Научная статья на тему 'Десять лет российскому научно-исследовательскому институту культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва'

Десять лет российскому научно-исследовательскому институту культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
179
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Десять лет российскому научно-исследовательскому институту культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва»

НАУЧНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ

ЖИЗНЬ

П.М.Шульгин, О.Е.Штеле

ДЕСЯТЬ ЛЕТ РОССИЙСКОМУ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМУ ИНСТИТУТУ КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ ИМ. Д.С. ЛИХАЧЁВА

Шульгин Павел Матвеевич - кандидат экономических наук, заместитель директора Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва.

Штеле Ольга Евгеньевна - кандидат географических наук, ученый секретарь Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва.

Одной из задач Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия, перечисленных в постановлении Правительства РФ о его создании в 1992 г., является «обоснование и разработка региональных программ сохранения и использования культурного и природного наследия (для различного типа регионов)».

Разрабатываемая новая концепция «уникальных историко-культурных территорий» предполагает прежде всего территориальный подход к сохранению наследия. Это вызвано тем, что такие территории пока не включаются в существующую систему охраняемых объектов. Между тем очевидно, что охрана и использование единичных («точечных») объектов не может быть эффективной вне окружающего их исторического и природного пространства. Это касается как природной системы, так и архитектурных комплексов.

Уникальные историко-культурные территории - это такие объекты, как например, малый исторический город с окружающими его старинными селами, архитектурными памятниками и природными угодьями. Это и старинные усадебные или монастырские комплексы; островные территории, в частности Кижи или Соловецкие острова, где природа, архитектура и человек составляют единое целое.

Институт наследия выделяет следующие типы историко-культурных территорий:

исторические города, исторические сельские поселения, исторические сельс-

десять лет российскому научно-исследовательскому институту культурного и природного

НАУЧНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ наследия им . д.с.лихдчёва

кие территории, монастырские комплексы, усадебные комплексы, поля сражений, исторические производственные территории, этноэкологические районы проживания малочисленных народов, археологические территории, исторические пути и дороги.

Система уникальных территорий может стать основой для сохранения живого наследия народов Российской Федерации. Интересно отметить, что понятие «экологический каркас» существует в экологической политике многих стран, принято оно и Европейским сообществом. Оно означает те районы (не только особо ценные, но и наиболее типичные для данной страны), природное наследие которых необходимо сохранить в целях обеспечения экологической чистоты лесов, рек, воздушного бассейна.

Нельзя не учитывать и того, что многие памятники культуры находятся в активной хозяйственной среде. На территории зон охраны живут люди, действуют предприятия. Вблизи памятников ведутся сельскохозяйственные работы, осуществляется производственная деятельность. Поэтому, чтобы создать систему уникальных территорий, нужна новая идеология - широкое экономическое образование, способное в комплексе решить проблемы не только сохранения, но и использования наследия.

Таким образом, сохранить наследие возможно на основе использования присущего региону специфического историко-культурного и природного ресурса, а не на базе искусственного внедрения промышленных и сельскохозяйственных технологий. Для ряда территорий, не располагающих значительным промышленным или аграрным потенциалом, ориентация на социокультурное богатство района становится реальной альтернативой в его развитии, не представляя угрозы экологии или социальной среде.

Такой подход непосредственно отвечает положению, содержащемуся в ст. 5 Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия и рекомендующему государствам-участникам «проводить общую политику, направленную на придание культурному и природному наследию определенных функций в общественной жизни и на включение охраны этого наследия в программы общего планирования»1.

Это предполагает прежде всего разработку особого статуса подобных территорий, с возможным изменением даже их административно-территориального состояния. Так, например, Валаам в данный момент имеет статус сельсовета. Долгое время в том же статусе находился и Соловецкий архипелаг. Кижи являются одним из рядовых сельских населенных пунктов. Большая же часть памятников

1. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО // Всемирное культурное и природное наследие: документы, комментарии, списки объектов. - М.: Институт наследия, 1999, с. 11.

десять лет российскому научно-исследовательскому институту

культурного и природного „

наследия им. д.с.лихачёва НАУЧНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ ^

просто находится на иждивении местной власти или на балансе какого-либо предприятия либо учреждения. Новый территориальный подход к сохранению и использованию наследия означает, что в ряде случаев таким объектам следует придать специфический статус административно-территориальной единицы, которая будет считаться уникальной исторической территорией.

С первых лет своего существования Институт разрабатывал комплексные региональные программы сохранения и использования историко-культурного и природного наследия. Это были программы разного уровня: уровень субъекта Российской Федерации (Калужская, Тверская область), уровень административного сельского района, отдельные территории (исторические города, усадьбы, сельские поселения).

Этот методический подход оказался плодотворным и востребованным. Так, в 1992 г. Верховный Совет РФ принял специальное постановление «О государственной программе социально-культурного развития Тверской области». Эта региональная программа в дальнейшем послужила основой федеральной целевой программы. В 1993 г. была также принята специализированная областная программа, получившая название «Калужская область - уникальная территория». Благодаря Институту исторический город Козельск включен в число первоочередных шести городов, которым оказана финансовая поддержка в рамках общереспубликанской программы «Возрождение».

Большую часть выполненных за минувшее десятилетие разработок составляют программы, касающиеся исторических городов: Боровска, Козельска и Мо-сальска в Калужской области, Торопца - в Тверской, Верхотурья - в Свердловской, Каргополя и его окружения - в Архангельской, Березово — в Ханты-Мансийском автономном округе, Ялуторовска, Ишима и Тобольска — в Тюменской, Суздаля и Покрова — во Владимирской, Тотьмы - в Вологодской области, Сарапула — в Удмуртской Республике. В результате были составлены не только перспективные планы в сфере культуры и сохранения наследия в этих городах, но и сформулированы предложения по общей стратегии развития городского хозяйства и законодательной деятельности.

Во многих случаях аналогичные программы разрабатывались не только для исторических городов, но и для всего сельского административного района: для Козельска, Мосальска, Торопца и соответствующих им районов. При этом достаточно подробно рассматривались также перспективы развития сельских исторических поселений, проводилось культурно-ландшафтное районирование территории, функциональное зонирование территории района.

Пожалуй, наиболее интересная программа подобного рода осуществлялась в Осташковском районе Тверской области (включающем озеро Селигер). Здесь был проведен мониторинг развития сельской территории, чрезвычайно богатой памятниками истории и культуры и одновременно представляющей уникальную для

десять лет российскому научно-исследовательскому институту культурного и природного

НАУЧНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ наследия им . д.с.лихдчёва

России природную среду (включающую и верховье Волги). Были сформулированы также предложения по особому статусу района Селигера.

Большое внимание уделялось и усадебным комплексам, в частности, подмосковной усадьбе Середниково. Архитектурный ансамбль усадьбы был создан в конце XVIII в., сегодня сохранились не только главное здание и соединенные колоннадой четыре флигеля, но и конный и скотный дворы, парк, аллеи, каскадные пруды и мосты. Это позволяет рассматривать усадьбу как целостный, практически ненарушенный комплекс. Он связан с именами М.Ю.Лермонтова, Столыпиных, что открывает перспективы для интересных музейных решений. Территория с разнообразными памятниками, расположенными вокруг усадьбы, практически не тронута.

Именно это обстоятельство позволило в 1990-х годах разработать перспективную программу развития музейного, учебно-образовательного, туристского и историко-производственного комплекса. Его центром стала собственно лермонтовская усадьба с функциями музея и образовательного. Намечалось также активное использование других объектов культурного и природного наследия региона - бывшей школы народных ремесел, связанной с именем В.И.Фирсановой, традиционного промысла краснодеревщиков, мемориальных мест, где в свое время трудились художник К.Юон и архитектор И.Леонидов. В соседних сельских поселениях предполагалось строительство малой туристской гостиницы и детского центра художественного образования; была разработана и программа сельскохозяйственного использования земель.

Подобный комплексный подход был применен и в программе развития усадьбы «Ясная Поляна»: было обосновано расширение границ музея-заповедника, включение в них не только мемориального усадебного парка и его окружения, но и связанных с жизнью Л.Н.Толстого сельских поселений - собственно Ясной Поляны, деревень Грумант, Козлова Засека, Кочаки. Предполагается, что музей-заповедник возьмет на себя функции организатора социального и хозяйственного развития территории, в том числе сельскохозяйственные работы по фруктовому саду, пасеке, конюшне, освоению прудового хозяйства, по формированию гостиничного и туристского комплекса. Можно сказать, что сегодня музей-заповедник Ясная Поляна больше, чем какой-либо другой музейный комплекс или иная охраняемая культурная территория, отвечает принципам развития «уникальной историко-культурной территории». В перспективе он намечает освоение всего «толстовского пространства» Тульской области (это и бывшие усадьбы, связанные с родом Толстых, и бывший уездный город, а сейчас - практически заброшенное село Крапивна).

Во второй половине 1990-х годов институт приступил к новым исследованиям, связанным с историческими сражениями. Начало этой работе положило создание музея-заповедника «Куликово поле». Оказалось, что до сих пор в стране фактически не были взяты под охрану поля битв (за исключением музея-заповед-

десять лет российскому научно-исследовательскому институту

культурного и природного „

наследия им. д.с.лихачёва НАУЧНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ ^

ника «Бородинское поле»). Во многом это объясняется спецификой подобных объектов: здесь во главу угла ставится не создание какого-либо музея, а сохранение именно исторического ландшафта, связанного с конкретным событием. Ландшафтный, территориальный подход и был реализован в работе по Куликову полю. В 2000 г. Институт наследия и музей-заповедники «Куликово поле» провели первый в России конгресс, посвященный территориям исторических сражений (с участием представителей Украины, Белоруссии, Болгарии, Польши). Сегодня мемориализацию полей битвы предполагается осуществить на месте Невской битвы в Ленинградской области, в районе Ледового побоища на Чудском озере и на поле сражений в Калининградской области. Очень интересная работа по выявлению и восстановлению исторических ландшафтов проводится на Бородинском поле

Одна из первых работ по сохранению этно-экологической территории была проделана в Ханты-Мансийском автономном округе, где проживают салымские ханты (Нефтеюганский район). Новый региональный проект представлял собой попытку сочетать охрану природы и сохранение традиционного природопользования с задачами социально-культурного развития. Проект получил название «Создание особо охраняемой природной и историко-культурной территории «Пун-си» в Ханты-Мансийском автономном округе». Пунси - это название озера и по-селения-юрт, что в переводе с хантыйского диалекта означает «утиный пух». Площадь этой территории составляет примерно 6,5 тыс. кв. км.

В салымо-юганском междуречье сохранилась традиционная система расселения хантов, облик жилых и хозяйственных построек. Уникальность этого участка этнографического ландшафта особенно четко видна на примере поселения-юрт Пунси, где живет семья А.Д.Каюкова. Помимо жилых и хозяйственных построек (лабазов, предназначенных для хранения продуктов, печи и пр.) в структуру поселения входят: запасные лабазы, расположенные в отдалении от основного жилища; охотничьи и рыболовецкие домики, запруды; искусственно сооруженные в таежном лесу загоны для оленей (оленьи огороды) вместе с небольшими домиками дымокурами, предназначенными для спасения от гнуса; установленные ловушки для глухарей, рыбные садки и пр. Размер участка, занимаемого семьей А.Д.Каюкова, составляет около 20 квадратных км., он снабжен системой троп, проходящих как по твердым почвам, так и по болотистым почвам, где тропа поддерживается гатями.

Рассматриваемая территория имеет и огромную археологическую ценность. Здесь выявлено более 200 археологических памятников (поселений, городищ, могильников, святилищ, относящихся к разным эпохам). Это очень высокая концентрация памятников для данной природной полосы, так что этот участок можно назвать одной из центральных археологических зон хантыйской истории. Большая часть археологических памятников рассказывает об истории и быте предков

десять лет российскому научно-исследовательскому институту культурного и природного

НАУЧНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ наследия им . д.с.лихдчёва

хантов. С древними городищами связано много легенд, часть из которых отражает реальную жизнь.

В последние годы Институт проводит также интересные работы по археологическим территориям. Это вызвано необходимостью перехода от охраны и изучения отдельных археологических памятников к исследованию археологического наследия в целом. Эти территории представляют собой именно археологические земли (комплекс уже известных памятников и еще не изученных, но потенциально богатых археологическими объектами участков), которые рассматриваются в единстве с природным окружением. Охрана всей этой территории чрезвычайно важна для обеспечения ненарушенности земель и сохранности естественных природных компонентов: рельефа, растительности и пр. Выделение археологических территорий приобретает особое значение в связи с перспективой создания специальных археологических музеев-заповедников.

Значительную работу Институт наследия провел по обоснованию формирования археологического музея-заповедника «Ирендык» в Баймакском районе Республики Башкортостан. Соответствующее предложение было внесено специалистами Научно-производственного центра охраны и использования памятников истории и культуры Министерства культуры Республики Башкортостан на основе многолетних экспедиций, изучающих историко-культурное наследие башкирской земли. Предложение объясняется высокой концентрацией хорошо сохранившихся археологических памятников на сравнительно небольшой площади и наличием здесь разнообразных археологических объектов.

На территории Баймакского района сосредоточена большая часть башкирского населения. Здесь ведется активная культурная работа, позволившая добиться высоких достижений в области профессионального народного мастерства и художественной самодеятельности. На этой земле сохраняются национальные традиции, возрождаются некоторые направления исторического природопользования.

Эти особенности региона послужили базой для создания историко-археоло-гического и природно-ландшафтного музея-заповедника. В разработанной программе были рассмотрены также перспективы формирования на юге республики обширного исторического района, включающего баймакские территории и первую историческую столицу Башкирии - Темясово. Работа над проектом оказалась плодотворной, и он постепенно начинает воплощаться в жизнь.

В общем, сегодня многие регионы заинтересованы в сохранении археологических территорий. Об этом свидетельствуют совместные инициативы по проведению таких работ на Барсовой Горе в Ханты-Мансийском автономном округе, в Аркаиме Челябинской области, в Каргалинских рудниках Оренбургской области.

Начаты изыскания и по другим типам территорий - промышленным памятникам (очень интересным здесь представляется сотрудничество с нефтегазовыми

десять лет российскому научно-исследовательскому институту

культурного и природного „

наследия им. д.с.лихачёва НАУЧНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ ^

районами Тюменского Севера) и историческим дорогам (таким объектом, несомненно, должна стать знаменитая Кругобайкальская железная дорога, сохранившиеся участки Сибирского тракта и других исторических путей).

Разработка комплексных региональных программ остается одним из перспективных направлений деятельности Института наследия. Такие программы ежегодно составляются и осуществляются в нескольких российских регионах. Исследования в этой области имеют не только методическое значение - они отличаются высоким внедренческим эффектом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.