Научная статья на тему 'Детерминанты несообщения о преступлении'

Детерминанты несообщения о преступлении Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
102
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
несообщение о преступлении / терроризм / экстремизм / безработица / образование / failure to report a crime / terrorism / extremism / unemployment / education

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мирович Александр Рафаилович

Введение: актуальность темы в том, что несообщение о преступлении создает условия для террористических преступлений, затрудняет деятельность правоохранительных органов, направленных на пресечение и раскрытие преступлений террористического характера, что является одним из свидетельств низкого уровня правосознания в обществе. Цель: выявить признаки личности, имеющие детерминирующее значение для сокрытия информации о преступлениях террористического характера и недонесения он них, установить детерминанты совершения данного преступления, предложить меры борьбы с этим негативным социальным явлением. Методологическая основа: метод анализа. Результаты: были проанализированы научные работы, содержащие информацию о детерминантах террористической преступности и данные о судимости судебного департамента, а также приговоры по ст. 205.6 УК РФ. Выводы: большинство осужденных по ст. 205.6 УК РФ, это мужчины, трудоспособные, неработающие и не учащиеся в возрасте 18–24 г. Основными причинами несообщений о преступлениях являются: распространение экстремистских идей в обществе; незнание об обязанности информирования о террористической активности; групповой эгоизм; деятельность джамаатов; незанятость молодежи; нелегальная миграция; низкое качество обучения гуманитарным предметам и профориентационной работы в школах. В качестве мер противодействия несообщениям о преступлениях можно предложить: оповещение населения об обязанности сообщать информацию о террористической деятельности, популяризация рабочих профессий, улучшение качества преподавания гуманитарных наук в школах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мирович Александр Рафаилович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Determinants of Failure to Report a Crime

Background: the relevance of the topic lies in the fact that failure to report a crime creates conditions for terrorist crimes, complicates the activities of law enforcement agencies aimed at suppressing and uncovering crimes of a terrorist nature, is one of the evidences of a low level of legal awareness in society. Objective: the main objective of the work is to identify the personal characteristics that are determinant for concealment of information about terrorist crimes and failure to report them. to establish the determinants of the commission of this crime, to propose measures to combat this negative social phenomenon. Methodology: method of analysis. Results: scientific papers containing information on the determinants of terrorist crime and data on the judicial department’s criminal record were analyzed, as well as sentences under Art. 205.6. of the Criminal Code of the Russian Federation. Conclusions: the majority of those convicted under Article 205.6 of the Criminal Code of the RF are men, able-bodied, unemployed and not studying at the age of 18-24. The main reasons for non-reporting of crimes are: spread of extremist ideas in society; ignorance of the obligation to report terrorist activity; group egoism; activities of jamaats; youth unemployment; illegal migration; low quality of humanitarian subjects and vocational guidance work in schools. Measures to counteract non-reporting of crimes could include: informing the population about the obligation to report terrorist activity, popularizing working professions, and improving the quality of humanities teaching in schools.

Текст научной работы на тему «Детерминанты несообщения о преступлении»

DOI 10.24412/2227-7315-2022-3-188-196 УДК 343

А.Р. Мирович

ДЕТЕРМИНАНТЫ НЕСООБЩЕНИЯ О ПРЕСТУПЛЕНИИ

Введение: актуальность темы в том, что несообщение о преступлении создает условия для террористических преступлений, затрудняет деятельность правоохранительных органов, направленных на пресечение и раскрытие преступлений террористического характера, что является одним из свидетельств низкого уровня правосознания в обществе. Цель: выявить признаки личности, имеющие детерминирующее значение для сокрытия информации о преступлениях террористического характера и недонесения он них, установить детерминанты совершения данного преступления, предложить меры борьбы с этим негативным социальным явлением. Методологическая основа: метод анализа. Результаты: были проанализированы научные работы, содержащие информацию о детерминантах террористической преступности и данные о судимости судебного департамента, а также приговоры по ст. 205.6 УК РФ. Выводы: большинство осужденных по ст. 205.6 УК РФ, это мужчины, трудоспособные, неработающие и не учащиеся в возрасте 18—24 г. Основными причинами несообщений о преступлениях являются: распространение экстремистских идей в обществе; незнание об обязанности информирования о террористической активности; групповой эгоизм; деятельность джамаатов; незанятость молодежи; нелегальная миграция; низкое качество обучения гуманитарным предметам и профориентационной работы в школах. В качестве мер противодействия несообщениям о преступлениях можно предложить: оповещение населения об обязанности сообщать информацию о террористической деятельности, популяризация рабочих профессий, улучшение качества преподавания гуманитарных наук в школах.

Ключевые слова: несообщение о преступлении, терроризм, экстремизм, безработица, образование.

A.R. Mirovich

DETERMINANTS OF FAILURE TO REPORT A CRIME

Background: the relevance of the topic lies in the fact that failure to report a crime creates conditions for terrorist crimes, complicates the activities of law enforcement agencies aimed at suppressing and uncovering crimes of a terrorist nature, is one of the evidences of a low level of legal awareness in society. Objective: the main objective of the work is to identify the personal characteristics that are determinant for concealment of information about terrorist crimes and failure to report them. to establish the determinants of the commission of this crime, to propose measures to combat this negative social phenomenon. Methodology: method of analysis. Results: scientific papers containing information on the determinants of terrorist crime and data on the judicial department's criminal record were analyzed, as well as sentences under Art. 205.6. of the Criminal Code of the Russian Federation. Conclusions: the majority of those convicted

© Мирович Александр Рафаилович, 2022

Аспирант кафедры прокурорского надзора и криминологии (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: dr.mirovich2015@yandex.ru © Mirovich Aleksandr Rafailovich, 2022

Postgraduate student of the Department of Prosecutorial Supervision and Criminology (Saratov State Law 188 Academy)

under Article 205.6 of the Criminal Code of the RF are men, able-bodied, unemployed and not studying at the age of 18-24. The main reasons for non-reporting of crimes are: spread of extremist ideas in society; ignorance of the obligation to report terrorist activity; group egoism; activities of jamaats; youth unemployment; illegal migration; low quality of humanitarian subjects and vocational guidance work in schools. Measures to counteract non-reporting of crimes could include: informing the population about the obligation to report terrorist activity, popularizing working professions, and improving the quality of humanities teaching in schools.

Key-words: failure to report a crime, terrorism, extremism, unemployment, education.

Актуальность темы заключается в том, что несообщение о преступлении создает условия для террористических преступлений, затрудняет деятельность правоохранительных органов, направленную по пресечению и раскрытию преступлений террористического характера, является одним из свидетельств низкого уровня правосознания в обществе. Важность знаний о детерминантах несообщения о преступлении заключается в том, что при наличии данных о факторах, способствующих несообщению о преступлении, можно снизить число случаев совершения преступлений, предусмотренных ст. 205.6 УК РФ. Несообщение о преступлении позволяет преступникам оставаться безнаказанными. К сожалению, ложные нравственные установки и групповой эгоизм серьезно укоренились в обществе, о чем свидетельствуют факты.

Проблема детерминации несообщения о преступлении не была исследована ранее. При написании данной статьи был проведен анализ уголовных дел по ст. 205.6 УК РФ, данных судебного департамента о судимости и анкетирование сотрудников правоохранительных органов.

В открытом доступе сведений о числе совершенных преступлений по ст. 205.6 УК РФ нет, поэтому мы провели анализ на основе количества осужденных по этим статьям, исходя из предположения, что это отражает число зарегистрированных преступлений.

В таблице 1 представлены сведения о количестве осужденных по ст. 205.6 УК РФ за 2017-2020 г. 1

Таблица 1

Количество осужденных по ст. 205.6 УК РФ за 2017—2020 гг.

Год 2017 2018 2019 2020

Количество осужденных 14 47 49 74

1 См.: Отчет о демографических признаках осужденных по всем составам преступлений Уголовного кодекса Российской Федерации за 12 месяцев 2020 г. // Судебный департамент при верховном суде Российской Федерации. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5669 (дата обращения: 27.07.2021); Отчет о демографических признаках осужденных по всем составам преступлений Уголовного кодекса Российской Федерации за 12 месяцев 2019 г. // Судебный департамент при верховном суде Российской Федерации. URL: http://www.cdep.ru/ index.php?id=79&item=5259 (дата обращения: 27.07.2021); Отчет о демографических признаках осужденных по всем составам преступлений Уголовного кодекса Российской Федерации за 12 месяцев 2019 г. // Судебный департамент при верховном суде Российской Федерации. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5259 (дата обращения: 27.07.2021); Отчет о демографических признаках осужденных по всем составам преступлений Уголовного кодекса Российской Федерации за 12 месяцев 2019 г. // Судебный департамент при верховном суде Российской Федерации. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5259 (дата обращения: 27.07.2021); Отчет о составе осужденных, месте совершения преступления за 2017 г. // Судебный департамент при верховном суде Российской Федерации. URL: http://www.cdep.ru/index. php?id=79&item=4572 (дата обращения 27.07.2021).

Из числа всех осужденных по ст. 205.6 УК РФ, 7% составляют женщины, 93% — мужчины. Характеристика возраста осужденных за период 2017-2020 г. отображена в таблице 2.

Таблица 2

Возраст осужденных по ст. 205.6 УК РФ за 2017-2020 г.

Возраст 14-17 18-24 25-29 30-49 50 и старше

Количество осужденных 3 82 46 49 4

В таблице 3 приведены данные о социальном положении и занятости осужденных по ст. 205.6 УК РФ за период 2017-2020 г.

Таблица 3

Количество осужденных по ст. 205.6 УК РФ за 2017-2020 г.

Род занятий Количество осужденных по ст. 205.6 УК РФ

Рабочие 25

Предприниматели 2

Лица отбывающие наказания 3

Служащие коммерческих и иных организаций 2

Учащиеся / студенты 14

Нетрудоспособные не работающие 3

Военнослужащие 1

Лица иных занятий 3

Трудоспособные не работающие 131

Большинство осужденных по ст. 205.6 УК РФ — мужчины, трудоспособные не работающие и не учащиеся, в возрасте 18-24 г. Изучение судебной практики позволило выявить ряд особенностей личности, детерминирующих совершение преступлений, предусмотренных ст. 205.6 УК РФ. Прежде всего нужно отметить, что для нее характерна поддержка антиобщественных взглядов лица, виновного в совершении террористического преступления. Так, в приговоре № 1-12/2020 Кировского районного суда г. Астрахани указано, что обвиняемый не сообщил данные о совершении другим лицом преступлений, предусмотренных в диспозиции ст. 205.6, которые воспринял как достоверные, осознавая противоправность и общественную опасность своего бездействия, а также возможность наступления общественно опасных последствий, желая способствовать уклонению другого лица, совершающего преступление, от уголовной ответственности. Подсудимый одобрительно оценивал террористическую деятельность лица, о котором не сообщил добровольно органам власти, уполномоченные рассматривать сообщения о преступлении, имея для этого реальную возможность1.

190

1 См.: Архив Кировского районного суда г. Астрахани за 2020 г. Дело № 1-12/2020.

Следующим по распространенности признаком является боязнь привлечения к уголовной ответственности. Так, в приговоре Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону указано, что подсудимый, признанный виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 205.6 УК РФ получил достоверные данные о том, что его знакомый осуществляет приготовление к совершению виновного общественно-опасного деяния, запрещенного ст. 205 УК РФ. Подсудимый не предоставил информацию органам государственной власти о том, что человек из его круга общения осуществляет подготовку к совершению террористического акта, так как боялся привлечения к уголовно-правовой ответственности1. В другом случае подсудимая располагала данными, об участии ее знакомой в международной преступной группировке террористического характера, действующей на территории Сирии. Подсудимая из чувства ложного товарищества, а также страха подвергнуться уголовному преследованию не стала сообщать об общественно-опасных и противоправных деяниях ее знакомой должностным лицам правоохранительных органов2.

В ряде случаев осужденные по ст. 205.6 УК РФ, не осознавали свою обязанность сообщить правоохранительным органам о лицах, осуществляющих террористическую деятельность. Этот вывод подкрепляется результатами проведенного нами анкетирования 30 сотрудников МВД Чеченской республики, 58% из которых основной причиной преступлений, предусмотренных ст. 205.6 УК РФ, также назвали незнание о соответствующей обязанности.

Приверженность идеологии терроризма — одна из распространенных характеристик личности преступников, осужденных по ст. 205.6 УК РФ. Нередко такие преступники руководствуются ложным чувством товарищества. Они ставят свои неформальные связи с лицами, виновными в совершении преступлений террористической направленности выше интересов общества.

Еще одним признаком является наличие связей с лицами, осуществляющими террористическую деятельность. В большинстве случаев несообщение о преступлении касается деятельности знакомых лиц. Нельзя обойти вниманием такое явление как групповой эгоизм, при котором определенная группа лиц, или отдельный человек, состоящий в данной группе, руководствуется исключительно интересами этой социальной группы. Интересы остальной части общества не учитываются либо наоборот считаются враждебными3. При исследовании обвинительных приговоров по ст. 205.6 УК РФ, отчетливо видно влияние указанного феномена на противоправное поведение. Примером может послужить ситуация описанная в приговоре № 1-117/19 Железнодорожного районного суда г. Рязани. Подсудимый А.А. Латипов, руководствуясь ложным чувством товарищества, не сообщил сотрудникам правоохранительных органов о том, что знакомое ему лицо осуществляет пропаганду идеологии терроризма, а также финансирует террористическую деятельность4.

К числу причин незанятости населения, и, как следствие, распространения экстремистских идей в обществе, следует относить низкое качество профориен-

1 См.: Архив Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону за 2020 г. Дело № 1-69/2020.

2 См.: Архив Красноармейского районного суда г. Волгограда за 2019 г. Дело № 1-445/2019.

3 См.: Отчет о демографических признаках осужденных по всем составам преступлений Уголовного кодекса Российской Федерации за 12 месяцев 2020 г. // Судебный департамент при верховном суде Российской Федерации. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5669 (дата обращения: 27.07.2021).

4 См.: Архив Железнодорожного районного суда г. Рязани за 2019 г. Дело № 1-117/19. 191

тационой деятельности [2, с. 26-27]. К сожалению, профориентационная работа в астоящее время, это только конкурсы по профессиям, встречи с работниками и т.д., — этого не достаточно. Успешная профориентационная деятельность должна включать в себя: выявление интересов и склонностей учащихся, направленности их личностей, а также их профнамерений, определение социальных установок обучающихся, а также содействие в их формировании, изучение мотивации выбора профессии, формирование возможности самоанализа, выявление способностей к каким-либо деятельности, анализ характеристик личности ученика с требованиями профессии. [3, с. 242-245]. Бесконтрольная миграция — одна из детерминант популяризации идей терроризма. Как отмечает Р.Р. Сулейманов, мигранты нередко являются сторонниками радикальных течений ислама и ведут деятельность по распространению этих идей среди местного населения [4, с. 40-55]. Свою роль в распространении учения радикального ислама играют и неформальные объединения мусульман, так называемые джамааты, которые зачастую противопоставляют себя традиционному умеренному течению ислама. Джамааты, используя популистские лозунги о равенстве всех мусульман, привлекают молодежь из малообеспеченных слоев населения. Общественно-опасной деятельности джамаатов способствует финансовая поддержка со стороны других стран [5, с. 82-86]. Безусловно, деятельность подобных деструктивных организаций является одной из причин несообщений о преступлениях.

На основе знаний о детерминантах несообщения преступлении, можно предложить некоторые меры противодействия данному негативному социальному явлению. Исходя из того, что наиболее часто допускает несообщение о престу-я плении не работающая и не учащаяся молодежь, можно предположить, что ? борьба с незанятостью молодежи — одна из мер, необходимая для сокращения а числа фактов совершения преступлений, предусмотренных ст. 205.6 УК РФ. Из-| вестны следующие методы противодействия незанятости населения: создание I специальных центров для бесплатного обучения молодежи востребованным | специальностям [6, с. 212-216], содействие развитию малого бизнеса и само-I занятости при помощи субсидирования, а также информирования незанятого

§ общественно-полезной деятельностью населения о наиболее актуальных вари-

ф

| антах ведения такой деятельности, а также обучения необходимым навыкам § [7, с. 121-124]. Уменьшить незанятость молодежи можно при помощи попу-'I ляризации рабочих профессий. К сожалению, среди молодежи считается, что | рабочие профессии утратили престиж [8, с. 50-51]. Восстановить его возможно | при помощи социальной рекламы, профориентационных мероприятий в шко-& лах, направленных на ознакомление школьников и их родителей с рабочими | профессиями, убеждение их в том, что ничего постыдного в рабочем труде нет. ¡5 В советское время практиковалось повышение престижа рабочих профессий § через киноискусство [9, с. 17]. Подобная мера актуальна и в настоящее время. | В целях противодействия незанятости молодежи, в результате которой проис-| ходит увеличение числа преступлений экстремистского и террористического характера, необходимо улучшение качества профориентационной деятельности. Этому может поспособствовать внедрение практики ранней профориентации, которая должна начинаться с младшего школьного возраста. Организация экскурсий в техникумы, колледжи, на заводы и предприятия сельского хозяйства, где они могут ознакомиться с деятельностью людей рабочих профессий и 192 заинтересоваться ей [8, с. 50-51]. Необходимо посещение психологами центров

занятости детских оздоровительных лагерей с мероприятиями, направленными на ознакомление детей с рабочими профессиями [10, с. 101-108]. Важно также привлечение медиков к профориентационной работе с школьниками, так как они осведомлены о физиологическом состоянии учащихся, без которого не возможен верный выбор профессии.

Так как низкое качество исторического образования в средней школе — одна из детерминант экстремистской и террористической преступности, то важно повышать качество преподавания. Одно из направлений повышения качества образования в школе по истории — демонстрация учащимся картин, иллюстрирующих разные исторические события, а также чтение книг по истории. Данный метод предполагает обмен впечатлениями между учителем и учащимися, возникающих при просмотре картин и изучения их описаний [11, с. 90-91].

Использование наглядного метода целесообразно не только в преподавании истории, но и обществознания, литературоведения и других гуманитарных науках.

Для наглядности полезно предлагать учащимся к просмотру документальные и художественные кинофильмы, повествующие о каких-либо общественных проблемах или этапах истории. Демонстрация школьникам произведений кинематографического искусства, демонстрирующие пагубные последствия следования различным экстремистским идеологиям, позволит выработать у них отрицательное отношение к идеям превосходства одной социальной группы над другой.

В кадетском корпусе «Пансион воспитанниц министерства обороны РФ» активно используются информационные технологии в образовательном процессе, е а именно программа «1С: Образовательная коллекция». Данная технология по- и казала достаточно высокую эффективность в сфере преподавания гуманитарных а наук [12, с. 199-205]. Так как данный метод показал свою высокую эффектив- о ность, то целесообразно использовать его и в других учебных заведениях. о

На уроках истории важно объяснять учащимся на примерах военных дей- о

п

ствий прошлого, что нетерпимость может приводить к кровопролитным войнам, | а также то, что объединение усилий разных народов Советского Союза, помогло в

е

одержать победу над противником во время Великой отечественной войны [13, о с. 197-200]. !

_ "О

П.Д. Гаджиева полагает, что педагоги при проведении уроков обществознания |

в школах должны уделять внимание межпредметным связям обществознания К

с другими науками, такими, как история и литературоведение. Знание истории а

позволяет выяснить то, как решались общественные проблемы на разных исто- |

рических этапах. При преподавании обществознания должен использоваться ии

правовой подход, т.е. разъяснение учащимся правовых норм, регулирующих те ¡§

или иные общественные отношения. Также целесообразно использование фило- 1

софско-психологического подхода, который заключается в изучении мнений )

философов и писателей о каких-либо общественных проблемах. Материал должен 2 разъясняться на примере возможных или реально произошедших жизненных ситуаций, благодаря чему, учащиеся смогут выработать модели законопослушного и безопасного поведения в обществе [14, с. 78-79]. При рассмотрении тем конфликтов межнациональных и межрелигиозных конфликтов целесообразно показывать учащимся случаи привлечения лиц к уголовной ответственности за

экстремистские преступления и на данных примерах объяснять учащимся, что 193

экстремистская и террористическая деятельность лишает человека достойного будущего.

При преподавании предмета «основы религиозных культур и светской этики» учащимся должна быть разъяснена недопустимость религиозного экстремизма и конфликтов на религиозной почве. Полезно также рассказывать учащимся об опасности сект, деятельность которых — естественная детерминанта для религиозного экстремизма и терроризма.

Так как одна из причин, по которой совершаются преступления. Предусмотренные ст. 205.6 УК РФ — незнание об обязанности сообщать данные о лицах, ведущих террористическую деятельность, то необходимо оповещать население об этой обязанности при помощи социальной рекламы в социальных сетях, сайтах онлайн-игр, портале «Госуслуги» и официальных сайтах государственных органов, а также по телевидению и радио. Видится возможным использование и технологии СМС-рассылки для оповещения населения об уголовной ответственности за несообщение о преступлении. Полезны также вывески, призывающие сообщать данные о преступлениях террористического характера сотрудникам правоохранительных органов с указанием ответственности за неисполнение данной обязанности.

Большинство осужденных по ст. 205.6 УК РФ — мужчины, трудоспособные неработающие, обладающие лишь средним общим образованием, в возрасте 18-24 г., не учащиеся. К причинам несообщения о преступлениях относятся: распространение экстремистских идей в обществе; незнание об обязанности информировать правоохранителей о террористической активности; групповой эгоизм; д деятельность джамаатов и их поддержка со стороны других стран. К условиям ? совершения преступлений, предусмотренных ст. 205.6 УК РФ относятся: неза-а нятость молодежи общественно-полезной деятельностью, нелегальная миграция, | низкое качество преподавания гуманитарных предметов и профориентационной I работы в школах. В качестве мер борьбы с несообщением о преступлениях можно | предложить информирование населения об обязанности сообщать информацию I о террористической деятельности сотрудникам правоохранительной системы с § разъяснением ответственности за неисполнение этой обязанности, используя | возможности социальной рекламы в социальных сетях, на сайтах онлайн-игр, § интернет-портале «Госуслуги», а также сайтах государственных органов, на телевидении, радио, и при помощи СМС-рассылки, популяризация рабочих | профессий среди молодежи при помощи киноискусства, использование выве-| сок в общественных местах с призывами сообщать данные о лицах, ведущих & террористическую деятельность, а также с указанием на ответственность за | неисполнение данной обязанности, введение системы ранней профориентации, ¡5 привлечение медиков к профориентационной деятельности, создание центров § бесплатного обучения молодежи востребованным специальностям, проведение 1 экскурсией для школьников в учреждения среднего специального образования и | на предприятия, использование системы «1С: Образовательная коллекция» при проведении уроков истории, использование наглядного метода и межпредметных связей в преподавании гуманитарных дисциплин, демонстрировать учащимся фильмы, показывающие пагубные последствия экстремистских идеологий, объяснять школьникам о недопустимости экстремизма на примере войн прошлого, показывать учащимся случаи привлечения к уголовной ответственности 194 за экстремистские и террористические преступления, при преподавании основ

религиозных культур и светской этики разъяснять школьникам недопустимость религиозного экстремизма и терроризма, конфликтов на религиозной почве, а также опасность сект, субсидирование малого бизнеса и самозанятости, а также обучение населения навыкам, необходимым для ведения данной деятельности.

Библиографический список

1. Омельчанко Е.В. Семейный эгоизм как форма группового эгоизма: исторический аспект // Научный вестник Гуманитарно-социального института. 2015. № 4. С. 3.

2. Прищеп Ю.В. Проблемы профориентации молодежи // Молодой ученый. 2018. № 1. С. 26-27.

3. Казаков Д.В., Даничев A.A., Машанов A.A. Основные проблемы профориентации школьников на современном этапе развития общества // Вестник КрасГАУ. 2012. № 9. C. 242-245.

4. Сулейманов P.P. Мигранты и их роль в распространении радикальных течений ислама в России: причины, проявления и последствия // Мусульманский мир. 2014. № 2. С. 40-55.

5. Фатхутдинов P.P. Джамааты на Северном Кавказе: институциональные факторы формирования // Философия права. 2015. № 5. С. 82-86.

6. Вафин Э.Я. Меры преодоления безработицы в России // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2013. № 20. C. 212-216.

7. Шевцова Н.М. Проблемы безработицы и пути решения // Новая наука: Проблемы и перспективы. 2016. № 2. С. 121-124.

8. Нестеренко М.И. Популяризация рабочих профессий среди молодёжи // Альманах мировой науки. 2019. № 8 . С. 50-51.

9. Бафанов А.П. Способы повышения престижа рабочих профессий // Russian Journal of Education and Psychology. 2013. № 5. C.17.

10. Кузьмина (Старикова) Е.В. Оценка экспертами мер и мероприятий повышения привлекательности для молодежи мест трудоустройства по рабочим профессиям // Симбирский научный вестник. 2017. № 1. С. 101-108.

11. Васильева Ю.С. «Документальные» методы преподавания истории в школе. (исторический обзор) // Интерактивная наука. 2019. №6. C. 90-91.

12. Киселева Т.В. Преподавание истории и обществознания с использованием новых образовательных технологий на примере продуктов 1С: школа // Профессиональное образование и общество. 2018. № 1. С. 199-205.

13. Тимошков И.Н. Проблема формирования межэтнической толерантности у школьников в процессе обучения истории // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 6. С. 197-200.

14. Гаджиева П.Д. О вопросах совершенствования методики преподавания обществознания в школе // МНКО. 2017. №5. С. 78-79.

References

1. Omelchanko E.V. Family Egoism as a Form of Group Egoism: a Historical Aspect // Scientific Bulletin of the Humanitarian-Social Institute. 2015. No. 4. P. 3.

2. Prischep Y.V. Problems of Vocational Guidance for Young People // Young Scientist. 2018. No. 1. P. 26-27.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Kazakov D.V., Danichev A.A., Mashanov A.A. Main Problems of Vocational Guidance for Schoolchildren at the Present Stage of Society Development // Bulletin of Krasnoyarsk State Agrarian University. 2012. No. 9. P. 242-245.

4. Suleymanov R.R. Migrants and Their Role in the Spread of Radical Currents of Islam in Russia: Causes, Manifestations and Consequences // Muslim World. 2014. No. 2. P. 40-55.

5. Fatkhutdinov R.R. Jamaats in the North Caucasus: Institutional Factors of Formation // Philosophy of Law. 2015. No. 5. P. 82-86.

6. Vafin E.Y. Measures to Overcome Unemployment in Russia // Modern Trends in Economics and Management: A New Look. 2013. No. 20. P. 212-216.

7. Shevtsova N.M. Problems of Unemployment and Solutions // New Science: Problems and Prospects. 2016. No. 2. P. 121-124.

8. Nesterenko M.I. Popularization of Working Professions Among Young People // Almanac of World Science. 2019. No. 8 . P. 50-51.

9. Bafanov A.P. Ways to Increase the Prestige of Working Professions // Russian Journal of Education and Psychology. 2013. No. 5. P. 17.

10. Kuzmina (Starikova) E.V. Estimation by Experts of Measures and Measures to Increase the Attractiveness for Young People of Places of Employment in the Working Professions // Simbirskiy nauchniy vestnik. 2017. No. 1. P. 101-108.

11. Vasilyeva Y.S. "Documentary" Methods of Teaching History at School. (Historical review) // Interactive Science. 2019. No. 6. P. 90-91.

12. Kiseleva T.V. Teaching History and Social Studies Using New Educational Technologies on the Example of 1C: School Products // Vocational Education and Society. 2018. No. 1. P. 199-205.

13. Timoshkov I.N. The Problem of Forming Interethnic Tolerance Among Schoolchildren in the Process of Teaching History // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2020. No. 6. P. 197-200.

14. Gadzhieva P.D. On the Issues of Improving the Methodology of Teaching Social g Science at School // MNCO. 2017. No. 5. P. 78-79.

To ^

m Ol

2 Ф

ra *

ra 5 S

0 *

и

01 т s

s а 2 5 S

0

1 i

01 CD

U

а ra

и О

5 S

О *

и CQ О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.