Научная статья на тему 'Деонтологические вопросы в социальной педагогике'

Деонтологические вопросы в социальной педагогике Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1437
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕОНТОЛОГИЯ / ДЕОНТОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ / ДЕОНТОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кременцова Кристина Алексеевна

В статье представлены деонтологические основы социальной педагогики, отражены особенности этического кодекса социальной педагогики, выделены компоненты социально-педагогической деонтологии, среди которых долг и ответственность социального педагога перед обществом и государством, перед профессией, коллегами и клиентом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деонтологические вопросы в социальной педагогике»

УДК 301.85

К.А. Кременцова

Омский государственный педагогический университет ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

В статье представлены деонтологические основы социальной педагогики, отражены особенности этического кодекса социальной педагогики, выделены компоненты социально-педагогической деонтологии, среди которых долг и ответственность социального педагога перед обществом и государством, перед профессией, коллегами и клиентом.

Ключевые слова: деонтология, деонтология социальной педагогики, социально-педагогическая деонтология, деонтология социального педагога.

Любая из профессий имеет свои деонтологические основы. Это такие основы, которые определяют понимание специалистом своего долга перед обществом и государством. Мало понять и осознать этот долг, необходимо реализовать его в процессе своей профессиональной деятельности. Для обеспечения безопасности человека и эффективности оказания социально-педагогической помощи нужноо соблюдать требования этических профессиональных кодексов профессий в системе «человек - человек».

Рассмотрим, как определяется понятие «деонтология». Считается, что английский философ, экономист, юрист И. Бентам первым ввел в науку указанное понятие. В его понимании деонтология - это теория нравственности, определяющая совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу, регулирующих действия человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде [8]. Эти принципы и нормы в сфере профессиональной деятельности определяются назначением специалиста, его социальным статусом и ролью.

В педагогической и правовой литературе под деонтологией (от греч. deon - долг; deontos - должное; logos - учение) понимается раздел этики, изучающий проблемы долга и должного. При этом в толковом словаре русского языка под редакцией Т.Ф. Ефремовой долг - это то же, что и обязанность [6]. В медицине деонтология - это учение о морально-этических нормах и принципах поведения медицинского работника по отношению к пациенту. Основы этики и деонтологии давно закладывались в законах и клятвах медицины.

Основные принципы, регламентирующие правила поведения врача и медицинского работника, содержались в письменных источниках. Уже в индийском своде законов Ману «Веды» перечислены правила поведения врача [10]. В античные века огромное влияние имела знаменитая «Клятва» основоположника научной медицины Гиппократа. Любопытно отметить, что за всю историю развития медицины только в 1967 г. на II Всемирном деонтологи-ческом конгрессе в Париже было сделано первое и единственное дополнение к клятве Гиппократа: «Клянусь обучаться всю жизнь» [9]. Клятва Гиппократа распространена во многих странах мира и задает высокую нравственную планку личности и деятельности врача.

Г.М. Кертаевой принадлежит одно из первых исследований сущности деонтологии в педагогике. Учитель характеризуется деонтологической готовностью к профессиональной деятельности, которая представляет собой «состояние готовности сознания учителя, его знаний, умений, навыков к выполнению образовательной, воспитательной деятельности в соответствии с требованиями профессионального долга. Она является неотъемлемой частью его общей готовности, отражающей уровень развития профессионального сознания, осознания должного в профессиональной деятельности» [3, с. 62]. Закладывается деонтологическая готовность в вузе, поддерживается практической деятельностью.

Следует выделить деонтологию социальной педагогики, деонтологию социального педагога и социально-педагогическую деонтологию.

Л.В. Мардахаев под деонтологией социальной педагогики понимает учение о нравственной направленности теории и практики социальной педагогики. При этом он говорит, что социально-педагогическая деонтология - это учение о нравственных требованиях долга, нормах, принципах и правилах поведения, профессиональной деятельности человека в социокультурной среде [5]. Важную роль в развитии профессиональных качеств социального педагога играют его моральный облик, личная привлекательность в общении с другими людьми, наличие необходимых психологических черт характера. Социально-педагогическая деонтология становится действенной основой поведения социального педагога не сама по себе и не наряду с психологическими мотивами, личностными качествами, а всегда преломляясь через них.

Деонтология социального педагога - это учение о нравственных требованиях, нормах, принципах и правилах поведения, профессиональной деятельности социального педагога, определяющих его назначение и обязывающих в повседневном проявлении [5]. Требования определяют нормы профессиональной деятельности социального педагога в соответствии с этическими ценностями, принципами и правилами социальной педагогики. Эти нравственные нормы представлены в отечественном и зарубежном кодексах социального педагога.

Рассмотрим особенности этического кодекса в социальной педагогике. Как и в любой другой сфере профессиональной деятельности, нравственные нормы в социальной педагогике, возникнув, продолжают совершенствоваться с учетом накопленного эмпирического опыта социальной педагогики и потребностей общества в данном виде деятельности. Последний вариант этических рекомендаций был принят Межрегиональной ассоциацией работников социальных служб 22 мая в 1994 г. и представляет собой документ, в котором излагаются основные, базовые принципы и ценности социальной и социально-педагогической работы, связанные с реализацией специалистами социальной сферы своих профессиональных обязанностей [7].

Основное назначение кодекса - представлять эталон нравственного поведения в профессии социального педагога. Кодекс основывается на общих этических принципах, а также принципах Всеобщей декларации прав человека, принятой под эгидой ООН в 1948 г. Декларация не имеет юридической силы, но представляет собой свод нравственных норм, которые включены во внутреннее законодательство большинства стран мира [2].

Социальный педагог, согласно кодексу этики, признает ценность каждого человека и его право на реализацию своих способностей, на достойные условия жизни и благосостояние, на свободный выбор жизненной позиции с условием, чтобы права одного человека не препятствовали реализации интересов и прав других людей или групп. Таким образом, этический кодекс выполняет общественную функцию - определяет степень значимости профессии в обществе.

Как записано в кодексе, социальные педагоги демонстрируют уважение и доброжелательное отношение ко всем людям и уважают убеждения своих клиентов, их ценности, культуру, цели, нужды, предпочтения, взаимоотношения и связи с другими людьми; защищают и поддерживают их достоинство, учитывают индивидуальность, интересы и социальные потребности на основе построения толерантных отношений с ними; гарантируют клиентам непосредственное участие в процессе принятия решений на основе предоставления полной информации, касающейся конкретного клиента в конкретной ситуации; гарантируют защиту своим клиентам в целях их безопасности, а также безопасности их социального окружения [7]. Нравственная сторона деятельности социального педагога особенно значима в условиях, когда общество не располагает необходимыми ресурсами в обеспечении права человека на достойную жизнь. Этический кодекс социального педагога, являющийся профессиональным моральным сознанием, выступает морально-нравственной основой профессиональной деятельности социальных педагогов.

Важными компонентами деонтологии выступают долг и ответственность социального педагога перед обществом и государством. В Конституции Российской Федерации записано,

что главной целью государства является обеспечение блага его граждан [4]. Существует много направлений в деятельности государства по достижению этой цели. Одно из них - это создание института социальной педагогики. На этот институт возложены задачи оказания помощи ребенку, прогнозирования условий, обеспечивающих его оптимальное развитие, выбор методов и средств, позволяющих достичь намеченных результатов. Многие проблемы социальный педагог не сможет решить сам. В этом случае он должен уметь выступать посредником в координации усилий родителей, разных специалистов, а также ведомств и административных органов для комплексного разрешения проблем ребенка [1]. Социальный педагог решает проблемы, исходя из личностных качеств клиентов, проявляющихся в частных ситуациях. Таким образом, долг социального педагога состоит в том, чтобы все свои профессиональные компетенции использовать для выполнения государственной социальной политики.

Современное развитие государственной социальной политики свидетельствует о том, что государство не готово к тому, чтобы взять всю ответственность за благополучие всех граждан. Дефицит ресурсов не позволяет пока это сделать. Однако дело не всегда заключается в недостатке ресурсов. Социальный педагог должен участвовать в определении социальной политики, принимать участие в ее корректировке, исходя из реальных проблем, которые он знает не понаслышке. На социального педагога возложена ответственность не только за действия самого социального педагога, но и за деятельность его клиента.

Социальный педагог должен помочь клиенту в решении его проблем, активизировать жизнедеятельность. Социальный педагог должен способствовать максимально активному участию самого клиента в решении проблем. Необходимо направить активность клиентов в нужное русло. При этом важная роль должна отводиться изменению ценностных установок личности, когда они ориентировались бы на личностное развитие.

Итак, социальный педагог должен добиваться улучшения моральной и социальной ситуации в обществе.

Компонентами деонтологии являются долг и ответственность социального педагога перед профессией. В России профессия социального педагога молодая и не является престижной. Как видно из эмпирических данных (рисунок), только 5,8% из выпускников 2011 г., обучавшихся на факультете психологии и педагогики по направлению «Социальная педагогика» в ФГБОУ ВПО «ОмГПУ», работают по специальности. 29% - работники профессий, связанных, близких с социально-педагогической деятельностью. Среди них аниматор, старший преподаватель в детском оздоровительном лагере, специалист по социальной работе.

■ Социальные педагоги

Профессии, связанные с

с оциа л ьно -пед а го гич еской деятельностью Профессии, не связанные с

с оциа л ьно -пед а го гич еской деятельностью ■ Неработающие

Результаты изучения профессионального устройства выпускников социальных педагогов

Престиж профессии в значительной мере зависит от того, каково отношение к ней в государстве, как государство оплачивает труд социальных педагогов, что напрямую зависит и от социальной политики. Также престиж профессии зависит от отношения к ней каждого из

представителей профессиональной группы. Деятельность социальных педагогов, способствующая развитию авторитета профессии, складывается из следующих составляющих:

1. Квалифицированная практическая работа, основанная на профессиональных знаниях, которые постоянно пополняются. Социальный педагог, как записано в кодексе, должен основывать свою деятельность «на профессиональных знаниях» и быть «всегда в курсе новых профессиональных знаний» [7]. Безусловно, профессиональные знания и навыки не могут быть получены «раз и навсегда». Они могут устаревать, что обусловливает необходимость в их своевременной критической оценке. Важным профессиональным качеством социального работника является стремление к развитию и совершенствованию своих знаний, методов социальной работы.

2. Наличие моральной ответственности не только за свой участок работы, но и за деятельность организации, в которой социальный педагог трудится. Это достигается благодаря участию социальных педагогов в коллективных формах ведения работы. Такие формы работы позволяют обмениваться теоретическими знаниями и практическим опытом.

3. Недопущение неквалифицированной и запрещенной практики социально-педагогической работы. Социальный педагог должен использовать все возможные средства для того, чтобы в профессиональной деятельности утверждать профессионально-этические и правовые принципы.

4. Участие в добросовестной рекламе и информационных кампаниях, формирующих положительное общественное мнение о достойных представителях этой профессии, а также о социальном ее предназначении. Важность этого требования обусловлена повышением роли средств массовой информации в обществе. Социальный педагог, способствуя повышению авторитета профессии, должен использовать эти источники информации в целях рекламы, а также продвижения информационных материалов о деятельности социальных служб, о лучших представителях профессии. Но это направление деятельности предполагает соблюдение определенных этических требований, например, соблюдение нормы запрета на недобросовестную рекламу, в которой искажаются квалификация, компетентность, результаты социальной практики.

Следующие компоненты деонтологии - долг и ответственность социального педагога перед коллегами. Социальная педагогика всегда является делом всего коллектива социальных и социально-педагогических работников. Поддержание коллектива - это профессиональный долг социального работника. В коллективе он развивает свои качества, получает поддержку, защиту личного достоинства.

Социально-педагогическая деятельность может быть успешной только в «команде», так как многие проблемы решаются только в масштабе организации либо с привлечением специалистов из других организаций. В профессионально-этическом кодексе утверждается необходимость «выстраивать» отношения между коллегами на принципах уважения, честности, вежливости. Первые два принципа характеризуют сущность нравственных отношений, а вежливость - внешнюю форму проявления взаимоотношений.

Этические нормы социального педагога по отношению к коллегам включают в себя требования, следование которым позволяет не допустить либо успешно преодолеть (разрешить) моральные конфликты в коллективе. Продуктивность профессиональных взаимоотношений предполагает также, с одной стороны, уважать доверие коллег, а с другой - оказывать помощь коллегам в осуществлении профессионально компетентных действий. Отсутствие зависти позволит честно оценивать квалификацию другого человека и не позволит использовать в укреплении своих позиций средства, далекие от морали. Необходимо помнить, что социальная педагогика всегда является делом всего коллектива социальных педагогов.

Не менее важными в структуре деонтологии являются долг и ответственность социального педагога перед клиентом. Кодекс определяет интересы клиента как первостепенные в социальной педагогике. Если говорить о профессиональной составляющей социального педагога по отношению к клиенту, то она заключается в следующем: социальный педагог дол-

жен обслуживать клиента преданно, лояльно, применяя максимум профессиональных знаний, компетентностей и навыков.

Нравственные ценности не должны оставаться идеальной моделью, благим пожеланием. Они должны реализовываться в конкретных делах. Этические обязательства, которые социальный педагог обязан нести перед клиентами, сформулированы в кодексе либо в форме абсолютного запрета, либо запрета, допускающего его нарушение, либо в форме регламента-ций, которым необходимо следовать [7]. Роль абсолютного запрета выполняют следующие нормы:

- невозможность использования отношений с клиентами в личных целях;

- недопустимость дискриминации клиентов по любому поводу (национальность, вероисповедание, политическая ориентация, семейное положение, возраст, умственные и физические недостатки и пр.) и «борьба» с нею;

- социальному педагогу необходимо избегать тех отношений, которые «идут во вред клиентам» (с членами ближайшего окружения клиента и др.);

- нельзя ни при каких обстоятельствах вступать в сексуальные связи с клиентом.

Нормами запрета, которые в исключительных обстоятельствах могут быть нарушены,

являются конфиденциальность и неучастие в действиях, которые «оскверняют и уменьшают гражданские и юридические права граждан».

К группе норм, регламентирующих отношения социального педагога к клиентам, можно отнести нормы-указания как предъявление требований, положенных в основу профессиональной деятельности:

- социальный педагог должен в качестве своей стратегической задачи «обеспечивать субъективную позицию самого клиента»;

- уважать достоинство личности клиента;

- социальный педагог должен при возникновении затруднений в работе, прибегая к консультациям, учитывать советы коллег;

- социальный педагог должен завершить профессиональные отношения с клиентом, когда они не служат интересам клиента, не принимая ценных подарков от него.

Таким образом, профессиональный долг специалиста - это те требования, которые общество, профессия, коллектив, клиенты и он сам предъявляют к поведению и действиям, и то, в чем он сам испытывает потребность и за что несет ответственность. Долг выступает перед специалистом в виде обязанностей, соблюдение которых становится его внутренней нравственной потребностью. Содержание профессионального долга социального педагога представляет собой совокупность правовых, моральных требований, предъявляемых к нему его профессией.

Библиографический список

1. Бочарова, В.Г. Социальная педагогика [Текст] / В.Г. Бочарова. - М. : Просвещение, 1994. - 189 с.

2. Всеобщая декларация прав человека [Текст]. - М. : Интерпракс, 1994. - 25 с.

3. Кертаева, Г.М. Профессионально-этические нормы социальной работы [Текст] / Г.М. Кертаева // Основы педагогической деонтологии : учеб. пособ. - Павлодар, 2009. - 96 с.

4. Конституция РФ [Текст]. - М. : Поматур, 2009. - 48 с.

5. Мардахаев, Л.В. Деонтологические основы социальной педагогики [Текст] / Л.В. Мардахаев // Социальная педагогика: вызовы XXI века : сб. материалов Международного конгресса специалистов социальной сферы. 22-23 сентября 2011 года / отв. ред. Е.А. Юрина ; адм. Тамб. обл. [и др.]. - Тамбов : Издат. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2011. - С. 146-153.

6. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка [Текст] / сост. Т.Ф. Ефремова. - М. : Дрофа, 2000. - 848 с.

7. Профессионально-этический кодекс Межрегиональной общественной организации «Ассоциация работников социальных служб» [Текст] // Этика социальной работы : материалы метод. семинара. - М., 2000. -206 с.

8. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия Кругосвет. Бентам Иермия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/BENTAM_IEREMIYA.html/.

9. Фармацевтическая деонтология [Электронный ресурс] // Фармацевтический менеджмент. - Режим доступа: http://www.ecopharmacia.ru/publ/farmacevticheskij_menedzhment/farmacevticheskaja_deontologija/ponja-tie_o_deontologii/23-1 -0-238/.

10. Эрман, В.Г. Очерк истории ведийской литературы [Текст] / В.Г. Эрман. - М. : Академия, 1980. - 216 с.

© Кременцова К.А., 2012

Автор статьи - Кристина Алексеевна Кременцова, специалист по учебно-методической работе, Омский государственный педагогический университет, e-mail: tina0211@mail.ru.

Рецензент - З.А. Аксютина, кандидат педагогических наук, доцент, Омский государственный педагогический университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.