Научная статья на тему 'Детерминанты формирования кибераддикции у социально депривированного подростка'

Детерминанты формирования кибераддикции у социально депривированного подростка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
412
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ДЕПРИВИРОВАННЫЙ ПОДРОСТОК / ДЕТЕРМИНАНТЫ КИБЕРАДДИКЦИИ / ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ / ОБРАЗ ФИЗИЧЕСКОГО "Я" / СЕМЕЙНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Окунева Л.И., Набойченко Е.С.

В статье рассмотрена проблема формирования кибераддикции у социально депривированного подростка. Приведены итоги тестирования социально депривированных подростков с целью выявления детерминант киббераддикции. Анализ эмпирических данных, представленных в статье, позволил выделить детерминанты формирования кибераддикции характерные для социально депривированного подростка. Для социально депривированного подростка характерна заниженная самооценка, наличие внутриличностного конфликта, разобщенность в реальном и идеальном образе себя как личности. Подросток, находящийся в депривированной ситуации, оторванный от социума, ищет поддержку и понимание в интернет-среде

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Детерминанты формирования кибераддикции у социально депривированного подростка»

теров — самих Больничных клоунов. Проект не закончен, а значит, принесет еще много пользы обеим сторонам. Авторы выражают благодарность своему научному руководителю О. В. Пешикову за реализацию научного подхода к данному проекту.

Литература

1. Килина Д. А., Безбабная О. А. Реализация проекта «Больничный клоун» студентами ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. — 2014. — № 5 (7). — С. 81-88.

2. Мирошниченко Е. А. Эмоциональное состояние детей с нарушениями желудочно-кишечного тракта: результаты экспериментально-психологического исследования // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 8-1. — С. 217-220.

3. Пешиков О. В. Реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» за 5 лет в Челябинской области // Медико-социальные аспекты оказания помощи пациентам с онкогематологической патологией : материалы межрегион. науч.-практ. конф. с междунар. участием : сб. статей. — Челябинск : ПЦ «ПринтМед», 2010. — С. 136-139.

4. Пешикова М. В. Клинико-иммунологические особенности инфекционных осложнений у детей с острым лимфобластным лейкозом и не-В-клеточ-ными неходжкинскими лимфомами, получающих химиотерапию по протоколу BFM-ALL-90(M) : авто-реф. дис. ... канд. мед. наук. — Челябинск : ГОУ ВПО ЧелГМА, 2004. — 24 с.

5. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / под общей ред. Ю. С. Шойгу. — Москва : Смысл, 2007. — 319 с.

6. Род М. Психология юмора. — Санкт-Петербург : Питер, 2009. — 269 с.

7. Соболева Е. В. Качество подготовки социальных работников в системе непрерывного образования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. — 2013. — Т. 5, № 2. — С. 129-135. — (Сер. «Образование. Педагогические науки»).

8. Соболева Е. В. Социально-психологическое обучение стратегиям совладающего поведения субъектов оказания помощи в экстремальных ситуациях // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. — 2014. — № 3 (3). — С. 42-45.

УДК 316.356.2

ДЕТЕРМИНАНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КИБЕРАДДИКЦИИ У СОЦИАЛЬНО ДЕПРИВИРОВАННОГО ПОДРОСТКА

Л. И. Окунева, Е. С. Набойченко

СКГУ им. М. Казыбаева, г. Петропавловск, Республика Казахстан

Ключевые слова: социально депривированный подросток, детерминанты кибераддикции, общение со сверстниками, образ физического «Я», семейная депривация

Аннотация. В статье рассмотрена проблема формирования кибераддикции у социально депривирован-ного подростка. Приведены итоги тестирования социально депривированных подростков с целью выявления детерминант кибераддикции. Анализ эмпирических данных, представленных в статье, позволил выделить детерминанты формирования кибераддикции, характерные для социально депривированного подростка. Для социально депривированного подростка характерна заниженная самооценка, наличие внутриличност-ного конфликта, разобщенность в реальном и идеальном образе себя как личности. Подросток, находящийся в депривированной ситуации, оторванный от социума, ищет поддержку и понимание в интернет-среде.

DETERMINANTS OF FORMATION OF CYBERARTICLE THE SOCIO-DEBRELIBANOS TEEN

L. I. Okuneva, E. S. Naboychenko

NKSU named after M. Kazybaev, Petropavlovsk, Kazakhstan

Keywords: Socio-deprivirovannyj teenager, the determinants of cyberaddiction, communication with peers, the image of the physical self, family deprivation

Abstract. The article considers the problem of formation of cyberaddiction the socio-deprivileging of podrecca. Given the results of the testing of socially disadvantaged teenagers with the aim of identifying the determinants of cyberaddiction. The analysis of empirical data presented in the paper allowed us to highlight the following determinants of the formation of cyberaddiction characteristic of socio — debrelibanos adolescent. For socio-

debrelibanos typical teenage low self-esteem, the presence of intrapersonal conflict, dissociation of real and ideal image ofoneself as a person. Teen in debrelibanos situation, cut off from society, looking for support and understanding in the online environment.

Актуальность. Современная социально-психологическая ситуация, сложившаяся в российском обществе, характеризуется своеобразным кризисом семьи, что проявляется в росте неполных и неблагополучных семей, с одной стороны, и утратой теплых, доверительных отношений родителей и детей, с другой стороны. Сложное материальное положение многих семей не позволяет родителям удовлетворить важнейшие витальные потребности ребенка и приводит к семейной депривации, сопровождающейся нарушениями в развитии основных сфер личности, особенно эмоциональной и социальной, что, в свою очередь, влечет за собой нарушение моральных и правовых норм со стороны подростка и приобретает устойчивые формы девиантного поведения.

Исследователи в основном сосредотачивают свое внимание на изучении таких видов депривации, как материнская (М. К. Бардышевская, Дж. Боул-би, Р. А. Шпитц и др.) и сенсорная (В. М. Банщиков, Ф. П. Космолинский, Й. Лангмейер, Я. Лготак, Д. Прескотт, Р. А. Шпиц, З. Д. Щербина и др.). Работы, посвященные исследованию социальной депри-вации подростков, единичные [5].

Между тем назрела необходимость объединения усилий психологов, педагогов и медицинских работников в плане создания комплексного подхода к предупреждению социальной депривации, выявлению психолого-педагогических причин ее возникновения, особенностей проявления и последствий для личности ребенка.

Целью исследования явилось проведение тестирования социально депривированных подростков с целью выявления детерминант кибераддикции, анализ эмпирических данных, выделение детерминант формирования кибераддикции, характерных для социально депривированного подростка.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 50 подростков, обучающихся в кадетском училище г. Екатеринбурга. Исследование проводилось с помощью следующих методик: методика «Восприятие компьютерных игр» (Е. А. Щепилина); стандартизированная психодиагностическая методика на определение уровня интернет-зависимости С. А. Кулакова; методика исследования самоотношения (МИС) В. В. Столина, С. Р. Пантилеева; опросник уровня агрессивности Басса — Дарки; опросник для диагностики межличностных отношений Т. Лири; методика субъективной оценки ситуационной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ха-нина; стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ) Л. Н. Собчик (подростковый вариант). Анализ эмпирических данных

позволил выделить следующие детерминанты формирования кибераддикции, характерные для социально депривированного подростка: сложность в принятии своего физического облика (своего тела); сложность в непосредственном общении (замкнутость); чувство одиночества и недостаток взаимопонимания; нереалистичные представления о своем идеальном «Я»; эмоциональная напряженность и некоторая склонность к негативизму [2].

Результаты и обсуждение. Проведенный в ходе исследования анализ эмпирических данных позволил выделить детерминанты формирования кибераддик-ции, характерные для социально депривированно-го подростка. Исследование депривации позволило нам выделить такие наиболее обобщенные ее виды, как физическая, когнитивная и психосоциальная. В свою очередь, они подразделяются на такие разновидности, как сенсорная, двигательная, социальная и эмоциональная. Кроме этого, как и в литературе, встречается выделение полной и частичной деприва-ции, искусственной и естественной, индивидуальной и массовой, а также депривации вне семьи и в условиях семейного воспитания [5].

Проявления депривации чрезвычайно многообразны и находятся в определенной зависимости от условий ее возникновения и протекания. Вместе с тем депривация всегда сопровождается нарушениями в когнитивной, эмоциональной и социальной сферах личности ребенка: нарушения процессов мышления, взаимодействия детей с окружающими и аффективные. Особо следует подчеркнуть, что депривация может проявляться в достаточно отдаленные периоды развития, даже через поколения.

В подростковом возрасте общение со сверстниками становится ведущей деятельностью, отодвигая на второй план учебную деятельность. Не такими значимым становятся и отношения с педагогами, родителями. Без преувеличения можно сказать, что общение для подростка превращается в важную самостоятельную сферу жизни [1].

В группу социальных детерминант также относят сложность в непосредственном общении и взаимопонимании. По мнению И. В. Лабутовой, первостепенное значение у подростков приобретает общение со сверстниками. Общаясь с друзьями, подростки активно осваивают нормы, цели, средства социального поведения, вырабатывают критерии оценки себя и других, активно, самостоятельно занимаются самовоспитанием. Вовлечение подростка в орбиту уже не детских интересов побуждает его к инициативной перестройке взаимоотношения с окружающими людьми. Он сам начинает предъявлять повышенные

требования к себе и взрослым, сопротивляется и протестует против обращения с ним как с маленьким [3].

Н. С. Крамаренко утверждает, что подростковый возраст — возраст общения, возраст наибольшего стремления к получению одобрения со стороны сверстников и той группы, которая является значимой для подростка. Подростки живут в мире разнообразных ролей, предлагаемых многочисленными группами: семьей, друзьями, социальными институтами и др. Современная интернет-среда, являясь, по сути, тоже социальной «виртуальной» средой, позволяет подростку реализовать те роли, проигрывание которых в реальной жизни представляется для него затруднительным, но в «проживании» этой роли подросток испытывает необходимость, чтобы либо принять, либо отвергнуть те ценности, установки и идеалы, которые эта роль подразумевает. Тем более такая особенность интернет-среды, как анонимность, создает все предпосылки для подобного ролевого экспериментирования [7].

Немаловажной психологической причиной развития кибераддикции является сильное подчинение значимым людям или чувство конформизма. Проблемой конформного поведения занимались как отечественные, так и зарубежные ученые: Г. М. Андреева, М. Р. Битянова, Э. Аронсон, К. Ойстер, Р. Бэрон, Д. Бирн, Б. Джонсон, Дж. Тернер, Р. Чалдини и др.

Для подростков главной целью становится признание ребятами из компании, которая их привлекает. В группу принимают того, кто похож на других: оценивается манера одеваться и держаться, увлечения, умения и способности, социально-экономический статус, репутация и личностные качества. Тех, кто не соответствует этим параметрам, группа лишает своего внимания. Поэтому подростки считают умение подстраиваться одним из важнейших условий популярности в группе. Одновременно с этим для того чтобы добиться признания группы, необходимо быть в чем-то лучшим [6].

Важными психологическими детерминантами формирования кибераддикции являются свойства характера: повышенная обидчивость, ранимость, тревожность, склонность к депрессии, плохая стрес-соустойчивость, неспособность разрешать конфликты, уход от проблем. Подростки, страдающие интернет-зависимостью, как правило, не умеют строить отношения со сверстниками и противоположным полом, плохо адаптируются в коллективе, что способствует уходу от жизненных трудностей в виртуальный мир компьютера и постепенному формированию интернет-зависимости.

Уход в интернет-среду является одним из способов приспособления к этому жестокому миру. Испытывая сложности в выражении своих эмоций, контактах с близкими и сверстниками, подросток старается

избегать ситуаций, где он может чувствовать дискомфорт, и искать более безопасный, опосредованный способ взаимодействия со средой, например, через Интернет. Интернет-среда служит также средством самозащиты от плохого настроения, чувства боли и унижения.

Подросток ищет в виртуальном мире то, чего ему остро не хватает в обычной жизни: общения, понимания, поддержки. Как правило, такие дети отличаются обидчивостью, повышенной ранимостью и тревожностью. Они испытывают сложности в выражении эмоций, не способны делиться своими переживаниями, замкнуты, с трудом адаптируются в коллективе и не умеют строить отношения со сверстниками.

К тому же кибераддикция делает подростка апатичным, подавляет волю. В будущем это ведет к тому, что человек не может адаптироваться к нормальной жизни: нет никаких целей, желания чего-то добиваться, развиваться, работать, строить отношения [4].

Таким образом, детерминанты возникновения кибераддикции различны по своей природе, и проанализировав разные точки зрения и взгляды ученых, мы в своем исследовании выделили группу социально-психологических детерминант, так как любое явление или причину этого явления нужно рассматривать в системе или комплексе, так как оно обусловлено и социальными, и психологическими механизмами одновременно.

Выводы. Опираясь на теоретический анализ психолого-педагогической литературы и результаты эмпирического исследования, считаем, что социально-психологическими детерминантами кибераддикции будут являться следующие: низкий уровень социально-психологической адаптации (чувство скованности в коллективе), трудности в коммуникативной деятельности (затруднения в общении и в установлении контактов с людьми), нарушение социально-психологической адаптации, в том числе появление проблем с учебой, сложностей в установлении и удержании социальных контактов вне Интернета, «комплекс недостаточности» (низкая самооценка, неудовлетворенность собой), агрессивность, сложность в принятии своего физического облика (своего тела), чувство одиночества и недостаток взаимопонимания, нереалистичные представления о своем идеальном «Я».

Литература

1. Алексеевец О. Г. Личностные особенности подростков, склонных к интернет-аддикции // Вестн. Бурят. гос. ун. — 2011. — № 5. — С. 185-189.

2. Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е., Смыслова О. В. Интернет: воздействие на личность // Гуманитарные исследования в Интернете / под ред. А. Е. Войскунского. — Москва : Терра-Можайск, 2010. — С. 11-39.

3. Белинская Е. П. Интернет-зависимость: аддик-тивные формы поведения // Нар. образование (Информационный иммунитет). — 2009. — № 7. — С. 268-275.

4. Егоров А. Ю. Особенности личности подростков с интернет-зависимостью // Вопр. психологического здоровья детей и подростков. — 2005. — № 2. — С. 20-27.

5. Короленко Ц. П. Личностные и диссоциативные

расстройства: расширение границ диагностики и терапии // Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2006. — 448 с.

6. Саглам Ф. А. Интернет-аддикция подростков как форма проявления отклоняющегося поведения // Пед. образование и наука (Регион крупным планом: Казань). — 2009. — № 5. — С. 88-90.

7. Усова Е. Б. Психология девиантного поведения. — Минск : Изд-во МИУ, 2010. — 180 с.

УДК 61:378.1

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ

А. А. Прачёва, Е. Е. Иноземцева

ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск, Россия Ключевые слова: качество жизни, студенты, адаптация

Аннотация. В статье рассмотрена характеристика качества жизни студентов медицинского университета начального этапа обучения на основании субъективной оценки по опроснику Всемирной организации здравоохранения «Качество жизни-100» (ВОЗКЖ-100). Наименьшая удовлетворенность отмечена в сфере жилищно-бытовых условий и качестве организации медицинской помощи. В психологическом аспекте качества жизни неудовлетворенность связана с уровнем когнитивных способностей и самооценкой. При этом максимальные значения удовлетворенности отмечены в сфере независимости.

ASSESSMENT OF THE QUALITY OF LIFE OF MEDICAL STUDENTS IN THE FIRST YEAR STUDIES IN THE UNIVERSITY

A. A. Pracheva, E. E. Inozemceva

SUSMU, Chelyabinsk, Russia

Keywords: the quality of life, students, adaptations

Abstract. The article describes the characteristics of the quality of life of medical students at the initial stage of training at the university on the basis of a subjective assessment by questionnaire WHOQOL-100. The lowest satisfaction was noted in the area of housing and living conditions and the quality of medical care. The psychological aspect of quality of life related dissatisfaction for the level of cognitive abilities and self-esteem. The maximum contentment in the parameter «independence».

Актуальность. Адаптация студентов первого курса к системе высшего профессионального образования нередко связана с ухудшением физического и психического здоровья, а также с развитием суицидального поведения [3]. В успешной адаптации студентов важную роль играет качество их жизни, рассматриваемое специалистами ВОЗ как восприятие человеком его положения в жизни в контексте той культуры и системы ценностей, в которой он живет, а также в связи с его целями, ожиданиями, стандартами и интересами.

Авторы опросника ВОЗКЖ-100 (WHOQOL-100), предназначенного для определения субъективно воспринимаемого человеком качества жизни, включают в это понятие шесть основных сфер жизни человека

(физическая сфера, психологическая сфера, уровень независимости, социальные отношения, окружающая среда, духовная сфера). Выбор этих сфер основан на экспериментальных исследованиях наиболее значимых параметров при оценке своего качества жизни [4].

Показатели качества жизни, характеризующие удовлетворенность жизнью, могут определять адаптационный ресурс студента, столь важный для прогнозирования дальнейшей успешности обучения.

Цель исследования: оценка качества жизни студентов на этапе адаптации к вузу.

Материалы и методы. В первом этапе исследования приняли участие 45 студентов первого курса, обучающихся по специальности «Лечебное дело»,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.