ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ
УДК 323.23:327.88 (47+57)
ДЕСТРУКТИВНОЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
ВОЗДЕЙСТВИЕ В СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ:
СУБЪЕКТЫ И ТЕХНОЛОГИИ
Е.В. Петрищев, Д.Л. Цыбаков
Рассматриваются примеры использования технологий и методов организации деструктивного воздействия на массовое политическое сознание представителями основных групп субъектов информационно-психологической борьбы в постбиполярном мире. Авторы анализируют изменения в субъектном составе, методологическом и технологическом обеспечении информационно-психологического воздействия в условиях информатизации мировой политики. Делается вывод о возможности возникновения вызовов и угроз международной и национальной безопасности со стороны деструктивного влияния информационной сферы международных отношений. Приводятся примеры информационно-пропагандистских операций, нацеленных на ослабление национальных интересов России на постсоветском пространстве. Обосновывается необходимость формирования комплексной стратегии противодействия деструктивным информационно-психологическим акциям в ближнем зарубежье России.
Ключевые слова: информационно-психологическое воздействие, информационная безопасность, субъекты деструктивного информационного воздействия, мировая политика, публичная дипломатия, постсоветское пространство.
Информационное воздействие, в том числе деструктивного характера, играет существенную роль в системе современных международных отношений. Влияя на массовое политическое сознание, оно проявляет себя в качестве фактора, способного вызвать дестабилизацию единого пространства безопасности постбиплярного мира. Организация адекватного противодействия вызовам и угрозам информационно-психологического характера по отношению к национальной безопасности актуализирует научную систематизацию субъектов деструктивного информационного воздействия, а также выявление применяемых ими технологий.
Ключевая роль информационного воздействия на мировой политический процесс, обусловленная неуклонным повышением информатизации современного общества, вполне очевидна. Трудно отрицать, что информационно -психологический вектор внешнего воздействия на политическое сознание способен как выступить в качестве стабилизирующего компонента политики, так и вызвать деструктивные тенденции на глобальном, региональном и локальном уровнях международных отношений. Во многом влияние информационно -пропагандистского воздействия на политические и социальные процессы зави-
сит от целеполагания и природы субъекта, организующего и осуществляющего деятельность в глобальном информационном пространстве.
Среди субъектов деструктивного информационного воздействия, согласно авторскому мнению, можно выделить следующие основные группы: корпоративные группы журналистов/работников СМИ, коммерческие медиахолдинги и информационные агентства, негосударственные информационно -аналитические агентства и корпорации, сетевые сообщества блогеров, дипломатические ведомства правительств зарубежных государств, депутатские объединения органов представительной власти зарубежных государств, подразделения информационно-психологической борьбы и информационно-психологических операций вооруженных сил, подразделения информационно-психологической борьбы и информационно-психологических операций специальных служб, пропагандистские службы экстремистских движений и террористических организаций, международные неправительственные организации, относимые к категории «иностранных агентов».
Первые три из названных типов субъектов в качестве инструмента информационного воздействия используют печатные и электронные СМИ. Роль традиционных иностранных СМИ в идейно-политической борьбе, как во всем мире, так и на территории постсоветского пространства, трудно переоценить. Под традиционными субъектами информационного воздействия в данном контексте понимаются печатные издания, радио- и телевизионные трансляции. Такие СМИ, как «Голос Америки», «Радио Свобода», «Би-Би-Си», вели свою пропагандистскую деятельность на протяжении всего периода «холодной войны», сыграв заметную роль в крушении Советского Союза и социалистического блока [1].
Широко известно, что в настоящее время продолжает усиливаться роль ресурсов сети Интернет как источников информации. Массовое смещение потенциальной аудитории в сеть Интернет вызвало изменения в использовании каналов доставки информации от СМИ конечному потребителю, когда в случае прекращения телевизионного вещания ряда новостных интеграторов на территории России они имеют возможность продолжать распространять информацию на русском языке с использованием ресурса YouTube.
В качестве примера качественного преобразования информационно-пропагандистской деятельности в постсоветский период может быть рассмотрена деятельность такого СМИ, как «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» (RFE/RL), финансируемое через Совет управляющих по вопросам вещания (Broadcasting Board of Governors) Конгрессом США. Так, она использует в качестве канала информирования целевой аудитории не только радиовещание, но и ряд сайтов в сети Интернет, основным из которых является https://www.rferl.org/. На аудиторию Российской Федерации ориентированы сайты «Россия», «Сибирь.Реалии», «Татарстан» (на татарском языке), «Средняя Волга», «Северный Кавказ», «Къилбаседан Кавказ» (на чеченском языке), содержание которых нередко нацелено на разжигание межнациональной розни.
Для информационного воздействия на население стран постсоветского пространства регистрируются и действуют отдельные сайты на титульном национальном языке. Однако материалы, предназначенные для аудитории прибалтийских республик, могут размещаться на русскоязычных ресурсах.
Наибольший интерес представляет наличие отдельного информационного портала «Служба новостей Центральной Азии» (https://www.centralasian.org/), не указанного в списке основных проектов «Радио Свобода» и нацеленного на аудиторию Казахстана, Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана для создания негативного образа российской внешней политики.
Использование СМИ как инструмента информационного воздействия в международных отношениях имеет богатую историю. При этом в последние годы их роль и возможности по организации и воплощению информационного воздействия существенно возросли, в первую очередь, за счет повышения оперативности доведения материалов, а также за счет увеличения охвата целевой аудитории.
Например, германская международная общественная телерадиокомпания «Немецкая волна» (Deutsche Welle) последовательно расширяет собственные ресурсы в сети Интернет, в том числе видеоконтент в рамках службы YouTube.
Контент, формируемый для оказания информационного воздействия телерадиокомпанией DW, с 20 сентября 2017 года был расширен за счет открытия канала «Заповедник», стилизованного под еженедельное сатирическое шоу. Если в 2017 году среди подвергающихся критике публичных лидеров можно было увидеть представителей западного политикума, то с начала кампании по выборам Президента России 2018 года в качестве объектов для сатиры избираются исключительно представители «политического класса» Российской Федерации. «Немецкая волна» является общественной телерадиокомпанией и финансируется за счет вещательного налога, который собирается со всех владельцев радиоприемников и телевизоров. Руководство компании формируется, в том числе, с участием бундестага и бундесрата [2], что позволяет сделать вывод о существенной роли акторов политического процесса ФРГ в определении стратегии медиахолдинга в целом. На 27 февраля 2018 года количество просмотров указанного канала составило 7 104 052 обращений, что дает представление об ориентировочном объеме целевой аудитории.
Наряду с печатными и электронными масс-медиа деятельность по информационному воздействию на политический процесс осуществляется дипломатическими ведомствами развитых государств при помощи инструментов так называемой «публичной дипломатии». Обычно с концептом публичной дипломатии связывают понятия пропаганды, «национального брендинга» и «культурных взаимоотношений». Однако пропаганда и национальный брендинг не являются частью дипломатии и не рассматривают общение с общественностью зарубежных государств в контексте изменений в современной дипломатии. В настоящее время в зарубежной политологической литературе отмечается сближение позиций рассматриваемых концепций [3, с. 16].
Если в период «холодной войны» практика публичной дипломатии в основном концентрировалась на пропаганде западного образа жизни, то в период после распада СССР публичная дипломатия, по мнению западных ученых, в большей степени стала приобретать черты культурного обмена [4, с. 6].
Ученые отмечают, что успеху стратегии «публичной дипломатии» стран Запада в ближнем зарубежье России способствует наличие устойчивых взаимосвязей между гражданами последних и этническими лобби в органах политической власти Соединенных Штатов. Например, обосновывается существенная роль Армянского национального комитета Америки (Armenian National Committee of America) в решении задачи по снижению российского влияния в закавказском регионе [5, с. 108].
В качестве инструментов информационно-психологического воздействия используются разветвленные институты «публичной дипломатии»: Представительство Агентства США по международному развитию (USAID), Национальный фонд поддержки демократии (National Endowment for Democracy), а также Фонд «Открытое общество» (Фонд Сороса) [6, с. 110-113]. По мнению А. Фоминых, к таковым следует отнести «Американские уголки» (American Corners -развернутая сеть информационных центров, начавшая работу в России в 1993 году с открытия «Американского центра». Официально название «Американский уголок» появилось в 2000 году. В настоящее время их более 350 по всему миру. На территории Российской Федерации в 2015 году все 28 функционировавших на тот момент «Американских уголков» были закрыты по инициативе властей РФ, закрыты также информационно-образовательные центры, организации, реализующие стипендиальный обмен [7].
Как и дипломатические ведомства, на настоящем этапе развития международных отношений подразделения информационно-психологической борьбы вооруженных сил выступают в качестве не только инструмента, но, зачастую, и субъекта деструктивного воздействия на индивидуальное и коллективное сознание, особенно в контексте стратегии «экспорта демократии» со стороны США и их союзников по Североатлантическому альянсу.
О необходимости реализации информационного воздействия со стороны Министерства обороны США декларируется в Объединенной Публикации (Joint Publication) Объединенного комитета начальников штабов США «Информационные операции» [8]. Детальный анализ методов и способов информационно-психологической составляющей военной операции, проведенной странами НАТО в Ливии в марте-октябре 2011 года, позволяет обосновать следующие механизмы информационно-психологического воздействия, примененные Североатлантическим альянсом: радиопередачи, распространение листовок, использование телефонных коммуникаций и электронных сообщений в компьютерных сетях для деморализации военнослужащих и сторонников М. Каддафи среди граждан страны [9].
Это вполне согласуется с концепцией организации информационных операций, и представляет собой не что иное, как воздействие на физическое изме-
рение информационного пространства [10, с. 20] с целью обеспечения информационного превосходства.
Планирование и намерения использования технологий информационного воздействия Министерством обороны США не только в ходе военных операций, но и в мирное время для всесторонней поддержки внешней политики Соединенных Штатов декларируются в ряде соответствующих документов, таких, как упомянутая выше Объединенная Публикация JP3-13 (Информационные операции), а также JP3-13.2. Последний документ заслуживает дополнительного внимания. До 2011 года он носил название Psychological Operations (PSYOPS, Психологические операции), однако, после внесения изменений в 2011 году был переименован в Military Information Support Operations (MISO, Операции информационного обеспечения войск), причем внесенные изменения содержательного характера незначительны и в основном коррективы касаются стандартизации используемой в документе терминологии.
При этом задачи психологических операций, стоящие перед подразделениями соответствующего профиля, указываются как для мирного, так и для военного времени. Для мирного времени основной задачей Операций информационного обеспечения войск является усиление восприятия иностранной общественностью политической, военной, экономической мощи и намерений США. Для военного времени основной целью является снижение боеспособности вооруженных сил страны - противника, ослабление их поддержки со стороны мирного населения, а также формирование и усиление симпатий населения в отношении вооруженных сил США [11, с. 10].
Точкой отсчета существенных изменений в стратегии и тактике действий военных ведомств, специальных служб США в англоязычном экспертном сообществе принято считать террористическую атаку 11 сентября 2001 г. на Нью-Йорк и Вашингтон. Последовавшее за этим объявление «глобальной войны терроризму» со стороны руководства США, принятие «Патриотического Акта» привели к реформированию структурной организации и компетенции силовых ведомств страны, а также расширило их полномочия как в стране, так и за рубежом.
Спецслужбы различных стран во всей обозримой истории были активными участниками политических процессов, оказывая воздействия, в том числе информационного характера, на всех уровнях политической жизни. При этом, учитывая специфику деятельности специальных служб, характеризующуюся скрытностью, их роль в тех или иных событиях зачастую остается неясной для общественного мнения и исследовательского сообщества. Некоторая ясность относительно методов информационно-пропагандистского воздействия со стороны разведывательного сообщества США и стран НАТО появилась после предания гласности ряда документов закрытого характера зарубежными диссидентами: сайтом Викиликс, Д. Оссанджем, Э. Сноуденом и другими.
В контексте данной работы целесообразно сосредоточить внимание на одном документе, касающемся деятельности Центра правительственной связи
Великобритании, или GCHQ (Government Communication Headquarters). Это спецслужба, задачами которой являются ведение радиоэлектронной разведки, а также обеспечение информационной безопасности правительства и армии Соединенного Королевства, наделяемая полномочиями министерством иностранных дел, премьер-министром и Советом Национальной безопасности [12]. Заглавие анализируемого документа можно перевести как «Искусство обмана: обучение для ведения скрытых сетевых операций нового поколения». Он представляет собой презентацию учебного курса, достаточно подробно иллюстрирующую методики организации специальных операций в сети Интернет, в том числе информационно-психологического характера.
Для достижения поставленных целей предлагается использовать эмоциональные особенности целевой аудитории (человека, группы лиц). Одной из основных установок, прослеживаемых во всем документе, является примат эмоционального ощущения над рациональным осмыслением при принятии решений индивидуумом, что и предлагается использовать. Акцент предлагается делать на техники отвлечения внимания, широко использовать человеческие слабости. В таблице, озаглавленной «Гамбиты обмана», содержатся пять основных направлений реализации воздействия с вариантами конкретных применяемых приемов.
Внимание (Attention). Малые шаги скрываются за большими шагами. Цель смотрит туда, куда и вы.
Восприятие (Perception). Маскируйтесь или мимикрируйте. Видоизменяйте или создавайте (меняйте раздражители либо создавайте новые).
Создание смысла (Sencemaking). Эксплуатируйте главенствующие взгляды. Подменяйте вымысел правдой и наоборот.
Аффект (Affect). Провоцируйте познавательный стресс. Эксплуатируйте общее замешательство.
Поведение (Behavior). Симулируйте действие. Симулируйте результат [13].
Роль и место специальных служб в организации деструктивного информационного воздействия трудно оценить адекватно в силу высокой скрытности их деятельности. При этом фрагментарной информации, доступной исследователям, достаточно, чтобы, по авторскому мнению, сделать вывод о целесообразности рассмотрения спецслужб как реального субъекта деструктивного информационного воздействия на политические процессы в новых независимых государствах ближнего зарубежья России, а также на систему коллективной безопасности в постсоветском регионе.
В данной работе рассмотрены лишь некоторые из субъектов деструктивного информационного воздействия. Все они, так или иначе, отмечались в политической науке в качестве акторов, организующих, планирующих и реализующих деструктивные воздействия, в том числе информационного характера, на политический процесс суверенных государств и систему международных отношений в целом. Существенно расширившийся к настоящему времени арсенал методов и технологий предоставляет новые возможности указанным субъектам
деструктивного информационного воздействия и их идейно-политическим вдохновителям. Противодействие информационно-пропагандистским акциям осложняет возросшее с повышением доступности сети Интернет количество потенциальных каналов передачи сообщений деструктивного характера целевой аудитории.
Полагаем, что запретительные меры, такие, как блокировка доступа к информационным ресурсам, неэффективны, более того, они могут приводить к нарушению гражданских прав индивидов и социальных групп. При этом, если в качестве вероятного объекта воздействия рассматривается общественность стран постсоветского пространства, запретительные меры со стороны Российской Федерации и ее институтов являются технически и юридически неприменимыми. Положительный эффект могут принести комплексные стратегии противодействия переформатированию массового политического сознания, предусматривающие взаимодействие с гражданскими институтами, пророссийскими общественным движениями, сетевым экспертными сообществами стран постсоветского пространства.
Список литературы
1. Аксенов П. Минеева Е. "Вражеские голоса". Прошлое, настоящее и будущее [Электронный ресурс] URL: http://www.bbc.com/russian/mobile/ societ y/2011/03/110321 western soviet radio voices.shtml (дата обращения: 28.02.2018).
2. Vergleich der Sender CNN, Deutsche Welle, BBC und CCTV [Электронный ресурс]. URL: https://www.bundestag. de/blob/410184/fb231184dbeb8473b6ce 405adec4274f/wd-10-012-14-pdf-data.pdf (дата обращения: 28.02.2018)
3. The New Public Diplomacy Soft Power in International Relations, Edited by Jan Melissen. Palgrave Macmillan, 2005. 221 p.
4. Там же.
5. Дживанян Д.А. Публичная дипломатия РФ и США в Республике Армения: сравнительный анализ принципов и механизмов реализации: дис. ... канд. полит. наук. М.:РУДН, 2016. 144 с.
6. The New Public Diplomacy Soft Power in International Relations, Edited by Jan Melissen. Palgrave Macmillan, 2005. 221 p.
7. Фоминых А. Проецирование «мягкой силы»: публичная дипломатия США и России в постсоветской Центральной Азии // Региональная политика. Т. 13. Вып. 3. С. 73-86.
8. JP 3-13 Information Operations, Joint Publication, Joint Chiefs of Staff, 20 ноября 2014 г.
9. Ахмадуллин Р.В., Информационное подавление полковника Каддафи и его армии [Электронный ресурс]. URL: http: //nvo. ng. ru/wars/2011-09-02/1 _kaddafi.html (дата обращения: 03.03.2018).
10. JP 3-13.2 Military Information Support Operations, Joint Publication, Joint Chiefs of Staff, 20 декабря 2011 г.
11. Там же.
12. GCHQ Site [Электронный ресурс]. URL: https://www.gchq.gov.uk/features/welcome-to-gchq (дата обращения: 04.03.2018).
13. The Art of Deception: Training for a New Generation of Online Covert Operations [Электронный ресурс]. URL: https: //theintercept. com/document/2014/0 2/24/art-deception-training-new-generation-online-covert-operations/ (дата обращения: 04.03.2018).
Петрищев Евгений Викторович, сотрудник, petrishev 7@yandex. ru, Россия, Орел, Академия ФСО России,
Цыбаков Дмитрий Леонидович, д-р полит. наук, проф., d413839@ yandex.ru, Россия, Орел, Среднерусский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
DESTRUCTIVE INFORMATION-PSYCHOLOGICAL LEVERAGE IN A MODERN INTERNATIONAL POLITICS: SUBJECTS AND TECHNOLOGIES.
E.V. Petrishchev, D.L. Tsybakov
In this article the examples of technologies and methods of destructive leverage arrangement on mass-political consciousness by representatives of several main groups of subjects of information-psychological competition in a post-bipolar world are examined. The authors analyze changes in subject structure, methodological and technological support of information-psychological leverage in world-wide informatization conditions. A conclusion about possible challenges and threats to the national security from destructive influence of information dimension of international relations is made. There are some examples of information-propagandistic operations, aimed at weakening Russia national interests in the post-soviet space. An importance of complex resistance strategy against destructive information-psychological acts in Russia s close neighborhood is proved.
Key words: information-psychological leverage, information security, destructive information leverage subjects, world-wide politics, public diplomacy, post-soviet space.
Petrishchev Evgeny Victorovich, employee, petrishev7@yandex.ru, Russia, Orel, Academy
of FGS,
Tsybakov Dmitry Leonidovich, doctor of political science, professor, d413839@ yandex.ru, Russia, Orel, Central-Russian institute of management, branch of RANEPA