Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 11 (149).
Философия. Социология. Культурология. Вып. 11. С. 83-86.
Л. М. Яблонская
ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОЛИЦЕЙСКИХ СЛУЖАЩИХ
В статье на основе оригинальных публикаций рассматриваются особенности профессиональной культуры полицейских служащих правового демократического государства. В частности, ориентация на обеспечение фундаментальных прав человека, социальное партнёрство, профессионализм, поддержание социального спокойствия. Особое внимание уделяется деонтологическому характеру профессиональной культуры полиции.
Ключевые слова: профессиональная культура, полицейские служащие, деонтологиче-ский характер.
Основными приоритетами правового государства, как известно, являются ценности демократического характера, в центре которых находится человек, его права и свободы, а ведущим регулятором социальных отношений признаются право и закон. Это предполагает установление соответствия реальной деятельности и профессиональной культуры государственной правоохранительной службы полиции характеру и ценностям правового государства. Только в этом случае полиция будет удовлетворять социальным ожиданиям общественности и успешно осуществлять свои функции, связанные с обеспечением правопорядка, защитой прав и свобод граждан.
Между тем уровень профессиональной культуры представителей органов правопорядка не всегда соответствует требованиям, а в некоторых случаях даже противоречит им. Особенно это актуально для России, где в рамках реформы государственной службы осуществляется преобразование правоохранительной системы и ощущается необходимость в определении особенностей профессиональной культуры органов внутренних дел правового демократического социального государства.
Традиционно под культурой понимается среда жизнедеятельности людей, преобразованная, организованная ими и наполненная результатами этой деятельности. В понятие «культура» включается система порядков и объектов, созданных людьми, совокупность знаний, образов самопознания и символических обозначений, а также форма их деятельности и поведения. Кроме того, это мир личностей, сознание и поведение которых сформировано культурой. Поведение мотивирует-
ся, регулируется социальными интересами и потребностями, общепринятыми нормами и правилами их удовлетворения1.
Совместная профессиональная деятельность, требующая групповой сплочённости, взаимозаменяемости и взаимодополняемости, общность выполняемых функций, используемых средств для достижения цели приводит к формированию своеобразного культурного мира, в рамках которого создаются необходимые условия для осуществления профессиональной деятельности. Таким специфическим корпоративным миром является профессиональная культуры полицейских служащих, являющаяся необходимой частью культуры социума.
Для корпоративной культуры характерно наличие групповой философии, этики, норм и правил поведения, интересов, ориентаций и потребностей, социальных проблем, ответственности, формирования особого языка, жестов, смыслов, ритуалов, понимания принадлежности к своей профессиональной группе (понятий «мы - группа») и противопоставления себя другим (понятие «они - группа») и т. д. Этим требованиям соответствует профессиональная корпоративная культура полицейских служащих.
Но кроме этого, она носит правовой характер, являясь частью правовой культуры обще-ства2. И здесь она предстаёт как интегральное явление, отражающее сущность правового состояния индивида, профессионального сообщества (большой профессиональной группы полицейских служащих) и общества в целом. Важную роль при этом играют не только знания и способность применять их на практике, но и восприятие закона и всей правоохранительной системы государства. Такое вос-
приятие особенно важно для профессионала. Поэтому высокий уровень правовой стороны профессиональной культуры является важным условием эффективной деятельности полицейских служащих. Он необходим для профессиональной состоятельности сотрудников полиции, личностно заинтересованных в достойном осуществлении своей профессиональной деятельности. Это придает ей смысл и содержательную направленность, а реализация функций и выполнение обязанностей осуществляются в полной мере.
Профессиональная культура полицейских служащих отличается особым типом сознания, нормативным порядком и формами осуществления деятельности, которые аккумулируются и отбираются опытом профессионалов. Это продукт совместной правоохранительной деятельности полицейских служащих и, одновременно, система согласованных процедур, способов коллективно-групповой деятельности и взаимодействия, значений и оценок, консолидации усилий для достижения общих целей. Влияя на деятельность и поведение своих сотрудников, она способствует осуществлению их функций и социальной роли. На членов профессиональной группы оказывается сильное культурное давление, как отмечает Дж. Клейниг, с тем, чтобы они следовали единой для группы системе ценностей и модели поведения3. Для правового государства это ориентация на соблюдение прав и свобод человека, гуманность и законность - неоспоримые приоритеты демократических обществ, которым призван следовать каждый сотрудник полиции.
П. Виллерс, давая характеристику профессиональной полицейской культуре, выделил в ней следующие черты4: наличие властных полномочий, позволяющих оказывать влияние на общество; присутствие естественного и неизбежного влияния политики правительства; принятие общего для всех сотрудников полиции идеала; спаянность и сплочённость служебного коллектива; закрытый корпоративный характер; наличие «в некотором глубоком смысле эгалитарного» характера, что является сущностью происхождения полицейской культуры; использование усмотре-ния5 в процессе принятии решений и большая степень ответственности за принятое решение и совершённое действие; наличие служебной иерархия и строгой дисциплины; мускулин-ность - мужской, жёсткий характер; нивели-
ровка в процессе служебной деятельности половой, расовой, национальной, культурной и т. д. принадлежности людей; присутствие лидерства, необходимого практически всем сотрудникам полиции; умение принимать ситуацию, в которой оказываются полицейские, наличие способности управлять ею.
П. Виллерс подчёркивает ряд особенностей, негативно сказывающихся на деятельности полиции. Это склонность к распространению «военного [диктаторского - Л. Я.] стиля руководства», более подходящего для решительных и немедленных требований войны. Это обвинительный («придирчивый») характер культуры поведения, проявляющийся в действиях отдельных полицейских служащих. Цель «придирчивого» поведения - не поиск истины, а того, кого можно обвинить. Это присутствие в межличностных отношениях культуры «антилидерства», для которого характерно нежелание считать полицейского лидером в обществе, настороженное отношение к привлекательности полицейского, что, по мнению П. Виллерса, мешает установлению социального партнёрства и отдаляет от населения; это склонность отдельных полицейских к пренебрежению нормами общественной нравственности. Как считает П. Виллерс, «полиция - это в целом циничная культура». Появление подобного феномена вызвано характером работы, выполняемой на грани добра и зла, что провоцирует проявления профессиональной деформации.
Высокая степень угрозы профессиональной деформации личности вызвана, с одной стороны, сильным влиянием властных полномочий, которыми сотрудник полиции (часто молодой человек) наделяется, а с другой - характером работы, которая связана с «социальными болезнями» (преступность, алкоголизм, терроризм, криминальная контркультура и т. д.). Возможность противостояния негативной деформации зависит от степени духовного развития полицейского, от его мировоззрения и нравственности. Сотрудник полиции как государственный служащий должен соответствовать требованиям социального статуса и роли, которую он избрал и в силу этого обязан достойно осуществлять, являясь носителем профессиональной корпоративной культуры.
Критерием приемлемости и допустимости профессиональной культуры является способность сотрудников полиции к поддержанию консолидированности сообщества, к сохране-
нию социально значимых целей, ценностей, правил, обычаев, стандартов, технологий социализации личности, воспроизводства сообщества как устойчивой функциональной целостности, опредмеченной в специфических чертах технологий и результатов социально значимой и целенаправленной активности людей.
Важно отметить, что в настоящее время роль и место полиции как регулятора социальной жизни возрастает, ответственность служащих полиции за правопорядок в правовом пространстве повышается, растёт значение социального партнёрства и толерантности. На этой основе происходят интеграция и унификация деятельности полиции разных стран практически по всем направлениям работы, ставятся вопросы о переосмыслении роли полиции в обществе и её характере.
В связи с этим П. Виллерс - специалист в области полицейской этики и культуры -считает, что в настоящее время существует потребность в новой полиции и необходимо изменение полицейской культуры. По его мнению, новая культура основывается на уважении к профессионализму и опирается на доверительные отношения с населением, а также строится на доверии между руководством и подчинёнными6.
Новый тип полицейской культуры, более открытой и социально ориентированной, де-онтологичной по своему характеру, опирается на новую философскую доктрину полиции, которая предусматривает обязательства со стороны полицейского служащего. Полицейская служба обладает высокой социальной значимостью, имеет уникальные знания, саморегулирующуюся организацию. Именно поэтому она должна исполнять свою деятельность профессионально7.
По мнению Дж. Клейнига, моральнонравственная сторона профессионализма придаёт философской доктрине полиции этико-деонтологический характер. Она наполняет его носителей пониманием важности социального согласия и обязывает их поддерживать такое состояние общества. Поддержание согласия и спокойствия - это социально значимая функция и высшая цель современной полиции, которая отражается в ценностях, приоритетах, стандартах, нормах полиции8.
В качестве наиболее важных сторон полицейской культуры Дж. Клейниг выделяет её этическое измерение, моральные корни
полицейской власти и необходимость этического обучения сотрудников полиции. Сейчас важно культивировать, по его мнению, этическую сторону профессионализма, основными проблемами которого являются усмотрение, личная ответственность, понимание роли полиции в обществе8.
По мнению Дж. Клейнига, полиция осуществляет юридические и административные нормативные распоряжения, которые можно рассматривать как проявление законности и которые должны быть совместимы с требованиями морального порядка8. Поэтому к полицейским служащим предъявляется деонто-логическое требование самим следовать принципу законности, осуществляя контроль над соблюдением верховенства права в обществе.
Культура современной полиции зависит от самодостаточности полиции как социальной системы, её ответственности и самостоятельности, повсеместно признанной репутации как независимой, беспристрастной, точной и своевременной службы, обеспечивающей безопасность, обладающей возможностями для восстановления правопорядка, хорошо информированной о грозящей опасности и владеющей средствами противостояния ей. Толерантность, дипломатичность и гибкость, способность к роли «третейского судьи» в разрешении и урегулировании социальных конфликтов - это доминирующие признаки современной полицейской культуры, необходимые условия повседневной полицейской деятельности и черты личности полицейского.
В основе деятельности полиции демократического общества лежит идея служения и определённой жертвенности, когда личные права (например, в экстремальной, опасной для жизни ситуации полицейский с угрозой для собственной жизни обязан спасать и помогать гражданам) уступают место правам других людей, общины и социума. Однако ценность жизни полицейского равнозначна ценности жизни любого другого человека, и он имеет, также как и все люди, право на жизнь. Выбирая такую социально значимую профессию, человек совершает моральный выбор, отдавая предпочтение служению другим людям.
Создание новой культуры полиции невозможно без качественного изменения подготовки кадров полиции. Впервые подготовка полиции в рамках новой философии полиции начала осуществляться в Великобритании. П.
Виллерс совместно с Дж. Гривом и Н. Ричардсом разработали стратегические направления развития полиции в рамках полицейской этики и прав человека, связывая их с проблемами эффективного полицейского лидерства. Эти идеи нашли своё воплощение в программах обучения полицейских. Первоначально обучение было направлено на «.. .подготовку руководителей, придерживающихся законности, честности и гуманности». В настоящее время обучение по этим программам проходят полицейские со всех континентов земного шара. Включены в эти программы и сотрудники органов внутренних дел России.
Итак, создание новой культуры полиции, деонтологичной по своему характеру, ориентированной на служение, на защиту прав граждан, поддержание социального спокойствия и согласия, высокий уровень этически ориентированного профессионализма является в современном мире, наполненном катаклизмами, преступностью и жестокостью необходимым условием установления социальной стабильности и безопасности.
Примечания
1 См.: Культурология. ХХ век : словарь.СПб., 1997. С. 203-208.
2 Правовая культура - это компонент правового государства, который характеризуется
соблюдением законности, демократизмом в механизме действия права, широтой и гарантированностью законодательно закрепленных прав граждан, единством этих прав и обязанностей перед обществом.
3 Kleinig, J. The Ethics of Policing. Cambridge, 1996.
4 Villiers, P. Philosophy, Doctrine and Leadership : Some Core Beliefs // Police Leadership in the Twenty-First Century. Philosophy, Doctrine and Developments / еd. by Robert Adlam and Peter Villiers. Waterside Press, 2003. P. 15-33.
5 Усмотрение - сравнительно широкий объёмом дискреционной власти, которой наделяется сотрудник полиции, возможность действовать в ситуации неопределённости и срочности на основе закона по своему усмотрению и принятому решению. От служащих полиции требуется значительная самостоятельность в оценках и действиях при принятии решений. Кроме того, срочные решения должны быть поддержаны общественностью как совершённые правильно и профессионально. Степень ответственности за последствия сделанного выбора при этом возрастает.
6 Villiers, P. Philosophy, Doctrine and Leadership... P. 25-26.
7 Ibid. P. 21.
8 Kleinig, J. The Ethics of Policing...