Таким образом, анализ категории случайности в свете синергетики имеет экзистенциально-смысловое значение и позволяет студенту философски осмыслить своё отношение к действительности, представление о своём месте в мире и жизни.
Список литературы
1. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.dsИb.net^ntologia/kategorija-sluchajnosti-v-svete-sinergetiki.html/ (дата обращения: 11.11.2021).
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ДЕОНТОЛОГИЯ ЛАТИНСКИХ КРЫЛАТЫХ ВЫРАЖЕНИЙ И
ИЗРЕЧЕНИЙ В МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ, ИХ ЗНАЧИМОСТЬ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ Тажибаева Ж.Е.1, Коляева Л.С.2, Карбаева А.С.3
1Тажибаева Жанагуль Ешмановна. - старший преподаватель;
2Коляева Людмила Сергеевна - магистр педагогических наук, старший преподаватель;
3Карбаева Айман Сериковна - старший преподаватель, кафедра филологических дисциплин, НАО «Медицинский университет Астана», г. Нур-Султан, Республика Казахстан
Аннотация: в статье рассмотрены деонтологические вопросы при изучении курса латинского языка на примерах латинских выражений. Объектом анализа являются крылатые латинские выражения, отражающие необходимость глубокого и серьезного подхода к изучению предмета.
Ключевые слова: деонтологическое воспитание, крылатые латинские выражения, изречения, латинская и греческая терминология, девиз врачей, познание.
Медицинская деонтология (от гр. слова) - deon, deont, deontos, что означает «долг» и logos - наука - это совокупность этических норм, необходимых врачам для выполнения на должном уровне своих профессиональных обязанностей. Т.е. медицинская деонтология -это наука, которая изучает методологию выполнения врачами своего профессионального долга как по отношению к страдающим людям, так и к остальным членам общества.
Деонтологическое воспитание в учебном процессе может осуществляться специалистами - медиками, знакомыми с деонтологическими требованиями своей профессии.
Кафедры же немедицинского профиля должны заниматься профессионально-этическим воспитанием, не сводя его содержание к таким сентенциям, как "будь всегда опрятен", аккуратно носи медицинскую форму", "бережно относись к человеку" и т.д., что вызывает у студентов весьма примитивное представление о деонтологии.
Этого можно избежать, если нравственно-этическая проблематика медицины будет органически связана с учебным материалом. Преподаватели латинского языка на грамматическом материале используют крылатые латинские выражения, высказывания древних ученых и, раскрывая их смысл, знакомят будущих врачей с пониманием врачебной этики.
Так, например, изучаемые термины - существительные и др. грамматические категории, предлагаемые по программе на примерах их употребления в медицинской терминологии -клинике, анатомии, фармакологии, находят отражение и в латинских крылатых выражениях, отвечающих нашим целям: не только получение студентами знаний и навыков, но и знакомство с основополагающими ценностями с точки зрения будущей профессии.
Мы сделали выборку наиболее популярных и важных для будущих врачей, как людей с высокой культурой и высокими нравственными принципами, латинских выражений и изречений.
Важное значение имеет научный подход к деонтологическому воспитанию будущих врачей; ведь в силу особенностей врачебной деятельности в профессиональной морали медиков относительно высок уровень простых норм нравственности, общечеловеческих нравственных ценностей, формально тождественных требований к личности врача и его деятельности, берущих начало от знаменитых врачевателей древности: Гиппократа, Цельса, Галена - и сохранившихся до наших дней.
Деонтология - частный раздел общей этики, изучающий вопросы нравственности, чувства профессионального долга, чести, совести и достоинства врача.
Например, в клятве Гиппократа можно выделить основные конкретные вопросы деонтологии:
1) взаимоотношения врача с больным;
2) взаимоотношения с коллегами и медперсоналом;
3) отношение к родственникам, близким больного;
4) сохранение медицинской тайны и т.д.
Задача данной статьи показать, как освещаются деонтологические вопросы при изучении курса латинского языка на нескольких примерах крылатых латинских выражений.
На первом же занятии мы говорим об огромном, основополагающем значении латинской и греческой терминологии в профессии врача и вводим пословицу "Invia est in medicina via sine lingua latina" - "Непроходим путь в медицине без латинского языка", объясняющей необходимость глубокого и серьёзного подхода к изучению предмета.
Выражая сущность нравственного требования определённых профессиональных отношений, нравственный принцип в условиях конкретной реализации может наполняться различным содержанием. Врачи давно выработали специфический этический принцип: "Primum non шсеге" s. "Noli тсеге" ("Non тсеге) (вольный перевод: «Прежде всего не вреди жизни, не вреди здоровью больного»). В условиях современной медицины этот принцип приобрёл необычайную остроту. Гуманная сущность и смысл данного принципа предостерегают врача как от пассивного созерцания, так и чрезмерной активности, т.е. и первое и второе грозит здоровью и жизни больного. Это и девиз врача, и предупреждение о том, что каждое действие врача должно быть проделано таким образом, чтобы они не могли повредить, чтобы были направлены на благо больного. Для этого необходим постоянный контроль над собой, над своими поступками и действиями, над каждым словом, сказанным больному или в его присутствии.
К этому же рассуждению можно отнести изречение "Ne nосеаs, si juvare non potes" -"Не вреди, если не можешь помочь".
"Aliis inserviendo consumor" - "Светя другим, сгораю сам" ("Служа другим, сгораю"). Слова эти часто сопровождались изображением горящей свечи, что исходит, очевидно, из подписи к портрету известного голландского врача, анатома и педагога Николаса ван Тульпа (1593-1674 г.г.), более известного нам по знаменитой картине Рембранта "Урок анатомии доктора Тульпа".
В этих словах отражается символический знак врачебной деятельности, медицинской деонтологии. "О том, что врач сгорает, больной не должен знать, ведь они ждут только света''.
Высокие требования к моральным качествам врача вытекают из существа профессии, т.к. тот, кто лечит, в чьих руках самое бесценное - здоровье и даже жизнь человека, не может не отвечать этим нормам, которые возникают еще в процессе обучения студентов.
Девиз врачей, отражающий принципы, на которых основывается деятельность врача, указывающий, чем врач добивается победы над болезнями. Это:
''Arte et humanitate, labore et scientia!'' - Искусством и человеколюбием, трудом и знанием!
''Nihil est in intellectu, quod non prius fuerit in sensu''-
«Нет ничего в сознании, чего не было бы раньше в ощущении». В этих словах отражена целая философская концепция.
Сознательная деятельность человека предполагает не только отражение объективной действительности, но и отношение субъекта к действительности. В чувствах и эмоциях человека проявляется его отношение к познавательному, к своим поступкам, деятельности, поведению.
Следовательно, в структуре сознания выделяются познание и переживание, или интеллект и чувства.