Научная статья на тему 'День Белого цветка как форма социально-культурной благотворительности малого провинциального города в начале ХХ В. (на примере г. Мологи Ярославской губернии)'

День Белого цветка как форма социально-культурной благотворительности малого провинциального города в начале ХХ В. (на примере г. Мологи Ярославской губернии) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
522
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ ГОРОД / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / МЕДИЦИНА / КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / РОМАШКА / ДОСУГ / SMALL PROVINCIAL TOWN / CHARITY / MEDICINE / CULTURAL ATMOSPHERE / INTELLIGENTSIA / CAMOMILE / LEISURE TIME

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ерохина Софья Викторовна

Объектом исследования являются исторические процессы, связанные с историей становления и деятельности медицинских обществ в стране и провинции в конце XIX – начале ХХ в. Предметом исследования являются содержание и особенности процесса возникновения и развития объединений медицинской направленности на материалах Ярославской губернии. Цель статьи – комплексное изучение истории деятельности городского населения малого провинциального города. Решение задач достигнуто выявлением роли медицинских обществ в системе образования и отражением истории их деятельности. В статье использовались научные принципы – историзм и объективность. Методологическая основа статьи – диалектический метод, разрабатывающий общие принципы познания реальности в еe развитии. Применялись специальные методы исторического исследования. Рассматриваются причины активного развития социально-культурной благотворительности малого провинциального города Ярославской губернии в начале ХХ в. Показана демократизация культуры страны на рубеже XIX – начала ХХ в. В статье выявлены проблемы, связанные с формированием некоторых сторон интеллектуальной жизни городского населения русской провинции. Даeтся анализ социально-психоло-гических процессов, происходивших в городской среде. Проанализированы социокультурные инициативы добровольных объединений медицинской направленности. Выявлен состав организаций и прослежено вовлечение в культурную деятельность городского социума. Главное внимание членами этих обществ уделялось развитию медицинских знаний населения провинции. Анализируется их социально-культурная благотворительность. Рассматривается краткая история новой акции в разных крупных городах страны. Дана характеристика символу праздника – белому цветку. Показана историческая справка заболевания туберкулeзом в России и Европе. Определяются способы работы группы местных специалистов с населением малого провинциального города. Выявляются организаторы и наиболее активные члены благотворительных сборов для борьбы с туберкулeзом. Доказана ведущая роль местной интеллигенции в формировании новой культурной среды провинциальных городов. Показано взаимодействие интеллигенции с представителями других социальных групп в актуализации новых сфер культурной жизни для провинциального города в переходную эпоху. В результате в статье представлены две модели зарождения обществ медицинской направленности в малых провинциальных городах. Первый путь создания таких объединений – открытие филиальных отделений столичных обществ в провинции. Второй способ – создание организаций по инициативе местного населения. Деятельность медицинских организаций имела большое значение для развития региона (решение социальных проблем, развитие санитарной культуры, содействие эстетическому воспитанию). Она непосредственно влияла на развитие социокультурной атмосферы малых городов Ярославской губернии, потому что государственная политика в этом направлении была недостаточно активной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ерохина Софья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DAY OF WHITE FLOWER AS FORM OF SOCIO-CULTURAL CHARITY IN SMALL PROVINCIAL TOWN AT THE BEGINNING OF 20 TH CENTURY (BY EXAMPLE OF MOLOGA TOWN, YAROSLAVL REGION)

The object of the research are historical processes which are took place with a history of the formation and of the activity of medical societies in the country and in the province in the end of the 19 th – in the beginning 20 th centuries. The subject of the research is the maintenance and peculiarities of the process of the occurrence and society’s development of medical character by the materials of Yaroslavl region. The aim of the article is to complete research of the history of the population activity in small provincial town. The decision of tasks are resulted in the identification in the system of education and in the reflection of the history their activity. In the article are used scientific principles of the historism and of the objectivity. Methodological basis of the article is a dialectical method which worked general principles of the cognition reality in her development. Special methods of historical research are applied. The article considers tendencies of active development of socio-cultural charity in small provincial town in Yaroslavl region at the beginning of the 20 th century. The democratization of the culture in the country at the turn 19 th – 20 th centuries is showed. In the article are characterized problems which are took place with a formation of some sides of intellectual life of population in small town of the province. The analysis of socio-psychological processes in the atmosphere in provincial town is given. In the article the socio-cultural activities of voluntary organizations of medical character are analyzed, their membership and townspeople participation in cultural events is showed. The main attention was paid to development members of medical knowledge of the province population. Their socio-cultural charity is analyzed. The small history of new action in different cities of the country is dealt. The character of white flower is given as the symbol of the celebration. Historical information of the illness of the tuberculosis in Russia and in Europe is showed. Ways of the work of the group of local specialists with population in small provincial town are determined. Organizers and active members of the action of the char deity for struggle against tuberculosis are showed. The role of local intelligentsia in the formation of cultural atmosphere in provincial towns is disclosed. The interaction between the intelligentsia and participants of other social groups in the actualization of new spheres of cultural life for provincial town between two epochs is showed. As a result, in the article two models of the origin of societies of medical character are presented. First way of the origin of such organizations is the openness of filial branches of capital societies in the province. Second way is the origin of organizations at the wish of local population. The activity of medical organizations has a big value for development of region (it were a decision of social problems, a development of medical culture, a help in the artic education). It influences indisputable on the development of socio-cultural atmosphere of small towns of Yaroslavl region because the state politic in this veering was not especially active.

Текст научной работы на тему «День Белого цветка как форма социально-культурной благотворительности малого провинциального города в начале ХХ В. (на примере г. Мологи Ярославской губернии)»

УДК 361.7

ДЕНЬ БЕЛОГО ЦВЕТКА КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДА В НАЧАЛЕ ХХ в. (на примере г. Мологи Ярославской губернии)

© Софья Викторовна ЕРОХИНА

Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, г. Ярославль, Российская Федерация, аспирант, кафедра музеологии и краеведения, e-mail: [email protected]

Объектом исследования являются исторические процессы, связанные с историей становления и деятельности медицинских обществ в стране и провинции в конце XIX - начале ХХ в. Предметом исследования являются содержание и особенности процесса возникновения и развития объединений медицинской направленности на материалах Ярославской губернии. Цель статьи - комплексное изучение истории деятельности городского населения малого провинциального города. Решение задач достигнуто выявлением роли медицинских обществ в системе образования и отражением истории их деятельности. В статье использовались научные принципы - историзм и объективность. Методологическая основа статьи - диалектический метод, разрабатывающий общие принципы познания реальности в єє развитии. Применялись специальные методы исторического исследования. Рассматриваются причины активного развития социально-культурной благотворительности малого провинциального города Ярославской губернии в начале ХХ в. Показана демократизация культуры страны на рубеже XIX -начала ХХ в. В статье выявлены проблемы, связанные с формированием некоторых сторон интеллектуальной жизни городского населения русской провинции. Даeтся анализ социально-психологических процессов, происходивших в городской среде. Проанализированы социокультурные инициативы добровольных объединений медицинской направленности. Выявлен состав организаций и прослежено вовлечение в культурную деятельность городского социума. Главное внимание членами этих обществ уделялось развитию медицинских знаний населения провинции. Анализируется их социально-культурная благотворительность. Рассматривается краткая история новой акции в разных крупных городах страны. Дана характеристика символу праздника - белому цветку. Показана историческая справка заболевания ту6єркулєзом в России и Европе. Определяются способы работы группы местных специалистов с населением малого провинциального города. Выявляются организаторы и наиболее активные члены благотворительных сборов для борьбы с ту6єркулєзом. Доказана ведущая роль местной интеллигенции в формировании новой культурной среды провинциальных городов. Показано взаимодействие интеллигенции с представителями других социальных групп в актуализации новых сфер культурной жизни для провинциального города в переходную эпоху. В результате в статье представлены две модели зарождения обществ медицинской направленности в малых провинциальных городах. Первый путь создания таких объединений - открытие филиальных отделений столичных обществ в провинции. Второй способ - создание организаций по инициативе местного населения. Деятельность медицинских организаций имела большое значение для развития региона (решение социальных проблем, развитие санитарной культуры, содействие эстетическому воспитанию). Она непосредственно влияла на развитие социокультурной атмосферы малых городов Ярославской губернии, потому что государственная политика в этом направлении была недостаточно активной.

Ключевые слова: малый провинциальный город; благотворительность; медицина; культурная среда; интеллигенция; ромашка; досуг.

Молога конца XIX - начала ХХ в. - маленький город на Волге в Ярославской губернии с населением по переписи 1897 г. свыше 7 тыс. жителей. В Мологе с 1880-х гг. существовал музыкально-драматический кружок [1, л. 1об., 2-4], позже реорганизованный в Общество любителей музыкального и драматического искусств. В 1900 г. в городе открылось Вольно-пожарное общество [2, с. 188]. Как известно, вольные огне-борцы не ограничивали свою деятельность тушением пожаров и устройством смотров и

репетиций, зимой дружинники заливали катки, поддерживали лед в хорошем состоянии, внедряли кинематограф, при добровольных дружинах создавались оркестры и библиотеки. В 1901 г. инициативная группа врачей и земских деятелей основала Мологский уездный комитет попечительства о народной трезвости [3, л. 1]. В Мологском уезде благодаря содействию духовенства появились чайные с библиотеками-читальнями, где можно было найти массу периодических изданий и книг. В сельских чайных лекторами

из учителей местных учебных заведений озвучивались сообщения о вреде злоупотребления крепкими напитками и устраивались чтения с туманными картинами. В 1915 г. в Мологе редактором М. Терпигоревым издавалась собственная газета под названием «Родной край» [4, с. 67]. В начале ХХ в. - в период русско-японской и Первой мировой войн - мологжанки организовывали т. н. «дамские» комитеты временного характера под эгидой Российского общества Красного Креста [1, л. 18об., 19об., 20об., 21, 28]. Дамские кружки были заняты пошивом белья, упаковкой лекарств и подарков для раненых и больных воинов, устраивали кружечные сборы на базарах, площадях, в церквах, стремились к распространению идей санитарного просветительства среди населения.

В начале ХХ в. вопрос санитарноэпидемиологического просвещения был весьма актуален. В это время в стране отмечалась большая заболеваемость чахоткой (или туберкулезом, или бугорчаткой легких), в 62 % она являлась причиной летального исхода. Положение многочисленных легочных больных усугублялось тяжелыми бытовыми условиями. За десятилетие количество заболевших в России возросло с 19 до 28 % [5]. В Европе ежегодно погибал 1 млн жителей, в России данные колебались от 360 тыс. до цифры свыше 500 тыс. больных (19111913 гг.) [6]. После русско-японской войны в стране в некоторых центральных и южных губерниях друг за другом последовали несколько неурожайных лет, что способствовало широкому распространению болезни. Помощь на приобретение для голодающих необходимых продуктов питания поступала и от дамских комитетов, которые продавали на специально устроенных торгах остатки пожертвованных тканей и овса, вырученные средства направлялись в нуждающиеся губернии. По завершении дополнительной миссии дамские кружки передавали свои неприкосновенные капиталы в губернские управления Красного Креста [7].

Тем не менее, чахотка продолжала активно распространяться среди населения. 20 апреля 1910 г. в Санкт-Петербурге состоялось торжественное открытие Всероссийской лиги для борьбы с туберкулезом, которая, следуя опыту западноевропейских стран (в первую очередь Великобритании),

объединила все отечественные организации, боровшиеся с этой страшной болезнью (13 ее отделов и 19 медицинских обществ). Новому учреждению с капиталом в 10 тыс. руб. удалось привлечь к своей работе широкие слои общества (изначально до 1 тыс. представителей медицинского совета, профессуры, видных общественных деятелей) [8]. Подготовительным этапом к открытию действий Лиги послужила деятельность Русского общества охранения народного здравия в 1890-е гг., в 1900-х гг. к работе над этим вопросом подключились Пироговские съезды и особая комиссия при Пироговском обществе. Первым заметным практическим шагом в деятельности этих собраний стало строительство специальных санаториев, больниц, кумысолечебниц.

К 1913 г. под знаком Лиги объединились 15 обществ для борьбы с туберкулезом и 47 медицинских обществ, в числе своих прочих функций исполнявших работы по искоренению чахотки. За три года существования Лиги возникло 123 провинциальных отдела организации [9, л. 74]. Помимо мероприятий санитарно-эпидемиологического характера Лига устраивала благотворительные сборы на дело борьбы с туберкулезом, получивших романтическое название «День Белого Цветка» или «День Белой Ромашки». Этот цветок был признан эмблемой организации. В назначенный день группы волонтеров, набранных в основном из учащейся молодежи и представительниц интеллигенции, снабженные специальными опечатанными кружками, раздавали букеты ромашек горожанам при приеме пожертвований на дело борьбы с чахоткой. Первая благотворительная акция Лиги была проведена 20 апреля 1911 г. (эту дату организация считала днем своего рождения), удалось собрать около 500 тыс. руб. В Москве в этот день на улицах, площадях, в садах, в фойе театров, в разных учреждениях раздавали букеты ромашки, в Санкт-Петербурге - подснежников. Кроме столиц в «туберкулезном дне» принимали участие еще три города - Ревель, Тифлис, Кронштадт. В Москве распространялись листки с изображением перевитого через крест белого цветка, на которых в популярном изложении предлагались меры по предупреждению чахотки. В 1912 г. сбор составил почти 800 тыс. руб. Люди из высших кругов общества счи-

тали своим долгом принять участие в одной или нескольких таких акциях. Общества -члены Лиги и образованные отделы к 1913 г. открыли более 40 амбулаторий для легочных больных, 7 санаториев и 3 кумысолечебницы, 13 летних колоний для детей. Правлением Лиги издавался журнал «Туберкулез», рассылаемый по отделам за взнос в 1 руб.

В 1911 г. в Мологе группа представителей местной интеллигенции по примеру других городов Ярославской губернии приняла решение устроить День Белого Цветка в пользу Всероссийской лиги для борьбы с туберкулезом [9, л. 186-187об., 193-194]. Был избран комитет по устройству праздника, и с одобрения ярославского губернатора графа Д.Н. Татищева 20 июля в день св. Ильи Пророка в Мологе состоялся День Белой Ромашки. Функционировало всего 26 кружек, причем две из них были отправлены в Рыбинск, четыре - по базарным селам Мологского уезда, остальные находились в Мологе. Результаты единовременного сбора (900 руб.) для небольшой Мологи были весьма крупной суммой.

Успех акции привел ее организаторов к мысли не отсылать собранные деньги в центральную организацию, чтобы иметь возможность создать собственный отдел Всероссийской лиги для борьбы с туберкулезом. В комитет по формированию мологского отдела Лиги вошли: городской голова

А.И. Блатов, заместитель председателя земской управы К.В. Шувалов, врачи С.А. Скобников, М.П. Афанасьев, Г.Е. Сорокин, П.П. Краузе, И.А. Розин, О.П. Полим-псестова, гласные городской думы Д.М. Капустин, А.И. Иванов, М.И. Дьячков, А.Н. Авенариус, Н.М. Попов, нотариус Г.Н. Абаляев, а также В.Н. Толоконникова, Р.А. Торопова, Н.Н. Ушаков, Б.А. Попов,

Н.Н. Ушин, Н.Н. Матвеевский. 4 сентября 1912 г. из Москвы от председателя Правления Всероссийской лиги для борьбы с туберкулезом В.А. Воробьева брат А.И. Блатова, председатель Общества любителей музыкального и драматического искусств [3, л. 14], Д.И. Блатов получил извещение с приветствием открытия Отдела и пожеланиями плодотворной деятельности. Началась долгая переписка с разными инстанциями, сбор необходимых сведений, обсуждение и редакция параграфов устава.

Спустя почти два года, в мае 1913 г., устав мологского учреждения был утвержден ярославским губернатором Д.Н. Татищевым. На первое заседание, состоявшееся вечером 27 мая в помещении городской управы, прибыло 20 членов-учредителей. Прибывшие избрали временное правление под председательством мологского городского головы А.И. Блатова [9, л. 83]. Капитал общества составили с добавившимися процентами 844 руб. 67 коп., собранные 20 июля 1911 г. в День Белой Ромашки, и 44 руб. 50 коп. - от спектакля 21 августа 1911 г. в пользу организации. Необходимо отметить, что мологское Общество любителей музыкального и драматического искусств устраивало до 8 любительских спектаклей и концертов в год (только собственными творческими силами без приглашения актеров и музыкантов) [3, л. 2-2об.]. Почти все мероприятия организовывались для пополнения средств разных мологских организаций: вольно-пожарной

дружины, уездного комитета попечительства

о народной трезвости, «дамского» кружка.

7 июня 1913 г. во время следующего заседания учредители постановили отпечатать и разослать до 500 экземпляров воззвания по городу и уезду с приглашением вступления в открывший свои действия отдел. Программа деятельности общества была направлена на предупреждение болезни, на поддержание здоровья слабых и лечение больных. Рыбин-цу С.Г. Горману заказали изготовить каучуковые штемпель и печать [9, л. 199, 201]. Членский взнос установили в размере 50 коп. и поручили принимать денежные поступления в Мологе А.И. Блатову, в с. Брейтове -П.П. Краузе, в с. Некоузе - И.А. Розину, в с. Копорье - О.П. Полимпсестовой. Уже 20 июля 1913 г. временное правление предполагало устроить праздник Белого Цветка.

Устройство «туберкулезного дня» требовало определенной подготовки: для праздника было необходимо приобрести или изготовить значительное количество цветов. Дни Белого Цветка, которые отделы Лиги по инструкции могли проводить не чаще одного раза в год, во многих городах страны проходили в разное время от ранней весны до осени, когда ромашка еще не цвела или уже отцветала. Поэтому появились фирмы, которые специализировались на изготовлении искусственных цветов. Одной из самых авторитет-

ных в России по праву считалась фирма «Мориц Филипп» в Москве [10, л. 11]. Именно к этой компании обратился Молог-ский отдел с просьбой обеспечить предстоящий праздник искусственной ромашкой в размере 50 тыс. цветков, остальные 5 тыс. было решено изготовить бесплатно, опираясь на помощь сочувствующих делу Лиги горожан. Измерялась изготовленная ромашка в единицах под названием гросс - или 144 цветка. Доверенный фирмы «Мориц Филипп» В. Арндт предложил мологжанам за гросс ромашки цену 60 1/2 коп. Заказанные 35 гроссов искусственных цветков компания обещала прислать в Мологу к назначенному времени, посылку правление получило 15 июля, уплатив по накладной 22 руб. 80 коп.

26 июня 1913 г. состоялось общее собрание для избрания руководителей на три года, на которое прибыло 33 участника. Председателем выбрали врача М.П. Афанасьева. Товарищем председателя был избран врач Г.Е. Сорокин, казначеем - гласный городской Думы А.И. Иванов, он же исполнял обязанности секретаря. Еще одним секретарем являлся гласный Н.Н. Ушаков. В начале июля вторым товарищем председателя был выбран врач К.А. Карабанов. В организационный комитет по устройству Дня Белой Ромашки вошли 20 участников правления и около 50 приглашенных представительниц интеллигенции [9, л. 86, 103]. Они дружно принялись за работу по изготовлению других 5 тыс. собственно «мологских» ромашек. Для этого у местных содержателей магазинов и лавок были закуплены разные необходимые материалы: материя, шерсть и проволока.

В здании городского манежа вечером 20 июля врачей Г.Е. Сорокина и К.А. Кара-банова пригласили прочесть лекцию для сочувствующих делу борьбы с туберкулезом. На следующий день правление решило просить любителей драматического искусства по примеру 1911 г. устроить спектакль на усиление средств отдела Лиги. Поставленная пьеса принесла объединению 25 руб. Кроме того, члены правления заинтересовались наличием в городе специальной литературы для лекций и кинематографических картин.

Волонтеры с лентами через плечо, кружками для пожертвований и корзинами цветов располагались в наиболее людных местах, таких как часовня, от земства до городского

училища, старый базар, берег и пристани, перевозы через Волгу и речку Мологу, большая дорога у кузниц, манеж, карусели и качели, Базарная площадь и торговые заведения, крупные улицы и переулки. Несколько кружек планировали отправить в Мологский уезд и в соседний Рыбинск - второй крупный город Ярославской губернии после административного центра, но из канцелярии ярославского губернатора поступило разрешение на сбор средств только в пределах Моло-ги. Руководили группой будущих продавщиц букетов ромашки шесть доверенных лиц, волонтеров было 10. Вечером, когда все кружки вскрыли в присутствии представителей городских властей и правления отдела, подсчитали собранный валовой сбор, составивший 158 руб. 9 коп. [9, л. 117, 118-118об., 192об., 193об., 198об., 214]. Праздник ожидаемых результатов не принес, т. к. весь день шел проливной дождь, который помешал сборщикам проявить свою деятельность. Из этой суммы 125 руб. 69 коп. были сданы для взноса в кредитное учреждение, остальные потрачены на погашение сумм, израсходованных на оплату за выписанную искусственную ромашку и материалы для ее изготовления.

Несмотря на определенную активность, Мологский отдел не имел права на управление капиталами и имуществом общества, потому что без необходимой доверенности не представлял юридической единицы. Правление запросило у центральной организации Лиги оформить доверенность на имя председателя М.П. Афанасьева. Документ был получен только в сентябре 1913 г., поэтому летом деятельность отдела выглядела достаточно скромной, но количество участников объединения возросло до 257. Известно, что 22 октября учреждение внесло в Попечительство о бедных г. Мологи пособие на содержание больной чахоткой девочки Н. Озеровой (8 руб.). 28 октября отдел вел в переговоры с городом и земством на предмет содержания на общие средства лечебницы для хронических больных с отделением для страдающих туберкулезом. В 1913-1914 гг. созыва полномочных представителей для обсуждения вопроса не состоялось. Например, в Юрьевце Костромской губернии для больных туберкулезом нижних чинов на летнее время в помещении винного склада был устроен санаторий на 30 мест [10, л. 22, 24,

30, 32.]. Помощь по передаче комнат подопечным местного отдела Лиги осуществлял Юрьевецкий уездный земский комитет помощи больным и раненым воинам. Юрьевец-кий отдел обеспечил санаторий необходимыми медикаментами.

1 марта 1914 г. мологская организация по требованию капитала, принадлежавшего Всероссийской лиге для борьбы с туберкулезом, выделила сумму в 896 руб. 45 коп. В мае, когда по квитанционным книжкам стали поступать членские взносы, в отделе состояло около 140 участников. 5 мая 1914 г. состоялось заседание правления под руководством председателя М.П. Афанасьева, где обсуждался вопрос об устройстве праздника Белой Ромашки. На традиционный для Мо-логи день проведения акции - 20 июля - в манеже запланировали устроить выставку и чтения с туманными картинами. 31 мая из канцелярии ярославского губернатора пришло разрешение на проведение мероприятия и на утверждение 40 сборщиков и выдачу им 20 кружек. Кроме того, из Ярославля поступило предложение по пожеланию мологского отдела согласовать образцы других вещей и товаров, не ограничивая таким образом рамки благотворительной продажи только цветами. Отдел тщательно изучил диапозитивы для лекций по туберкулезу, издаваемые правлением Всероссийской лиги, особенно члены объединения заинтересовались портретами Л. Пастера, И. Мечникова, изображениями рабочего квартала в английском городе, работ больных в санаториях (трамбовка дороги, колка дров), летней колонии Рыбинского отдела, видами пыли, известными жертвами чахотки (В.Г. Белинский, А.В. Кольцов, А.П. Чехов, Н.А. Добролюбов). Мологское учреждение много консультировалось с председателем Ярославского отдела купцом А.Н. Вахрамеевым, Рыбинского - врачом Р.Р. Сыромятниковым, Ростовского - врачом Л.Я. Богдановым, даже Кашинского Тверской губернии - старшим врачом земской больницы С.И. Твердовским.

В начале июня 1914 г. общее собрание определилось с организацией четырехдневной (19-22 июля) противотуберкулезной выставки, экспонаты на средства общества выписывали из Лиги и приглашали демонстратора. В итоге Лига выслала диапозитивы на две недели безвозмездно. В эти же дни ут-

раивались чтения по вопросу о борьбе с чахоткой. По требованию главного отдела расход по выставке не мог превысить планку в 100 руб., даже с наймом помещения. Образцы афиш печатались по 12 руб. за сотню.

В 1915 г. в акцию по проведению Дня Белого Цветка включилось еще большее количество городов Российской империи. Цель сбора как приоритет в период Первой мировой войны - отчисление части пожертвованных денег в пользу больных чахоткой солдат и их детей. Материал для выделки ромашки по случаю военного времени сильно вздорожал, и даже по дорогой цене его было трудно получить. Искусственные цветки стали в 1915 г. на 5 % дороже стоимости прежних лет - 76 коп. за гросс. Еще в январе 1915 г. фирма «Мориц Филипп» предупреждала своих постоянных клиентов о том, что уже теперь «вследствие недостачи материала ромашка имеется в очень ограниченном количестве» [10, л. 1-1об]. Как правило, букеты ромашек расходились мгновенно, и даже крупных запасов хватало ненадолго. Желание собрать необходимую сумму было так велико, что многие горожане возвращали только что полученные цветы обратно волонтерам для повторного вручения другим благотворителям.

Проведение Дней Белого Цветка Всероссийской лигой для борьбы с туберкулезом породило целый ряд других подобных благотворительных дней: «синего цветка», «незабудки», «ржаного колоса». У вольно-пожарных дружин был сбор т. н. «пожарного цветка» (например, в тверском Вышнем Волочке) [11, л. 30, 51об.]. Общественная отзывчивость и идея посильным участием оказать помощь нуждающимся и страждущим к началу ХХ в. настолько окрепла в русском обществе, что вся деятельность по организации общественных объединений разного характера была направлена на высокие гуманные благотворительные цели. В трудную пореволюционную эпоху акции по собиранию средств путем устройства Дня Белой Ромашки прекратились. Позже были предприняты единичные попытки возродить этот праздник. Так, 17 сентября 1922 г. в соседней верхневолжской Твери было решено устроить День Белого Цветка, удалось собрать чуть более миллиарда руб. - сумма с учетом инфляции того времени не слишком боль-

шая. И все же праздник навсегда остался важной вехой среди многочисленных культурных инициатив интеллигенции начала ХХ в. в деле самоорганизации и помощи, в сфере культурного и медицинского просвещения населения.

1. ЯГИАХМЗ (Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник). Ед. хр. 28037/71. (Фонд О.М. Блатовой).

2. Чикалев А.А., Малков В.И. Пожарная охрана Ярославского края в фотографиях, документах и воспоминаниях. Ярославль, 2007.

3. РбФ ГАЯО (Рыбинский филиал Государственного архива Ярославской области). Ф. 217. Оп. 1. Ед. хр. 1.

4. Торопов В. О мологской газете «Родной край». Пожарная охрана // Молога. История и судьба русской земли. Рыбинск, 1995. Вып. 1.

5. Е.Ч. Праздник «Белого Цветка» // Голос угличанина. 1911. 24 апр.

6. Праздник «Белого Цветка» в Угличе // Угличский край. 1913. 14 июля.

7. ГАЯО (Государственный архив Ярославской области). Ф. 614. Оп. 1. Ед. хр. 121.

8. Р.В. Лига борьбы с туберкулезом // Голос угличанина. 1910. 2 мая.

9. РбФ ГАЯО. Ф. 435. Оп. 1. Ед. хр. 1.

10. ГАКО (Государственный архив Костромской области). Ф. 530. Оп. 1. Ед. хр. 9.

11. ГАТО (Государственный архив Тверской области). Ф. 1170. Оп. 1. Ед. хр. 10.

Поступила в редакцию 2.09.2013 г.

UDC 361.7

DAY OF WHITE FLOWER AS FORM OF SOCIO-CULTURAL CHARITY IN SMALL PROVINCIAL TOWN AT THE BEGINNING OF 20th CENTURY (by example of Mologa town, Yaroslavl region)

Sofia Viktorovna YEROKHINA, Yaroslavl State University named after P.G. Demidov, Yaroslavl, Russian Federation, Post-graduate Student, Museum Study and Region Study Department, e-mail: [email protected]

The object of the research are historical processes which are took place with a history of the formation and of the activity of medical societies in the country and in the province in the end of the 19th - in the beginning 20th centuries. The subject of the research is the maintenance and peculiarities of the process of the occurrence and society’s development of medical character by the materials of Yaroslavl region. The aim of the article is to complete research of the history of the population activity in small provincial town. The decision of tasks are resulted in the identification in the system of education and in the reflection of the history their activity. In the article are used scientific principles of the historism and of the objectivity. Methodological basis of the article is a dialectical method which worked general principles of the cognition reality in her development. Special methods of historical research are applied. The article considers tendencies of active development of sociocultural charity in small provincial town in Yaroslavl region at the beginning of the 20th century. The democratization of the culture in the country at the turn 19th - 20th centuries is showed. In the article are characterized problems which are took place with a formation of some sides of intellectual life of population in small town of the province. The analysis of socio-psychological processes in the atmosphere in provincial town is given. In the article the socio-cultural activities of voluntary organizations of medical character are analyzed, their membership and townspeople participation in cultural events is showed. The main attention was paid to development members of medical knowledge of the province population. Their socio-cultural charity is analyzed. The small history of new action in different cities of the country is dealt. The character of white flower is given as the symbol of the celebration. Historical information of the illness of the tuberculosis in Russia and in Europe is showed. Ways of the work of the group of local specialists with population in small provincial town are determined. Organizers and active members of the action of the char deity for struggle against tuberculosis are showed. The role of local intelligentsia in the formation of cultural atmosphere in provincial towns is disclosed. The interaction between the intelligentsia and participants of other social groups in the actualization of new spheres of cultural life for provincial town between two epochs is showed. As a result, in the article two models of the origin of societies of medical character are presented. First way of the origin of such organizations is the openness of filial branches of capital societies in the province. Second way is the origin of organizations at the wish of local population. The activity of medical organizations has a big value for development of region (it were a decision of social problems, a development of medical culture, a help in the artic education). It influences indisputable on the development of socio-cultural atmosphere of small towns of Yaroslavl region because the state politic in this veering was not especially active.

Key words: small provincial town; charity; medicine; cultural atmosphere; intelligentsia; camomile; leisure time.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.