Научная статья на тему 'Деструктивные идеологии как угроза антикриминальной безопасности в мире цифровых технологий'

Деструктивные идеологии как угроза антикриминальной безопасности в мире цифровых технологий Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
24
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
антикриминальная безопасность / информационная безопасность / деструктивные идеологии / система координат / экстремизм / терроризм / религиозные доктрины / либерализм / консерватизм / социализм / искусственный интеллект / информационная война / anti-criminal security / information security / destructive ideologies / coordinate system / extremism / terrorism / religious doctrines / liberalism / conservatism / socialism / artificial intelligence / information warfare

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Анатолий Семенович Овчинский, Константин Константинович Борзунов

В условиях цифровой трансформации социальных сфер угрозы антикриминальной и информационной безопасности связываются с негативными воздействиями на сознание людей и, в первую очередь, с деструктивными криминальными идеологиями. Значение идеологии в жизни общества сопоставляется с ролью информации. Представление идеологии в универсальной системе информационных координат высвечивает ее как матрицу обоснования права на ту или иную деятельность, на действия и поступки, на образ жизни и мыслей. Анализируются истоки возникновения деструктивных идеологий. Комплексный подход позволяет связать и системно представить в универсальных координатах основные направления национально-этнического, религиозного и политического экстремизма. Обсуждаются деструктивные последствия противоборства основных мировых идеологий. Отмечается необходимость формирования и накопления идеологических ресурсов в противодействии социальной деструкции и обеспечении антикриминальной безопасности и государственного суверенитета в ментально-когнитивной информационной войне уже с учетом угроз создаваемых систем генеративного искусственного интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Destructive ideologies as a threat to anti-criminal security in the world of digital technologies

In the context of digital transformation of social spheres, threats to anti-criminal and information security are associated with negative impacts on people's consciousness and, first of all, with destructive criminal ideologies. The importance of ideology in the life of society is compared with the role of information. The representation of ideology in a universal system of information coordinates highlights it as a matrix of justification of the right to a particular activity, to actions and deeds, to a way of life and thoughts. The origins of destructive ideologies are analyzed. An integrated approach allows us to link and systematically present in universal coordinates the main directions of national-ethnic, religious and political extremism. The destructive consequences of the confrontation of the main world ideologies are discussed. It is noted that it is necessary to form and accumulate ideological resources in countering social destruction and ensuring anti-criminal security and state sovereignty in the mental-cognitive information war, already taking into account the threats of generative artificial intelligence systems being created.

Текст научной работы на тему «Деструктивные идеологии как угроза антикриминальной безопасности в мире цифровых технологий»

NATURAL SCIENCES

COMPUTER SCIENCE AND INFORMATICS

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-4-225-233 NIION: 2007-0083-4/23-384 MOSURED: 77/27-005-2023-04-584

Деструктивные идеологии как угроза антикриминальной безопасности в мире цифровых технологий

Анатолий Семенович Овчинский1, Константин Константинович Борзунов2

'■2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 o4506179@yandex.ru

2 sunobor@yandex.ru

Аннотация. В условиях цифровой трансформации социальных сфер угрозы антикриминальной и информационной безопасности связываются с негативными воздействиями на сознание людей и, в первую очередь, с деструктивными криминальными идеологиями. Значение идеологии в жизни общества сопоставляется с ролью информации. Представление идеологии в универсальной системе информационных координат высвечивает ее как матрицу обоснования права на ту или иную деятельность, на действия и поступки, на образ жизни и мыслей. Анализируются истоки возникновения деструктивных идеологий. Комплексный подход позволяет связать и системно представить в универсальных координатах основные направления национально-этнического, религиозного и политического экстремизма. Обсуждаются деструктивные последствия противоборства основных мировых идеологий. Отмечается необходимость формирования и накопления идеологических ресурсов в противодействии социальной деструкции и обеспечении антикриминальной безопасности и государственного суверенитета в ментально-когнитивной информационной войне уже с учетом угроз создаваемых систем генеративного искусственного интеллекта.

Ключевые слова: антикриминальная безопасность, информационная безопасность, деструктивные идеологии, система координат, экстремизм, терроризм, религиозные доктрины, либерализм, консерватизм, социализм, искусственный интеллект, информационная война

Для цитирования: Овчинский А. С., Борзунов К. К. Деструктивные идеологии как угроза антикриминальной безопасности в мире цифровых технологий // Криминологический журнал. 2023. № 4. С. 225-233. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-4-225-233.

Original article

Destructive ideologies as a threat to anti-criminal security in the world of digital technologies

Anatoly S. Ovchinsky1, Konstantin K. Borzunov2

'■2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

1 o4506179@yandex.ru

2 sunobor@yandex.ru

Abstract. In the context of digital transformation of social spheres, threats to anti-criminal and information security are associated with negative impacts on people's consciousness and, first of all, with destructive criminal ideologies. The importance of ideology in the life of society is compared with the role of information. The representation of ideology in a universal system of information coordinates highlights it as a matrix of justification of the right to a particular activity, to actions and deeds, to a way of life and thoughts. The origins of destructive ideologies are analyzed. An integrated approach allows us to link and systematically present in universal coordinates the main directions of national-ethnic, religious and political extremism. The destructive consequences of the confrontation of the main world ideologies are discussed. It is noted that it is necessary to form and accumulate ideological resources in countering social destruction and ensuring anti-criminal security and state sovereignty in the mental-cognitive information war, already taking into account the threats of generative artificial intelligence systems being created.

Keywords: anti-criminal security, information security, destructive ideologies, coordinate system, extremism, terrorism, religious doctrines, liberalism, conservatism, socialism, artificial intelligence, information warfare

For citation: Ovchinsky A. S., Borzunov K. K. Destructive ideologies as a threat to anti-criminal security in the world of digital technologies. Criminological Journal. 2023;(4):225-233. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2023-4-225-233.

Угрозы антикриминальной и информационной безопасности. Стремительная цифровизация всех сфер жизни и деятельности людей порождает, обостряет и связывает разнообразные угрозы антикрими-

нальной и информационной безопасности. С появлением электронно-вычислительных машин (на этапе автоматизации обработки данных) объектом криминальных посягательств стали электронные данные и

© Овчинский А. С., Борзунов К. К., 2023

ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

КОМПЬЮТЕРНЫЕ НАУКИ И ИНФОРМАТИКА

в области информационной безопасности наиболее актуальной представлялась защита информационных ресурсов. Переход от индустриального общества к информационному в начале века и уже последующее вступление в цифровой мир с преступлениями в телекоммуникационных сетях, экстремизмом, терроризмом и ментально-когнитивными войнами заставили задуматься о необходимости защиты человека, общества и государства от множества разнообразных угроз, которые возникают не только в сферах непосредственного получения и использования информации.

В определенной мере это нашло отражение в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации (утверждена указом Президента РФ в 2016 г.), Доктрина связала информационную безопасность с антикриминальной и вывела их на орбиту национальной. В последующих документах стратегического планирования угрозы антикриминальной и информационной безопасности предстают неотъемлемой частью угроз национальной безопасности.

Среди этих угроз выделены, например, такие, как использование спецслужбами враждебных государств средств оказания информационно-психологических воздействий, направленных на «дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации, на подрыв суверенитета и нарушение целостности нашей страны», «вовлечение в деструктивную деятельность религиозных, этнических, правозащитных и иных организаций».

Более того, «Доктрина» прямо указывает на угрозы, связанные с «наращиванием информационного воздействия на население России, в первую очередь, на молодежь в целях размывания традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Угрозы безопасности фокусируются на том, что «террористические и экстремистские организации широко используют механизмы информационно-психологических воздействий на индивидуальное, групповое и общественное сознание в целях нагнетания межнациональной и социальной напряженности, разжигания этнической и национальной ненависти либо вражды, пропаганды экстремистской идеологии».

В нашем исследовании отметим, что в основных документах, отражающих состояние антикриминальной, информационной и национальной безопасности, как правило, не уделяется внимание угрозам, связанным непосредственно с деструктивными идеологиями.

Взаимосвязь идеологии и информации в декриминализации общественных отношений. Классическое понимание идеологии как некоей системы взглядов и идей, которые отражают наше отношение к окружающей реальности, резко ограничивает возможность раскрыть идеологию как мощную воздействующую силу, которая используется для решения самых разнообразных задач.

В нашем подходе значимость идеологии в жизни людей и народов, в декриминализации общественных отношений и государственном строительстве сопоставима со значением самой информации, а именно, с необходимостью иметь такую информацию, которая позволяет понимать смысл происходящих событий, связывать их с прошлым и ожидаемым будущим, адекватно реагировать на возникающие ситуации.

Под информацией принято понимать сведения и данные, независимо от формы их представления. Но с развитием сетевых коммуникаций и «Интернета всего» количество данных не просто взрывообразно возрастает, а приобретает все более сингулярный характер. Функция накопления данных с течением времени начинает стремиться к бесконечности.

Вопрос о том, что понимать, собственно, под информацией в условиях цифровой трансформации, погружения в виртуальные миры, применения искусственных нейросетей, наконец, ментально-когнитивных информационных войн, становится все более актуальным.

Огромное количество попыток «разобраться» с информацией было предпринято в прошлом веке. Весьма условно можно выделить гуманитарные и кибернетические, вычислительные и семантические, атрибутивные и функциональные подходы к пониманию информационных взаимодействий в самых разных научных, технических и социальных сферах.

В наше время (на фоне стремительного развития информационных и уже цифровых технологий) результаты фундаментальных исследований природы информации встретить практически невозможно. Похожая ситуация была в 40-е гг. прошлого века, когда в период интенсивных работ над атомной бомбой из печати исчезли публикации по ядерной физике.

В сегодняшних подходах к информации она предстает как объект защиты, как цель получения и, главное, как инструмент воздействия на сознание людей и рычаг управления социальными и политическими процессами.

NATURAL SCIENCES

COMPUTER SCIENCE AND INFORMATICS

Отношения между людьми, сообществами, народами всегда были построены на информационных взаимодействиях. В наше время электронные технологии массовых коммуникаций превратили непосредственно информацию в такой инструмент воздействия и управления, без которого уже не мыслимы ни решение социальных проблем, ни борьба с преступностью, ни мировая политика, ни военные действия. В таком ракурсе можно проследить прямую связь и даже отметить одинаковую судьбу таких понятий, как информация и идеология.

Действительно, прошлый век прошел под знаменами и в острейшей борьбе классовых и политических идеологий, в противостоянии основных мировых идеологий (либеральной, консервативной, социалистической), наконец, в смертельной схватке коммунистической идеологии с фашизмом и последующем идеологическом противоборстве социалистического блока с капиталистическим миром.

Однако в последние десятилетия (после распада Советского Союза) идеологию, как один из основных факторов жизни, старались не замечать. Хотя и в эти годы в России было создано немало идеологических манифестов и программ, они не получили должной оценки в общественном сознании.

В настоящий момент именно идеология (также как и информация) выходит на мировую арену как весьма востребованный инструмент управления как внутриполитическими, так и мировыми процессами. Представить значимость идеологии можно, раскрыв наиболее сущностные проявления информации.

Триединство сущностных проявлений информации. Отвечая на два центральных вопроса, как возникает информация и зачем она нужна, мы утверждаем, что информация возникает в реакциях на внешние воздействия и внутренние побуждения. И нужна она для того, чтобы эти реакции были адекватными.

Естественно, реакции присущи всем объектам природы на всех уровнях жизни. Способностью реагировать сейчас наделены и многие технические системы, в которых так или иначе уже заложены возможности моделировать и воспроизводить многие жизненные процессы.

Именно способность реагировать и не просто реагировать, а реагировать адекватно складывающейся ситуации позволяет выживать объектам природы и выполнять свои функции роботизированным системам. Так, мы подходим к такому сущностному

проявлению информации как реактивность или, условно, к ее реактивной проекции.

Важно то, что информация возникает в сознании человека как некая интерпретация получаемых сообщений и сигналов. Именно реактивная информация позволяет людям понимать смысл происходящих событий, их связь с прошлым и ожидаемым будущим. Она является целью многих видов деятельности: разведывательной, контрразведывательной, аналитической, оперативно-розыскной.

Второе сущностное проявление информации заключается в том, что, возникая в процессе реакций, она может фиксироваться, накапливаться и транслироваться как на естественных, так и на искусственных носителях. Ресурсы генетической информации составляют основу жизни и эволюции природной среды. Ресурсы социальной, духовной и технической информации составляют базу цивилизационного развития.

Так, выявляется ресурсная проекция информации. Именно с биологической ресурсной информацией, например, закодированной в рефлексах и инстинктах, передается опыт выживания, если речь идет об объектах живой природы. С ресурсной информацией в течение многих веков передается опыт общения между людьми, племенами, сообществами, народами. Наиболее значимые переходы в развитии человечества связаны с технологиями фиксации, накопления и передачи ресурсной информации (начиная с наскальных рисунков, когда в отличие от других обитателей Земли человек стал переносить образы, возникающие в его сознании, на внешние носители с последующим появлением иероглифов, алфавитной письменности, печатных станков, массовых изданий вплоть до электронных носителей).

Третье сущностное проявление информации состоит в отражении окружающей реальности. Если первые две проекции (реактивная и ресурсная) несут функциональную нагрузку, то в третьей, ее фоновой проекции, уже проявляется основное атрибутивное качество, а именно, отражение, которое ставит информацию в один ряд с материей и энергией.

Фокусируя внимание на информационных воздействиях, заметим, что именно фоновая информация обходит защитные функции сознания. На этом ее свойстве построены технологии скрытого тестирования, кодирования и зомбирования людей, методы аудиальной и визуальной психокоррекции.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

КОМПЬЮТЕРНЫЕ НАУКИ И ИНФОРМАТИКА

В целом, подобно вектору в трехмерной системе координат информация составляет единство своих проекций. При этом, если реактивная информация позволяет объектам живой природы выживать, адекватно реагируя на воздействия, а людям понимать суть происходящего, ресурсная информация передает опыт выживания и социальных коммуникаций следующим поколениям, то фоновая включает механизмы адаптации к изменяющимся условиям обитания или социального окружения.

Важное значение имеет то обстоятельство, что, развивая представления о реактивной, ресурсной и фоновой информации, мы получили весьма универсальную систему координат, в которой в новых ракурсах раскрываются самые разнообразные понятия, явления и процессы [1]. Универсальность такой системы координат обусловлена тем, что все, что происходит в природе и обществе, так или иначе построено на информационных взаимодействиях.

Проекции идеологии, антикриминальной и информационной безопасности. Если обратиться к сути информационной безопасности, то окажется, что ее основной, реактивный вектор — это получение самой информации. Не сложно представить, что, в целом, первейшее условие обеспечения безопасности состоит в наличии того, что жизненно необходимо (будь то свежий воздух, чистая вода, доступная энергия). В данном случае реактивный вектор нам указывает, что развитие и применение аналитических, разведывательных, оперативно-розыскных методов и технологий получения самой информации составляют основное направление обеспечения информационной безопасности.

Ресурсный вектор естественным образом связан с защитой информации, объектов информатизации, информационных ресурсов. Заметим, что и сама защита информации, в свою очередь, может быть представлена в нашей системе координат, например, как правовая — ресурсный вектор, организационная — фоновый вектор и техническая — реактивный вектор.

В нашем исследовании наибольший интерес представляет фоновый вектор обеспечения информационной безопасности — это вектор информационного противоборства, можно сказать, защита сознания людей от вредоносной, деструктивной информации. Естественно, фоновый вектор — это и борьба с деструктивными идеологиями.

Аналогично, в реактивном направлении обеспечения антикриминальной безопасности можно представить деятельность правоохранительных органов и спецслужб по профилактике, раскрытию и расследованию преступлений. При этом реактивный вектор антикриминальной безопасности теснейшим образом связан с подобным направлением обеспечения информационной безопасности, а именно, с получением реактивной информации, например, в первую очередь, оперативно-розыскной. Сама же оперативно-розыскная информация в универсальных координатах предстает как необходимая база (накопленные ресурсы оперативных данных), современная электронная среда (фоновые данные, циркулирующие в сетевом эфире) и, собственно, цель всего оперативно-розыскного процесса (получаемая реактивная информация в результате аналитической обработки накопленных и поступающих данных, а также в ходе проводимых оперативно-розыскных мероприятий).

Ресурсная проекция обеспечения антикриминальной безопасности формируется из ресурсов самых разнообразных криминологических, криминалистических, психологических, исторических, философских знаний. Ее составляют достижения гуманитарных и естественных наук, современные технологии, например, экспертной деятельности.

Информационные координаты открывают и фоновый вектор обеспечения антикриминальной безопасности — это необходимость борьбы с криминальной идеологией. Не раз отмечалось, что многие деструктивные идеологические течения непосредственно детерминируют общественно опасные деяния. Среди них можно выделить идеологические воздействия: экстремизма и терроризма (ст. 205, 205.1-205.5, 280, 282, 282.1-282.3 УК РФ), А.У.Е. сообществ (ст. 111, 112, 158, 161, 162, 163, 317, 318, 319УК РФ), колумбайн-сообществ (ч. 2 ст. 105, ст. 222, 222.1 УК РФ), наркотических сообществ (ст. 228, 228.1, 228.3, 228.4, 229, 229.1, 230 УК РФ), сообществ онлайн-педо-филов (ч. 3, 4 ст. 131, ч. 3, 4 ст. 132, ч. 2 ст. 133, ст. 134, 135, 142.1 УК РФ), сообществ криминального суицида (ст. 110, 110.1, 110.2 УК РФ). Приведенный перечень далеко не исчерпывает направления криминальных идеологических концепций [2]. Они возникают, развиваются и трансформируются вместе с обществом, создавая угрозы безопасности.

Раскрывая идеологию в универсальной системе координат, мы, в первую очередь, выявляем ее орга-

NATURAL SCIENCES

COMPUTER SCIENCE AND INFORMATICS

ническую связь с информацией. Так фоновый вектор идеологии, как и информации — отражательный. Также как фоновая информация отражает окружающую реальность, идеология представляет собой систему взглядов и идей, которые отражают наше отношение к окружающей действительности, к тому, что было, что происходит, что следует ожидать.

Идеология может закрепляться в определенных документах (манифестах, доктринах, программах политических партий, конституции). Она может фиксироваться и распространяться на листовках и плакатах, на интернет-ресурсах. Это, естественно, ресурсный — документированный вектор идеологии, который может быть информационной базой осуществления государственной политики или борьбы за власть, военных операций, эксплуатации покоренных народов или борьбы за независимость. Идеология может выполнять функцию информационного ресурса деструктивной деятельности, например, политического, религиозного или национально-этнического терроризма.

Наконец, реактивный вектор информационных координат высвечивает третий, пожалуй, самый существенный вектор идеологии — обосновывающий. Оказывается, идеология представляет собой еще и некую матрицу обоснования права на ту или иную деятельность, на действия и поступки, на образ жизни и мыслей. Именно идеология дает человеку обоснование на то, чтобы следовать в русле определенных социальных, политических, религиозных течений или на их неприятие, а, может быть, и на бескомпромиссную борьбу с ними, или на то, чтобы устраниться от всего, что происходит вокруг и, скажем, заботиться только о своем благополучии. В этом реактивном векторе роль идеологии в жизни людей также напрямую связана с информацией.

Информация как генератор энергии действий, идеология как сила, направляющая ее разрядку. Если для поддержания физиологических функций организму нужна энергия, которую мы получаем с пищей, водой, светом, то для принятия жизненно важных решений, для действий и поступков человеку требуется накопить определенные потенциалы социально-психологической энергии. Эту энергию дает информация. Именно реактивная информация, которая возникает в сознании человека как функция интерпретации получаемых сообщений, является источником и генератором энергии действий и поступков.

Но накопление потенциалов социально-психологической энергии — это только функциональное проявление информации. Ее инструментальное значение — в формировании сигнала к разрядке накопленных потенциалов. В результате человек принимает решение, осуществляет определенные действия, совершает поступки — от подвигов до преступлений.

И здесь в энергоинформационные трансформации неизбежно включается идеология. Она не только отражает отношение к происходящему, а выступает силой, направляющей действия и поступки людей, давая обоснование права на них. Если углубиться в механизмы возникновения информации в сознании человека и роли идеологии, то можно обратиться к весьма противоречивым эффектам микромира.

Так, потоки элементарных частиц, проходя, скажем, через некоторые щели, проявляют волновые свойства и создают интерференционные картинки. Можно представить, что и волны разнообразных сведений и сообщений, научных и антинаучных концепций, веяния мировозренческих доктрин могут создавать в сознании человека сложные интерференционные картины, гипертрофированно усиливая или, наоборот, гася друг друга.

Однако, если попытались подсчитать количество частиц, проходящих через одну или другую щель, то они «прятали» свои волновые свойства и вели себя как корпускулы. Этот, пожалуй, самый удивительный эффект воздействия «наблюдателя» на явления микромира, до сих пор рождает жаркие споры в среде физиков.

В мире социальных связей и психологических отношений, построенных на информационных взаимодействиях, роль такого «наблюдателя», который упорядочивает и детерминирует процессы возникновения информации в сознании человека, выполняет идеология. Именно наличие или отсутствие той или иной идеологии определяет те блоки социальной и духовной информации, которые отражают картины мира в нашем сознании.

Идеологии могут иметь самый разнообразный характер. Они могут быть сугубо индивидуальными, отражать чаяния или стремления отдельных людей, готовых идти в русле общих течений или наперекор им. Они могут обосновывать позиции определенных групп, сообществ, социальных слоев общества. Идеологии могут быть классовыми, религиозными, национально-этническими, политиче-

ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

КОМПЬЮТЕРНЫЕ НАУКИ И ИНФОРМАТИКА

скими, государственными. Они могут иметь глобальный характер, охватывая, заражая и направляя работу сознания миллионов и миллиардов жителей стран и регионов Земли.

В то время как информация, возникающая в сознании людей, может накапливать потенциалы как позитивной, так и негативной социально-психо логической энергии, идеология может непосредственно направлять ее разрядку как для созидания, так и для разрушения. Для обеспечения информационной, общественной, антикриминальной безопасности, для эффективного противодействия социальной деструкции необходимо понимать природу, истоки, тенденции развития деструктивных идеологий.

Истоки деструктивных идеологий, порождающих религиозный, национально-этнический и политический экстремизм. Поток «новых идеологических течений» в нашей стране резко увеличился в условиях политической нестабильности и отсутствия правового регулирования после распада Советского государства.

Так, право на свободу совести (зафиксировано в Конституции 1997 г.) открыло сознание граждан для захвата весьма разнообразными религиозными идеями. Отсутствие правовых и идеологических преград, финансовая поддержка из-за границы, применение психологических технологий (втягивания личности в группу, подавления индивидуальности и формирования покорности) приводили к росту последователей внедряемых культов.

Выделялись неоязыческие, неохристианские, сайентологические движения, секты, идеологически ориентированные на смеси восточных верований с эзотерическими знаниями [3]. Внутри них зарождались и оформлялись деструктивные идеологии, которые выплескивались кровавыми преступлениями.

Можно сказать (без преувеличения), что в условиях официально объявленной деидеологизации в «лихие девяностые» страна попала «под удар» криминальной идеологии. Лидеры организованной преступности в те годы не только «занимались экономикой», но и брали под контроль информационные сферы, культурную жизнь, заботились о подготовке своих кадров и, естественно, старались идеологически обосновать и обеспечить себе достойное место в социуме.

Вспышки конфликтов на почве национально-этнических противоречий порождали религиозный экс-

тремизм. Политическая нестабильность как в бывших республиках, так и в России породила возрождение нацизма, с кровавыми, сатанинскими культами жертвоприношений. На мировой политической арене все громче стала звучать идеология исламского фундаментализм а.

В системе информационных координат могут быть весьма наглядно связаны. основные мировые религии, такие как христианство, мусульманство и буддизм. Так, наиболее древние восточные верования, включающие разные направления буддизма (чан-буддизм, дзен-буддизм, ламаизм) можно представить ресурсным (условно базовым) вектором мировых религий. При этом христианство с основными конфессиями (католицизмом, православием, протестантством) составляет фоновый (условно основной) вектор религиозных мировоззрений. Наконец, реактивный вектор свяжем с исламом и его разновидностями (шииты, сунниты), как более молодой религиозной доктриной, активно привлекающей и даже, можно сказать, вербующей сподвижников радикальностью оценок происходящих событий и обоснованием права на активные действия и борьбу за свои убеждения, вплоть до самопожертвования.

Важно представлять, что все мировые религии имеют сугубо гуманистические начала. Однако уже в глубине веков многочисленные кризисы, конфликты, нашествия, войны, грабительские компании сформировали внутри основных религиозных доктрин немало деструктивных идеологических направлений.

Можно вспомнить крестовые походы в средневековой Европе, когда под знаменами утверждения христианской веры предпринимались масштабные грабительские компании. Аналогично, с утверждением католицизма, а позднее и протестантства, осуществлялось «выкачивание» ресурсов из колонизируемых стран и целых континентов, часто просто с истреблением коренных народов.

В последние годы в русле исламского фундаментализма мир столкнулся с таким терроризмом, в котором люди, фанатично зараженные деструктивной идеологией, готовы не просто жертвовать собой, а заранее готовятся стать «смертниками», чтобы погубить как можно больше «неверных».

Разобраться в истоках этого явления весьма не просто, поскольку даже в арабских первоисточниках многие понятия трактуются по-разному [3]. Напри-

NATURAL SCIENCES

COMPUTER SCIENCE AND INFORMATICS

мер, понятие «джихад» часто переводится как «священная война» (на Кавказе — «газават»). В то же время исламские богословы определяют «джихад» как усердие — борьба с личными страстями.

С одной стороны, джихад рассматривается как освобождение себя от зависимости и ненависти к другим, с другой, как справедливая борьба за веру. Принципиальной позицией ислама представляется неприятие агрессии с кровопролитиями. В то же время на фоне кризисов в политической и социальной сферах в разные периоды в исламе появлялись и развивались течения фундаментализма.

Среди таких кризисов была гибель Халифата из-за монгольского нашествия. Исламские авторы часто проводят параллели между XIII в. и современным состоянием исламского мира, который находится в идеологической конфронтации с Западом. С конца XIII в. на территориях современных Ирака и Ирана начались выступления фундаменталистов. Зародилось то, что в наши дни предстало религиозным терроризмом. И, главное, в те далекие века стала формироваться идеология исламского терроризма.

Можно упомянуть исторические хроники, в которых содержатся описания того, как в древности «идеологически» готовили террористов-смертников. Людей убеждали, что после смерти во имя Аллаха они сразу окажутся в Раю. И райские кущи им наглядно демонстрировали. В отсутствии Интернета и технологий виртуальной реальности создавались натуральные инсценировки. Одурманенных наркотическим зельем «претендентов» перевозили в хорошо подготовленные декорации (специально подготовленные оазисы), где в «райских» садах их встречали, угощали, ублажали прекрасные (опять же специально подготовленные) девы. Будущие убийцы-смертники были уверены, что заглянули в настоящий Рай, и чтобы снова туда попасть были готовы с радостью погибнуть, идя на любые преступления.

Комплексный характер идеологии религиозного, национально-этнического и политического экстремизма. В современном мире деструктивные идеологии, опирающиеся на религиозные убеждения, возникают, в первую очередь, на почве национально-этнических противоречий между народами. Они эксплуатируют накопившиеся исторические обиды, недоверие, отражающее последствия многочисленных конфликтов, которые сопровождались кровавыми столкновениями. Одновременно тот негатив, кото-

рый накопился в сознании людей и целых народов, используется для решения политических задач, направленных на уничтожение суверенных государств, на дробление их на отдельные анклавы.

Именно деидеологизация массового сознания является одним из основных условий внесения хаоса в общественные и экономические отношения с последующим установлением внешнего управления. При этом основным оружием социальной деструкции является политический, национально-этнический и религиозный экстремизм. Многие авторы разделяют эти явления, анализируют их отличия и особенности. В нашем подходе к деструктивным идеологиям выкристаллизовывается комплексный подход, при котором основные направления экстремистской мысли можно связать и системно представить в информационных координатах.

Так, ресурсный, базовый вектор формирования деструктивной идеологии — это непосредственно вражда между этносами и народами, которая могла накапливаться веками и выплескивается в экстремизм на национальной почве.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фоновый (условно духовный или, скорее, антидуховный) вектор деструктивных идеологий представляет религиозный фундаментализм, наиболее ярко выраженный в современном исламском фундаментализме, проповедующем непримиримость к противникам «истинной веры». В этом же направлении нельзя оставить без внимания многочисленные антихристианские течения, возрождение языческих культов с человеческими жертвоприношениями, наконец, набирающий силу сатанизм.

Реактивный (условно политический) вектор деструктивных идеологий уходит корнями в либерализм, породивший идеи глобализма, мирового доминирования, реализация которых привела к двум мировым войнам и нескончаемым военным конфликтам.

Деструктивные последствия противоборства основных мировых идеологий. Волны вредоносных информационных воздействий могут «подниматься» теми деструктивными элементами, которые содержат политические и национальные, классовые и религиозные идеологии. В то же время сознание миллионов и миллиардов современных людей, в основном, «блуждает в трех соснах» мировых идеологий: либеральной, консервативной, социалистической. Эти идеологии имеют глубокие исторические корни и накопили огромные потенциалы воздействия и управ-

ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

КОМПЬЮТЕРНЫЕ НАУКИ И ИНФОРМАТИКА

ления социальными и политическими процессами в прошлом. Они оказывают часто решающее влияние на события, происходящие сейчас в самых разных странах и регионах мира. Необходимо представлять, что все мировые идеологии в той или иной мере содержат деструктивные элементы.

Либеральная идеология, приоритетом которой были провозглашены права человека, успешно выполняла свою функцию обоснования права обогащаться и потреблять на этапах становления и развития капитализма. Но на его закате стала проявлять все более деструктивный характер, оправдывая экспансию, агрессию в борьбе за мировое доминирование и настойчиво пропагандируя самые низменные человеческие пороки.

Роль либерализма в исторических процессах не афишируется. Однако заметим, когда бурное развитие капитализма (в начале прошлого века) остро потребовало свободы перемещения товаров, финансов и рабочей силы, в недрах либеральной идеологии зародились идеи глобализма, мировой революции и последующего доминирования сил, сосредоточивших в своих руках основные финансовые и информационные ресурсы. Деструктивные потенциалы, накапливаемые уже этими всходами либерализма, разряжались мировыми войнами, государственными переворотами, разрушением империй, лишением стран суверенитета. Более того, важно представлять, что современный нацизм заражает сознание людей и набирает силу именно в русле деградирующего либерализма.

Консервативная идеология также обладает своими деструктивными потенциалами. В общественном сознании она, не без основания, часто представала тормозом социального и технического прогресса. В то же время основной (в информационных координатах — реактивный) вектор консерватизма состоит в обосновании права на защиту традиционных ценностей. В работах русских философов не раз отмечалось, что умеренный, разумный консерватизм — это не препятствие движению вперед и вверх, а защита от отката назад, от падения вниз, от деградации и хаоса. Однако в борьбе за сознание людей сложно рассчитывать на большой успех и, в целом, на победу в ментально-когнитивной войне, только защищаясь.

Социалистическая идеология, обозначившая среди основных приоритетов справедливость в отношениях между людьми и народами, выйдя на мировую

арену, практически сразу раскрыла и свои деструктивные потенциалы. Достаточно упомянуть слова известного революционного гимна: «Мы старый мир разрушим до основания, а затем мы наш, мы новый мир построим...», чтобы почувствовать мощный разрушительный запал революционных идей. Не сложно представить, что социальные потрясения с множеством жертв в ходе военных переворотов и гражданских войн в значительной мере скомпрометировали социалистическую идеологию. В то же время она никогда не теряла своей привлекательности. Социальный прогресс в прошлом веке связывался с перспективами построения коммунистического общества, с идеологией, обосновавшей право на бескомпромиссную борьбу с капиталистической эксплуатацией, с колониализмом, со всем, что угнетает человечество, мешает движению вперед, к «светлому будущему».

Важно представлять, как эти идеологии проявляются в информационных координатах: если для либерализма идеалом является человек-потребитель, то консерватизму требуется человек-защитник, в то же время государственная идеология в Советском Союзе была направлена на воспитание человека-творца. Так и было обозначено в программных документах коммунистической партии — «приобщение широких масс населения к достижениям науки, ценностям культуры; формирование всесторонне развитой личности». И сложно отрицать, что творческий потенциал этой идеологии не находил реализацию в весьма эффективной системе образования, подготовке высококвалифицированных специалистов, в достижениях советских ученых.

Необходимость идеологических ресурсов в противодействии социальной деструкции, обеспечении антикриминальной безопасности и государственного суверенитета. В правовом поле России с идеологией, можно сказать, сложилась парадоксальная ситуация. Конституция 1993 г. запретила существование какой бы то ни было идеологии (ст. 13) и в то же время зафиксировала, что основной ценностью являются права и свободы граждан (ст. 2). Так, одновременно с отказом от государственной идеологии была сделана попытка закрепить в сознании граждан страны либеральную идеологию, нацеленную на создание общества потребления.

В «лихие девяностые» это привело к доминированию криминальной идеологии. Образование и медицина оказались сферами услуг, культура и

NATURAL SCIENCES

COMPUTER SCIENCE AND INFORMATICS

искусство — сферами развлечений. Получили распространение деструктивные идеологии терроризма и экстремизма. При этом обострились угрозы сепаратизма, расчленения России на отдельные анклавы.

Сегодня идеология России как самобытной цивилизации, идеология борьбы за суверенитет, защиты традиционных ценностей, права распоряжаться своими ресурсами, строить справедливое общество, идеология гуманизма и человеколюбия складывается, выкристаллизовывается и набирает силу. В условиях ожесточенных сражений с возродившимся фашизмом идеология Победы требует скорейшего достойного оформления.

Идеологическая база сегодня требуется и для противодействия угрозам расширяющегося применения систем искусственного интеллекта. Более того, перспективы и опасения, связанные с применением все более «продвинутых» искусственных нейронных сетей, требуют очередного переосмысления сущности информации на новой ступени развития цифровых технологий. Искусственная информация в мире, расколотом на враждебные лагери, обострит угрозы безопасности, связанные с деструктивными идеологиями. Она заставит еще больше сконцентрировать интеллектуальные и технологические ресурсы на идеологической борьбе.

Информация об авторах

А. С. Овчинский — профессор кафедры информационной безопасности учебно-научного комплекса информационных технологий Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор технических наук, профессор, академик РАЕН;

К. К. Борзунов — доцент кафедры информационной безопасности учебно-научного комплекса информационных технологий Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат технических наук, старший научный сотрудник.

Список источников

1. Овчинский А. С., Борзунов К. К., Чеботарева С. О. Информационные координаты: Управление. Противоборство. Безопасность. М. : Горячая линия Телеком, 2018.

2. Ильницкий А. С. Криминальная идеология в сети Интернет: теоретические и социально-правовые предпосылки криминологического познания // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2020. № 4 (50). С. 49-53.

3. Горохова В. В. Религиоведение: учеб. пособие. М. : Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2022.

References

1. Ovchinsky A. S., Borzunov K. K., Chebotare-va S. O. Information coordinates: Management. Confrontation. Safety. M. : Hot line Telecom, 2018.

2. Ilnitsky A. S. Criminal ideology on the Internet: theoretical and socio-legal prerequisites for criminological knowledge // Bulletin of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. № 4 (50). P. 49-53.

3. Gorokhova V. V. Religious studies: textbook. M. : Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', 2022.

Information about the authors

A. S. Ovchinsky — Professor of the Department of Information Security of the educational and scientific complex of information Technologies of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Technical Sciences, Professor, Academician of the Russian Academy of Sciences;

K. K. Borzunov — Associate Professor of the Department of Information Security of the Educational and Scientific Complex of Information Technologies of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Technical Sciences, Senior Researcher.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 18.09.2023; одобрена после рецензирования 25.09.2023; принята к публикации 06.11.2023.

The article was submitted 18.09.2023; approved after reviewing 25.09.2023; accepted for publication 06.11.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.