10
• • •
Известия ДГПУ, №4, 2013
УДК 94(470.67)
ДЕРЕВООБРАБОТКА У АВАРЦЕВ В XIX - НАЧАЛЕ ХХ в.
© 2013 Гамзатова П.К., Магомедова Р.М. Дагестанский государственный педагогический университет
В статье рассматриваются деревообработка у аварцев как один из основных видов промыслов Дагестана в XIX - начале XX в.
This article focuses on Avars’ woodworking, as one of the main types of crafts in Dagestan in the 19th -early 20h centuries.
V stat'e rassmatrivajutsja derevoobrabotka u avarcev kak odin iz osnovnyh vidov promyslov Dagestana v XIX - nachale XX v.
Ключевые слова: древесина, промыслы, резьба, Голотль, искусство, кухонная утварь, мастера, деревообработка, ремесло, Унцукуль.
Keywords: wood crafts, carving, Golotl, art, kitchenware, master, woodworking, crafts, Untsu-kul.
Kljuchevye slova: drevesina, promysly, rez'ba, Golotl’, iskusstvo, kuhonnaja utvar’, mastera, derevo obrabotka, remeslo, Uncukul'.
Лесные богатства Дагестана, а особенно Аварии в исследуемый период позволяли широко использовать дерево для строительства жилища, культовых и светских сооружений, изготовления разнообразных бытовых предметов, отопления жилища горцев.
Сосна, липа, вяз, чинара, орех - наиболее распространенные в Аварии лесные породы, являющиеся прекрасным материалом для плотницкого, столярного, токарного дела. Аварцы-ремесленники использовали все породы деревьев, произраставших на территории Аварии и всего Дагестана. Выбор породы определялся соответствующими природно-климатическими условиями, степенью зажиточности и опытом работы с деревом. Более состоятельные покупали наиболее ценные породы древесины, а остальные использовали древесину, характерную для данной местности.
В деревянных изделиях мастер-краснодеревщик всегда ценил живое ощущение материала - его весомость, природную красоту его цвета и фактуры, пластичность, теплоту и особую мягкость, которая свойственна лишь дереву. Художественное творчество в изготовлении бытовых изделий проявлялось в особом отношении кустаря к архитектонике предмета и его декорирования.
«Наряду с другими природными материалами, - отмечает М.М. Маммаев, -дерево с древнейших времен широко применялось для изготовления орудий
труда, разнообразной домашней утвари, мебели, для постройки и декоративной отделки жилища. Относительная легкость обработки дерева простейшими инструментами, прочность, природная красота узоров текстуры издавна привлекали к себе внимание художников -мастеров. В резьбе по дереву воплотились высокое техническое и художественное мастерство народа, его эстетические вкусы и тонкое художественное чутье. Резьба по дереву представляет собой важный источник познания художественной культуры дагестанских народов» [6. C. 110].
Обработка дерева применялась у аварцев в самых разнообразных формах, начиная с изготовления деревянной конструкции для дома и кончая производством ложек и вилок [10. C. 103]. Обработкой дерева в Аварии занимались повсеместно. Это ремесло носило подсобный характер. Широко применялись деревянные конструкции в домостроительстве и для изготовления хозяйственно-бытовых предметов, что свидетельствует о широком распространении и высоком уровне развития деревообрабатывающего промысла в Аварии. На ее территории существовала специальная профессия лесосплавщиков - «лъет1ахъаби». Жителей селений Гонода (нынешний Гунибский район), Гоготль, Мачада (нынешний Шамиль -ский район) и ряда селений по Андийскому округу считали лучшими специалистами лесосплава по горным рекам. Работа эта считалась очень опасной,
Общественные и гуманитарные науки
• ••
11
требующей большой сноровки и умения [1. C. 178].
Нередки были случаи, когда деревообработка развивалась в безлесных селениях. Например, селения Тлох, Го-лотль, Большое и Малое Инхело расположены далеко от сколь-нибудь значимых лесных массивов, (хотя и сохранились предания о наличии в прошлом в этих местах хороших лесов), но, по данным П. М. Дебирова, в селении Голотль проживали целые тухумы потомственных лесорубов и плотников, занимающиеся заготовкой леса в верховьях Аварского Койсу и сплавляющие его вниз по течению [2. C. 12].
Резьба по дереву, как и резьба по камню, имела у аварцев очень широкое распространение у горцев Дагестана. Резьбой по дереву занимались повсюду, и почти в каждом селении имелись свои резчики, особенно в Аварии, где имелось много лесов, пригодных для обработки. Широкое распространение деревообработка получила в Аварии, примером которого является описанные Г.Я. Мовчаном деревянных конструкций дома в селении Тидиб Г.Я. Мовчаном, датируемого автором XIV-XV вв. Здесь автор отмечает высокие технические качества работ по строительству этого дома и художественное их мастерство в украшении опорных столбов, ларей - цагуров и др. Данные наблюдения позволили Г.Я. Мовчану сделать вывод о значимости деревянных конструкций в жилище аварцев [7. C. 186-200]. Как мастеров строительного дела специалистов по дереву дидойцев знали не только в Дагестане, но и в Закавказье.
В исследуемый период были широко известны как центры обработки дерева такие аварские селения, как: Мачада, Гилиб, Голотль, Нижнее и Верхнее Инхело, Тлох, ругуджинские и куядинские хутора и селения: Кулла, Бацада, Тидиб, Урада, Корода, Хучада, Унцукуль, Ашильта.
Дагестанское, и в частности, аварское искусство резьбы по дереву, деревянные изделия с декоративным узором разделяют на три группы: 1) архитектурные элементы; 2) мебель; 3) сосуды и предметы быта сравнительно мелкого масштаба [3. C. 12].
Первая группа. В исследуемый период декоративное оформление имело следующие деревянные архитектурные элементы фасада жилых помещений: дверные и оконные коробки и их детали
(косяки, наличники); створки ворот дверей и окон; лоджии, веранды, балконы (столбы, перила, карнизы); консоли карнизов; перекрытия зданий, лоджий, балконов. Иногда покрываются резьбой продольные брусья кладке каменных стен фасадов («лежни»), продольные и поперечные балки перекрытия (балконов, лоджий, веранд). Главными элементами в системе декоративного оформления интерьера являются столбы и лари. Богато орнаментировались деревянные опорные столбы внутри жилищ и мечетей. В отдельных случаях украшались резьбой балки потолка, панели и лестницы, ведущие на второй этаж [3. C. 13].
Вторая группа. Декоративный узор имели следующие виды мебели: закрома и лари (неподвижные и подвижные), лежанки, скамьи, кресла, стулья, табуретки, сундуки и тумбочки. В эту же группу входят большие деревянные ящики типа ларей, но своеобразной формы, представляющие собой комбинацию скамьи и ларя, а также богато орнаментированные кафедры (минба-ры) мечетей и пюпитры для Корана и других богослужебных книг. Следует отметить, что главными элементами в системе декоративного оформления интерьера являются столбы и лари. «В домах древнейшего типа, - отмечает П.М. Дебиров, - (XVI-XVII вв.) они выступают нерасчлененно, позднее же (конец XVI-XVII вв.) становятся самостоятельными. Со временем выделяются особые типы столбов и ларей с их разновидностями на различных территориях. С точки зрения художественной формы столбы, начиная с XI-XII вв. образуют сравнительно последовательный эволюционный ряд, хотя некоторые типы (аварские) с яркими архаическими чертами относятся к XVI-XVII вв. Древние образцы неподвижных ларей сохранились, начиная с XVI-XVII вв.» [3. C. 13].
Любимейшей мебелью всех сословий исследуемого периода были сундуки. Выделывались они в особых сундучных мастерских. Сундуки заменяли в быту и мебель, и гардеробные шкафы. Сундучное производство в Аварии велось в довольно обширном размере и обращало на себя внимание изящною отделкою, легкостью и доброкачественностью. Сундуки были самых разных размеров, окрашивались в различные цвета, обивались для прочности жестью или сплошь покрывались белым железом с
12
• • •
Известия ДГПУ, №4, 2013
тисненными украшениями, а иногда жесть окрашивали в разные цвета. Крепкие, вместительные, с ярким орнаментом, сундуки были незаменимы в домашнем обиходе зажиточного горца.
Третья группа в основном состоит из кухонной утвари и деревянных сосудов для измерения и хранения сыпучих тел и жидкостей. Сюда входят всевозможных размеров кадушки, мерки, подойники, поставцы, солонки, тазы - корыта, подносы (круглые и прямоугольные), деревянные блюда, шумовки, кружки, ковши, бокалы, черпаки, каталки для теста, ступки, а также исключительно оригинальные, скульптурно обработанные круглые аварские подносы на трех высоких ножках. Большим разнообразием форм и размеров отличаются половники, ложки, вилки, пинтадеры (штампы для хлебов) и другая мелкая кухонная утварь. В эту же группу входят орнаментированные деревянные сетки (для сушки мяса, сыра), ковровые и ткацкие инструменты - гребни, чесалки для шерсти. Украшались резьбой деревянные кровати, диваны, стулья и детские люльки.
Народные мастера для различных видов изделий обычно старались использовать определенную породу древесины. Например, для изготовления ларей, закромов и сундуков наиболее подходящими породами дерева считались липа и чинар. На переднюю стенку ларя шли лучшие доски, она чаще всего изготавливалась из древесины ореха, сосны, чинары или липы, а остальные элементы - из менее ценных пород. Из липы делали также молотильные доски, кадки, бочки, ложки. Круглые подносы и корыта вытачиваются из орехового дерева и клена. Для изготовления корыт нередко использовался также вяз. Кружки, поставцы для ложек, мерки, бокалы, солонки изготавливались из сосны. Для изготовления ложек и вилок наиболее подходящей считалась древесина груши или барбариса. Столбы, балки, элементы окон и дверей предпочитали делать из дуба.
При выборе пород дерева для изготовления того или иного предмета в каждом отдельном случае учитывались податливость материала для обработки, его прочность, упругость, плотность и структура древесины.
Таким образом, изучение деревообрабатывающего производства аварцев в исследуемый период свидетельствует о
специализации отдельных мастеров лесных районов и населенных пунктов на изготовлении тех или иных видов сельскохозяйственных орудий или предметов домашнего быта. Подобной специализации способствовало также наличие вблизи селений определенной породы древесин, а также богатый производственный опыт, навыки, традиции, передававшиеся из поколения в поколение. Например, это относится к жителям Ги-датля, которые считаются с давних пор лучшими мастерами - плотниками, изготовляющими деревянные части и всю систему интерьера, а также «цагуры» (лари для зерна) - особенно жители селения Мачада (современный Шамиль-ский район). Производством ларей и иных резных деревянных изделий славятся и другие аварские селения: Гилиб (современный Чародинский район), Го-лотль (современный Шамильский район), Верхнее Инхело (современный Ах-вахский район), Нижнее Инхело, Тлох (современный Ботлихский район) [3. C. 15].
Помимо указанных выше, известными центрами резьбы по дереву в Аварии являлись ругуджинские и куядинские хутора (современный Гунибский район), где издавна выделывались крупные и мелкие деревянные изделия с узорами. Высоким качеством и тщательностью обработки славятся изделия селений Кулла и Бацада (Гунибский район). Здесь производились и распространялись по всему Центральному Дагестану треногие табуретки (кулласа бак), мерки, поставцы, солонки, кружки и другие предметы мелкого масштаба [3. C. 15]. В селениях Кулла и Башада изготавливали черпаки, ложки, вилки как уже говорилось выше, кроме этого здесь же производили и седла.
В Западном Дагестане, в местах компактного проживания аварцев (современные Тляратинский, Цунтинский районы) изготавливались кадки, выдолбленные из цельного бревна. Иногда они достигали значительных размеров (свыше 1 м в диаметре и 2 м в высоту). В таких емкостях заготавливалась буза, держались запасы воды.
Одним словом, ремесло обработки дерева в исследуемый период было достаточно широко развито. Многие хозяйства, без отрыва от сельскохозяйственного производства, занимались изготовлением деревянных изделий не только для себя, но и на заказ, и на ры-
Общественные и гуманитарные науки
• ••
13
нок. Например, дидойцы изготавливали деревянные изделия для продажи в Ка-хетии - в Сигнахе, Телави и др.
В гидатлинском типе интерьера жилища в качестве основ системы всей декоративной композиции выступает фасад неподвижного ларя с центральной опорой, а в центре зала нет опорного столба; здесь сохраняется срединный открытый очаг с надочажной цепью и ориентация на дерево, как на основной материал художественной выразительности.
Необходимо также отметить, что всего по Дагестану исследователями выделено восемь разновидностей художественной резьбы по дереву. Как отмечает исследователь резьбы по дереву народов Дагестана, и в частности, аварцев П.М. Дебиров, «инструменты, применяемые аварскими народными материалами для обработки и утилизации дерево, были следующие: 1) орудие колки и распиловки древесины - топор («г1атри1т») и пилы (хухадиру); 2) долбяжные и сверлильные орудия («л1ипи»), лучковое сверло («бурл1еро»); 3) орудия для отделки поверхности древесины - скобель («бугьун-бик1»), тесло («жини»)».
Топор имел во всей Аварии единую форму и являлся универсальным орудием, часто заменяющим другие инструменты. Пилы были двух типов: поперечная двуручная пила и продольная пила («г1урус хухадиру»), применявшаяся для распиловки бревна на доски. Для выравнивания обрабатываемой поверхности древесины аварцы пользовались теслами двух видов: малоручное тесло («жини») и большое тесло («к1удаббжини»). Малое тесло применялось при изготовлении корыт, ступок, половников, ложек. Большим теслом пользовались при обработке больших ровных поверхностей и крупных поделок.
Долото применялось для выемки древесины. А для нанесения отдельных орнаментальных мотивов применялось лучковое сверло. Для сверления дырочек применялась и раскаленная металлическая игла. Скобель («бугьунбик1») состоял из деревянной ручки и изогнутого, заточенного на конце металлического полотна; ею зачищали готовые поделки: ложки, половники, чашки, кружки и ею же наносили некоторые орнаментальные мотивы.
В исследуемый период аварские мастера работали с помощью токарного
станка для обработки дерева («чарх»). В деревообрабатывающих центрах Аварии (Голотль, Бацада, Куяда) имелись токарные станки, приводимые в движение рукой (лучковые), а так же станки с ножным приводом. В большинстве случаев такие станки изготовлялись на местах самими мастерами и служили многим поколениям умельцев для вытачивания крупных и мелких балясин, деревянных блюд, чашек, мисок, ступок и других поделок [3. C. 15].
Для декоративности и долговечности деревянные резные изделия покрывались черной краской, приготовленной из истолченной и перекипяченной вместе с сажей смесью жженого ячменя и трута [3. С. 91].
Если со временем многие виды художественной обработки дерева утрачивают свое значение, то унцукульская насечка по дереву получает дальнейшее развитие как отрасль народного искусства. Данный вид художественной обработки дерева можно считать несколько необычайным, он является как бы разновидностью ювелирного дела, связанного с обработкой дерева и металла, т. е. его можно отнести как к традициям обработки металла, так и к традициям художественной обработки дерева. Характерной особенностью данного вида искусства - инкрустация проволоки или пластинок металла в формы из кизилового или абрикосового дерева. Иногда в качестве материалов для насечки и пользовались рог, кость и даже бирюза [5. C. 89].
В исследуемый период селение Унцу-куль начало выделяться в довольно значительный центр данного вида промысла. Продукция унцукульцев пользовалась широким спросом и славой не только на Кавказе, но и в России [9. C. 29] и за границей. Унцукульцы получали заказы от иностранных фирм [8. C. 25-26].
«Вещи унцукульцев известны далеко за пределами области; унцукульцы проникли и за границу, на последней Парижской всемирной выставке они продали своих изделий тысяч на 20; в 2-3 городах Франции и Англии возникли в последнее время даже склады их изделий и мастерская» [4. С. 71], - писал Е.И. Козубский.
Насечкой украшали трубки, трости, табакерки, мундштуки, письменные приборы; шкатулки, сделанные из полированного красного кизила или абри-
14
• • •
Известия ДГПУ, №4, 2013
косового дерева с серебряной инкрустацией, чрезвычайно оригинальны [11. C. 36], - отмечает Е.М. Шиллинг. Далее он пишет: «Техника обработки дерева
очень своеобразна. Мастер берет в руки подлежащую обработке вещь и неглубоко вонзает резец в ее поверхность. Затем, вставив в прорезь узенькую металлическую ленту или проволоку, срезает ножницами металл «у корня» и постукивает по насечке молотком. В результате из загнанного в дерево кусочка металла образуется черточка или точка. Продолжая действовать, мастер штрих за штрихом, точка за точкой наносит свой орнамент на дерево, по временам вставляя также кусочки крашеной кости или миниатюрные металлические дис-
ки. Работа очень медленная и кропотливая» [11. C. 36]. Когда насечка заканчивается на данном изделии, вещь поступает в зачистку, окраску (если она сделана из абрикосового дерева) и полировку.
Весь набор инструментов мастера состоял из нескольких различных резцов, циркуля, молотка и ножниц.
Итак, деревообработка у аварцев в исследуемый период по объему продукции и ее утилитарно-художественному качеству стояла на высоком уровне. Развитие социально-экономических условий жизни общества позволило определенному количеству мастеров работать на заказ. Однако особо широкого товарного значения деревообработка не имела.
Примечания
1. Асиятилов С.Х. Место художественных промыслов и ремесел в хозяйстве аварцев в прошлом и настоящем // У3. Т. XVII. Махачкала, 1967. 2. Дебиров П.М. Искусство резьбы по дереву аварцев // РФ иИаЭ. Ф. 3. Оп. 3. Д. 194. Л. 17. 3. Дебиров П.М. Резьба по дереву в Дагестане. М., 1982. 4. Козубский Е.И. Дагестанский сборник. Вып. II. Темир-Хан-Шура, 1904.. 5. Магомедов
А.Д. Традиционное художественное ремесло Дагестана. Махачкала, 1991. 6. Маммаев М.М.
Декоративно-прикладное искусство Дагестана. Махачкала, 1989. 7. Мовчан Г.Я. Из архитектурного наследия аварского народа // СЭ. 1947. №4. 8. Обзор Дагестанской области за 1911 год. Темир-Хан-Шура, 1912. 9. Пожидаев В.П. Деревообделочное производство в ауле Унцукуль. Историко-этнографический очерк. Махачкала, 1931. 10. Хашаев Х.М. Занятия населения Дагестана в XIX веке. Махачкала, 1959. 11. Шиллинг Е. Унцукуль // Народное творчество. 1937. № 11. Notes
1. Asiyatilov S.Kh. Place of arts and crafts in the economy of the Avars in the past and present // U3. T. XVII. Makhachkala, 1967. 2. Debirov P.M. The woodcarving art of Avars // RF IHAE. F. 3. Op. 3. D. 194. L. 17. 3. Debirov P.M. Woodcarving in Dagestan. M., 1982. 4. Kozubsky E.I. Dagestan collection. Vol. II. Temir-Khan-Shura, 1904. 5. Magomedov A.D. Traditional artistic crafts of Dagestan.
Makhachkala, 1991. 6. Mammaev M.M. Decorative and applied art of Dagestan. Makhachkala,
1989. 7. Movchan G.Ya. Of the architectural heritage of the Avar people // AOC. 1947. №4.
8. Overview of the Dagestan region for 1911. Temir-Khan-Shura, 1912. 9. Pozhidaev B.N. Wood-
working production in the village of Untsukul. The historical-ethnographic essay. Makhachkala, 1931. 10. Khashaev Kh.M. Classes of the population of Dagestan in the 19th century. Makhach-
kala, 1959. 11. Shilling E. Untsukul // Folk art. 1937. № 11.
Primechanija
1. Asijatilov S.H. Mesto hudozhestvennyh promyslov i remesel v hozjajstve avarcev v proshlom i nas-tojashhem // U3. T. XVII. Mahachkala, 1967. 2. Debirov P.M. Iskusstvo rez'by po derevu avarcev // rF IIAJe. F. 3. Op. 3. D. 194. L. 17. 3. Debirov P.M. Rez'ba po derevu v Dagestane. M., 1982.
4. Kozubskij E.I. Dagestanskij sbornik. Vyp. II. Temir-Han-Shura, 1904.. 5. Magomedov A.D. Tradi-cionnoe hudozhestvennoe remeslo Dagestana. Mahachkala, 1991. 6. Mammaev M.M. Dekora-
tivno-prikladnoe iskusstvo Dagestana. Mahachkala, 1989. 7. Movchan G.Ja. Iz arhitekturnogo
nasledija avarskogo naroda // SJe. 1947. № 4. 8. Obzor Dagestanskoj oblasti za 1911 god. Temir-Han-Shura, 1912. 9. Pozhidaev V.P. Derevoobdelochnoe proizvodstvo v aule Uncukul'. Istoriko-
jetnograficheskij ocherk. Mahachkala, 1931. 10. Hashaev H.M. Zanjatija naselenija Dagestana v
XIX veke. Mahachkala, 1959. 11. Shilling E. Uncukul' // Narodnoe tvorchestvo. 1937. № 11.
Статья поступила в редакцию 16.08.2013 г.