Научная статья на тему 'Денежные средства приходского храма: доходы и расходы Георгиевской церкви в 1845–1917 гг. (Гдовский уезд, СанктПетербургская епархия)'

Денежные средства приходского храма: доходы и расходы Георгиевской церкви в 1845–1917 гг. (Гдовский уезд, СанктПетербургская епархия) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СанктПетербургская епархия / православный приход / приходорасходные книги приходской церкви / Saint Petersburg Diocese / Orthodox parish / parish ledger entries

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Елена Николаевна Ропакова

Статья посвящена исследованию денежных средств сельской приходской церкви по приходорасходным книгам. Хорошая сохранность источников в фонде Ложголовской Георгиевской церкви в Центральном государственном историческом архиве С.Петербурга позволяет изучить 70-летний период финансовой деятельности этого храма (1845–1917 гг.). В статье рассматриваются способы формирования доходов храма, статьи расхода, обязательные отчисления, благотворительные сборы на церковные и общегосударственные нужды, анализируется влияние церковных реформ 1860–1870-х гг. на материальное благополучие приходской церкви.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial Resources of the Parish Church: Revenues and Expenditures of the Georgievskaya Church in 1845–1917 (Gdov Uyezd, Saint Petersburg Diocese)

The article explores the financial resources of a rural parish church based on parish ledger entries. The well-preserved sources in the collection of the Georgievskaya Church in Lozhgolovo at the Central State Historical Archive of St. Petersburg allow for a study of the 70-year period of financial activities of this church (1845–1917). The article examines the methods of forming the church’s revenues, expenditure items, mandatory contributions, charitable collections for church and state needs, and analyzes the impact of church reforms in the 1860s and 1870s on the material well-being of the parish church.

Текст научной работы на тему «Денежные средства приходского храма: доходы и расходы Георгиевской церкви в 1845–1917 гг. (Гдовский уезд, СанктПетербургская епархия)»

ВЕСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Научный журнал

№ 2 (14) 2023

Е. Н. Ропакова

Денежные средства приходского храма: доходы и расходы Георгиевской церкви в 1845-1917 гг. (Гдовский уезд, Санкт-Петербургская епархия)

УДК 271.2-772(470.23-25)-9"1845/1917" DOI 10.47132/2587-8425_2023_2_111 EDN QYPUTX

Аннотация: Статья посвящена исследованию денежных средств сельской приходской церкви по приходо-расходным книгам. Хорошая сохранность источников в фонде Ложголовской Георгиевской церкви в Центральном государственном историческом архиве С.-Петербурга позволяет изучить 70-летний период финансовой деятельности этого храма (1845-1917 гг.). В статье рассматриваются способы формирования доходов храма, статьи расхода, обязательные отчисления, благотворительные сборы на церковные и общегосударственные нужды, анализируется влияние церковных реформ 1860-1870-х гг. на материальное благополучие приходской церкви.

Ключевые слова: Санкт-Петербургская епархия, православный приход, приходо-расходные книги приходской церкви.

Об авторе: Елена Николаевна Ропакова

Кандидат исторических наук, главный библиотекарь Российской национальной библиотеки.

E-mail: re.poslanie@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8251-5272

Для цитирования: Ропакова Е. Н. Денежные средства приходского храма: доходы и расходы Георгиевской церкви в 1845-1917 гг. (Гдовский уезд, Санкт-Петербургская епархия) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. №2 (14). С. 111-122.

* Фотографии предоставлены автором. История Санкт-Петербургской епархии

HERALD OF THE HISTORICAL SOCIETY OF SAINT PETERSBURG THEOLOGICAL ACADEMY

Scientific Journal

No. 2 (14) 2023

Elena N. Ropakova

Financial Resources of the Parish Church: Revenues and Expenditures of the Georgievskaya Church

in 1845-1917 (Gdov Uyezd, Saint Petersburg Diocese)

UDC 271.2-772(470.23-25)-9"1845/1917" DOI 10.47132/2587-8425_2023_2_111 EDN QYPUTX

Abstract: The article explores the financial resources of a rural parish church based on parish ledger entries. The well-preserved sources in the collection of the Georgievskaya Church in Lozhgolovo at the Central State Historical Archive of St. Petersburg allow for a study of the 70-year period of financial activities of this church (1845-1917). The article examines the methods of forming the church's revenues, expenditure items, mandatory contributions, charitable collections for church and state needs, and analyzes the impact of church reforms in the 1860s and 1870s on the material well-being of the parish church.

Keywords: Saint Petersburg Diocese, Orthodox parish, parish ledger entries.

About the author: Elena Nikolaevna Ropakova

Ph.D. in History, Chief Librarian at the Russian National Library.

E-mail: re.poslanie@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8251-5272

For citation: Ropakova E. N. Financial Resources of the Parish Church: Revenues and Expenditures of the Georgievskaya Church in 1845-1917 (Gdov Uyezd, Saint Petersburg Diocese). Herald of the Historical Society of Saint Petersburg Theological Academy, 2023, no. 2 (14), pp. 111-122.

* Photos provided by the author. 112

Вопрос о средствах Русской Православной Церкви дореволюционного периода продолжает интересовать исследователей. Нередко для ориентира в дискуссии о богатствах православных церквей служат оставшиеся после советской антирелигиозной политики столичные храмы или музейные комплексы монастырей. Меньше повезло небольшим провинциальным городским и сельским храмам. Полувековой период использования церквей в качестве овощехранилищ, клубов или кинотеатров не способствовали сохранению зданий. Поэтому судить о благополучии, благолепии таких храмов дореволюционного периода даже после современного восстановления весьма трудно.

Еще один аспект, который интересует исследователей, — это отношение прихожан к своему храму. Безусловно, существует множество опубликованных воспоминаний или дневников священно- и церковнослужителей и прихожан. Но в большинстве своем такие записки повествуют о личных наблюдениях, впечатлениях и переживаниях. В них обычно отсутствуют ссылки на какие-либо документы. Изучить церковную повседневность нам помогает широкий круг документов, сохранившихся в архивах страны.

Одним из видов документов, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью приходских храмов, являются приходные и расходные книги. Их использование в качестве исторического источника предполагает соблюдение нескольких условий. По нашему мнению, прежде всего необходимо располагать большим комплексом подобных документов, то есть, иметь массовый источник с одинаковыми особенностями и признаками (происхождение, однородность содержания, однотипность форм). Поскольку приходо-расходные книги обладают данными признаками, особенно — в случаях их сохранности за несколько десятилетий, мы вправе считать такие документы историческим источником. Второе условие — это достоверность финансовой отчетности приходских церквей. В историографии неоднократно высказывалось недоверие к этой отчетности, по которой нельзя было создать реальную картину движения денежных средств приходов. На правильность отражения в приходо-расходных книгах средств приходского храма влияло несколько факторов. Епископ Нарвский Никон (Софийский) после поездки в 1901 г. по церквям Лужского и Царскосельского уездов С.-Петербургской епархии отмечал причины несоответствия записей действительному поступлению денег. Как объясняли ему священники, помимо существовавшего в епархии обычая «показывать доходы в книгах неполно с целью уменьшить налоги на церковь», в церкви необходимо было иметь «негласные суммы» на непредвиденные расходы или «на расходы такого характера, каковые писать в книги» считалось неудобным (например, благодарность за труды местному благочинному, который дважды в год инспектировал приход)1. Ущерб церковному хозяйству происходил также по вине нечестного церковного старосты, который мог воспользоваться неопытностью молодого священника и не проводить положенной ежемесячной высыпки и пересчета денег. В свою очередь причт, который «утаивал от начальства и прихожан церковные деньги», «собираемые с народа потовыми копейками на храм Божий», по мнению епископа Никона, терял авторитет в глазах прихожан. Также, подчеркивал епископ, наносился ущерб епархиальному хозяйству, это приводило к «несправедливости в обложении церквей», тормозило развитие и благоустройство церковно-приходских школ. Поэтому при работе с имеющимися в нашем распоряжении приходо-расходными книгами конкретных церквей необходимо учитывать различные исторические, хозяйственные и финансовые аспекты функционирования самого приходского храма, личные качества членов причта и взаимоотношения их с прихожанами.

Фонд документов церкви св. вмч. Георгия в селе Ложголово Гдовского уезда С.-Петербургской епархии (ЦГИА СПб, ф. 1799) насчитывает 70 дел, из которых 27 являются приходо-расходными книгами за 1845-1917гг.

1 Центральный государственный исторический архив С.-Петербурга (далее — ЦГИА СПб). Ф. 19. Оп. 93. Д. 17. Л. 65-65 об.

Станция Веймарн и село Ложголово на фрагменте карты С.-Петербургской губернии

Село Ложголово находилось в 140 верстах от С.-Петербурга, в 85 верстах от города Гдова и в 30 верстах — от станции Веймарн Балтийской железной дороги (станция существует и в настоящее время). Церковь стояла на возвышении рядом с селом. Приход насчитывал 1102 души мужского и женского пола в 1858 г., 1254 — в 1870 г., 1576 — к началу XX в. Ближние к церкви деревни находились на расстоянии от 0,5 до 1,5 верст, однако, прихожанам шести деревень приходилось преодолевать путь к храму протяженностью от 5 до 20 верст.

Церковь в Ложголове существовала издавна. До1831г. здесь была деревянная церковь с теплым Покровским приделом, построенная около 1660 г. В 1831г. она сгорела. Новая каменная церковь была построена в 1832-1834гг. на собранные средства — более 8000 руб. ассигнациями. Поскольку храм был тесным и темным, в 1879 г. он был расширен, а после ремонта в начале XX в. приобрел современный вид2. Приходской причт после введения штата 1843 г. состоял из священника, дьячка, пономаря и просвирни, после реформы с 1868 г. — из священника и псаломщика. В интересующий нас временной отрезок приходом руководили восемь священников: Александр Самсониевский (1839-1855 гг.), Иоанн Кедров (1855-1858 гг.), Константин Травлинский (1859-1860гг.), Павел Третьяков (1860-1865 гг.), Петр Кемецкий (18651889 гг.), Николай Павский (1889-1896гг.), Владимир Георгиевский (1896-1908гг.) и Владимир Виноградов (с 1908 г.). Отметим, что при работе с приходо-расходными книгами следует учитывать еще один фактор, который мог влиять на количество собираемых в церкви сумм и их расход, — срок службы священника на приходе. Например, можно ли говорить о стабильном и постепенном увеличении церковного дохода там, где стаж служения священнослужителя составлял 25-30 и более лет. Или на примере Ложголовской церкви - сказывалась ли такая частая сменяемость

2 Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. Вып. 10. СПб., 1885. С. 194.

священников на приходе (и их временная замена настоятелем соседнего прихода) на общие суммы церковного дохода.

До 1873 г. приходо-расходные книги были полностью рукописными: листы бумаги, разлинованные от руки, заполнялись необходимыми сведениями и велись, как правило священниками, но бывали случаи, когда почерк в этих документах принадлежал диакону. В дальнейшем денежные средства записывались в специальные книги размерами 35 х 22 см, которые состояли из нескольких десятков сброшюрованных и переплетенных графопечатных листов; срок ведения таких книг составлял три года. По существовавшим правилам следовало ежемесячно высыпать все вырученные за продажу свечей и собранные в кошелек и кружки деньги из церковной казны (или специально устроенного ящика «за ключами старосты и печатьми священнослужителей и старосты»), пересчитывать их и записывать в приходные книги. В расходных книгах также следовало записать произведенные траты церковных средств

и засвидетельствовать запись подписями. Отметим, что церковные старосты далеко не всегда были грамотными людьми, в таких случаях по их просьбе подписывался доверенный человек.

Основными статьями дохода Георгиевской церкви были доход от продажи свечей и кошельковый и кружечный сборы. Напомним, что, согласно указу 1808 г., розничная продажа свечей предоставлялась исключительно церкви. При этом чистая прибыль от продажи свечей перечислялась Комиссии духовных училищ на нужды духовного

Георгиевская церковь в селе Ложголово, 1910 г.

Внутреннее убранство Георгиевской церкви в селе Ложголово, 1910 г. История Санкт-Петербургской епархии

образования. Средства, которые были необходимы для покупки свечей для богослужения и треб (их количество было известно причту и церковному старосте), оставались в распоряжении церкви. При покупке свечей общая сумма затрат уменьшалась на сумму, вырученную от продажи свечных огарков.

Дополнением к основному доходу были оброчные статьи. А поскольку в собственности Георгиевской церкви не было ни домов, ни торговых лавок, которые можно было бы сдать в аренду, доходы по данным статьям складывались из сумм, поступавших за освещение на свадьбах и за предоставлявшиеся церковью покровы и подсвечники для панихид и отпеваний усопших. Отдельная графа с указанием такого дохода появляется в приходных книгах Ложголов-ской церкви в 1881г.

Чтобы сравнить имеющиеся в нашем распоряжении данные о доходах Георгиевского храма, мы будем учитывать следующие показатели: а) остаток от дохода предыдущего года, б) доход от продажи свечей и огарков, в) кошельковый и кружечный сборы, г) оброчные статьи, д) общую сумму (в приходо-расходных книгах суммы указывались в рублях и копейках серебром).

Год Остаток от прошлого года Доход от продажи свечей и огарков Кружечный и кошельковый сборы Оброчные статьи Всего

1845 19 р. 90 к. 124 р.14 к. 118 р. 262 р. 4 к.

1855 118 р. 67 к. 148 р. 31 к. 178 р. 37 к. 445 р. 35 к.

1860 227 р. 90 к. 187 р. 86 к 195 р. 54 к. 611 р. 30 к.

1865 118 р. 86 к. 207 р. 15 к 233 р. 559 р. 01 к.

1870 113 р. 96 к. 186 р. 05 к. 312 р. 76 к. 612 р. 77 к.

1878 58 р. 62 к. 221 р. 50 к. 271 р. 20 к. 551 р. 32 к.

1882 42 р. 96 к. 205 р. 40 к. 218 р. 24 к. 35 р. 501 р. 60 к.

1891 139 р. 94 к. 268 р .40 к. 209 р. 46 к. 320 р. 43 к.3 938 р. 23 к.

1898 66 р. 42 к. 856 р. 30 к. 252 р. 79 к. 176 р. 21 к. 1351 р. 72 к.

1900 336 р. 48 к. 1171 р. 60 к. 219 р. 52 к. 78 р. 24 к. 1469 р. 36 к.

1913 21 к. 1728 р. 27 к. 280 р. 61 к. 69 р. 30 к. 2078 р. 39 к.

1915 1 р. 21 к. 2392 р. 37 к. 239 р 63 к. 207 р. 2840 р. 21 к.4

3 В общую сумму оброчного дохода здесь включены в том числе: 171 р. 8 к., полученные в качестве процентов с церковного капитала, хранившегося в билетах на сумму 1800 р., и 80 р. 85 к., полученные от службы в часовне.

4 ЦГИА СПб. Ф. 1799. Оп. 1. Д. 33 (1845-1871 гг.), Д. 36 (1877-1879 гг.), Д. 38 (1880-1882 гг.), Д. 42 (1889-1891 гг.), Д. 48 (1899-1900 гг.), Д. 61 (1913-1915 гг.). Поскольку в большинстве случаев общие

Как мы видим, за длительный период общая сумма дохода Георгиевской церкви увеличилась в 10 раз, а доход от продажи свечей — в 19 раз. На первый взгляд — это очень значительное увеличение. Однако, следует учитывать несколько факторов. Население прихода за прошедшее время увеличилось на треть. Нельзя также забывать о девальвации рубля и росте цен (например, по сравнению с концом XIX в. к 1907 г. цены поднялись на 30%5). Если 1860-1870-х гг. пуд церковных свечей можно было купить в С.-Петербурге за 26 р., то впоследствии они стоили 30-34 р. за пуд. С началом функционирования епархиального свечного завода в 1893 г. все церковные свечи должны были приобретаться только на его складе (С.-Петербург, угол Гороховой и Садовой улиц, дом № 38) по цене 32 р. за пуд. Со временем изменились и сами свечи. В 1840-50-х гг. преобладало большее количество свечей желтого воска, которые были дешевле белого. Так, например, в 1858 г., в апреле (в этом месяце традиционно продавалось самое большое количество свечей в году) прихожане купили 23 фунта свечей из желтого воска и 15 фунтов — из белого6. В дальнейшем из расходных статей свечи из желтого воска исчезают и остаются только свечи из белого воска, более дорогого. К сожалению, в документах Ложголовского прихода не обнаружены сами счета, которые встречаются в фондах других церквей и показывают состав покупавшихся свечей, например, сообщается, что было куплено по 1 пуду свечей «2-х коп.» и «3-х коп.», 10 фунтов свечей «30-ти коп.», 30 фунтов люстровых свечей. По документам свечного завода видно, что более дешевые и, следовательно, более легкие по весу свечи уже не продавались церквям, их заменяли на пяти- и десятикопеечные и более дорогие, что вело к «утяжелению» общего количество купленных свечей. В Ложголовской церкви в 1845 г. было приобретено 3 пуда 2 фунта (50,02 кг) свечей, которые покупались несколькими партиями по 5-10 фунтов7; в 1860-х гг. в среднем здесь приобреталось по 3 пуда 15 фунтов свечей в год, в 1870-х гг. — по 3 пуда 20 фунтов, в 1880-х гг. — по 4 пуда (по 34 р.), в конце XIX — начале XX вв. — по 12 пудов (192 кг). Значительная разница прослеживается и в выручке от продажи огарков: 19 р. 50 к. за 30 фунтов в 1879 г.8, 86 р. 94 к. за почти 4 пуда в 1899 г.9, 208 р. 44 к. за 9 пудов 25 фунтов в 1913 г.10

суммы доходов приходской церкви получались путем сложения поступивших доходов за все месяцы, конкретные листы дел фонда здесь не указываются.

5 Билимович А. Подъем товарных цен в России. Киев, 1909. С. 5.

6 ЦГИА СПб. Ф. 1799. Оп. 1. Д. 33. Л. 87.

7 ЦГИА СПб. Ф. 1799. Оп. 1. Д. 33. (12 статей расхода).

8 ЦГИА СПб. Ф. 1799. Оп. 1. Д. 36. Л. 12 об.-13, 19 об.-20.

9 ЦГИА СПб. Ф. 1799. Оп. 1. Д. 48. Л. 6 об.-7.

10 ЦГИА СПб. Ф. 1799. Оп. 1. Д. 61. Л. 2 об.-3, 10 об.-11, 11 об.-12, 13 об.-14.

Обложка книги расходов Ложголовской Георгиевской церкви

Страница книги расходов Ложголовской Георгиевской церкви, 1862 г.

Относительно кружечного и кошелькового сбора возникает вопрос — почему доход от него увеличился только в два раза? Прежде всего, следует обратить внимание на то, что здание церкви неоднократно ремонтировалось и перестраивалось и это всегда осуществлялось на средства местных прихожан. Причем крайне редко встречаются формулировки, говорящие, что средства поступили «от неизвестного лица». При церкви в 1878 г. было создано приходское попечительство, которое также занималось сбором средств на благоустройство храма. В течение исследуемого периода

Заглавие книги расходов Ложголовской Георгиевской церкви, 1845 г.

прихожанами также были построены деревянная школа-церковь в Ложголове и каменная Георгиевская часовня.

Церковный дом для священника, построенный в 1840 г. помещиком Татариновым, с годами сильно обветшал. По расходным книгам видно, что каждому священнику приходилось его ремонтировать, достраивать необходимые службы (ледник, сараи, баню). Наконец, в 1892 г. с разрешения Духовной консистории на пожертвования прихожан деньгами и разными материалами (с добавлением церковного капитала в 700 р.) был построен новый дом.

Замысел переустройства Ложголовского Георгиевского храма можно проследить по приходо-расходным книгам конца XIX в. В сентябре 1899 г. в расходе значатся 25 р., которые заплатили архитектору Н. Никонову «за приезд для осмотра» церкви11. Церковных средств в ценных бумагах на тот момент числилось 2 билета «4% непрерывно доходные по сто р.» и «два временных свидетельства по 4% по сто рублей каждый»12. Уже к концу 1900 г. билетами значится 1600 р.13, а к началу ремонтных работ 1904 г. — 3300 р.14 Накопление пожертвованных средств в ценных бумагах позволяло не только сохранять их, но и получать проценты, которые прибавлялись к новым поступлениям и опять переводились в билеты. Подтверждение собранных и потраченных на ремонт денег можно найти в особой книге, которая сохранилась в фонде Ложголовской церкви и называется «Книга для записи прихода и расхода сумм по перестройке каменного Ложголовского Георгиевского храма» (1904-1911 гг.)15.

11 ЦГИА СПб. Ф. 1700. Оп. 1. Д. 49. Л. 25 об.-26.

12 Там же. Л. 1 об.-2.

13 Там же. Л. 46 об.-47.

14 ЦГИА СПб. Ф. 1700. Оп. 1. Д. 52. Л. 1 об.-2.

15 ЦГИА СПб. Ф. 1700. Оп. 1. Д. 56.

Подпись крестьянина Алексея Дементьева за церковного старосту, крестьянина Льва Савельева, 1865 г.

В данном документе по годам и месяцам расписаны доходы и расходы по ремонту, в том числе — поступление денежных сумм от попечительства и церковных средств. В частности, можно сверить сведения о средствах, направленных от церкви: в 1907 г. в разделе прихода «Книги» под № 22 значится поступление от церкви «на покупку извести» 100 р.16 В расходной книге Ложголовской церкви за этот же год записано под № 7 (28 февраля): «выдано на заготовку извести для перестройки 100 р.»17

Средства, которые жертвовались отдельными прихожанами, сразу же передавались на покрытие расходов. Например, в 1906 г. председатель попечительства М. К. Кузнецов передал 1200 р. «на уплату в работу кирпича 200,000 штук по 6 р. за 1000 шт.»18, а крестьяне Иван Алексеевич Москвин и Петр Егорович Егоров пожертвовали необходимые 64 р. 50 к. «на покупку делянки квар. № 14 № 74й» (лес для строительства)19.

Крестьяне прихода в течение нескольких лет облагали себя общественным сбором. Так, в декабре 1906 г. сельский староста, крестьянин деревни Загорья Иван Прокофьев передал 40 р., в 1907 г. — 70 р.20

К концу 1912 г., когда в храме возобновились службы, на ремонт было потрачено 14572 р. 3 к., к декабрю 1915 г. — 15917 р. 3 к., а недостатка (то есть, долга) оставалось 1231 р. 19 к.21 Причем в разгар строительства были случаи, когда все наличные доходы после уплаты необходимых отчислений и совершения покупок для церкви, уходили на оплату материалов и работы — на 1 января 1909 г. наличные средства полностью отсутствовали (церковный капитал билетами составлял 6800 р.), на 1 января 1908 г. церковная казна была полностью исчерпана. За январь 1908 г. доход составил

16 Там же. Л. 10 об.

17 ЦГИА СПб. Ф. 1700. Оп. 1. Д. 57. Л. 2 об.-3.

18 ЦГИА СПб. Ф. 1700. Оп. 1. Д. 56. Л. 4 об.-5.

19 Там же. Л. 36 об.-37.

20 Там же. Л. 8 об.-9, 17 об.-18.

21 Там же. Л. 82 об.-83.

119 р. 60 к. (кошельковый сбор — 10 р. 30 к., доход от продажи свечей — 64 р. 30 к., оброчные статьи — 45 р.) и сразу же был потрачен на содержание церкви: страховой взнос за церковные строения — 112 р. 90 к., дрова для Ложголовской школы — 3 р. 30 к., половые щетки — 1 р., 2 бутылки церковного вина — 1 р. 90 к.22 В 1913 г. остаток наличных средств к 1 января составил 21 к., на следующий 1914 г. — 1 р. 12 к., в 1915 г. — 1 р. 21 к.23 Сопоставление различных источников формирования и расходования денежных средств Ложголовской Георгиевской церкви предоставляет нам возможность понять насколько активно прихожане участвовали в жизни своего прихода, кто и как заботился о благосостоянии храма. Например, Петр Иванович Филатов, местный торговец, в лавке которого делались необходимые покупки для церкви. В какой-то период он был церковным старостой, а в 1904-1915 гг. был казначеем Комиссии по перестройке Лож-головской церкви, пожертвовал свои средства на уплату расходов. Или некоторые щить своих имен», в августе 1889 г. собрали

*

Школа-храм Ложголовского прихода

з прихожан, «не пожелавшими сооб-«между собою» и внесли «в церковное

Георгиевская часовня в селе Ложголово

22 ЦГИА СПб. Ф. 1700. Оп. 1. Д. 57. Л. 1 об.-2, 17 об.-18; Д. 58. Л. 19 об.-20.

23 ЦГИА СПб. Ф. 1700. Оп. 1. Д. 61. Л. 1 об.-2, 17 об.-18, 33 об.-34.

казнохранилище, на сооружение колокола нового, не менее ста пуд весом, при накоплении капиталов, — с устройством надписи на колоколе: «в память 17 октября 1888 года» наличными 300 р. серебром и в билетах 700 р. серебром24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, по нашему мнению, огромный фактологический материал, содержащихся в приходо-расходных книгах православных церквей, требует более внимательного исследования. Мы рассмотрели только один аспект — формирование церковных средств. Другим направлением данного исследования должно стать изучение церковных расходов. Сколько денег требовалось для содержания церкви? Каковы были отчисления с церковных доходов на общецерковные и епархиальные нужды? Насколько изменялось количество обязательных и второстепенных сборов в кружки? Документы Ложголовской Георгиевской церкви помогут нам решить поставленные вопросы.

Источники и литература

1. Билимович А. Подъем товарных цен в России. Киев, 1909. 75 с.

2. Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. Вып. 10. СПб., 1885. 514 с.

3. Центральный государственный исторический архив С.-Петербурга (ЦГИА СПб). Ф. 19. Оп. 93. Д. 17; Ф. 1700. Оп. 1. Д. 42, 49, 52, 56, 57, 61; Ф. 1799. Оп. 1. Д. 33, 36, 38, 42, 48, 61.

24 ЦГИА СПб. Ф. 1700. Оп. 1. Д. 42. Л. 4 об.-5. 122 Вестник Исторического общества № 2 (14), 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.