Научная статья на тему 'День народного единства'

День народного единства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4392
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАЗДНИК / ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зацепина Мария Борисовна

Праздник День народного единства нацелен на патриотическое воспитание детей и молодого поколения демократической России. Предлагаем вашему вниманию конспекты познавательных интегрированных занятий с детьми старшего дошкольного возраста на тему Дня народного единства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «День народного единства»



М. Б.Зацепина

День народного единства

Зацепина Мария Борисовна - доктор педагогических наук, профессор кафедры эстетического воспитания Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования.

4 ноября в нашей стране празднуется День народного единства. Отмечать эту дату стали с 2005 года в память об освобождении Российского государства от польско-литовских захватчиков народным ополчением под предводительством гражданина К. Минина и князя Д. Пожарского. По словам историка А. Н. Сахарова, государственный праздник - это средоточие основных общенародных тенденций самого позитивного, самого светлого, самого благородного начала, способствовавшего процветанию народа, сохранению его государственности, культуры, независимости и всего, над чем трудился народ, все поколения, все сословия, все слои, все деятели в течение долгих веков. Праздник как бы суммирует все эти усилия народа, вдохновляет людей на будущие благородные, светлые дела на пользу Отечества.

Как же отмечать этот праздник с детьми

в дошкольном учреждении? Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить события, которые произошли в 16111612 годах. В истории нашей страны этот период характеризуется как время смуты. По словам В. О. Ключевского, «...почвой для этого периода послужило тяжелое положение народа и общее чувство недовольствия, в результате царствования Грозного и правления Б. Годунова». По его мнению, в конце 1611 года Московское государство представляло зрелище полного видимого разрушения. В период смуты рухнула российская государственность. Грабежи и разбои охватили всю страну. Наблюдался упадок культуры. Поляки взяли Смоленск. Чужеземцы хозяйничали и в других русских городах. Польский отряд сжег Москву и укрепился за уцелевшими стенами Кремля и Китай-города. Шведы захватили Новгород и выставили одного из своих королевичей кандидатом на московский престол. Государство стало распадаться. В народе также не было единства и согласия.

В это время начали пробуждаться религиозные и национальные силы, «.которые пошли на выручку гибнувшей земли». Нижегородский гражданин Кузьма Минин обратился к посадским людям с призывом к всенародному восстанию против польских феодалов, хозяйни-

чавших в ту пору на русской земле. Он подал согражданам пример, пожертвовав на дело ополчения все свои сбережения. Военным вождем ополчения был выбран князь Дмитрий Пожарский. К народному ополчению присоединялись и русские, и татары, и удмурты, и чуваши, и марийцы, и другие народы Поволжья, Приуралья; все слои населения - и бояре, и дворяне, и дьяческая среда, казаки.

Историк С. М. Соловьев так описывает события изгнания поляков с территории Российского государства: «Народные ополченцы приступом взяли Китай-город. В Кремле по-

М. Скотти.«Гражданин Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский»

Э. Лисснер. «Изгнание польских интервентов из Московского Кремля»

ляки держались еще месяц... Доведенные голодом до крайности они сдались. Обеднею с молебном в Успенском соборе Кремля окончилось великое народное торжество».

В этой борьбе простые люди проявляли свои гражданские качества и героический дух, совершали подвиги, освобождая страну от захватчиков. Сохранилась легенда о героическом поступке крестьянина из Костромы Ивана Сусанина. Враги схватили Сусанина и приказали показать место, где скрывается юный Михаил Федорович Романов, наследник российского престола. Как верный сын отечества, Сусанин предпочел погибнуть, нежели предательством спасти жизнь. Он повел поляков в другую сторону. Поэт К. Рылеев в стихотворении «Иван Сусанин» написал:

«Куда ты ведешь нас? ...не видно ни зги! -Сусанину с сердцем вскричали враги: Мы вязнем и тонем в сугробинах снега; Нам, знать, не добраться с тобой

до ночлега. Ты сбился, брат, верно нарочно с пути;

Но тем Михаила тебе не спасти!»

Сусанин отвечает врагам:

«Предателя, мнили, во мне вы найти,

Их нет, и не будет на Русской земли!

В ней каждый Отчизну с младенчества

любит,

И душу изменой свою не погубит!»

«Умри же! - враги герою вскричали

И сабли над старцем, свистя, засверкали! -

Погибни, предатель! Конец твой настал!

И твердый Сусанин весь в язвах упал!»

В качестве предварительной работы с детьми рекомендуем:

• организовать рассматривание картин: Э. Лисснер. «Изгнание польских интервентов из Московского Кремля»; К. Маковский. «Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам в 1611 году»; П. Чистяков. «Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту»;

• провести по возможности экскурсию на Красную площадь к памятнику Минину и Пожарскому (скульптор И. Мартос);

• прослушать оперу М. И. Глинки «Жизнь за царя»;

• прочитать главу «Не бывать царству королевством» из книги В. Соловьева «История России для детей и взрослых» (М.: Белый город, 2003), рассмотреть иллюстрации;

• предложить детям изобразить портреты народных героев смутного времени - князя Пожарского, гражданина Минина, крестьянина Ивана Сусанина, а также нарисовать зимний лес, поэтически описанный К. Рылеевым в думе «Иван Сусанин»:

Сусанин ведет их... Вот утро настало, И солнце сквозь ветки в лесу засияло: То скроется быстро, то вновь пропадет. Стоят не шелохнясь и дуб и береза, Лишь снег под ногами скрипит от мороза. Лишь временно ворон, вспорхнув,

прошумит, И дятел дуплистую иву долбит. В заключение хотелось бы подчеркнуть, что праздник День народного единства нацелен на патриотическое воспитание детей и молодого поколения демократической России.

Предлагаем вашему вниманию конспекты познавательных интегрированных занятий с детьми старшего дошкольного возраста на тему Дня народного единства.

^ JL w к^^Вс а

■^HhflvMbLj

liÄ^T i iii ^

Ц V"' 1 !

■шыйжтзВ TT:

■ 'Л ■[ ^ "I ^ 1 .

■ ' i . Ь Vi" ТЧ Lii

■нцЛ^ ' ¿fr

■ T> »T ЛЯ f i

iИРч -Жfc л® ¿ü* * ■ r^H

V Г ' * |

L .1

R Ь % jt A "Wr j ^ ™ / f^Wf. f*1

К. Маковский. «Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам в 1611 году»

Конспект интегрированного занятия «Праздник единения»

Программное содержание. Познакомить детей с историческими событиями Смутного времени, которому посвящен праздник и с некоторыми биографическими данными народных героев - князя Дмитрия Пожарского и гражданина Кузьмы Минина. Воспитывать чувство гордости и уважения к верным сынам Отечества.

Оборудование. Картина К. Е. Маковского «Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованию», иллюстрация с изображением памятника Минину и Пожарскому.

Ход занятия

Музыкальный руководитель. Ребята, перед вами иллюстрация, на которой изображена одна из площадей Москвы и памятник. Кто из вас может ответить, какая площадь изображена на картине и в честь кого поставлен этот памятник? (Ответы детей.) Вы правильно назвали площадь. Это Красная площадь в центре Москвы, столицы нашего государства, а памятник поставлен в честь народных героев - князя Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина. Сейчас я расскажу вам, в какое время жили эти люди и почему им был поставлен памятник на главной площади Москвы.

В 1610 году Москва была занята польскими войсками. Поляки укрепились в Кремле и хотели возвести на престол царевича Владислава, являвшегося сыном польского короля Сигизмунда III. Законный наследник русского престола молодой Михаил Федорович Романов скрывался в лесах недалеко от Костромы. Пошел слух, что сам польский король Сигизмунд хочет царствовать на Руси, собрал войско и осаждает Смоленск. Тогда по всей русской земле стало подниматься народное волнение. Появились воззвания к народу, в которых призывали к борьбе против поляков. Среди людей, призывавших народ встать на защиту Отечества от польских захватчиков, были князь Дмитрий Пожарский и нижегородский купец Кузьма Минин.

Кузьма Минин был земским старостой. Он призывал народ объединиться для борьбы с поляками, собирал средства для организации народного ополчения. Минин призывал народ делать пожертвования, отдавать часть своего имущества на защиту Отечества. На эти

П. Чистяков. «Патриарх Гермоген отказывае

средства нанимали служивых людей - солдат, закупали оружие. На призывы нижегородцев откликнулись жители других городов. Сбор средств шел по всей Руси. Все встали на защиту Родины. Воеводой ополчения назначили князя Дмитрия Пожарского. С этого времени имена Минина и Пожарского неразрывно связаны.

Музыкальный руководитель рассматривает с детьми картину К. Маковского «Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям», обращает их внимание на детали картины.

Музыкальный руководитель. Заслуга Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского состоит в том, что они сумели объединить русский народ и создать из народного ополчения сильное войско, способное вести борьбу за освобождение Отечества.

Засевшие в Кремле поляки голодали, и им на помощь из Польши был отправлен продовольственный обоз и 12 тысяч солдат. Пожарский выступил со своим войском навстречу обозу,

полякам подписать грамоту»

чтобы не подпустить его к Кремлю. Польские войска с трудом отбили нападение и отступили. В это время Минин со своим отрядом переправился через Москву-реку и напал на поляков. Польские войска в спешке отступили от Москвы. Войска под предводительством Минина и Пожарского объединились.

25 октября 1612 года поляки, занимавшие Кремль, сдались. Москва была освобождена.

В 1613 году на царский престол был возведен Михаил Федорович Романов. Пожарский за свою верную службу получил от царя чин боярина. Минин стал думским дворянином. После этого они до конца дней своих продолжали служить на благо своего Отечества. Их подвиг и подвиг всего русского народа не забыт, поэтому мы с вами в память об этих событиях с 2005 года отмечаем 4 ноября День народного единства.

Музыкальный руководитель рассматривает с детьми иллюстрацию с изображением памятника Минину и Пожарскому, рассказывает:

Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому на Красной площади

«Народ знает и помнит своих героев. Спустя два с лишним века после подвига Минина и Пожарского, в 1818 году, на Красной площади на народные деньги был поставлен памятник Минину и Пожарскому. На постаменте стоят скульптуры, изображающие Кузьму Минина и Дмитрия Пожарского. Минин стоит,

показывая одной рукой раненому Пожарскому на Кремль, как бы призывая его встать на защиту русской земли. Другой рукой он вручает ему меч. На постаменте изображены два барельефа. На одном изображен Кузьма Минин, собирающий народные пожертвования на нужды войска. На другом - изображено победоносное сражение ополчения под предводительством Пожарского с врагом. На постаменте надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому - благодарная Россия».

Конспект интегрированного занятия «Иван Сусанин -патриот Российского государства»

Программное содержание. Рассказать детям о героическом подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина. Воспитывать чувство гордости и уважения к верным сынам Отечества. Познакомить с оперой «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») М. И. Глинки (предполагается, что дети с оперой, как музыкальным жанром, уже знакомы).

М. Фаюстов. «Иван Сусанин»

Памятник Ивану Сусанину в Костроме

Ход занятия

Музыкальный руководитель. Ребята, вы уже знаете, что 1611 году польские войска вступили в Москву и укрепились в Кремле. Народные герои Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский организовали ополчение для защиты Отечества. В 1612 году русское войско освободило Москву от польских захватчиков. Но отдельные отряды поляков еще оставались на русской земле. Они искали законного наследника русского престола молодого Михаила Федоровича Романова, который скрывался от врагов в Костромской области.

Однажды отряд поляков забрел в село, где жил крестьянин Иван Сусанин. Поляки приказали ему показать, где скрывается Михаил Романов. Иван Сусанин согласился быть их проводником, но завел отряд в непроходимый лес. Он погубил врагов, но и сам погиб.

Великий русский композитор Михаил Иванович Глинка написал оперу о подвиге Ивана Сусанина. Потом этой опере дали другое название - «Жизнь за царя».

Опера состоит из четырех действий и эпилога (заключения).

В первом действии мы видим на сцене село, где живет Иван Сусанин с дочерью Антонидой и сыном Ваней. Дочь ждет жениха. Они готовятся к свадьбе. Музыка этого действия характеризует русский народ и основных ее героев.

Во втором действии мы видим пышный, красивый бал в замке польского короля Сигизмунда в Польше. Поляки хвастаются своими победами и быстрым завоеванием Руси. Звучит замечательная музыка польских танцев - полонез, мазурка и краковяк. Все танцуют. Сейчас мы с вами послушаем эти танцы.

(Дети слушают полонез и мазурку.)

Музыка этих двух танцев всегда звучит при появлении поляков на сцене.

В третьем действии в доме Ивана Сусанина готовятся к свадьбе. В деревне появляется отряд поляков. Они требуют, чтобы Сусанин указал им дорогу на Москву. Сусанин тайком посылает своего сына Ваню предупредить русские войска о продвижении поляков. Сам же принимает решение завести этот отряд в глухой, непроходимый лес. Таким поступком он погубит польский отряд, но и сам погибнет.

Сусанин поет: «Страха не страшусь! Смерти не боюсь, лягу за святую Русь».

(Дети слушают отрывок из этого монолога.)

В четвертом действии мы видим непроглядную лесную глушь. Морозная ночь. Поляки спят. Начинается метель. Сусанин предчувствует свою смерть:

Чуют правду! Смерть близка!

Но не страшна она.

Свой долг исполнил я,

Прими мой прах, мать-земля.

Сусанин поет неторопливо, мужественно. Он вспоминает детей, прощается с ними. В конце действия Сусанин говорит полякам: «Туда завел я вас, куда и серый волк не забегал».

В эпилоге мы видим, как в Москве на Красной площади празднуют победу. Дочь и сын Сусанина рассказывают о гибели отца. Звучит хор «Славься». Народ прославляет победу над поляками, славит всех воинов во главе с Мининым и Пожарским. Хор звучит величаво, торжественно:

Славься, славься ты, Русь моя!

Славься ты, русская наша земля!

Да будет во веки веков

Сильно любимая наша страна.

(Дети слушают хор «Славься».)

Эта опера отражает переживания русского народа, его героизм и стойкость:

Кто русский по сердцу, тот бодро и смело,

И радостно гибнет за правое дело!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К. Рылеев

Было бы целесообразно родителям прочитать (просмотреть) следующие произведения:

1. Бондаренко И. А. Красная площадь Москвы. Архитектурный ансамбль. - М.: Вече, 2006.

2. Ключевский В. О. Сочинения. В 9-ти т. Т. 3. Курс русской истории. Ч. 3. / Под ред.

B. Л. Янина. - М.: Мысль, 1988.

3. Соловьев С. М. Сочинения. В 18 кн. Кн. IV. История России с древнейших времен. Т. 7-8. / Отв. ред.: И. Д. Ковальченко,

C. С. Дмитриев. - М.: Мысль, 1989. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.