Научная статья на тему 'Денис Майданов. Стихотворение «Брат» как дружеское стихотворное послание'

Денис Майданов. Стихотворение «Брат» как дружеское стихотворное послание Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
311
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
THE FRIENDLY POETIC MESSAGE / AUTHOR / THE LYRICAL SUBJECT / THE ADDRESSEE / CLASSICAL TRADITION / ETERNAL VALUES / ДРУЖЕСКОЕ СТИХОТВОРНОЕ ПОСЛАНИЕ / АВТОР / ЛИРИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ / АДРЕСАТ / КЛАССИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ / ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Коптева Г. Г.

В статье рассматривается стихотворение Дениса Майданова «Брат» как пример дружеского стихотворного послании, не изжитого в литературном творчестве современных поэтов литературного жанра. Исследуется содержание стихотворения с целью доказательства тезиса о «живучести» этого жанра, прослеживаются некоторые характерные особенности мировосприятия поэта Майданова. Обозначен принцип организации лирического материала, в данном конкретном случае ретроспектива. Подчеркивается следование автора-творца классической традиции. Рассматриваются ментальность и ценностные ориентиры лирического субъекта носителя речи. Отмечена оригинальность ряда лирических синтагм поэта, необычная лексическая сочетаемость как их характерная черта. Также специально подчеркнута «домашняя семантика», присущая дружескому стихотворному посланию «Брат». В качестве классического образца приведено как пример стихотворное послание А.С. Пушкина, с каковым может быть соотнесен жанровый тип стихотворения Дениса Майданова. Ранее к творчеству Майданова литературоведы в своих работах не обращались, поэтому новизна исследования сомнений не вызовет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DENIS MAJDANOV. POEM «BROTHER» AS A FRIENDLY POETIC MESSAGE

In the article Denis Majdanov's poem "Brother" is considered, as an example of the alive literary genre of the friendly poetic message in literary creativity of modern poets. The contents of the poem is investigated with the purpose to prove the thesis about "survivability" of this genre, also some characteristic features of D. Majdanov's creativity and mentality are traced. The principle of the organization of lyrical material is designated, in the given case it is a retrospective show. Following classical tradition by the author-creator is emphasized. Mentality and value guidelines of the lyrical subject, he is the speaker, are considered. Originality of some lyrical syntagmas of the poet is noted, unusual lexical compatibility of those syntagmas is an important characteristic. Also «house semantics», inherent in the friendly poetic message "Brother" Pushkin's poetic message is given as an example, with which the genre type of D. Majdanov's poem can be correlated. Earlier researchers did not address to Denis Majdanov's poems, therefore novelty of this article is undoubted

Текст научной работы на тему «Денис Майданов. Стихотворение «Брат» как дружеское стихотворное послание»

ДЕНИС МАЙДАНОВ. СТИХОТВОРЕНИЕ «БРАТ» КАК ДРУЖЕСКОЕ СТИХОТВОРНОЕ

ПОСЛАНИЕ

Коптева Г.Г.

Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск, Россия

доцент кафедры иностранных языков, канд. филол. наук

DENIS MAJDANOV. POEM «BROTHER» AS A FRIENDLY POETIC MESSAGE

Kopteva G.

Siberian Transport University, Novosibirsk, Russia Associate Professor of Foreign languages, Candidate of Philological Sciences

Аннотация

В статье рассматривается стихотворение Дениса Майданова «Брат» как пример дружеского стихотворного послании, - не изжитого в литературном творчестве современных поэтов литературного жанра. Исследуется содержание стихотворения - с целью доказательства тезиса о «живучести» этого жанра, прослеживаются некоторые характерные особенности мировосприятия поэта Майданова. Обозначен принцип организации лирического материала, в данном конкретном случае - ретроспектива. Подчеркивается следование автора-творца классической традиции. Рассматриваются ментальность и ценностные ориентиры лирического субъекта - носителя речи. Отмечена оригинальность ряда лирических синтагм поэта, необычная лексическая сочетаемость как их характерная черта. Также специально подчеркнута «домашняя семантика», присущая дружескому стихотворному посланию «Брат». В качестве классического образца приведено как пример стихотворное послание А.С. Пушкина, с каковым может быть соотнесен жанровый тип стихотворения Дениса Майданова. Ранее к творчеству Майданова литературоведы в своих работах не обращались, поэтому новизна исследования сомнений не вызовет.

Abstract

In the article Denis Majdanov's poem "Brother" is considered, as an example of the alive literary genre of the friendly poetic message in literary creativity of modern poets. The contents of the poem is investigated with the purpose to prove the thesis about "survivability" of this genre, also some characteristic features of D. Majdanov's creativity and mentality are traced. The principle of the organization of lyrical material is designated, in the given case it is a retrospective show. Following classical tradition by the author-creator is emphasized. Mentality and value guidelines of the lyrical subject, he is the speaker, are considered. Originality of some lyrical syntagmas of the poet is noted, unusual lexical compatibility of those syntagmas is an important characteristic. Also «house semantics», inherent in the friendly poetic message "Brother", is specially underlined. The classical sample of A.S. Pushkin's poetic message is given as an example, with which the genre type of D. Majdanov's poem can be correlated. Earlier researchers did not address to Denis Majdanov's poems, therefore novelty of this article is undoubted.

Keywords: the friendly poetic message, author, the lyrical subject, the addressee, classical tradition, eternal values.

Ключевые слова: дружеское стихотворное послание, автор, лирический субъект, адресат, классическая традиция, вечные ценности.

Введение. Несмотря на то, что автор и исполнитель песен (по преимуществу, собственных) Денис Майданов, очевидно, не позиционирует себя как поэт в традиционном понимании этого звания, содержательная составляющая его произведений весьма глубока и заслуживает, на наш взгляд, внимания исследователей-литературоведов. В частности, его стихотворение «Брат» (известное широкому российскому сообществу как песня из сборника «Что оставит ветер», вышедшего сравнительно недавно) может быть рассмотрено как дружеское стихотворное послание. Дружеское стихотворное послание - один из известных лирических жанров, с богатой историей, причем существует он еще со времен античности. Вот определение из «Поэтического словаря»: «Послание - древнейший жанр монологической поэзии, большое стихотворение, в котором поэт, как бы беседуя с адресатом, высказывает свои суждения по какому-либо важному вопросу» [3, а 219]. Интересно по-

смотреть, как реализуется это в практике современного поэта. Нам не удалось, к сожалению, обнаружить печатный стихотворный сборник с рассматриваемым произведением, вероятно, такового еще просто нет, но есть сайт, где можно стихотворение (текст песни) увидеть и скачать.

Методы. Исследование проводилось с использованием методов: сравнительно-исторического, описательного, типологического, а также методов литературной герменевтики и рецептивной эстетики.

Результаты. Стихотворение начинается с прямого обращения: Здравствуй, брат! [1]. Адресат, то есть человек, к которому обращается лирический субъект, здесь очевиден. Наличие такого адресата -главный и очень важный признак любого стихотворного послания. Известно, что содержание и стиль такового прямо зависят от характера и положения адресата. Специфика послания Д. Майданова в том, что его стихотворение есть, по сути, разговор (диалог) с уже ушедшим из жизни человеком.

И хотя носитель речи и адресат находятся в разных временных измерениях, можно предполагать, что у адресата послания имелся реальный «прототип», ныне «покойный» (вне зависимости от того, насколько может быть сопоставим лирический субъект стихотворения с реальным автором). В такой ситуации естественный принцип организации лирического материала - ретроспектива (т. е. «оглядка»). «Носителем ... точки зрения является автор, в то время как адресат - человек из его прошлого... Диалог здесь реализуется в авторском раздвоении, где вторым «я» оказывается адресат» [4, с. 123]

Итак, «диалог» начинается с обычного, как в жизни, приветствия; притом антитезой-оксюмороном маркировано указание на время суток автора, точнее, лирического субъекта: «греет ночь холодный месяц». В этой же строфе обозначено время года: «в дом пришел со скрипом лестниц листопад. ... Снова осень». Трудно представить более подходящее для подобного грустного «разговора» время суток и года. Можно предположить, что осень вообще - весьма любимое поэтом время: одно из его стихотворений (здесь и далее тексты песен Д. Май-данова, изначально возникающие как стихи, мы будем так называть - Г.К.) названо именно «Осень поэта». К тому же, в ней, осени, ему «как-то спокойней»; вероятно, у поэтов это наиболее благоприятное время для творчества (читатель без особого труда подберет здесь соответствующие аналогии).

Адресат поэтического текста обычно задает, прямо или косвенно, темы для размышлений. Традиционно, автору-творцу важно не то, «дойдет» ли его послание до указанного конкретного лица (хотя, когда мы обращаемся к умершим, чаще всего верим - дойдет; так и здесь лирический герой верит, что «сверху видно» все), ему важна сама адресация. Повод для разговора проясняется строкой «твой сегодня день рожденья», а последующая затем звучит парадоксально: «в одиночестве спасенья не ищи». О ком это может быть сказано, если адресат ныне уже покойный? По всему содержанию, по контексту стихотворения реципиент вполне обоснованно может предположить, что тоскующий о брате лирический герой здесь обращается, в первую очередь, к самому себе, и последующие строки - «я люблю тебя и помню, / рюмку полную наполню» - убеждают нас в справедливости подобного предположения. Для него прошедшее, проведенное вместе с братом время детства, - это навсегда «наши дни», поэтому «день рожденья» брата для него из того же ряда день, он тоже - «наш».

Нахлынувшие, «как волны», воспоминания об ушедших днях уносят лирического героя в детство. Туда, где мать учила добру, справедливости, учила в любой ситуации сохранять человеческое достоинство («быть не бедным») и притом же делиться с ближним тем «последним - чем богат»). Туда, где вместе с братом отстаивали в драках свою правоту, и где обижен ими был лишь неправый, действительно виновный. Заветы матери остались с детьми на всю жизнь, именно поэтому ей и после смерти,

полагает лирический герой, за них «не стыдно». В XXI веке такие особенности мировосприятия, характера давно стали большой редкостью; но это, вероятно, и есть общезначимые во все века ценности: ведь человек, когда ему плохо, жаждет помощи, поддержки от других людей. Герои этого стихотворения - братья были особенно близки между собой: много было меж ними споров и невзначай открытых в этих спорах истин, понятных обоим, и откровенных разговоров, и мечтаний о будущем. Они росли вместе, совпадали в желаниях и мыслях, прямо и правдиво делились этими мыслями, и такое родственно-дружеское единение придавало им особенную уверенность в своих силах, способность противостоять «целому миру» (!), способность семейному баркасу без опаски «плыть в будущее». Милый брат - я все помню: наши споры И мечты, и разговоры, как сейчас. Мы с тобой смотрели в завтра И всегда ценили правду среди нас. И средь звезд и близких истин Было столько силы жизни каждый раз, Что казалось - мира мало, море жизни нас качало,

И все дальше от причала шел баркас! Метафора «море жизни» рождает ощущение бескрайности пространства, а последующие строки вызывают острое чувство быстротекущего времени: «Мир, как снежный ком катился.». Стремительно катится ком с горы, и сравнение получилось нетривиальным и очень удачным, по причине совпадения геометрических форм: округлость мира (глобус - Г.К.) коррелирует с округлой формой снежного комка. В строке «Помнишь время? Ты женился - жил быстрей» вновь дважды акцентируется быстротечность жизненного времени, после чего у реципиента самопроизвольно (на фоне «качающих» автора и читателя «волн воспоминаний» и «жизненного моря», а также вследствие осознания неизбежности смерти) возникает реминисценция на «Реку времен» Г. Державина, тем более оправданная, что жизненное время старшего брата уже закончилось-истекло.

Река времен в своем стремленьи Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей. [2, с. 212] Стихотворение написано Державиным в 1816 г. за два дня до смерти. Оно, безусловно, заставляет задуматься о бренности человеческого существования. Но есть и другой семантический аспект: «река времен» уносит «дела людей», т.е. для поэта Г. Державина время как будто существует само по себе, независимо от людских дел и событий, как самостоятельная действующая сила. Столь же обостренно, по-видимому, воспринимает власть времени поэт Денис Майданов (это хорошо прослеживается по текстам его стихов).

В чрезвычайно емком стихотворении Державина всего восемь строк, прочитывается оно легко и быстро. Столь же быстро, почти, реципиент (он же - слушатель) «прочитает» повествование лирического героя о взрослой жизни старшего брата:

«женился», «жил быстрей» - в своем «взрослом мире», назвал сына именем брата младшего, и растил, и учил его, пока жизнь, по неизвестной нам причине, не оборвалась... Точнее говоря, растили и учили своих «пацанов» братья тоже совместно, до определенного момента,..

Воспоминания младшего брата - лирического героя носят, что характерно для традиции таких стихов, «домашний» характер. «Домашняя семантика» особым образом «подсвечивает» их, эти воспоминания о жизни: как старший брат всегда и во всем был для него «другом и примером», как стало непривычно пусто в родительском доме («в квартире наших дней») после его женитьбы; как реже стали видеться, когда появилась у старшего своя семья. Но не закончилась в новых обстоятельствах и «не стала меньше» любовь между братьями. Такие синтагмы, где сочетаются лексемы не вполне, с точки зрения привычной логики, сочетаемые, где возникают необычные метафоры и эпитеты («в квартире наших дней», «не дало сердце трещин» и т.п.), в творчестве Д. Майданова - не редкость. Чаще всего, как нам представляется, они возникают там, где главный акцент делается на предельно возможном уточнении смысла происходящих событий, где автору необходимо как можно лаконичнее передать достаточно емкую, развернутую мысль, например: «и бескорыстно подарит счастливую даль» (строчка из другой песни - Г.К.).

Лирический герой стихотворения (мы имеем возможность узнать его имя - Александр, это очевидно) в своем монологе-послании упоминает о сыне старшего брата, так поразительно на отца похожем; младший брат особенно подчеркивает свою (их?) обоснованную гордость человеческими качествами сына и племянника:

Знай же, брат, твой младший Саня -

Джентльмен, помощник маме и боец!

По тебе скучает тоже, на тебя во всем похо-

Умный, добрый и хороший, как отец.

Тем самым, манифестируется преемственность и связь поколений, без осознания-ощущения которой «конечному» смертному человеку совсем уж невесело жить, поскольку в мире не может быть ничего отдельно существующего, стоящего особняком. «Любой предмет (в широком смысле - Г.К.) -звено в бесконечной цепи, соединенное как бы «крючочками» с окружающими звеньями. И эта вселенская цепь нигде не разорвана: она объединяет все предметы и процессы мира в единое целое, она носит всеобщий характер» [7, а 264]. Особенно сложными являются в данной цепи связи межчеловеческие и социальные (классовые, семейные, родственные, национальные и т.д.) В мире людей они играют чрезвычайно важную, определяющую жизненную роль. Лирический герой стихотворения «Брат» безошибочно знает, какими известиями можно порадовать близкого человека в день рождения, отсюда - разговор о сыне.

«У плохих авторов, - пишет Я. Парандовский, - обычно ... фамилии (имена - Г.К.) выбраны неудачно» [5, а 191], безотносительно к содержанию

произведения. Полагаем, что имя Александр здесь выбрано поэтом отнюдь не случайно. Александр -защитник людей, в переводе с древнегреческого, и само имя подчеркивает основную идею стихотворения. А также - стиль и ценностные ориентиры автора.

Мифологема ночи коррелирует в стихотворении с мотивом преследующей лирического героя (после смерти брата) бессонницы. Ночь - особенное время суток, когда все выглядит не так, как днем, по-иному. Отключается сознание, и снятся сны, происходят всякие необычные вещи, и приходят нас навестить давно ушедшие близкие... И мы, люди, становимся в чем-то «другими». Факт раздвоения носителя речи (поскольку адресат является для него прямым участником диалога) подтверждается строфой:

Слышишь, брат! Как же нам наговориться, В сотый раз опять не спится до утра... Не хочу с тобой прощаться, кто придумал Расставаться навсегда? Именно в «домашней семантике» особым образом актуализируется для реципиента непроходящая тоска младшего брата по старшему, невозможность принять-осознать сердцем «эту страшную потерю». Однако «рок судьбы» распорядился так, что старший отныне «навек свободен» от всех земных обязанностей, и теперь двойную ношу предстоит нести по жизни младшему: ...ну, а я -

За двоих жить буду дальше, Без сомненья нот и фальши! Просто я теперь за старшего, мой брат. В одной из этих строк - «без сомненья нот и фальши» - содержится имплицитный намек на близость (вероятно, мировоззренческую) лирического героя автору стихотворения: так, вероятно, мог бы сказать о себе человек, имеющий прямое отношение к музыке (а читатель помнит, безусловно, что Денис Майданов - поэт и композитор в одном лице).

Пронзительно, но без излишнего пафоса, «по-домашнему» звучат слова героя о том, как скучает он о старшем брате, как вспоминает о совместных грандиозных планах, которым уже не суждено сбыться («Сколько вместе еще сделали бы мы!»), о его нежелании прощаться навсегда и т.д. Вообще, для дружеского стихотворного послания характерно то, что оно порой чрезвычайно близко дружескому письму, что и определяет его «домашний» характер. В рассматриваемом послании Д. Майда-нова есть целый ряд бытовых деталей, фактов, понятных и важных как для лирического субъекта, так и для подразумеваемого адресата. Жанровое воплощение этого послания таково, что звучит оно, по преимуществу, элегически-грустно (аллюзивно перекликаясь с генетической прародительницей элегии - заплачкой [4, а 140]), однако, заканчивается, при этом, эпически-оптимистично и производит впечатление торжественного обещания: Обещаю не сломиться, И пока во мне струится наша кровь, -Буду жить за землю предков

И за счастье наших деток, За фамилию, за братскую любовь. Стихотворение в концовке закольцовывается практически той же строфой, которой оно начиналось:

Видишь, брат, - греет ночь холодный месяц, В дом пришел со скрипом лестниц листопад. А я рад, что снова осень, как-то в ней спокойней.

В общем, - знаешь, брат, Твой сегодня День Рожденья, В одиночестве спасенья не ищи... Дружеское послание - жанр неканонический, весьма свободный, поэтому легко вмещает самое различное содержание: грустно-печальные размышления, дружеские шутки-подтрунивания, серьезные философские рассуждения и т.п. Послание Д. Майданова «Брат» заканчивается обещанием: «Я всегда с тобою буду!», почти клятвой:

Дремлет путь Млечный, и любовь крепче. Верь мне, брат - Вечно, брат; мой брат... «Млечный путь» - как маркировочный знак, указатель на непреходящее (лучше, непроходящее, вечное) чувство родственной любви к брату. Он, старший, был для младшего не только другом, но всегдашним «огоньком добра и веры», и теперь данная роль тоже - его братское наследие. Кульминацией в данном лирическом сюжете оборачивается мольба «ты мне хоть приснись оттуда!» Восклицание звучит не надрывно-патетически, но проникновенно-естественно («по-домашнему») в этом послании, принимая во внимание его очень интимный характер. Поэт Майданов и здесь следует поэтической традиции. Традиции, идущей из древности, от Пушкина, Баратынского, Есенина, Федорова и т.д.

Заключение. Стиль дружеских посланий, созданных русскими поэтами, весьма разнообразен. В 1810-е-1820-е гг. для многих из них этот жанр практически являлся своеобразной лабораторией стиха. Вот, например, одно из посланий тех времен «Чаадаеву» (приведено не полностью - Г.К.):

Но Дружбы нет со мной. Печальный вижу я Лазурь чужих небес, полдневные края; Ни музы, ни труды, ни радости досуга -Ничто не заменит единственного друга. Ты был целителем моих душевных сил; О, неизменный друг, тебе я посвятил И краткий век, уже испытанный Судьбою, И чувства - может быть спасенные тобою!

Ты сердце знал мое во цвете юных дней;

Ты видел, как потом в волнении страстей

Я тайно изнывал, страдалец утомленный;

В минуту гибели над бездной потаенной

Ты поддержал меня недремлющей рукой;

Ты другу заменил надежду и покой;

Во глубину души вникая строгим взором,

Ты оживлял ее советом иль укором;

Твой жар воспламенял к высокому любовь.

[6, с. 101]

Это строки из стихотворения А.С. Пушкина «В стране, где я забыл тревоги прежних лет.». Читая их, в очередной раз убеждаешься в том, что Д. Майданов в своей работе над текстом песни опирался на классическую традицию.

Поэты в своих посланиях могли обращаться как к друзьям либо просто конкретным лицам, так и к неодушевленным предметам, к животным («Собаке Качалова» у С. Есенина, например), а также к героям, богам, историческим деятелям прошлого. Хотя некоторые литературоведческие источники утверждают, что он уже прекратил свое существование, этот жанр - дружеского стихотворного послания, - по-видимому, не изжил себя до настоящего времени. Поэт Денис Майданов манифестирует стихотворением «Брат» данный факт и, в очередной раз, - собственную приверженность вечным человеческим ценностям: дружба, семья, любовь, духовное родство. и так далее.

Список литературы

1. Денис Майданов Текст песни (слова) // [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.gl5.ru/denis_maidanov_brat.html

2. Державин Г.Р. Стихотворения [Текст]. -М.: Художественная литература, 1968. - 288 с.

3. Квятковский А. Поэтический словарь [Текст]. - М.: Художественная литература, 1966.

4. Козубовская Г.П. Русская литература: миф и мифопоэтика; монография [Текст]. - Барнаул: БГПУ, 2006. - 324 с.

5. Парандовский Ян Алхимия слова. Петрарка. Король жизни [Текст]: Пер. с польского. - М.: Правда, 1990. - 656 с.

6. Пушкин А.С. Избранные сочинения [Текст]. - М.: Художественная литература, 1990. -654 с. (Б-ка учителя).

7. Спиркин А.Г. Философия: Учебник [Текст]. - М.: Гардарики, 2001. - 736 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.