Научная статья на тему 'Денежные активы и Бухгалтерский учёт операций с денежными средствами организации'

Денежные активы и Бухгалтерский учёт операций с денежными средствами организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7559
973
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Денежные активы и Бухгалтерский учёт операций с денежными средствами организации»

Минус схемы в том, что компенсацию физлицу затрат в виде транспортного налога компания не сможет учесть при исчислении налога на прибыль. По мнению Минфина России, законодательство не обязывает арендатора компенсировать арендодателю уплаченные им суммы транспортного налога. Поэтому отсылка к положениям подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ, разрешающим учесть в прочих расходах суммы налогов, в данном случае необоснована.

Компании оформляют авто в собственность инвалида, получая стопроцентную экономию. Если компания оформит транспортное средство на лицо, которое имеет налоговые преференции, то уплаты налога можно вовсе избежать. Приобретая автомобиль, компания оформляет его на лицо, обладающее преференциями. С этим гражданином заключает договор аренды, и компания пользуется транспортным средством в производственных целях.

С налоговой точки зрения этот способ оптимизации относительно безопасен. Ведь аренда автомобиля у физического лица — распространенное и законное явление. Но налоговые органы могут давить на фиктивность сделки по аренде именно с целью получения необоснованной налоговой выгоды. Особенно, если компания оформит инвалидов в штат. Список используемой литературы:

1. Закон г. Москвы от 9 июля 2008 г. N 33 «О транспортном налоге»

2. Закон Приморского края от 28 ноября 2002 г. N 24-КЗ «О транспортном налоге»

3. Закон Республики Татарстан от 29 ноября 2002 года N 24ЗРТ «О транспортном налоге»

4. Налоговый кодекс РФ. Части первая и вторая. - Официальный текст. - М.: «Проспект», 2015. - 828 с.

© В.О. Киселева, 2015

УДК 657

Н.В.Киселева

старший преподаватель каф. УЭ- 5 «Бухгалтерский учет, финансы и аудит» Московский государственный университет информационных технологий, радиотехники и

информатики (МГУПИ) г. Москва, Россия Л.И.Горелова

аспирантка 1 года обучения каф. УЭ- 5 «Бухгалтерский учет, финансы и аудит» Московский государственный университет информационных технологий, радиотехники и

информатики (МГУПИ) г. Москва, Россия

ДЕНЕЖНЫЕ АКТИВЫ И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ ОПЕРАЦИЙ С ДЕНЕЖНЫМИ

СРЕДСТВАМИ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация

В данной статье рассмотрены вопросы бухгалтерского учета и аудита денежных средств в кассе, на расчетных, валютных и специальных счетах. Актуальность исследования определяется тем, что для эффективного использования денежных средств необходимо уметь грамотно планировать их поступление; для правильного ведения учета денежных средств требуется знание их многочисленных законодательных и постоянно изменяющихся норм, правил и порядка; желаемая эффективность хозяйственной деятельности, устойчивое финансовое состояние будут достигнуты лишь при достаточном и согласованном контроле над движением прибыли, оборотного капитала и денежных средств. Объектом исследования является организация учета и проведение аудита денежных средств на предприятии

Целью данной работы является изучить учет и аудит денежных средств предприятия находящихся как в кассе, так и на расчетных, валютных и других счетах в банке и их соответствие требованиям и нормам, установленным Законодательством Российской Федерации.

Ключевые слова

Денежные средства, денежные активы, организация, денежные авуары

Денежные средства - наиболее ликвидная часть активов организации, представляющая собой наличные, и безналичные платежные средства в российской и иностранной валюте, легко реализуемые ценные бумаги, а также платежные и денежные документы.

Управление денежными активами или остатком денежных средств, постоянно находящимся в распоряжении предприятия, составляет неотъемлемую часть функций общего управления оборотными активами. Размер остатка денежных активов определяет уровень его абсолютной платежеспособности, влияет на продолжительность операционного цикла (а следовательно и на размер финансовых средств, инвестируемых в оборотные активы), а также характеризует в определенной мере его инвестиционные возможности (инвестиционный потенциал осуществления предприятием краткосрочных финансовых вложений).

Формирование предприятием денежных авуаров (это наличные и безналичные деньги, чеки, векселя, переводы, аккредитивы, за счет которых производятся платежи и погашаются обязательства их владельцев) вызывается рядом причин, которые положены в основу соответствующей классификации остатков его денежных средств, что представлено на рисунке 1.

Опсртимятмй ГгркчиапЛ Имкнюктий кнцпакягатимй

I |уцшшяммД) (регсртыД! loutt wiiiwuftl uciiiut -

остаток - остаток - остаток - требование Гммка -

ибсеппоо* страхомпаг рлла кратюерочпыг игаоплсша

текущих шатсжвЛ HcvaoeafKManioro фшиасхшые сумма лемедмых

■ исяоааоА коепшаш тшпи прв мттоа. котраа

«.чан» дикжных cpc.vT»<n бтагтрсалапй jntacna тстпамт

та»« lo s шей мжыияггуре хрящи wa па

Рисунок 1 - Экономические причины формирования денежных авуаров организации

- Операционный (или транзакционный) остаток денежных активов необходим для обеспечения текущих платежей, связанных с производственно-коммерческой (операционной) деятельностью предприятия. Этот вид остатка денежных средств является основным в составе совокупных денежных активов предприятия.

- Страховой (или резервный) остаток денежных активов формируется для страхования риска несвоевременного поступления денежных средств от операционной деятельности в связи с ухудшением конъюнктуры на рынке готовой продукции, замедлением платежного оборота и по другим причинам. Необходимость формирования этого вида остатка обусловлена требованиями поддержания постоянной платежеспособности предприятия по неотложным финансовым обязательствам. На размер этого вида остатка денежных активов в значительной мере влияет доступность получения предприятием краткосрочных финансовых кредитов.

- Инвестиционный (или спекулятивный) остаток денежных активов формируется с целью осуществления эффективных краткосрочных финансовых вложений при благоприятной конъюнктуре в отдельных сегментах рынка денег. Этот вид остатка может целенаправленно формироваться только в том случае, если полностью удовлетворена потребность в формировании денежных авуаров других видов. На современном этапе экономического развития страны подавляющее число предприятий не имеет возможности формировать этот вид денежных активов.

- Компенсационный остаток денежных активов формируется в основном по требованию банка, осуществляющего расчетное обслуживание предприятия и оказывающего ему другие виды финансовых услуг. Он представляет собой неснижаемую сумму денежных активов, которую предприятие в соответствии с условиями соглашения о банковском обслуживании должно постоянно хранить на своем расчетном счете. Формирование такого остатка денежных активов является одним из условий выдачи предприятию бланкового (необеспеченного) кредита и предоставления ему широкого спектра банковских услуг.

Рассмотренные виды остатков денежных активов характеризуют лишь экономические мотивы формирования предприятием своих денежных авуаров, однако четкое их разграничение в практических условиях является довольно проблематичным. Так, страховой остаток денежных активов в период его невостребованности может использоваться в инвестиционных целях или рассматриваться параллельно как компенсационный остаток предприятия. Аналогичным образом инвестиционный остаток денежных активов в период его невостребованности представляет собой страховой или компенсационный остаток этих активов. Однако при формировании размера совокупного остатка денежных активов должен быть учтен каждый из перечисленных мотивов.

Основной целью управления денежными активами является обеспечение постоянной платежеспособности предприятия. В этом получает свою реализацию функция денежных активов как средства платежа, обеспечивающая реализацию целей формирования их операционного, страхового и компенсационного остатков. Наряду с этой основной целью важной задачей в процессе управления денежными активами является обеспечение эффективного использования временно свободных денежных средств, а также сформированного инвестиционного их остатка.

С позиций форм накопления денежных авуаров и управления платежеспособностью предприятия его денежные активы подразделяются на следующие элементы:

- денежные активы в национальной валюте;

- денежные активы в иностранной валюте;

- резервные (с позиции обеспечения платежеспособности) денежные активы в форме высоколиквидных краткосрочных финансовых вложений.

Состав основных элементов денежных активов предприятия представлен на рисунке 2.

.ищи п|им|яа1яа, «бмвгчаимяшг «I» ■.шгапвмйкмп

Лсмяше сргжш на ыпчшч счпи

Де|М-*|1иг 1|НГ.|1 1НЙ НН ИнгИМ* 1ЫШЧ IЧСТаХ

1Чмф1шы* .»мканык мшам * фирма араи'чрямши фммааьчшм »иикпшД

1 Рг1с|>мм4г аатяаы а ^^яиг кра|«1к-|кмтих лепташл тк 1|«\четна IVшаам а цчикч^мчмт^шима нж|р\ чешка

Рисунок 2 - Основные элементы денежных активов предприятия, обеспечивающие его платежеспособность

В процессе формирования политики управления денежными активами следует учесть, что требования обеспечения постоянной платежеспособности предприятия определяют необходимость создания высокого размера денежных активов, т.е. преследуют цели максимизации их среднего остатка в рамках финансовых возможностей предприятия. С другой стороны, следует учесть, что денежные активы предприятия в национальной валюте при их хранении в значительной степени подвержены потере реальной стоимости от инфляции; кроме того, денежные активы в национальной и иностранной валюте при хранении теряют свою стоимость во времени, что определяет необходимость минимизации их среднего остатка. Эти противоречивые требования должны быть учтены при разработке политики управления денежными активами, которая в связи с этим приобретает оптимизационный характер.

Политика управления денежными активами представляет собой часть общей политики управления оборотными активами предприятия, заключающуюся в оптимизации совокупного размера их остатка с целью обеспечения постоянной платежеспособности и эффективного использования в процессе хранения.

Потребность в компенсационном остатке денежных активов планируется в размере, определенном

50

соглашением о банковском обслуживании. Если соглашение с банком, осуществляющим расчетное обслуживание предприятия, такое требование не содержит, этот вид остатка денежных активов на предприятии не планируется. Потребность в инвестиционном (спекулятивном) остатке денежных активов планируется исходя из финансовых возможностей предприятия только после того, как полностью обеспечена потребность в других видах остатков денежных активов. Так как эта часть денежных активов не теряет своей стоимости в процессе хранения (при формировании эффективного портфеля краткосрочных финансовых инвестиций), их сумма верхним пределом не ограничивается. Критерием формирования этой части денежных активов выступает необходимость обеспечения более высокого коэффициента рентабельности краткосрочных инвестиций в сравнении с коэффициентом рентабельности операционных активов [1].

При изучении денежных средств предприятия с позиции бухгалтерского учета необходимо определить их основные характеристики: по составу, степени ликвидности и оптимальному сочетанию.

Касса предприятия. Ее составляют наличные денежные средства, как в основной, так и иностранной валюте, ценные бумаги и денежные документы, хранящиеся непосредственно на предприятии. В мировой практике принято, что касса должна обеспечивать текущие потребности предприятия в наличности (выдача зарплаты, средств на командировочные расходы и т.д.), а основную массу денежных средств и приравненных к ним активов принято хранить в банке на расчетном счете, депозите.

Хранение больших средств в кассе предприятия считается рисковым по сравнению с банком, поэтому необходима выработка такой финансовой политики, при которой в кассе находилась бы минимально необходимая сумма для нужд предприятия на текущий день.

Расчетные счета открываются предприятиям, являющимся юридическими лицами и имеющим самостоятельный баланс. Порядок открытия расчетного счета регламентирован инструкцией, в соответствии с которой каждому предприятию может быть открыт в одном банке только один расчетный счет.

На расчетном счете сосредотачиваются свободные денежные средства и поступления за реализованную продукцию, выполненные работы и услуги, краткосрочные и долгосрочные ссуды, получаемые от банка, и прочие зачисления.

Оттуда же производятся почти все платежи предприятия: оплата поставщикам за материалы, погашение задолженности бюджету, органам социального страхования; получение денег в кассу для выдачи заработной платы, материальной помощи, премий и т.п. Выдача денег, а также безналичные перечисления с расчетного счета банком осуществляются, как правило, на основании поручения (приказа) предприятия -владельца расчетного счета или с его согласия.

В западной практике расчетный счет считается наиболее оптимальной формой хранения необходимых в текущей деятельности денежных средств. В России же в связи с нестабильностью банковской системы и, в особенности, критическим состоянием филиалов банков на периферии регионов существует большой риск неплатежей с расчетного счета именно по вине банка.

Текущие счета открываются тем предприятиям и организациям, которым не может быть открыт расчетный счет:

- некоммерческим организациям;

- обособленным подразделениям юридического лица;

- состоящим на бюджете учреждениям и организациям, руководители которых не являются самостоятельными распорядителями кредитов.

Перечень операций по текущему счету ограничен, а распоряжаться средствами можно только в строгом соответствии с утвержденной сметой. Режим текущего счета должен определяться исходя из полномочий филиала, определенных в положении о нем, и обязательств перед бюджетами и государственными внебюджетными фондами в соответствии с действующим законодательством.

Операции с иностранной валютой могут осуществлять любые предприятия. С этой целью необходимо открыть в банке, имеющем разрешение (лицензию) от Центрального банка России на совершение операций в иностранной валюте, текущий валютный счет. Банки, получившие лицензию, называются уполномоченными банками.

Часто денежные средства, потребности в которых в данный момент не существует, либо же их сумма не соответствует целевому назначению этих средств и предприятие считает необходимым накапливать

определенную сумму денег.

Предприятия могут накапливать определенные суммы денежных средств, исходя из целей развития организации, а также в случае, если в данный момент не существует потребности в них.

Подобным примером могут служить амортизационный фонд, предназначенный для простого производства основных фондов; фонд накопления, образуемый за счет отчислений от прибыли и предназначенный для развития производства (часть дохода, используемая на прирост производственных и непроизводственных основных фондов, а также для создания страховых запасов и резервов); заемные и привлеченные источники [2].

Одним из возможных путей накопления денежных средств предприятие нередко выбирает такую форму как депозит, который обеспечивает как высокую степень ликвидности денежных средств, так и доход на них. За счет этого предприятие может держать у себя деньги под рукой в то же время, не имея значительных потерь, не вкладывая эти деньги в производство.

К денежным средствам предприятия относятся также ликвидные ценные бумаги, находящиеся в кассе предприятия или в депозитарии банка. Функция, выполняемая ценными бумагами, аналогична функции депозита, однако имеет ряд существенных отличий по способу их обращения, степени ликвидности и доходности. Так, к примеру, досрочно изымая денежные средства с депозита, предприятие может потерять часть процентов, в то время как, реализуя ценные бумаги, оно в зависимости от конъюнктуры рынка может даже выиграть. В свою очередь, ценные бумаги можно разделить на следующие наиболее «ходовые» их виды:

- акция - ценная бумага, свидетельствующая о внесении пая в капитал акционерного общества. Дает ее владельцу право на присвоение части прибыли в форме дивиденда;

- облигация - ценная бумага (именная или на предъявителя), дающая владельцу право на получение годового дохода в виде фиксированного процента;

- вексель - ценная бумага, по сути денежное обязательство;

- варрант - ценная бумага, выражающая льготное право на покупку акций эмитента в течение определенного времени по определенной цене;

- опцион - краткосрочная ценная бумага, дающая право ее владельцу купить или продать другую ценную бумагу в течение определенного периода по определенной цене контрагенту, который за денежное вознаграждение принимает на себя обязательство реализовать это право.

При оценке запасов денежных средств, формируемых в виде депозитов или ценных бумаг, то целесообразно рассматривать преимущества, связанные с созданием таких запасов - с одной стороны, они позволяют сократить риск истощения наличности и дают возможность удовлетворить требование оплатить тариф ранее установленного законом срока. С другой стороны, издержки хранения временно свободных, неиспользуемых денежных средств гораздо выше, чем затраты, связанные с краткосрочным вложением денег в ценные бумаги (в частности, их можно условно принять в размере неполученной прибыли при возможном краткосрочном инвестировании).

В процессе осуществления всех видов финансовых и хозяйственных операций организации генерируют движение денежных средств в форме их поступления или расходования. Это движение денежных средств функционирующего предприятия представляет собой непрерывный во времени процесс и определяется понятием «денежный поток».

Денежный поток организации представляет собой совокупность распределенных во времени поступлений и выплат денежных средств, создаваемых его хозяйственной деятельностью, и является важнейшим самостоятельным объектом финансового менеджмента и одновременно анализа. Это определяется той ролью, которую управление денежными потоками играет в развитии предприятия и формировании конечных результатов его финансовой деятельности.

Эффективное управление денежными потоками обеспечивает финансовое равновесие предприятия в процессе его стратегического и текущего развития. Темпы этого развития, финансовая устойчивость предприятия в значительной мере определяются тем, насколько различные виды потоков денежных средств синхронизированы между собой по объемам и во времени. Высокий уровень такой синхронизации обеспечивает существенное ускорение реализации целей развития предприятия.

Понятие «денежный поток предприятия» является агрегированным, включающим в свой состав многочисленные виды этих потоков, обслуживающих хозяйственную деятельность. Классификация денежных потоков может быть осуществлена по следующим основным признакам:

По масштабам обслуживания хозяйственного процесса выделяют следующие виды денежных потоков:

- денежный поток по предприятию в целом. Это наиболее агрегированный вид денежного потока, который аккумулирует все виды денежных потоков, обслуживающих хозяйственный процесс предприятия в целом;

- денежный поток по отдельным видам деятельности предприятия - операционной, инвестиционной и финансовой;

- денежный поток по отдельным структурным подразделениям (центрам ответственности) предприятия;

- денежный поток по отдельным хозяйственным операциям. В системе хозяйственного процесса предприятия такой вид денежного потока рассматривается как первичный объект самостоятельного управления.

По направленности движения денежных средств выделяют два основных вида денежных потоков:

а) положительный денежный поток, характеризующий совокупность поступлений денежных средств на предприятие от всех видов хозяйственных операций («приток денежных средств»);

б) отрицательный денежный поток, характеризующий совокупность выплат денежных средств организацией в процессе осуществления всех видов ее хозяйственных операций («отток денежных средств»).

Эти виды денежных потоков взаимосвязаны. Недостаточность объемов во времени одного из этих потоков обусловливает последующее сокращение объемов другого вида этих потоков. Поэтому в системе управления денежными потоками предприятия они представляют собой единый объект финансового менеджмента.

По методу исчисления объема выделяют следующие виды денежных потоков предприятия:

- валовой денежный поток, который характеризует всю совокупность поступлений или расходования денежных средств в рассматриваемом периоде времени в разрезе отдельных его интервалов;

- чистый денежный поток, который представляет разницу между положительным и отрицательным денежными потоками (между поступлением и расходованием денежных средств) в рассматриваемом периоде времени в разрезе отдельных его интервалов. Чистый денежный поток во многом определяет финансовое равновесие и темпы роста рыночной стоимости предприятия.

В зависимости от соотношения объемов положительного и отрицательных потоков сумма чистого денежного потока может характеризоваться как положительной, так и отрицательной величинами, влияющими в конечном итоге на формирование размера остатка денежных активов.

По уровню достаточности объема выделяют следующие виды денежных потоков предприятия:

- избыточный денежный поток, при котором поступления денежных средств существенно превышают реальную потребность предприятия в целенаправленном их расходовании. Свидетельством избыточного денежного потока является высокая положительная величина чистого денежного потока, длительное время не используемого в процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятия;

- дефицитный денежный поток, при котором поступления денежных средств существенно ниже реальных потребностей предприятия в целенаправленном их расходовании (ниже контрольной суммы денежных средств). Даже при положительном значении суммы чистого денежного потока он может характеризоваться как дефицитный, если эта сумма не обеспечивает минимальную потребность (контрольную сумму) в расходовании денежных средств по всем направлениям хозяйственной деятельности предприятия.

По методу оценки во времени выделяют следующие виды денежного потока:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а) настоящий денежный поток, который характеризует денежный поток предприятия как его величину, приведенную по стоимости к текущему моменту времени;

б) будущий денежный поток, который характеризует денежный поток предприятия как величину, приведенную по стоимости к конкретному будущему моменту времени.

Оба вида денежного потока отражают оценку стоимости денег во времени.

По непрерывности формирования в рассматриваемом периоде различают:

1) Регулярный денежный поток, т.е. поток поступления или расходования денежных средств по отдельным хозяйственным операциям, который в рассматриваемом периоде времени осуществляется постоянно по отдельным интервалам этого периода. Характер регулярного носит большинство видов денежных потоков, генерируемых операционной деятельностью предприятия; потоки, связанные с обслуживанием финансового кредита во всех его формах; денежные потоки, обеспечивающие реализацию долгосрочных реальных инвестиционных проектов, и т.п.

2) Дискретный денежный поток. Он характеризует поступление или расходование денежных средств, связанное с осуществлением единичных хозяйственных операций предприятия в рассматриваемом периоде времени, например одноразовое расходование денежных средств, связанное с приобретением имущества, покупкой лицензии франчайзинга, поступлением финансовых средств в порядке безвозмездной помощи и т.п.

Эти виды денежных потоков предприятия различаются лишь в рамках конкретного временного интервала. При минимальном временном интервале все денежные потоки предприятия могут рассматриваться как дискретные. И, наоборот, в рамках жизненного цикла предприятия преимущественная часть его денежных потоков носит регулярный характер.

По стабильности временных интервалов формирования регулярные денежные потоки бывают:

- потоками с равномерными временными интервалами в рамках рассматриваемого периода. Такой денежный поток поступления или расходования денежных средств носит характер аннуитета;

- потоками с неравномерными временными интервалами в рамках рассматриваемого периода. Примером такого денежного потока могут служить лизинговые платежи при согласовании сторонами неравномерных интервалов платежей на протяжении срока действия лизингового договора.

Таким образом, система основных показателей, характеризующих денежный поток, включает:

- объем поступления денежных средств;

- объем расходования денежных средств;

- объем чистого денежного потока;

- величину остатков денежных средств на начало и конец рассматриваемого периода;

- контрольную сумму денежных средств;

- распределение общего объема денежных потоков отдельных видов по отдельным интервалам рассматриваемого периода. Число и продолжительность таких интервалов определяются конкретными задачами анализа или планирования денежных потоков;

- оценку факторов внутреннего и внешнего характера, влияющих на формирование денежных потоков предприятия.

Для отражения в бухгалтерском учете сведений о наличии и движении денежных средств в российской и иностранных валютах, находящихся в кассе, на расчетных, валютных и других счетах, открытых в кредитных организациях на территории страны и за ее пределами, а так же ценных бумаг, платежных и денежных документов используются счета раздела V Плана счетов «Денежные средства».

Денежные средства в иностранных валютах и операции с ними учитываются на счетах данного раздела в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты в установленном порядке. Одновременно эти средства и операции отражаются в валюте расчетов и платежей. К разделу V «Денежные средства» относятся счета:

- 50 «Касса»;

- 51 «Расчетные счета»;

- 52 «Валютные счета»;

- 55 «Специальные счета в банках»;

- 57 «Переводы в пути»;

- 58 «Финансовые вложения»;

- 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений».

Счет 50 «Касса» предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в кассах организации. В дебет этого счета записывают поступление денежных средств и денежных

документов в кассу организации, а в кредит - выплату денежных средств и выдачу денежных документов из кассы организации.

К счету 50 могут быть открыты субсчета:

- 50/1 «Касса организации»;

- 50/2 «Операционная касса»;

- 50/3 «Денежные документы» и др.

Если организация производит кассовые операции с иностранной валютой, к счету 50 должны быть открыты соответствующие субсчета для обособленного учета движения каждой наличной иностранной валюты.

На субсчете 50/2 учитывают наличие и движение денежных средств в кассах товарных контор (пристаней) и эксплуатационных участков, остановочных пунктов, речных переправ, судов, билетных и багажных кассах портов (пристаней), вокзалов, кассах хранения билетов, кассах отделений связи и т.п. Этот субсчет открывается организациями (в частности, транспорта и связи) при необходимости.

На субсчете 50/3 учитывают находящиеся в кассе организации почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные авиабилеты и другие денежные документы. Следует отметить: денежные документы учитывают на счете 50 в сумме фактических затрат на приобретение. Аналитический учет денежных документов ведется по их видам.

На практике для работы с наличными деньгами организация должна иметь кассу и соблюдать требования, установленные Порядком ведения кассовых операций. Ответственность за сохранность ценностей, находящихся в кассе организации, несет кассир. С кассиром должен быть заключен договор о полной индивидуальной материальной ответственности. В небольших организациях функции кассира может выполнять главный бухгалтер.

Сумма наличных денег, которую компания может оставлять в кассе на конец рабочего дня, ограничена. Это ограничение называется лимитом остатка наличных денег в кассе или просто лимитом остатка кассы. В конце каждого календарного года организациями самостоятельно рассчитывается и устанавливается размер лимита, что фиксируется руководителем в соответствующем распоряжении (приказе). Эта обязанность возложена на них положением Центробанка РФ от 11.04.14 № 3210-У.

Все денежные средства, которые превышают установленный лимит, должны сдаваться в банк. Превышение лимита, возможно только в дни выдачи заработной платы и других социальных выплат. Но даже в этом случае срок хранения сверхлимитной наличности составляет не более трех (пяти - для Крайнего Севера) рабочих дней (включая день получения денег в банке).

Если организация не согласовала с банком сумму лимита остатка кассы, он считается равным нулю. В этом случае компания будет обязана сдавать в банк всю денежную наличность.

С 1 июня 2014 года организации, численностью менее 100 человек и выручкой до 400 млн. руб. и индивидуальные предприниматели могут не устанавливать лимит кассы. Также индивидуальные предприниматели, помимо отмены лимита кассы, могут не оформлять кассовые документы и не заполнять кассовую книгу (абз.2 п.4.1 и абз.9 п. 4.6 Порядка ведения кассы) [3].

Порядок ведения кассовых операций строго регламентирует расход наличных денег из кассы. В настоящее время данный порядок определяется Указанием Банка России от 07.10.2013 № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов», которое предусматривает расходование наличных денежных средств только на определенные цели:

- на заработную плату работникам и выплаты социального характера;

- на страховые возмещения по договорам страхования физическим лицам, уплатившим ранее страховые премии наличными деньгами;

- на личные (потребительские) нужды индивидуального предпринимателя, не связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности;

- на оплату товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг;

- на выдачу наличных денег работникам под отчет;

- на возврат оплаченных ранее и возвращенных товаров, невыполненных работ, неоказанных услуг;

- на осуществление операций банковским платежным агентом (субагентом) [4].

Банковским платежным агентом признается юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Платежные агенты принимают наличные деньги у населения в пользу любых провайдеров, поставщиков услуг или учреждений и т.д. через терминалы приема платежей, Pos терминалы или другие специализированные средства и программы и далее перечисляют поставщику, удерживая или не удерживая комиссию [5].

Приход наличных денег в кассу отражается по дебету счета 50 на основании приходного кассового ордера. Деньги, снятые с расчетного счета, следует оприходовать проводкой:

Д-т 50 К-т 51 - поступили с расчетного счета денежные средства в кассу организации.

Если организация за получение наличных денег с расчетного счета уплачивает банку определенный процент, делается запись:

Д-т 91/2 К-т 51 - учтены расходы на оплату услуг банка.

Расход наличных из кассы необходимо записать в кредите счета 50 на основании расходного кассового ордера, например:

Д-т 70 (71) К-т 50 - выдана работникам заработная плата (денежные средства под отчет).

В кассе могут храниться не только наличные деньги, но и денежные документы. Денежные документы - это документы, приобретенные и хранящиеся в организации и имеющие некоторую стоимостную оценку, например, почтовые марки, оплаченные авиабилеты, проездные билеты, оплаченные путевки, приобретенные за счет средств социального страхования. Для их учета к счету 50 открывается отдельный субсчет 50/3 «Денежные документы».

Счет 51 «Расчетные счета» отражает наличие и движение денежных средств в валюте Российской Федерации на расчетных счетах организации, открытых в кредитных организациях.

По дебету счета 51 отражают поступление денежных средств на расчетные счета организации, по кредиту - списание денежных средств с расчетных счетов организации. Суммы, ошибочно отнесенные в кредит или дебет расчетного счета организации и обнаруженные при проверке выписок кредитной организации, отражают на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты по претензиям»).

Операции по расчетному счету отражают в учете на основании выписок кредитной организации и приложенных к ним денежно-расчетных документов. К таковым относятся документы, составленные в требуемой банковскими правилами форме и содержащие поручение банку о проведении расчетной операции. Основными денежно-расчетными документами являются платежные поручения, платежные требования-поручения, платежные требования (оплачиваемые как с акцептом, так и без акцепта плательщика), заявления на открытие аккредитива, инкассовые поручения, расчетные чеки [6].

Аналитический учет по счету 51 ведется по каждому расчетному счету.

Процедура открытия банковских счетов регламентируется Инструкцией Банка России от 30.05.2014 N° 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов». В соответствии с данной Инструкцией для открытия расчетного счета необходимо предоставить комплект документов:

а) свидетельство о государственной регистрации юридического лица;

б) учредительные документы;

в) лицензии (разрешения), если они влияют на возможность открытия счета;

г) карточка;

д) документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете;

е) документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа юридического

лица;

ж) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе [1].

При этом комплект документов может быть расширен банком по своему усмотрению.

Компания может открыть столько расчетных счетов, сколько необходимо для ее работы. Законодательно количество расчетных счетов не ограничено. Об открытии банковского счета организация

обязана в течение семи дней сообщить в налоговую инспекцию (ст. 23 НК РФ).

Если договор с банком предусматривает плату за открытие расчетного счета, она учитывается в составе прочих расходов:

Д-т 91/2 К-т 51 - уплачены банку денежные средства за открытие расчетного счета (если такая плата предусмотрена договором банковского счета).

Деньги, поступающие на расчетный счет, отражаются по дебету счета 51:

Д-т 51 К-т 62 (76) - поступили на расчетный счет денежные средства.

Некоторые банки выплачивают организациям вознаграждение за использование средств, остающихся на расчетных счетах этих организаций. Поступившая суммадолжна быть представлена как прочие доходы:

Д-т 51 К-т 91/1 - начислен банком процент на остаток по расчетному счету.

Банк может списать деньги с расчетного счета только по поручению или с согласия организации. В бесспорном порядке (т.е. без согласия предприятия) банк может сделать это только в исключительных случаях:

- по решению суда;

- по требованию налоговой инспекции об уплате налоговых недоимок, пеней и штрафов, начисленных по результатам проверки.

Пени и штрафы списывают со счета нарушителя в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации, что закреплено п. 6 ст. 114 Налогового кодекса РФ.

Гражданским кодексом РФ (Часть11, раздел IV, ст. 855) предусмотрена соответствующая очередность списания денежных средств со счета:

1. При достаточности на счете денежных средств, их списание осуществляется в календарной очередности поступления распоряжений по счету или иных документов.

2. При недостаточности денежных средств на счете списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

- в первую очередь перечисляются средства по исполнительным документам на оплату алиментов и на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью;

- во вторую очередь списываются средства по исполнительным документам на взыскание зарплаты по трудовому договору (контракту), вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, выходных пособий;

- в третью очередь списываются средства: по платежным документам на выплату зарплаты; по поручениям контролирующих ведомств на уплату налогов, сборов, а также страховых взносов в ПФР, ФСС и ФФОМС;

- в четвертую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

- в пятую очередь - по другим платежным документам в порядке календарной очередности [3].

При этом списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов [7, 8].

Если при проверке банковской выписки обнаружено, что какая-то сумма списана с расчетного счета ошибочно, необходимо немедленно сообщить об этом в операционный отдел банка. Пока причины ошибки не будут выяснены, спорная сумма относится в дебет субсчета 76/2 «Расчеты по претензиям»:

Д-т 76/2 К-т 51 - отражена сумма, ошибочно списанная с расчетного счета.

Аналогичным образом следует поступить и в случае, если на расчетный счет ошибочно были зачислены деньги, предназначенные другой организации. Только в этой ситуации спорная сумма отражается по кредиту субсчета 76/2:

Д-т 51 К-т 76/2 - отражена сумма, ошибочно зачисленная на расчетный счет организации - получателя средств.

Счет 52 «Валютные счета» применяется для учета наличия и движения денежных средств в иностранных валютах на валютных счетах организации, открытых в кредитных организациях на территории Российской Федерации и за ее пределами.

По дебету счета 52 отражают поступление денежных средств на валютные счета организации, по

кредиту - списание денежных средств с валютных счетов организации. Суммы, ошибочно отнесенные в кредит или дебет валютных счетов организации и обнаруженные при проверке выписок кредитной организации, отражают на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты по претензиям»).

Операции по валютным счетам отражают в бухгалтерском учете на основании выписок кредитной организации и приложенных к ним денежно-расчетных документов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К счету 52 могут быть открыты субсчета:

- 52/1 «Валютные счета внутри страны»;

- 52/2 «Валютные счета за рубежом».

Субсчет 52/1 открывают для учета средств в иностранной валюте, остающихся в распоряжении организации после обязательной продажи валюты и совершения иных операций в соответствии с валютным законодательством, субсчет 52/2 - для отражения движения денежных средств в иностранной валюте по валютному счету, открытому в банке за пределами Российской Федерации.

Пересчет средств в иностранной валюте на банковских счетах организации в рубли в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности производится по официальному курсу этой иностранной валюты к рублю, устанавливаемому ЦБ РФ на дату совершения операции по валютному счету, а также на отчетную дату. Как установлено ПБУ 3/2006, при пересчете денежных средств на валютном счете (в частности, на отчетную дату) могут образовываться курсовые разницы. Данные курсовые разницы отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы», субсчета 91 -2 «Прочие расходы» или 91/1 «Прочие доходы» соответственно, в корреспонденции со счетом 52 «Валютные счета»:

Д-т 91/2 К-т 52 - отражена отрицательная курсовая разница;

Д-т 52 К-т 91/1 - отражена положительная курсовая разница.

Аналитический учет по счету 52 ведется по каждому счету, открытому для хранения денежных средств в иностранной валюте.

Счет 55 «Специальные счета в банках» предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в валюте Российской Федерации и иностранных валютах, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах (кроме векселей), на текущих, особых и иных специальных счетах, а также о движении средств целевого финансирования в их части, подлежащей обособленному хранению.

К счету 55 могут быть открыты субсчета:

- 55/1 «Аккредитивы»;

- 55/2 «Чековые книжки»;

- 55/3 «Депозитные счета» и др. [6].

Зачисление денежных средств в аккредитивы отражается по дебету счета 55 и кредиту счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» и других аналогичных счетов.

Принятые на учет по счету 55 средства в аккредитивах списываются по мере их использования (согласно выпискам кредитной организации), как правило, в дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Неиспользованные средства в аккредитивах после восстановления кредитной организацией на счет, с которого они были перечислены, отражают по кредиту счета 55 в корреспонденции со счетами 51 или 52.

Аналитический учет по субсчету 55/1 ведется по каждому выставленному организацией аккредитиву.

Депонирование средств при выдаче чековых книжек отражают по дебету счета 55 и кредиту счетов 51, 52, 66 и других аналогичных счетов. Суммы по полученным в кредитной организации чековым книжкам списывают по мере оплаты выданных организацией чеков, т.е. в суммах погашения кредитной организацией предъявленных ей чеков (согласно выпискам кредитной организации), с кредита счета 55 в дебет счетов учета расчетов (76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.).

Суммы по чекам, выданным, но не оплаченным кредитной организацией (не предъявленным к оплате), оставляют на счете 55. Сальдо по субсчету 55/2 должно соответствовать сальдо по выписке кредитной организации. Суммы по возвращенным в кредитную организацию чекам (оставшимся неиспользованными) отражают по кредиту счета 55 в корреспонденции со счетами 51 или 52.

Аналитический учет по субсчету 55/2 ведется по каждой полученной чековой книжке.

Перечисление денежных средств во вклады отражается организацией по дебету счета 55 в корреспонденции со счетами 51 или 52. При возврате кредитной организацией сумм вкладов в учете организации производятся обратные записи. Аналитический учет по субсчету 55/3 ведется по каждому вкладу [7].

На отдельных субсчетах, открываемых к счету 55, учитывают движение обособленно хранящихся в кредитной организации средств целевого финансирования (поступивших бюджетных средств, средств на финансирование капитальных вложений, аккумулируемых и расходуемых организацией с отдельного счета, и т.д.). Филиалы, представительства и иные структурные подразделения организации, выделенные на отдельный баланс, которым открыты текущие счета в кредитных организациях для осуществления текущих расходов (оплата труда, отдельные хозяйственные расходы, командировочные суммы и т.п.), отражают их движение на отдельном субсчете к счету 55.

Наличие и движение денежных средств в иностранных валютах учитывают на счете 55 обособленно.

Аналитический учет по данному счету должен обеспечить возможность получения данных о наличии и движении денежных средств в аккредитивах, чековых книжках, депозитах на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Счет 57 «Переводы в пути» отражает движение денежных средств (переводов) в валюте Российской Федерации и иностранных валютах в пути, т.е. денежных сумм, внесенных в кассы кредитных организаций или кассы почтовых отделений для зачисления на расчетный или иной счет организации, но еще не зачисленных по назначению.

Основанием для принятия на учет сумм по счету 57 (например, при сдаче выручки от продажи) являются квитанции банка или почтового отделения, копии сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам и т.п. Движение денежных средств (переводов) в иностранных валютах учитывают на счете 57 обособленно.

Счет 58 «Финансовые вложения» предназначен для обобщения информации о наличии и движении инвестиций организации в государственные ценные бумаги, акции, облигации и иные ценные бумаги других организаций, уставные (складочные) капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы.

К счету 58 могут быть открыты субсчета:

- 58/1 «Паи и акции»;

- 58/2 «Долговые ценные бумаги»;

- 58/3 «Предоставленные займы»;

- 58/4 «Вклады по договору простого товарищества» и др. [8].

Финансовые вложения, осуществленные организацией, отражают по дебету счета 58 и кредиту счетов, на которых учитывают ценности, подлежащие передаче в счет этих вложений. Например, приобретение организацией ценных бумаг других организаций за плату проводится по дебету счета 58 и кредиту счетов 51 или 52.

По долговым ценным бумагам с неопределенной текущей рыночной стоимостью организации разрешается разницу между первоначальной стоимостью и номинальной стоимостью в течение срока их обращения равномерно, по мере причитающегося по ним в соответствии с условиями выпуска дохода, относить на финансовые результаты коммерческой организации или уменьшение или увеличение расходов некоммерческой организации.

При списании суммы превышения покупной стоимости приобретенных организацией облигаций и иных долговых ценных бумаг над их номинальной стоимостью делают записи по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (на сумму причитающегося к получению по ценным бумагам дохода) и кредиту счетов 58 (на часть разницы между покупной и номинальной стоимостью), 91 «Прочие доходы и расходы» (на разницу между суммами, отнесенными на счета 76 и 58).

В случае доначисления суммы превышения номинальной стоимости приобретенных организацией облигаций и иных долговых ценных бумаг над их покупной стоимостью делают записи по дебету счетов 76 (на сумму причитающегося к получению по ценным бумагам дохода), 58 (на часть разницы между покупной и номинальной стоимостью) и кредиту счета 91 (на общую сумму, отнесенную на счета 76 и 58).

Погашение (выкуп) и продажа ценных бумаг, учитываемых на счете 58, отражают по дебету счета 91 и кредиту счета 58 (кроме организаций, которые отражают эти операции на счете 90 «Продажи»). На субсчете

58/3 учитывают движение предоставленных организацией юридическим и физическим (кроме работников организации) лицам денежных и иных займов. Предоставленные организацией юридическим и физическим лицам (кроме работников организации) займы, обеспеченные векселями, учитывают на этом субсчете обособленно.

Предоставленные займы отражают по дебету счета 58 в корреспонденции со счетом 51 или другими соответствующими счетами. Возврат займов отражают по дебету счета 51 или других соответствующих счетов и кредиту счета 58.

Предоставление вклада в общее имущество по договору простого товарищества отражают по дебету счета 58 в корреспонденции со счетом 51 и другими соответствующими счетами по учету выделенного имущества.

В случае прекращения договора простого товарищества возврат имущества отражают по кредиту счета 58 в корреспонденции со счетами учета имущества.

Аналитический учет по счету 58 ведется по видам финансовых вложений и объектам, в которые они осуществлены. Построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения данных о краткосрочных и долгосрочных активах. Учет финансовых вложений в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 58 обособленно.

Счет 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений» отражает информацию о наличии и движении резервов под обесценение финансовых вложений организации.

На сумму создаваемых резервов производится запись по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 59. Аналогичная запись производится при увеличении величины указанных резервов.

При уменьшении величины созданных резервов, а также выбытии финансовых вложений, по которым ранее были созданы соответствующие резервы, производится запись по дебету счета 59 и кредиту счета 91. Аналитический учет по данному счету ведется по каждому резерву. Список литературы:

1 http://www.bbest.ru/management/finmen/yprava/denakt

2http ://ekprededu.ru/voprosy-i-otvety-k-ekzamenu-qekonomika-prepriyatiyaq/143 -denezhnye-fondy-i-rezervy-predpriyatij -ustavnyj-kapital.html + http://www.fingramm.ru/fondy.html + http://www.finacount.ru/dnos-321-3.html

3 http://www.rnk.ru/article/209289-ustanovlenie-limita-kassy-na-2015-god

4 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162480/#p29

5 http://terminaltech.ru/information/kto_takie_subagenty.html

6http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_law/1948/%D0%A0%D0%90%D0%A1%D0%A7%D0%95%D0%A2%D0%9D%D0 %AB%D0%95

7 http ://www.buhonline .ru/pub/news/2013/12/8109

8 http://ppt.ru/kodeks.phtml?kodeks=6&paper=855

©Киселева Н.В, Горелова Л.И., 2015

УДК 339

Л.А. Климович

К.э.н., доцент Факультет международных отношений Белорусский государственный университет Г. Минск, Республика Беларусь

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОМПАНИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация

В статье предлагается исследовать проблему конкурентоспособности международной компании на основе принципов синергетики и неравновесия систем. МК рассматривается как самоорганизующаяся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.