мейства Asteraceae — Leontopodium ochroleucum богат B, Be, Zn, Co, Mn; из сем. Lamiaceae Salvia stepposa — Zn, Cu, Nb. По сравнению с рассматриваемыми семействами обеднены большинством исследуемых элементов растения из сем. Limoniaceae — Limonium flexuosum L.; из Fabaceae — Caragana pugmaea L.; из сем. Asteraceae — Echinops ritro и Stipa consanguínea — представитель сем. Poaceae.
Содержания микроэлементов в изученных растениях различны не только для разных семейств, но и для индивидуальных организмов внутри одного вида.
Концентрация химических элементов в растениях долины Средней Катуни находится в пределах фоновых значений и укладывается в диапазон содержания, при котором осуществляется нормальное функционирование растительных организмов.
Библиографический список
1. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы земли и ее окружения / В.И. Вернадский. — М.: Наука, 2001. — 376 с.
2. Ильин В.Б. Элементный химический состав растений / В.Б. Ильин. — Новосибирск: Наука, 1985. — 130 с.
3. Куминова А.В. Растительный покров Алтая / А.В. Куминова. — М.: Изд-во СО АН СССР, 1960. — 450 с.
4. Кабата-Пендиас А. Микроэлементы в почвах и растениях / А. Кабата-Пендиас, Х. Пендиас. — М.: Мир, 1989. — 439 с.
5. Каталымов М.В. Микроэлементы и микроудобрения / М.В. Каталымов. — М.; Л.: Химия, 1965. — 330 с.
6. Дуглас П.О. Воздействие загрязнения микроэлементами на растения /
П.О. Дуглас // Загрязнение воздуха и жизнь растений. — Л., 1988. — С. 327-356.
7. Мальгин М.А. Биогеохимия микроэлементов в Горном Алтае / М.А. Мальгин. — Новосибирск: Наука, 1978. — 272 с.
8. Ельчининова О.А. Биогеохимические аспекты экологической оценки наземных экосистем Алтая: монография / О.А. Ельчининова. — Барнаул: Изд-во АГАУ, 2009. — 142 с.
9. Ильин В.Б. Микроэлементы и тяжелые металлы в почвах и растениях Новосибирской области / В.Б. Ильин, А.И. Сысо. — Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2001. — 230 с.
10. Минеев В.Г. Химизация земледелия и окружающая среда / В.Г. Минеев. — М.: Агропромиздат, 1990. — 287 с.
11. Даутов Р.К. Микроэлементы в почвах Чувашской АССР и рациональное использование микроудобрений / Р.К. Даутов, В.Г. Минибаев, С.Н. Калимуллина. — Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1979. — 62 с.
12. Иванов В.В. Экологическая геохимия элементов: справочник. Кн. 5. Редкие d-элементы / В.В. Иванов. — М.: Экология, 1997. — 576 с.
13. Химия тяжелых металлов, мышьяка и молибдена в почвах / под ред. Н.Г. Зырина, Л.К. Садовниковой. — М.: МГУ, 1985. — 204 с.
14. Тяжелые металлы в системе почва — растение — удобрение / под ред. М.М. Овчаренко. — М., 1997. — 290 с.
15. Архиров И.А. Микроэлементы (ванадий и никель) в педосфере бассейна р. Катунь / И.А. Архиров, А.В. Пузанов, О.А. Ельчининова / / Ползуновский вестник. — 2005. — № 4. — С. 163-167.
+ + +
УДК 595.796+574 Т.М. Кругова
ДЕРНОВЫЙ МУРАВЕЙ ТЕТйАМОМиМ САЕБРТиМ НА ГАРЯХ В ЛЕНТОЧНЫХ СОСНОВЫХ БОРАХ ВЕРХНЕГО ПРИОБЬЯ
Ключевые слова: дерновый муравей, пирогенная сукцессия, сосновые леса, пожар, микростациальное распределение, годовая динамика.
Введение
Лесные пожары оказывают на экосистемы глубокое и разностороннее влияние, затрагивающее гидротермический
режим почв, растительность и животное население [1]. Распространение лесных пожаров в сосновых борах Алтайского края и величина ущерба, наносимого огнем лесному хозяйству края, определяют значимость изучения пирогенной динамики биоценозов.
При изучении динамики животного населения принято выбирать в качестве модельных объектов отдельные группы, отличающиеся способностью быстро реагировать на смену экологических условий изменением каких-либо параметров, играющих в то же время заметную роль в экосистемах [2, 3]. К числу таких групп относятся муравьи — влиятельные хищники, активные почвообразователи, переносчики семян, симбионты большого числа организмов — от водорослей и грибов до насекомых. Для анализа пирогенной сукцессии удобно использовать виды, отличающиеся крайними экологическими предпочтениями, например, приуроченные к наиболее засушливым или наиболее влажным местообитаниям. Среди муравьев в условиях Верхнего Приобья один из таких видов — дерновый муравей Т. caespitum, играющий заметную роль в лесных экосистемах в силу своей многочисленности и высокой скорости размножения. Этот вид на территории бывшего СССР в наибольшем количестве встречается в степях и пустынях, в лесостепную зону проникает лишь местами [4]. К.В. Арнольди характеризует дернового муравья как гемиксерофила, мезомакро-терма, в то время как большинство видов муравьев, известных в Алтайском крае, характеризуются этим автором как мезо-гемиксеро- и мезофилы, мезотермы [5]. В сосновых борах Алтайского края Т. caespitum обнаруживается, как правило, в хорошо прогреваемых местах — на не затененных кронами деревьев травяно-злаковых или мертвопокровных участках на вершинах увалов. Дерновый муравей создает многосекционные гнезда. В сосняках они представляют собой, как правило, отверстия в земле или холмики из песка 5-10 см высотой. На гарях при смене гидротермического режима можно ожидать изменений экологических характеристик этого вида, выявление которых и стало целью исследования.
Материалы и методы
Динамика населения муравьев на лесных гарях в первые годы после пожара изучена в приобских сосновых борах на
участках, пройденных огнем в 1997 г. [6-8]. Исследования здесь проведены в 1999-2002 и 2005 гг. До пожара участок в Бобровском лесничестве Бобровского лесхоза Первомайского района представлял собой березово-сосновый разнотравный лес, участок в Ларичихинском лесничестве Среднеинского лесхоза Тальмен-ского района — мшисто-ягодниковый сосновый бор с подростом березы и осины. На гарях получил развитие процесс олуго-вения. Кроме того, для детального анализа численности и микростациального распределения муравьев дополнительный мониторинговый полигон заложен в окрестностях с. Штабка Павловского района Алтайского края, в непосредственной близости к г. Барнаулу. Участок пройден комбинированным пожаром весной 2005 г., в 2006 г. исследования начаты и проводятся ежегодно. На гари сформировались тра-вяно-злаковые и травяно-осоковые сообщества. Не пройденный пожаром однотипный древостой, используемый в качестве контрольного участка, представлен мохово-брусничным сосновым бором с пятнами лишайникового и мертвопокров-ного, с подростом березы и осины. Для всех исследованных территорий характерен увалистый рельеф.
Учеты гнезд Т. caespitum проведены площадочным методом, предполагающем просмотр подстилки на 5-10 (или более) пробных площадках по 25 м2 на каждой исследуемой территории [9]. Из обнаруженных гнезд отобраны по 10-15 особей для уточнения видовой принадлежности. Для оценки численности вида рассчитывали плотность распределения гнезд — их число на 100 м2 [9].
Результаты работы
По приобским борам проанализирована погодовая встречаемость Т. caespitum. В Бобровском лесничестве на контрольном участке дерновый муравей отмечен в учетах во все годы исследования. На гари он зарегистрирован только один раз (в 2001 г.). В Ларичихинском лесничестве в контроле Т. caespitum, напротив, обнаружен лишь один раз в 2002 г.; на гари его встречали ежегодно.
На мониторинговых полигонах в окрестностях с. Штабка Т. caespitum регистрировался ежегодно. Для этой территории рассчитана плотность распределения гнезд. На гари выявлено резкое увеличение данного показателя к третьему году после пожара, особенно заметное на фо-
не его уменьшения на контрольном участке. В нативном сосняке с 2006 до 2008 г. плотность распределения гнезд дернового муравья понизилась от 1,3 до 0,1 на 100 м2, уменьшаясь из года в год. На гари, напротив, в 2006 и 2007 гг. она была незначительной — 0,4 и 0,5 гнезд/100 м2, однако уже в 2007 г. этот показатель на гари был выше, чем на контрольном участке, в 2008 г. на гари — 2,2 гнезда/100 м2.
® 2,5 -5
■ низины Е] вершины
контроль
гарь
Рис. 1. Распределение гнезд Т. caespitum по элементам мезорельефа на гари и на контрольном участке в 2006 г.
3,5
2 3
8
1 2,5
X
К
I 2
со
5
II 1,5
I £
£ 1 I
Б
^ 0,5 0
контроль
гарь
Рис. 2. Распределение гнезд Т. сэеврНит по элементам мезорельефа на гари и на контрольном участке в 2008 г.
Проанализировано распределение
гнезд дернового муравья по элементам мезорельефа на мониторинговых полигонах в окрестностях с. Штабка. Для данного вида в сосновых борах Алтайского края характерна очень ясно выраженная связь с наиболее прогреваемыми участками —
вершинами увалов, верхними частями склонов. В низинах между увалами или в средних и нижних частях склонов в каком-либо ненарушенном сосняке гнезд Т. сэеврНит за время изучения мирме-кофауны Алтайского края не найдено. В окрестностях с. Штабка на контрольном участке гнезда Т. сэеврНит также всегда приурочены к вершинам увалов и к верхним частям южных склонов и отсутствуют на других элементах рельефа. На гари распределение дернового муравья по элементам мезорельефа изменяется, происходит проникновение в низины. Хотя преимущественно гнезда Т. сэеврНит встречаются на вершинах увалов. Уже в первый год после пожара (2006 г.) они отмечены и в низинах (0,4 гнезда/100 м2) (рис. 1). Для уточнения распределения гнезд дернового муравья по элементам мезорельефа в 2008 г. исследованы 5 частей увалов: вершины, верхние, средние, нижние части склонов и низины. Т. сэеврНит обнаружен на всех исследованных элементах рельефа. Плотность распределения гнезд дернового муравья максимальна в верхних частях склонов и на вершинах (3,2 и 3,1 гнезда/100 м2); в низинах его в 2,6 раза меньше (1,2). Вместе с тем в нижних частях склонов зарегистрировано высокое значение плотности распределения гнезд (2,4) (рис. 2). Таким образом, для дернового муравья на гарях характерно не только проникновение в нижние части увалов, но и высокая плотность распределения гнезд в пониженных элементах рельефа.
На гари в окрестностях с. Штабка изучено разнообразие материалов, используемых дерновым муравьем в гнездо-строении. На контрольном участке гнезда Т. сэеврНит имеют вид отверстий в земле, располагающихся открыто или под палками, что в целом типично для вида в сосняках Приобья. На пострадавшем от огня участке спектр используемых материалов увеличивается. Гнезда дернового муравья обнаружены в связи с отмирающими древесными остатками — в пнях (8 гнезд) и сосновых бревнах (2 гнезда).
Выводы
Пирогенная динамика популяций Т. сэеврНит в сосновых борах Алтайского края варьирует в различных по условиям местообитаниях (в разных типах леса), возможно как увеличение, так и уменьшение встречаемости вида по годам и плотности распределения его гнезд. На
4,5
4
3,5
3
2
1,5
0,5
0
гарях дерновый муравей проникает в нижние части песчаных увалов, что не характерно для исходных сосняков. Обнаружено использование в гнездостроении на гари отмирающей древесины, в отличие от неповрежденных сосняков.
Библиографический список
1. Восстановление лесных экосистем после пожаров. — Кемерово: ИРБИС, 2003. — 262 с.
2. Мордкович В.Г. Очерк сукцессион-ных проблем // Известия СО АН СССР (Сер. биологическая). — 1988. — С. 13-24.
3. Трофимов В.Н. Использование различных групп насекомых для мониторинга лесных биогеоценозов / В.Н. Трофимов // Экология и защита леса: межвузовский сборник научных трудов. — Л., 1990.
— С. 89-96.
4. Мариковский П.И. Факторы, ограничивающие численность дернового муравья T. caespitum (Lin.) / П.И. Мариковский // Известия АН КазССР. — 1976. — № 5.
— С. 17-20.
5. Арнольди К.В. Зональные зоогео-графические и экологические особенности мирмекофауны и населения муравьев Русской равнины / К.В. Арнольди //
Зоологический журнал. — 1968. — Т. 47. — Вып. 8. — С. 1155-1178.
6. Кудряшова И.В. Динамика плотности населения муравьев на гарях сосновых боров Алтайского края / И.В. Кудряшова // Муравьи и защита леса: матер. XII Всерос. мирмекологического симп. — Новосибирск, 2005 — С. 66-69.
7. Кудряшова И.В. О влиянии лесных пожаров на мирмекофауну Приобских боров Алтайского края / / Антропогенное воздействие на лесные экосистемы: матер II Междунар. конф. — Барнаул, 2002. — С. 101-102.
8. Кудряшова И.В. Влияние специфики экологических условий на характер пиро-генной сукцессии мирмекофауны в приобских борах Алтайского края / И.В. Кудряшова, Т.М. Кругова / / Энтомологические исследования в Северной Евразии: матер. VII Межрегион. совещания энтомологов Сибири и Дальнего Востока. — Новосибирск, 2006. — С. 243-245.
9. Бугрова Н.М. Методические указания по изучению экологии и определению муравьев / Н.М. Бугрова, Ж.И. Резникова. — Новосибирск, 1989. — Вып. 1. — 42 с.
+ + +
УДК 574.52
Ю.А. Бендер, Г.А. Царева, Г.И. Егоркина
ДИНАМИКА ПЛОТНОСТИ ПОПУЛЯЦИИ И ПЛОДОВИТОСТИ АРТЕМИИ
ОЗЕРА БОЛЬШОЕ ЯРОВОЕ
Ключевые слова: артемия, мониторинг, генерация, изменчивость, плотность популяции, возрастная структура, плодовитость, рождаемость.
Введение
Область распространения каждого вида формируется в процессе естественного отбора в зависимости от пределов экологической устойчивости этого вида. Жаб-роногий рачок артемия — единственный представитель зоопланктона галинных и ультрагалинных водоемов. Рачок уникален с точки зрения адаптации к условиям оби-
тания. Он распространен на всех континентах Земного шара в широком спектре солености воды с различным типом засоления. Обитание артемии в экстремальных условиях делает ее полезным модельным организмом для изучения механизмов адаптации.
Артемия имеет промысловое значение, так как это единственный источник живого корма для мальков рыб и морских животных в аквакультуре, который обеспечивает им высокую скорость роста и нормальное физиологическое состояние. Оз. Большое Яровое является самым продук-