УДК 821.161.1 <М:Шр8://<М.ог^10.34680/2411-7951.2019.2(20).12
Е.О.Орлова
ДЕРЕВЕНСКАЯ ТЕМА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СТАНИСЛАВА ВОСТОКОВА
Определение темы рассматривается как важный этап в чтении-общении, что предполагает необходимость тематических характеристик творчества современных авторов. Деревенская тема имеет свои традиции в отечественной литературе. Предложены ее характеристики и рассмотрены особенности проявления в произведениях Станислава Востокова. Писатель и продолжатель приёмов и образов М.Пришвина и Ю.Коваля, и создатель своего неповторимого мира современной русской деревни, где реалистические зарисовки уживаются с фольклорностью описания. Юмор автора выступает проявлением его доброго понимания и принятия деревенского образа жизни. Поэтическое отношение Востокова к миру деревни и ее героям выражается в образности языка, богатого сравнениями и метафорами. Писатель становится своеобразным голосом русской деревеньки в окружающем её урбанистическом пространстве.
Ключевые слова: тема в чтении-общении, деревенская тема, сравнение и метафора в поэтическом описании, характеристики современного мира и фольклорность изложения
Современное чтение рассматривается как чтение-общение, существенной характеристикой которого
выступает диалог читателя и писателя. Выбор собеседника осуществляется, в том числе и на основе определения темы общения, что вызывает необходимость понимания содержательных направлений в творчестве писателя. Когда человек выбирает то или иное произведение по теме общения, то далее ему открывается путь приумножения новых оттенков темы, выраженных в ведущей идее произведения. По мнению Н.Н.Светловской, тема «тот "жизненный материал", который знаком или не знаком, привлекает или отталкивает читателя при выборе книги для чтения. Это краткое, типизированное название "куска жизни", который ты (читатель), следуя за писателем, если захочешь и сумеешь, можешь рассмотреть так, как без писателя никогда не увидишь» [1, с. 152].
Принимая тематическую универсальность книг писателя как характеристику его творчества [2, с. 17], мы хотели бы выделить несколько тематических линий: мир природы (в том числе, на примере зоопарков), где важны не только натуралистические зарисовки, но прежде всего отношения человека и животных; приключения (фантастические и не только); мир детства, понимание которого строится на общении со взрослыми, и деревенская тема.
Деревенская тема в нашем понимании включает в себя несколько аспектов.
Во-первых, описание пейзажей: по принципу противопоставления — город-село, если деревня, то обязательным её признаком выступает близость природе.
Во-вторых, герои произведений — жители деревни, крестьяне.
В-третьих, важнейшим аспектом темы становится жизнь человека в деревне, его занятия, заботы, отношения с окружающим миром и понимание себя. Как пишет Востоков в начале книги «Зимняя дверь»: «Но пока здесь течёт хотя и не совсем, а все-таки деревенская жизнь, с колодцами, печками и совсем древними старушками» [3, с. 7].
К книгам обозначенной тематики мы относим: «Зимняя дверь» (2011) [3], «Рябиновое солнце» (2013) [4], «Фрося Коровина» (2014) [5], «Кум Королю» (2015) [6], «Коровья удочка» (2018) [7]. Обратим внимание, большинство из этих книг отмечены премиями. Так, Международный совет по детской и юношеской литературе ЮНЕСКО присудил Станиславу Востокову Почётный (Андерсоновский) диплом 1ББУ-2014 (Болонья, 24.03.14) за книгу «Зимняя дверь», продолжающую традиции русской детской деревенской прозы, и создание светлых, оптимистичных произведений. Кроме того, за книгу «Фрося Коровина» автор удостоен премии «Книгуру» в 2013 г. и Международной детской литературной премии имени В.П.Крапивина в 2014 г., а также за книгу «Рябиновое солнце»» в 2014 г. писателем получена Всероссийская литературная премия имени С.Я.Маршака в номинации «Проза».
Несомненно, в произведениях Востокова прослеживается традиция деревенской прозы, например, обращение к форме словесной миниатюры, как у М.Пришвина. Такая форма напоминает эскизные зарисовки художника, отражающие те впечатления-мгновения, которые автор испытал от встречи с прекрасным в окружающем мире. Другой пример, это параллели с рассказами Ю.Коваля: и тот, и другой герои-авторы живут у старушек, общение с которыми во многом и открывает читателям мир деревни, у Коваля — это Орехьевна, у Востокова — Анна Петровна. Есть в рассказах и герой-сосед, в одном случае лесник Булыга, в другом — Митрич, активный участник событий, описанных в рассказах. Можно привести ряд и других примеров, своеобразных перекличек писателей, в чьем творчестве нашла отражение деревенская тема. Все это мы понимаем не как проявление некой вторичности, а как следование традициям отечественной прозы.
Нам хотелось бы обозначить ряд характеристик деревенской темы в творчестве Востокова, с одной стороны, те, что свойственны и другим писателям: это и лиричность описания мира деревни, и комическое, оптимистическое отношение к происходящему. С другой стороны, мы считаем, что можно выделить и особые черты, присущие текстам современного писателя.
Лиричность темы проявляется в поэтическом переживании автором красоты деревенского мира, что ярко выражено в образах, созданных сравнениями и метафорами: месяц, что похож на золотую дверную ручку. «Казалось, что можно залезть на крышу дома и дернуть за эту ручку» [3, с. 16]. Для автора естественно воспринять привычное как необыкновенное и легко преподнести это читателю: «В июне по утрам часто бывает туман. Он выбирается из реки, как перекипевшее, но холодное молоко, и заполняет улицы, заливает дворы и огороды. Крыши домов превращаются в корабли, плывущие по прозрачно-белой реке. Деревянные столбы с проводами торчат, как мачты затонувших парусников. Штакетины забора — плавники рыб, которые, выстроившись кривоватыми рядами, плывут куда-то между домами-кораблями» [7, с. 12]. А.А.Бубнева в статье «Личное лирическое: о прозе Станислава Востокова» отмечает: «Главы книг "Рябиновое солнце" и "Зимняя дверь" — это, строго говоря, и не главы, а стихотворения в прозе, где каждым словом дорожишь и пробуешь на вкус» [8, с. 29].
Юмор — неотъемлемое качество текстов Востокова. Справедливо суждение исследователя: «Юмор часто лежит в основе самого сюжета» [8, с. 31]. Присел мужик на бревно в лесу отдохнуть, а «оно вскочило на четыре длинные ноги и громко фыркнуло» [6, с. 34]; так случилось в жизни деревенского жителя путешествие верхом на перепуганном лосе. Образец оптимистического отношения к миру — герой, который всегда всем доволен, о чём говорит и его имя-прозвище: «Сходит на колодец: "Ну, вода есть, теперь я кум королю!" Нарубит дров: "Ну, тепло есть, живу — кум королю!" Его все так и зовут Кум Королю» [6, с. 13].
По нашему мнению, отличительной характеристикой деревенской темы у Востокова можно считать сочетание признаков современной жизни деревни с некой сказочностью, фольклорностью в описании историй.
Современность выражена, в том, что деревне угрожает стремительное урбанистическое развитие. Так, сборник «Рябиновое солнце» начинается с появления вертолета, принесшего неприятности жителям деревни, ее собираются сносить: «Как так? — недоуменно спросил Митрич «...» — Здесь, — прилетевший широко махнул рукой, — будет построен район Москвы, а вам дадут квартиры в большом доме!» [4, с. 5]. На первой странице другого сборника «Зимняя дверь» встречается такой же мотив: деревенька «так и стоит рядом с огромным городом, ожидая, когда её застроят небоскребами» [3, с. 7]. В рассказе «Старики» с добрым юмором автор рассказывает про празднование дня села: «На него устраивают соревнования — гонки на лыжах. Но молодёжи у нас почти нет, а та, которая есть, на лыжах не умеет. Поэтому в гонках участвуют одни старики. Самому младшему — шестьдесят пять. Старики соревнуются всерьез, и страсти кипят нешуточные. Правда, если раньше старики соревновались, кто быстрее приедет, то теперь — кто реже упадет» [7, с. 44]. Писатель показывает — деревня сегодня это место жизни стариков, город, как будто поглощает её будущее, забирая молодёжь.
Другой аспект современности, включённый автором в свои тексты, это гаджетная зависимость подрастающего поколения, когда виртуальная реальность заслоняет подлинную жизнь, отрывает от настоящих дел и переживаний. К одному из героев приезжает племянник, но радость встречи скоро проходит, потому что он «приехал с компьютером и со своим дядей почти не разговаривает» [6, с. 13]. И только, когда техника поломалась, всё изменилось в лучшую для дяди сторону. «Племянник немного погоревал, но потом от скуки стал понемногу приобщаться к деревенской жизни. Правда, дрова он не рубил, а "делил на фрагменты", а воду наливал не в ведро, а в "буфер обмена"[6, с. 19].
Фольклорные мотивы встречаются прежде всего в книге про Фросю Коровину, где буквально переняты сказочные приемы — главная героиня дружит с животными, они ей помогают. У девочки есть курица по имени Курица, которая ездит с ней в школу, примостившись на багажнике велосипеда, и умеет говорить два слова «корошо» и «кошмар»: «Войдя вслед за хозяйкой в теплый, светлый класс, она сказала: "Корошо!", а потом заглянула в дневник Жмыхова и произнесла: "Кошмар!"» [5, с. 21]. Когда Фрося остается одна, ей в качестве помощника лесник присылает медведя Герасима, тот разгребает снег, ходит в магазин. Единственное, о чем просит маленькую хозяйку лесник, не забывать два раза в день варить для медведя кофе, иначе тот впадёт в спячку. Книга «Фрося Коровина» настолько соответствует традициям народной сказки, что В.Ю.Чарская-Бойко описала этот текст согласно морфологии волшебной сказки В.Я.Проппа [2, с. 13].
Отметим, что и в текстах не сказочного содержания, можно обнаружить те же фольклорные мотивы, что, по нашему мнению, проявляется в мифологическом восприятии окружающего, наполнении мира необычным и вере в его реальность. В рассказе «Акулово» идет беседа между автором и стариком о названии деревни. Местный мужик убежденно излагает версию: «Ну, так и быть, скажу. — Он оглядел берег, как бы проверяя, не слышит ли кто. — Акулы тут водятся. Людоеды. Всё время купальщиков едят. Вчера двоих из города слопали. Говорили им: "Не ходите". А они пошли — и с концом!» [3, с. 22]. До конца рассказа не ясно, разыгрывает мужик писателя или плетет небылицу, в которую и сам верит. Если местному сказителю естественно проявление такого отношения к мифу про акул из местной речки, то уж герой-то должен был поднять на смех предложенную версию объяснения топонима «Акулово», но и он верит в эту страшилку, как человек, признающий существование чудесного в этом мире: «Больше я в Акулово не ходил» [3, с. 28].
Обратим внимание, как автор передает свойственный народной культуре опыт жизни согласно состоянию природы. В рассказе «Ледяной календарь» герой меняет восприятие сезонных признаков: хоть по календарю до весны два дня, однако Анна Петровна утверждает, что весна придёт не скоро, о чем ей говорит свой — ледяной календарь. Это сосулька, что «появилась в начале декабря и росла с каждым днём. «...» к концу февраля выросла настолько, что я видел в ней своё отражение в полный рост и полдвора в придачу. —
Как она упадет, так, считай, настоящая весна и пришла» [4, с. 30-31]. Зима начинается с прилетом в деревню снегирей. Это значит, «что без шапки уже из дома не выйдешь» [4, с. 26]. Сам автор начинает жить так, как деревенские жители: «Я погоду по окну понимаю лучше, чем по термометру. <...> Если левый нижний угол большого окна заледенел, значит, на дворе лёгкий морозец. Если оно до половины закружавилось и форточка в придачу: мороз сильный, железо к рукам липнет. А уж если все три просвета ледяными занавесками затянуло, значит на улице мороз-горлодёр. Из дома не выходи!» [6, с. 42].
Итак, деревенской теме в произведениях Востокова присуще органичное слияние современных характеристик с фольклорностью изложения.
Деревенская тема в варианте современного писателя имеет и еще один аспект — особое отношение к людям села. Нельзя сказать, что оно не свойственно К.Паустовскому или Ю.Ковалю, однако, по нашему мнению, С.Востоков становиться голосом современного деревенского мира. Он стремится привлечь внимание читателя XXI в., живущего в мире технологий и скоростей, к возможной альтернативе, к другому образу жизни. Не случайно книга «Зимняя дверь» завершается рассказом «Золотые люди». В нем описаны обыкновенные деревенские жители, которые с рюкзаками картошки едут на рынки Москвы. Луч поезда осветил их и они «неожиданно сделались золотыми» [3, с. 67]. Эти люди настоящие, они «соль земли русской». Востоков — человек и писатель — счастлив быть с ними, счастлив от того, что они есть, что он может рассказать нам о них: «А я думал о том, как хорошо ехать ранним утром в поезде и как здорово, что на свете есть деревни, где живут такие золотые люди!» [3, с. 67]. Примечателен последний рассказ другого сборника «Коровья удочка», он называется «Калитка»: «С тех пор как я приехал, калитка у меня не закрывается» [7, с. 85]. Важно то чувство, с каким писатель встречает посетителей, что пришли кто за солью, кто за проволокой, а на самом деле поговорить: «Вот я сижу на крыльце, пью чай и смотрю на свою золотую в сентябрьском солнце калитку. Интересно, а кто сегодня придет?» [7, с. 85]. Рассказы Станислава Востокова сами становятся своеобразной калиткой в мир деревни, приглашая к общению с нашим современником на любимую русской литературой тему.
1. Светловская Н.Н. Теоретические основы читательской подготовки и практика читательской деятельности: Учебное пособие по курсу «Теория литературы и практика читательской деятельности». М.: МГПУ, 2009. 274 с.
2. Чарская-Бойко В.Ю. Взрослый ребенок Станислав Востоков // Вестник детской литературы. 2015. Вып. 9. С. 9-17.
3. Востоков С.В. Зимняя дверь. М.: Самокат, 2011. 72 с.
4. Востоков С.В. Рябиновое солнце. М.: ООО «Издательство Альбус корвус», 2013. 44 с.
5. Востоков С.В. Фрося Коровина. М.: «Клевер-Медиа-Групп», 2014. 112 с.
6. Востоков С.В. Кум Королю. М.: Самокат, 2015. 40 с.
7. Востоков С.В. Коровья удочка. СПб.; М.: Речь, 2018. 88 с.
8. Бубнева А. А. Личное лиричное: о прозе Станислава Востокова // Вестник детской литературы. 2015. Вып. 9. С. 27-32.
References
1. Svetlovskaya N.N. Teoreticheskie osnovy chitatel'skoy podgotovki i praktika chitatel'skoy deyatel'nosti: Uchebnoe posobie po kursu "Teoriya literatury i praktika chitatel'skoy deyatel'nosti" [Theoretical foundations of reader training and the practice of reading: A manual for the course "Theory of literature and practice of reading"]. Moscow, 2009. 274 p.
2. Charskaya-Boyko V.Yu. Vzroslyy rebenok Stanislav Vostokov [An adult child Stanislav Vostokov]. Vestnik detskoy literatury, 2015, iss. 9, pp. 9-17.
3. Vostokov S.V. Zimnyaya dver' [Winter door]. Moscow, 2011. 72 p.
4. Vostokov S.V. Ryabinovoe solntse [Ashberry sun]. Moscow, 2013. 44 p.
5. Vostokov S.V. Frosya Korovina [Frosya Korovina]. Moscow, 2014. 112 p.
6. Vostokov S.V. Kum Korolyu [Kum Korolyu].Moscow, 2015. 40 p.
7. Vostokov S.V. Korov'ya udochka [Korov'ya udochka]. Saint Petersburg; Moscow, 2018. 88 p.
8. Bubneva A.A. Lichnoe lirichnoe: o proze Stanislava Vostokova [Personal lyricism: about Stanislav Vostokov prose]. Vestnik detskoy literatury, 2015, iss. 9, pp. 27-32.
Orlova E.O. Village prose by Stanislav Vostokov. The village prose has its own traditions in Russian literature. The paper explores its characteristics and the peculiarities of manifestation in the works by Stanislav Vostokov. The successor of the artistic techniques used by M. Prishvin and Yu. Koval, the creator of his unique world of the modern Russian village, where realism is combined with folklore, S.Vostokov poeticizes the world of the countryside. The writer becomes a kind of voice of the Russian village in the surrounding urban space.
Keywords: theme in reading and communication, village prose, comparison and metaphor in poetic description, characteristics of the modern world and folkloristic character.
Сведения об авторе. Елена Олеговна Орлова — кандидат педагогических наук (13.00.01 — теория и история педагогики), доцент, НовГУ им Ярослава Мудрого, кафедра педагогики и методики начального образования; [email protected].
Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 20.02.2019. Принята к публикации 20.03.2019.