. 2009. №89. Pp. 300-302.

11. Batishhev, E.A. Liability of subjects of tourist activity // Probely v rossijskom zakonodatel'stve. Juridicheskij zhurnal [Gaps in Russian legislation. Law Journal]. 2012. №2. Pp. 57-58.

12. Dritsakis, N., Gialetaki, K. (2004). Cointegration Analysis of Tourism Revenues by the Member Countries of European Union to Greece. Tourism Analysis, Vol. 9, N. 3, p. 179-186.

13. Belogradskaja, K.V. Travel agency in today's economy // Izvestija Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena [Izvestia: Herzen University Journal of Humanities and Science]. 2009. №117. Pp. 100-105.

14. Dixit, M., Belwal, R., Singh, G. (2006). Online tourism and travel (analyzing trends from marketing perspective). Skyline Business School Journal, Vol. 3, p.89-99.

15. Song, H., Li, G., Witt, S.F. (2010). Tourism demand modelling and forecasting: how should demand be measured? Tourism Economics, 16(1), p. 63-81.

16. Divisekera, S. (2003). A model of demand for international tourism. Annals of tourism research, Vol. 30, No. 1, p. 31-49.

Николаева Т.П., Орешкина Е.С. Детерминанты спроса на въездной туризм (на примере стран Европы и СНГ) // Сервис в России и за рубежом. 2016. Т. 10. Вып. 08(69). С. 17-28. 001: 10.22412/1995-042Х-10-8-2.

Nikolaeva T., Oreshkina E. Determinants of demand for inbound tourism (based on the experience of Europe and the CIS). Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 2016, vol. 10, No.08(69), pp. 17-28. doi: 10.22412/1995-042X-10-8-2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.