СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
УДК 336.74(045)(3)
ДЕНЬГИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ
Л.А. МУРАВЬЕВА,
кандидат исторических наук, доцент кафедры экономической истории и истории экономических учений E-mail: lam1812@mail.ru Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
В статье рассматриваются основные направления и особенности развития денег и денежного обращения европейских стран в период расцвета и заката феодализма. На этапе раннего средневековья главную ценность представляла собой земельная собственность, поэтому показателем богатства выступали земельные владения, ради которых шло активное наступление на общинную землю. На этапе V-XII вв. деньги переживали стадию регресса и играли второстепенную роль в глазах представителей разных социальных слоев. Интерес к деньгам начал возрастать по мере углубления дифференциации общества. Ярко выраженное деление населения на бедных и богатых делало роль денег все более заметной и значимой. Этому обстоятельству способствовали начавшиеся крестовые походы, расширение торговых отношений, рост и «подъем» городов. Роскошь Востока пробудила у феодалов интерес к деньгам. Международный характер торговли увеличил разнообразие товаров. Города превратились в центры торговли и ремесел. Торговая революция XIII в. и процесс образования централизованных национальных государств меняли взгляд на деньги церкви и общества, способствовали утверждению единой денежной системы в странах. Усиление роли денег приводило к разработке новых копий и серебряных рудников. Самыми передовыми в этом отношении странами оказались Гзрмания и Чехия. Благородные металлы и отчеканенные из них деньги превратились в главный товар.
Автор обращает внимание на вопросы разновидности и разнообразия монет, их чеканки, выработки
денежной политики и состояния монетных дворов. Второй аспект состоит в описании отношения к деньгам — стремления к обладанию ими и их использованию.
Ключевые слова: деньги, монета, золото, серебро, купец, торговля, город, цена, аренда, феодал, король, фунт стерлингов, церковь
ДЕНЬГИ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Период Средневековья занимает промежуточное место между Древним миром и Новым временем. Феодализм развивался в течение минимум 12 веков и прошел в своем развитии три этапа.
Первый этап (У-1Х вв.) — это генезис феодализма, установление вассально-ленных отношений.
Второй этап (Х-ХУ вв.) — это классическое Средневековье, расцвет феодализма. В ХУ в. классический феодализм достиг своего апогея.
Третий этап (ХУ-ХУИ вв.) — это кризис феодализма, период первоначального накопления.
Необходимо отметить, что если начальный период (476 г. — падение Рима под натиском варварских германских племен) единодушно принят всеми историками, то конечная дата периодиза-
ции вызывает ожесточенные споры. Некоторые исследователи уже период Ренессанса относят к капиталистическому способу производства. Другие связывают окончательное разложение феодализма с ХУШ в., а иные исследователи и с серединой XIX в. Однако большинство ученых склонны зарождение нового способа производства относить к XVII в. и английской буржуазной революции.
Эпоха Средневековья ни на одном языке не выработала обобщающего понятия «деньги». В том значении, которым пользуется человечество в настоящее время, слово «деньги» начало употребляться в период Нового времени. Это обстоятельство наглядно показывает, что средневековые деньги ни в экономическом, ни в политическом смысле не были главным мерилом богатства, достатка и престижа. В условиях слабого развития товарно-денежных отношений главную ценность представляли собой земля и факт обладания ею вместе с теми людьми, которые ее обрабатывают. Именно различные формы земельно-собственнических отношений формировали коллизии развития власти и общества. Очень медленное изменение роли денег в средневековом обществе позволяет дать собственную периодизацию денежного обращения рассматриваемого периода. В связи с этим можно выделить два крупных этапа в истории средневековых денег. На первом этапе (У-ХП вв.) деньги Средневековья, даже по сравнению с периодом Римской империи, переживали стадию регресса, играя второстепенную роль в глазах купцов, вельмож и церкви. На втором этапе (XШ-XVП вв.) по мере углубления дифференциации общества и деления его на ярко выраженных бедных и богатых роль денег становилась все более заметной и значимой.
С древнейших времен Западную Европу населяли кельтские и германские племена. В их среде преобладал натуральный обмен (бартер). Собственную монету чеканили только галлы. После покорения варварами Западной Римской империи единство на этих землях некоторое время поддерживалось хождением римских монет. Римские монеты выполняли важнейшую функцию денег — они являлись средством обмена. Процесс раздробленности земель привел к созданию новых государственных образований,
варварские вожди которых присвоили полномочия римских императоров, в том числе и в вопросе чеканки монет. Вестготы выпустили в обращение монету триенс. Остготы сохранили римскую традицию. Лангобарды уменьшили вес золотого солида и начали помещать на него изображение собственных королей. Англосаксы чеканили золотые монеты по римскому образцу, заменив их в VII в. на серебряные. В VIII в. у них появилась монета нового типа — пени (пенни). Некоторые саксонские короли чеканили серебряные монеты — стерлинги. Из фунта серебра их получалось 240 шт. Появился термин «фунт стерлингов». На латыни фунт обозначается словом libra, поэтому символом фунта стала перечеркнутая буква L (J). После норманнского завоевания фунт стал составлять 240 пени. Такой медный пени сохранялся в Великобритании до ее перехода на десятичные расчеты в 1971 г., когда фунт был разделен на 100 пенсов [7].
За основу товарных денег у всех народов брались драгоценные металлы, преимущественно золото и серебро. В числе предпочтений лежали достоинства указанных металлов. Драгоценные металлы были редки, прочны, легко делились, обладали высоким удельным весом, что являлось большим достоинством при их перевозке.
Монеты чеканились из трех металлов: меди или бронзы, серебра и золота. Потомки конунга — единого франкского государства Хлодвига семейства Меровингов — помещали свое имя сначала на медных, затем на серебряных и золотых монетах. По мере ослабления власти короля на монетах стали помещать имя мастера. Наряду с реальными существовали и счетные монеты. Постепенно роль счетных единиц начали выполнять золотой солид и серебряный денарий (денье). Свод норм обычного права Меровингов «Салическая правда» зафиксировал начало процесса имущественного и социального расслоения. Размер вергельда (платы за убийство) колебался от 600 до 83 солидов в зависимости от социального положения убитого. Убийство или кража раба оценивались от 36 до 30 солидов, а стоимость вола — в три солида [8]. В условиях натуральной экономики все выплаты производились скотом, тканью, пряностями в пересчете на солиды. Золотая монета вышла из обращения и чеканилась меровингскими госуда-
рями для поддержания престижа и суверенитета власти на местных монетных дворах, число которых выросло в условиях разобщенности экономической жизни. Деньги были отношением, мерой стоимости, оценкой. Наличие неметаллических денег стало признаком архаизма и натуральной (замкнутой) экономики.
Монеты раннего Средневековья были, с одной стороны, малочисленны, а с другой — отличились большим разнообразием. Монетная разрозненность и колебания относительной стоимости золота и серебра обрекали государства на низкий экономический уровень развития. Конец монетному многообразию на недолгое время положили представители династии Ка-ролингов. Начало монетной реформе заложил Пипин Геристальский. Его сын Карл Великий (742-814 гг.), ведя бесчисленные войны, создал свою империю, чем ускорил процесс феодализации и обеспечил каролингское возрождение, связанное с активизацией экономической жизни. Основу продолженной им монетной реформы составили три главных постулата. Он вернул монополию на чеканку монет королевской власти, ввел новое соотношение между золотом и серебром по системе «ливр — су — денье» (1 ливр = 20 су, 1 су = 12 денье) и постепенно отказался от чеканки золотых монет [4, с. 223]. Ливр и су были переводными, счетными единицами. Империя Карла Великого перешла от биметаллизма к серебряному монометаллизму (чеканилась мелкая серебряная монета денье). При Карле Великом из одного ливра (фунта) серебра чеканили 240 денье [9].
Окрепла материальная база монетного дела. Усилилась эксплуатация копий среброносных металлов и серебряных рудников в Пуату, что обеспечило увеличение благородных металлов. Церковь и монастыри, получая десятину, занимались тезаврацией (накоплением) доходов. Монеты и драгоценный металл наполняли церковные и монастырские сокровищницы. При Каролингах участились случаи переплавки изделий из драгоценных металлов в монеты. При этом метод плавки и литья был отвергнут, чеканка монет осуществлялась по специальной технологии обработки с помощью серии операций монетными кружками. Соотношение
стоимости золота и серебра не было постоянным и менялось законодательным порядком. В античности оно колебалось от 1:10 до 1:16. При западнофранкском короле Карле Лысом (IX в.) специальный эдикт закрепил это соотношение как 1:12, при английском короле Генрихе III (XIII в.) как 1:10 [5]. К концу каролингской эпохи изменилась мера веса монет. На смену римской унции пришла марка с местными вариациями и особенностями. На территории будущей Франции имели хождение четыре марки. Чаще всего употреблялась труанская, она же королевская или парижская марка весом 244,75 г. [4, с. 19]. Но императорская монетная монополия продержалась недолго. Франкское государство, включавшее в свой состав огромные территории Западной Европы, распалось вскоре после смерти Карла Великого. Его сын Людовик Благочестивый в 817 г. разделил империю между своими сыновьями, что было подтверждено Верденским договором 843 г. С этого времени происходило «распыление» чеканщиков монет по разным графствам. В ГХ-Х вв. свою монету начинают чеканить Дания, Норвегия, Швеция, Русь, Чехия, Польша. Недостаток драгоценных металлов и слабые экономические связи вынуждают некоторые страны вскоре прекратить изготовление монет. Чеканка монет в период раннего Средневековья была не столько показателем экономического развития, сколько символом власти, демонстрацией престижа, социальной и политической мощи.
Притягательная сила драгоценных металлов переносилась на сделанные из них монеты и чеканщиков. Иконография изображала процесс чеканки монет как сакральное действо. Однако развитие денежного хозяйства вызывало в обществе ненависть к деньгам и их обладателям. Отрицательное отношение и презрение к деньгам активно насаждались церковью, занимавшей тогда господствующее положение в обществе. Свойственное средневековым людям религиозное мировоззрение внушало им боязнь денег через литературу и иконографию. Самыми распространенными сюжетами были изображения Иуды, предавшего Христа за 30 серебряников, и богача, которого находящийся на шее кошелек тянет в ад.
ДЕНЬГИ ВЫСОКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Интерес к деньгам со стороны населения значительно возрос в конце XI в. Катализатором процесса выступил первый крестовый поход. Отправляясь в Святую землю, многие предпочитали запасаться деньгами с весом поменьше, но стоимостью побольше. Однако подлинное возрастание роли и значения денег в европейском обществе произошло на рубеже XИ-XШ вв. Этому обстоятельству способствовало несколько причин.
Во-первых, это уже упомянутые крестовые походы и знакомство с роскошью Востока.
Во-вторых (и это главное) — расширение торговли. Большую роль сыграли регулярные ярмарки как места активной торговли, а значит, и широкого использования денег. Многочисленные обменные операции способствовали налаживанию контроля за финансами.
Еще одной причиной развития денежного обращения стали заметный рост и подъем городов. Их становление как главных центров ремесла и торговли увеличивало связующую роль денег между городскими сообществами. Странствующие купцы обзаводились в городах постоянно действующими лавками.
Торговля (наряду с местным и региональным характером) начинала приобретать и интернациональный характер. Главными центрами международной торговли стали Средиземноморье и северо-восток Европы, где с середины XII в. сложилась оригинальная организация, получившая название Ганзы (Ганзейский союз) с центром в городе Любеке. Постепенно в орбиту интересов Ганзы вошли обширные территории, и она превратилась в заметную экономическую и политическую силу. Ганзейцы умели добиваться режима благоприятных возможностей в торговле, оплате за услуги, в сокращении тарифов и пошлин. Несколько слабее их позиции были в английском секторе. Обширность и разнообразность территорий, контролируемых Ганзой, сказывались на характере денежного обращения. В восточной части сохранялись меновая торговля, хождение кожаных и меховых денег и запрет на кредит. Некоторые города Германии получили права на чеканку монеты. Ситуацию осложняло
отсутствие единой денежной единицы. Хождение разнообразных марок, талеров, фунтов и грошей осложняло финансово-торговые операции и требовало дополнительных затрат на обмен.
Все возрастающая потребность в монете сковывалась недостатком ресурсов драгоценных металлов, несмотря на разработку новых рудников и распространение византийских и мусульманских золотых монет. В условиях феодальной раздробленности чеканкой монет занимались не только королевская власть, но и сеньоры. Во Франции насчитывалось около 40 феодальных денежных систем. Широкое распространение получил се-ньораж — процесс взимания пошлины за право чеканки монет. На территории сеньории любой житель мог отчеканить золотые или серебряные монеты, принеся в казначейство драгоценные металлы в виде слитков или изделий. За переплавку и чеканку монет казначейство и взимало сеньо-раж в пользу сеньора, который обладал данной территорией, а также правом чеканки монет в ее пределах.
Решающее значение в развитии Средневековой Европы имел XIII в., так как в этот период произошло третье крупное общественное разделение труда. Самостоятельно существующим занятием стала торговля. По образному выражению британского историка П. Спаффорда, «торговая революция XIII в.» постепенно меняла отношение к деньгам. Несмотря на то, что Данте в разделе «Ад» Божественной комедии явно осуждает богачей с мошной на шее, церковь проводит многочисленные дискуссии о процентном займе и деньгах. Отношение церковников к ростовщикам и ростовщичеству явно начинает смягчаться. Этой перемене способствуют два обстоятельства.
Во-первых, увеличение количества монашеских орденов, которые из сельской местности перебираются в развивающиеся города.
Во-вторых, основание университетов, которые превращаются в интеллектуальные центры обсуждения всех земных проблем.
Новые подходы изменили и содержание церковных проповедей. В них все чаще земным раем объявляется городская площадь, выделяется особая роль купцов и богатых людей, а алчность как порок перемещается с первого на третье место. Наконец, в XIII в. начинается процесс создания
централизованных национальных государств, что способствует утверждению единой денежной системы в странах. Опорой короля в процессе централизации становятся города. Удельная власть феодалов слабеет, и королевская монета постепенно вытесняет все остальные.
К этому времени многие города в результате коммунальных революций получили свободу и самоуправление. Торговля и ремесла обогащали отдельных людей или семьи. Вместе с тем городским коммунам требовались большие средства на поддержание нормальной жизни города. Коммуна следила за состоянием укреплений, мостов, строила крытые рынки, больницы, мельницы, сооружала акведуки и каналы. Самые большие средства шли на строительство и содержание больших готических соборов. Затраты складывались из дорогого строительного материала (камня) и жалования рабочим и архитекторам. Изучением проблемы финансирования строительства соборов в крупных французских городах занимался американский историк Г. Краус. Он написал книгу с характерным названием: «Золото было раствором: экономика строительства соборов» (Gold was the mortar: The economics of cathedral building). Краус установил, что строительство соборов финансировалось церковью из сумм ее доходов, вкладов, завещаний и даров бюргеров, пожертвований купцов и ремесленников, полученных крупных займов, что увеличивало задолженность церкви. Во Франции и Италии были созданы специальные институты, призванные инкассировать нерегулярные и разнообразные доходы, идущие на разработку бюджета и оплату стройки. Наряду с пожертвованиями финансовую базу этих институтов составляла монополия на доходы от воска, поступавших в виде монет. Некоторые историки уверены, что причины невысокого экономического подъема Средневековья коренились в тратах на крестовые походы, разрозненности монет и в высоких расходах на строительство готических соборов.
Деньги на поддержание городской инфраструктуры давала четко выстроенная система налогообложения. Наряду с прямыми налогами (талья), вводились косвенные (эд), которыми облагали производство вина, пива и хмельного меда, что обеспечивало до 85% коммунальных доходов
[4, с. 42]. Городские коммуны обзаводились доходными домами, мельницами, торговыми лавками, которые они сдавали внаем. Власти продавали муниципальные и сержантские должности. Городским коммунам не удавалось получить право самостоятельной чеканки монет. Деньги все настойчивее входили в обиход не только горожан, но и крестьян. Главными источниками дохода оставались торговля, производство и наемный труд, так как жалование все чаще выплачивали монетами. У высших слоев городского населения к ним еще добавлялись владение землей, домами и сословные привилегии.
Одновременно в Европе усиливаются межгосударственные торговые связи. Страны северной Европы налаживают тесную торговлю с Италией. Главным товаром выступают деньги. Усиление роли денег приводило к разработке новых копий и серебряных рудников, производительность которых была в зависимости от степени внедрения современных технологий. Самой передовой страной в этом отношении оказалась Германия, которая активно экспортировала серебро и мастеров-горняков во многие европейские страны. Количество монетных мастерских в Германии за 50 лет увеличилось в 4 раза. В Италии германское серебро перерабатывалось в деньги с большой прибылью или перепродавалось значительно дороже, либо шло на финансирование создания мануфактур разного профиля. Постепенно внутри Италии также росло количество монетных мастерских, должность заведующих которых приравнивалась к государственной. Франция превратилась в крупнейшего экспортера монеты, получив контроль над шампанскими ярмарками, а затем увеличив число монетных мастерских в Артуа и Лангедоке. Крупное серебряное месторождение было открыто в Чехии. По легенде серебряную руду обнаружил монах и отметил место находки своей рясой. Вскоре появился город Кутна-Гора, т.е. город рясы. «Серебряная лихорадка» XIII в. пригнала сюда 60 тыс. горняков из Польши, Померании и Словакии [10, с. 200].
Во Франции в 1266 г. была выпущена серебряная монета соль. Она относилась к мелкой монете и содержала несколько денье. В обращении соль продержалась несколько веков, постепенно снижая вес и пробу серебра. В XVI в. монета в 12
денье называлась турским солем, а содержащая 15 денье — парижским солем. В присоединенной к Франции в Х!У в. исторической области Дофине начали чеканить мелкую монету из низкопробного серебра. Ее назвали лиард и приравняли к 3 дофинским денье. В ХУ в. лиард, весивший 1,2 г серебра 250-й пробы, получил распространение по всей Франции. В ХУ! в. лиард весил 1,06 г серебра, а пробу имел 188. В ХУП в. он вообще стал медным. В целом мелкая разменная монета лиард продержалась до конца ХУШ в.
Растущая потребность в серебре вылилась в появление новой монеты с большим содержанием драгоценного металла. Впервые во Франции была отчеканена монета гро (большой), приравненная к 12 динариям. Эта серебряная монета высокого достоинства сначала называлась турским грошом, а затем была переименована в грош Людовика Святого и выдержала все монетные метаморфозы ХШ и ХГУ вв. [6, с. 130, 131, 113]. Наибольшую популярность получил грош Северной Италии, превратившийся в самый ходовой серебряный номинал.
Но подлинно выдающимся событием денежного обращения стало возобновление чеканки золотых монет, прерванное Карлом Великим. Первые золотые монеты чеканились на окраине Европы из африканского «суданского» золота, которое ввозилось в виде порошка и использовалось для торговли с мусульманскими странами. Золотой турский ливр появился в городе Туре в аббатстве Святого Мартина. В 1262 г. он содержал 8,271 г чистого золота. Первые подлинные европейские золотые монеты начали чеканить в Италии и имели название дженовино и флорин по названию города Флоренция, производство которых началось с 1252 г. Первые флорины чеканились из чистого золота весом 3,53 г. В ХХУ в. золотые флорины начали использовать и чеканить во многих европейских странах. Во Франции и Англии монеты сохраняли итальянское название, а в Германии и Нидерландах флорины стали называть гульденами.
Потребности повседневной жизни удовлетворяли монеты низкого достоинства («черные монеты») из меди. Однако циркуляция денег не ограничивалась Европой. Английские стерлинги, французские денье и венецианские гроши в ре-
зультате экспорта и реэкспорта восточных товаров через Италию проникали на Восток. Главными восточными товарами были хлопок, пряности, драгоценные камни и шелк.
Рост количества денег в обращении приводил к формированию нового понятия богатства, которое теперь выражалось не только в земельных и душевых владениях, но в количестве монет. Появилось такое интересное явление, как добровольная бедность, связанная с деятельностью доминиканского и францисканского монашеских орденов. Сын купца Франциск Ассизский решил спастись сам и указать дорогу к спасению другим путем отказа от денег. Так, с санкции папы появились ордена нищенствующих братьев. В разработанном Франциском уставе ордена помещалась специальная глава «Запрет братьям принимать деньги». В ней говорилось, что братья не должны получать денег ни прямо, ни косвенно и относиться к ним как к камням [4, с. 171].
Новое восприятие места и роли денег в обществе привело к изменению стоимости обращающихся монет. Такое явление в литературе названо монетной мутацией. Легальный курс монет устанавливался властью, облеченной монетным правом, — сеньорами, епископами, князьями и королями. Существовал также «свободный» или «коммерческий» курс. Он постоянно колебался, так как устанавливался в торговых кругах и имел второстепенное значение. С конца ХШ в. власти начали проводить модификацию или мутацию меновой стоимости, которая затрагивала денежную единицу и вес благородного металла. Увеличение веса благородного металла приводило к укреплению денежной единицы, уменьшение — к обесценению или девальвации, выражаясь современным языком. К обесценению монет власть прибегала гораздо чаще. Существующая система биметаллизма, а точнее триметаллизма, если учитывать «черные деньги», приводила к тому, что на стоимость монеты влияли разнообразные факторы. Три фактора были определяющими: вес металла, соотношение монеты с другими и со счетной единицей. Во Франции манипуляции с монетами начал проводить король Филипп Красивый. Первая девальвация денег на Западе обеспечила ему прозвище «фальшивомонетчик». Тем самым король сокращал свою задолженность. Но и пос-
ле его смерти монетные мутации продолжались, вызывая недовольство населения, переходящее в волнения и даже восстания. В условиях постоянного роста стоимости золота мутация монеты превратилась в регулярное мероприятие. В Европе использовалось венгерское, африканское и восточное золото. В странах росло число монетных мастерских. К золотому итальянскому флорину, французскому экю, венгерскому дукату, голландскому гульдену прибавились золотые монеты немецких княжеств и епископств. Английский король Эдуард III с помощью флорентийских монетчиков начал чекан золотой единицы, названной «нобль». Золотые монеты использовались в торговле. С 1340 г. английская шерсть продавалась за золото.
Монетные мутации вызвали к жизни появление первого научного трактата «О монетах», написанного магистром парижского университета Н. Орема (ок. 1320-1382 гг.). В своем труде он обосновал вред монетных мутаций и объяснил, каким должно быть поведение власти по отношению к денежному обращению. Король обязан исходить из постулата, что деньги — это достояние народа, и заботиться о стабильности монеты. Под влиянием трактата французский король Иоанн II восстановил полноценный золотой франк. Удержать монетную стабильность старался и его сын король Карл V. Он развернул борьбу со спекуляцией и поддельными монетами. Девальвированные монеты переходили в разряд черной монеты низкой стоимости. Тем не менее девальвация монет в Европе продолжалась, вызывая рост цен и падение зарплат. Сельские и городские жители продолжали выражать свой протест. Нередко во главе восстаний стояли купцы. Наибольшее обесценение монеты переживала Кастилия. Страной с самой стабильной денежной системой оставалась Англия.
Во-первых, постоянный доход ей обеспечивал экспорт шерсти.
Во-вторых, в Англии нельзя было изменить монетную стоимость без одобрения парламента.
Ведение затяжных войн и грандиозное церковное строительство выкачивали немалые деньги из государственной казны. На статьях дохода формирующихся национальных государств сказывались слабость налоговой системы, денежные
притязания Папского государства, большой голод и эпидемия бубонной чумы в XIV в., приведшие к резкому демографическому спаду. Уменьшение европейского населения способствовало падению цен на овес и пшеницу в 2 раза за 200 лет [4, с. 154-155]. При этом цены на промышленные товары не менялись. Отсюда вытекала разность доходов земледельческих и промышленных областей. Поскольку демографический спад вызвал дефицит рабочей силы, то и зарплата за 100 лет, с 1350 по 1450 г., изменилась в сторону увеличения. Зарплаты ремесленников и строительных рабочих возросли в 2-3 раза.
Одновременно в XIV и XV вв. отмечается усилившаяся тяга к роскоши как в одежде, так и в гастрономии. Оборотной стороной роскошной жизни становились долги. Стремление к пирам и нарядам из шелка, бархата с драгоценными камнями не могли остановить даже королевские запреты и осуждение церкви. Церковь в Западной Европе была не только духовной, но и экономической силой, поэтому вынуждена была приспосабливаться к переменам денежного обращения. В целом церковь к деньгам относилась подозрительно и враждебно. Изменение ее отношения к деньгам началось с постепенного признания полезности деятельности купцов при их уважении определенных ценностей. Известен даже случай канонизации купца-суконщика в 1199 г. К XIV в. церковному осуждению подвергалась только деятельность, отмеченная грехом алчности. Такое общественное и политическое течение, как протогуманизм, зародившееся в позднем Средневековье, поначалу также занимало враждебную позицию по отношению к деньгам. Но к началу XV в. в Венеции, а затем во Флоренции появились трактаты о благодарности богатству, написанные гуманистами Ф. Барбаро и Л. Бруни. В трактате теоретика искусства и архитектора Л.Б. Альберти указывается: «Я исходил из того, что деньги — это корень всех вещей, их материя и приманка. Никто не усомнится, что деньги суть нерв всех ремесел, ибо у кого много денег, тот не знает нужды и способен исполнять любое свое желание» [1, с. 227]. Правда, такая точка зрения даже в среде гуманистов возобладала только в следующем столетии. Пока же все больший размах приобретало явление меценатства.
К началу ХУ в. рост монетного обращения привел к сокращению типов широко обращающихся денежных единиц. Особенно это коснулось золотых монет, которыми пользовались знать, чиновники и богатые купцы. Все многообразие золотых монет свелось к флорину и дукату. Французский золотой экю приравнивался к флорину, а английский золотой нобль стал двойным флорином и двойным дукатом. У основной массы населения в ходу оставались серебряные деньги, причем с середины Х^ в. предпочтение отдавалось серебряной монете средней ценности. Во Франции это был блан, весивший 3 г и содержащий 50% серебра, а во владениях герцогов Бургундских — серебряный патард. В самом развитом торговом регионе Европы — Северной Италии на смену грошу пришел серебряный полупеджоне. Грош, сильно девальвированный, сохранился лишь в Венеции. Английский серебряный гроут оставался самой стабильной и прочной денежной единицей. К мелкой серебряной монете относились денарии, солиды, сольдини. Низшие слои населения пользовались черной монетой, к которой относился мелкий денарий и парижский денье. Такие монеты назвали «монетами милостыни». Английские короли не чеканили черных монет мелких фракций, а пользовались венецианскими деньгами, которые проникали в страну посредством торговли. Разница в ценности монет была большой и составляла 1:20 между золотом и серебром и 1:60 между серебром и черной монетой, например в Сицилии. В Венеции и Флоренции она была меньше, но все же оставалась значительной. Угроза монетного голода, особенно в отношении мелких монет, заставила монархов Франции, Англии, Германии и Италии в 1469 г. в Брюгге провести совещание по вопросу соотношения стоимости монет.
Не самая заметная монета континентальной Европы испанский песо (от слова вес, масса) спровоцировала самую глубокую инфляцию Средневековья. Наиболее крупной серебряной монетой Испании в конце ХУ в. был реал, весивший 3,34 г. После открытия Америки и завоевания ее конкистадорами испанцы вывезли из Нового Света десятки тонн серебра. Испания начала чеканить 8-реаловую монету — песо [10, с. 202]. Такой приток драгоценного металла вызвал «ре-
волюцию цен» в Европе. Цены поднялись в 3-5 раз по всей Европе, что в конечном итоге привело Испанию к упадку.
Богатые залежи серебра были обнаружены в богемском городе Иоахимсталь (сейчас это Яхимов, Чехия). Выпускавшиеся там монеты получили название талеры от немецкого «таль» — долина. Талер всегда был серебряным и поначалу приравнивался к 21 грошену. На разных языках талер произносился по-своему. В России его называли ефимок, англоязычные народы ввели в оборот слово доллар. Разнообразие типов талеров привело не только к терминологическим, но и к весовым различиям.
алхимики в средневековом обществе
В Средние века широкого распространения достигла одна из таинственных наук — алхимия. Зародившаяся в Древнем Египте алхимия после завоеваний Александра Македонского из покровительства богини Изиды перешла к философам Александрии. В глубокой древности появились и первые алхимические трактаты по искусству изготовления золота. В Европу трактаты древних алхимиков принесли крестоносцы.
Данте в «Божественной комедии» (ХШ в.) поместил алхимиков в десятом рву восьмого круга Ада вместе с фальшивомонетчиками: С алхимией я был знаком всегда. И вот Минос, кому известна мера Грехов и кар, поверг меня сюда [36, с. 116]. Так признается алхимик Гриффолино, обманувший сына архиепископа обещанием научить его летать и беря за уроки деньги. Здесь же мучаются алхимик Капоккио, подделывающий драгоценные металлы, чеканщик монеты Адамо, делавший фальшивые монеты, а также графы Гвиди и Ромено, толкнувшие мастера на нечестные действия. Нелестную характеристику получили алхимики в «Кентерберийских рассказах» Чосера (Х^ в.). В ХУ в. в сатирическом произведении на феодальное общество С. Бранта «Корабль дураков» алхимия трактуется как псевдоученое занятие сочетания глупости и мошенничества:
Алхимия примером служит
Тому, как плутни с дурью дружат [2, с. 15].
Алхимики делились на две большие группы. Были алхимики, преследовавшие узкокорыстную цель научиться превращать простые металлы в золото или, в крайнем случае, в серебро. Золото для алхимика было металлическим совершенством. Остальные металлы представляли собой низшие стадии. Достичь превращения неблагородных металлов в благородные они предполагали с помощью философского камня (например, рубина), эликсира (жидкости) или порошка-проекции. Белый эликсир превращал простые металлы в серебро, красный — в золото. Алхимики, ищущие рукотворное золото, назывались суфлерами. Другая группа алхимиков занималась решением всех вопросов мироздания — минерального, растительного и животного царств — и стремилась к достижению состояния озарения. Они искали не только философский камень, но и «жизненный эликсир» бессмертия, а также «панацею» — лекарство от всех болезней. Их назвали адептами от латинского adeptus, что означает «тот, кто получил», «тот, кто достиг». Первая группа была не в пример многочисленней. Согласно некоторым рукописям алхимиков порошок проекции позволял превращать в золото в 100 раз большее количества свинца и ртути по сравнению с количеством самого порошка. Некоторые алхимики увеличивали эту цифру до 5 тыс. и даже до миллиона раз. Некоторые европейские музеи хранят металлы и монеты, отчеканенные из драгоценного металла, полученного якобы путем трансформации [11, с. 33, 128]. Большинству исследователей подобные монеты представляются сомнительными. Широкое распространение возможности делать золото привело бы ко всеобщей бедности. Но даже если предположить, что кто-то из алхимиков преуспел в изготовлении золота, то необходимо отметить, что тратить они его могли только на благотворительные и богоугодные дела.
Труды подобных алхимиков носили практический характер и обогащали экспериментальные знания о минералах, смесях и трансформациях. В раннем Средневековье малочисленные лаборатории алхимиков были недоступны посторонним взглядам. В более поздние времена их насчитывалось сотни, и о них знали все жители. В Чехии к Пражскому граду примыкала «Золотая улочка». На ней селились алхимики, близкие к императо-
ру. Выражение «герметическое закрытие» также происходит от алхимиков. Печатью Гермеса они закрывали философский камень. Наряду с этим сохранились рукописи о мошеннических проделках, к которым прибегали для создания впечатления успешно проведенной трансмутации металлов.
Самым знаменитым алхимиком Средних веков стал Николя Фламель, живший в XIV в. в мрачный период Столетней войны. Переехав в Париж, он занялся ремеслом писаря, которое сочетал с занятием коммерцией, женившись на вдове. Однажды он приобрел у книготорговца за 20 флоринов «Книгу Авраама Еврея», которая содержала знания по алхимии. Для овладения секретами науки он отправился в паломничество и в дороге повстречался с евреем-христианином, который перед смертью поведал Фламелю секреты трансмутации металлов. Как писал сам Фламель, сначала он получил серебро, а затем золото. По крайней мере, по возвращении из паломничества Фламель начал тратить громадные суммы на благотворительные цели. Он построил дом для бедных странников, 14 больниц, 3 капеллы, восстановил и реконструировал за свой счет 7 церквей, придав им значительные имения. В XVIII в. все еще продолжали раздавать назначенные им суммы для бедных. Истинный источник богатств алхимика долгое время занимал исследовательские умы. Было высказано предположение, что Фламель сколотил капитал, грабя и убивая. Одно из объяснений гласит, что изгнанные из Парижа королевским указом евреи поручили ему как писарю собирать их долги, большую часть которых он присвоил и потратил на альтруистические дела [6, с. 65, 160].
Поиски алхимиками философского камня нередко приводили к полезным, а подчас и очень выгодным открытиям. Сын чеканщика монет И.Ф. Беттгер рано проникся интересом к благородному металлу. В 14 лет он поступил учеником в аптеку в Берлине и занялся химией. Рукопись о философском камне заставила его заняться опытами по получению золота. Своим фанатизмом он заинтересовал князя фон Фюрстенберга, который в своем дрезденском дворце устроил алхимическую лабораторию. Когда стало ясно, что эксперименты Беттгера не дают результатов,
алхимик решил бежать. Его поймали. Тюремное заключение на время заменили возможностью продолжить опыты с глиной. Результатом стало получение знаменитого и высокоценимого по сей день мейсенского фарфора. Так был раскрыт секрет фарфора, ревниво оберегаемый китайцами. Во время проведения работ алхимики открыли немало веществ и химических процессов, таких как каустическая сода, карбонат поташа, соляная кислота, искусственные краски. Они изучали свойства селитры, стекол, линз, эмалей.
За свои деяния алхимики могли попасть в бессрочное заточение, и это в лучшем случае. Чаще всего их ожидала смерть через повешение на позолоченной виселице в знак осмеяния. В 1418 г. Совет Венецианской республики обнародовал эдикт, в котором перечислялись суровые кары и наказания для делателей золота. В Германии в XV-XVI вв. суды разбирали много дел, связанных с использованием алхимического золота для чеканки монет и отливки слитков. Тем не менее многие правители мечтали наладить рентабельное производство искусственных драгоценных металлов и наполнить государственную казну золотыми и серебряными монетами, отчеканенными из «философского металла». Покровительство алхимикам оказывали французский король Карл У, английский король Генрих У^ император Священной Римской империи Фридрих II. Есть утверждение, что английский король Эдуард ТУ выпустил в обращение монеты, изготовленные из алхимического золота и названные «нобли с розой». По легенде, алхимик был обманут королем. Деньги, предназначенные для нового крестового похода, пошли на очередную войну против Франции. Некоторые правители сами начинали заниматься алхимическими опытами. Кастальский король Альфонс X (Мудрый) в XIII в. написал очень популярный трактат «Ключ к мудрости» с обобщением алхимических опытов и знаний. Французский король Карл VI в одном из замков оборудовал великолепно оснащенную алхимическую лабораторию и также написал трактат по алхимии «Королевские творения Карла У^ короля Франции». В Германии императрица по имени Барбара также увлекалась изготовлением монет из алхимического золота, которые при внимательном изучении оказались фальшивыми. Как писал
чешский алхимик Иоанн из Лааца: «Императрица была довольно оборотистой дамой, умела выражаться премного разумно и утонченно... Так она сумела обмануть многих торговцев». Рудольф II Габсбург, обнаружив пустую государственную казну, искал простой способ наполнить ее звонкой монетой. Передоверив государственные дела своему брату, он в Пражском граде проводил время среди алхимиков, астрологов и магов. Занятие алхимией превратилось для него в испепеляющую страсть. Лучшие алхимики всех европейских стран со своими семьями находились на содержании Рудольфа II. Однако далеко не всем алхимикам удавалось заручиться поддержкой сильных покровителей и меценатов. Те алхимики, которые не смогли исполнить опрометчиво данные обещания, кончали жизнь в заточении или самоубийством. Алхимик Мария Циглерин, не сумевшая раскрыть рецепт изготовления искусственного золота, была заживо сожжена в 1575 г. [11, с. 130-131, 187, 224].
Западная Европа ХУ в., вступавшая в Ренессанс, уже начала обзаводиться финансовой олигархией, богатыми банкирами, которые были выходцами не из дворянской среды, а из буржуазии, переживавшей становление и развитие. После них остались великолепные особняки, загородные дворцы и даже замки, называемые «философскими обителями». Хотя многие из них увлекались алхимией, приписывать их богатства действию только философского камня было бы неверно. Многие из них нажили свои богатства торговой и финансовой деятельностью. В этом отношении очень показательна жизнь и судьба Жака Кёра — министра финансов и монетного мастера французского короля Карла УН (ХУ в.). Он имел несколько богатых частных особняков. После окончания им строительства роскошного дворца в Бурже король неожиданно отказал министру в доверии и отдал его под суд. Ж. Кёр бежал и умер в изгнании на острове Хиос в Эгейском море. Ж. Кёр стал самым богатым человеком в королевстве, так как сумел монополизировать выгодную торговлю оружием в обмен на пряности между Францией и восточными странами. Флот под его личным флагом бороздил воды Средиземного моря. Он владел серебряными рудниками, плавильными мастерскими, мануфактурами и
земельными владениями. Его банк ссужал деньги богатейшим людям вплоть до короля. В частности, Карл VII задолжал Кёру значительную сумму, которую вынужден был позаимствовать для восстановления экономики Франции после Столетней войны. Многие полагают, что невозможность заплатить долги заставила короля посадить министра в тюрьму. Благодаря финансовым операциям разбогател банкирский дом Лальманов, имевший роскошный дворец также в Бурже. Министр Людовика XI Ж. Буре содержал великолепный замок в Плесси. Правда, все они страстно увлекались алхимией и астрологией.
Попытки получения искусственного золота не осуждались даже теологами. Святой Фома Аквинский считал подобную деятельность вполне приемлемой. Однако в 1317 г. в Авиньоне появилась булла папы римского Иоанна XXII. Вот извлечения из нее: «Злосчастные алхимики обещают то, чего сами не имеют! Дерзость завела их слишком далеко, ибо они посредством алхимии чеканят фальшивую монету, обманывая тем самым народы. .. .Те, кто чеканил подобного рода монету, подлежат конфискации их имущества и вечному наказанию лишением свободы. Что же до лиц духовного звания, то они, ежели окажутся замешанными в столь дурное дело, лишатся своих бенефиций.». Таким образом, булла папы осуждала ложных алхимиков-фальшивомонетчиков. Традиционную алхимию папа Иоанна XXII поддерживал и даже сам написал трактат «Искусство трансмутации». После смерти понтифика появилась легенда о нахождении в подвалах Авиньонского дворца большого количества слитков «алхимического» золота и казны в 25 млн флоринов. Однако убедительных доказательств не существует [11, с. 192-193].
Для историков несомненна связь корпорации строителей готических соборов с алхимиками. На сегодняшний день так и не найден секрет красных витражей, в состав пурпура которых в качестве элемента входило золото. Портал знаменитого собора Парижской Богоматери просто насыщен скульптурами алхимического толка. Народная молва приписывала епископу Гийому Парижскому сокрытие в колонне на хорах собора значительного запаса философского камня. Место сохранности такой ценности якобы указывает взгляд ворона. Скуль-
птуры трех порталов фасада собора обращены на паперть и только ворон смотрит внутрь собора. Однако до сих пор нет ни одного убедительного и неопровержимого доказательства существования философского золота и открытия способа превращения простых металлов в благородные.
Итак, эпоха Средневековья, временная продолжительность которой до настоящего времени определяется исследователями по-разному, в целом базировалась на местной и домашней хозяйственности, описанной еще Аристотелем. Довольно сложно анализировать и классифицировать понятия «деньги» и «денежное обращение». Прежде всего сложность объясняется малочисленностью источников, которые имеются в распоряжении современных историков и экономистов. Сомнению не подлежит фактор множественности монет, что было свойственно Средневековью. Правда, не всегда можно сказать с четкой определенностью, о счетных или о реальных монетах идет речь. Эволюция Средневековья с XII в. сопровождалась развитием монетного обращения и увеличением хождения монет в сельской местности. Подъем торговли и рост городов также сопровождались развитием монеты. Два важнейших шага в монетной сфере наблюдались в XIII в. — возврат к серебряной монете высокого достоинства и возобновление чеканки золотой монеты. Процесс тезаврации в форме слитков, сокровищ, золотых и серебряных изделий имел место в течение всей рассматриваемой эпохи. Рост значения и престижа купцов также повлиял на увеличение денежной массы.
В развитии денежного обращения средневековой Европы можно выделить три главные эпохи.
Период с VIII по XIV в. нумизматы называют эпохой динария — главного серебряного номинала по образцу античных и восточных монет.
С XIII по XVI в. продолжалась эпоха грошена, приравненного к 12 динариям.
Время с XVI по XIX в. в денежном обращении обозначается как эпоха талера [10, с. 175].
Несмотря на поступательное развитие денег и денежного обращения практика натурального обмена сохранялась в повседневной жизни Европы вплоть до XX в. В XV в. элементы натурального обмена сохранялись в таких развитых в эконо-
мическом отношении странах, как Голландия, Франция, Англия. В ХУП-ХУШ вв. оплата труда натурой была характерна для деревень Швейцарии, Германии и Шотландии.
В целом Средневековье не любило денег, поэтому приоритет в их назначении и использовании отдавался дарительной функции. Именно это назначение денег благоприятно воспринималось обществом и церковью. Вот почему милостыня и милосердие рассматривались как дар любви Бога человеку. В отношении цен на первом месте выступало понятие справедливости, которое определялось местными условиями, стабильностью торговли и склонностью к экономике дарения. К ХУ в. церковь и протогуманисты несколько поменяли отношение к богатству и богачам от подозрительного к более положительному. Только в период первоначального накопления произошло коренное изменение в экономическом восприятии денег.
Список литературы
1. Альберти Л.Б. Книги о семье / пер. М.А. Юсима. М.: Языки славянской культуры, 2008. С. 227.
2. Брант С. Корабль дураков / пер. с нем. Л. Пеньковского. М.: Художественная литература, 1965. С. 220.
3. Данте Алигьери. Божественная комедия. С-Петерб.: Альфа-книга, 2013. С. 116. С. 223.
4. Ле Гофф. Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.: Издательская группа «Прогресс», 1992. 376 с.
5. Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Ключи к тайнам Клио. М.: Просвещение, 1994. С. 78.
6. Нечаев С.Ю. Николя Фламель. Алхимик, обретший бессмертие. М.: Вече, 2014. 224 с.
7. Сталкер П. Мировые финансы. М.: Книжный клуб «Книговек», 2013. С. 22.
8. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. М.: Юстицинформ, 2010. С. 59.
9. Трофимова Р.П. Культура. Экономика. Финансы. М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2006. С. 146.
10. Черняк В.З. История предпринимательства. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 543 с.
11. Ютен С. Повседневная жизнь алхимиков в Средние века. М.: Молодая гвардия, 2005. 245 с.
International accounting Chapter of history
ISSN 2311-9381 (Online) ISSN 2073-5081 (Print)
THE MONEY OF MEDIEVAL EUROPE
Lyudmila A. MURAV'EVA
Abstract
The article considers the main trends and specific features of money and monetary circulation development in the European countries during the rise and fall of feudalism. At the early Middle Ages stage the main value was land ownership, therefore landholdings were an indicator of wealth, and for the sake of land possession there was an attack on common lands. During 5th—12th centuries, money was in recession and played a secondary role in the opinion of representatives of different social groups. As differentiation of society progressed, the interest in money started
increasing. The pronounced division of the population into poor and rich resulted in more significant role of money. The started crusades, expansion of trade relations, growth and development of cities contributed to the increasing role of money. Oriental luxury excited feudal interest in money. International nature of trade increased the variety of goods. Cities became centers of trade and crafts. The trade revolution of the 13th century and the process of formation of centralized national states changed the view on money of the church and the society, and contributed to establishing a uniform monetary system in
countries. Consolidation of the role of money led to developing new pits and silver mines. Germany and Czech Republic appeared to be the most advanced countries in this regard. Precious metals and the coins minted of printed metals turned out to be the prime goods. The author pays attention to the issues of types and a variety of coins, their minting, development of monetary policy and the condition of mints. The second aspect consists in the description of attitude to money — the drive to possess and use it.
Keywords: money, coin, gold, silver, merchant, trade, town, price, lease, feudal, lord, king, pound sterling, church
References
1. Alberti L.B. Knigi o sem'e [I Libri Della Famiglia]. Moscow, Yazyki slavyanskoi kul'tury Publ., 2008, 227 p.
2. Brant S. Korabl'durakov [Das Narrenschiff]. Moscow, Khudozhestvennaya literatura Publ., 1965, 220 p.
3. Dante Alighieri. Bozhestvennaya komediya [La Divina Commedia]. St. Petersburg, Al'fa-kniga Publ., 2013, p. 116, p. 223.
4. Le Goff J. Tsivilizatsiya srednevekovogo Zapada [Medieval Civilization 400 — 1500]. Moscow, Izdatel'saya gruppa Progress Publ., 1992, 376 p.
5. Leont'eva G.A., Shorin P.A., Kobrin V.B. Kly-uchi k tainam Klio [The keys to the secrets of Clio]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1994, 78 p.
6. Nechaev S.Yu. Nikolya Flamel'. Alkhimik, obretshii bessmertie [Nicolas Flamel. The alchemist, who had found immortality]. Moscow, Veche Publ., 2014,224 p.
7. Stalker P.Mirovyefinansy [The world finance]. Moscow, Knizhnyi klub Knigovek Publ., 2013, 22 p.
8. Timoshina T.M. Ekonomicheskaya istoriya zarubezhnykh stran [Economic history of foreign countries]. Moscow, Yustitsinform Publ., 2010, 59 p.
9. Trofimova R.P. Kul'tura. Ekonomika. Finansy [Culture. Economy. Finance]. Moscow, Financial University under Government of RF Publ., 2006, 146 p.
10. Chernyak V.Z. Istoriya predprinimatel'stva [History of entrepreneurship]. Moscow, YUNITI-DANA Publ., 2010, 543 p.
11. Hutin S. Povsednevnayazhizn 'alkhimikov v Srednie veka [Les alchimistes au Moyen Age]. Moscow, Molodaya gvardiya Publ., 2005, 245 p.
Lyudmila A. MURAV'EVA
Financial University
under Government of Russian Federation, Moscow, Russian Federation lam1812@mail.ru