Научная статья на тему 'Демпфер — российское ноу-хау налоговой политики'

Демпфер — российское ноу-хау налоговой политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
253
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горшкова Анна

Прошлый 2018 год стал проверкой на прочность для российской нефтяной отрасли. На фоне сдерживания добычи нефти в рамках соглашения стран ОПЕК и не-ОПЕК, резкого роста цен на нефть до 70 долл. за баррель, ослабления курса рубля и роста акцизов на бензин и дизель, топливо внутри страны начало уверенно дорожать. В мае стоимость литра бензина уже подобралась к отметке 50 рублей. С учетом того что доля влияния топливных цен на общий уровень инфляции составляет порядка 10%, к середине года стали возникать серьезные риски ее неконтролируемого роста в целом по году и усиления социальной напряженности в регионах. В этих условиях правительство приняло ряд экстренных решений по изменению налоговой системы нефтяной отрасли с 1 января 2019 года, направленный на оптимизацию добычи нефти и стабилизацию ситуации на внутреннем рынке топлива. И если первый блок налоговых изменений представлял собой продолжение предыдущей финансовой политики и заключался в поэтапном повышении НДПИ при пропорциональном снижении экспортной пошлины на нефть, то второй блок под названием «демпферный акциз на нефть» стал уникальной разработкой российских чиновников из Минфина и Минэнерго, аналогов которой в мире пока нет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Демпфер — российское ноу-хау налоговой политики»

НЕФТЯНОЙ ПЕРЕДЕЛ

российское ноу-хау налоговой политики

Налоговый маневр как сложное уравнение

Согласно решению правительства, с 1 января 2019 года в России запустился процесс завершения налогового маневра, который предполагает постепенное уменьшение экспортной пошлины на нефть вплоть до ее обнуления к 2024 году. Для обеспечения постепенного обнуления пошлины на нефть вводится специальный корректирующий коэффициент, который будет уменьшаться год от года в течение 6 лет. Так, в 2019 году предельные ставки пошлины (выше которых не может быть установлена пошлина, рассчитываемая по формулам правительства) умножаются на корректирующий коэффициент 0,833, в 2020 году - 0,667, в 2021 году - 0,5, в 2022 году - 0,333, в 2023 году - 0,167, в 2024 году - 0. Таким образом, с 2024 года экспортная пошлина на нефть в России будет отменена. Одновременно продолжается плановое постепенное повышение НДПИ. Для этого еще в 2017 году в одну из формул, лежащих в основе расчета этого налога, был введен специальный коэффициент, который плавно повышался в 2017-2021 годах.

42 • Общественно-деловой научный журнал «ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА»

В 2018 году он достигал 357, в 2019-2021 годах - 428. Все льготы по экспортной пошлине на нефть, которые получали нефтяные компании, зеркально трансформированы в НДПИ.

Эти изменения налоговой системы, безусловно, крайне выгодны государству, так как обеспечивают более высокие доходы в федеральный бюджет. Однако они же ставят под вопрос эффективность поставок нефти на внутренний рынок, особенно в условиях отсутствия у компаний собственных НПЗ. Поэтому с завершением налогового маневра, перед правительством возникла задача создания более привлекательных условий для переработки нефти в России. Решить ее просто можно было, казалось, за счет отказа от планового повышения акцизов на бензин и дизельное топливо в 2019-2021 годах. Но это означало бы очередные потери бюджета, пойти на которые правительство не могло. В итоге, в 2019 году акцизы на бензин выросли на 4,1 тыс. рублей до 12,3 тыс. рублей на тонну, в 2020 году они увеличатся до 12,75 тыс. руб./т, в 2021 году -до 13,26 тыс. руб./т. Акцизы на дизельное топливо выросли на 2,87 тыс. рублей - до 8,54 тыс. руб./т, затем они будут расти до 8,83 тыс. руб./т в 2020 году и до 9,19 тыс. руб./т в 2021 году.

Таким образом, Минфину за несколько месяцев предстояло найти ответ на крайне сложное уравнение - как сделать привлекательными поставки нефти на российские НПЗ, избежать дефицита топлива или роста цен на него, сохранить доходы в бюджет и обеспечить эффективность работы нефтяных компаний - основных налогоплательщиков страны. Итогом напряженной работы стало введение с 1 января 2019г обратного акциза на нефть с демпферной составляющей.

Российское ноу-хау -демпферный акциз

Новый демпферный механизм представляет собой обратный акциз на нефть. При цене на «черное золото» ниже 55 долл. за баррель, снижении европейских котировок на бензин и дизельное топливо и повышении рентабельности поставок нефти и нефтепродуктов на внутренний рынок он работает как обыкновенный налог на перерабатываемую нефть. При цене выше 55 долл., росте стоимости топлива на европейских рынках и одновременном падении эффективности продаж на внутреннем рынке он превращается в обратный акциз, при котором государство платит компаниям за переработку нефти внутри России.

Сам акциз рассчитывается по многоэтапной формуле в зависимости от цен на нефть и нефтепродукты в Европе и России, объемов ее переработки на НПЗ, производства разных видов нефтепродуктов, уровня продаж на внутреннем рынке, курса рубля и удаленности заводов от рынка сбыта1.

Всего для оценки удаленности НПЗ от рынка сбыта было выделено 6 региональных групп, к которым применяются разные логистческие коэффициенты. НПЗ, получающие самый высокий логистический коэффициент, удалены от рынков сбыта и не могут в случае необходимости быстро компенсировать выпадающие объемы производства за счет других нефтеперерабатывающих заводов. Самый большой логистический коэффициент в размере 1,5 будет применяться к НПЗ, располо-

женным в Хакасии и в Красноярском крае. В эту группу попадает Ачинский НПЗ «Роснефти». Коэффициент 1,4 будет применяться к перерабатывающим мощностям в Туве и Иркутской области. В эту группу попадает Ангарский НПЗ «Роснефти». Коэффициент 1,3 распространяется на НПЗ в Ямало-Ненецком, Ненецком автономных округах, в Коми, Якутии и Бурятии. Этот коэффициент может получить Ухтинский НПЗ «ЛУКОЙЛа». Коэффициент 1,1 применяется к НПЗ в Тюменской, Новосибирской и Томской областях, а также в Забайкальском крае. Этот коэффициент может быть применен к нефти, перерабатываемой на Антипинском НПЗ компании «Новый поток» и Коченевском НПЗ компании «ВПК-Ойл». Проектная мощность последнего заявлена в объеме 1 млн тонн, а текущая переработка - в размере 600 тыс. тонн. Коэффициент 1,05 будет применяться к заводам, расположен-

ным в Омской области, Алтайском крае и республике Алтай. Под его действие подпадает Омский НПЗ «Газпром нефти». В отношении остальных регионов России будет применяться коэффициент 1.

Для установления более четкой корреляции акциза и нефтяных котировок в формулу вводится также специальная демпфирующая компонента. Она вычисляется как разница цен экспортной альтернативы и цен на внутреннем рынке. При этом экспортная альтернатива рассчитывается по формуле в зависимости от цен на бензин и дизельное топливо на роттердамском рынке, затрат на транспортировку, размера экспортной пошлины и акциза на нефтепродукты, курса рубля и налога на добавленную стоимость. Внутренняя стоимость бензина и дизельного топлива устанавливается нормативно. Так, средняя оптовая цена на бензин Аи-92 принимается равной 56 тыс. руб. за тонну в 2019 году, 58,8 тыс. руб. за тонну в 2020 году, 61,74 тыс. руб. за тонну в 2021 году. Средняя оптовая цена на дизельное топливо устанавливается в размере 50 тыс. рублей за тонну в 2019 году, 52,5 тыс. рублей за тонну в 2020 году, 55,125 тыс. рублей за тонну в 2021 году.

При этом если внутренние оптовые цены на бензин и дизельное топливо отклоняются от установленных в законе порогов на 10% или более, то демпфирующий коэффициент обнуляется. Такой подход позволит компаниям компенсировать до 60% роста экспортных цен на нефтепродукты.

Право на демпфер

Одновременно ведомства вели ряд ограничений на получение обратного акциза на нефть. Претендовать на него могут только нефтеперерабатывающие компании или компании, перерабатывающие нефть по давальческой схеме, имеющие свидетельство о регистрации. Право на регистрацию имеют

Минфинуза несколько месяцев предстояло найти ответ на крайне сложное уравнение - как сделать привлекательными поставки нефти на российские НПЗ, избежатьдефицита топлива или роста цен на него, сохранитьдоходы в бюджет и обеспечить эффективность работы нефтяных компаний -основных налогоплательщиков страны. Итогом напряженной работы стало введение с 1 января 2019г обратного акциза на нефть с демпферной составляющей

«ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА» №1, 2019 • 43

компании, попавшие по данным на 1 января 2018 года под санкции, либо нефтеперерабатывающие заводы, производящие из нефти 10% бензина класса 5 и продающие его на внутреннем рынке в объеме не менее 5 тыс. тонн.

Кроме того, регистрацию могут получить компании, перерабатывающие более 600 тыс. тонн нефти и заключившие с государством до 1 июня 2019 года соглашения о модернизации НПЗ при условии, что сроки, указанные в нем, не срываются. В соглашении компания берет на себя обязательства либо наладить производство бензина класса 5 из не менее чем из 10% сырья, либо инвестировать в ремонт НПЗ с 2016 года по 2024 год не менее 60 млрд рублей.

К началу весны такие соглашения с Минэнерго заключили 9 НПЗ: «Нефтехимсервис» (Яйский НПЗ), «Новошахтинский НПЗ», «Афип-ский НПЗ», «ТАНЕКО», «Орскнефтеоргсинтез» (МОЕХ: OR.EE), «Антипинский НПЗ», «Марийский НПЗ», «Ильский НПЗ» и «Славянск ЭКО». Они взяли на себя обязательство ввести до 1 января 2026 года 13 установок вторичной переработки нефти, увеличить производство бензина класса 5 на 3 млн тонн в год и инвестировать суммарно за период 2015-2026 гг около 300 млрд руб.

Документами утвержден перечень промышленных установок вторичной переработки нефти на НПЗ, строительство которых позволяет предприятиям претендовать на получение обратного акциза в рамках завершения «налогового маневра». К их числу относятся установки риформинга, изомеризации, крекинга, гидрокрекинга, алкилирования, производства высокооктановых компонентов, УЗК, гидроочистки, висбрекинга, переработки прямогонных остатков, гидроконверсии.

Обратный акциз на нефть может быть обнулен для компаний, которые не смогли произвести более 75% всех видов нефтепродуктов, включая бензин, кокс, мазут, битум и так далее из общего объема перерабатываемой нефти.

Правки на ходу

Минфин и Минэнерго, представляя в правительстве новую налоговую систему, сразу оговаривались, что она потребует доработки в течение первого полугодия после запуска. И это не удивительно, поскольку формулу расчета демпферного акциза без преувеличения можно назвать нелегкой для работы. Описание всех включенных в нее коэффициентов занимает в налоговом кодексе больше трех листов. При этом каждый коэффициент содержит сложно прогнозируемые переменные, например, такие как цены на нефть и нефтепродукты, объемы переработки нефти каждым НПЗ поквартально и т.д.

«Это крайне сложная запутанная система, которая не всегда отвечает реалиям текущего рынка. На какой-то момент она была необходима, чтобы снять вопрос, но в «длинную» надо пересматривать»,- заявил в середине марта глава «Татнефти» Наиль Маганов [1].

Демпферный акциз, по признанию даже самих разработчиков, эффективен при диапазоне цен на нефть от 60 до 90 долл. за баррель. При более высоких ценах компаниям становится выгодно покупать топливо на бирже в России и экспортировать

44 • Общественно-деловой научный журнал «ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА»

...формулу расчета демпферного акциза без преувеличения

можно назвать нелегкой для работы. Описание всех включенных в нее коэффициентов занимает в налоговом кодексе больше трех

листов. При этом каждый коэффициент содержит сложно прогнозируемые переменные...

на европейские рынки, а затраты государства на выплаты по демпферному акцизу могут оказаться неоправданно высокими. При более низких ценах на нефть или нефтепродукты нефтяные компании вынуждены платить государству фактически новый налог на переработку нефти. Именно такая ситуация сложилась в первый же месяц работы новой системы. Цены на бензин в Европе в январе оказались на одних из самых низких отметок за последние 15 лет.

«Когда формировались эти нормы, то никто не предполагал в сентябре-октябре, ноябре, что спреды на бензин опустятся до минимально возможного уровня за последние 15 лет. Поэтому демпфер, который был по бензину, он не сработал в силу того низкого спреда, который был на бензин в январе, феврале, марте. Соответственно, мы предлагаем правительству вернуться к рассмотрению демпфера в рамках налогового законодательства и внести изменения: сделать демпфер и на бензин, и на дизельное топливо во избежание каких-то катаклизмов в будущем линейным, не скачкообразным, или обнулить при условии, если цена внутреннего рынка будет ниже, чем цена экспортной альтернативы. То есть демпфер по бензину не работает при низких мировых ценах на бензин»,- говорил в марте первый вице-президент «ЛУКОЙЛа» Вадим Воробьев[2].

Глава «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов сообщал в марте, что потери отрасли за первый квартал от работы демпферного акциза составляют не менее 15 млрд рублей.

Между тем, Минфин обращает внимание на то, что речь идет не о потерях отрасли, а скорее, о недополученной прибыли нефтяных компаний по демпферной компоненте обратного акциза на нефть, расчитанной для поддержки бензиновой составляющей переработки. «По итогам января бюджет за-

платил нефтяным компаниям по дизельному топливу 10,7 млрд руб., а компании направили в бюджет по бензину 10,1 млрд. То есть в целом, бюджет недополучил 600 млн рублей. Просто все всегда оставляют за скобками вопрос дизельного топлива, фокусируясь только на вопросе выплат по бензину. Мы призываем оценивать работу демпферного механизма всесторонне»,- говорил директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов в интервью «Интерфаксу».

Аналитики «Петромаркета» отмечают, что если бы не падение цен на бензин нв европейских биржах, НПЗ в Россит могли бы получить и более 25 млрд руб. от действия демафирующей компоненты. «Ключевая причина этого - экстремально низкие бензиновые крек-спреды на европейском рынке, которые держали экспортные цены ниже базовой цены»,- отмечают они.

В результате, почти все нефтяные компании еще до завершения первого квартала 2019 года и подведения первых итогов работы демпферного акциза стали требовать его корректировки в части порогов индикативных цен на бензин на внутреннем рынке, заложенных в формулу.

Оценить степень необходимости этих изменений на данном этапе достаточно сложно, так как на топливном рынке в течение первогл квартала действовали правила, прописанные в соглашениях Минэнерго и нефтяных компаний. Согласно соглашениям поставщики топлива обязуются увеличить продажи бензина на рынке по сравнению с прошлым годом на 3% и удерживать цены в пределах определенных коридоров, установленных для каждого российского региона. Такой подход искусственного сдерживания рынка идет в противоречие с демпферным акцизом, основанным на рыночных ценах. Так что пока «чистой» работы демпфера нефтяная отрасль не увидела.

Кроме того, заложенная в демпфере логистическая и санк-ционная составляющая может привести к формированию принципиально разных подходов к модернизации НПЗ у крупных нефтяных компании и у владельцев мелких заводов, предупреждают аналитики «Петромаркет». «Адресное субсидирование работы НПЗ может привести к тому, что заводы крупнейших

вертикально интегрированных компаний, находящихся под санкциями, могут проводить «незатейливые» программы модернизации с минимальным объемом инвестиций, тогда как небольшие независимые НПЗ для получения субсидии вынуждены будут инвестировать не менее 60 млрд рублей»,- говорится в исследовании аналитиков.

Первые итоги работы топливного рынка при демпферном акцизе правительство подвело в конце марта. Под давлением участников рынка Минфин снизил индикативную цену на бензин в формуле расчета демпфера с 56 тыс рублей за тонну до 51 тысячи рублей за тонну, уменьшив тем самым потери компаний от невысоких цен на топливо. Кроме того, было принято решение отказаться от возможности введения заградительных пошлин на нефть и нефтепродукты.

Взамен, правительство ввело лицензирование экспорта нефти и настояло на продлении соглашений Минэнерго и нефтяных компаний о стабилизации рынка до конца первого полугодия.

Позволят ли эти правки сохранить работу системы в целом и не допустить очередного кардинального изменения налоговой системы пока сказать сложно. Но следует помнить, что в конце концов для отрасли, в первую очередь, нужна стабильность и предсказуемые на среднесрочную перспективу правила игры, а не набор налоговых установок, меняющихся каждый квартал вслед за конъюнктурой рынка.

Анна ГОРШКОВА,

главный редактор журнала «Энергетическая политика»

1 «Налоговый кодекс. Часть вторая». База данных«Консультант».

2 ИНТЕРФАКС. Потери нефтяной отрасли от сдерживания цен на топливо и демпфера оцениваются в 50 млрд руб. 12.03.2019.

3 ИГ «Петромаркет». «Топливный рынок России», 12.02.2019г.

4 ИГ «Петромаркет». «Завершение налогового маневра. Каких последствий ждать», октябрь 2018 г.

«ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА» №1, 2019 • 45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.