Научная статья на тему 'Десятилетие сдвигов, но без особого успеха'

Десятилетие сдвигов, но без особого успеха Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
162
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Роуз Ричард

National upheavals in the past decade have challenged every Russian to cope with upheavals in their everyday life. The resulting pattern need not be steady progress or continuing decline. Decline can be reversed, and strategies to cope with the impact of events can end up a random walk to nowhere. This paper draws on a decade of evidence from the New Russia Barometer, a nationwide survey first conducted in January, 1992, and most recently in June/July, 2001. It examines how good were the good old days; adaptation, resilience or destitution in response to economic upheavals; and incremental changes, both benign and otherwise, in political and economic life. It concludes that there has been a revolution of falling expectations, which has avoided the political frictions that frustration would bring but the patience of Russians needs to extend far beyond the presidency of Vladimir Putin before Russia joins the 'common house of Europe' that Mikhail Gorbachev set as his goal.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A Decade of Change but not Much Progress: How Russians are Coping

National upheavals in the past decade have challenged every Russian to cope with upheavals in their everyday life. The resulting pattern need not be steady progress or continuing decline. Decline can be reversed, and strategies to cope with the impact of events can end up a random walk to nowhere. This paper draws on a decade of evidence from the New Russia Barometer, a nationwide survey first conducted in January, 1992, and most recently in June/July, 2001. It examines how good were the good old days; adaptation, resilience or destitution in response to economic upheavals; and incremental changes, both benign and otherwise, in political and economic life. It concludes that there has been a revolution of falling expectations, which has avoided the political frictions that frustration would bring but the patience of Russians needs to extend far beyond the presidency of Vladimir Putin before Russia joins the 'common house of Europe' that Mikhail Gorbachev set as his goal.

Текст научной работы на тему «Десятилетие сдвигов, но без особого успеха»

всеобщим голосованием. Нового мэра Брянска он назначил самым странным образом — "по конкурсу"*. В других провинциях соперничество между главными лицами: губернатором или мэром столицы данного региона превращается в жестокое соревнование, из которого мэр может выйти победителем..., выиграв выборы и заняв место губернатора.

Рост влиятельности провинциальных городов — столиц регионов — одно из самых значительных явлений в современной политической жизни России. В политической, экономической и социальной сферах региональные элиты играют все большую и большую роль, а московские политики ищут их поддержки и сотрудничества с ними. "Договор об общественном согласии", по-прежнему составляющий костяк политического режима, становится более сложным, менее иерархизированным, менее жестким. Каким же образом в весьма напряженной политической атмосфере, в условиях, когда население не живет, а выживает, можно перестроить национальную экономику и создать государство, достойное этого слова, т.е. способное управлять, делегировать полномочия, служить арбитром как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях?

Указывая на зыбкость права и политических институтов в современной России, политолог Лилия Шевцова напоминает, что элита не заинтересована в заключении общественного договора с обществом. Проблема, говорит она, заключается в том, что улучшение может прийти только сверху, между тем верхи поглощены борьбою кланов. Чтобы изменить политический режим, им следует изменить собственные правила игры*'. Постоянная борьба между политиками, даже если она происходит в весьма ограниченной сфере, создает атмосферу неуверенности, на которую каждый реагирует по-своему. Одни начальники начинают править еще более авторитарно, другие пытаются завоевать доверие избирателей, работая лучше, чем прежде.

Сегодня невозможно сказать, что должно произойти в будущем, чтобы правители изменили свои привычки и прониклись уважением к праву, а общество научилось контролировать принятие экономических и политических решений. Сценарий этих изменений еще не написан. Аналогии и модели перехода от одного этапа к другому, известные из истории других стран, применительно к русской действительности "не работают". При этом не следует забывать, что Россия — страна промышленная, урбанистическая, решающая сложные технологические проблемы, и что люди, работающие в этих сферах, обладают чувством собственного достоинства и видят в своей работе смысл. В условиях весьма неблагоприятных многие служащие, преподаватели, инженеры, ученые и даже бюрократы продолжают достойно исполнять свои профессиональные обязанности. Наградой им служит сознание того, что они сохраняют свои специализированные умения, свою профессиональную среду, что их деятельность приносит пользу обществу и что они умеют работать лучше, чем их соседи. В частности, то обстоятельство, что железные дороги в России находятся в хорошем состоянии, а поезда прибывают точно по расписанию, объясняется конкуренцией между регионами. Каждый региональный центр хочет быть на высоте и не казаться Москве бедным родственником; поэтому поезда между этими городами и столицей курсируют бесперебойно.

Будущее правового государства в России зависит от состояния умов и поведения людей гораздо больше, нежели

* Lallemand. J.-Ch. Politics for the Few: Elites in Bryansk and

Smolensk // Post-Soviet Affairs. 1999. Vol. 15. N 4. P. 312-335.

Россия политическая / Под общ. ред. JI.Шевцовой. М.: Фонд Карнеги, 1998. С. 332-333.

от конституционных или юридических преобразований, даже если то и другое не может не сопровождать любые политические изменения. Сегодня политическая система держится не на текстах законов и не на политических институтах. Проблему управления и права не решит ни пересмотр Конституции РФ, который уравнял бы в правах разные ветви власти, ни выборы нового президента.

Ельцинский режим только кажется "президентским". Стараниями Б.Ельцина функции президента претерпели существенные изменения. Он стал человеком, который карает, но не управляет. Связано это не столько с особенностями личности Б.Ельцина, сколько с общим контекстом российской жизни. Болезнь Б.Ельцина, его авторитарный патернализм и непропорционально большая роль его окружения не могут в полной мере объяснить ту пропасть, которая отделила президента от политического и экономического управления страной. Преемник Б.Ельцина не будет обладать рычагами для управления "системой", над которой он получит номинальную власть. В наследство ему достанется не столько система управления, сколько сложное переплетение связей между людьми, участвующими в разделе ресурсов и прерогатив, — переплетение, которое в каждом из регионов огромной страны носит совершенно особый характер.

Перевод с французского В.М.

Ричард РОУЗ

Десятилетие сдвигов, но без особого успеха*

В данной публикации излагаются результаты исследований в рамках проекта "Барометр новой России" (New Russia Barometer — NRB) — цикла репрезентативных всероссийских опросов, организованных Центром изучения государственной политики Университета Стратклайд, Шотландия. Первый опрос состоялся в январе 1992 г., в первый месяц существования Российской Федерации, десятый — в июне-июле 2001 г., спустя почти два года после появления Владимира Путина на российской политической сцене.

Прошлое, настоящее и будущее. Большинство исследований процесса демократизации сосредоточены на моментах смены правящих режимов и главным образом на достижении соглашений между уходящими лидерами и их оппонентами, которые определяют характер последующего правления**. Внимание к этому аспекту обусловлено осознанием значимости установления правил игры в момент формирования нового режима, когда предлагаются стимулы и налаживаются связи, определяющие, что новая элита, ее оппоненты и сторонники могут себе позволить, а что нет***. Этой схеме, однако, противоречит ситуация перехода власти от М.Горбачева к Б.Ельцину: никакого соглашения они не заключали, напротив, имела место конфронтация между

* Studies in Public Policy. Glasgow, 2001. N 349. Переведено с неболбшими сокращениями.

** Palma G. di. То Craft Democracies: An Essay on Democratic Transitions. Berkeley: University of California Press, 1990.

*** Pierson P. Increasing Returns, Path Dependence and the Study of Politics // American Political Science Review. 2000. Vol. 94. N 2. P. 251-2G8.

ними, в ходе которой харизматический тип руководства Б.Ельцина способствовал распаду Советского Союза и поспешному оформлению постсоветских режимов.

Определяющим понятием политической жизни России в первые годы ее существования была власть в виде грубой силы. Яркие проявления этого: поражение коммунистического путча в августе 1991 г. и успешный штурм Белого дома, проведенный верными Б.Ельцину войсками в октябре 1993 г. Эти события определили, кто не будет править в России, однако не установили правил, по которым Россия управляется сегодня.

Насколько хороши были старые добрые времена? Ретроспективно многие граждане России склонны считать время правления Л.Брежнева (1964-1982 гг.) утраченным золотым веком. Когда в рамках NRB респондентов просили оценить советскую систему управления при помощи шкалы "рай/ад" со значениями от +100 до -100, то значительное большинство опрошенных дали советскому режиму положительную оценку (рис. 1).

Более того, доля тех, кто дает советскому режиму позитивную оценку, растет: в 1992 г. таких было лишь 50%, в 1996 г. — 60%, а после 1998 г. благоприятное видение доперестроечных времен разделяли уже не менее 70% респондентов.

Вместе с тем исторический обзор реальных событий эпохи Брежнева показывает, что это время было не столь безоблачным. Для партийной номенклатуры оно было беспрецедентно спокойным*. Ее представителям не приходилось опасаться за свою жизнь, как при И.Сталине или за свою карьеру, как при Н.Хрущеве. Незыблемость позиций тех, кто занимал важнейшие посты в партии и государстве, привела к постепенному старению высших эшелонов власти.

В начале 1982 г., последнего года правления Брежнева, средний возраст членов Политбюро составлял более 70 лет. Клиентельные отношения, являвшиеся характерной чертой советской политической жизни, переживали период невиданного расцвета, коррупция росла по мере ослабления страха перед наказанием и утраты веры в высшие идеалы советской системы. Если эпоха Брежнева была самым стабильным периодом советской истории, то она была и самым циничным временем**.

Для тех, кто надеялся увидеть признаки поступательного движения в советском обществе (одним из таких был М.Горбачев), застой эры Брежнева стал причиной глубо-

* Brown A. The Brezhnev Era, 1964-82 // The Cambridge Encyclopedia of Russia and the Former Soviet Union / Ed. M.K.Brown, G.S.Smith. N.Y.: Cambridge University Press, 1994. P. 125.

** См. также: SimisK. The Corrupt Society: The Secret World of Soviet Capitalism. N.Y.: Simon & Schuster, 1982.

кого разочарования в системе. Кроме того, прогрессирующая жесткость, утрата политической гибкости способствовали накоплению ошибок в управлении, неумолимо приближая падение советского режима*.

Оценить реальный уровень жизни советских людей в эпоху Брежнева довольно сложно из-за существенных пробелов в статистических данных за этот период. Составлению объективной картины мешает как замалчивание данных за значительные промежутки времени, так и публикация неточных или неполных сведений, например, данных об объемах производства в отраслях советской экономики, национальном доходе, который не был тождествен ВВП, а также откровенно ложных цифр ("ретуширование" статистики с целью продемонстрировать более благоприятную динамику процессов, например, в области детской смертности).

Жизнь советских людей в эпоху Брежнева стала очень спокойной, тем не менее показатель продолжительности жизни не вырос (рис. 2). Согласно официальной статистике, вскоре после прихода к власти Брежнева средняя продолжительность жизни мужчин составляла 64,3 года, женщин — 73,4 года. К 1981 -1982 гг., когда жизнь измученного старческими болезнями Брежнева подходила к концу, "лучшее", о чем могла сообщить советская статистика, — это снижгпие на 2,3 года средней продолжительности жизни мужчин и рост всего лишь на 0,1 года для женщин**.

Сравнение трендов продолжительности жизни в СССР и в развитых капиталистических обществах позволяет оценить стоимость советской стагнации, выраженную в человеческих жизнях. В 1965 г. разница в продолжительности жизни мужчин в СССР и средним значением восьми наиболее развитых капиталистических стран, включая США, Германию, Японию и Швецию, составляла 3,8 года. К 1970 г. разрыв увеличился до 5,5 лет, поскольку в СССР этот показатель снизился более, чем на 1 год, а в капиталистических странах он вырос. К 1975 г. разница достигла 7,4 лет в связи с улучшением состояния здоровья населения в капиталистических странах и стагнацией в СССР. Дальнейшее развитие ситуации свелось к тому, что на момент смерти Брежнева советский мужчина в среднем жил на два года меньше, чем 15 лет назад, когда свой пост вынужден был оставить Н.Хрущев. Продолжительность жизни населения развитых стран за этот же период в

* WinieckiJ. The Distorted World of Soviet-Type Economics. L.: Routledge, 1988; Roeder Ph.G. Red Sunset: The Failure of Soviet Politics. Princeton: Princeton University Press, 1993.

** Boutenko I.A., Razlogov K.E. Recent Social Trends in Russia 1960-1995. Montreal: McGill-Queen’s University Press, 1997. P. 9. Cp: Anderson B., Silver B.D. Sex Differentials in Mortality in the Soviet Union // Population Studies. 198G. Vol. 40. P. 191-214; Nlesle F., Shkolnikov V., VallinJ. Mortality by Cause in the USSR in 1970-1987: The Reconstruction of Time Series //' European Journal of Population. 1992. Vol. 8. P. 281-308.

среднем выросла на три года. Таким образом, за время правления Л.Брежнева разрыв в продолжительности жизни в странах Запада и Востока у мужчин увеличился до 9,5 лет, а у женщин — с менее чем 1 года до 4 лет.

Даже в тех случаях, когда по каким-то показателям в СССР наблюдался рост (например, по числу личных автомобилей), страна неизменно отставала от стран социалистического лагеря, которые, в свою очередь, отставали от западноевропейских стран*. Число личных автомобилей на 1 тыс. жителей в 1960 г. в ФРГ составляло 81, в Польше — 4; в 1971 г. — 223 и 15 соответственно. Доля автовладельцев росла в это время и в СССР, однако к 1980 г. она составляла лишь 30 на 1 тыс. жителей (менее 1/2 от польских показателей и менее V12 от западногерманских).

Между 1980 г. и 1990 г. число личных автомобилей продолжало расти, достигнув в СССР 58 штук на 1 тыс. жителей, однако из-за существенно более низкого уровня жизни населения разрыв с ФРГ все увеличивался — там на 1 тыс. жителей приходилось уже 412 машин (рис. 3).

Кроме того, стоит заметить, что статистические данные, касающиеся экономического развития советских времен, преувеличивают интенсивность роста. За единицу сравнения в ней принимается автомобиль как таковой, подразумевая, что якобы "Лада" советского производства эквивалентна автомобилю марки "Фольксваген" или "Мерседес". Это допущение было опровергнуто состоятельными россиянами после 1991 г., когда обеспеченность населения автомобилями росла не только за счет увеличения выпуска новых отечественных машин, но и приобретения подержанных и новых иномарок теми, кто мог себе это позволить.

Произошедшие в политической системе России в конце 1980-х годов перемены общемирового значения (окончание "холодной войны" или введение в политическую практику свободных выборов, многопартийности) не оказали немедленного и прямого воздействия на жизнь граждан страны. Тем не менее россияне, становление политических взглядов которых произошло в эру Брежнева, под влиянием родителей и учителей, научившихся выживать

* A Society Transformed: Hungary in Time-Space Perspec-

tive / Ed. R.Andorka, T.Kolosi, R.Rose, G.Vukovich. Budapest: Central European University Press, 1999. P. 188.

в период правления Сталина, отмечают существенное увеличение диапазона того, что они теперь могут сказать или сделать, не рискуя вызвать ответную реакцию со стороны государства. В советское время россияне не имели тех прав, которые считаются само собой разумеющимися в странах с развитой демократией: свободы совести, свободы организаций*. Участие в коммунистических политических организациях, таких, как комсомол, было непременным условием для тех, кто собирался делать карьеру, тогда как отказ вступить в подобные организации, находившиеся под руководством партии, мог поставить крест на дальнейшем продвижении и по социальной лестнице. После того, как партия утратила функцию "всевидящего ока", необходимость в подобных шагах для людей отпала. Чтобы изучить новую ситуацию, в рамках NRB был разработан индекс свободы, базирующийся на сопоставлении того, что люди могут делать при новом режиме с тем, что им было позволено при старом.

Смена советского партийного государства слабым современным режимом дала простым гражданам России значительно большую независимость от государственного аппарата (табл. 1). В каждом опросе из серии NRB абсолютное большинство россиян заявляют, что чувствуют большую свободу в вопросах выбора религии, свободы слова, участия в организациях, а также в определении собственной политической активности. Кроме того, численность россиян, ощущающих большую свободу, чем в прежние времена, возрастает. В 1993 г., когда такой вопрос задавался впервые, в среднем 64% респондентов говорили, что чувствуют себя свободнее, чем при старом режиме; к

2001 г. доля тех, кто так считает, увеличилась до 82%. Принимая во внимание, что, по мнению англо-американских теоретиков, участие в политической жизни — неотъемлемая черта гражданского общества**, следует сделать вывод, что россияне используют эту свободу преимущественно

* Berlin I. Two Concepts of Liberty: An Inaugural Lecture. Oxford: Clarendon Press, 1958; Rose R. Freedom as a Fundamental Value /'/ International Social Science Journal. 1995. Vol. 145. P. 457-471.

** Almond C.A., Verba S. The Civic Culture. Princeton: Princeton University Press, 19(i3; Putnam R.D., Leonard R., Nanetti R.Y. Making Democracy Work. Princeton: Princeton University Press, 1993.

Таблица 1

Свобода от государства: тогда и сейчас ("Как Вам кажется, по сравнению с тем, что было до перестройки, сейчас стало легче или труднее?")

(в % от общего числа опрошенных в каждом году)

Вариант ответа Год Изменение

1993 1994 1996 (а) 1996 (Ь) 1998 2000 (а) 2000 (Ь) 2001

Решать вопросы своей религиозной стало легче жизни: 71 83 80 80 79 83 84 88 17

осталось, как было 29 15 17 16 16 14 14 11 -18

стало труднее 6 2 3 4 5 2 2 1 -5

Свободно говорить все, что думаем. стало легче ь: 65 73 74 76 73 79 81 78 13

осталось, как было 27 18 21 20 21 15 13 16 -11

стало труднее 8 8 6 4 6 5 6 6 -2

Вступать в любые организации: стало легче 63 77 82 79 75 77 76 81 18

осталось, как было 28 18 14 15 18 16 17 15 -13

стало труднее 9 5 3 5 7 6 6 4 -5

Свободно решать участвовать или ь стало легче от в ПОЛИТИ‘ 57 еской жизни 62 69 63 66 70 73 81 24

осталось, как было 39 33 27 32 27 23 23 16 -23

стало труднее 4 5 4 4 7 6 4 3 -1

Таблица 2

Масштаб обнищания ("За последний год приходилось ли Вам (Вашей семье) из-за недостатка денег ограничивать себя..?")

(в % от общего числа опрошенных в каждом году)

Вариант ответа Год Изменение

1993 1994 1995 1996 (а 1996 (Ь) 1998 2000 (а) 2000 (Ь) 2001

В еде: часто 29 22 30 33 39 19 28 31 24 -5

иногда 31 29 28 23 28 30 25 25 -6

редко 20 35 20 19 19 24 18 18 19

ни разу 20 43 21 19 19 29 24 26 33 13

В отоплен и часто 1, электричест 3 зе: 2 12 14 16 5* 8* 5* 6* 3

иногда 8 18 21 18 9 13 10 12 4

редко 10 6 18 19 19 12 16 15 12 2

ни разу 78 91 52 46 46 74 24 70 71 -7

В необходи часто :юй одежде: 30 34 43 44 43 32 49 44 40 10

иногда 29 26 26 24 27 25 26 28 -1

редко 21 37 17 18 18 19 13 16 15 -6

ни разу 20 22 15 12 15 21 13 14 18 -2

* В 1998, 2000 и 2001 гг. задевались отдельные вопросы по теплоснабжению и электроснабжению.

как возможность не участвовать в принудительных политических акциях*.

Блуждание наугад. Хроника общественной жизни России последнего десятилетия изобилует примерами потрясений, оказавших огромное влияние на повседневную жизнь. К ним относятся, например, крах плановой экономики осенью 1991 г. или дефолт в августе 1998 г.

Реакция россиян на потрясения. Когда политические затруднения угрожают конфликтом во властных структурах, большинство простых граждан предпочитают оставаться от этих проблем в стороне. Для них главное — выдержать, т.е. иметь некий прожиточный минимум и возможность немного побаловать себя по воскресеньям, в день рождения или в другой праздничный день. Не все нововведения, однако, удается игнорировать — приход рыночной экономики заставил себя заметить.

* Ср: Linz J.J. Totalitarian and Authoritarian Regimes. Boulder: Lynne Rienner Publishers, 2000.

Когда уровень жизни формируется под принудительным давлением извне, многие люди вынуждены обходиться без некоторых повседневных товаров. Это, однако, не означает, что они нищие. Обнищание — это продолжительный процесс, являющийся следствием того, что людям приходится ограничивать себя в насущных потребностях. С 1993 г. в рамках МЯВ была поставлена задача, связанная с проблемой выяснения распространения бедности среди россиян. С этой целью респондентов спрашивали о том, как часто им приходилось ограничивать себя в еде, при покупке одежды, оплате отопления и электричества. Частоты ограничений по разным категориям благ весьма отличаются друг от друга: наиболее часто россияне ограничивают себя в покупке одежды, меньше — в еде, еще меньше — в отоплении (табл. 2). Россиянам сравнительно редко приходится отказываться от отопления, так как цена на электроэнергию для частных потребителей удерживается на уровне ниже мировой рыночной: частные энергетические компании все еще сохра-

И Адаптация: никогда или редко ограничивают себя в еде, одежде или отоплении

Д Гибкость: редко или иногда ограничивают себя в еде, одежде или отоплении

И Обнищание: часто ограничивают себя в еде, одежде или отоплении

Рис. 4. Реакция на потрясения: адаптация, гибкость или об ннщание (в % от общего числа опрошенных)

няют тесную связь с Кремлем, а поставки энергии осуществляются через систему коммунального хозяйства.

В том, до какой степени и в чем россияне себя ограничивают, наблюдается определенная закономерность, не зависящая от макроэкономических спадов и подъемов. Для всех рядов данных в таблице 2 средняя величина изменений за восемь лет составляет не более 5%. Большинство респондентов сообщили, что иногда не покупают необходимой одежды; иногда или редко ограничивают себя в еде; крайне редко или никогда не отказываются от отопления жилищ. Те, кому всего этого удалось избежать, составляют меньшинство, однако столь же немногочисленны и те, кому подобные лишения приходится испытывать постоянно. Лишь 6% респондентов в 2001 г. заявили, что им приходилось ограничивать себя в продуктах двух или трех категорий, и 14% никогда не знали лишений, 80% всех респондентов так или иначе приходилось их испытывать.

Когда волна проблем захлестывает общество, лучше всего держать голову над водой. Если Вас все-таки накрыло, надо постараться вынырнуть. У граждан России есть и третья альтернатива — стать бедняками*. Адаптация наступает, когда люди находят возможность обеспечить свою семью всем необходимым в новых изменившихся условиях, либо используя для этого старые связи, либо осваивая возможности формирующегося рынка. Если такое решение проблем оказывается невозможным, россиянам приходится проявлять изворотливость, ремонтируя старые вещи взамен покупки новых. Если в семье нет денег, чтобы купить одежду, приходится латать дыры до тех пор, пока не появятся средства на покупку новых вещей. Если невозможно купить что-то к праздничному столу, в ход идут овощи, выращенные на дачном участке. Изворотливость подразумевает преодоление сложностей, возникающих в переходный период. Обнищание же — результат вынужденного отказа от многих нужных вещей. Ненадежность снабжения и постоянный дефицит,

* Rose R. Adaptation, Resilience and Destitution: Alternative

Responses to Transition in the Ukraine // Problems of Post-Com-

munism. 1995. Vol. 42. N 6. P. 52-61.

сопровождавшие советскую плановую экономику, научили россиян адаптироваться и проявлять изворотливость*.

Сравнивая частоту, с которой россиянам приходится или не приходится отказывать себе в самом необходимом, мы видим, что большинство респондентов вынуждены проявлять изворотливость (рис. 4). К 2001 г. 34% респондентов уже приспособились к изменившимся условиям, примерно 50% из них прошли этот процесс, не испытывая лишений. 60% стали еще изворотливей и, однажды попав в ситуацию, когда им пришлось ограничивать себя в чем-либо, находили способы, чтобы вновь не оказаться в подобном положении. Лишь 6% составили обедневшую группу. Как правило, они вынуждены постоянно экономить на товарах минимум двух категорий — еде и одежде. Длительное пребывание в таких условиях неминуемо сказывается на здоровье, иногда становится даже опасным для жизни. Данные панельных исследований в Венгрии свидетельствуют, что в течение 18 месяцев подавляющему большинству тех, кто отказывался от насущного в течение года, все же удавалось найти выход из сложившейся ситуации.

Секрет российской изворотливости и адаптации заключается в том, что подавляющее большинство не рассчитывают исключительно на официальный рынок. В советское время многие прибегали к помощи "черного" рынка, который функционировал на основе неденежных расчетов или на иных формах расчета, законного или нелегального, но позволял достать то, что нужно**, С крушением советской системы россияне не отучились пользоваться неформальными путями получения материальных благ, NRB позволил систематизировать способы адаптации и приспособления***.

Ответом населения на патологические перекосы в советской экономике стала защитная стратегия, позволяющая компенсировать скудную зарплату или пенсию, прибегая к видам товаров и услуг, созданных вне сферы товарного обращения, например, выращиванию овощей на собственном приусадебном участке или оказанию взаимных услуг родственниками и знакомыми. Россияне пытались справиться с материальными трудностями, используя защитные механизмы экономического поведения. Примечательно, что и те, кто пользуется лишь официальными экономическими каналами, и те, кто полагается лишь на неформальные связи, в равной степени обеспечивают себя потребительскими товарами, имеющими вполне реальную цену, в том числе и дорогостоящими.

В центре внимания журналистов, занимающихся исследованием путей приспособления к сложным экономическим условиям, обычно оказываются возможности неофициальной подработки, например, торговля на улице, частный извоз или изготовление неучтенной продукции на предприятии. Однако для того, чтобы эти механизмы заработали, должен возникнуть достаточно устойчивый спрос, т.е. значительное число людей, готовых платить за "серые" товары и услуги. В 1991 г. 21% россиян приходилось "вертеться", занимаясь не только своей официальной работой, но и дополнительными, неформальными приработками. К 2001 г. доля таких предприимчивых людей снизилась до 18%. Те, кто полагается исключительно на ресурсы официальной экономики, составляют основу статистического учета бедности, который ведется Международным

* Ср.: Ledeneva A.V. Russia's Economy of Favours. Cambridge: Cambridge University Press, 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

** Grossman G. The ’Second’ Economy of the USSR // Problems of Communism. 1977. 26, 5; KatsenelinboigenA. Coloured Markets in the Soviet Union // Soviet Studies. 1977. Vol. 29. N 1 P. 62-85.

*** Rose R. Contradictions between Micro and Macro-Economic Goals in Post-Communist Societies // Europe-Asia Studies. 1993. Vol. 45. N 3. P. 419-444.

Рис. 5. Стратегия преодоления трудностей (в % от общего числа опрошенных в каждом году)

Защитная — одинаково важны поступления как от официальной экономики, так и социальные выплаты,

гибкая — теневая экономика — одна их двух наиболее важных; уязвимая — важны поступления только от официальной экономики, маргинальная — только социальные выплаты или отказ от ответа.

валютным фондом и Всемирным банком, и могут быть отнесены к категории уязвимых, так как у них нет путей отступления в случае ухудшения ситуации. В начальный период реформ, в 1992 г., в их число входило около 35% населения, в 1995 г. — лишь 11%. В 2001 г. 18% респондентов рассчитывали только на услуги официальной экономики, причем у большинства из них материальное обеспечение было ниже среднего уровня по стране. В 2001 г. самой немногочисленной группой оказались маргиналы — остаточная категория россиян, стратегия преодоления трудностей которыми совершенно выбивается из общей схемы (рис. о).

Постепенные изменения, благоприятные и не очень. Сравнивая перемены по всем описанным параметрам от года к году, мы подтверждаем правило, сформулированное Аристотелем: "Складывая малые величины, не получишь большую". Россияне, пережившие события минувшего десятилетия, пожалуй, согласятся с Аристотелем в одном: результат происшедших трансформаций можно оценить, только суммировав воздействие ежегодных изменений на их жизнь. Отдельные экономические индикаторы могут свидетельствовать лишь о незначительных изменениях: в лучшую ли сторону, в худшую ли или сразу в обоих направлениях — все зависит от выбора индикатора.

Рост потребления. Несмотря на потрясения, обрушившиеся на россиян в период трансформаций, большинство из них улучшили свое благосостояние и получили возможность приобретать товары длительного пользования. В ходе первого опроса МЯВ 20% респондентов являлись владельцами автомобилей. К 2001 г. доля семей, имеющих автомобиль, увеличилась до 29%. Вторым индикатором был избран такой, как наличие видеомагнитофона, — предмет, появившийся в обиходе россиян только после крушения советской системы. Стоимость видеомагнитофона превышала в несколько раз месячную зарплату, и

за него нужно было платить наличными, его нельзя было приобрести частным образом по договоренности, как, например, медицинскую помощь, и невозможно было вырастить его на дачном участке. В июле 1996 г. 27%. опрошенных заявили, что у них дома есть видеомагнитофон. Пять лет спустя доля его обладателей выросла до 42%. Характерно, что россияне, зачастую вынужденные отказываться от более насущных вещей, стали приобретать видеомагнитофоны и другие подобные предметы, которые повышают качественный уровень их жизни.

Обесценивание денег. Инфляция — первоочередная забота каждого, кто живет в условиях денежной экономики, независимо от того, работает ли он, является ли безработным или вышел на пенсию. Для россиян инфляция — проблема даже большая, чем безработица*. Политиков и журналистов часто интересует то, какое воздействие на рост цен оказали предпринимаемые ими действия и события последних месяцев. Поэтому показатели инфляции, которые пестрят в заголовках новостей, отражают лишь изменения последнего периода и сравниваются с аналогичными предыдущими показателями за месяц, квартал или год. Если последняя цифра оказывается ниже, чем предыдущая, это оценивается положительно, если выше, то свидетельствует об инфляции. Однако практика выведения годовых показателей путем суммирования ежемесячных данных предполагает допущение, что последующие 11 месяцев должны пройти, как и предыдущий, что нельзя делать в условиях существующей нестабильности в экономике России.

Сравнения ежегодных показателей уровня инфляции начиная с 1992 г., свидетельствуют о снижении темпов обесценивания денег**. После драматического роста уровня инфляции в 1992 г. до 2500%, последовавшего за введением рыночных цен, в последующие годы уровень инфляции составлял около2/:}(в 1993) и :!/4(в 1994) .В 1995г. инфляция снизилась вдвое, а в 1996 г. составила менее, чем (рис. 6). С тех пор ежегодный показатель уровня инфляции, хотя и выражался двузначными цифрами, чаще снижался, чем рос. Достигнутая таким образом стабильность, просуществовавшая до августовского обвала 1998 г., иногда трактуется как свидетельство того, что российское правительство контролирует рост цен и стремится довести уровень инфляции до низких показателей, характеризующих устойчивую рыночную экономику.

Тем не менее рядовые граждане больше ориентируются на суммарные показатели инфляции, именно на них ориентируются, чтобы оценить ежегодный рост цен. Как показывает суммарный индекс инфляции, цены растут независимо от показателя конкретного года, который свидетельствует о росте или снижении инфляции (см. рис. 6). Более того, снижение индекса инфляции в условиях высоких цен может привести к повышению абсолютного уровня роста цен. Например, резкое снижение официального уровня инфляции в 1993 г., по сравнению с предыдущим годом, привело к росту цен в 8 раз, а падение в следующем году — к дополнительному росту цен в 3 раза. В целом за два года цены выросли на 2400%. С начал 1998 г. и до конца 2000 г. совокупное воздействие колеблющихся уровней инфляции в 84%, 37 и 20%. привело к кумулятивному эффекту: цены в ходе подготовки к последним президентским выборам и после них выросли в 3 раза.

* fiose R. What Is the Demand for Price Stability in PostCommunist Countries? // Problems of Post-Communism. 1998. Vol.45.N2.P. 43-50.

** European Bank for Reconstruction and Development (EBRD). Transition Report Update. L.: EBRD, 2001. Apr. 16.

_____________________________________________________________________Год

Рис. 6. Суммарный показатель инфляции 1992—2000 гг.

Источник: European Bonk for Reconstruction and Development, Transition,

2000. P. 205.

и организаций социальной сферы, таких, как больницы и школы. Невыплаты были также распространены во вновь созданных частных фирмах, в которых проблемы с несвоевременным поступлением наличных денег вынуждали номинально рыночные компании задерживать либо вовсе не платить зарплату.

Когда в 1995 г. проводили замеры масштабов невыплат, выяснилось, что лишь 48% работавших получали зарплаты регулярно. Несмотря на то, что дело шло к выборам, наблюдалась тенденция к ухудшению. К лету 1996 г. лишь 22% работавших получали зарплату вовремя, одновременно росло число тех, кто вообще не получал заработанные деньги. С тех пор наметилось улучшение: к последним выборам 50% работников стали получать зарплату регулярно, а в 2001 г., по оценке МЯВ, более 50% получали зарплату вовремя. Такое изменение ситуации — несомненный прогресс. Однако тот факт, что россиянам пришлось пережить десятилетие неуверенности в том, что им выплатят заработанное, свидетельствует о необходимости в России еще большого количества времени для построения современнойрыночнойэкономики.

Таблица 3

Как люди выживают ("Какое из следующих высказываний точнее всего отражает положение с деньгами в Вашей семье в течение последних 12 месяцев?")

(в % от общего числа опрошенных в каждом году)

Год Изме_ нения

1992 1993 1994 1995 1996 (а) 1996 (Ь) 1998 2000 (а) 2000(Ь) 2001

Мы сделали/увеличили свои сбережения 13 11 8 18 6 10 10 5 5 8 _5

Мы только сводили концы с концами, сделать сбережения не удалось 49 64 69 48 48 50 53 58 52 55 6

Нам приходилось занимать деньги 10 12 * 23 35 27 30 22 15 19 9

Мы израсходовали часть сбережений 27 13 * 4 5 6 3 9 19 13 _14

Мы израсходовали часть сбережений и занимали деньги ж о 5 7 4 5 8 5 _1

* В 1 994 г. этих вариантов ответов не было.

Шаг вперед, шаг назад. Грустная логика науки экономики такова, что за все выгоды приходится платить, причем платить вперед. Это значит, что для того, чтобы ситуация в российском обществе улучшилась, она должна сначала ухудшиться. Полвека назад Й.Шумпетер ввел понятие "конструктивное уничтожение", описывая им способ, каким фирмы выживали конкурентов в ходе экономического развития*. Это понятие удачно объясняет, как после Второй мировой войны в течение десятилетия болезненного восстановления германская экономика из руин превратилась в самую динамичную в Европе.

Выплата зарплаты, основополагающая составляющая любой рыночной экономики была не столь важна в СССР, так как твердые цены приводили к нехватке товаров в магазинах и к избытку денежной массы. В отсутствие предложения товаров люди аккумулировали сбережения, поскольку приобрести что-либо можно было чаще всего через знакомых, а не в соответствии с количеством имеющихся денег. Движение российской экономики к рынку было скачкообразным, о чем свидетельствуют расчеты между предприятиями на основе бартера, а также опыт принудительных займов, практиковавшийся отдельными работодателями, задерживавшими выплату зарплаты работникам. От несвоевременных выплат зарплаты в основном страдали сотрудники государственных предприятий

* Schumpeter J.A. Capitalism. Socialism and Democracy. 4th ed. L.: George Alien & Unwin, 1952.

Стабилизация и стагнация. В ситуации, когда из-за потрясений трансформационного периода уровень жизни падает, приостановление ухудшений уже трактуется как улучшение (ср. с "законом ямы" бывшего министра экономики Великобритании Д.Хили: "Если Вы оказались в яме, первое, что нужно сделать, это перестать копать"). Однако если удача не улыбнется, стабилизация может стать прелюдией к стагнации.

Крушение командной экономики на посткоммунисти-ческом пространстве привело к снижению официально принятого показателя ВВП. Главным отличием, которое наблюдалось при сравнительном анализе по странам, стали темпы этого снижения. В Польше, например, методы "шоковой терапии" позволили остановить быстрое снижение темпов экономического развития еще до конца

1992 г., аналогичные меры в Чехии и в Венгрии дали эффект в 1994 г.

Лучшим доказательством успешного приспособления к нестабильной экономике является то, что люди всецело полагаются на те ресурсы, которыми обладают. В опросе МЯВ задавался вопрос, удалось ли респонденту прожить год, не занимая денег и не тратя сбережений, ответы на который демонстрируют высокий уровень стабильности (табл. 3).

Совсем немногим удалось сделать сбережения, абсолютное же большинство только-только сводило концы с концами. В начале рыночных преобразований в 1992 г. свести концы с концами удавалось 62% россиян. К сере-

%

... ...!---l"‘nn---1-- I ---1-- -1- I .....

1995 1996 (a) 1996 (b) 1998 2000 (a) 2000 (b) 2001

Год

Рис. 7. Своевременность выплаты зарплаты ("Случалось ли с Вами в течение последних 12 месяцев, что Вы получали зарплату с задержкой (Вам задерживают ее в настоящий момент)?")

дине 2001 г. их доля была всего на 1% выше. В промежутке данные колебались то вверх, то вниз, однако результат этого скачкообразного движения по бездорожью оказался нулевым.

Стагнация в целом в сочетании с низким уровнем инфляции демонстрирует ту изворотливость россиян, которая дала возможность приспособиться к новым условиям, чтобы в течение нескольких лет не прибегать к займам и не тратить сбережения, если такие имелись. При отсутствии постоянной работы или выплат зарплаты россияне тратили освободившееся время на выращивание продуктов питания, случайную работу по оказании помощи друзьям или для приработков в сфере теневой экономики. Если не было ни одного из таких занятий, людям приходилось одалживать деньги, причем 78% россиян занимали у друзей или родственников, что в 7 раз превышает число тех, кто рассчитывал занять деньги в банке. Исследования в Британии и Австрии показали, что и в странах с рыночной экономикой 20% взрослых жителей занимают деньги или тратят накопленное в течение года. Однако различие между рыночной экономикой в этих странах и экономикой российской состоит в том, что в первом случае 80% тех, кто живет лишь за счет текущих доходов, получают их в сфере официальной экономики, а не от выращивания картошки, огурцов или от ненадежной занятости в теневых сферах.

Стабилизация: в чем? Для общества в период трансформации самые трудные — первые несколько лет, поскольку нестабильно все: система управления, стоимость денег и даже сами границы государства. В настоящее время этот период завершен. Через десять лет с момента начала проведения рыночных реформ вероятность того, что следующий год будет похож на текущий, существенно выше, чем в начале 90-х годов. Конституционная передача президентской власти от Б.Ельцина В.Путину в последний день прошлого тысячелетия является хорошим симптомом, свидетельствующим о том, что дела постепенно налаживаются.

Государство, которое возглавляет Владимир Путин, можно в лучшем случае охарактеризовать как неполную демократию*. Хотя принцип демократии во время выборов

* Rose R., Shin D.C. Democratization Backwards: The Problem of Third-Wave Democracies // British Journal of Political Science. 2001. Vol. 31. N 2. P. 331-354.

Таблица 4

Российская стабилизация при В.Путине ("Насколько изменилась ситуация в стране после избрания Владимира Путина Президентом России по сравнению с тем, какой она была при Борисе Ельцине?")

(в % от общего числа опрошенных в каждой группе)

Ситуация в стране Улучшилась Осталась прежней Ухудшилась

Положение дел в области социальной защиты малообеспеченных слоев населения 55 35 10

наведения порядка в обществе 46 46 8

равенства всех перед законом, включая государственных чиновников и "олигархов" 37 56 7

сдерживания роста цен 25 46 29

снижения уровня преступности 20 63 17

был соблюден и система выборов была институционализирована, правительство все равно не несло ответственности перед населением из-за недостаточно развитых институтов гражданского общества и скорее плавающей, чем стабильной партийной системы. Слабые законы, а, по данным Transparency International Corruption Index*, Россия занимает одно из первых мест в мире по коррумпированности правительственных чиновников, дискредитируют государственную власть и негативно сказываются на активности иностранных инвесторов. Сегодняшняя российская стабилизация означает снижение ожиданий населения, что приводит к более устойчивому, но весьма далекому от совершенства его положению.

Свои надежды В.Путин в своем обращении накануне наступления нового тысячелетия связывает с развитием экономики, однако они имели мало общего с предшествовавшими действиями и ориентированы на весьма отдаленное будущее. По словам В.Путина, его советники прогнозируют, что если России удастся поддерживать темпы экономического роста на уровне 8% в год на протяжении 15 лет, то к 2015 г. она достигнет уровня жизни Португалии образца 1999 г. Сравнивая предположения В.Путина с данными Мирового банка за 2001 г., следует сделать поправку: Россия сможет достичь уровня Португалии-99 не раньше 2020 г.

Внушительная победа В.Путина на выборах в 2000 г. и стабильная поддержка 75% населения, оказываемая ему после избрания, свидетельствуют о его популярности как политика. Однако популярности недостаточно, чтобы преодолеть силу политической инерции. В десятый опрос NRB был включен вопрос об оценке достижений президента В.Путина в основных областях государственной политики (табл. 4). Большинство респондентов отметили стабильность ситуации. В четырех областях: сфере общественного порядка, утверждении верховенства закона, борьбе с преступностью и противодействии повышению цен большинство россиян не видят серьезных перемен при В.Путине. Большинство населения считает, что положительные сдвиги произошли лишь в области социальной защиты — повышение пенсий и более регулярная выплата зарплаты.

Любой президент не застрахован от неприятных неожиданностей, будь то ядерная катастрофа типа Чернобыля или военные действия в Чечне, которые могут про-

* См.: <www.transparency.org>.

изойти в любой части России. И хотя не очень большая часть респондентов считает, что такие бедствия возможны и сегодня в России, однако ввиду последних событий их число может увеличиться.

В то время как большинство россиян готовы проголосовать за любую из антидемократических альтернатив — возвращение коммунистического строя, диктаторское правление, роспуск Думы и отмену выборов или даже их сочетание, среди респондентов нет единого мнения о том, какую из этих акций поддержать в первую очередь. Идея возвращения к коммунистической системе управления является, безусловно, утопичной, каковой ее сделали события, произошедшие после 1990 г. Положение Государственной Думы устойчиво, несмотря на то, что в 2001 г. 51% респондентов приветствовали бы приостановление деятельности парламента, половину этой группы составляют разочарованные сторонники авторитаризма, желающие ее роспуска, но не верящие, что это может произойти в действительности.

Революция несбывшихся надежд. События последнего десятилетия продемонстрировали грандиозный ресурс терпения россиян. А ведь многие социологи предрекали, что в случае разрушения советской системы социальной защиты толпы протестующих на улицах и на предприятиях свергнут новый режим под руководством Б.Ельцина*. В январе 1992 г., поданным опроса N1113, 93% россиян считали возможными массовые выступления против такого явления, как инфляция, 81% — против современной политической ситуации и 76% — против растущей безработицы. На вопрос о своем участии в подобных акциях 57% опрошенных заявили, что будут или, возможно, будут участвовать в массовых выступлениях против роста уровня инфляции, 44% — безработицы и 37% — сложившейся политической ситуации, если такие акции будут иметь место.

Казалось бы, все 1990-е годы жизнь россиян сопровождали безработица и политическая нестабильность, давая повод для массовых протестов. Хотя противостояние между Государственной Думой и президентом осенью

1993 г. и имело огромное значение для определения дальнейшего политического курса России, тем не менее москвичи предпочли открыто не выступать ни за одну из сторон. В течение всего десятилетия россияне старались отсиживаться в сторонке или выращивать на даче свою

* Przeworski A. Sustainable Democracy. N.Y.: Cambridge University Press, 1995.

картошку, а не выходить на улицу с политическими транспарантами.

Чем дольше существует Российская Федерация, тем больше в конце концов людей склоняются к одобрению существующего политического устройства (рис. 8). В первом исследовании NRB в 1992 г. лишь 14% граждан страны положительно характеризовали новый политический режим, 12% сохраняли нейтралитет, а 74% заявляли о негативной оценке. Впоследствии доля позитивных оценок росла, падала, снова росла в зависимости от текущих событий, но отрицательных голосов было все же относительное или абсолютное большинство. Качественное изменение ситуации было зафиксировано в десятом опросе NRB, когда 47% респондентов оценили современную политическую систему положительно и лишь 37% — отрицательно.

Предполагалось, что политические изменения укрепят демократию. И хотя руководитель страны сегодня избирается на основе всеобщего голосования, при отсутствии хорошей правовой базы современного государства преждевременно рассчитывать на то, что российские власти будут искать пути перехода от выборной демократии к полной. Столь же преждевременно заявлять о том, что будто россияне остаются твердыми приверженцами демократического правления. Данные десятого опроса NRB свидетельствуют о том, что большинство россиян позитивно оценивают идеи демократии, давая при ответе в среднем семь баллов по десятибалльной шкале. В то же время уровень демократичности современной политической системы России был оценен в среднем лишь в 5,5 баллов. Это означает существование примерно равных групп, считающих, что правление в России соответствует демократическим нормам, и тех, кто отрицает этот тезис. Более того, когда респондентам задали вопрос о том, насколько демократия как способ государственного правления вообще подходит для современной России, мнения опять-таки разделились почти поровну — 5,6 баллов.

Значительный сдвиг в российском общественном мнении связан с переходом от ностальгии по коммунистическому режиму к вялой готовности смириться с существующим. В 1992 г. 44% россиян одобряли "старый", доперестроечный политический режим и отвергали "новый". Вторую по величине группу составляли скептики, негативно оценивавшие и старую, и новую системы. К 2001 г., несмотря на существенный рост одобрения старого режима, доля его приверженцев и противников нового порядка сократилась до 39%. Это, однако, не отражает значительного роста предпочтений нового порядка перед старым.

Рис. 9. Терпение: с надеждой или без ("Как Вы думаете, принесут ли эти перемены, которые породили столько трудностей, рано или поздно положительные результаты большинству людей?") (в % от общего числа опрошенных)

В 1992 г. за новую власть уверенно высказывались 8% опрошенных, в 2001 г. — 13%. Главное изменение произошло в той части уступчивых россиян, которые готовы одобрить как старый, так и новый режим. В 1992 г. подобное мнение высказывали только 7% опрошенных, а к 2001 г. они составили вторую по численности группу — 33%.

Выносливость и терпение. Временные рамки в России сильно отличаются от тех, которые связывают с немедленным результатом получения вознаграждения потребительских обществ или от тех кропотливых расчетов студентов-медиков, которые берут кредит на оплату обучения. В России испокон веков существует традиция выносливости и терпения, молчаливого перенесения трудностей, и нет уверенности в том, что ныне живущее поколение избавится от этого*. Революционеры, подобные Ленину, ждали по четверть столетия, чтобы увидеть плоды своих трудов. Могущество советского государства приучило к терпению и Запад. В советские времена был популярен анекдот о человеке, обсуждающем с телефонной компанией сроки установки телефона в его доме. Дату назначают на 17 марта через пять лет. "До или после обеда?" — спрашивает заявитель. "Какая разница?" — раздражается чиновник. "Большая! Днем я уже получу машину".

Последнее десятилетие жизни в Российской Федерации тоже потребовало от граждан терпения в ожидании ответа на вопросы: сбудутся ли наконец их мечты и когда это произойдет? В 1993 г. на вопрос о том, когда они надеются достичь желаемого уровня жизни, 50% респондентов затруднились с ответом; 25% составили оптимисты, которые надеялись, что это произойдет в течение десять лет; 25% же выразили опасение, что этого не случится никогда. К 2001 г. доля оптимистов, ожидающих решения своих проблем в течение ближайших десяти лет, выросла до 36%, такое же число респондентов затруднились с от-

* Rose R. How Patient Are People in Post-Communist Societies? // World Affairs. 1997. Vol. 159. N 3. P. 130-144.

ветом. Оставшиеся 28% оказались пессимистами. Когда надежды на улучшение экономического положения граждан России не оправдываются, они просто отодвигают сроки ожидания этого на 2010 г. или еще на более отдаленную перспективу.

Опыт последнего десятилетия показывает, на какой зыбкой почве строились надежды "большевиков-рыноч-ников" на скорое превращение России в рыночную страну, а также мечты "большевиков-демократов", рассчитывавших на беспрепятственное внедрение полной демократии. В своей прощальной речи президент Б.Ельцин извинился перед гражданами страны за то, что реформы проводились такой высокой ценой и что выгоды от этих преобразований проявлялись не столь быстро, как хотелось бы. В своей инаугурационной речи В.Путин предостерег сограждан от ожидания стремительных перемен.

Однако россияне не оставляют надежд. На вопрос, заданный в 2001 г., о сроках, когда можно ожидать позитивных последствий от реформ для тех, кто пострадал более других в ходе их проведения, лишь немногие ответили, что такие времена не наступят никогда (рис. 9). Немного оказалось и тех, кто считал, что результаты от проводимых реформ можно ожидать в ближайшие пять лет; каждый пятый надеялся насладиться их плодами через десять лет, т.е. в 2011 г. Большинство же сохраняют терпение трех чеховских сестер и надеются, что это произойдет хоть когда-нибудь.

Перевод А.Леоновой

Андрей ЗДРАВОМЫСЛОВ Насилие в повседневной жизни*

Организация опроса. В конце 2001 г. — начале 2002 г. общественная организация "Женщины Дона" провела опрос чеченских женщин. Всего опрошенных — 257 человек. В качестве интервьюеров выступали постоянные и временные сотрудники, работающие в названной организации. Опрашивались женщины, проживающие в нескольких лагерях вынужденных переселенцев на территории Ингушетии (Аки-Юрт, Карабулак, Орджоникид-зевская) и Чечни (Грозный и Рошни-Чу), что в значительной мере предопределяет общее умонастроение респондентов.

В этих лагерях сосредоточены женщины и их семьи, в наибольшей степени пострадавшие от продолжающихся вооруженных действий на территории Чеченской Республики. Большая часть из них потеряла своих родственников и близких, их собственная жизнь неоднократно оказывалась под угрозой. Непосредственный результат военных действий для них — разрушение жилья и утрата ими постоянного места жительства, потеря имущества, работы и социального статуса, а самое главное — нет уверенности в каком-либо положительном исходе из сложившейся ситуации.

Поэтому ответы респондентов не могут быть интерпретированы как представительные (репрезентативные) для всего населения Чеченской Республики. Это ответы тех,

* Аналитический доклад подготовлен в рамках проекта РГНФ "Напряженность, конфликт, насилие в Северо-Кавказском регионе: макропроцессы и повседневность" (грант № 08-03-00338а). Опрос на тему "Чеченские женщины в вооруженном конфликте 1994-2000 гг." проведен с октября 2001 г. по февраль

2002 г. Союзом "Женщины Дона" (руководитель В.И.Череватенко) при финансовой поддержке Комитета программы по Глобальной безопасности и сотрудничеству совета по исследованиям в области социологии (SSRQ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.