Научная статья на тему 'Демократия и антидемократия как идеологические доминанты развития политических систем стран северо-восточной Азии'

Демократия и антидемократия как идеологические доминанты развития политических систем стран северо-восточной Азии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4623
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОКРАТИЯ / ТОТАЛИТАРИЗМ / АВТОРИТАРИЗМ / ИДЕОЛОГИЯ / ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ / ИДЕОЛОГИЯ В ПРАВЕ / DEMOCRACY / TOTALITARIANISM / AUTHORITARIANISM / IDEOLOGY / LEGAL IDEOLOGY / IDEOLOGY IN LAW

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Юрковский Алексей Владимирович

Демократия, как и другие формы государственно-политических режимов, это результат воплощения в жизнь определённых идеологических постулатов. Идеология вообще и правовая идеология в частности представляют собой рационализацию чувств, потребностей, настроений какой-либо группы людей в форме логически стройной системы идей и представлений, призванной оправдать необходимость того или иного социального порядка, определенного способа жизнедеятельности, отвечающего интересам этой группы. Идеология всегда формируется на основе психологического отражения аспектов общественной жизни

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Democracy and Anti-democracy as ideological Dominant in the Development of Political System of North-eastern Countries

Democracy, as well as other forms of state-political regimes, is a result of certain ideological postulates coming into action. Ideology in general and legal ideology in particular represent rationalization of feelings, needs, moods of any group of people in the form of logically harmonious system of ideas and representations. It is supposed to justify the necessity of this or that social order, a certain way of vital activity which meets the interests of this group. Ideology is always formed on the basis of psychological reflection of public life.

Текст научной работы на тему «Демократия и антидемократия как идеологические доминанты развития политических систем стран северо-восточной Азии»

ВОПРОСЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

© Юрковский А. В., 2005

ДЕМОКРАТИЯ И АНТИДЕМОКРАТИЯ КАК ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ДОМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ СТРАН СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

Необходимость комплексного представления о традиционной основе и специфике политической культуры современных государств северовосточной Азии обусловлена цивилизационными особенностями их общественно-политического развития. Результат соответствующего развития представляет собой переплетение восточных и западных элементов и проявляется во всех компонентах политических систем Востока - структуре и деятельности политических партий и общественных организаций, конституционном развитии, политическом мышлении правящих элит и масс.

Политическая система, ее структура и способы существования и развития обуславливают политический режим жизни конкретного общества.

Исследование политического режима позволяет составить реальное представление о политической власти в конкретной стране в определенный период времени. Провозглашенная республиканская форма правления еще не означает установление реальной демократии (КНР, КНДР). С другой стороны, конституционная монархия в Японии рассматривается как классическая модель либеральной демократии. Советская система выступала в разных обличьях в 30-х, в 70-х и в 80-х гг. Политическая система и государственно-политический режим современной России отличается от того, что было еще в середине 80-х начале 90-х гг. двадцатого века.

Спектр политических режимов современного мира раскрывается в таких понятиях как демократия, авторитаризм и тоталитаризм. При определении сущности режима акцент делается на противопоставлении государства и власти, с одной стороны, и общества и граждан - с другой. В условиях демократии гражданское общество имеет прочные рычаги давления на власть -вплоть до замены на очередных выборах. В недемократических режимах государство контролирует и регламентирует гражданское общество полностью (тоталитаризм) или частично (авторитаризм). Используются и другие критерии, позволяющие выявить сущностные различия политических режимов, например, плюрализм, идеология, формы общественной мобилизации, принципы политического руководства обществом, тип легитимности, способы урегулирования конфликтов1.

По поводу значения понятия «демократия» особых вопросов не возникает. На древнегреческом языке оно означает «власть народа». Априори более глубокая трактовка термина подразумевает свободу волеизъявления народа, систему, при которой избирательное право распространяется на все общество и не сдерживается ничем. При этом категория «свобода» является

неразрывной частью категории «демократия», ее стержневым центром. В данном случае демократия есть свобода выбора, свобода действий, свобода взглядов и свобода прав. Любое предписание, сделанное на сознательном или бессознательном уровне, сужает сферу выбора, действий, взглядов и прав. Следовательно, ограничивает и свободу, как факт ниспровергает, ущемляет демократию.

Возникает извечный вопрос: «Может ли быть свобода абсолютной?» Ответ на этот вопрос имеет абсолютно не риторические последствия. Этот ответ предопределяет юридическую природу ограничений свободы. От него зависит насыщенность политической жизни, ее многообразие и полнота. Это своеобразный оценочный вектор, по которому строится выбор уровня и степени юридических ограничений в политике.

В изучаемых странах северо-восточной Азии сама по себе оценка возможности программирования действий и мыслей членов всего общества осуществляется по-разному. Одновременно в каждой из рассматриваемых стран на уровне государственной идеологии провозглашается о приверженности к определенным идеалам и предназначениям демократии. Однако социальная реальность в них подчас обратно противоположна понятию демократия. Причем здесь, по нашему мнению, не следует навешивать клише только на КНР и КНДР, свои индивидуалистические отклонения в видении рассматриваемого тезиса есть и у Тайваня и у Южной Кореи и у Монголии и даже у Японии.

В этой связи чрезвычайно актуальным к рассмотрению является вопрос о видении демократии различными фигурантами политических и научных отношений, и разобраться в вопросе о соотношении формального представления о демократии и антидемократии. Выявить фактические критерии социальной значимости отдельных аспектов политических режимов с точки зрения их общественной допустимости, необходимости, вреда или пользы.

Виды демократии в странах северовосточной Азии важно рассматривать через призму различных политологических подходов к ее пониманию. Классификация зарубежных стран, составляющих регион северо-восточной Азии, оценивающая характер их политического строя может предполагать различные основания.

Одно из оснований предлагаемой классификации вызвано факторами, обуславливающими социально-экономические базисы рассматриваемых стран. В связи с этим необходимо выделить два различных подхода к концепции де-

мократии и, следовательно, демократического режима: либеральный и марксистско-ленинский.

Различные разновидности демократического государственного режима могут существовать в капиталистическом обществе, теоретически возможны они и в условиях подлинного социализма, который в полном объеме пока что не был осуществлен ни в одной стране, а также в развивающихся странах, ориентирующихся как на капитализм, так и на социализм. Однако на практике до сих пор демократический режим был связан с условиями свободной рыночной или социально ориентированной рыночной экономики (в том числе в единичных развивающихся странах); он существует, хотя и в незавершенной форме, и в большинстве зарубежных постсоциалистических государств2.

Подобный подход к оценке демократий представляется чрезвычайно важным. Различные подходы к фактической оценке политических отношений через призму экономических укладов позволяют обострить утихшую в современный период дискуссию о том, какая демократия лучше. Здесь есть различные аспекты, по которым могут проводиться самостоятельные научные исследования. Можно самым общим образом выделить такие направления как:

■ экономический (в чистом виде) аспект. Совершенствование экономических механизмов, повышение экономической эффективности, совершенствование научно-технического потенциала, интернационализация экономических процессов, интеграция в мировую экономику;

■ социальная ориентация экономики. Улучшение уровня жизни экономически активных слоев населения, повышение уровня производственной, распределительной и потребительской культуры, от которой очевидно совершенствование юридической, политической и общей социальной культуры;

■ степень гарантированности интересов максимального количества социальных групп. Речь может идти о заимствовании лучшего опыта, как из социалистических методологий организации экономики, так и из капиталистических способов производства, распределения и потребления товаров и услуг. Конвергенционные системы организации экономики;

■ стратегическая ценность осуществляемой экономической политики для будущего развития общества с точки зрения оставшихся для последующих поколений экономических ресурсов и возможностей.

Могут быть и другие направления оценки, выходящие за рамки предлагаемого исследования.

В зависимости от уровня социально-экономического развития КНР, КНДР, Тайвань, Южная Корея, Монголия и Япония - это государства, существенно отличающиеся друг от друга. Их отношения к экономике так или иначе предопределяют условия формирования государственнополитических режимов. Экономический уклад жизни общества - это, по нашему мнению, первопричина политических противоречий и одновременно результат сложившейся системы политических отношений.

Одна группа из перечисленных стран достигла высокого уровня капиталистического развития (Япония, Тайвань, Южная Корея).

В их экономике господствуют крупные монополистические объединения, однако действует антимонопольное законодательство, направленное на сохранение свободной конкуренции. Наряду с крупными акционерными объединениями существует много средних и мелких фирм, которые нередко быстрее усваивают достижения научно-технического прогресса, способны скорее осуществить переналадку производства и выпускать новые товары. В этой группе стран сельское хозяйство ведется капиталистическими методами, хотя есть мелкие и средние фермеры, ведущие хозяйство на основе собственного труда и труда членов семьи. В сельском хозяйстве занята, однако, незначительная часть населения, причем класса крестьян фактически нет, а мелкие и часть средних фермеров, которых условно можно было бы отнести к крестьянам, составляют вместе с семьями в этой группе стран от 4 до

10 %3. Например, доля занятых в сельском хояйстве Японии от общего количества занятых в стране сократилась до 5,1 % в 1995 г. (в сравнении 27 % в 60-х гг.4).

Социальной опорой соответствующего государственно-политического режима является в этой группе «средний класс» - рабочие, служащие, мелкая городская буржуазия, люди со сравнительно высоким уровнем жизни, заинтересованные в стабильности, устойчивости, а реальные рычаги государственной власти сосредоточены в руках политической элиты, основное влияние на которую оказывает довольно прагматичная крупная буржуазия5.

Вторая группа - это страны среднего уровня развития капитализма (КНР, Монголия). В странах этой группы уже возникли собственные, национальные монополии, но не они господствуют в экономике. В сельском хозяйстве этих стран проведены земельные реформы (в КНР, например, реформа проводилась неоднократно, каждый раз закон повышал размер допустимой собственности на землю). В странах этой группы крестьяне и иные лица, задействованные в сельскохозяйственном производстве, преобладают среди населения.

К третьей группе в рамках северовосточного Азиатского региона можно отнести только одно государство, которое по общему признанию является наиболее экономически отсталым - это КНДР. В экономике этой страны безраздельно господствует государство, большинство населения занято в отсталом сельском хозяйстве, которое ведется нередко с использованием не только феодальных, но и патриархальных структур. В стране нет сложившегося класса местной буржуазии. Сама по себе возможность ее существования не допустима с конституционно-правовой точки зрения. Многие годы экономическую элиту составляет «квазибуржуазия», или «пробуржуазная автократия». Это корпоративная партийная бюрократия, поставляющая «пожизненных президентов» при однопартийной политической системе.

Сформулированный выше подход изначально был предложен профессором Чиркиным в ряде исследовательских работ по конституционному праву зарубежных стран. Безусловно, его целесообразно рассматривать как соответствующий вклад в науку общего конституционного права. Пожалуй, с чем нельзя согласиться при проведении более детальных исследований конкретных государств современного мира, так это с категорической позицией профессора в отношении безусловной слабости социалистически ориентированных государств. Надо отдать должное, что речь идет не о сравнении экономических потенциалов социалистических и капиталистических государств. В этом плане Чиркин признает ядерный потенциал целого ряда «слабых» в экономическом смысле социалистических государств, но он же не учитывает возможности и другой оценки экономических факторов. Абсолютно всем известно, что западная демократия, основанная на рыночной экономике, сама по себе не идеальна, идея либерального гражданского общества также не выдерживает критики по ряду вопросов. Отсюда упускается исследовательское направление выделения положительных качеств социалистической демократии, что важно для обеспечения объективности науки. Как факт, выделение социалистических государств в одну обособленную группу по чисто экономическим критериям не достаточно обоснованно. Помимо всего прочего, некоторые социалистические государства, признавая ценность рыночной экономики, безусловно, активно внедряют ее в систему социальной жизни. Поэтому их экономический потенциал, а более всего реальные тенденции развития позволяют, не только не говорить о слабости их развития, но и предполагать выход в ближайшем обозримом будущем в лидирующие экономики мира при сохранении социалистического видения демократии. Убедительнейший тому пример - Китайская Народная Республика.

К предлагаемому классификационному основанию целесообразно рассмотреть конституционные принципы правового регулирования экономики стран северо-восточного Азиатского региона. Конституционное регулирование экономических отношений включает вопросы труда, собственности, производства, распределения и потребления, материальных благ. Конституции стран северо-восточной Азии содержат специальные статьи, разделы или главы, посвященные этим вопросам.

В Японии предусмотрено право на труд и обязанность трудиться. Заработная плата, рабочее время, отдых и другие условия труда определяются законом. Эксплуатация детей запрещается (ст. 27 Конституции Японии)6. Гарантируется право трудящихся на создание организаций, а также право на коллективные переговоры и прочие коллективные действия (ст. 28). Право собственности неприкосновенно, оно не должно нарушаться. Право собственности определяется законом, с тем, чтобы оно не противоречило общественному благосостоянию. Частное имущество может быть использовано в публичных интересах за справедливую компенсацию (ст. 29). Население подлежит обложению налогами в со-

ответствии с законом (ст. 30). Все имущество императорской фамилии является собственностью государства. Все расходы императорской фамилии должны утверждаться Парламентом как часть бюджета (ст. 88).

Тайвань в Конституции Китайской Респуб-лики7 предполагает целую главу, регламентирующую основные направления национальной политики. (гл. XIII). Часть третья этой главы затрагивает вопросы народного хозяйства. В частности, народное хозяйство должно быть основано на принципе Народных Средств существования и должно стремиться производить уравнивание прав на землю и регулировать частный капитал, чтобы гарантировать равноправное распределение национального богатства и достаточность средств к существованию для народа.

Вся земля в пределах территории Китайской Республики должна принадлежать народу. Частное владение землею, приобретенной людьми в соответствии с законом, должно быть защищено и ограничено в соответствии с законом. Частная земля должна облагаться налогами соответственно ее ценности и может быть выкуплена Правительством соответственно ее ценности. Недра, имеющиеся в земле, их естественная консистенция должны использоваться экономно для общественного блага, они принадлежат государству, даже если собственность земли, возможно, была приобретена частными лицами.

Общественные предприятия коммунального обслуживания и другие предприятия монополистического характера должны приносить общественную пользу. В случаях, разрешенных законом, они могут использоваться частными гражданами. Государство может ограничить деятельность частных предприятий в соответствии с законом, если их деятельность имеет вред для сбалансированного развития национального благосостояния и народных средств существования.

Совместным (кооперативным) предприятиям гарантируется поддержка и помощь со стороны государства. Государство при помощи научных методов должно развивать гидросооружения и увеличивать производительность земли, улучшать сельскохозяйственные условия, развивать сельскохозяйственные ресурсы и способствовать индустриализации сельского хозяйства.

Центральное Правительство для достижения сбалансированного развития экономики в различных провинциях должно расширять соответствующую финансовую помощь более бедным и менее производительным административно-территориальным единицам.

Провинциальные правительства для достижения сбалансированного развития экономики различных округов должны расширять соответствующую финансовую помощь более бедным и менее производительным округам.

Государство должно широко установить банковские учреждения для рядовых граждан, чтобы уменьшить безработицу.

Относительно китайских граждан, живущих за границей, государство должно способствовать и защищать развитие их экономических предпри-ятий8.

Особенно подробные главы по экономическим вопросам содержатся в действующих конституциях стран социализма, в частности в КНР и КНДР.

Конституционное регулирование в странах северо-восточной Азии исходит из существования двух разных моделей экономики: рыночной, или либеральной, и огосударствленной. В последние десятилетия во многих капиталистических государствах, особенно там, где длительное время у власти находились социал-демократические партии, утвердилась модель социально ориентированной рыночной экономики, а в 80-90-х гг. в странах социализма (кроме КНДР) сделан ряд существенных, а порой и коренных отступлений от огосударствленной экономики.

Конституции, строящиеся с учетом рыночной модели экономики, устанавливают равноправие всех видов собственности — государственной, частной, муниципальной, хотя правовой режим различных видов не совсем одинаков. Провозглашается свобода предпринимательской деятельности; вмешательство государства в рыночные отношения ограничивается общественно необходимыми целями.

В современных капиталистически ориентированных странах осуществляется государственное регулирование экономики. Чисто рыночной, нерегулируемой экономики не существует ни в одной стране, хотя степень и характер государственного регулирования неодинаков (например, в Японии больше, в Монголии меньше). Прежде всего используется метод планирования (прогнозирования) экономики. Конституционные положения о планировании содержатся лишь в немногих новых конституциях. Эти изменения направлены, однако, в основном против идей директивного планирования, само же прогнозирование развития общества, его разных сторон, принятие соответствующих документов, в том числе об интеграции, практикуется в капиталистических странах во все возрастающих масштабах. Кстати, в 1993 г. положения о директивном народнохозяйственном планировании были исключены и из конституции Китая. Их заменили положения о макрорегулировании экономики, хотя в Китае действует десятый пятилетний план 9.

Перспективные программы на четыре, пять, шесть лет (они нередко называются планами) принимались в Японии, на Тайване, в Южной Корее, Монголии. Эти планы иногда принимаются в форме закона, например бюджета.

При рыночной экономике осуществляется не директивное планирование (обязательное, с ответственностью за выполнение плана), а индикативное, ориентировочное, имеющее целью создание для тех или иных отраслей лучших условий для вложения капитала и устанавливающее финансовую поддержку определенным проектам из государственного бюджета.

Наряду с прогнозированием используется множество других рычагов для регулирования экономики. Это перераспределение бюджета, прямое огосударствление (национализация) ряда отраслей хозяйства, налоговая и кредитная политика, вмешательство государства в область трудовых отношений (законодательное регули-

рование продолжительности рабочего времени, отпусков и т. д.), создание специальных ведомств и разного рода смешанных компаний с участием государственного капитала, в правлениях которых государственные чиновники и руководители монополий вместе решают вопросы регулирования экономики, и т. д.10

В социалистически ориентированных странах конституции отвергают равноправие различных видов собственности, а государство проводит неодинаковую политику по отношению к ним: общественная собственность пользуется преимуществами, ее государственная форма считается высшей формой собственности и подлежит особой правовой защите. Важнейшие объекты экономики могут находиться только в собственности государства. Частная собственность на средства производства либо практически не допускается (КНДР), либо имеет ограниченный характер (КНР) и подлежит жесткому правовому регулированию.

Правовое регулирование собственности в Монголии в основном соответствует рыночной модели (хотя там присутствуют некоторые патриархальные элементы экономического уклада).

Другое видение формирования классификации демократии и ее антиподов складывается из двух различных подходов к идеологическим концепциям политического режима: либеральной и марксистско-ленинской.

При либеральной концепции демократии делается акцент на многопартийность, политические права и личные свободы, правовое государство и т. д.

При марксистско-ленинской (социалистической, чучхейской) концепции демократии (ан-тилиберальной концепции или концепции антидемократии) доминантой является требование социальной демократии (власть трудящихся, социально полезных классов, ликвидация имущественного неравенства, возможность ограничения прав граждан в этих целях, всесильное государство как главное орудие создания нового строя и т. д.).

Необходимо отметить разнообразие трактовок в рамках самих подходов. Если все государства северо-восточной Азии можно разделить на две группы по обозначенным подходам, то каждое из обозначенных государств претендует на собственное, самодостаточное видение эксплуатации политического режима.

В рамках концепции либеральной демократии существует множество различных школ и направлений. Одной из наиболее влиятельных является теория плюралистической демократии. Согласно этой теории различные социальные, профессиональные, возрастные и иные группы давления (заинтересованные группы) обладают определенной долей политической власти и осуществляют давление на центры государственной власти, в результате чего она принимает решения в интересах всего общества, играет роль

арбитра и примирителя конфликтующих интере-

11

сов .

Другой влиятельной теорией является теория компромиссной, консенсусной или социе-тальной демократии (ее наиболее известный представитель — А. Лейхард)12. Согласно этой

теории в современных развитых странах достигнуто согласие по принципиальным вопросам осуществления политической власти и общественного развития. Разногласия по частным вопросам решаются методами компромиссов, взаимных уступок, консенсуса, чтобы не допустить бесконечные конфликты, которые могут привести к анархии и распаду общества.

Третья теория — теория плебисцитарной демократии. Сторонники этой теории считают, что переход к такой форме демократии связан, во-первых, с необычайной сложностью проблем, вставших перед государственной властью в эпоху научно-технической революции, и, во-вторых, с открытыми этой революцией возможностями для каждой личности принимать участие путем прямых телекоммуникаций (связей) в важнейших государственных решениях. В условиях плебисцитарной демократии государство должно управляться профессионалами (состав парламента не всегда отвечает этому требованию), во главе которых должен стоять мудрый руководитель, непосредственно обращающийся к народу при решении принципиальных вопросов с помощью референдума. Концепция плебисцитарной демократии правильно учитывает условия научнотехнической революции, но принижает значение представительных органов и некоторых других институтов государства, склонна к идеям «вождизма» в государственной политике13.

Есть свобода, или демократия, которой соответствует полное отсутствие всяких установок, предписаний, внушений, программ, и антисвобода, антидемократия, которой соответствует программирование людей. Можно сказать и так: демократия предполагает селф-детерминизм (англ. «самостоятельное принятие решений»). Антидемократия - отсутствие селф-детерминизма, т. е. механизм навязывания мнений и поступков.

Ограничения свободы - это специфическая форма насилия, объективно обусловленный фактор в процессе наведения определенного порядка в социальных отношениях.

Насилие выступает в различных проявлениях.

Во-первых, в виде прямого насилия, которое выражается в непосредственном применении силы (государственное принуждение, война, вооруженное восстание, политические репрессии, террор, терроризм).

Во-вторых, в форме косвенного или скрытого насилия, которое не предполагает непосредственного использования силы (различные формы духовного, психологического давления, политическое вмешательство, экономическая блокада, пропаганда, образование), заключает в себе лишь угрозу применения силы (политическое давление, дипломатический ультиматум).

По содержанию и объекту направленности насилие можно подразделить на политическое, военное, экономическое, духовное, культурное, идеологическое, административное, судебное, законодательное и т. п.

Насилие в политике обусловлено несовместимостью интересов различных социальных групп. Несовместимость интересов классов, партий и иных социальных групп заставляет их ради реализации своей воли прибегать к средствам принуждения. При помощи средств принуждения можно реально преодолевать противодействие

других групп.

Противоположность политических интересов — объективная реальность. Однако формы и масштабы насилия в политике могут быть разными. Характер насилия тесно связан с формой реализации политической власти. Власть может реализоваться в двух основных формах: господства и руководства. Господство предполагает абсолютное доминирование какого-либо класса или группы в обществе. Оно опирается на применение насилия в крайних, прямых формах. Это проявляется не только в форме физического, но и идеологического, психологического принуждения. Такая форма власти характерна для автократических режимов.

В демократических режимах власть реализуется в форме руководства, которое предполагает осуществление социальной воли той или иной группы или класса с помощью, главным образом, авторитета, убеждения, влияния, экономического стимулирования, а также использования непрямых путей принуждения.

Таким образом, даже в демократических государствах насилие имеет место, но оно сведено к минимуму, ограничено четкими правовыми и нравственными рамками.

Вместе с тем следует учесть тот факт, что и в демократичном обществе сталкиваются разнообразные социальные интересы. Но для демократических режимов характерна политика согласования интересов различных групп в обществе. Всякое нарушение принципа компромиссного согласования интересов общественных групп на основе общих интересов может привести к нарушениям и конфликтам. Такое согласование — сложный процесс, который не обеспечивается автоматически. Многое зависит от наличия в обществе глубоких демократических традиций, от уровня общей и политической культуры.

1 Цыганков А. П. Политические режимы: структура, типология, динамика. М., 1995. С. 170.

2 Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 1997. С. 184.

3 Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 1997. С. 89.

4 Япония : справочник. М., 2003. С. 134.

5 Чиркин В. Е. Указ. соч. С. 90.

6 Конституция зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания, Швейцария, Европ. союз, Соедин. Штаты Америки, Япония, Бразилия : учеб. пособие / сост. В. В. Маклаков. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2000. 564 с.

7 Constitution of the Republic of China. Adopted by the National Assembly on December 25, 1946, promulgated by the National Government on January 1, 1947, and effective from December 25, 1947. - http://www.president.gov.tw/1_roc_intro/e_law_roc.html 8Именно данный юридический повод позволил развернуть широкомасштабные финансовые инвестиции на территории материкового Китая.

9 Мажаров И., Собянин А. Предстоящий процесс обновления высшей политической элиты в Китае не приведет к радикальным изменениям в его внутренней и внешней политике (http://www.chinadata.ru/generation_4.htm)

0Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 1997. С. 92.

uDahl R. Democracy and Its Critics. New Haven ; London, 1989; Macferson C. B. The Life and Tine of Liberal Democracy. N. Y., 1977, Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. М., 1995 и др.

12 Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах: сравнительные исследования. М., 1997.

13Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993; Мадатов А. С. Теория и история демократии // Авторские программы учебных курсов по политологии / под общ. ред. проф. Ю. В. Ирхина. М., 2001. С. 147-166; Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // М. Вебер. Избранное. М., 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.