СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 93/94
А.П. Козлов
канд. ист. наук, доцент ВИФК г. Санкт-Петербург, РФ Е-mail: [email protected]
ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ РУССКОЙ АРМИИ В 1917- 1918 ГГ.: ПОСЛЕДСТВИЯ, УРОКИ
Аннотация
Статья посвящена проблеме демократизации действующей армии в 1917-1918 гг. На основе исследования новых и нового прочтения уже имеющихся документов автор рассматривает один из самых драматичных периодов российской истории, который явился серьезным испытанием для многих социальных и политических институтов, в том числе для армии. По мнению автора, изучение опыта вооруженных сил в сложных условиях революции и Первой мировой войны не потеряло своей актуальности и имеет не только научное, но и практическое значение в становлении Вооруженных Сил современной России.
Ключевые слова:
действующая армия, Первая мировая война, Временное правительство, демократизация, демобилизация, Совет народных комиссаров (СНК), Рабоче-крестьянская Красная Армия (РККА).
A.P. Kozlov
Ph. D. in History, Ass. Prof., MIPT St. Petersburg, Russia Е-mail: [email protected]
DEMOCRATIZATION OF THE RUSSIAN ARMY IN 1917-1918: CONSEQUENCES AND LESSONS
Abstract
The article is devoted to the problem of army democratization in 1917-1918. Based on the study of new documents and a new understanding of the existing ones, the author considers one of the most dramatic periods in the Russian history, which was a serious challenge to many social and political institutions, including the army. To the author's view, the study of experience of the Armed Forces under the difficult conditions of the revolution and the first world war is still topical and has both scientific and practical significance in the development of the Armed Forces in modern Russia.
Key words:
acting army, the First World War, the Provisional Government, democratization, demobilization, the Council of People's Commissars (CPC), the Workers' and Peasants' Red Army (WPRA).
По истории армии в революционных событиях 1917 г. и Гражданской войне накоплена большая по объему и научному потенциалу литература. Вместе с тем многие вопросы военного строительства исследуемого периода требуют своего дальнейшего изучения. Интерес к указанной теме получил новый импульс в связи со столетней годовщиной Великой русской революции 1917 г., а также столетним юбилеем Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА), которая своим рождением обязана бурной исторической эпохе 1917-1918 гг.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019
Революция 1917 г. в России, как известно, произошла во время мировой войны, что во многом предопределило решающую роль армии в революционных событиях Февраля, в период двоевластия, Октябрьского переворота и после прихода к власти большевиков в октябре 1917 г.
Вторая русская революция по своему сценарию во многом напоминала первую русскую революции 1905-1907 гг., на опыт которой она, несомненно, опиралась, но имела и свои особенности. В феврале 1917 г. в Петрограде, как и во время первой русской революции, создается коалиционный представительный орган власти - Петросовет, который в отличие от «Петербургского совета рабочих депутатов» 1905 г. называется «Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов». И хотя слово «солдатский» стояло в нем на втором месте, ни у кого из современников тех событий не вызывало сомнения, что именно революционные солдаты и матросы играли в нем решающую роль [10].
Не случайно первым приказом Петросовета был принятый 1 марта 1917 г. приказ, относящийся к армии - пресловутый «Приказ №1». И хотя его распоряжения касались только войск Петроградского гарнизона, его революционизирующее значение для армии в целом трудно переоценить.
Инициированный Петросоветом процесс демократизации армии набирал сои обороты, оказывал серьезное давление на власть. Пришедшее в марте 1917 г. к власти Временное правительство не только не могло игнорировать интересы революционно настроенных солдат и матросов, но часто шло у них на поводу.
Одним из первых законодательных актов Временного правительства становится указ о переименовании «Русской императорской армии» в «Революционную армию свободной России» [9, с. 317318].
12 марта 1917 г Временное правительство под давлением Петросовета идет на беспрецедентный в условиях продолжающейся мировой войны шаг - отмену смертной казни [9, с. 320].
Следующим шагом на пути демократизации армии стала принятая в мае 1917 г. «Декларация прав солдата». Значительная ее часть носила скорее формальный характер, направленный на защиту интересов рядовых военнослужащих. Так, например, отменялось обязательное отдание чести, особые выражения, употреблявшиеся как обязательные в качестве ответов: «здравия желаю», «покорно благодарю», «никак нет», «так точно» и др. Существовавшее в армии титулование заменялось на более демократичное -«господин». Главным же было то, что военнослужащие получали право на участие в деятельности профсоюзных, религиозных, национальных и политических организаций и союзов. Разрешение военнослужащим вступать в политические партии неизбежно приводило к разжиганию политической борьбы внутри армии. Венный министр А. И. Гучков отказался подписать декларацию, считая ее гибельной для армии, и 1 мая 1917 г. подал в отставку. Декларация была принята А. Ф. Керенским, сменившим его на этом посту.
Результаты «демократизации армии» не заставили себя долго ждать. Инициированное Временным правительством наступление на фронте провалилось и обернулось трагедией для русской армии -многотысячными человеческими (до 150 тыс. человек) и территориальными потерями (оставление Галиции).
Ситуацию тогда удалось стабилизировать благодаря «твердой руке» генерала Л. Г. Корнилова, назначенного главнокомандующим войсками Юго-Западного фронта, который приказал применить против изменников «огонь пулеметов и артиллерии». Самосудная практика расстрелов была легализована Временным правительством 12 июля 1917 г. официальным восстановлением смертной казни [7].
Следующий этап «демократизации» русской армии начался после прихода к власти большевиков. В отличие от других социалистических партий, стремившихся к реформированию существующей армии, большевики во главе с В. И. Лениным считали регулярную армию «орудием классового угнетения трудящихся» [3, с. 356]. По их мнению, для окончательной победы социалистической революции необходим был слом старой армии, как одного из важнейших институтов буржуазного общества, и замена ее народной милицией.
Большевики, пришедшие к власти от имени советов, в значительной степени сами оказались заложниками ситуации. В этом отношении следует согласиться с Н. Бердяевым, утверждавшим, что «большевики не направляли революции, а были лишь ее послушным орудием» [2, с. 439].
-( ^^ )-
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019
Большевик не могли отказаться от инициированного советами процесса демократизации армии. Уже в принятой 2 ноября 1917 г. СНК «Декларации прав народов России» было сделано заявление о том, что солдаты раскрепощаются от власти генералов, так как «генералы отныне будут выборными и сменяемыми» [3, с. 39]. Вскоре генералы и вовсе станут лишними.
Логическим завершением процесса демократизации армии стали принятые в декабре 1917 г. декреты СНК «Об уравнении всех военнослужащих в правах» и о «О выборном начале и организации власти в армии». Декреты упраздняли в армии власть командиров и передавали ее существующим солдатским комитетам. Отменяли все воинские звания, начиная с ефрейторского и заканчивая генеральским, ордена и знаки отличия, титулования и т.д. Отныне все именовались «солдатами революционной армии» [5, с. 25].
Главным результатом «демократизации» бывшей Русской императорской армии, начавшейся после Февральской революции 1917 года, было ее фактическое разложение.
Другим не менее эффективным инструментом слома русской армии была ее демобилизация. Если демократизацию армии можно было хоть как-то объяснить стремлением к «социальному равенству», то демобилизация армии в условиях мировой войны была непонятна даже рядовому составу, не говоря уже об офицерском корпусе, составлявшем около 250 тысяч человек действующей армии, которым она воспринималась в лучшем случае, как абсурд, в худшем - как предательство.
Демобилизация была напрямую связана с первыми декретами Советской власти - о мире и земле, которые, безусловно, способствовали росту популярности большевиков, но были разрушительными для армии. Временное правительство не случайно откладывало решение аграрного вопроса до окончания войны, так как справедливо осознавало невозможность проведения полномасштабных аграрных преобразований до тех пор, пока огромная масса крестьян, составлявших более 80% русской армии, находилась на фронте. Для одетых в солдатские шинели крестьян Декрет о мире стал сигналом легализации дезертирства, а Декрет о земле воспринимался как своеобразный «бонус» Советской власти. Ситуация усугублялась тем, что 26 октября 1917 г. Второй съезд Советов торжественно отменил «введенную Керенским на фронте смертную казнь» [3, с. 9]. Дезертирство не только стало безнаказанным, но и организованным, так как проводилось под видом демобилизации по инициативе солдатских комитетов и выбранных командиров.
Единственным фактором, сдерживающим солдат, был неприятель, находящийся по ту сторону фронта. Чтобы разрешить эту дилемму 9 ноября 1917 г. СНК издает указ о немедленном вступлении в переговоры с противником. После того как временно исполняющий обязанности верховного главнокомандующего генерал Н. Н. Духонин отказался выполнить этот приказ, он был переадресован непосредственно солдатам [3. с. 63].
Чтобы доказать неприятелю свою решимость в вопросах мира 10 ноября 1917 г. Совнорком принимает декрет «О постепенном сокращении численности армии», который и дал старт демобилизации [3, с. 66].
Вначале демобилизация носила стихийный характер. Сообщения о «самочинной демобилизации», угрожавшей ужасающими последствия поступали со всех фронтов [8, л. 95-96]. Со временем демобилизацию удалось упорядочить. Были установлены сроки демобилизации отдельных возрастов призыва: в ноябре демобилизации подлежали солдаты 1899 г. призыва, в декабре - солдаты призыва 1900 и 1901 гг., в январе -1902-1909 гг., в феврале - 1910-1912 гг., в марте - 1913-1915 гг., в апреле 1916-1918 гг [1].
Такой подход внес некоторую организованность в дело демобилизации и отчасти успокоил солдатские массы, которых, помимо всего, пугали распространявшиеся слухи о том, что дезертиров не будут наделять землей.
Особенно массовый характер демобилизация носила в январе 1918 г., в разгар переговоров со странами Четвертного союза в Брест-Литовске, когда за один месяц были демобилизованы военнослужащие восьми призывных возрастов. Поэтому когда нарком иностранных дел Л. Д. Троцкий, представлявший советскую делегацию на переговорах, выдал якобы абсурдную фразу о том, что Россия воевать не будет, мир не подпишет, а армию демобилизует, то он не лукавил, а лишь излагал истинное положение дел.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019
Демонстративная демобилизация русской армии продолжилась даже после объявления немецкого ультиматума. К середине февраля было демобилизовано около половины личного состава действующей армии [1].
Когда 18 февраля 1918 г. германская армия перешла в наступление, то сдерживать его было практически нечем. В результате немцы захватили огромную территорию страны, большое количество вооружения и военного имущества. Наступление продолжалось до 24 февраля, пока ВЦИК Советов и СНК под давлением Ленина, наконец, не приняли немецкий ультиматум и не сообщили об этом в Берлин. 3 марта 1918 г. в Бресте еще на более жестких условиях, чем в январе 1918 г., со странами Четвертного союза был подписан сепаратный мир. Не случайно сам Ленин окрестил, подписанный мир «похабным».
Брестский мир имел тяжелейшие последствия для России, привел к расколу в правящей элите, к поляризации российского общества и, по мнению многих историков, стал одной из главных причин разразившейся вскоре Гражданской войны.
История не имеет сослагательного наклонения. Сегодня трудно понять, почему Советская власть в противостоянии с противником не воспользовалась помощью Антанты, готовой в тот момент ей эту помощь оказать. Это признавал сам Ленин, который в январе 1917 г. заявлял, что «англичане прямо предлагали нашему главковерху Крыленке по сто рублей в месяц за каждого нашего солдата, в случае продолжения войны» [6, с. 246].
Скорее всего, для Ленина русская армия, которую он называл «крестьянской», исходя, прежде всего, из ее социального состава, казалась не меньшей угрозой, чем иностранная интервенция. По мнению Ленина, всякие попытки революционизировать действующую армию были не только бесполезны, но и опасны, так как «крестьянская армия, невыносимо истомленная войной, после первых же поражений - вероятно, даже через не месяцы, а через недели - свергнет социалистическое рабочее правительство» [6, с. 250].
Вместе с тем недельное наступление австро-германских войск, продолжавшееся с 18 по 24 февраля 1918 г. и Брестский мир имели и положительные последствия. Большевики стали избавляться от иллюзии скорого пришествия мировой революции. Ленин выдавливает из себя лозунг о необходимости защиты «социалистического Отечества». Происходит постепенный отход от идеи, изложенной в декрете об образовании РККА от 28 января 1918 г., предполагавшей замену регулярной армии добровольной [3, с. 356].
Опыт демократизации Русской армии, начавшийся после Февральской революции и активизированный большевиками после их прихода к власти в октябре 1917 г., вскрыл негативные последствия отказа от дисциплины и субординации в армии. Попытки замены регулярной армии армией добровольной, предпринятые большевиками в январе-феврале 1918 г., также показала свою абсурдность и несвоевременность. Тяжелое поражение на фронте заставило Советскую власть вернуться к испытанному временем принципу комплектования войск.
10 июля 1918 г. постановлением V Всероссийского съезда советов об организации Красной Армии вводится всеобщая воинская повинность для мужского населения от 18 до 40 лет. В постановлении говорится о необходимости использования в армии военных специалистов и соблюдении воинской дисциплины, беспрекословного подчинения требованиям и приказам командиров [4, с. 541-544]. В ряды РККА летом-осенью 1918 г. было мобилизовано более 300 тыс. человек. С тех пор численность Красной Армии неуклонно росла, достигнув к 1920 г. 5 млн. красноармейцев, что стало одним из важнейших факторов победы «красных» в Гражданской войне.
Возвращение к традиционным принципам армейского строительства будет продолжено и дальше, сначала в Советской России, а затем в СССР, достигнув своей кульминации в тяжелейшие годы Великой Отечественной войны, когда в армию вернутся наиболее яркие атрибуты Русской Императорской армии -золотые офицерские погоны, воинские звания, гвардейские части и др., а главное - принцип единоначалия.
Современные российские Вооруженные силы считают себя продолжателями славных традиций, как советского воинства, так и ранее сложившиеся в армии и на флоте правил, обычаев и норм несения воинской службы, которые подчеркивают связь времён и свидетельствуют о непрерывности нашей истории.
Список использованной литературы: 1. Базанов С. Н. Демобилизация русской армии в ноябре 1917 г. - апреле 1918 г. и ее государственно-( ^^ )-
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 3/2019
политические последствия. URL: https://www.noo-journal.ru/2015-1-4/article-0038/ (дата обращения: 23.03.2019).
2. Бердяев Н.А. Размышления о Русской революции // Бердяев Н.А. Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы. - М.: Феникс, 1991. -539 с.
3. Декреты Советской власти. Т. 1. 25 октября1918 - 17 марта 1918 г. - М.: Гос. издат-во политической литературы, 1957. - 626 с.
4. Декреты Советской власти. Том II. 17 марта - 10 июля 1918 г. М.: Гос. издат-во политической литературы, 1959. - 685 с.
5. Красный архив // Исторический журнал. - М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1937. № 5. - С. 15-35.
6. Ленин В.И. К истории вопроса о несчастном мире // Полное собрание сочинений. Издание пятое. Т.35. М.: Издательство политическая литература, 1974. С. 243-252.
7. Ратьковский И. С. Восстановление в России смертной казни на фронте летом 1917 года // Новейшая история России. - 2015. - С. 48-58.
8. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 2031. Оп. 1. Д.1542.
9. Россия (1917, февраль-октябрь). Законы и постановления. Сборник указов и постановлений временного правительства: Вып. 1: 27 февраля - 5 мая 1917 / Сост. отд-нием свода законов гос. канцелярии. - Пг.: Государственная типография, 1917. - 555 с.
10. Шульгин В. В. Годы. Дни. 1920 год. - М.: Изд-во «Новости», 1990. - 832 с.
© Козлов А.П., 2019
УДК-9
Яшина М. А.
Кандидат истоичесских наук Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университе
г.Челябинск [email protected]
ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ
Аннотация
В статье рассматривается различие между императорской и царской властью, появление патриаршей кафедры, особенности при венчании на царство или при коронации императора.
Ключевые слова: царь, император, патриарх, митрополит, венчание на царский престол.
M.A. Yashin (Russia, Chelyabinsk)
THE EVOLUTION OF THE FORMATION OF THE MONARCHIES OF POWER IN RUSSIA
Abstract
In article the difference between the imperial and imperial power, emergence of patriarchal department, feature at a wedding on the kingdom is considered or at the emperor's crowning.
Keywords:
tsar, emperor, patriarch, metropolitan, wedding on the royal throne.
25