Научная статья на тему '"день колоса ржи" как форма организации благотворительного праздника в начале ХХ В. (на примере малых городов Ярославской губернии)'

"день колоса ржи" как форма организации благотворительного праздника в начале ХХ В. (на примере малых городов Ярославской губернии) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
236
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ ГОРОД / SMALL PROVINCIAL TOWN / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / CHARITY / МЕДИЦИНА / MEDICINE / КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / CULTURAL ENVIRONMENT / ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / INTELLIGENTSIA / ГОЛОД / FAMINE / КОЛОС РЖИ / RYE EAR / ДОСУГ / LEISURE TIME

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ерохина С. В.

Объектом исследования являются исторические процессы, связанные с историей становления и деятельности медицинских обществ в стране и благотворительных организаций в провинции в конце XIX начале ХХ вв. Предметом исследования являются содержание и особенности процесса возникновения и развития объединений медицинского и благотворительного характера на материалах Ярославской губернии. Цель статьи комплексное изучение истории деятельности населения малых провинциальных городов. Решение задач достигнуто выявлением роли этих обществ в системе образования и отражением истории их деятельности. В статье использовались научные принципы историзм и объективность. Методологическая основа статьи диалектический метод, разрабатывающий общие принципы познания реальности в ее развитии. Рассматриваются причины активного развития социально-культурной благотворительности малых провинциальных городов Ярославской губернии в начале ХХ в. Проанализированы социокультурные инициативы добровольных объединений медицинской и благотворительной направленности. Выявлен состав организаций и прослежено вовлечение в культурную деятельность городского социума. Рассматривается краткая история новой акции в разных крупных городах страны. Дана характеристика символу праздника ржаному колосу. Показана историческая справка по голоду в России в конце XIX начале ХХ вв. Доказана ведущая роль местной интеллигенции в формировании новой культурной среды провинциальных городов. В результате в статье представлены две модели зарождения обществ медицинской и благотворительной направленности в малых провинциальных городах. Первый путь создания таких объединений открытие филиальных отделений таких обществ в провинции. Второй способ создание организаций по инициативе местного населения. Деятельность этих организаций имела большое значение для региона, потому что государственная политика в этом на правлении была недостаточно активной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ерохина С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"DAY OF RYE EAR" AS A FORM OF A CHARITABLE FESTIVAL IN EARLY 20th CENTURY (case study of small towns of Yaroslavl Province)

The object of this research is the historical processes connected with the history of establishment and development of both medical societies in Russia and local charitable organizations in the province in the late 19th and early 20th centuries. The subject of the research is the content and features of the formation and development of medical and charitable societies. The research is based on the sources and data from Yaroslavl province. The aim of the article is to consider in an integrated manner the history of population activities in small provincial towns. The solution of the research tasks was achieved both through the identification of the role of the above-mentioned societies in the education system and through depiction of the history of their activity. The study is based on the principles of historism and objectivity. The methodological basis for the research is the dialectical method, which deals with the basic principles of the study of reality in its development. The article considers reasons for the active development of socio-cultural charity in small provincial towns in Yaroslavl province in the early 20th century The author analyses the socio-cultural initiatives of voluntary medical and charitable organisations, their membership and participation in the cultural activity of the society. The article includes a short history of this new initiative («Day of Rye Ear») in various big cities of the country. The study characterises the ear of rye as a symbol of the festival. Historical data is provided on the famine in Russia in the late 19th and early 20th centuries. It was proved that local intelligentsia played a key role in the development of new cultural environment in provincial towns. As a result, two models for the formation of medical and charitable societies in small provincial towns are represented in the article. First approach to the establishment of such associations is opening of branch offices in the province. The second is the formation of organisations due to the initiative of local population. The activity of these organisations was very important for the region, as the state policy in this field was insufficiently active.

Текст научной работы на тему «"день колоса ржи" как форма организации благотворительного праздника в начале ХХ В. (на примере малых городов Ярославской губернии)»

rights and responsibilities of their chiefs and elders. The range of issues under the jurisdiction of peasant self-government bodies was very wide. That is the supervision of the quality of roads, problem resolution in the field of public education and veterinary, combating infectious diseases, guardianship, etc.

The article shows both positive and negative aspects of the activities of peasant self-government bodies.

Key words: self-government; peasants; administration; local government; Western Siberia.

About the author: Victoria Victorovna Germizeeva, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor at the Department of Russian History.

Place of employment: Omsk State Technical University.

Гермизеева В. В. Деятельность органов крестьянского самоуправления Западной Сибири (1898-1917) // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2018. № 1. С. 16-24.

Germizeeva V. V. Activities of peasant self-government bodies in Western Siberia (1898-1917) // Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2018. No. 1. P. 16-24.

УДК 361.7 С. В. Ерохина

Ярославль, Россия

«ДЕНЬ КОЛОСА РЖИ» КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОГО ПРАЗДНИКА В НАЧАЛЕ XX в. (на примере малых городов Ярославской губернии)

Аннотация. Объектом исследования являются исторические процессы, связанные с историей становления и деятельности медицинских обществ в стране и благотворительных организаций в провинции в конце XIX - начале XX вв. Предметом исследования являются содержание и особенности процесса возникновения и развития объединений медицинского и благотворительного характера на материалах Ярославской губернии. Цель статьи - комплексное изучение истории деятельности населения малых провинциальных городов. Решение задач достигнуто выявлением роли этих обществ в системе образования и отражением истории их деятельности. В статье использовались научные принципы - историзм и объективность. Методологическая основа статьи - диалектический метод, разрабатывающий общие принципы познания реальности в ее развитии. Рассматриваются причины активного развития социально-культурной благотворительности малых провинциальных городов Ярославской губернии в начале XX в. Проанализированы социокультурные инициативы добровольных объединений медицинской и благотворительной направленности. Выявлен состав организаций и прослежено вовлечение в культурную деятельность городского социума. Рассматривается краткая история новой акции в разных крупных городах страны. Дана характеристика символу праздника - ржаному колосу. Показана историческая справка по голоду в России в конце XIX - начале XX вв. Доказана ведущая роль местной интеллигенции в формировании новой культурной среды провинциальных городов. В результате в статье представлены две модели зарождения обществ медицинской и благотворительной направленности в малых провинциальных городах. Первый путь создания таких объединений - открытие филиальных отделений таких обществ в провинции. Второй способ - создание организаций по инициативе местного населения. Деятельность этих организаций имела большое значение для региона, потому что государственная политика в этом на правлении была недостаточно активной.

Ключевые слова: малый провинциальный город; благотворительность; медицина; культурная среда; интеллигенция; голод; колос ржи; досуг.

Сведения об авторе: Софья Викторовна Ерохина, аспирант кафедры рекламы и связей с общественностью Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова.

Место работы: Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей.

Контактная информация: 150003, Россия, г. Ярославль, ул. Советская, д. 14, тел.: 89109744034, e-mail: sojer2014@mail.ru.

На рубеже Х1Х-ХХ вв. в России возникает активное общественное движение, направленное на организацию масштабной помощи больным и страждущим. С самого начала это движение возникало сверху, распространяясь к 1910-м гг. в гуще народных масс, при поддержке интеллигенции. Способствовала такому

подъему общественного сознания и многолетняя, хорошо организованная филантропическая деятельность императорской фамилии. В вопросах благотворительности связь государства и частного капитала была совершенно обыденной: финансово независимые представители общества часто исполняли различные админи-

стративные функции, связанные с той или другой занимаемой должностью. Примером таких отношений в начале XX в. являлись благотворительные «уличные» праздники, получившие романтические названия «дней цветков». Если раньше филантропические союзы сосредоточивали деятельность только внутри организации, ставя своей задачей исключительно поддержку своих членов или опекаемых учреждений, то объединенные общей идеей чиновники и благотворительные общества стремились развернуть работу вовне, влиять на окружающую среду. На практике воплощением их совместного труда стал всеобщий кружечный сбор пожертвований с целью оказания конкретной помощи нуждавшимся и пострадавшим от разных бедствий слоям населения.

Мысль о проведении «цветочных праздников» была позаимствована в России из Европы. Швейцария, Португалия, Великобритания, Германия, скандинавские страны активно проводили «праздники цветов» с 1900-х гг. В Российской Империи особое распространение получил «день белого цветка» или «день белой ромашки», впервые проведенный 20 апреля 1911 г. в Санкт-Петербурге. Ранее, 20 апреля 1910 г. в столице по указу императора Николая II состоялось торжественное открытие Всероссийской Лиги для борьбы с туберкулезом, которая, следуя опыту западноевропейских стран, объединила все отечественные организации, боровшиеся с этой страшной болезнью (13 ее отделов и 19 медицинских обществ) (Лига борьбы с туберкулёзом ...). Первым заметным практическим шагом в деятельности нового учреждения стало строительство специальных санаториев, больниц, кумысолечебниц. Лига устраивала благотворительные сборы на дело борьбы с чахоткой с раздачей букетиков ромашки - цветка, признанного эмблемой организации.

Благотворительные «цветочные дни» в России посвящались борьбе с различными бедствиями и проблемами, существовало несколько видов символа этих праздников. В столице и Москве неоднократно устраивали «день незабудки» (или «день голубого цветка», или «день синего цветка»), сбор от которого отправлялся на излечение возрастных больных, имевших проблемы с памятью. Здесь проводили и «день розового цветка», направленный на помощь сиротам, обездоленным и бесприютным детям. Эти «дни цветков» почти не распространились за пределы самых крупных городов страны. Широкий отклик на территории Российской

Империи получила проведенная повсеместно в 1912 г. благотворительная акция «день колоса ржи», посвященная помощи пострадавшему от неурожая 1911 г. населению юго-восточных губерний страны и части региона Западной Сибири (От комитета по организации ... ). Эмблемой акции стал символичный букетик из трех вымолоченных колосьев, перевязанных цветной ленточкой (Дамский комитет ...).

В пореформенный период в Российской Империи участились неурожаи и сопровождавшие их голодовки крестьян, а также - эпидемии, охватывавшие огромные регионы. Только в конце XIX - начале XX вв. Россия пережила, помимо страшного неурожая и голода 1891-1892 гг., различного масштаба недороды 1896-1897 гг., 1899 г., 1901 г., 1905-1906 гг., 1908 г., 1911 г. (Россия в начале XX в. 2002: 232, 259.). Последствия их становились все более ощутимыми, хотя в целом ситуация казалась более или менее благополучной. Из многочисленных факторов, повлекших за собой неурожаи, можно выделить следующие: неблагоприятные природно-климатические условия, скоротечность трудового сезона и большой объем работ. Вынужденное реагировать на крестьянское малоземелье и растущие недоимки при сборе налогов и платежей, правительство среди прочих мер принимает закон «О добровольном переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли» (1889 г.), расширивший возможности легальной крестьянской колонизации и освоения казенных пустошей юго-восточной России (Оренбургская, Уфимская, Саратовская и Самарская губернии). С началом строительства Транссибирской железнодорожной магистрали принимаются меры по колонизации новых земель в Сибири и на Дальнем Востоке. К 1905 г. на восточные окраины и за Урал переселилось около 1,8 миллиона жителей, причем 1,4 миллиона (почти 78%) - за десятилетие 1896-1905 гг. Поэтому последствия неурожая 1911 г. для возросшего населения оказались столь трагическими. По примерным подсчетам голодало 32 миллиона жителей, потери составили 1 миллион 613 тысяч голодавших.

Впервые акция «день ржаного колоса» прошла в Санкт-Петербурге 22 февраля 1912 г. Инициатором проведения благотворительного праздника по всей стране, вызвавшего большой общественный резонанс и отклик в провинции, считалась Общеземская организация помощи голодающим в Москве, объединившая в деле добровольного вспомоществования нуждаю-

щимся несколько влиятельных московских обществ. Эта организация возникла в период Рус-ско-японской войны, имея целью поддерживать раненых (Помогите голодающим! ...). По завершении войны объединение не прекратило своей деятельности, продолжая оказывать помощь переселенцам Сибири и голодающим (набором врачебно-санитарных отрядов, устройством бесплатных общих и школьных столовых). В Москве «день колоса ржи» организовали 16 марта 1912 г.

В провинции проведение «дня ржаного колоса» было тесно связано с праздником «белого цветка». В организационные комитеты по устройству благотворительных праздников входили одни и те же лица, поскольку круг представителей интеллигенции малых российских городов, разрабатывавших программы этих мероприятий, был ограничен. Результаты праздника «белой ромашки» позволили провести аналогии для новой благотворительной акции, его организация послужила положительным опытом и опорой для проведения «дня колоса ржи». Оба мероприятия проходили по одинаковому сценарию: на улицах появлялись сборщики с нагрудными жетонами, с кружками для пожертвований, вручая жертвователям либо цветы, либо колосья.

Праздники «белого цветка» стали проводиться на территории Ярославской губернии с 1911 г., как и в большинстве городов Российской империи, подключившихся к возникшему по примеру Западной Европы антитуберкулезному движению. В «царский» день 6 мая 1911 г. (день рождения императора Николая II) праздник был устроен в административном центре - Ярославле, 15 мая - в Романове-Борисоглебске, 16 мая - в Угличе, 30 мая - в Рыбинске, 20 июля - в Мологе. При этом в Ярославле, Рыбинске и Мологе были созданы собственные отделы Лиги для борьбы с туберкулезом.

В крупных городах Ярославского края процесс формирования филиалов Лиги предшествовал непосредственной подготовке «дня белой ромашки», работа отделов органично перешла в их организационные комитеты (так произошло в Ярославле, Рыбинске). Успех акции в Мологе привел ее организаторов к мысли не отсылать собранные деньги в центральную организацию, чтобы иметь возможность создать собственное отделение Всероссийской Лиги для борьбы с туберкулезом со своим капиталом (РбФ ГАЯО. Ф. 435. Оп. 1. Д. 1. Л. 193— 194) (на строительство в перспективе санатория

для чахоточных больных или на содержание на общие средства с городом и земством лечебницы для хронических больных с отделением для страдающих туберкулезом). В других малых городах решения о формировании своих отделов не были приняты. Их временные комитеты прекращали существование после подсчета вырученных средств и передачи собранной суммы Лиге.

По-другому сложилась ситуация в Ростове. Известно, что в первый год массового проведения акции, направленной на сбор денег на нужды пострадавших от бугорчатки легких, «день белого цветка» ростовцам организовать не удалось. Тем не менее, в городе активно велось просвещение населения по борьбе и профилактике разнообразных распространенных заболеваний, читались лекции, преподавались краткие популярные курсы по анатомии и физиологии (ГАЯО. Ф. 1541. Оп. 1. Д. 72. Л. 29 об. -30,33,34; Д. 74. Л. 5).

Возвращаясь к подготовке устройства благотворительных праздников в Ростове, необходимо отметить, что, по всей видимости, группа заинтересованных в последовательной постановке дела горожан направила все свои силы на длительную административную работу, включавшую переписку с губернскими властями и Всероссийской Лигой для борьбы с туберкулезом об открытии ее нового отдела, которое пришлось на 23 ноября 1911 г. (Ростов. Последние работы ...). Жители Ростова в короткие сроки получили разрешение на деятельность нового объединения (например, молог-жане лишь спустя год после запроса получили приветствие из Москвы к началу действий отделения и еще почти столько же ожидали утверждения устава ярославским губернатором Д.Н. Татищевым) (РбФ ГАЯО. Ф. 435. Оп. 1. Д. 1. Л. 83). В отличие от других городов Ярославской губернии ростовцы открыли филиал Лиги, не приурочив к началу действий учреждения «день белой ромашки». Время года не располагало к проведению мероприятия на открытом воздухе, программа которого была рассчитана почти на весь день. В задачи Ростовского отдела Лиги входило «усилить больным необходимое для них питание, а равно доставить необходимый уход, помещение и т. п.» (26 апреля 1912 г. в Ростове Великом ... ).

Первый благотворительный «день белого цветка» планировалось провести весной, как и в большинстве городов Ярославского края. Голод, разразившийся в 1911 г., скорректировал планы ростовской интеллигенции. Зимой и в

марте 1912 г. в Российской империи в крупных и малых городах начинает стихийно проводиться «день колоса ржи», добровольный сбор пожертвований, подобный регламентированным мероприятиям «дня белой ромашки». Все вырученные средства пересылались в земства пострадавших от неурожая губерний на организацию и содержание бесплатных столовых для голодающих.

Пожалуй, ни в одном из городов Ярославского края организации «дня ржаного колоса» не уделялось такое повышенное внимание, как в Ростове. Этот город стал единственным из десяти уездных городов Ярославской земли, где был отпечатан типографским способом отчет и издан в виде брошюры для широкого ознакомления.

В субботу 31 марта 1912 г. состоялся первый «день колоса ржи» в Ярославской губернии - в Романове-Борисоглебске. За ним 5 апреля последовал «день ржаного колоса» в Ростове, на 21 апреля пришлись основные мероприятия акции в Ярославле, 23 апреля благотворительный праздник был устроен в Рыбинске. Желания мышкинцев пошли еще дальше: кроме избранного дня - 2 мая, когда в Мышки-не наблюдался разгар ярмарки, организационный комитет нашел целесообразным наметить «устройство целого ряда дней», которые длились бы трое суток, начиная с 30 апреля.

Сбор «дня ржаного колоса» в Романове-Борисоглебске составил 664 руб. В городе действовало 26 кружек для пожертвований, 18 из них находилось на Романовской стороне, 8 - за Волгой, на Борисоглебской, куда вследствие ожидавшегося ледохода кружки были отправлены заблаговременно. Достаточно значительному сбору для небольшого городка способствовали стечение крестьянского населения на местный базар и щедрость фабричных рабочих с Борисоглебской стороны. Помимо денег опущенными в кружки оказались: золотое кольцо, японская монета, почтовая марка номиналом в 1 коп. Помимо средств, пожертвованных в период акции «день ржаного колоса», романов-цами были собраны 26 руб. на двух студенческих спектаклях в январе 1912 г., 112 руб. на студенческом вечере «Татьянин день», 84 руб. по подписке вместо пасхальных визитов, около 50 руб. добровольных отчислений из жалования земских служащих. Любители драматического искусства 22 апреля 1912 г. на сцене Романовской льняной мануфактуры сыграли две пьесы - «Графиня Эльвира» из репертуара «Кривое зеркало» и комическую сценку «Се-

мейная картинка» - и перечислили полный сбор до 200 руб. в пользу голодающих (Рома-нов-Борисоглебск ...).

Подготовка ко «дню колоса ржи» в Ростове началась 20 марта 1912 г., когда по инициативе некоторых лиц из числа учащихся в высших учебных заведениях Москвы и Санкт-Петербурга состоялось первое организационное совещание. В состав нового комитета вошли 15 участников под руководством председателя Ростовской земской управы С.М. Леонтьева: А.Х. Оппель, A.A. Титов, С.П. Моравский, О.И. Виллерт, П.О. Укке, A.B. Смыслов, А.К. фон Траубенберг, Е.А. Леонтьева, Н.В. Смы-словская, Е.Ф. Ушакова, A.B. Введенская, H.A. Галашина, П.В. Ванчагов, В.А. Мишке. В конце марта 1912 г. было получено разрешение ярославского губернатора на устройство сбора пожертвований не только в Ростове, но и в заштатном Петровске (4 кружки), Борисоглебских слободах (4 кружки), Угодичах (3 кружки), Макарове (3 кружки), Поречье (1 кружка). В комитет быстро стали поступать от горожан пожертвования соломой, лентами и всем необходимым для изготовления букетов, которых было связано всего 31 600 единиц. В течение пяти дней около 60 дам-волонтеров в помещении мужской гимназии собрали около 3/4 букетов, до пяти тысяч штук каждый день. Остальное количество изготовили ученицы женской гимназии. Кружек для мероприятия было подготовлено 129. Типография А.Х. Оп-пеля безвозмездно отпечатала воззвание комитета в 3 000 экземпляров, 150 удостоверений и карты районов для сборщиков и сопровождающих. На ленты, которые волонтеры носили через плечо, в издательстве нанесли надпись: «Помогите голодающим», а также отпечатали афиши-извещения. Весь город был разделен на 26 районов, причем каждый район обслуживался двумя парами сборщиков (Ярославль ...). В густонаселенных районах действовали одновременно по три пары волонтеров. На каждом участке имелась особая штаб-квартира - пункт питания и отдыха и своего рода склад с запасами колоса. Центральный склад располагался в помещении Ростовской городской управы. Сборщиков и сопровождающих лиц насчитывалось по 54.

Все кружки имели пломбы с печатью Ростовского общества сельского хозяйства. Каждой сборщице было выдано единовременно 200 букетиков колоса. В Ростове был создан специальный «дамский» комитет для сбора пожертвований в различных учреждениях, учеб-

ных заведениях и т. д. Участницы образованного подразделения получили 24 кружки и 7 200 букетов (Ростов. Отчёт комитета ...).

Начало благотворительного праздника приходилось на 12 часов ночи, продолжалась акция ровно сутки 5 апреля, в четверг. Обязательный сбор был объявлен с 7 часов утра. За час сборщики приглашались в городскую управу для совместного фотографирования. Г. Орловым, фотографом, был сделан общий снимок, после чего волонтеры выдвинулись на улицы и распределились по своим районам. Уже в 8 часов 30 минут утра сборщицы стали обращаться за новыми запасами колоса. К 12 часам дня все запасы были исчерпаны, в городской управе в спешном порядке связали еще 4 ООО букетов, которые разошлись к 7 часам вечера. Всего было выдано 94 основные кружки, затем - 11 дополнительных кружек. Обстановка в городе была праздничной, на бульваре в двух местах играл оркестр военной музыки на безвозмездной основе. Ростовское общество любителей искусств поставило спектакль Н. Островского «Соколы и вороны» в пользу голодающих (172 руб.) (Ростов ...), владелец электротеатра «Варьете» также перечислил в организационный комитет весь сбор (69 руб. 30 коп.) от демонстрации 5 апреля картины «День колоса ржи в Москве». Подсчет содержимого всех кружек в казначействе 6 апреля, длившийся с 10 часов утра до 8 часов вечера, показал 3 397 руб. 40,75 коп. В среднем на одну кружку приходилось 36-37 руб. - около 22 коп. на каждого ростовца. Сумма вместе с другими пожертвованиями составила 3 591 руб. 40 коп. и полностью была переведена в Москву 7 апреля 1912 г. на имя князя Г.Е. Львова, председателя Общеземской организации помощи голодающим. Вскоре председатель Ростовской земской управы С.М. Леонтьев, как глава организационного комитета, получил уведомление от управления Общеземской организации с благодарностью всем координаторам и участникам «дня ржаного колоса» в Ростове.

События в Ростове ярко освещались в губернской прессе в течение всей весны 1912 г., в частности, в ярославской газете «Голос» (до 10 публикаций). Ярославцы, по примеру ростовцев, начали также тщательно готовиться к новой акции. Еще 5 апреля секретарь бюро Ярославского комитета по организации «дня колоса ржи», губернский агроном И.П. Матвеев отправил запросы в губернские земства Уфимской, Самарской, Саратовской, Вятской, Казанской, Нижегородской, Симбирской, Пензен-

ской губерний, чтобы определить степень нужды среди голодающего населения. Например, председатель Уфимской губернской земской управы П.Ф. Коропачинский сообщал, что в бесплатных столовых от управы питались до 72 000, в школах - 2 000 жителей, но «до нового хлеба денег не хватит». Акция началась вечером 20 апреля с молебна в Успенском соборе, перед всенощной сборщики приступили к приему пожертвований (Ростов. Отчёт комитета ...). В этот же вечер в помещении губернской земской управы преподаватели и учащиеся музыкального училища Императорского русского музыкального общества «почти экспромтом» устроили концерт в пользу голодающих, собрав 200 руб. (К «дню ржаного колоса» ... ). 21 апреля, в субботу, кроме города, кружки функционировали в с. Великом, Норском. На бульваре играли два приглашенных оркестра, активности жертвователей-ярославцев способствовала наладившаяся погода. Средний сбор на кружку по Ярославлю принес 42 руб. 28 коп. Как и в Ростове, один из ярославских электротеатров -«Рекорд» - по решению дирекции местных синематографов И.М. Бобринова передал сбор в 150 руб. с 300 билетов в день 20 апреля в качестве пожертвования голодающим (Рыбинск. «Колос ржи» ...). Следующие два дня длился подсчет пожертвованных средств, собранная сумма составила 9 900 руб. 16 коп. Вырученные средства были разделены на несколько частей и направлены на нужды благотворительных столовых в земства остро нуждавшихся в хлебе губерний.

«День колоса ржи» в Рыбинске, втором по величине городе губернии, был назначен на понедельник 23 апреля и прошел «сравнительно оживленно», несмотря на не слишком благоприятную погоду. Раздача букетов началась с 9 часов утра, «колос разбирался бойко» (Рома-нов-Борисоглебск ... ). К 11 часам утра в располагавшийся в городской управе организационный комитет стали поступать первые заполненные кружки. Сбор производился не только в городе, но и в Рыбинском уезде, по всем фабрикам и заводам. Две сборщицы и два сборщика ездили в соседнюю Мологу, откуда вернулись вечером. Рабочие Копаевской-Галуновской мельницы изъявили желание отчислить на помощь голодающим четверть своего дневного заработка. Букеты из комитета развозились на участки при помощи велосипедистов (в Рыбинске еще в 1895 г., впервые в Ярославском крае, был организован кружок любителей-велосипедистов (РбФ ГАЯО.

Ф. 261. Оп. 1. Д. 1. Л. 1 об.), с 1911 г. действовало спортивное объединение общего плана -Рыбинское общество физического развития и спорта (РбФ ГАЯО. Ф. 9. Оп. 1. Д. 2832. Л. 7 об.). Вечером в городском театре производили сбор артисты столичного фарса, «во время антрактов во всей гримировке». К 10 часам вечера сбор был завершен, следующие два дня длился подсчет собранных средств, которые составили около 800 руб.

Угличане организовали «день колоса ржи» только 27 мая (Сегодня «День колоса ржи» ...). «День ржаного колоса» совпал с традиционным деревенским гулянием в городском саду. Огромному скоплению крестьян в городе способствовала очень жаркая, знойная погода. Продавцов колоса в Угличе насчитывалось 25, город разделили на 20 районов. У сборщиков, помимо традиционных лент через плечо, в качестве эмблемы праздника на одежде были закреплены смешанные букетики из колосьев и васильков. Молебен в 8 часов утра открыл начало праздника. Во время крестного хода вокруг города с иконами св. преп. Паисия Угличского и Покрова Божьей Матери продажа была приостановлена и временно сосредоточилась на городских заставах, после возобновилась по всем участкам и, главным образом, в городском саду днем и вечером. За крестным ходом народ принимал продавщиц за обычных сборщиц подаяний. Сад был празднично украшен: флаги всевозможных форм и цветов, снопы соломы, цветные перевязи; играл оркестр. Одна из самых активных участниц всевозможных угличских мероприятий и объединений - супруга нотариуса Е.А. Башилова - совершила выезд, который «сделал бы честь Тверскому и Невскому проспектам» («День колоса ржи» в Угличе ...). Убранный соломой, колосьями ржи и васильками, экипаж вызвал удивление приезжих крестьян и горожан, никогда прежде не

видевших солому в качестве украшения. Во время вечернего гуляния сад был освещен ке-росинокалильными фонарями и иллюминирован. На веранде декорированного зеленью клуба была организована «удочка счастья» в виде бочки с овсом и буфет с чаем, сластями и фруктами, впереди стояли чайные столики. На противоположной стороне Волги на «косе» был устроен фейерверк, помещение клуба предоставили молодежи для танцев. Прибыль составила свыше 650 руб.

Благотворительные праздники начала XX в. завоевали прочное место в культурной и духовной жизни жителей малых городов Российской империи (Ерохина C.B. 2016: 217). Они способствовали развитию системы привлечения добровольных взносов на нужды обездоленного населения. В дореволюционную эпоху к благотворительным акциям прибавились благотворительные базары, распродажи. Вещевые сборы в 1910-е гг. не пользовались такой популярностью, как денежные. Подъем общественного сознания способствовал развитию волонтерского движения в стране. При проведении кружечных сборов труднее всего было собрать достаточное количество сборщиков и организовать подсчет собранных денег. Опираясь при подготовке мероприятий на представителей разных групп населения, организаторы объединяли добровольцев на почве благотворительности и гуманизма, решая локальные просветительные задачи. Организация благотворительных акций сопутствовала активной профилактической работе, широкой информированности населения о каких-либо социальных проблемах, сочетаясь с действенными мерами и помощью по борьбе с голодом. «День колоса ржи» стал единовременной акцией, внеся свой вклад в обеспечение хлебом голодающего населения России.

ЛИТЕРАТУРА

«День колоса ржи» // Голос. 1912. № 91. 20 апреля.

«День колоса ржи» в Угличе 27 мая//Угличская мысль. 1912. № 33/111. 31 мая 26 апреля 1912 г. в Ростове Великом «день белой ромашки» // Голос. 1912. № 95. 25 апреля. Государственный архив Ярославской области. Ф. 1541. On. 1. Д. 72. Л. 29 об.-30, 33, 34. Государственный архив Ярославской области. Ф. 1541. On. 1. Д. 74. Л. 5. Дамский комитет // Голос. 1912. № 80. 8 апреля.

Ерохина C.B. 2016. «День колоса ржи» как форма организации благотворительного праздника в начале XX в. (на примере г. Ростова и других малых городов Ярославской губернии) // Мельник Л.Ю. (ред.). История и культура Ростовской земли. 2015: Материалы XXV научной конференции (9-11 ноября 2015 г., г. Ростов). Ростов, ГМЗ «Ростовский кремль», 210-218.

К «дню ржаного колоса» // Голос. 1912. № 92. 24 апреля.

Лига борьбы с туберкулёзом // Голос угличанина. 1910. № 5. 2 мая

От комитета по организации в г. Ярославле «дня колоса ржи» // Голос. 1912. № 92. 21 апреля.

Отчёт комитета по организации в г. Ростове 5-го апреля 1912 г. дня «Колоса ржи». 1912. Ростов: Типография А.Х. Оппель.

Помогите голодающим! // Голос. 1912. № 75. 1 апреля.

РбФ ГАЯО. Ф. 261. On. 1. Д. 1. Л. 1 об.

РбФ ГАЯО. Ф. 435. Он. 1. Д. 1. Л. 193-194.

РбФ ГАЯО. Ф. 435. On. 1. Д. 1. Л. 83.

РбФ ГАЯО. Ф. 9. ОП. 1. Д. 2832. Л. 7 ОБ.

Романов-Борисоглебск // Голос. 1912. № 95. 25 апреля.

Россия в начале XX в. 2002 / Яковлев А.Н. (ред.). М.: Новый хронограф.

Ростов // Голос. 1912. № 75. 1 апреля.

Ростов. Отчёт комитета по организации в Ростове 5 апреля 1912 г. «дня колоса ржи» // Голос. 1912. № 91. 20 апреля

Ростов. Последние работы // Голос. 1912. № 95. 25 апреля.

Рыбинск. «Колос ржи» // Голос. 1912. № 95. 19 апреля.

Сегодня «День колоса ржи» // Угличская мысль. 1912. № 32/110. 27 мая.

Ярославль // Голос. 1912. № 90. 19 апреля.

REFERENCES

In: Golos [Voice]. No. 91 (1912): 20 April. (In Russian).

In: Uglichskaya mysl' [Uglich thought]. No. 33 /111 (1921): 31 May. (In Russian).

In: Golos [Voice]. No. 95 (1912): 25 April. (In Russian).

The State Archive of Yaroslavl Oblast. Fund 1541. Inventory 1. Case 72. P. 29 ab.-30, 33, 34. (In Russian).

The State Archive of Yaroslavl Oblast. Fund 1541. Inventory 1. Case 74. P. 5. (In Russian).

In: Golos [Voice]. No. 80 (1912): 8 April. (In Russian).

Yerokhina S. V. In: Istoriya i kul'tura Rostovskoj zemli. 2015: Materialy XXV nauchnoj konferencii (9-11 noyabrya 2015 g., g.Rostov) [History and culture of Rostov region. 2015: Proceedings of the XXV Scientific Conference (9-11 November 2015, Rostov) ]. Rostov: GMZ Rostovskii kreml', 2016: 210-218. (In Russian).

In: Golos [Voice]. No. 92 (1912): 24 April. (In Russian).

In: Golos uglichanina [Voice of the resident of Uglich]. No. 5 (1910): 2 May. (In Russian).

In: Golos [Voice]. No. 92 (1912): 21 April. (In Russian).

Otchiot komiteta po organizatsii v g. Rostove 5-go aprelya 1912 g. dnya «Kolosa rzhi» [The report of the committee on the organization of the «Day of Rye Ear» festival in Rostov on 5lh April 1912]. Rostov: Tipographia A.H. Oppel, 1912. (In Russian).

In: Golos [Voice]. No. 75 (1912): 1 April. (In Russian).

The State Archive of Yaroslavl Oblast in Rybinsk. Fund 261. Inventory 1. Case. 1. P.l. (In Russian).

The State Archive of Yaroslavl Oblast in Rybinsk. Fund 435. Inventory 1. Case. 1. P.193-194. (In Russian).

The State Archive of Yaroslavl Oblast in Rybinsk. Fund 435. Inventory 1. Case. 1. P.83. (In Russian).

The State Archive of Yaroslavl Oblast in Rybinsk. Fund 9. Inventory 1. Case. 2832. P.7. (In Russian).

In: Golos [Voice]. No. 95 (1912): 25 April. (In Russian).

Rossiya v nachale XX veka [Russia at the beginning of the XX century]. Ed. by Yakovlev A. N. M.: Novyi hronograf, 2002. (In Russian).

In: Golos [Voice]. No. 75 (1912): 1 April. (In Russian).

In: Golos [Voice]. No. 91 (1912): 20 April. (In Russian).

In: Golos [Voice]. No. 95 (1912): 25 April. (In Russian).

In: Golos [Voice]. No. 95 (1912): 19 April. (In Russian).

In: Uglichskaya mysl' [Uglich thought], No.32/110 (1912): 27 May. (In Russian).

In: Golos [Voice], No. 90 (1912): 19 April. (In Russian).

S. V. Yerokhina

Yaroslavl, Russia

«DAY OF RYE EAR» AS A FORM OF A CHARITABLE FESTIVAL IN EARLY 20,h CENTURY

(case study of small towns of Yaroslavl Province)

Abstract. The object of this research is the historical processes connected with the history of establishment and development of both medical societies in Russia and local charitable organizations in the province in the late 19th and early 20th centuries. The subject of the research is the content and features of the formation and development of medical and charitable societies. The research is based on the sources and data from Yaroslavl province. The aim of the article is to consider in an integrated manner the history of population activities in small provincial towns. The solution of the research tasks was achieved both through the identification of the role of the above-mentioned societies in the education system and through depiction of the history of their activity. The study is based on the principles of historism and objectivity. The methodological basis for the research is the dialectical method, which deals

with the basic principles of the study of reality in its development. The article considers reasons for the active development of socio-cultural charity in small provincial towns in Yaroslavl province in the early 20th century The author analyses the socio-cultural initiatives of voluntary medical and charitable organisations, their membership and participation in the cultural activity of the society. The article includes a short history of this new initiative («Day of Rye Ear») in various big cities of the country. The study characterises the ear of rye as a symbol of the festival. Historical data is provided on the famine in Russia in the late 19th and early 20th centuries. It was proved that local intelligentsia played a key role in the development of new cultural environment in provincial towns. As a result, two models for the formation of medical and charitable societies in small provincial towns are represented in the article. First approach to the establishment of such associations is opening of branch offices in the province. The second is the formation of organisations due to the initiative of local population. The activity of these organisations was very important for the region, as the state policy in this field was insufficiently active.

Key words: small provincial town; charity; medicine; cultural environment; intelligentsia; famine; rye ear; leisure time.

About the author: Sofia Viktorovna Yerokhina, post-graduate student at the Department of Advertising and Public Relations of Yaroslavl State University. P. G. Demidov.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Place of employment: Uglich State Historical, Architectural and Art Museum.

Ерохина С. В. «День колоса ржи» как форма организации благотворительного праздника в начале XX в. (на примере малых городов Ярославской губернии) // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2018. № 1.С. 24-31.

Yerokhina S.V. «Day of rye ear» as a form of a charitable festival in early 20th century (case study of small towns of Yaroslavl Province) // Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2018. No.. P. 24-31.

УДК 94(571) И.А. Коновалов

Омск, Россия

РЕВИЗИЯ М.М. СПЕРАНСКОГО И БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ В СИБИРИ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX в.

Аннотация. Статья посвящена борьбе с коррупцией в Сибири в первой четверти XIX в. Возросший интерес к истории местного управления связан не только со стремлением историков более глубоко взглянуть в прошлое, но и сугубо практическими потребностями. Возвращаясь к забытым традициям регионального управления, важно полнее учитывать исторический опыт, который был наработан веками. Специфической чертой сибирского администрирования была большая самостоятельность государственного аппарата, чем в центре страны. Отличительной чертой сибирской бюрократии была также ее почти полная оторванность от местного общества. Главным источником средств к существованию для основной массы чиновников было получаемое за службу денежное довольствие, которое делало их зависимыми от государства, способствовало лояльному отношению к существующему политическому режиму и формированию верноподданнической психологии. Отсутствие в крае самоуправления, недостаточный контроль за государственными органами со стороны населения, почти полное отсутствие демократических свобод создавали основу для развития коррупции, порождали должностные злоупотребления и приводили даже к сращиванию криминала с административно-полицейской системой. Ситуация усугублялась несоответствием высокого статуса в местном обществе, который сообщался занимаемой должностью на государственной службе, и относительно невысокими зарплатами сибирских чиновников.

Ключевые слова: история Сибири; власть; местное управление; реформа; администрация; губернатор; полиция; полномочия; выборы; национальная политика.

Сведения об авторе: Игорь Анатольевич Коновалов, кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права.

Место работы: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского.

Контактная информация: 644077, Россия, г. Омск, пр-т Мира, д. 55а; e-mail: konov77@mail.ru.

Социально-экономическое развитие Сибири в начале XIX в. и рост колонизации края вызывали потребность в более гибкой организации местного администрирования. Противоречие территориального и ведомственного

принципов управления и вызванная этим неразбериха настоятельно требовали создать способ объединения и унификации разрозненных местных учреждений. К реорганизации сибирской системы местного управления подталки-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.