ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2016. № 2
Х.-М.А. Сабанчиев
(доктор ист. наук, профессор кафедры культурологии, этнологии и истории
народов КБР Кабардино-Балкарского государственного университета имени
Х.М. Бербекова)*
ДЕРЖАВА ХАНА КУБРАТА И ЕЕ НАСЛЕДИЕ
Рассматриваются образование государства Великая Болгария и роль хана Кубрата в его возвышении. Анализируются государственное и общественное устройство страны, причины распада Болгарского объединения. Акцентируется внимание на участии протоболгар в этнической и политической истории Северного Кавказа, Поволжья и Дунайской Болгарии. Прослеживаются истоки этнокультурных связей и параллелей между народами этих регионов.
Ключевые слова: болгары, хан Кубрат, Великая Болгария, хазары, Северный Кавказ, Дунайская Болгария, Волжская Булгария.
The formation of the state Great Bulgaria and the role of Khan Kubrat in its rise are considered. The state and social system of the country, the reasons for the breakup of the Bulgarian unity are analyzed. The attention is focused on the participation of Bulgarians in the ethnic and political history of the North Caucasus, the Volga region and the Danube Bulgaria. The origin of ethnic and cultural links and parallels between the peoples of these regions are traced.
Key words: Bulgarians, khan Kubrat, Great Bulgaria, the Khazars, the North
Caucasus, Danube Bulgaria Danube, Volga Bulgaria.
* * *
История возникновения и распада Великой Болгарии хана Кубрата тесно переплетается с проблемой роли протоболгарских племен в этнической и политической истории Северного Кавказа, Волго-Камья, Дуная в раннем Средневековье, проливает свет на истоки этнокультурных связей и параллелей между народами этих регионов.
В V—VI вв. болгарские племена стали широко известны европейским хронистам, особенно византийским и латинским. Затем сведения о них встречаются у целого ряда арабских, сирийских и древнеармянских авторов VII—VIII вв. Письменные источники фиксируют этногеографию болгар, содержат сведения об их политической значимости в международных отношениях, сообщают о правителе хане Кубрате и его сыновьях, вносят важные коррективы для середины VII — начала VIII в.
* Сабанчиев Хаджи-Мурат Алексеевич, тел.: 8-928-707-72-74; e-mail: [email protected]
В источниках и литературе встречается равнозначное написание этнонимов булгары/болгары. Видимо, следует придерживаться тюрколога М.З. Закиева и применять как общее название слово «болгары», а для обозначения волжских болгар — слово «булгары»1.
Как утверждает профессор С.Г. Кляшторный, ранняя этническая история болгар связана с азиатскими племенами огуров (огузов). Около 463 г. западная группировка огуров покинула казахско-джунгарские просторы и вторглась в Волго-Донское междуречье и степи Северного Причерноморья. В Приазовье при решающей роли оногурских племен возник племенной союз болгар2. В течение нескольких десятилетий они занимали видное место в качестве желанных союзников или опасных противников окружающих стран и играли заметную роль в их политической жизни. В тот период союза с болгарами искали такие могущественные державы, как Византия и Персия. Однако вскоре болгары подпадают в зависимость от авар3.
В середине VI в. Северный Кавказ, включая проживавшие здесь племена и народности, входит в состав сначала единого Тюркского, а после его раздела в 588 г. — Западнотюркского каганатов, в которых правила династия Ашина. В период могущества Тюркского каганата болгары в той или иной мере признавали власть хакана тюрок. Арабские источники изображают хакана западных тюрок на Кавказе как некоего верховного сюзерена многих местных племен, среди которых в 60-80-е гг. VI в. упоминаются и болгары4. Болгарский историк Рашо Рашев, анализируя сложившуюся ситуацию, пишет: «В последний трети VI в., попав в вассальную зависимость от авар и тюрок, племена болгарского круга вместе с собственно болгарами получили исторический вызов: исчезнуть или же сохранить себя как независимый политический субъект»5.
В 20-х гг. VII в. болгары, официально признавая власть Западнотюркского каганата, практически были самостоятельны. Возглавив союз племен под главенством рода Дуло, болгары во главе с ханом Органом в 632 г. освободились от номинальной зависимости от Западнотюркского каганата. В самом каганате в 30-х гг. начались смуты, а в 50-х гг. VII в. под ударами китайцев происходит
1 Закиев М.З. Происхождение тюрков и татар. М., 2003. С. 198.
2 Кляшторный С. Праболгары в европейских степях // История татар с древнейших времен: В 7 т. Т. 1. Казань, 2002. С. 183.
3 Рахманалиев Р. Империя тюрков. История великой цивилизации. М., 2015. С. 144.
4 Ат-Табари. Тарих ар-русул ва-л-мулук (История пророков и царей). Сер. 1. Лейден, 1879. С. 895.
5 Рашев Р. Великая Болгария // История татар... Т. 2. Казань, 2006. С. 36.
крушение государства. С ослаблением позиций Западнотюркского каганата подвластные народы создают самостоятельные политические объединения. В Предкавказье складывается крупная политическая сила — Великая Болгария, как назовут ее греки. Другая такая конфедерация была создана родственными болгарам хазарами.
Болгары занимали значительную территорию. Пределы ее в общем очерчены византийцем Феофаном Исповедником: «.от самого же озера (Меотийского. — Х.-М.С.) и до реки Куфис (Кубань. — Х.-М.С.), где ловится болгарская рыба ксистон, простирается древняя Великая Болгария и живут соплеменные болгарам котраги»6. Установлено, что котраги — это сокращенная форма кутригур в византийских источниках.
Что касается численности населения, то по сообщениям Тео-фана болгары были весьма многочисленны, «как песок у моря».
Болгарский язык, как доказано лингвистами, — тюркский, относился к группе западных тюркских языков. К этой же группе относят язык хазар.
Получив власть от своего дяди Органа, Кубрат внимательно следил за событиями, происходившими в Тюркском каганате, сотрясаемом междоусобными войнами в борьбе за трон. В ходе борьбы против Западнотюркского каганата другие ханы были вынуждены признать верховную власть Кубрата, и это фактически предопределило образование Великой Болгарии.
Основателем государства Великая Болгария стал в 635 г. хан Кубрат (ок. 594—665 гг.), которому удалось объединить под своей властью болгарские и родственные им племена оногуров, утигу-ров, кутригуров и др. Создание государства происходит в благоприятной для болгар политической обстановке. Византия и Персия начали между собой продолжительные и опустошительные войны и не представляли опасность для болгар. Кубрат полностью посвящает себя организации государства, реформирует армию и общество, разрешает межплеменные и межэтнические противоречия. Расширяя и укрепляя свою державу, он добился независимости от авар, а затем разгромил хазар, населявших северные районы Кавказа7.
Кубрат получил прекрасное воспитание и считался одним из самых славных и достойных представителей рода Дуло, который в Тюркском каганате боролся за власть с правящим родом Ашина. Он слыл удачливым полководцем и умным политиком, заслужил
6 Феофан Исповедник. Хронография // Чичуров И.С. Византийские исторические сочинения. М., 1980. С. 60.
7 Кляшторный С. Указ. соч. С. 184.
репутацию энергичного и мудрого хана8. В период правления Ку-брата Великая Болгария достигла своего расцвета и установила свое господство в Предкавказье. Столица государства — Фанаго-рия — находилась на Таманском полуострове. Этот античный город, разрушенный в свое время гуннами, был отстроен болгарами и превратился в центр ремесла и торговли.
Прозападная ориентация Кубрата была закреплена браком хана с дочерью богатого и знатного грека. Династический брак означал установление мирных отношений с сильным и богатым союзником. В результате социально-экономического и политического роста государства его границы расширялись, постепенно включая соседние территории9. Параллельно с поглощением новых областей происходило заимствование их культуры, в том числе и политических традиций. Успех завоеваний ускорил расслоение болгарского общества, выделение военно-служилой знати и крупных земельных собственников. Формирующийся класс зависимых крестьян составлял основную массу непосредственных производителей.
В период расцвета Великой Болгарии ее владения простирались на востоке почти до Волги, на юге — до Кубани, на западе — до Днепра. Северные границы этого образования определить невозможно из-за их подвижности. Основная территория расселения болгар находилась в Приазовье и в Западном Предкавказье. Именно эти районы у византийских хроникеров Феофана и Никифора называются Великой Болгарией, а подвластные ей области могли охватывать и юг современной Украины10. Степные просторы Причерноморья—Приазовья уже не были «житницей» Греции. Греческое слово «мегали» переводится не как «великая», а как «большая», т.е. большая по величине территория. Кубрат хотел наладить на завоеванных территориях мирную жизнь. Всех наместников он обязал внимательно рассматривать жалобы подданных и справедливо обращаться с ними.
Великая Болгария являлась раннефеодальным государством. Верховный правитель именовался ханом (глава, вождь), под началом которого находились другие властители, ниже его по рангу. У хана были дружина и двор, летняя и зимняя ставки, имелась государственная казна.
Основой болгарского общества была военно-политическая организация орда/урда (лагерь, ставка, держава). Государственное
8 Петров П. Образуване на българската държава. София, 1981. С. 132.
9 Сибагатуллин Ф.С. Татары и евреи. Казань, 2013. С. 118.
10 Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990. С. 90.
устройство страны в какой-то степени было конфедеративным. Территория делилась на области по племенному признаку. Хан посылал в кочевья подвластных племен наместников, что приводило к формированию вассально-сюзеренных отношений11. Формируются административные центры — Фанагория в Тамани, Герма-насса. Рядом возникли другие поселения, жители которых занимались скотоводством, земледелием и ремеслами. Основная часть населения вела преимущественно полукочевой образ жизни. В кочевых центрах доминировали элементы зимних стойбищ, экономической основой которых было кочевое скотоводство. С постепенным переходом части кочевников к оседлости уже не военная орда, а род или община стали доминировать как единица социума; эволюционировали и общественные отношения12. «Объединение племенных территорий предполагает преодоление родоплеменного принципа и возрастание значения территориально-административной организации», — пишет Р. Рашев13.
В социальном отношении болгарское общество делилось на две основные группы: рядовые общинники и военно-племенная аристократия. Последняя в свою очередь делилась на две категории — высшую и низшую14.
В правление Кубрата политическое, экономическое и социальное положение в государстве претерпело значительные изменения. Когда в результате завоеваний границы расширились, управление отдельными областями Кубрат в соответствии с традициями степных государств передает младшему брату и сыновьям. Конфедерация ослабляла централизованное управление государством и усиливала центробежные силы, которые проявили себя сразу после смерти хана15. С переходом к частичной оседлости укрепилась экономика страны, вырос уровень жизни населения. Изменилась и социальная структура общества. Обширность территории способствовала миграции населения, образованию новых благоустроенных центров. Люди стремились жить в городах и административных центрах. В городах происходило смешение культур и традиций. К концу своей жизни Кубрату удалось создать сильное государство, которое контролировало все Предкавказье.
В наследственном праве болгар действовала удельно-лествич-ная система, согласно которой престол переходил не к старшему
11 Дулимов Е.И., Цечоев В.К. Происхождение государства и права у народов Дона и Северного Кавказа. Ростов-на-Дону, 2006. С. 146.
12 АртамоновМ.И. История хазар. СПб., 2001. С. 327.
13 Рашев Р. Указ. соч. С. 45.
14 Петров П. Указ. соч. С. 172.
15 Христов А. Наследники хана Кубрата. Уфа, 2014. С. 50—52.
по возрасту брату или сыну покойного, а к двоюродному брату или племяннику. Это правило престолонаследия бытовало у гуннов и последующих тюркских народов. Как отмечают исследователи, в ожидании престола близкие родственники хана получали в управление уделы. Лествичная система была установлена с той целью, чтобы власть не оставалась постоянно у одной ветви рода и чтобы ее получали также и родичи по боковой линии16.
Спорно-судебные дела в большинстве случаев разрешались на основе обычного права. При решении юридических вопросов придерживались обычая клятвы на мече17. В обычном праве болгар особое место имела субординация: предпочтение левой стороны правой при расположении людей по старшинству, почтительное отношение и прославление хана. При этом хан обязан был соблюдать интересы подданных и защищать их имущество18.
В семейно-общественном быту сохранились древнетюркские элементы. Из ритуальных действий, помимо клятвы на мече, известны ритуал приема гостей, очищение огнем, использование конского хвоста в качестве военного знамени, ношение амулетов, запрет женщинам появляться без головного убора19.
В уголовном праве болгар преступление против государства и хана не разделялось. Виновный подлежал смертной казни. В качестве наказаний за воровство применялись увечья20.
Кубрат воспитывался в Царьграде при дворе византийского императора, где и был крещен еще в детстве. Византия облегчала миссионерам дело распространения христианства, разрешая службу на местных языках, переводя Священное Писание на болгарский и другие языки21. Элитные слои болгарского общества отказывались от языческих верований и принимали христианство. Принятие родовой знатью болгар христианства определило их место в иерархии народов, где христианство было официальной религией.
Христианизация язычников-болгар не была быстрой и легкой. Несмотря на многократные случаи крещения представителей господствующей верхушки и проповедническую деятельность византийских миссионеров, в обществе были сильны традиционные языческие верования. Главным богом, создателем всего считался Тенгри — высшее божество древних тюрков. По воззрениям бол-
16 Дулимов Е.И., Цечоев В.К. Указ. соч. С. 134; Рахманалиев Р. Указ. соч. С. 120, 146.
17 Отговорите на папа Николай I по допитванията на българите / Текст и перевод от Дим. Дечев. Изд. 2. София, 1940. С. 37.
18 Иловайский Д.И. Начало Руси. М., 2002. С. 226-255.
19 Отговорите на папа Николай I... С. 38.
20 Дулимов Е.И., Цечоев В.К. Указ. соч. С. 146.
21 История дипломатии / Под ред. В.П. Потемкина. Т. 1. М., 1941. С. 100.
гар, Тенгри был подателем всех благ и всего доброго и почитался как бог неба. В народе был сильно развит культ животных, священных деревьев и рощ. Широко был распространен календарь с 12-летним животным циклом22. Он был настолько совершенен, что комиссии ООН и ЮНЕСКО по разработке проекта всемирного календаря за основу взяли древний болгарский календарь23.
Во внешней политике Великая Болгария ориентировалась на Византию. Империя завязала отношения с ханом Кубратом. Он поддерживал близкие дружеские контакты с византийским императором Ираклием, от которого получил высокий сан патриция и богатые подарки. Около 641 г. Кубрат заключил с императором дружественный союз. По этому поводу византийский хронист Никифор писал: «К Ираклию Кубрат посылает посольство и заключает с ним мир, который они хранили до конца своей жизни»24. Это событие имело большое политическое значение для Великой Болгарии — она получила признание на высшем международном уровне как суверенное государство.
Кубрат отличался справедливостью и добротой, но был решителен, строг и требователен, благодаря чему сумел навести порядок в государстве и добиться больших успехов как во внутренней жизни, так и во взаимоотношениях с внешним миром. Чувствуя приближение смерти, Кубрат советует своим пятерым сыновьям жить вместе, беречь единство страны и не враждовать друг с другом25.
Вскоре после смерти хана Кубрата, скончавшегося в 665 г., Великая Болгария распадается. Она была разделена между его сыновьями, которые стали полуавтономными владетелями своих территорий. Наиболее крупными ордами были две: одну возглавлял хан Батбай, другую — его брат Аспарух. Какое-то время они мирно сосуществовали, кочуя по обширным приазовским просторам26. Однако вскоре сыновья Кубрата, нарушив завет отца, стали соперничать друг с другом из-за верховной ханской власти. Они считали себя обойденными вступлением на престол Батбая.
В Предкавказье наряду с болгарами сложилась и другая крупная политическая сила — Хазарский каганат. Во главе каганата стал род Ашина, неизменный соперник рода Дуло. Хазары считали
22 Бешевлиев В. Верата на първобългарите. София, 1939. С. 34; Петров П. Указ. соч. С. 171.
23 Хакимов Н. Потомки гордых кочевников // Забайкальский рабочий. 1989. 7 мая.
24 Никифор. Бревиария // Чичуров И.С. Византийские исторические сочинения. М., 1980. С. 161.
25 Там же. С. 60.
26 Плетнева С.А. Хазары. М., 1986. С. 21.
себя прямыми наследниками Тюркского каганата. Над болгарами нависла угроза со стороны хазар, которых сдерживал Кубрат.
Уже после распада Болгарского объединения хазары решили использовать выгодную ситуацию и в 70-х гг. VII в. начали экспансию на запад. Болгары под предводительством ханов Батбая и Аспаруха оказали хазарам активное сопротивление, но были разбиты. Территория Великой Болгарии стала частью Хазарии. Этническая и языковая близость хазар и болгар привела к слиянию их в единый союз27. Хан Батбай стал вассалом хазарского кагана. Особое место в каганате сохранили оставшиеся жить на его территории потомки Батбая, которые получили название «черные болгары».
Поражение многочисленных «как песок у моря» болгар объяснялось вовсе не военным превосходством хазар. Несомненно, здесь большую роль сыграли несогласия и вражда между сыновьями Ку-брата. Другие причины победы хазар связаны с отсутствием у болгар сильной централизованной власти28 и созданием враждебного им хазаро-аланского союза. «Земля алан, — пишет А.П. Новосельцев, — занимала центральную часть Предкавказья и вклинивалась на запад, т.е. в территорию, контролируемую болгарами. Следовательно, для алан было важно освободиться от власти болгар, а потому они и могли пойти на союз с хазарами, жившими на востоке от их территории. Именно союз с аланами помог хазарам сокрушить болгар, изгнать часть их на запад и подчинить остальных»29.
Болгарские орды, вынужденные покинуть свои земли, отправились на юг, север и запад. Подчиненные хану Батбаю орды уходят в предгорные и горные районы Северного Кавказа: это верховья Кубани, район Пятигорья и часть территории современной Кабардино-Балкарии. На этих и сопредельных землях источники локализуют четыре племени болгар: Купи-болгар, Дучи-болгар, Огхон-дор-болгар и Чдар-болгар. Другой сын Кубрата, Котраг, увел свой народ на север, в верховья Дона и Волги. Аспарух, преследуемый хазарами, вместе со своей ордой откочевал на Дунай. Четвертая часть болгар также вытесняется хазарами на запад. Кубер в западной части Балканского полуострова основал славяно-болгарское образование, которое, однако, не выстояло под натиском Византии. Еще ранее группа болгар во главе с Алцеком вместе с лангобардами осела на территории нынешней Италии30.
27 Там же.
28 Христов А. Указ. соч. С. 55.
29 Новосельцев А.П. Указ. соч. С. 91.
30 Мингазов Ш.Р. Наследники Великой Болгарии в Западной Европе // Филология и культура. 2012. № 1 (27). С. 201.
К концу VII в. болгары расселились на Северном Кавказе, Поволжье, на Балканах, в Северной Италии и приняли активное участие в этнических процессах и политической жизни этих регионов. Та часть болгарских племен, которая осталась на Северном Кавказе, в последующем вошла в состав новых этнических образований края. Среди них — карачаевцы и балкарцы. По мнению некоторых ученых, название «малкъар», по всей вероятности, произошло от этнонима «болгар». Профессор Ю.Н. Дроздов на основе анализа раннесредневековых источников пишет, что правильная форма названия болгар была «балкар». Именно такую форму использовал персидский автор Гардизи в своем сочинении. Разбираясь с семантикой названия балкар, Ю.Н. Дроздов отмечал, что на составные части этот термин делится так: балк-ар. Составляющая «балк» восходит к корневой части глагола «балкырга» — «сиять, светить, излучать свет». Вторая составляющая «ар» — это «муж, мужчина». Название «балкар» в буквальном переводе означает «мужи сияния», или «мужи, излучающие свет». Это наводит на мысль, что термин «балкар» не был этнонимом, а скорее всего названием народа по его религиозным воззрениям, которые были связаны с сиянием, излучением света. Здесь явно подразумевается солнце. Можно предположить, что семантика термина балкар/болгар могла быть «солнцепоклонники». «Название балкар в фонетическом варианте малкъар сохранилось до сих пор в качестве самоназвания балкарцев. А это значит, что со временем рассматриваемое название приняло семантику этнонима», — заключает Ю.Н. Дроздов31. Здесь происходит контаминация начальных «б» и «м» (балкар-малкъар, бийик-мийик), характерная для карачаево-балкарского языка.
Примечательно, что участие болгар в этногенезе балкарцев и карачаевцев отразилось в их легендах и преданиях. Еще дореволюционный этнограф Н. Караулов отмечал, что по преданию самих балкарцев, «они представляют собой осколок болгарского народа»32.
В 1959 г. в Нальчике состоялась Всесоюзная научная сессия по проблеме происхождения балкарцев и карачаевцев. Основной итог работы сессии был изложен в следующей формулировке: «Карачаевский и балкарский народы образовались в результате смешения северокавказских племен с ираноязычными и тюркоязычными племенами, из которых наибольшее значение в этом процессе имели,
31 Дроздов Ю.Н. Тюркская этнонимия древнеевропейских народов. М., 2009. С. 232.
32 Караулов Н.А. Болкары на Кавказе // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. 38. Тифлис, 1908. С. 132—133.
видимо, черные болгары и, в особенности, одно из западнокипчак-ских племен»33.
После этой сессии в Софии появилась работа болгарского историка Ц. Кристановой «К вопросу об этногенезе болгарского народа». Ею было обследовано более 2 тыс. балкарцев и карачаевцев — мужчин, женщин, детей, стариков, и проведено их антропологическое сравнение с с дунайскими болгарами. Ц. Кристанова пришла к выводу, что по данным антропологии балкарцы и карачаевцы — это потомки тех болгар, часть которых во главе с Аспа-рухом переселилась на Дунай и участвовала в этногенезе дунайских болгар34.
В горах и предгорьях Центрального Кавказа, преимущественно в районе Кавминвод и в верховьях Кубани, известно множество болгарско-хазарских памятников — городищ, грунтовых могил и крепостей с тюркскими руническими надписями на каменных стенах. Самой мощной была крепость близ нынешнего аула Хумара в Карачаево-Черкесии. Толщина ее стен местами достигала 5-6 метров. Материалы городища имеют близкие аналогии в инвентаре памятников Волжской Булгарии и Дунайской Болгарии35. Обнаружены болгарские древности и в Кабардино-Балкарии. Найденные памятники северокавказских рунических надписей, по мнению специалистов, принадлежат болгарам или болгаро-хазарам36 и близки по фонетике цокающему диалекту карачаево-балкарского языка.
Болгарский компонент в историко-культурном наследии карачаево-балкарской общности хорошо иллюстрируется материалами языка. Сравнительно-исторические исследования показали, что в карачаево-балкарском языке сохранился значительный пласт про-тоболгарской лексики и даже грамматических характеристик, подтверждающие существование болгаро-балкаро-карачаевских исто-рико-языковых связей37.
33 Материалы научной сессии по проблеме происхождения балкарского и карачаевского народов. Нальчик, 1960. С. 232.
34 Кристанова Ц. Към въпроса за етногенезиса на българския народ // Исторически преглед. София, 1966. Кн. 3. С. 33-50.
35 Биджиев Х.Х. Тюрки Северного Кавказа. Черкесск, 1993. С. 158.
36 Кузнецов В.А. Надписи Хумаринского городища // Советская археология. 1963. № 1. С. 305; Кляшторный С.Г. Хазарская надпись на амфоре с городища Ма-яцки // Советская археология. 1979. № 1. С. 274-275; Кызласов И.Л. Древнетюрк-ская руническая письменность Восточной Европы. Новые аспекты изучения // Проблемы на прабългарската история и культура. София, 1989. С. 256-257; Байчо-ров С.Я. Древнетюркские рунические памятники Европы. Ставрополь, 1989. С. 266.
37 Байчоров С.Я. Гунно-протобулгарско-северокавказские языковые контакты // Вопросы языковых контактов. Черкесск, 1982. С. 44-62; Он же. Карачаево-бал-
Болгарские реликты наблюдаются в народном календаре карачаевцев и балкарцев. До недавнего времени они вели счет годам по двенадцатилетнему животному циклу. Аналогичный способ летоисчисления в прошлом практиковался у болгар38. Среди балкарцев и карачаевцев до сих пор бытует культ верховного бога Тенгри-Тейри, который являлся верховным божеством протоболгар39.
Именно болгарами был привнесен в Западную Аланию скальный обряд погребений. Они представляли собой склепы, устроенные в скальных нишах, которые в большом количестве встречаются в ущельях вокруг Эльбруса.
Исследователи приводят значительный лингвистический, археологический и антропологический материал, а также параллели в языческих верованиях болгар, балкарцев и карачаевцев, свидетельствующий о том, что древние болгары явились первым наиболее значительным тюркским компонентом в этногенезе балкаро-карачаевцев и сыграли важную роль в формировании этого этноса.
Значительная часть болгар под предводительством хана Аспа-руха ушла на запад, на берега Дуная. Болгары во главе с Аспарухом переправились через Дунай в районе Северной Добруджи и, вступив в союз со славянами, обитавшими на территории нынешней Северо-Восточной Болгарии, образовали славяно-болгарское государство под названием Болгария40.
В 680 г. хан Аспарух разгромил войска византийского императора Константина IV. В 681 г. между Византией и Болгарией был подписан мирный договор, в котором Византия признала новое государство и обязалась платить болгарам дань за то, чтобы они не посягали на земли южнее Балканских гор.
Дунайская Болгария продолжила традиции державы Великой Болгарии Кубрата на новой территории. Хан Аспарух проявил себя
карский арабописьменный памятник и его отношение к булгарскому языку // Там же. С. 114—139; Соттаев А.Х. О происхождении балкарцев и карачаевцев по данным языка // Материалы научной сессии по проблеме происхождения балкарцев и карачаевцев. Нальчик, 1960. С. 42—47; Хашхожев Э, Балканский Т. Опыт изучения следов протоболгарского языка в языках дунайских болгар, балкарцев и карачаевцев // Проблемы семантики и синтаксиса карачаево-балкарского языка. Нальчик, 1987. С. 149—160; Хабичев М.А. Именное словообразование и формообразование в куманских языках. М., 1989. С. 21, 22.
38 Биджиев Х.Х. Указ. соч. С. 264-265.
39 Балкански Т., Хашхожев Е. Към въпроса за първобългарския Тангра (Тенгри) // Етнография. Кн. 3. София, 1984; Джуртубаев М.Ч. Древние верования балкарцев и карачаевцев. Нальчик, 1991. С. 162-176; Каракетов М.Д. Традиционные верования // Карачаевцы. Балкарцы / Отв. ред. М.Д. Каракетов, Х.-М.А. Сабанчиев. М., 2014. С. 409-411.
40 Петров П. Указ. соч. С. 150.
как дальновидный государственный деятель и предоставил славянам возможность жить в условиях внутренней политической автономии.
После смерти Аспаруха болгарский трон занял его сын Тервел. Талантливому полководцу удалось объединить значительную часть славян, находившихся под византийским владычеством, присоединить другие славянские территории к Болгарскому государству. Тервел обрел такое могущество, что принял участие в междоусобной борьбе внутри Византии и помог восстановить на престол императора Юстиниана II.
Хан Тервел разбил осаждавших Константинополь арабов, спасая Европу от их нашествия кратчайшим путем — через Балканы. За особые заслуги перед Византией его наградили титулом «Кесаря», а Болгария прочно утвердила свое положение на Балканах41.
Тюркоязычные болгары, оказавшись в окружении славян, через несколько поколений растворились среди них, передав образовавшейся новой славяноязычной народности свое имя и некоторые элементы культуры и быта.
Вторжение в конце VII в. тюркоязычных болгар в Волго-Камье положило начало большим этническим переменам. Здесь они участвовали в этногенезе казанских татар и чувашей, оказали значительное социально-экономическое, культурное и языковое влияние на тюркское и финно-угорское население края. Имея начальный опыт государственности и сильную военную организацию, племенные вожди болгар выступили объединителями местных племен. Вначале они организовали союз племен, а на рубеже ГХ-Х вв. создали раннефеодальное государство — Волжскую Булгарию с центром в городе Булгар. В политическом отношении Булгария находилась в зависимости от Хазарии. В 922 г. булгарская знать принимает ислам, что означало попытку приобретения суверенитета под идеологическим крылом Арабского халифата. Волжская Булгария стала самостоятельной после разгрома Хазарии Святославом в 60-х гг. X в. С этого времени заметно оживляется политическое, экономическое и культурное развитие страны42.
Волжская Булгария конца IX — начала XIII в. была страной городов (учтено до 200 городищ), с относительно развитым скотоводством, земледелием и ремесленным производством. Ее географическое положение на пересечении международного пути Волга-Кама с караванной дорогой с Запада на Восток способствовало развитию
41 Ангелов Д. Хан Аспарух из рода Дуло — основатель Дунайской Болгарии и его сын хан Тервел. Календарь. 1999 г. Июнь.
42 Новосельцев А.П. Указ. соч. С. 199; Измаилов И. Образование Булгарского государства // История татар. Т. 2. С. 124-131.
торговых и культурных связей с Русью, со странами Кавказа, Передней Азии и Востока43.
Монгольское войско, считавшееся непобедимым, осенью 1223 г. впервые потерпело поражение на территории Волжской Булгарии. На рубеже 1239-1240 гг. Волжская Булгария была покорена монголами, ее территория вошла в Золотую Орду как Булгарский улус. Так же как и русские, булгарские князья получали ярлык на княжение от хана Золотой Орды в его столице Сарай на Нижней Волге и платили ему дань. В XV в. на развалинах Золотой Орды возникли несколько самостоятельных ханств, в том числе Казанское, как продолжение Булгарского государства44.
Болгарское культурное наследие сыграло важную роль в формировании культуры коренных народов Поволжья. Учеными выявлено и проанализировано много параллелей в языке, топонимике, материальной и духовной культуре, народном творчестве, языческих верованиях протоболгар, татар, чувашей, башкир и дунайских болгар45.
В заключение следует отметить, что образование и существование Великой Болгарии — важная веха в восточноевропейской истории. Вслед за гуннами болгары стали самым мощным и влиятельным народом, вокруг которого произошел процесс объединения степных племен46. Наличие собственной государственности и образование Дунайской и Волжской Булгарии свидетельствуют о высокой степени организации болгарского общества.
Хан Кубрат считается одной из наиболее крупных фигур в болгарской истории, опытным и авторитетным державником, объединившим болгар и родственных им племен в мощное государство. Правление хана Кубрата сделало болгар значимым компонентом в государственно-политической жизни средневековой Восточной Европы. С распадом Великой Болгарии жизнь болгарских групп протекала на разных территориях. Они дали толчок будущей болгарской государственности на Дунае и Волге, сыграли значительную роль в консолидации племен, послуживших, с поздними включениями ордынского периода, основой формирования неко-
43 Измаилов И. Указ. соч. С. 128.
44 Халиков А.Х. Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария. Казань, 1994. С. 36-41.
45 Гаген-Торн Н.И. Женская одежда народов Поволжья. Чебоксары, 1960; Денисов П.В. Этнокультурные параллели дунайских болгар и чувашей. Чебоксары, 1969; Каримуллин А.Г. Татары: этнос и этноним. Казань, 1988; Закиев М.З. Указ. соч.; Христов А.Х. Указ. соч.; Сибагатуллин Ф.С. Указ. соч.; Мизиев И.М. Очерки истории и культуры Балкарии и Карачая ХШ-ХУШ вв. Нальчик, 1991 и др.
46 Рашев Р. Указ. соч. С. 47.
торых современных народов Северного Кавказа, Поволжья и Болгарии, а также отдельных элементов их материальной и духовной культуры.
Список литературы
1. Артамонов М.И. История хазар. СПб., 2001.
2. Байчоров С.Я. Древнетюркские рунические памятники Европы. Ставрополь, 1989.
3. Бешевлиев В. Верата на първобългарите. София, 1939.
4. БиджиевХ.Х. Тюрки Северного Кавказа. Черкесск, 1993.
5. Денисов П.В. Этнокультурные параллели дунайских болгар и чувашей. Чебоксары, 1969.
6. ДжуртубаевМ.Ч. Древние верования балкарцев и карачаевцев. Нальчик, 1991.
7. Дроздов Ю.Н. Тюркская этнонимия древнеевропейских народов. М., 2009.
8. Дулимов Е.И., Цечоев В.К. Происхождение государства и права у народов Дона и Северного Кавказа. Ростов-на-Дону, 2006.
9. Закиев М.З. Происхождение тюрков и татар. М., 2003.
10. Иловайский Д.И. Начало Руси. М., 2002.
11. Каримуллин А.Г. Татары: этнос и этноним. Казань, 1988.
12. Кляшторный С. Праболгары в европейских степях // История татар с древнейших времен: В 7 т. Т. 1. Казань, 2002.
13. Кристанова Ц. Към въпроса за етногенезиса на българския народ // Исторически преглед. София, 1966. Кн. 3.
14. Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990.
15. Петров П. Образуване на българската държава. София, 1981.
16. Плетнева С.А. Хазары. М., 1986.
17. Рашев Р. Великая Болгария // История татар. Т. 2. Казань, 2006.
18. ХаликовА.Х. Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария. Казань, 1994.
19. Христов А. Наследники хана Кубрата. Уфа, 2014.
20. Чичуров И.С. Византийские исторические сочинения. М., 1980.
Поступила в редакцию 6 апреля 2016 г.