Научная статья на тему 'Дестабилизация политического процесса в развивающихся государствах: выявление предпосылок политического конфликта'

Дестабилизация политического процесса в развивающихся государствах: выявление предпосылок политического конфликта Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
278
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / POLITICAL CONFLICT / ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВЛИЯНИЕ / POLITICAL INFLUENCE / ДЕСТАБИЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА / DESTABILIZATION OF THE POLITICAL PROCESS / ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ / SOURCES OF INFORMATION / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТА / STAGES OF CONFLICT DEVELOPMENT / ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ КОНФЛИКТА / CONFLICT PREVENTION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Белоусов Михаил Николаевич, Петрищев Евгений Викторович

В данной статье рассматриваются внутриполитические конфликты в других государствах как вызовы национальной безопасности Российской Федерации. В связи с этим возникает необходимость в оказании содействия в разрешении конфликтов. Обосновывавается, что анализ информационного пространства способствует предотвращению конфликта на ранних стадиях его развития. Таким образом, приоритетным направлением для обеспечения национальной безопасности должно стать создание эффективных механизмов выявления факторов, способных оказать дестабилизирующее влияние на политические процессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines internal political conflicts in other states as challenges to the national security of the Russian Federation. In this regard, there is a need for assistance in resolving conflicts. The author argues that the analysis of the information space helps to prevent conflict in the early stages of its development. Thus, the priority for ensuring national security should be the creation of effective mechanisms for identifying factors that could have a destabilizing effect on political processes.

Текст научной работы на тему «Дестабилизация политического процесса в развивающихся государствах: выявление предпосылок политического конфликта»

УДК: 321.02

Белоусов Михаил Николаевич, сотрудник Академии Федеральной службы охраны Российской Федерации (Российская Федерация, г. Орёл), e-mail: [email protected] Петрищев Евгений Викторович, сотрудник Академии Федеральной службы охраны Российской Федерации (Российская Федерация, г. Орёл), e-mail: [email protected]

ДЕСТАБИЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В РАЗВИВАЮЩИХСЯ ГОСУДАРСТВАХ: ВЫЯВЛЕНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ПОЛИТИЧЕСКОГО КОНФЛИКТА

В данной статье рассматриваются внутриполитические конфликты в других государствах как вызовы национальной безопасности Российской Федерации. В связи с этим возникает необходимость в оказании содействия в разрешении конфликтов. Обосновывавается, что анализ информационного пространства способствует предотвращению конфликта на ранних стадиях его развития. Таким образом, приоритетным направлением для обеспечения национальной безопасности должно стать создание эффективных механизмов выявления факторов, способных оказать дестабилизирующее влияние на политические процессы.

Ключевые слова: политический конфликт, политическое влияние, дестабилизация политического процесса, источники информации, этапы развития конфликта, предотвращение конфликта.

Belousov M. N., Employee of the Academy of Federal Security Service of the Russian Federation (Russian Federation, Orel), e-mail: [email protected]

Petrishhev E. V., Employee of the Academy of Federal Security Service of the Russian Federation, e-mail: petrishev7@yandex. ru

DESTABILIZATION OF THE POLITICAL PROCESS IN DEVELOPING STATES: IDENTIFICATION OF THE BACKGROUND OF POLITICAL CONFLICT

The article examines internal political conflicts in other states as challenges to the national security of the Russian Federation. In this regard, there is a need for assistance in resolving conflicts. The author argues that the analysis of the information space helps to prevent conflict in the early stages of its development. Thus, the priority for ensuring national security should be the creation of effective mechanisms for identifying factors that could have a destabilizing effect on political processes.

Keywords: political conflict, political influence, destabilization of the political process, sources of information, stages of conflict development, conflict prevention.

Политические конфликты - это главный источник нестабильности в мире, который характеризуется борьбой за политическое влияние в стране, регионе или на международной арене. Политический конфликт можно оценивать как столкновение противоборствующих общественных сил, обуслов-

ленное различиями в политических целях и интересах. В данной работе будут рассматриваться внутриполитические конфликты, которым свойственно:

а) разногласия слоев общества в политической сфере;

б) противоборство за политическое влияние, формы которого могут быть весьма различными -от парламентской борьбы до гражданской войны.

Внутриполитические конфликты можно разделить на:

а) межклассовые конфликты, которые возникают между общественными классами и часто достигают общегражданского уровня;

б) конфликты между политическими партиями. В мировом сообществе главенствуют демократические формы правления, поэтому борьба за влияние над обществом в демократических государствах сместилась в сторону деятельности политических партий и общественно-политических движений. Борьба политических партий редко выходит за рамки конституциональных норм;

в) разногласия между группировками за влияние в государстве, партии, движении и т. п. Такие группировки не признаны на официальном уровне как объединения, тем не менее их заинтересованность всегда направлена на борьбу за власть;

г) межэтнические конфликты, в которых явно прослеживается политический контекст1.

Политические конфликты следует рассматривать как события, приводящие к дестабилизации политического процесса в государствах. Политическая дестабилизация - процесс нарушения сложившихся в обществе политических взаимоотношений, а также способов политического регулирования общественной жизни2.

Внутриполитические конфликты в отдельных странах оказывают влияние на все мировое сообщество, так как современные отношения в политической и экономической сферах приводят к тесной взаимосвязи большинства государств. Вмешательство во внутриполитические процессы другими государствами недопустимо. Необходимо оказывать влияние в рамках норм международного права.

Влиять на конфликт возможно не на всех этапах его развития. К этапам развития конфликта относятся:

а) латентный период (предконфликтный), в котором происходит появление объективной проблемной ситуации; понимание объективной проблемной ситуации; принимаются меры по решению проблемы неконфликтными способами; предконфликгная ситуация;

б) открытый период (непосредственно конфликт), который включает в себя инцидент, эскалацию, противостояние, завершение конфликта;

в) латентный период (послеконфликтная ситуация), состоящий из частичного и полного налаживания отношений3.

На рис. 1 показано, как зависит возможность повлиять на конфликт от этапов развития конфликта и уровня социально-политической напряженности.

В предконфликтном периоде имеется доступ к большому числу различных источников информации. Набор источников информации включает в себя страны-партнеры, академические круги, частные компании, средства массовой информации, социальные сети, всю информацию о населении, к которой можно получить беспрепятственный доступ. Эти источники информации могут предоставлять большой объем информации, позволяющий выявлять конфликты до их возникновения. Необходимо выявлять предпосылки конфликта и информировать военное и политическое руководство о возможных восстаниях и конфликтах. На этом этапе имеется возможность разработать широкий спектр вариантов развития конфликта и мер по его предотвращению, при этом риски и затраты минимальны. Возможность повлиять на конфликт на этом этапе находится на максимальном уровне.

По мере роста социально-политической напряженности и перехода к конфликту количество мер по предотвращению конфликта уменьшается, а риски затрат на принятие этих мер возрастают. Возможность влияния на конфликт снижается, и на пике социально-политической напряженности практически отсутствуют пути разрешения конфликта.

1 Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - С. 384-385

2 Макеев A.B. Политика и безопасность. Монография. М.:

Изд-во «Щит-М», 1998. - С. 64_

3 Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. С. 262266

Рисунок 1 - Развитие конфликта

Именно разрешение (урегулирование) конфликта представляет наибольший интерес, так как завершение конфликта может характеризоваться затуханием и перерастанием в новый конфликт1.

В момент развития событий в направление конфликта значительно возрастает ответственность политического руководства за принимаемые решения. На примере событий, происходивших в странах Ближнего Востока, а именно в Иордании и Египте, в 2011 году, явно прослеживается зависимость завершения конфликта от мер, принимаемых руководством.

В обеих странах события начали развиваться с призыва оппозиции к проведению массовых демонстраций с требованиями улучшения экономической ситуации. Проведение такого рода демонстраций и можно считать началом активного противодействия оппозиции и власти2.

На возникший кризис власти Иордании и Египта отреагировали по-разному. В Иордании были

1 Flynn, М., Sisco, J. and Ellis, D. «Left of Bang». The Value of SociocuItural Analysis in Today's Environment, Prism, 3(4) 2012.-C. 17-19.

2 Тысячи иорданцев протестуют с требованием "хлеба и свободы" // РИА Новости. - URL: www.ria.ru/world/20110121/324641644.html. (дата обращения: 14.03.2017); В Каире начались демонстрации оппозиции, запрещенные властями // РИА Новости. - URL: www.ria.ru/world/20110125/326136817.html. (дата обращения: 14.03.2017)._

выделены средства для улучшения экономической ситуации. В Египте было принято решение о силовом вмешательстве.

После этого последовала волна демонстраций с требованиями политических преобразований. В результате в Иордании было отправлено в отставку правительство, в Египте проводились силовые акции армии и правоохранительных органов, в стране была отключена глобальная сеть Интернет3. Прибегнуть к насилию силам правопорядка пришлось и в Иордании при появлении новой стороны конфлика, дестабилизирующей обстановку. К ней относятся демонстрации салафитов-приверженцев радикального направления суннитского ислама, призывающих ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, на праведных предков. Далее прошел ряд демонстраций с требованиями политических преобразований. В результате демонстраций в Иордании было отправлено в отставку правительство и были внесены поправки в конституцию4. В Египте было отправлено в отставку правительство, при-

3 В Египте отключен Интернет, наблюдаются перебои с телефонной связью // РИА «Новости». - URL: www.ria.ru/science/20110128/327385463.html (дата обращения: 14.03.2017).

4 Король Иордании ограничил свои полномочия по назначению министров // РИА «Новости»-URL: ™ш.па.гиЛюШ)110612/387580991 .html, (дата обращения: 14.03.2017)._

остановлена работа парламента, и глава государства передал властные полномочия Высшему совету вооруженных сил во главе с министром обороны1.

События в рассматриваемых странах развивались по схожим сценариям, но привели к различным результатам. Власти Иордании и Египта решили воспользоваться разными методами стабилизации обстановки в стране. В Иордании глава государства адекватно реагировал на требования демонстрантов и принимал соответствующие меры. Немаловажным обстоятельством стабилизации ситуации в Иордании является своевременное выявление нового дестабилизирующего фактора -салафитов. Тем самым глава Иордании сохранил властные полномочия. В Египте глава государства решил воспользоваться силовым методом разрешения конфликта и в итоге был вынужден оставить свой пост2.

Политическое руководство стран не смогло вовремя выявить назревающий конфликт и тем самым предотвратить его.

Российская Федерация активно взаимодействует с большинством стран. Дестабилизация политического процесса в других государствах является вызовом национальной безопасности Российской Федерации. Своевременное выявление конфликтов и оказание содействия государствам по предотвращению конфликтов находится в интересах Российской Федерации. Все возрастающее влияние как на развитие, так и на предупреждение политической дестабилизации приобретает фактор информатизации политики.

Как обосновывает Д.Л. Цыбаков, приоритетом для системы обеспечения национальной безопасности должно стать создание эффективных механизмов противодействия информационной агрессии, способной оказать дестабилизирующее влия-

1 Бурова А.Н., Коротаев А. В. Арабская весна: хроника событий // Арабская весна 2011 года. Системный мониторинг глобальных и региональных рисков / Отв. ред. А. В. Коротаев, Ю. В. Зинькина, А. С. Ходунов. М.: Либроком/URSS. - 2012. - С 14-23.

2 Силы безопасности Египта блокировали площадь Тахрир в центре Каира // РИА «Новости». - URL: www.ria.ru/world/20110128/327452091 .html (дата обращения: 14.03.2017)._

ние на состояние общественных отношений в общенациональном и региональном масштабах3.

На современном этапе развития информационно-телекоммуникационных технологий значительно возросла информатизация общества. При помощи анализа открытых источников информации глобальной сети Интернет можно выявлять предпосылки возникновения конфликта.4

Рисунок 2 - Информационный обмен целевой аудитории

Примером открытых источников информации являются социальные сети. На рисунке 2 представлен обмен информации внутри страны. Под ключевыми лицами следует понимать политическое руководство страны, под уязвимым населением - оппозиционно настроенное население. Оппозиция может действовать скрытно по отношению к политическому руководству, в потоке информации «уязвимое население - ключевые лица» не будет возможности отследить возникновение конфликтной ситуации. Тем самым, производя анализ информации в потоках «уязвимое население - массовая аудитория» и «массовая аудитория

3 Кафтанчиков Д.П., Цыбаков Д.Л. Как противостоять информационной агрессии // Государственная служба -2008. -№ 5 (55). - С. 64-69.

4 JP 3-13 Information Operations, Joint Publication, Joint Chiefs of Staff, 2014. Figure I-2. p. 22._

- ключевые лица» будет возможно выявить нарастающую конфронтацию между оппозицией и действующей властью.

Таким образом, можно сделать вывод, что анализ открытых источников информации Глобальной сети «Интернет» позволит своевременно выявлять возникающие политические конфликты в регионах мира.

Библиография:

1.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. - 2-еизд., перераб. и доп. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

2. Бурова А.Н., Коротаев A.B. Арабская весна: хроника событий II Арабская весна 2011 года. Системный мониторинг глобальных и региональных рисков / Отв. ред. A.B. Коротаев, Ю.В. Зинькина, A.C. Ходунов. М.: Либроком/URSS, 2012.

3. В Египте отключен интернет, наблюдаются перебои с телефонной связью II РИА «Новости». -URL: www.ria.ru/science/20110128/327385463.html . (дата обращения: 14.03.2017).

4. В Каире начались демонстрации оппозиции, запрещенные властями II РИА «Новости». - URL: www.ria.ru/world/20110125/326136817.html (дата обращения: 14.03.2017).

5. Кафтанчиков Д.П., Цыбаков Д.Л. Как противостоять информационной агрессии II Государственная служба - 2008. - № 5 (55)

6. Король Иордании ограничил свои полномочия по назначению министров" II РИА «Новости». - URL: www.ria.ru/worlcl/20110612/387580991.html (дата обращения: 14.03.2017).

7. Макеев A.B. Политика и безопасность. Монография. М.: Изд-во «Щит-М», 1998.

8. Силы безопасности Египта блокировали площадь Тахрир в центре Каира II РИА Новости. -URL: www.ria.ru/worid/20110128/327452091. html (дата обращения: 14.03.2017).

9. Тысячи иорданцев протестуют с требованием «хлеба и свободы» II РИА Новости. -URL: www.ria.ru/world/20110121 /324641644. html, (дата обращения: 14.03.2017).

10. Flynn, М., Siseo, J. and Ellis, D„ «Left of Bang» The Value of Sociocultural Analysis in Today's Environment, Prism, 3(4) 2012.

11. JP 3-13 Information Operations, Joint Publication, Joint Chiefs of Staff, 2014.

References:

1. Ancupov A.YA., SHipilov A.I. Konfliktologiya: Uchebnik dlya vuzov. —2-eizd., pererab. i dop. - M.: YUNITI-DANA, 2004. (In Russ.)

2. Burova A.N., Korotaev A. V. Arabskaya vesna: hronika sobytij II Arabskaya vesna 2011 goda. Sis-temnyj monitoring global'nyh i regional'nyh riskov I Otv. red. A. V. Korotaev, YU. V. Zin'kina, A. S. Hodu-nov. M.: Librokom/URSS, 2012. (In Russ.)

3. V Egipte otklyuchen internet, nablyudayutsya pereboi s telefonnoj svyaz'yu II RIA Novosti. - URL: www.ria.ru/science/20110128/327385463.html . (data obrashcheniya: 14.03.2017). (In Russ.)

4. V Kaire nachalis' demonstracii oppozicii, zapreshchennye vlastyami II RIA Novosti. - URL: www.ria.ru/world/20110125/326136817. html. (data obrashcheniya: 14.03.2017). (In Russ.)

5. Kaftanchikov D.P., Cybakov D.L. Kak protivos-toyat' informacionnoj agressii. //Gosudarstvennaya sluzhba - 2008. - № 5 (55). (In Russ.)

6. Korol' lordanii ogranichil svoi polnomochiya po naznacheniyu ministrov" II RIA Novosti. - URL: www.ria.ru/world/20110612/387580991 .html. (data obrashcheniya: 14.03.2017). (In Russ.)

7. Makeev A.V. Politika i bezopasnost'. Monografi-ya. M.: Izd-vo «SHCHit-M», 1998. (In Russ.)

8.Sily bezopasnosti Egipta blokirovali ploshchad' Tahrir v centre Kaira II RIA Novosti. - URL: www.ria.ru/world/20110128/327452091 .html. (data obrashcheniya: 14.03.2017). (In Russ.)

9. Tysyachi iordancev protestuyut s trebovaniem "hleba i svobody" II RIA Novosti. - URL: www.ria.ru/world/20110121 /324641644.html. (data obrashcheniya: 14.03.2017). (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.